Научная статья на тему 'Функционирование риторического вопроса в стихотворной речи как средство эмоциональноэкспрессивного синтаксиса'

Функционирование риторического вопроса в стихотворной речи как средство эмоциональноэкспрессивного синтаксиса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
331
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SYNTAX / ART TEXT / ESTHETICS / STYLISTIC FIGURES / ELLIPSIS / RHETORICAL QUESTION / INTONATION / СИНТАКСИС / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ЭСТЕТИКА / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ / ЭЛЛИПСИС / РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ИНТОНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Омарова З.С.

Статья посвящена изучению функционирования риторического вопроса в художественном тексте, в частности в стихотворной речи. Материалом исследования данной статьи является поэма «Судьба Шамиля» известного аварского поэта Ма-гомедбега из Гергебиля. Автор приходит к выводу, что риторический вопрос в его поэтических текстах является одним из выразительных средств придания синтаксическим структурам эмоционально-экспрессивного оттенка и повышения выразительности текста. Эффективность достигается лишь в тех случаях, когда читатель потрясён прочитанным и впечатлён картинами и образами произведения. Литературные произведения Магомедбега из Гергебиля очень популярны и в этом не последнюю роль играют выразительные средства аварского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONING OF A RHETORICAL QUESTION IN POETIC SPEECH AS MEANS OF EMOTIONALLY-EXPRESSIONAL SYNTAX

The research paper presents a study on functioning of rhetorical questions in a literary text, in particular in poetic speech. The material of the research of the given article is a poem “Destiny of Shamil”, written by a well-known Avarian poet Magomedbeg from Gergebil. The author comes to the conclusion that rhetorical questions in poetic texts are one of the expressive means of giving syntactic structures with an emotionally expressive shade that enhances the expressiveness of the whole text. Efficiency is achieved only in those cases, when the reader is shocked by what he has read and is impressed by the images of the work. Literary works of Magomedbag from Gergebil are famous for his genius. The research also notes the expressive means of the Avar language in the writer's poems.

Текст научной работы на тему «Функционирование риторического вопроса в стихотворной речи как средство эмоциональноэкспрессивного синтаксиса»

УДК 811.351.12

Omarova Z.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, Dean of Faculty

of Dagestan Philology, Dagestan State Ped. University (Makhachkala, Russia), E-mail: zainabguni@mail.ru

FUNCTIONING OF A RHETORICAL QUESTION IN POETIC SPEECH AS MEANS OF EMOTIONALLY-EXPRESSIONAL SYNTAX. The research paper presents a study on functioning of rhetorical questions in a literary text, in particular in poetic speech. The material of the research of the given article is a poem "Destiny of Shamil", written by a well-known Avarian poet Magomedbeg from Gergebil. The author comes to the conclusion that rhetorical questions in poetic texts are one of the expressive means of giving syntactic structures with an emotionally expressive shade that enhances the expressiveness of the whole text. Efficiency is achieved only in those cases, when the reader is shocked by what he has read and is impressed by the images of the work. Literary works of Magomedbag from Gergebil are famous for his genius. The research also notes the expressive means of the Avar language in the writer's poems.

Key words: syntax, art text, esthetics, stylistic figures, ellipsis, rhetorical question, intonation.

З.С. Омарова, канд. филол. наук, доц., декан факультета дагестанской филологии, Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: zainabguni@mail.ru

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РИТОРИЧЕСКОГО ВОПРОСА В СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА

Статья посвящена изучению функционирования риторического вопроса в художественном тексте, в частности в стихотворной речи. Материалом исследования данной статьи является поэма «Судьба Шамиля» известного аварского поэта Ма-гомедбега из Гергебиля. Автор приходит к выводу, что риторический вопрос в его поэтических текстах является одним из выразительных средств придания синтаксическим структурам эмоционально-экспрессивного оттенка и повышения выразительности текста. Эффективность достигается лишь в тех случаях, когда читатель потрясён прочитанным и впечатлён картинами и образами произведения. Литературные произведения Магомедбега из Гергебиля очень популярны и в этом не последнюю роль играют выразительные средства аварского языка.

Ключевые слова: синтаксис, художественный текст, эстетика, стилистические фигуры, эллипсис, риторический вопрос, интонация.

Синтаксический уровень языка предоставляет художнику слова большие возможности для выбора конструкций, способных передать нужное содержание, где легко находят свое выражение и вкусы поэта, его эстетические воззрения и многое другое. Синтаксис текста, в отличие от других уровней не определяется непосредственно содержанием, поэтому он может служить прекрасным средством для передачи дополнительной информации - и смысловой, и в особенности - эмоциональной. Поэтому наблюдения над ними помогают читателю правильно понять мысль и чувства автора (или его героев). Кроме того, синтаксис текста оказывает непосредственное влияние на эмоции читателя: он может вызвать состояние взволнованности, напряженности или спокойствия, умиротворенности [1].

