Научная статья на тему 'Феодосийский храм Иверской иконы Божьей Матери'

Феодосийский храм Иверской иконы Божьей Матери Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
128
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕОДОСИЯ / ХРАМ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ / THE CHURCH OF THE IVERON ICON OF THE MOTHER OF GOD / ВОЗРОЖДЕНИЕ / ФЕОДОСіЯ / ХРАМ ІВЕРСЬКОї іКОНИ БОЖОї МАТЕРі / ВіДРОДЖЕННЯ / FEODOSIYA / THE REVIVAL OF SHRINES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ищенко Э.С.

Раскрыта история храма Иверской иконы Божией Матери в Феодосии. Представлена краткая характеристика средневекового периода святыни, ее возрождения в середине XIX века, советского этапа и восстановления в 90-х гг. XX века. Особое внимание уделено событиям, связанным с открытием церкви в конце XX века. Освящена полемика на страницах периодической литературы того времени. Установлена современная судьба объекта исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Feodosiya Church of the Iveron Icon of the Mither of Gog

The history of the church of the Iveron icon of the Mother of God in Feodosia is expanded. There are brief characteristic of the medieval period of the shrine, its revival in the middle of the XIX century, the Soviet stage and recovery in the 1990-th. Special attention is paid to the events connected with the opening of the church in the late of XX century. Debates on the pages of the periodical literature of that time are consecrated. The modern fate of the object of researched. The church of the Iveron icon of the Mother of God has witnessed many dramatic events in the history of the ancient city Feodosiya. The time of construction is considered to be 1348. It was called the temple of Saint John the Baptist. Furthermore from the arrival of the Turkish domination and to joining Crimea to Russia existence in the shrine freezes. Only in 1856 the church was restored and sanctified in the name of the Iveron Icon of the Mother of God. In the Soviet period the temple was closed and ruined again because of the state policy. In 1990-th a modern period of rebirth of the shrine has begun. On 16 of April, 1996 mass was held in the temple. Gradually changed the view of the territory of the temple thanks to efforts of priest Anthony Repin. Finally the church of the Iveron icon of the Mother of God in Feodosia as one of the main attractions of the city involves lots of people to visit this place and enjoy it.

Текст научной работы на тему «Феодосийский храм Иверской иконы Божьей Матери»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Исторические науки». Том 25 (64), № 1. 2012 г. С. 87-96.

УДК 93:281.9:246/247«17/19»(477.75)

ФЕОДОСИЙСКИЙ ХРАМ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Ищенко Э. С.

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Украина

E-mail: Face209@mail.ru

Раскрыта история храма Иверской иконы Божией Матери в Феодосии. Представлена краткая характеристика средневекового периода святыни, ее возрождения в середине XIX века, советского этапа и восстановления в 90-х гг. XX века. Особое внимание уделено событиям, связанным с открытием церкви в конце XX века. Освящена полемика на страницах периодической литературы того времени. Установлена современная судьба объекта исследования.

Ключевые слова: Феодосия, храм Иверской иконы Божией Матери, возрождение.

Историческое прошлое города Феодосии всегда привлекало внимание людей. Богатая история, изобилие памятников культурного наследия вызывает интерес у жителей и гостей и в наши дни. В частности, ежегодно путешественники стараются посетить одну из главных городских достопримечательностей - церковь Иверской иконы Божьей Матери, расположенную в старой части города, в районе Карантина, по ул. Портовой, 10. Приближающийся 2013 год знаменателен для этой святыни, поскольку исполнится 665 лет с момента первого упоминания о храме и 155 лет со дня освящения храма священником о. Николаем Трегубовым (13 августа / 31 августа).

В имеющейся литературе по православным святыням и истории Феодосии и Крыма, путеводителям, не дается целостная картина существования храма Иверской иконы Божьей Матери [1; 2]. Информация представлена в недостаточной мере, данные отрывочны. Не была обнаружена специальная публикация, посвященная святыне с указанием этапов ее истории, современного состояния объекта. В этой связи хотелось бы заполнить имеющийся пробел на основании исследования источников и литературы по затрагиваемой проблематике. Справочные сведения были почерпнуты из описания Таврической епархии 1886 года епископа Таврического Гермоге-на [3, с. 239-240]. В трудах советского периода упоминания о сооружении фрагментарны, а зачастую отсутствуют по причине проводимой общегосударственной политики. На страницах периодической литературы прослежена хронология восстановления храма в 90-е гг. ХХ века.

