Научная статья на тему 'ФЕРНАНДО СОР И МИХАИЛ ВЫСОТСКИЙ: ВСТРЕЧА ИЛИ МИФ? (К ВОПРОСУ О КОНТАКТАХ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГИТАРИСТОВ XIX ВЕКА)'

ФЕРНАНДО СОР И МИХАИЛ ВЫСОТСКИЙ: ВСТРЕЧА ИЛИ МИФ? (К ВОПРОСУ О КОНТАКТАХ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГИТАРИСТОВ XIX ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕРНАНДО СОР / МИХАИЛ ВЫСОТСКИЙ / СТАХОВИЧ / КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА / СЕМИСТРУННАЯ ГИТАРА / FERNANDO SOR / MIKHAIL VYSOTSKY / STAKHOVICH / CLASSICAL GUITAR / SEVEN STRING GUITAR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаев А.А.

История контактов русских и зарубежных музыкантов, происходивших на протяжении нескольких веков, полна ярких интересных фактов, но также всевозможных мифов, которые встречаются даже в серьезных исследованиях. Одна из таких легенд воображаемая встреча испано-французского композитора и гитариста Фернандо Сора, приехавшего в Российскую империю в 1823 году, и музыканта-самородка московского импровизатора-семиструнника Михаила Тимофеевича Высотского. В статье исследуется, как на основе анекдота писателя и публициста Михаила Стаховича историком гитары Валерианом Русановым в созданном им очерке была придумана большая сцена, которая в действительности вряд ли могла иметь место. Однако эта идеологически удачная история была подхвачена в советские годы и переписывается до сих пор. В письменных источниках Сор нигде не упоминает о своей встрече с русским артистом, а написанная Высотским Фантазия для гитары на тему Сора стала, скорее всего, плодом знакомства российского гитариста с нотными изданиями пьес известного гастролера. Подтверждением невозможности реальной встречи и уж тем более дружбы Сора и Высотского может служить принципиальная разница социальных кругов, в которых существовали эти выдающиеся музыканты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FERNANDO SOR AND MIKHAIL VYSOTSKY: METING OR MYTH? (ABOUT CONTACTS BETWEEN RUSSIAN AND FOREIGN GUITARISTS OF THE XX CENTURY)

The contact history of the Russian and foreign musicians occurring during several centuries is full of the bright interesting facts, but also various myths which one can meet even in serious researches. One of such legends is the imagined meeting of the Spanish-French composer and guitarist Fernando Sor who arrived in the Russian Empire in 1823 and the gifted musician, the Moscow improviser on seven strings Mikhail Timofeyevich Vysotsky. In the article it is investigated as on the basis of a joke of the writer and the publicist Mikhail Stakhovich the historian of a guitar Valerian Rusanov in a sketch created a big fiction scene which in fact could hardly have taken place. However, this ideologically successful story was picked up in the Soviet years and is being rewritten even nowadays. In written sources Sor does not mention the meeting with the Russian actor anywhere, and The fantasy for the guitar on the theme of Sor written by Vysotsky became, most likely, a fruit of acquaintance of the Russian guitarist with musical editions of pieces by the famous guest performer. The basic difference of social circles in which these outstanding musicians lived can serve as a confirmation of impossibility of the real meeting, let alone Sor and Vysotskys friendship.

Текст научной работы на тему «ФЕРНАНДО СОР И МИХАИЛ ВЫСОТСКИЙ: ВСТРЕЧА ИЛИ МИФ? (К ВОПРОСУ О КОНТАКТАХ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГИТАРИСТОВ XIX ВЕКА)»

Проблемы теории и истории исполнительства

DOI: 10.26086/NK.2019.52.2.006 УДК78.071

© Николаев Александр Александрович, 2019

Российский институт истории искусств (Санкт-Петербург, Россия), аспирант сектора музыки