Слова способны передавать тончайшие оттенки чувства, движение человеческой души и мысли, вызывая тем самым ответный отклик слушателей, читателей. Мастерство художника слова заключается в том, что он не просто умело, но и творчески умеет использовать возможности языка. В результате большого опыта создания художественных текстов были выработаны особые синтаксические построения, которые наделены большой экспрессивностью, в частности стилистические фигуры.

Синтаксис художественного текста, в отличие от других уровней, по существу всегда является выразительным. Если в научном или официально-деловом тексте преобладают стандартные синтаксические модели, то в художественном их очень мало. Вся структура текста заслуживает внимание, потому что она подчинена выражению дополнительного смысла - экспрессивной передаче эмоций автора или героев [2].

Как тропы, так и стилистические фигуры традиционно использовались в художественных текстах в качестве средства создания экспрессии с древнейших времён. Мастерство, опыт авторов позволяло отбирать или рекомендовать для употребления те конструкции и приёмы, которые обладают наибольшими возможностями для повышения выразительности речи. В основе этих конструкций лежат объективные факторы, способные указывать воздействие на эмоции читателей.

Любая синтаксическая конструкция, умело и оригинально использованная, может быть средством эмоционально-экспрессивного синтаксиса. Это, однако, не означает, что все единицы грамматического синтаксиса могут рассматриваться как единицы стилистического синтаксиса. Следует различать речевые средства, в которых потенциально заложены экспрессивно-изобразительные средства, и конструкции, которые приобретают экспрессию в контексте. Традиционными единицами такого синтаксиса считались эллипсис, риторический вопрос и другие [3].

Риторический вопрос в отличие от многих стилистических фигур, используется не только в поэтической и ораторской речи, но и в публицистических текстах, в художественной и научной прозе, в разговорной речи. Богатые возможности для создания экспрессии дает интонация. Всегда выразительны интонационно разнообразные построения. Если не касаться стилистических фигур, то это, прежде всего, восклицательные и вопросительные предложения в своем основном значении. Обычно они передают эмоции героев.

Риторические вопросы являются своего рода нарушением нормы, потому что при употреблении в тексте они теряют первоначальный смысл: вопрос задан не с целью получить ответ, а обращение не адресовано собеседнику. Риторический вопрос - одна из самых распространённых стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием эмоционально экспрессивных оттенков. Функция риторического вопроса - привлечь внимание, усилить впечатление, повысить эмоциональный тон, создать приподнятость. Ответ в нем уже подсказан, и риторический вопрос только вовлекает читателя в рассуждение или переживание:

...Ц1а харилаб бакун Дагъистаналда

Кибего капурлъи т1аде т1амилин.

Т1ад балагь рещт1аяв, квешав капурчи,

Квершел батулебдай Дагъистаналда?

Иях1 рехулебдай наибзабаца?

... Разведя костер в Дагестане,

Надеясь распространить нечестивость везде.

Чтоб тебя беда постигла, злой безбожник

Найдешь ли власть в Дагестане?

Потеряют ли честь наибы?

(здесь и далее буквальный построчный перевод наш.)

Риторический вопрос соотнесён, как и все тропы, с критерием искренности: внешне это попытка задать, не задав вопроса. Риторический вопрос обычно предлагается именно в качестве вопроса, на который разумный собеседник не бросится отвечать: столь минимальные сведения из области риторики есть у каждого:

а) Хведал босизе рух1 чорхолъ гьеч1ого Гьакица мун арав к1очонищ тараб?

Не имея сил даже для последнего вздоха, Забыл что ли как тебя увозили на арбе?

б) Т1олго г1андалазул Г1амилазул вас Г1урус бачун щвеч1ищ Гъуниб маг1арде? Мег1ер ч1ван г1одобе г1урус баккидал, Г1одизе лъуг1инч1ищ г1исинал лъимал?

Сын Алилава всех андалальцев Не прибыли ли русские в Гунибские горы? Когда русские появились через горы, Не стали ли плакать маленькие дети? Риторические вопросы отличаются яркой восклицательной интонацией, выражающей изумление, крайнее напряжение чувств. Не случайно авторы иногда в конце риторических вопросов ставят восклицательный знак или два знака - вопросительный и восклицательный [4]. Это умело использует аварский поэт Магомедбег из Гергебиля в своей эпической поэме «Судьба Шамиля»:

Кинабго Дагъистан дандеги ах1ун, Г1алимзаби рекъон кьураб имамлъи Кьелебищ, дир эмен, инараласе?! Къоло шуго соналъ борчараб ярагъ Бахъизе телебищ мунапикъасе?! [5].

