Научная статья на тему 'Фестиваль народов как средство воспитания межкультурной толерантности школьников'

Фестиваль народов как средство воспитания межкультурной толерантности школьников Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
278
23
Поделиться
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФЕСТИВАЛЬ ДРУЖБЫ НАРОДОВ / MULTICULTURALISM / MULTICULTURAL EDUCATION / MULTICULTURAL TOLERANCE / PEOPLES' FRIENDSHIP FESTIVAL

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Морозова Анна Павловна

Статья затрагивает вопросы многокультурного образования и воспитания межкультурной толерантности у детей. Автор приходит к выводу о том, что фестиваль дружбы народов является средством мультикультурного воспитания и межкультурного взаимодействия.

ALL-NATIONS FESTIVAL AS A MEAN OF TOLERANCE EDUCATION FOR SCHOOLCHILDREN

This article broaches the subject of multicultural education and the development of intercultural tolerance among children. The author comes to the conclusion that All Nations Festival is a mean of multicultural education and crosscultural interaction.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Фестиваль народов как средство воспитания межкультурной толерантности школьников»

УДК 37.043

А. П. Морозова

г. Екатеринбург, Россия

ФЕСТИВАЛЬ НАРОДОВ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мультикультурализм, мультикультурное образование, межкультурная толерантность, фестиваль дружбы народов.

АННОТАЦИЯ. Статья затрагивает вопросы многокультурного образования и воспитания межкультурной толерантности у детей. Автор приходит к выводу о том, что фестиваль дружбы народов является средством мультикультурного воспитания и межкультурного взаимодействия.

A. P. Morozova

Yekaterinburg, Russia

ALL-NATIONS FESTIVAL AS A MEAN OF TOLERANCE EDUCATION FOR SCHOOLCHILDREN

KEYWORDS: multiculturalism, multicultural education, multicultural tolerance, Peoples' Friendship festival.

ABSTRACT. This article broaches the subject of multicultural education and the development of intercultural tolerance among children. The author comes to the conclusion that All Nations Festival is a mean of multicultural education and crosscultural interaction.

Термин «мультикультурализм» пришел в академический словарь в 1960-х гг. в Канаде и большинством исследователей определяется по-разному. По мнению Н. С. Киробаева, «мультикультурализм -это теория, практика и политика неконфликтного сосуществования в одном жизненном пространстве множества разнородных культурных групп» [3]. Н. Глэйзер определяет «мультикультурализм» как «комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес единой национальной культуре» [5]. Так или иначе, в основе большинства определений заложено наличие нескольких культур, проживающих на одной территории.

На сегодняшний день можно говорить об актуализации вопросов, связанных с мультикультурализмом, этнокультурно-стью и межкультурными конфликтами. Это связано с процессами глобализации, увеличения иммиграционных потоков, и появлением все большего числа иностранцев, приезжающих в другую страну для

длительного (или постоянного) проживания. Данные процессы приводят к культурному и национальному разнообразию общества.

Помимо этого, увеличение иностранных граждан, проживающих на постоянной основе и имеющих детей (от 7 до 16 лет), способствует появлению мульти-культурализма и межкультурных конфликтов в общеобразовательных школах, поскольку школы являются общедоступными для детей разных национальностей, культур, социального положения и пр. В связи с этим стоит упомянуть многокультурное или мультикультурное образование.

«Многокультурное образование -это не какой-либо новый тип или вид обучения. Это определенные принципы, по которым необходимо организовать образовательные стандарты, а также учебно-воспитательный процесс. <...> Такое образование является «освобождающим», так как оно избавляет от культурной неграмотности, стереотипов и предубеждений,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

56

выступает против замалчивания «неудобных» вопросов» [1].

Мультикультурное образование неразрывно связано с межкультурной толерантностью, которая «определяется как способность терпимого восприятия чужеродной культуры - как в общем, так и отдельных ее представителей, иной системы ценностей, другого уклада и образа жизни, отличного поведения и внешнего вида, непохожих традиций, чуждых мнений и убеждений. Рассматривая данное явление как качество личности, можно говорить о принятии окружающей действительности во всем ее многообразии, об уважительном отношении, соучастии и сопереживании, проявлении позитивных предпосылок для установления контактов с другими этносами в условиях гармонии и согласия» [11]. Это не означает отказ от собственных культурных убеждений.