E-mail: nik-i-niki@yandex.ru

ФЕРНАНДО СОР И МИХАИЛ ВЫСОТСКИЙ: ВСТРЕЧА ИЛИ МИФ? (К ВОПРОСУ О КОНТАКТАХ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГИТАРИСТОВ

XIX ВЕКА)

История контактов русских и зарубежных музыкантов, происходивших на протяжении нескольких веков, полна ярких интересных фактов, но также всевозможных мифов, которые встречаются даже в серьезных исследованиях. Одна из таких легенд — воображаемая встреча испано-французского композитора и гитариста Фернандо Сора, приехавшего в Российскую империю в 1823 году, и музыканта-самородка московского импровизатора-семиструнника Михаила Тимофеевича Высотского. В статье исследуется, как на основе анекдота писателя и публициста Михаила Стаховича историком гитары Валерианом Русановым в созданном им очерке была придумана большая сцена, которая в действительности вряд ли могла иметь место. Однако эта идеологически «удачная» история была подхвачена в советские годы и переписывается до сих пор. В письменных источниках Сор нигде не упоминает о своей встрече с русским артистом, а написанная Высотским «Фантазия для гитары на тему Сора» стала, скорее всего, плодом знакомства российского гитариста с нотными изданиями пьес известного гастролера. Подтверждением невозможности реальной встречи и уж тем более дружбы Сора и Высотского может служить принципиальная разница социальных кругов, в которых существовали эти выдающиеся музыканты.

Ключевые слова: Фернандо Сор, Михаил Высотский, Стахович, классическая гитара, семиструнная гитара

© Nikolayev Alexandr, 2019

Russian institute of art history (Saint-Petersburg, Russia), post-graduate student of the sector of music

E-mail: nik-i-niki@yandex.ru

FERNANDO SORAND MIKHAIL VYSOTSKY: METING OR MYTH? (ABOUT CONTACTS BETWEEN RUSSIAN AND FOREIGN GUITARISTS

OF THE XX CENTURY)

The contact history of the Russian and foreign musicians occurring during several centuries is full of the bright interesting facts, but also various myths which one can meet even in serious researches. One of such legends is the imagined meeting of the Spanish-French composer and guitarist Fernando Sor who arrived in the Russian Empire in 1823 and the gifted musician, the Moscow improviser on seven strings Mikhail Timofeyevich Vysotsky. In the article it is investigated as on the basis of a joke of the writer and the publicist Mikhail Stakhovich the historian of a guitar Valerian Rusanov in a sketch created a big fiction scene which in fact could hardly have taken place. However, this ideologically "successful" story was picked up in the Soviet years and is being rewritten even nowadays. In written sources Sor does not mention the meeting with the Russian actor anywhere, and "The fantasy for the guitar on the theme of Sor" written by Vysotsky became, most likely, a fruit of acquaintance of the Russian guitarist with musical editions of pieces by the famous guest performer. The basic difference of social circles in which these outstanding musicians lived can serve as a confirmation of impossibility of the real meeting, let alone Sor and Vysotsky's friendship.

Key words: Fernando Sor, Mikhail Vysotsky, Stakhovich, classical guitar, seven string guitar

История гитарного исполнительства в России насчитывает несколько веков, и, конечно, в течение этого времени появлялось немало мифов, когда чья-то фантазия или вскользь упомянутый факт в иной интерпретации мог превращаться в нечто иное, чем то, что было на самом деле. Рассмотрим одну из таких легенд, тесно связанную с русской гитарной школой и взаимодействием русских и зарубежных гитаристов.

Споры между приверженцами шести и семиструнной гитары велись в России на протяжение практически всего XX века. В XXI веке в связи с преобладанием западной традиции образования и воспитания гитаристов о русской гитарной школе остались отрывочные представления, часто основанные на домыслах. Начавшаяся во второй половине XIX века мифологизация имен и достижений отечественной школы была подхвачена в советскую эпоху, в связи с чем гитара в советских и российских учебных заведениях была переведена в разряд «народных инструментов», что представляется принципиально неверным.

