Научная статья на тему 'ФЕЙКОВАЯ МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА МОЛОДЕЖНОЕ СОЗНАНИЕ'

ФЕЙКОВАЯ МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА МОЛОДЕЖНОЕ СОЗНАНИЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
494
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНОЕ СОЗНАНИЕ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ФЕЙКОВАЯ МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ / ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ / ЭПОХА ПОСТПРАВДЫ / СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ковров Владимир Викентьевич, Вакула Иван Михайлович, Гафиатулина Наталья Халиловна

Статья посвящена осмыслению проблемы влияния фейковой медиареальности как фактора, оказывающего негативное воздействие на сознание российской молодежи. В статье дано определение фейковой медиареальности, представлен деструктивный контент, воздействующий на молодежное сознание в целях манипулятивного влияния: избыточная, некорректная (фейковая) пропаганда или реклама; трансляция агрессивных форм поведения; регулярное искажение социальной реальности посредством медиавброса фейковой информации; появление информации в социальных сетях, противоречащей духовно-нравственным нормам и ценностям российского общества; превалирование в медиапространстве западной продукции, в которой представлено неуважение к российскому обществу и его социокультурным традициям; трансляция англо-американской культуры, строящейся на языке вражды и являющейся фактором изменения социокультурного кода в молодежном сознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ковров Владимир Викентьевич, Вакула Иван Михайлович, Гафиатулина Наталья Халиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAKE MEDIA REALITY IN RUSSIAN SOCIETY AS A FACTOR OF INFLUENCE ON YOUTH CONSCIOUSNESS

The article is devoted to understanding the problem of the influence of fake media reality as a factor that has a negative impact on the consciousness of Russian youth. The article gives a definition of fake media reality, presents destructive content that affects youth consciousness for the purpose of manipulative influence: excessive, incorrect (fake) propaganda or advertising; transmission of aggressive forms of behavior; regular distortion of social reality through media stuffing of fake information; the appearance of information in social networks that contradicts the spiritual and moral norms and values of Russian society; the prevalence of Western production in the media space, which shows disrespect for Russian society and its socio-cultural traditions; translation of the Anglo-American culture, built on the language of hostility and being a factor in changing the socio-cultural code in the minds of young people.

Текст научной работы на тему «ФЕЙКОВАЯ МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА МОЛОДЕЖНОЕ СОЗНАНИЕ»

УДК 316

DOI 10.23672/l4515-7578-1838-x

Ковров Владимир Викентьевич

кандидат педагогических наук, доцент,

Севастопольский государственный университет [email protected]

Вакула Иван Михайлович

доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ростовский юридический институт МВД России [email protected]

Гафиатулина Наталья Халиловна

кандидат социологических наук, доцент,

Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета [email protected]

Фейковая медиареальность

в российском обществе как фактор влияния на молодежное сознание

Vladimir V. Kovrov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Sevastopol State University [email protected]

Ivan M. Vakula

Doctor of Philosophy,

Professor of the Department of Humanities and Socio-economic Disciplines, Rostov Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia [email protected]

Natalya Kh. Gafiatulina

Candidate of Sociological Science, Associate Professor,

Institute of Sociology and Regional Studies Southern Federal University [email protected]

Fake media reality in Russian

society as a factor of influence on youth consciousness

Аннотация. Статья посвящена осмыслению проблемы влияния фейковой медиареальности как фактора, оказывающего негативное воздействие на сознание российской молодежи. В статье дано определение фейковой медиареальности, представлен деструктивный контент, воздействующий на молодежное сознание в целях манипулятивного влияния: избыточная, некорректная (фейковая) пропаганда или реклама; трансляция агрессивных форм поведения; регулярное искажение социальной реальности посредством медиавброса фейковой информации; появление информации в социальных сетях, противоречащей духовно-нравственным нормам и ценностям российского общества; превалирование в ме-диапространстве западной продукции, в которой представлено неуважение к российскому обществу и его социокультурным традициям; трансляция англо-американской культуры, строящейся на языке вражды и являющейся фактором изменения социокультурного кода в молодежном сознании.