Собрав весь Дагестан, Имамство, отданное согласовав с учеными Отдашь, мой отец, генералу?! Обмундирование двадцати пяти лет Разрешите ли снять лицемеру?!

Риторические вопросы содержат эмоциональное утверждение или отрицание в форме вопроса и не предполагают ответа.

Библиографический список

Риторические вопросы повышают экспрессивность высказывания. Сильным приемом эмоционального воздействия выступают риторические вопросы, имплицирующие отрицание или утверждение. Для поэтической речи риторические вопросы являются довольно распространенным приемом эмоциональной экспрессии, в частности, риторический вопрос как средство повышения эмоциональности текста. Приведем пример: Бурти, чачаназул чара хвезег1ан, Чачаназул рахъалъ щай мун вагъич1ев? [5].

Пока бурты, чеченцы окажутся в безвыходном положении На чеченской стороне почему ты не воевал?

Риторический вопрос в приведённом примере, введённый в качестве парентезы, не предполагает ответа, а лишь является средством придания предложению в целом экспрессивной окраски: оттенка недовольства.

Итак, как видно из примеров употребления риторического вопроса в поэтических текстах, он является одним из выразительных средств придания синтаксическим структурам эмоционально-экспрессивного оттенка и повышения выразительности текста. Приёмы выразительности, такие как тропы и фигуры должны удивлять читателя. Эффективность достигается лишь в тех случаях, когда читатель потрясён прочитанным и впечатлён картинами и образами произведения. Литературные произведения Магомедбега из Гергебиля по праву славятся своей гениальностью и в этом не последнюю роль играют выразительные средства аварского языка, которые он умело применяет в своих произведениях.

1. Клюев Е.В. Риторика. Москва: ПРИОР, 1999.

2. Меджидова З.С. Семантико-стилистические средства выражения индивидуально-авторской модальности в аварской публицистике. Махачкала, 2011.

3. Скребнев Ю.М. Тропы и фигуры как объект классификации. Проблемы экспрессивной стилистики. Ростов-на-Дону, 1987.

4. Халиков М.М. Основы стилистики аварского языка. Махачкала, 1997.

5. Хьаргабиса Мух1амадбег Гъазават. Махачкала, 1996 (на аварском языке).

References

1. Klyuev E.V. Ritorika. Moskva: PRIOR, 1999.

2. Medzhidova Z.S. Semantiko-stilisticheskie sredstva vyrazheniya individual'no-avtorskoj modal'nosti v avarskoj publicistike. Mahachkala, 2011.

3. Skrebnev Yu.M. Tropy i figury kak ob'ekt klassifikacii. Problemy 'ekspressivnoj stilistiki. Rostov-na-Donu, 1987.

4. Halikov M.M. Osnovy stilistiki avarskogo yazyka. Mahachkala, 1997.

5. H'argabisa Muhlamadbeg G'azavat. Mahachkala, 1996 (na avarskom yazyke).

Статья поступила в редакцию 01.11.15

УДК 81

Pasiukova O.A., senior teacher, Department of the English Language and Methods of Teaching English, Chelyabinsk State Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: olga-rain@bk.ru

FUNCTIONAL PARTICULAR FEATURES OF ADJECTIVE COMPONENT IN RUSSIAN AND ENGLISH SUBSTANTIVE PHRASEOLOGICAL UNITS. The subject of the study is functional specific features of an adjective component in Russian and English substantive phraseological units. The author defines a term "function" and describes basic approaches to the study of functions in linguistics. The analysis shows that an adjective component performs the same functions in both Russian and English substantive phraseological units. They are shape-generating, phrase-generating, semantic, nominative, appraisive and mentality-expressing functions. Some differences in functions have also been found due to the research. The author identifies that in the Russian substantive phraseological units an adjective also has a style-distinguishing function, and in the English substantive phraseological units an adjective can intensify the meaning. The Russian and English substantive phraseological units for this research are chosen from texts of a journalistic genre. The material presented in the paper can lead to the further studying of functional styles in both languages. Key words: function, adjective, component, substantive phraseological unit.

О.А. Пасюкова, ст. преподаватель каф. английского языка и МОАЯ, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» г. Челябинск, E-mail: olga-rain@bk.ru

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТА-ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО В СОСТАВЕ СУБСТАНТИВНЫХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ

Данная статья посвящена определению и описанию функциональных особенностей компонента-прилагательного в составе субстантивных фразеологизмов русского и английского языков. В статье раскрывается содержание понятия «функция» и рассматриваются основные подходы к учению о функциях в языкознании. На основе анализа фразеологизмов исследу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.