Теория об особенностях русской гитарной школы основана на отдельных рассказах и воспоминаниях, свидетельствующих о популярности и широком распространении семиструнной гитары в России в начале XIX века. История о том, как русский гитарист-самородок Михаил Тимофеевич Высотский1 встретился в Москве с известнейшим гитаристом Фернандо Сором2, является важным звеном в подобного рода рассуждениях.

Многие уважаемые и авторитетные исследователи обращали внимание на это событие. Валериан Алексеевич Русанов описывает эту встречу так: «Существует любопытный рассказ о том, какое впечатление произвел он [Высотский. — А. Н.] такого рода «пробами» на знаменитого в то время парижского гитариста композитора Фернандо Сора. В бытность свою в Москве, Сор выразил желание послушать Высот-ского. Одним из любителей гитары специально для этого был устроен вечер. Пришел и Высотский, молча забился в угол и наотрез отказался играть первым. Сор много и блестяще играл в этот вечер, играл даже прямо с фортепьянных нот, «с листа», довольно трудные вещи. Наконец пристали и к Высотскому. Он взял гитару и, по обыкновению, стал ее «пробовать», да так и остался на одних пробах часа два с половиной. В результате получилось такое сильное впечатление, что Сор пришел в отчаяние и объявил, что после такого артиста ему совестно взять в руки гитару и он готов разбить ее об пол. После этой встречи Сор и Высотский часто бывали друг у друга и расстались большими друзьями.

Сор всегда с уважением и восторгом вспоминал о Высотском» [7, с. 11].

Вторит Русанову и автор исследования о семиструнной гитаре М. Иванов [4, с. 22], дословно цитируя это сообщение. Самый известный историк гитары в СССР Борис Вольман, высказывая сомнение в достоверности информации, тем не менее пишет: «В работах, где упоминается Высотский, говорится об имевшем место соревновании в игре на гитаре Высотского с Сором, в котором русский гитарист оказался победителем» [3,с. 101].

М. С. Яблоков в статье «Высотский» [10, с. 362-364] добавляет множество подробностей этой встречи — предыстория о посещении Вы-сотским концертов зарубежных гитаристов, уговоры его почитателей пойти на встречу с Сором и просьбу Сора записать несколько русских мелодий для него.

Даже в иностранных источниках есть эта легенда, ее повторяет наиболее авторитетный исследователь жизни и творчества Ф. Сора Брайан Джефри [11, Б. 83], пишет о ней и Вольф Мозер [12, Б. 97].

Однако были историки гитары, которые сомневались в этой встрече, например русский гитарист, автор школы игры Петр Спиридоно-вич Агафошин в брошюре «Новое о гитаре» пишет, что «...Подобные россказни, рассчитанные на доверчивых простаков следует оставить следует оставить на совести источника» [1, с. 21], упоминая как источник информации статью Валериана Русанова. Впрочем, никаких объективных данных в опровержение Агафошин не приводит. Также сомневается в этой встрече американский исследователь Матаня Офи: «Далеко не уверен, что Сор действительно столкнулся с Высоцким в те годы, которые он провел в России» (см.: [13]).

Попробуем разобраться в данной истории детально. Источников информации об этой или подобной встрече могло быть несколько, в первую очередь это свидетели, как слушатели этого концерта, так и исполнители. Но сами музыканты ничего об этом не упоминают. Михаил Тимофеевич вообще не любил прикладывать перо к бумаге, он и ноты своих произведений не всегда записывал, а система его обучения была очень лаконична. Например, его ученик, горячий поклонник М. А. Стахович рассказывает нам о том, что урок обычно состоял из игры учителя и попытках ученика повторить тот или иной пассаж или аккордовую последовательность. Фернандо Сор, напротив, охотно фиксирует свои встречи с разными музыканта-