Тем не менее, межкультурные конфликты по-прежнему имеют место быть в школах. Возможно, это связано с тем, что дети в подростковом возрасте могут неосознанно, ненароком, транслировать «происходящее» в семье - отношение взрослых к представителям другой культуры или национальности. Данное отношение может повлиять и на формирование собственного отношения ребенка к вопросам мультикультурализма, в том числе и негативного.

Поэтому целесообразно вырабатывать толерантное отношение к другой культуре и ее представителям еще в школьном возрасте. В этом возрасте у детей еще нет собственного четкого понимания и точки зрения о культурном различии. Согласно периодизация возрастного развития, предложенной Д.Б. Элькониным, подростковый возраст (до 15 лет) характеризуется желанием найти себя, свое место в коллективе. Основная потребность -быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство. [4, 10].

Но как обеспечить подобное чувство единства и воспитать толерантное отношение у школьника в мультикультур-

ном коллективе (классе)? На сегодняшний день школы решают данную проблему в рамках учебного процесса (проводя тематические уроки1, показы фильмов, межклассовые фестивали дружбы народов и т.п.). Но достаточно ли этого для воспитания толерантного отношения не только к сверстникам другой национальности, но и к другим представителям разных культур в обществе?

Помимо учебной деятельности существуют и внеучебные формы воспитания (посещение национальных музеев, праздников и т.п.) Одной из таких форм может являться городской фестиваль народов мира (или дружбы народов). Подобная форма существовала в России еще в советское время (в 1957 году в Москве прошел первый в СССР фестиваль дружбы народов) и на сегодняшний день уже накопила «опыта» в своей реализации и определенных результатов.

По своей сути, «фестиваль (француз. «festival» от лат. «festivus» - праздничный) - массовое празднество. Это показ (смотр) достижения музыкального, эстрадного, циркового и киноискусства» [5]. По своей продолжительности фестиваль может быть однодневным (или даже несколько часовым) мероприятием или продлиться несколько дней (чаще всего не больше семи). «Фестиваль содействует активному взаимодействию всех участников. Это возможность продемонстрировать свои достижения и увидеть достижения и «лицо» других объединений» [6] (культур, этносов).

«Фестиваль представляет собой своеобразное кульминационное звено в единой системе личностного воспитания.

Школьные программы средних классов касаются таких тем, как национальное самосознание и его составляющие, личностная и внутринациональная идентификация, соблюдение этнокультурных традиций в семье, национальная кухня, художественная культура (песни, стихи, народные игры и праздники, народное творчество, народные герои, элементы народного этикета), межкультурная и межличностная толерантность и др.

57

Как педагогическая система он удовлетворяет потребности людей в социальном общении, в смене видов деятельности, в общественной оценке своей работы, в эстетическом творчестве, в самовыражении, в приобщении к социально-значимым целям, в психологической разрядке и развлечении» [2].

Как тип формы воспитательной работы фестиваль характеризуется деятельно-созидательной позицией детей; участием детей в организаторской деятельности; общественно-значимой направленностью содержания; самодеятельным характером и опосредованным педагогическим руководством [10].

Помимо этого, фестиваль народов мира неразрывно связан с мультикультур-ным воспитанием, которое «направлено на формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в мультикультурном обществе, обладающим развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющим жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований, социальных групп» [7]. Являясь художественно-творческим процессом, он направлен на воспитание участников и зрителей в культурной среде.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Сотрудничество непосредственно с представителями разных культур и этносов во время подготовки, а затем и при реализации, подобного фестиваля позволяет получить достоверную информацию об особенностях и обычаях данной культуры, построенной не на стереотипах и не на неподтвержденной информации из интернет-источников.

