Научная статья на тему 'ФИГУРА РЕЧИ РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ'

ФИГУРА РЕЧИ РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
риторика / стилистика / фигура речи / риторический вопрос / вопросительное предложение / rhetoric / stylistics / figure of speech / rhetorical question / interrogative sentence

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — К.В. Шнякина, Е.В. Леонидова

Данная статья посвящена рассмотрению такой фигуры речи как риторический вопрос. В ней дается описание истории исследования риторического вопроса в отечественной филологической науке, а также освещаются взгляды ведущих отечественных ученых в области филологии и лингвистики на риторический вопрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RHETORICAL QUESTION AS A FIGURE OF SPEECH: THE HISTORY OF STUDY IN RUSSIA’S SCIENCE

This article is devoted to reviewing such a figure of speech as rhetorical question. It describes the history of the study of rhetorical question in the Russian philological science, and also highlights the views of the leading Russian scientists in the field of philology and linguistics on the rhetorical question.

Текст научной работы на тему «ФИГУРА РЕЧИ РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ»

УДК 81

doi: 10.52470/2619046X_2023_3_69

ФИГУРА РЕЧИ РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ

К.В. Шнякина, Е.В. Леонидова

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению такой фигуры речи как риторический вопрос. В ней дается описание истории исследования риторического вопроса в отечественной филологической науке, а также освещаются взгляды ведущих отечественных ученых в области филологии и лингвистики на риторический вопрос.

Ключевые слова: риторика, стилистика, фигура речи, риторический вопрос, вопросительное предложение.

RHETORICAL QUESTION AS A FIGURE OF SPEECH: THE HISTORY OF STUDY IN RUSSIA'S SCIENCE

K.V. Shnyakina, E.V. Leonidova

Abstract. This article is devoted to reviewing such a figure of speech as rhetorical question. It describes the history of the study of rhetorical question in the Russian philological science, and also highlights the views of the leading Russian scientists in the field of philology and linguistics on the rhetorical question.

Keywords: rhetoric, stylistics, figure of speech, rhetorical question, interrogative sentence.

Риторический вопрос является неотъемлемой частью выразительных средств языка. Его использование человечеством связано с моментом зарождения устной речи. С тех пор и по настоящее время данная фигура речи находится в поле зрения и вызывает живой интерес у исследователей отечественной науки. Под фигурой речи принято понимать термин риторики и стилистики, обозначающий различные речевые конструкции, которые придают речи стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску.

История изучения риторического вопроса берет свое начало в работах времен античности, которые представлены великими ораторами и философами древности: Аристотелем, Сократом, Платоном и Цицероном.

Аристотель в своей работе «Этика. Политика. Риторика. Поэтика» рассматривал вопрос как возможность воздействовать на слушателя. Обучая правилам риторики, он объясняет, когда будет уместно или же нет употребить вопрос. В своей работе он писал следующее: «Что касается вопроса, то его всего уместнее предлагать тогда, когда одно из двух положений высказано таким образом, что стоит предложить один вопрос чтобы вышла нелепость ... вопрос уместен, когда из двух пунктов один сам по себе ясен, а относительно другого ясно, что на вопрос о нем дан будет утвердительный ответ» [2, с. 74].

Сократ же начинал беседы с того, что с помощью искусно подобранных риторических вопросов побеждал своего оппонента в споре. Предметом беседы обычно выступали простые проблемы, в ходе обсуждения которых выявлялись противоречия во взглядах. Именно в этих моментах Сократ начинал активно использовать риторические вопросы.

Платон рассматривал риторические вопросы исключительно как составляющее искусства собеседования, которое в свою очередь должно помогать возводить все единичное и частное к общей идее.