Объект изучения на протяжении своего существования именовался по-разному: храм святого Иоанна Предтечи, затем Карантинная церковь во имя Иверской иконы Матери Божьей, а ныне - церковь Иверской иконы Матери Божьей. Этот храм стал свидетелем многих драматических событий в истории древнего города [4, с. 78; 5, с. 18]. Отсчетом времени постройки сооружения принято считать 1348 год. Именно такая точная цифра приведена в материалах инвентаризации памятников архитекту-

ры и градостроительства Украины [6; 7]. Однако исследователи памятников средневековья называют и более ранний год строительства [8, с. 18].

Существует предание о том, что известный купец-путешественник Афанасий Никитин, возвращаясь в родную Тверь из «хождения за три моря» в Индию, 5 ноября 1474 года приплыл в Кафу и в церкви святого Иоанна Предтечи отслужил благодарственный молебен за благополучный исход своего вояжа [9; 10]. Вскоре Афанасий Никитин отбыл из города, но по пути домой скончался [11, с. 9].

1 июня 1475 года на рейде каффской гавани появилась турецкая эскадра, а 6 июня турки, приветствуемые татарами, стали полновластными хозяевами города [12, с. 113]. Каффа была переименована в Кефе. Османы сохранили за ней положение главенствующего торгового, административного и политического центра в Крыму и Причерноморье [13, с. 121]. Горожане-иноверцы, по законам османов, являлись подданными турецкого султана. Они могли соблюдать свойственные их общинам религиозные обычаи и сохранять ранее построенные культовые сооружения, но не имели права возводить новые [14, с. 129].

Французский путешественник и географ Ля Мотрей отметил, что в начале XVIII века половина всех храмов Кефе пустовала. Церковь святого Иоанна Предтечи принадлежала армяно-католическому приходу [15, с. 130]. В 1771 году русская армия под командованием князя В. М. Долгорукова вошла через Перекоп и Арабат-скую стрелку в Крым и захватила все прибрежные укрепления османов. Кефе была взята в жестоком сражении, в результате которого погиб весь турецкий гарнизон, жители разбежались. Князь В. М. Долгорукий вошел в уже совершенно опустевший город [16, с. 146].

После присоединения Крыма к России 1783 года, накануне путешествия императрицы Екатерины II в Крым в 1787 году, Феодосии было возвращено ее древнее имя [17, с. 147]. Первая попытка России вернуть к жизни обезлюдившую Феодосию была предпринята при Павле I, даровавшем ей в 1798 году право вольного города -«порто-франко». С 1802 до 1815 года население местечка возросло с 290 человек до 5000 [18, с. 149]. Увеличение численности жителей в начале XIX века вызвало строительный бум в городе. К сожалению, это способствовало окончательному разрушению подавляющей части городских укреплений, а также заброшенных храмов [19, с. 150]. Очевидно, такая же печальная судьба постигла и пришедшую со временем в запустение церковь святого Иоанна Предтечи.

В 1858 году священник карантинной стражи Николай Трегубов с помощью благотворителей возобновил святыню и 31 августа того же года храм был освящен в честь Иверской иконы Божией Матери [20, с. 239]. Коренной феодосиец Н. З. Трегубов (1818-1870) после окончания духовной семинарии в 50-х годах XIX века был направлен священником во Введенскую церковь Феодосии, а в 1856 году стал иереем Карантинного храма. В феврале 2001 года феодосийский краевед Р. С. Лихотворик, выполнявший по поручению общественного совета при храме Всех Святых топографическое описание - учет всех памятников, надгробий и усыпальниц старого кладбища Феодосии, обнаружил интересную находку. В верхней сильно запущенной части кладбища был найден обросший мхом памятник овальной формы из серого камня-песчаника. После тщательной зачистки можно было прочи-

88

тать на тыльной стороне крупными буквами: «Николай Трегубов». С большим трудом, но удалось распознать текст на лицевой стороне надгробия, выбитый прописными буквами: «Здесь покоится прахь священноиерея Николая Захарьевича Трегу-бова, скончавшегося 27 апреля 1870 года на 52 году, священнодействовавшаго в Карантинной церкви. Миръ праху твоему» [21].