ми-гитаристами. Некоторым он посвящает пьесы (например, дуэт «Два друга» Сор посвятил своему ученику Наполеону Косту). С иными устраивает совместные концерты (например, совместный концерт Сора и Агуадо в Париже в 1836 г.). Также он публикует сведения о новых возможностях инструмента (например, сообщение Сора о триподисоне, изобретении Диони-сио Агуадо), дает рекомендации мастерам по усовершенствованию инструмента, в том числе и гитарному мастеру из Санкт-Петербурга Шредеру [2, с. 21], критикует гитаристов-любителей (см: [5]). Но про встречу с русским гитаристом упоминания отсутствуют. В «далекой Московии» встретить коллегу, обладающего несомненным талантом исполнителя, импровизатора, да и просто гитариста и не написать об этом ни строчки — это странно.

Может быть, имеются рецензии слушателей этого концерта или афиши предстоящего события? Московская публика всегда охотно делилась впечатлениями о концертах, постоянно сравнивая одних и других исполнителей. В этом была своеобразная игра, как сегодня болельщики различных спортивных команд оправдывают действия «своих» и нещадно критикуют «чужих». Но тишина — ничего подобного нет, хотя есть воспоминания и рецензии о выступлениях отдельно Высотского и Сора в Москве. Стало быть, современники ничего не слышали о подобной встрече.

В поисках первоисточника мы приходим к Михаилу Александровичу Стаховичу, который рассказывает: «Я слышал анекдот, что в то время как Высотский был в славе в Москве, приехал в Москву французский артист на шестиструнной гитаре, игравший a ¡ivre ouvert (с листа фр.) с фортепьянных нот что угодно. Он желал слышать Высотского; для этого был устроен вечер. Высотский явился, как и всегда, несмелый, неловкий, сидел где-то в уголке и не хотел играть первый. Француз сыграл что-то большое и блестящее, и потом прямо с фортепьянных нот играл трудные пьесы. После этого попросили сыграть Высотского. Высотский начал пробовать гитару, и таким образом два часа с половиной остался на одних своих пробах с таким успехом, что француз будто бы разбил с отчаяния свою шестиструнную гитару об рояль, сказав: «После такой музыки я не смею более брать в руки гитару» [9, с. 11]. Передавая этот рассказ, как слышанный от кого-то анекдот, Стахович сам сомневался в том, что дело происходило именно так, как описано. Высказывал сомнения в этом и Дюбюк3, ус-

лышавший этот рассказ от Стаховича. Вместе с тем Дюбюк, по мнению Стаховича, считал, что встреча Высотского с «французом» действительно состоялась, гитаристом был Сор и встреча эта носила другой характер. Отсюда можно сделать вывод, что ни Стахович, ни Дюбюк, знавшие лично Высотского, но никогда на концертах Сора не бывавшие (хотя могли бы), передают некое сообщение, подлинность которого сомнительна.

Исходя их вышесказанного, можно сделать заключение о том, что Сор и Высотский лично никогда не встречались и совместно не музицировали — ни на концертах, ни в салонах. Вполне вероятно, что Сор также не представлял, что существует русская семиструнная гитара, а вот Высотский совершенно точно знал про Сора и шестиструнную гитару. Соответственно, некоторые гармонические решения, использование приема барре и аккордовой техники вполне могли быть использовано русским гитаристом.

Могли ли эти люди вообще встретиться? Конечно, теоретически такое было возможно, поскольку оба они проживали в одно время в одном городе, однако прямых доказательств этому нет, да и если посмотреть внимательнее на исторический контекст, то можно с большей долей вероятности говорить о невозможности подобного «рандеву». Не зная русского языка, разговаривая исключительно на французском, Сор общался либо с коллегами, связанными с ним по работе, либо с дворянами и титулованными особами, знакомство с которыми было важно в плане возможной карьеры. Он много работал над балетами, следил за проходящими репетициями. В письме своему другу Альберту Декомбе он пишет: «Если мои сочинения продолжают получать ваше одобрение, напишите мне, и я вышлю вам больше, поскольку с тех пор, как моя Фелицата начала ставить балеты и даже заниматься их хореографией, мне приходится писать довольно много» [12, Б. 97].