Ключевые слова: молодежь, молодежное сознание, российское общество, фейковая медиареальность, фейковые новости, эпоха постправды, СМИ.

Annotation. The article is devoted to understanding the problem of the influence of fake media reality as a factor that has a negative impact on the consciousness of Russian youth. The article gives a definition of fake media reality, presents destructive content that affects youth consciousness for the purpose of manipulative influence: excessive, incorrect (fake) propaganda or advertising; transmission of aggressive forms of behavior; regular distortion of social reality through media stuffing of fake information; the appearance of information in social networks that contradicts the spiritual and moral norms and values of Russian society; the prevalence of Western production in the media space, which shows disrespect for Russian society and its socio-cultural traditions; translation of the Anglo-American culture, built on the language of hostility and being a factor in changing the socio-cultural code in the minds of young people.

Keywords: youth, youth consciousness, Russian society, fake media reality, fake news, post-truth era, media.

В традиционных СМИ, которые в настоящее время, по мнению многих специалистов, утрачивают свою роль, существуют строгие правила, согласно которым информация должна соответствовать определенным требованиям: быть своевременной, поражать сознание, и отвечать, c

объективной точки зрения, социально-политической реальности и востребованности.

Трансформация традиционного взаимодействия на межгосударственном, общественном и медийном пространственных уровнях послужили

триггерным механизмом, трансформировавшим, в свою очередь, истинность факта, сделавшим его особым продуктом медиареальности, ибо роль и принципы достоверности реального факта изменились: сейчас атакует и прессингует «эпоха постправды», которая стирает границы между ложью и правдой». В эпоху этой «постправды» статус истинности факта социальной реальности снижается, на первый план выступает ложный факт или, как принято говорить в условиях современного массового потребления информации, «фейк» [1].

Сегодня фейковые или ложные новости стали частью современной жизни западного общества, событийным фоном и катализатором которого стали ВгехК, выборы США; а также события на российско-украинской границе, их признание как феномена свидетельствует не только о высокой эффективности такой информации, но и о востребованности в мировом сообществе, которое жаждет сенсаций, раскрытий «мировых заговоров» и шокирующих новостей. Фейковые новости не просто «подогревают», а «разжигают» давние стереотипы [2] и продолжают влиять на формирование общественного мнения населения в российском обществе в целом, и сознание российской молодежи, в особенности.

Тот факт, что это воздействие СМИ на сознание молодых поколений россиян имеет негативный характер, уже трудно оспорить, поскольку фейко-вая медиареальность обладает свойствами дезинформирования (преднамеренного распространения недостоверной информации) и миссинфор-мирования (непреднамеренного распространения ложной информации), по словам К.В. Зуйки-ной и Д.В. Соколовой, «фейковые новости буквально мимикрируют под реальные, достоверные новости» [3, с. 311].

Молодежь как наиболее активная, мобильная, восприимчивая и отзывчивая к любого рода новациям социальная группа, значительно подвержена ценностным и мировоззренческим переформатированиям, поэтому легко попадает под влияние фейковой реальности, в особенности, в эпоху всеобщей информатизации.

Однако прежде чем вести речь о влиянии фейко-вой медиареальности на молодежное сознание, необходимо обратить внимание на то, что же представляет собой фейк и фейковая реальность?

Интересно заметить, что, несмотря на то тот факт, что такие категории как «фейк», «фейковая реальность», «информационное противоборство», «фейковые новости», «фейковые сообщения» сегодня пропитали и наводнили социально-политическую реальность и пространство медиа-реальности [4], однако, терминологическое определение фейка в новейших официальных словарях русского языка, социологии и политологии пока не представлено. Но при этом стоит обратить внимание на то, что в некоторых источниках можно обнаружить этимологическое толкование понятия «фейк», которое в английском языке имеет несколько основных значений: «подделка»,

«фальшивка», «имитация» (когда речь идет о вещи) или «самозванец, притворщик» (когда речь идет о человеке).

