Научная статья на тему 'ФГОС нового поколения: проблемы, тенденции и перспективы'

ФГОС нового поколения: проблемы, тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугин С. С.

В статье предпринята попытка теоретического анализа современного состояния системы российского образования и перехода первой ступени образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Актуализируется проблематика формирования и развития творческого потенциала младших школьников, освещается опыт и возможные пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФГОС нового поколения: проблемы, тенденции и перспективы»

ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Пичугин С.С.*

Институт развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа

В статье предпринята попытка теоретического анализа современного состояния системы российского образования и перехода первой ступени образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Актуализируется проблематика формирования и развития творческого потенциала младших школьников, освещается опыт и возможные пути решения.

В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Поэтому главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников. Ориентирами нового образования в России становятся два принципа, сформулированные ЮНЕСКО: «Образование для всех» и «Образование через всю жизнь».

В итоговом докладе ЮНЕСКО определены приоритеты современного образования, они абсолютно не противоречат традициям русской школы: научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться - работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение - для бытия. И научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, - это учение для совместной жизни [8, с. 164].

Свое логическое продолжение обозначенные приоритеты получили в Государственных образовательных стандартах второго поколения, где во главу угла поставлено овладение детьми универсальными учебными действиями (УУД). Это, по мнению разработчиков, позволит учащимся не только самостоятельно усваивать новые знания и умения, но и позволит полноценно формировать мотивацию к обучению и умение свободно ориентироваться в предметных областях. Ученику предоставляется возможность вырабатывать собственный образовательный маршрут.

Таким образом, главенствующей целью образования становится развитие творческих, созидательных, способностей обеспечивающих воз-

* Доцент кафедры Теории и методики начального образования, кандидат педагогических наук.

можности самоопределения, самовыражения и самосохранения. Цели образования должны быть сориентированы, с одной стороны, на образовательный идеал, а, с другой - на реалии современной жизни, т.е. нести в себе ценностно-прагматический потенциал [7, с. 147].

Другими словами, сегодня перед образовательной системой страны стоит непростая цель: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. «Настоящий, неискаженный педагогический процесс в одно и то же время и свободен и необходим, потому что это есть процесс саморазвития» [3, с. 170]. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Общеобразовательная школа сегодня, к сожалению, не всегда и не во всем отвечает современным запросам детей и их родителей. По официальным данным Министерства образования и науки РФ, 40 % детей не хотят идти в школу, 50 % не удовлетворены школьными знаниями и только 10 % искренне рады встрече с учителем. Около 50 % детей в возрасте 6-7 лет сегодня имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, более 20 % приходят в школу с хроническими заболеваниями, что снижает потенциал ребенка к адаптации и социализации на последующих этапах обучения. За последнее время почти в два раза по сравнению с 70-ми гг. XX столетия (с 41,4 % до 21,2 %) сократилось число детей-дошкольников, имеющих необходимый уровень развития «школьных» функций при поступлении в школу, а соответствие биологического возраста паспортному имеют только 56 % шестилеток, что почти на 30 % меньше, чем десятилетие назад.

Мы глубоко убеждены в том, что педагог, разделяющий идеи вариативного развивающего образования, поставивший целью научить каждого ребенка должен сделать ставку на полноценное формирование и развитие креативных потенций учащихся, поскольку именно творческая деятельность дает возможность ребенку занять позицию активного участника процесса обучения, реализовывать собственные жизненные замыслы, полноценно сформировать универсальные учебные действия, позволяющие самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. «Целью школы должны быть не знания, а способность учиться и действовать самостоятельно (значит, важны такие качества и ученика и педагога, как инициати-

ва, самоопределение, выбор, заинтересованность, творческая самореализация)» [5, с. 104]. Таким образом, в условиях реформирования российского образования его качество должно определяться не содержанием стандартов и набором новомодных систем и методов преподавания, а качеством самостоятельной творческой деятельности детей. «В XXI веке творческий потенциал и человеческие качества становятся главным ресурсом эффективного развития, успеха в конкуренции на мировых рынках, безопасности страны и, главное, высокого качества жизни ее граждан» [9, с. 13].

Психолого-педагогические исследования позволяют утверждать, что творческие потенции заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество - есть естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей и определенной деятельности. В младшем школьном возрасте приобщение к творчеству протекает в учебной деятельности, когда ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности. От ученика это требует анализа, планирования, рефлексии учебной деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала, позволяет ему самореализоваться.

В основе ФГОС второго поколения лежит формирование компетент-ностного подхода, развитие универсальных учебных действий. «Современное образование - не столько один из результатов инновационного развития, сколько необходимое условие его осуществления» [10, с. 11].

Основными результатами образования в начальной школе, согласно новым госстандартам, должны стать: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

В результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения.