В 1875 году Рукавишников окрасил храм и пожертвовал три иконы в киотах за стеклом: «Воскресение Христово», «Рождество Христово», «Вознесение Христово», стоимостью 3 тысячи рублей [22, с. 239]. Кроме них в церкви существовали древние, выбитые на стенах изображения. Епископ Гермоген в своем описании Таврической епархии 1886 года дает такую характеристику древних икон: «На горном месте - Спасителя, а по сторонам Его - 12 апостолов, по 6 на каждой, над жертвенником -Иоанна Крестителя с агнецем в руке, на южной стене - святителя Николая чудотворца с книгою в руке, под куполом - лик Господня, близ входа во храм на северной стороне - св. великомуч. Георгия на коне» [23, с. 239]. По описанию историка М. П. Погодина, посетившего Феодосию в 1871 году, в церкви находились образа Божией Матери, Праведных Захарии и Елизаветы возле жертвенника, образ святого, предносящего спеленатое дитя. В настоящее время местоположение перечисленных икон не установлено [24; 25, с. 18]. Церковь была в почете у прихожан. На храмовые праздники съезжались многочисленные богомольцы [26]. В святыне совершались службы для служащих карантинной стражи, рабочих, воспитанников учительского института и прихожан - жителей этого района [27, с. 19].

В повести Лидии Маклаковой «Путешествие в Феодосию», написанной в 1879 году, имеются данные о том, что у входа в карантинную церковь, крошечную и сложенную «из местного камня, с черным крестом наверху», располагались два черных якоря «... над могилой двух утопленников». Вполне может быть, что это вымысел автора, поскольку указанное произведение художественное. Рядом с храмом в те годы действительно находилось небольшое кладбище [28]. В фамильном склепе на этом погосте был похоронен сподвижник генералиссимуса А. В. Суворова, его личный адъютант, участник знаменитого перехода через Альпы и Отечественной войны 1812 года, Христофор Афанасьевич Анастасьев. В последние годы своей жизни он возглавлял Феодосийскую таможню, был градоначальником. Здесь же находилось захоронение вице-адмирала Кондратия Кондратьеви-ча Штофрегена, участника Крымской войны 1854-1856 годов. Он был начальником Феодосийского таможенного округа 1872-1873 гг. На этом кладбище были могилы и других почетных граждан [29; 30, с. 20]. В 1996 году при расчистке храмовой территории было обнаружено надгробие Екатерины Пасынковой [31]. К сожалению, кладбище было разрушено, памятники снесены и места захоронений утрачены. Правее входа в сооружение стояла открытая деревянная звонница.

В 1906 году в Иверской церкви художник романтической Киммерии Константин Федорович Богаевский (1872-1943) венчался с племянницей городского головы Жозефиной Дуранте (потомком знатной генуэзской фамилии) [32, с. 20; 33]. Феодосиец-старожил, учитель и краевед Григорий Емельянович Ти-машев (ныне покойный) рассказывал, что ради венчания Богаевского церковь Иоанна Предтечи специально открыли и окурили ладаном [34]. К. Ф. Богаевский

89

родился в Феодосии и жил в Карантине, здесь же находилась его мастерская. Константин Федорович, любитель старины, часто бывал у древних храмов и башен Генуэзской крепости. Храм иконы Иверской Божией Матери был его любимым [35; 36, с. 80] (фото 1).

В 20-30-е годы XX века святыня была закрыта и фактически заброшена, но, к счастью, уцелела в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. В период Гражданской войны рядом с храмом было расстреляно около 7000 белых солдат и офицеров. Согласно мнению феодосийского историка Андрея Бобкова, на земле храма Иверской иконы Божией Матери в 1920-1922 годах находился концлагерь [37]. Несмотря на то, что в советское время на Карантине создали охраняемый законом историко-архитектурный заповедник, сооружение начало разрушаться и едва не погибло [38].