В Оксфордском словаре категория «фейк» семантически связана с глаголами «убирать», «подметать» и содержит идею обмана, введения общественного сознания в заблуждение [5].

Словарь компьютерных терминов определяет понятие «фейк» как подделку, обман; измененные фото и видеоматериалы: «Фейк (англ. fake/fek/) -подделка, фальсификация, обман; как правило, используется для определения искаженных с помощью специальных программ-редакторов оригинальных цифровых фото или видео файлов» [6].

Фейковую медиареальность можно определить как явление, продиктованное эпохой постправды, формирующее особую медиа-социальную среду, в рамках которой истинные факты и события подменены на воображаемые образы или вырванные из контекста социокультурной реальности феномены, события; имеющие все свойства подлинных фактов и оказывающие воздействие на общественное сознание в целом, и молодежное сознание, в частности, с целью манипулятивного влияния на него.

Существует целый ряд разновидностей фейковой медиареальности, угрожающих молодежному восприятию в структуре сознания молодежи, среди которых [7]:

- поддельный интернет-аккаунт, аккаунт-фаль-шивка;

- несуществующая, нереальная вещь, созданная как вполне реальная (программы-редакторы оригинальных цифровых фото или видео файлов);

- человек, который выдает себя за кого-то другого (самозванец);

- постановочный (фейковый) документальный фильм (специально постановленные, срежиссированные, заранее продуманные вещи);

- ссылка на несуществующий официальный документ, статью.

А какой контент медиареальности может влиять на молодежное сознание, изменяя его?

Как показывает анализ различных научных источников, на сознание российской молодежи может негативно влиять контент такого рода:

- Избыточная, некорректная (фейковая) пропаганда или социальная реклама как «действенный инструмент формирования морально-нравственных ценностей», выступающая рычагом стереотипного восприятия мира российской молодежью, «негативно влияющей на осмысление внешней среды» [8, с. 120].

- Трансляция агрессивных форм поведения вербального или невербального (физического)

характера. Так, согласно результатам исследования, проведенного Г.Э. Тургановой и др. «демонстрация агрессии влияет на эмоциональное состояние молодежи», изменяя ее психоэмоциональное сознание в сторону его ухудшения и негативно влияя на способность управления эмоциями и мотивацией себя молодежью [9, с. 54].

- Регулярное искажение социальной реальности посредством медиавброса в пространство российских СМИ фейковой информации. Как подчеркивают М.А. Поливина, О.И. Шкуропий и

B.В. Майба, «фейковые новости как поддельный образ обладают всеми основными характеристиками и свойствами подлинного факта, непосредственно воздействующего на сознание адресата в целях манипулятивного влияния» [10, с. 73].

- Доминирование деструктивной информации в социальных сетях (преимущественно негативной направленности), противоречащей духовно-нравственным нормам и ценностям российского общества [11]. По мнению Ю.В. Мигуновой, в молодежном сознании формируется «негативное влияние на систему ценностей молодого поколения»; посредством создаваемого «массмедиа информационного фона» возникает «цифровой гедонизм», детерминированный «не только стремлением молодых людей к получению удовольствий посредством виртуальной среды, но и формированием такого мировоззрения, при котором утрачивается интерес к реальной жизни с ее объективными сложностями, интересом к содержательному труду» [12, с. 53].

- Превалирование в медиапространстве западной продукции, в которой недвусмысленно представлено неуважение к российскому обществу и его социокультурным традициям. «Массовые коммуникации определяют контекст, направленность восприятия информации, межкультурные коды» [13, с. 159], влияя, таким образом, и на сознание молодежи, и на осознанные представления отдельного молодого индивида в области межэтнических взаимодействий и этнической толерантности [14].

