Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 17 (155).
Филология. Искусствоведение. Вып. 32. С. 49-51.
И. С. Кузьмина
ФЕСТИВАЛЬ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ КАК СРЕДСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Статья посвящена рассмотрению фестиваля авторской песни в контексте массмедиа. Проводится параллель между фестивалем и средствами массовой коммуникации, дается понятие авторской песни как модели медиакультуры, бардовский концерт описывается в функциональном аспекте СМИ.
Ключевые слова: авторская песня, фестиваль, средства массовой коммуникации, модель медиакультуры, функции СМК.
Изучение авторской песни как культурного феномена началось практически одновременно с появлением самого жанра, то есть в конце прошлого века. Исследования проводились преимущественно в филологическом ключе -рассматривалась языковая сторона классических текстов, на основе чего делались выводы о преобладающих концептуальных понятиях бардовского мира [5]. Отдельные работы посвящены творчеству известных авторов. Так, Р. Ш. Абельская и В. А. Кофанова в диссертационных исследованиях изучают поэтику творчества Булата Окуджавы. Сделано много попыток дать четкое определение авторской песни, обозначить границы жанра и основные тематические направления, найти ее место в русской культуре (историко-этнологическое диссертационное исследование А. Г. Михайловской, книга Ю. А. Андреева «Наша авторская», работы А. Грачева о жанре авторской песни, исследования И. Соколовой и многих других). Между тем в диссертациях по теме, а тем более в монографиях и небольших исследованиях очень мало внимания уделяется анализу формата бытования бардовской песни, ситуации исполнения, особенно в контексте современности. Более серьезные работы посвящены изучению творчества классиков жанра, а творчество современных молодых авторов в аспекте ситуации исполнения остается на сегодняшний день неизученным.
Между тем представляется важным исследование не только текстов, но и фестивального формата, без которого песни не представляют значимости и реализуются лишь частично (при чтении или прослушивании аудиозаписи). В контексте медиапространства нельзя изучать авторскую песню в отрыве от ситуации. Бардовский фестиваль является коммуникативной субкультурой и в то же
время частью медиасреды наряду с газетой, сайтом, телевидением или радио. Авторская песня - это особый тип публицистики, нуждающийся в слушателе / зрителе и рассчитанный на интерактив.
В этом ключе бардовский фестиваль рассматривается как модель современной медиакультуры.
Характерная особенность авторской песни в том, что она функционирует как СМИ только во время фестиваля. Она требует контекста, вне которого не существует. Концерты часто записываются на диски и распространяются среди слушателей, но они не имеют того воздействия, как сам концерт. После окончания фестиваля авторская песня как средство массовой коммуникации прекращает свое действие.
Фестиваль авторской песни обладает многими качествами СМИ: он представляет собой процесс распространения художественной информации. Технические средства, которые позволяют обеспечивать информацией и объединять все рассредоточенное население, заменяет фестиваль, своей формой соединяющий людей в едином настроении и влияющий на большую аудиторию, сосредоточенную в одном месте в одно время. Художественная информация, сообщаемая слушателю, является социально значимой и актуальной для данной аудитории. Своеобразие передаваемой информации определяется творческой личностью автора (поэзия) и потребностью делиться опытом и общаться (коммуникация). И так же, как в период сообщения в СМИ какой-либо социально значимой информации (например, известие о теракте в Беслане) аудитория, рассредоточенная по всей стране, следит за развитием событий, является включенной в этот процесс, непосредственно участвует
50
И. С. Кузьмина
в помощи пострадавшим, так же и во время фестиваля участники - авторы и слушатели - объединяются в одном настроении какой-либо песней. Если идет исполнение ритуальной песни (ставшее классическим творчество Окуджавы, Визбора и других) - ее подхватывает вся аудитория. Все люди на сцене и на поляне включены в один контекст, связаны в едином настроении. Фестиваль бардовской песни оказывается, таким образом, моделью всей медиакультуры.
Одна из наиболее важных, определяющих функций СМИ - коммуникативная. И. Н. Дубина определяет коммуникацию как «.. .понятие, обозначающее взаимосвязь, соединение, сообщение, соучастие, взаимодействие» [4. С. 69]. Но это взаимодействие и соединение происходит только тогда, когда сообщаемая в СМИ информация является значимой для реципиента. Он может прочесть журналистский текст, посмотреть новостную телепередачу, но коммуникация при этом не состоится. Происходит это потому, что человеческому сознанию свойственно выбирать из всего информационного потока наиболее актуальное, соответствующее его психологическим, идеологическим установкам [11. С. 146].
На бардовском фестивале средством коммуникации становится сама песня. Коммуникативный акт между исполнителем и слушателем происходит, когда сознание одного близко сознанию другого, когда переживания, выраженные в песне, оказываются максимально понятными переживаниям и событиям в жизни слушателя. Слова песни являются посредником между внутренней организацией одного человека и внутренней организацией другого, поскольку вербальное общение - это лишь слабое отражение общения невербального. И если при чтении или просмотре журналистского произведения для коммуникации существенную роль играет рациональный подход, то при слушании песни на фестивале важен опыт внутреннего переживания тех чувств или событий, о которых поет автор.