Долгие годы церковь была закрыта и находилась в полном запустении (фото 2). В январе 1995 года феодосийский архитектор Юрий Коломийченко писал, что Иверская церковь является памятником архитектуры и охраняется государством. «Но о какой охране можно говорить, если помещение затапливается водой, пол покрыт слоем мокрого грунта, штукатурка сыплется, гибнут фрески. Седьмой год, из-за распрей между органами архитектуры и проектным институтом, в этой церкви приостановлены реставрационные работы, более того, распоряжением из Симферополя с начала 1994 года упразднена должность сторожа, единственная штатная единица Феодосийского заповедника. В результате замки с дверей сбиты, стена в церкви проломлена, территория захламлена, загажена, храмы превращаются в отхожие места. Церковь Иоанна Предтечи -гордость не только Феодосии, Крыма, но и мировой культуры. Пока же искусствоведы, музейные работники с горечью констатируют и взывают к разуму властей: идет стремительное разрушение храма. Вопрос о печальной судьбе церкви, неудовлетворительном состоянии Карантинного историко-архитектурного заповедника - не нов. Об этом неоднократно писали местные газеты, республиканская «Крымская правда». Соответствующие решения приняты Феодосийским горисполкомом, где красной нитью проходит - просить вышестоящие организации о выделении штатов для ранее организованного ис-торико-архитектурного заповедника. Но пока все остается пустым звуком. Парадокс, но церковь - памятник архитектуры, находящаяся в ведении Крымского государственного Комитета по охране и использованию памятников истории и культуры - практически бесхозная. В то же время она находится на территории Феодосии и является ее достоянием. Поэтому и феодосийские власти, Управление Главного архитектора города тоже обязаны заниматься проблемой сохранения храма, а не ждать, когда национальная святыня рухнет под равнодушными взглядами людей, не помнящих своих истоков» [39].

Нашлись неравнодушные люди - архитекторы, искусствоведы, музейные работники, которые смогли убедить власти в необходимости срочно спасать храм [40; 41, с. 80], начался современный период возрождения храма. С января 1996 года решением феодосийского горисполкома церковь Иверской иконы начала но-

90

вую жизнь. Святыня была возвращена верующим и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата [42].

На вопрос, что подтолкнуло к осуществлению долгожданной мечты - открыть православный храм на Карантине, Благочинный Феодосийского округа о. Алексий (Свитанский) ответил: «Слова покойного Юрия Федоровича Коломийченко, которого я посетил уже в больничной палате незадолго до его смерти. И конечно - статья, которую он написал, тревожась за сохранность храма» [43].

Консультировал работы по возрождению церкви архитектор и скульптор Валерий Зенонович Замеховский. Он рассказывал: «Когда открыли так называемые двери храма, мы поразились запустению и тому состоянию, в котором он находился. В храме стояла вода. Он был загажен, превратился в место, которое было оставлено людьми» [44]. И началась работа. Два месяца феодосийцы абсолютно бесплатно очищали церковь, вывозили мусор. Были произведены дренажные работы (воды ушли на уровень рва). Слой земли у сооружения понизили на 60-70 сантиметров, и храм словно вырос, вернул себе прежнюю стройность. Заложили проемы в стенах, установили новые двери, рамы в оконных глазницах, на куполе поставили крест. Всю территорию святыни вымостили камнем, а у входа разбили два цветника [45].

В престольный праздник Иверской церкви (третий день Пасхи) 16 апреля 1996 года, впервые за долгие годы, в храме состоялось богослужение. Вел службу архиепископ Крымский и Симферопольский Лазарь. Осмотрев сооружение, перед началом молитвы, он с радостью произнес: «Как приятно бывать в тех местах, где храмы наши опять возрождаются к жизни, где будет пребывать благодать Господня». Горели свечи, пел хор, и на голос архиепископа, усиленный динамиками шли люди [46].