Супруга — известная балерина Фелицата Гюллень-Сор выступает не только как прима-балерина, но и как хореограф, т. е. творческая семья вполне самодостаточна. Круг их музыкального общения — популярные в то время исполнители, музыканты театра.

Михаил Тимофеевич не входит в этот круг. Он занят немногочисленными частными уроками, а публичных концертов в то время совсем не дает. Его аудитория — это студенты, мещане.

Разные миры в которых пребывали эти талантливые гитаристы, никак не соприкасались, разве что в части нотных текстов. Ноты

Сора можно было купить в Москве и Петербурге, а также и в других крупных городах Европы. Его пьесы пользовались популярностью в обучении игре на инструменте и в домашнем, любительском музицировании. Здесь не исключено знакомство Высотского с творчеством Сора. Мы считаем, что именно таким образом появилась не только «Фантазия на тему Сора», но и пьеса другого известного русского гитариста-семиструнника — Андрея Осиповича Сихры «Большой вальс из жидовской свадьбишной песни соч. Сора с прибавлением гармонических звуков и финалом» [8, с. 1].

В заключение обратим внимание на общую тенденцию развития инструментального исполнительства в России в период первой трети XIX века. Западные иностранные музыканты по-прежнему пользуются у нас в стране большим успехом и имеют преимущество перед отечественными коллегами. На то, разумеется, были свои причины. Во-первых, было сильно перешедшее из XVIII века убеждение

0 большей прогрессивности и значимости западного искусства, во-вторых, в Европе уже сформировался ряд крепких инструментальных школ и профессия сольного исполнителя, виртуоза была уже вполне признана и пользовалась определенным уважением, в то время как в России в первой половине XIX века процесс обретения музыкантами и композиторами социального значимого статуса еще только начинался. И мы знаем массу примеров, каких трудов и усилий стоило дворянам (к числу которых относились Глинка, Даргомыжский, Верстов-ский и многие другие) подтверждать свое право профессионально заниматься музыкой. В случае же с представителями мещанского сословия все было еще сложнее, статус музыканта зачастую «котировался» на одном уровне с бродячим артистом-циркачом и должен был пройти серьезный исторический период перед тем, как в 1862 году в Петербурге открылась первая консерватория. Но это уже иная история.

Примечания

1 Высотский Михаил Тимофеевич (17911837) — русский гитарист, один из первых известных исполнителей на семиструнной гитаре.

2 Сор Фернандо (1778-1839) — классический гитарист-виртуоз, композитор, один из самых значительных гитаристов XIX века.

3 Дюбюк Александр Иванович (18121898) — российский пианист, композитор, педагог.

Литература

1. Агафошин П. С. Новое о гитаре. М.: Гос. изд. Музыкальный сектор, 1928. 58 с.

2. Вестбрук Дж. Век, создавший гитару / пер. с англ. Е. В. Яковлева. М.: Классика-ХХ1, 2012. 248 с.

3. Волъман Б. Н. Гитара в России: очерки истории гитарного искусства. Л.: Музгиз, 1961. 192 с.

4. Иванов М. Ф. Русская семиструнная гитара. М.: Гос. муз. изд., 1948. 152 с.

5. Иванова-Крамская Н. А. Фернандо Сор в России II Гитаристъ. 2004. №1.С. 35-37.

6. Руднев С. И. Русский стиль игры на классической гитаре. Тула: Ясная Поляна, 2002. 206 с.

7. Русанов В. А. Гитара и гитаристы. Исторические очерки. Гитара в России. М. Т. Высотский — гитарист-виртуоз и композитор. М.: Типография И. Н. Куршнер и К., 1899. 64 с.