Цицерон же считал, что риторика является синтезом науки и искусства, который требует многих знаний и умений. Цицерон впервые обосновал, что риторика - это наука об ораторском искусстве, в то время как Сократ и Платон не признавали риторику наукой. Первая речь против Катилины (первая Катилинария) начинается с риторических вопросов, то есть с вопрошаний, не предполагающих конкретного ответа, по существу являющихся усиленными утверждениями: «Доколе же, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться, своей дерзостью, не знающей узды?» [16, с. 292]

В древнерусских текстах риторический вопрос впервые упоминается в трактате «О поэтических фигурах» Г. Хировоска, диакона и хартофилакса храма Святой Софии в Константинополе, который был им переведен на старославянский и включен в «Изборник Святослава».

В известном рукописном учебнике XVI в. «Риторика» митрополита московского Ма-кария, состоящем их двух книг - «О изобретении дел» и «О украшении слова», содержатся примеры употребления риторических вопросов в ораторской речи.

Первый русский лингвист М.В. Ломоносов в своей работе «Риторика» написал о риторическом вопросе следующим образом: «Риторический вопрос бывает не для испытания неизвестных, но для сильнейшего изображения известных вещей» [5, с. 56].

Изучение риторического вопроса тщательно и широко представлено в таких сферах современной научной мысли, как риторика, стилистика, прагматика и грамматика.

Выдающийся ученый-лингвист И.Р. Гальперин в своей работе «Очерки по стилистике английского языка» дает следующее определение риторическому вопросу: «Риторический вопрос - это особый стилистический прием, сущность которого заключается в переосмыслении грамматического значения вопросительной формы. Иными словами, предложение, которое по своему содержанию является утверждением, облечено в вопросительную форму» [7, с. 462].

М.Д. Кузнец и Ю.М. Скребнев в учебном пособии «Стилистика английского языка» трактуют риторический вопрос как «положительное или отрицательное суждение, облеченное в форму вопросительного предложения. Употребление вопросительной формы привносит в речь момент апелляции к слушателю». Авторы указывают на тот факт, что «традиционное название этой стилистической фигуры неоправданно ограничивает область ее фактического применения» [11, с. 90].

И.В. Арнольд в «Стилистике современного английского языка» рассматривает риторический вопрос как достаточно исследованную форму транспозиции. Он не предполагает ответа и ставится не для того, чтобы побудить слушателя сообщить нечто неизвестное говорящему. По мнению И.В. Арнольд, функция риторического вопроса заключается в том, чтобы повысить, усилить эмоциональный фон сообщения, оказать особое впечатление на собеседника или читателя, сделать его тем самым вовлеченным в процесс [3, с. 283].

Г.Я. Солганик в своих работах по стилистике трактует риторический вопрос следующим образом: «стилистическая фигура, указывающая на то, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению: например, Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?» [13, с. 69].

И.Б. Голуб в пособии «Стилистика русского языка» пишет о риторическом вопросе так: «Риторический вопрос - одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием эмоционально экспрессивных оттенков. Риторические вопросы содержат утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа» [8, с. 206].

В словаре лингвистических терминов О.С. Ахмановой мы можем найти такое определение риторического вопроса: «Вопрос риторический - это фигура речи, состоящая в придании утверждению или отрицанию вопросительной формы для того, чтобы привлечь усиленное внимание слушателя, повысить эмоциональный тон», где фигура речи (фигура риторическая, стилистическая) - это «оборот речи, особое сочетание слов, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания» [4, с. 82].

Е.Н. Линдстрем в научном исследовании «Классификация русских вопросительных по форме высказываний на базе прагматически обоснованной универсальной модели» формулирует риторический вопрос как «вопросительное по форме высказывание, в котором содержится суждение с утверждением противоположного, то есть положительный по форме вопрос выражает отрицательное по смыслу суждение, и, наоборот, отрицательный по форме вопрос выражает положительное по смыслу суждение». Она предлагает следующую классификацию риторических вопросов: «риторические вопросы в зависимости от выполняемых ими функций разделены на настоящие риторические вопросы, риторические вопросно-ответные единства и рефлексивные риторические вопросы» [12, с. 14].