Постепенно меняется вид территории храма, она обустраивается, облагораживается трудом о. Антония Репина и прихожан, восстанавливается утраченное, появляется новое (фото 3). 3 мая 2005 года в престольный праздник святыни на территории храма Иверской иконы Божией Матери установили памятник по погибшим во время Гражданской войны белогвардейцам и горожанам. Староста храма Олег Павлов рассказал, что идея создания этого монумента назрела еще в начале девяностых и вот, наконец, она воплотилась в жизнь. Деньги на строительство знака собирали всем миром: всего пожертвования сделали около ста феодосийцев [47]. Чуть поодаль казаки водрузили свой Казачий крест, объявив, что отсюда начнется возрождение казачества [48]. В 2008 году отмечалось 540 лет от начала путешествия Афанасия Никитина, которое проходило с 1468 по 1474 годы. В августе этого же года памятник Афанасию Никитину был установлен возле генуэзской крепости на Карантине, неподалеку от Иверской церкви. Лицо путешественника обращено к храму, а пальцы сложены в крестное знамение. На создание и установку памятника не затрачены бюджетные деньги - все это за счет тверских и феодосийских спонсоров [49; 50].

13 сентября 2008 года свершилось еще одно знаменательное событие для храма Иверской иконы Божией Матери и для города - возле святыни установили звонницу. Четырехстолпная, с шестью колоколами под навесом, огражденная кованной решеткой теперь она стоит на том же месте, где находилась прежняя двустолпная. «Сохра-

91

нилась старинная фотография, на которой изображен наш храм и звонница рядом с ним, - рассказал настоятель храма о. Антоний, - Идея восстановить звонницу возникла у меня в начале этого года. Очень хотелось приурочить это ко второму юбилею храма - 150-летию со дня его восстановления из руин. Для осуществления этой идеи мы обращались за помощью ко многим предпринимателям города. Нам существенно помог глубоко верующий меценат Арам Гарсоевич, к сожалению, не знаю его фамилию, он очень скромный человек. И мы успели вовремя» [51]. По словам священника, таких предприятий, где льют колокола, в Украине всего три, и заказ нужно ждать больше года. Колокола изготовили в Киево-Печерской Лавре из особой бронзы, имеется клеймо производителя. Этот набор колоколов специально подобран по нотам, когда звонят все одновременно, получается музыкальная гармония. В день освящения звонницы было разрешено всем желающим звонить в колокола [52].

Уже более десяти лет в церкви Иверской иконы Божьей Матери идут богослужения. Храм почти всегда заполнен верующими, а в большие православные праздники - еще и пространство перед входом в него. В святыне имеются чудотворные иконы Божьей Матери Касперовская и святителя Пантелеймона с частицами его мощей [53, с. 21]. В престольный праздник Иверской церкви проводится крестный ход по всем 4 храмам Карантина (фото 4). В нем участвует духовенство церквей феодосийского благочиния, казаки феодосийского округа, фео-досийцы и гости города. Настоятель храма Иверской иконы Божьей Матери о. Антоний со своими помощниками и благотворителями ремонтируют и благоустраивают храм, бывают в учебных заведения города, в воинских частях, в детском доме и доме престарелых, в больницах, на молодежных встречах.

Возрождение храма в 90-х гг. ХХ века вернуло жизнь сооружению, которое является гордость не только Феодосии, Крыма, но и мировой культуры. С этой святыней связаны имена многих выдающихся русских деятелей. И сохранение памяти о них - в новой жизни церкви Иверской иконы Божьей Матери. Не стыдно, что состояние сооружения не заставляет краснеть перед гостями и посетителями святого места. Благоустроенный храм и территория при нем, обилие памятников, великолепные пейзажи этой местности привлекают сюда людей круглый год. Остается надеяться, что и в дальнейшем этот памятник архитектуры будет радовать глаз и согревать души верующих.

Список использованной литературы

1. Лихотворик Р. С. Православные святыни Восточного Крыма / Р. С. Лихотворик. - Феодосия : ЭКМА +, 2006. - 145 с.

2. Литвинова Е. М. Крым : православные святныни : путеводитель / Е. М. Литвинова. -Симферополь : РуБин, 2005. - 384 с.

3. Гермоген. Справочная книжка о приходах и храмах Таврической епархии / Гермоген. - Симферополь : Таврическая губернская типография, 1886. - 274 с.

4. Литвинова Е. М. Указ. соч.

5. Лихотворик Р. С. Указ. соч.

6. Лосев Д. И придет день / Д. Лосев // Кафа. - 1996. - 27 апр.