8. Сихра А. О. Большой вальс из жидовской свадьбишной песни соч. Сора с прибавлением гармонических звуков и финалом [Ноты] / Сост. для семиструн. гитары А. Сихрою. СПб.: Ф. Стелловский, б.г. URL: https://search. rsl.ru/ru/record/01001993027 (дата обращения 02.10.2018)

9. Стахович М. А. Очерк истории семиструнной гитары. Кривой Рог: Издательский дом, 2004. 40 с.

10. Яблоков М. С. Классическая гитара в России и СССР. Тюмень; Екатеринбург: Русская энциклопедия, 1992. 2158 с.

11. Jeffery В. Fernando Sor composer and guitarist. London: Tecla Editions, 1994. 200 p.

12. Moser W. Fernando Sor. The Unwritten Autobiography Including His Reflexions on the Guitar / WolfMoser. Piles, LA, 2014. 222 p.

13. Ophee M. Composer and Guitarist. A critical view of the second edition [Электронный ресурс]. URL: http://www.guitarandluteissues. com/jeffery/jeffery.htm (дата обращения 27.11.2017).

14. Sor F. Fantaisie elegiaque / Fernando Sor. Paris: Pacini, 1836. 4 p.

References

1. Agafoshin, P. S. (1928), Novoe о gitare [New of guitar], Music sector, Moscow, Russia, 58 p.

2. Westbrook, J. (2012), Vek, sozdavshiy gitaru [The Century that shaped the guitar], Moscow, Russia, 248 p.

3. Volman, B. N. (1961), Gitara v Rossii [Guitar in Russia], Muzgiz, Leningrad, Russia, 192 p.

4. Ivanov, M. (1948), Russkayasemisrtrunnaygitara [Russia seven-string guitar], Gosudarstvennoye muzykal'noye izdatel'stvo, Moscow, Russia, 152 p.

5. Ivanova-Kramskaya, N. A. (2004), "Fernando Sor in Russia", Gitarist [Guitarist], no. 1, pp. 35-37.

6. Rudnev, S. I. (2002), Russkiy stil igry na klassicheskoy gitare [Russian style of playing classical guitar], Yasnaya poliana, Tula, Russia, 206 p.

7. Rusanov, V. A. (1899), Gitara i gitaristy. Istoricheskiye ocherki. Gitara v Rossii. M. T. Vysotskiy — gitarist-virtuoz i kompozitor [Guitar and guitarists. Historical essays. Guitar in Russia. M. T. Vysotsky — virtuoso guitarist and composer], Tipografiya I. N. Kurshner and Co, Moscow, Russia, 64 p.

8. Sikhra, A. O. (no year), Bol'shoy vol's iz zhidovskoy svad'bishnoy pesni soch. Sora s pribavleniyem garmonicheskikh zvukov ifinalom [The Great Waltz from the Yid's Wedding Song,

op. Sora with the addition of harmonic sounds and finale], available at: https://search.rsl.ru/ru/ record/01001993027 (accessed 02.10.2018).

9. Stakhovich, M. A. (2004), Ocherk po istorii semistrunnoy gitary [Essay on the history of the seven-string guitar], 2 ed., Izdatelskiy dom, Krivoy Rog, Russia, 40 p.

10. Yablokov, M. S. (1992), Klassicheskaya gitara v Rossii i SSSR [Classical guitar in Russia and the USSR], Rus. Ensiklopedia, Yekaterinburg, Russia, 2158 p.

11. Jeffery, B. (1994), Fernando Sor composer and guitarist, Tecla Editions, London, UK, 200 p.

12. Moser, W. (2014), Fernando Sor. The Unwritten Autobiography Including His Reflexions on the Guitar, Piles, LA, USA, 222 p.

13. Ophee, M. (1995), "Composer and Guitarist, A critical view of the second edition", available at: http://www.guitarandluteissues.com/jeffery/ jeffery.htm (accessed 27 November 2017).

14. Sor, F. (1836), Fantaisie elegiaque, Pacini, Paris, France, 4 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.