Н.И. Жинкин считает, что «риторические вопросы обладают всеми признаками вопросительных предложений, но совершенно не содержат побуждения собеседника к ответу. Риторические вопросы не требуют ответа, потому что они сами в себе содержат этот ответ в виде утверждающего или отрицающего сообщения» [9, с. 87].

Аналогичной точки зрения придерживается Н.С. Валгина, констатируя, что в вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание: «Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе». Она указывает на факт широкого распространения риторических вопросов в художественной литературе, которые выступают одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи [6, с. 462].

Особенность риторического вопроса, по мнению Н.Н. Кохтева, состоит в том, что он не требует ответа, поскольку оратор либо полагает, что этот ответ очевиден для аудитории, либо не стремится получить ответ, использует вопрос в качестве введения для ответа, который он даст сам. В этом случае конструкция (вопросительное предложение), которая имеет типичное предназначение (побуждение к ответной реплике), используется нетипично, не так, как это делается обычно [10, с. 11].

В современных работах по риторике сохраняется актуальность исследования риторического вопроса, который является одним из сильных и эффективных фигур речи. И.А. Стернин указывает, что риторический вопрос хорошо воспринимается на слух, а его эффективность особенно высока в состоянии напряженного ожидания, «когда аудитория эмоционально возбуждена». Использование риторического вопроса «ненавязчиво навязывает» нужную идею [14, с. 69].

Свою точку зрения на риторический вопрос дает В.И. Андреев в книге «Деловая риторика»: «Риторический вопрос - это вопрос, побуждающий к размышлению и не требующий конкретного ответа от кого-либо. Риторические вопросы ораторы часто используют для того, чтобы побудить слушателей к размышлению в нужном направлении для оратора» [1, с. 74].

Г.Г. Хазагеров и И.Б. Лобанов пишут, что риторический вопрос нередко используется, если говорящий по каким-либо причинам не может или не хочет высказать мысль прямо, хотя нуждается в том, чтобы аудитория поняла, что он хочет сказать [15, с. 36].

Таким образом, отечественные ученые-языковеды рассматривают риторический вопрос как фигуру речи, не требующую ответа на поставленный вопрос, придающую утверждению или отрицанию вопросительную форму для создания определенного стилистического эффекта, привлечения внимания к теме или явлению и повышения эмоционального тона всего высказывания.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Деловая риторика. М., 1993.

2. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. М., 1998.

3. Арнольд И.В. Стилистика, современный английский язык: учебник для ВУЗов. М., 2002.

4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / Советская энциклопедия. М., 1996.

5. БердникЛ.Ф. Риторический вопрос как экспрессивное средство. М., 1989.

6. ВалгинаН.С. Современный русский язык: Синтаксис: учебник. М., 2003.

7. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. М., 2012.

8. ГолубИ.Б. Стилистика русского языка. М., 2010.

9. ЖинкинН.И. Язык - Речь - Творчество. Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике. М., 1998.

10. Кoxтeв Н.Н. Стилистика рекламы: учебно-методическое пособие для студентов факультетов и отделений журналистики государственных университетов. М., 2011.

11. Кузнец М.Д., Скребнев Ю.М. Стилистика английского языка. Л., 1960.

12. Линдстрем Е.Н. Классификация русских вопросительных по форме высказываний на базе прагматически обоснованной универсальной модели. М., 2003.

13. Солганик Г.Я. Стилистика текста: учебное пособие для студентов, абитуриентов, преподавай филологов. М., 2001.

14. Стернин И.А. Практическая риторика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2008.

15. XaзaгepoвГ.Г., ЛoбaнoвИ.Б. Риторика. М., 2004.

16. Цицерон Марк Туллий. Речи / пер. Первой речи против Луция Сергия Катилины - В.О. Горенштей-на. М., 1962.

К.В. Шнякина

кандидат филологических наук, старший преподаватель 32 кафедры английского языка (основного)

Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ E-mail: research2021@mail.ru

Е.В. Леонидова

преподаватель 32 кафедры английского языка (основного) Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ E-mail: research2021@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.