Подобное сотрудничество в рамках фестиваля народов мира (дружбы народов), а также реализация данного мероприятия направлено на формирование у воспитанников эмоционально-ценностного отношения к особенностям различных культур и их представителям; ознакомление обучающихся с историей, фольклором, особенностями быта народов разных национальностей; воспитание межкультур-

ной толерантности по отношению к представителям разных национальностей, культур, этносов; формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, включающее убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности (вне зависимости национальности, расы и религии), народа, культуры; создание условий для самореализации и самовыражения учащихся; создание среды творческого общения и межкультурного диалога.

Также участие в подобного рода фестивалях и подготовка к интерактивному (то есть вовлечение зрителей в процесс представления: например, общий танец, песня и т.п.) выступлению-презентации при активном сотрудничестве с представителем (или несколькими) культуры/этноса: позволяет развить навыки планирования и организации, коммуникационные (в том числе и межкультурные); обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта [10]; способствуют укреплению группы/коллектива; предоставляет возможность приобретения опыта работы на публике и с вовлечением зрителя в представление; способствует расширению культурного кругозора и приобретению новых межкультурных контактов.

Таким образом, фестиваль может быть средством воспитания межкультурной толерантности у школьников, поскольку привлекателен для детей своей развлекательно-игровой формой и праздничной (не учебной) атмосферой; активно вовлекает детей в процессы подготовки и реализации, а так же межкультурной коммуникации (в том числе и со взрослыми представителями); имеет воспитательный характер, так как предполагает наличие определенных правил общения и взаимодействия с представителями других культур во время его подготовки и реализации; обучает учащихся навыкам межкультурной коммуникации и организационным навыкам.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что возобновление, возвраще-

58

ние к практике проведения фестивалей народов мира, учитывающей накопленный опыт и его совершенствование, может помочь в решении проблем, связанных с

процессами глобализации, мультикультур-ной толерантностью и межкультурными конфликтами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воскресенская Н. М. Педагогика школьная [Электронный ресурс] // Portalus.ru. URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?archive=&id=1191497399&start_from =&subaction=showfull&ucat. (дата обращения : 09.01.2016).

2. Генкин Д. М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2957328/(дата обращения: 13.01.2016).

3. Ивашко Е. Н. Реализация ФГОС через проектный метод обучения как один из способов формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы [Электронный ресурс] URL: http://iem.adm.nov.ru/download/mentor0311_fgos.doc. (дата обращения: 13.01.2016).

4. Ковалев Н. Е. Введение в педагогику/ Н. Е. Ковалев, М. В. Матюхина, К. Т. Патрина. -М.: Просвещение, 1976. - 176 с.

5. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей : (Теорет.-ист. анализ воспитат. Ценностей в России в XIX и XX вв.). - Самара ; СИУ, 1997. - 84 с.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

6. Миновская О. В. Комплексные формы воспитательной работы в школе: фестиваль, конференция, форум [Электронный ресурс] URL: http://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/RKMuKRvSH/DocLib1/комплексные%20формы%20в оспитательной%20работы%20в%20школе^ос, свободный. - Дата обращения: 12.01.2016.

7. Неверова Н. В. Мультикультурное воспитание младших подростков в общеобразовательных учреждениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 24 с.

8. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

9. Словарь социокультурных терминов [Электронный ресурс] // DOCME. URL: http://www.docme.ru/doc/784802/--oblastnoj-dom-narodnogo-tvorchestva, (дата обращения: 09.01.2016).

10. Степанова А. В. Формы организации воспитательной работы в ДОУ [Электронный ресурс] URL:: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/989.pdf (дата обращения : 12.01.2016).

11. Томин В. В. Формирование межкультурной толерантности студентов как фактор продуктивного кросскультурного взаимодействия [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/pdf/2015/1/474.pdf (дата обращения : 12.01.2016).

12. Шувалова И. В. Метод проектов как метод обучения младших школьников [Электронный ресурс]. URL: https://educontest.net/storage3/article/69568/метод%20проектов,%20как%20метод%20обуче ния.docx. (дата обращения : 10.01.2016).

59