Об информативной функции СМИ, тесно связанной с коммуникативной, можно сказать следующее. Так же, как средства массовой коммуникации информируют население обо всем, что происходит во внешнем мире, так и фестиваль бардовской песни информирует слушателей (объединенных общим настроением) о том, что происходит во внутреннем мире других людей. Это информирование становится обоб-
щающим (приобретает генерализующую функцию) именно в силу ситуации сопереживания, возникающей в момент коллективного слушания. Здесь уместно говорить об эффектах, сопровождающих массовое объединение рассредоточенной аудитории (в том числе можно учесть опыт анализа психологии толп Лебона). Этот тип коммуникации можно рассматривать на примере любых массовых действий типа «аудитория - исполнитель», однако фестиваль бардовской песни имеет свои исключительные особенности, связанные с высоким эмоциональным фоном происходящего.
Достаточно ярко на фестивале авторской песни представлена развлекательная (релаксационная) функция СМК. Средства информации используют релаксационную функцию для разнообразия контента и, следовательно, для расширения аудитории. Некоторые читатели газет говорили, что в первую очередь смотрят на последнюю полосу (именно там помещены «развлекательные» моменты), а порой ничего другого в газете не читают. На телевидении расслабляющее действие оказывают сериалы, ток-шоу, которые стали для людей необходимым «анальгетиком».
Но с культурологической точки зрения важно, что исполнение развлекательных песен на фестивале берет начало в смеховой культуре, свойственной любому времени. Оно выполняет, по сути, ту же роль, что и действия шутов в эпоху Возрождения. Поскольку на сцене выступают люди творческие, мыслящие, шуточные песни для них и для аудитории - способ разрядки, создания настроения и опять же объединения аудитории. После исполнения этих песен можно снова петь и говорить о серьезном и глубоком.
Следует сказать также об идеологической (или культуросохраняющей) функции медиа, функции преемственности культур. Средства коммуникации накапливают информацию, подобно Нестору вписывают каждый день в летопись нашего времени и передают дальше. Благодаря СМИ мы владеем знаниями мировой истории.
Фестиваль авторской песни сосредоточивает в себе всю информацию о ней - о возникновении песни, ее развитии, включает исполнение песен классиков жанра, без которого не живет данная коммуникативная субкультура. Творчество Окуджавы, Высоцкого, воспринимается современными бардами как сакральное, исполнение песен часто приуро-
чивается к памятным событиям (например, песни классиков о войне - к годовщине Великой Отечественной), организаторы фестиваля устраивают концерты, посвященные памяти отдельного автора. Культурное наследие является важной, необходимой основой для становления творчества авторов-исполнителей, относящих себя к коммуникативной субкультуре бардовской песни.
Этот функциональный ряд может уточняться и совершенствоваться с исследовательской точки зрения. Рассмотрение фестиваля бардовской песни как особого коммуникативного явления с этих позиций представляется важной научной задачей.
Список литературы
1. Абельская, Р. Ш. Поэтика Булата Окуд-
жавы : Истоки творческой индивидуальности : автореф. дис....канд. филол. наук. Екате-
ринбург, 2003. 20 с.
2. Андреев, Ю. А. Наша авторская. История, теория и современное состояние самодеятельной песни. М. : Мол. гвардия, 1991.
3. Грачев, А. Путь песенной поэзии. Авторская песня и следующая ступень развития песенной поэзии. Челябинск : Рекпол, 2002.
4. Дубина, И. Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2000. С. 69.
5. Дьякова, Л. Н. Русская авторская песня в лингвистическом и коммуникативном аспектах : дис. ... канд. филол. наук. М. : РГБ, 2007.
6. Кириллова, Н. Медиакультура : от модерна к постмодерну. М. : Академ. проект, 2005.
7. Кофанова, В. А. Языковые особенности геопоэтики авторской песни (на материале текстов произведений Б. Ш. Окуджавы, А. А. Галича, А. М. Городницкого, Ю. И. Визбора) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2005.
8. Маклюэн, Г. М. Понимание Медиа : Внешние расширения человека / пер. с англ.
B. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. 2-е изд. М. : Гиперборея : Кучково поле, 2007.
9. Мельник, Г. С. Mass Media : Психологические процессы и эффекты. СПб. : Изд-во
C.-Петерб. ун-та, 1996.
10.Михайловская, А. Г. Российская авторская (бардовская) песня : историко-
этнологическое исследование : дис. . канд. ист. наук. М. : РГБ, 2007.
11. Основы теории коммуникации : учебник / под ред. проф. М. А. Василика. М. : Гар-дарики, 2003.
12.Соколова, И. Авторская песня : от экзотики к утопии // Вопр. лит. 2002. № 1-2. С. 139-156.