Достижение указанных результатов сможет обеспечить, по мнению разработчиков, возможность продолжения образования на следующих ступенях системы непрерывного образования.

Основной результат образования, как отмечает О.Б. Логинова [6], рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых пред-

метов. Овладение универсальными учебными действиями даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность, по мнению профессора О.А. Карабановой [4], обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основные блока: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Другими словами, приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться. Это станет залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе. Школа должна решать, по мнению А. А. Фурсенко [10], не только сиюминутные задачи, давая знания, необходимые для поступления в вуз, но и готовить ученика к будущей жизни, гарантируя успешную социализацию.

У современного школьника, по определению члена-корреспондента РАО А.М. Кондакова, должна быть сформирована компетентность по обновлению компетенции. Это означает формирование внутреннего ресурса человека по постоянному освоению, обновлению новых компетенций. В этом состоит новая методологическая установка стандарта. Задача стандарта - найти способы научить ребенка ориентироваться в очень сложном и постоянно изменяющемся мире.

Младший школьник становится своеобразным лоцманом, которому необходимо проложить в море информации свой собственный индивидуальный образовательный фарватер. А это значит, что учителю начальной школы необходимо сместить акценты в образовательной культуре ребенка в сторону самостоятельного творческого мышления и умения работать в коллективе, принимать ответственные решения - «развивать культуру собственной творческой активностью в общении с другими людьми и во благо всего человеческого рода» [2, с. 393].

Особое и, пожалуй, наиважнейшее место в процессе реформирования российского образования отведено учителю. Учителю, по мнению профессора И.З. Гликмана, в своей работе с детьми сегодня как никогда необходимо найти непростое сочетание стабильности, упорядоченности, с одной стороны, и разнообразие с добавлением непредсказуемых элементов -с другой [1, с. 177].

Успех начатых преобразований напрямую будет зависеть от того, на сколько изменится сам педагог, примет ли новые «условия игры», поведет ли за собой своих подопечных. Сумеет ли организовать учебную деятельность своих питомцев таким образом, чтобы она вооружила каждого ученика эффективным инструментом познания - позволила учиться и переучиваться на протяжении всей жизни. Несомненно, это удел творческих, думающих, увлеченных мастеров своего дела. Заметим, что об этом ещё в 80-е годы XX века размышляла Г.И. Щукина: «Только учитель, увлеченный своей деятельностью, может быть изобретателен в приемах, заставляющих учеников удивляться, волноваться, силой воображения переноситься в далекие миры, в сложнейшие глубины человеческих отношений, деяний, в неизведанное» [11, с. 88].

Сегодня, по единодушному мнению ученых и педагогов, необходима ориентация школы на развитие личности ребенка, формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Согласитесь, коллеги, если мы не изменим своего отношения к каждому уроку, каждому внеклассному занятию и мероприятию, то вряд ли сможем достигнуть поставленной цели и выполнить новый социальный заказ!

Список литературы:

1. Гликман И. Обучение и внутренний мир школьника // Народное образование. - 2007. - № 8.

2. Каган М. Философия культуры. - СПб., 1996.

3. Каптерев П. Избр. Произведения. - М., 1982.

4. Карабанова О. Что такое УУД и зачем они нужны // «Начальная школа» - приложение к информационно-публицистическому бюллетеню «Просвещение». - 2007. - Вып. 2 (2).

5. Крылова Н. Проектная деятельность школьника и педагога // Народное образование. - 2005. - № 7.

6. Логинова О. Стандарты нового поколения в начальной школе // «Начальная школа» - приложение к информационно-публицистическому бюллетеню «Просвещение». - 2007. - Вып. 2 (2).

7. Новичков В. Необходима новая теория содержания образования // Народное образование. - 2007. - № 7.

8. Поташник М. Качество образования: жизнь постоянно актуализирует это понятие, обогащает его // Народное образование. - 2006. - № 4.

9. Смолин О. Образование - для всех // Народное образование. - 2005. - № 5.

10. Фурсенко А. Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы // Народное образование. - 2008. - № 9.

11. Щукина Г. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1988.

ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ НАСИЛИЕ

© Пчелинцева Е.В.*

Институт развития образования Ивановской области, г. Иваново

Статья посвящена проблеме изучения феномена насилия над детьми дошкольного возраста, преодолению его последствий, в процессе воспитания творческой направленности личности, вовлечения детей в совместную со взрослыми продуктивную деятельность. Рассматривается проблема активизации ребенка в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой деятельностях. Представлены концептуальные положения воспитания творческой направленности личности детей, переживших домашнее насилие.

В последние годы в условиях трансформации российского общества все чаще наблюдаются кризисные явления в детско-родительских отноше-

* Заведующий кафедрой Дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.