- Трансляция англо-американской культуры на протяжении, как минимум, трех десятилетий, в результате чего, формируется англо-американская молодежная лексика, базирующаяся на языке вражды и являющаяся фактором изменения социокультурного кода в молодежном сознании. Как подчеркивает Е.А. Разумовская,

Литература:

1. Фейк_ (значения). URL : https://ru.wikipedia.org/ wiki

2. URL : https://uza.uz/ru/posts/kak-feykovaya-infor matsiya-vliyaet-na-obshchestvo-25-09-2020

3. Зуйкина К.Л. Особенности идентификации фейковых новостей молодежной аудиторией / К.Л. Зуйкина, Д.В. Соколова // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 71.

C. 310-326.

«американизмы» транслируют российской молодежи примитивный «комплекс идей, концепций, мифов и ценностей западной культуры: индивидуализма, свободной конкуренции, «американской исключительности», вследствие чего, в молодежном сознании «возникают проблемы идентичности (самоидентификации)» [15, с. 274-275].

Согласно исследованиям социологов РАН - акад. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги (2020г.), пространство медиареальности оказало серьезное влия-н и е на молодежное сознание в следующих аспектах [16, с. 149]:

- во-первых, характер информационного воздействия на молодежь и ее сознание «из массового преобразуется в индивидуализированный»;

- во-вторых, «возможности традиционных СМИ директивно определять направленность и содержание информационного потока в адрес молодежи как пассивного объекта воздействия уступают место избирательности». В этом случае «характер коммуникации во многом определяется не источником, а потребителем» [16, с. 149]. Иными словами, молодежное сознание испытывает трансформацию: пассивное восприятие трансформируется в активное, направленное на выбор информации; в то время, как традиционные СМИ и социальные сети превращаются «в агента удовлетворения информационных запросов молодежи»;

- степень информационной свободы молодежи растет за счет распространения электронных технологий: Интернета, мобильных телефонов, планшетов и других носителей информации.

В результате всего этого, ученые делают вывод о том, что резко снижается влияние, «потенциал государственных институтов в формировании массового сознания , мировоззрения » молодежи [16, с. 149].

Таким образом, роль массовой коммуникации и медиарельности в формировании молодежного сознания (ее ценностных ориентаций, социально-политических установок, мировоззрения, гражданских позиций) - бесспорно, велика. В связи с этим, особую важность приобретает развитие у молодежи критического мышления, способности контролировать свое информационное пространство, анализировать и отбирать по-настоящему полезную и значимую информацию.

Literature:

1. Fake_ (values). URL : https://ru.wikipedia.org/ wiki

2. URL : https://uza.uz/ru/posts/kak-feykovaya-in-formatsiya-vliyaet-na-obshchestvo-25-09-2020

3. Zuikina K.L. Peculiarities of Fake News Identification by the Youth Audience / K.L. Zuikina, D.V. So-kolova // Tomsk State University Bulletin. 2021. № 71. Р. 310-326.

4. Майба В.В. Фейк-дискурс в пространстве масс-медиа и медиа-лингвистических практик /

B.В. Майба // В сборнике: Транспорт: наука, образование, производство (Транспорт-2021). Ростов-н/Д., 2021. С. 165-168.

5. The Oxford English Dictionary. Oxford : Oxford University Press, 1989. 20 vol.

6. Словарь компьютерных терминов. URL : https://computer.slovaronline.eom/1187-FEYK

7. Викисловарь. URL : https://ru.wiktionary.org/wi ki/фейк

8. Дудаев Г.С.-Х. Социальная реклама как инструмент влияния на молодежь / Г.С.-Х. Дудаев, А.Э. Хасуев // Вестник экспертного совета. 2015. № 2. С. 117-121.

9. Турганова Г.Э. Влияние демонстрации агрессии в СМИ на эмоциональное состояние молодежи / Г.Э. Турганова // Психология в экономике и управлении. 2017. Т. 9. № 1. С. 42-55.

10. Поливина М.А. Социально-психологические последствия влияния фейковых новостей на общественное сознание / М.А. Поливина, О.И. Шку-ропий, В.В. Майба // Гуманитарные, социально-эконмические и общественные науки. 2021. № 12.

C. 71-74.

11. Загирова Э.М. Система ценностей молодежи и духовная безопасность современного российского общества / Э.М. Загирова // Гуманитарное знание и духовная безопасность. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 241-246.

12. Мигунова Ю.В. Особенности влияния виру-тального пространства на современную молодежь / Ю.В. Мигунова // Теория и практика общественного развития. 2021. № 11. С. 51-55.

13. Челышева И.В. Проблема формирования межэтнической толерантности студенчества и риски современного медиапространства / И.В. Челышева // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2019. № 2. С. 156-170.

14. The attitude of the indigenous population to external and internal migrants as the indicator of inter-ethnic tolerance (the case of the south of Russia) / M.M. Shakhbanova [et. al.] // In the collection: Public Administration and Regional Management in Russia. Challenges and Prospects in a Multicultural Region. Series «Contributions to Economics». Switzerland, 2020. P. 417-430.

15. Разумовская Е.А. Молодежная лексика и ее особенности / Е.А. Разумовская // Социальная политика и социология. 2008. № 2. С. 274-277.

16. Горшков М.К. Молодежь в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований : монография / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М., 2020. 688 с.

4. Mayba V.V. Fake discourse in the space of mass media and media-linguistic practices / V.V. Mayba // In the collection: Transport: science, education, production (Transport-2021). Rostov-on/D., 2021. Р.165-168.

5. The Oxford English Dictionary. Oxford : Oxford University Press, 1989. 20 vol.

6. Dictionary of computer terms. URL : https://com-puter.slovaronline.com/1187-FEYK

7. Wiktionary. URL : https://ru.wiktionary.org/wiki/ fake

8. Dudaev G.S.-Kh. Social advertising as an instrument of influence on youth / G.S.-Kh. Dudaev, A.E. Khasuev // Bulletin of the Expert Council. 2015. № 2. Р. 117-121.

9. Turganova G.E. The influence of the demonstration of aggression in the media on the emotional state of youth / G.E. Turganova // Psychology in Economics and Management. 2017. Vol. 9. № 1. Р. 42-55.

10. Polivina M.A. Socio-psychological consequences of the influence of fake news on public consciousness / M.A. Polivina, O.I. Shkuropiy, V.V. Mayba // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2021. № 12. Р. 71-74.

11. Zagirova E.M. Youth value system and spiritual security of modern Russian society / E.M. Zagirova // Humanitarian knowledge and spiritual security. Collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference. 2017. Р. 241-246.

12. Migunova Yu.V. Features of the influence of virtual space on modern youth / Yu.V. Migunova // Theory and practice of social development. 2021. № 11. P. 51-55.

13. Chelysheva I.V. The problem of the formation of interethnic tolerance of students and the risks of modern media space / I.V. Chelysheva // Crede Experto: transport, society, education, language. 2019. № 2. Р. 156-170.

14. The attitude of the indigenous population to external and internal migrants as the indicator of inter-ethnic tolerance (the case of the south of Russia) / M.M. Shakhbanova [et. al.] // In the collection: Public Administration and Regional Management in Russia. Challenges and Prospects in a Multicultural Region. Series «Contributions to Economics». Switzerland, 2020. P. 417-430.

15. Razumovskaya E.A. Youth vocabulary and its features / E.A. Razumovskaya // Social policy and sociology. 2008. № 2. P. 274-277.

16. Gorshkov M.K. Youth in the mirror of sociology. To the results of many years of research : monograph / M.K. Gorshkov, F.E. Sheregi. M., 2020. 688 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.