7. Крикун Е.В. Памятники крымской архитектуры / Е. В. Крикун. - Симферополь : Крымуч-педгиз, 1998.

92

Фото 1. Художник К. Ф. Богаевский с друзьями С. И. Лобановым, Ю. Л. Оболенской, К. В. Кандауровым у храма Иверской иконы Божией Матери. 1926 год

II;

Фото 2. Долгие годы церковь была закрыта и находилась в запустении. Июль 1994

93

Фото 3. Храм Иверской иконы Божией Матери и его окрестности. 2009 год

Фото 4. Крестный ход в престольный праздник церкви. 29 апреля 2008

94

8. Лихотворик Р. С. Указ. соч.

9. Лихотворик Р. Первый иерей Иверского храма / Р. Лихотворик // Кафа. - 2001. - 23 фев.

10. Лосев Д. Указ. соч.

11 .Андрианов В. В. Феодосия / В. В. Андрианов. - Феодосия : Огни, 2001. - 36 с.

12.Катюшин Е. Феодосия. Каффа. Кефе / Е. Катюшин. - Феодосия : Коктебель, 1998. - 160 с.

13.Там же.

14.Там же.

15.Там же.

16.Там же.

17.Там же.

18.Там же.

19.Там же.

20.Гермоген. Указ. соч.

21. Лихотворик Р. Первый иерей...

22. Гермоген. Указ. соч.

23.Там же.

24. Лихотворик Р. Первый иерей.

25. Лихотворик Р. С. Православные святыни...

26.Коломийченко Ю. Святыня, которой мы можем лишиться. / Ю. Коломийченко // Кафа. - 1995. - 10 янв.

27. Лихотворик Р. С. Православные святыни.

28. Лосев Д. Указ. соч.

29.Лихотворик Р. Первый иерей.

30. Лихотворик Р. С. Православные святыни.

31. Лосев Д. Указ. соч.

32. Лихотворик Р. С. Православные святыни...

33. Лосев Д. Указ. соч.

34. Коломийченко Ю. Указ. соч.

35.Там же.

36. Литвинова Е. М. Указ. соч.

37.Османов А. В Феодосии установили памятник жертвам террора / А. Османов // Кафа. -2005. - 7 мая.

38. Лосев Д. Указ. соч.

39. Коломийченко Ю. Указ. соч.

40. Андрианов В. Храм у моря / В. Андрианов // Все для Вас. - 1996. - фев.-апр.

41. Литвинова Е. М. Указ. соч.

42. Андрианов В. Храм у моря.

43. Лосев Д. Указ. соч.

44. Там же.

45.Там же.

46. Там же.

47. Османов А. Указ. соч.

48.Карелина Е. Старый город с Олегом Павловым / Е. Карелина // Минутка. - 2008. - 10 окт.

49.Там же.

50.Потоцкая С. На Карантине установят памятник Афанасию Никитину / С. Потоцкая // Минутка. - 2008. - 25 янв.

51.Карелина Е. 16 сентября : колокольный звон / Е. Карелина // Минутка. - 2008. - 19 сент.

52.Там же.

53. Лихотворик Р. С. Православные святыни...

95

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1щенко Е. С. Феодосшський храм 1верськой iкони Божо1 MaTepi / Е. С. 1щенко // B4eHi записки Тавршського нащонального ушверситету iMeHi В. I. Вернадського. Серш «1сторичш науки». -2012. - Т. 25 (64), № 1. - С. 87-96.

Розкрита гсторш храму 1версько1 жони Божо1 MaTepi у Феодоси. Представлена коротка характеристика cepeAHb0Bi4H0ro перюду святит, ll вiдpоджeння у середини XIX столггтя, радянського етапу та вдаовлення в 90-х рр. XX столггтя. Особливу увагу придшено падям, пов'язаним з вiдкpитгям церкви в кшщ XX века. Зокрема, освгглена полeмiкa на сторшках перюдично1 лггератури того часу. Встанов-лена сучасна доля об'екта дослiджeння.

Ключовi слова: Феодос1я, храм 1версько1 жони Божо1 Maтepi, вiдpоджeння.

Ischenko E. S. The Feodosiya Church of the Iveron Icon of the Mither of Gog / E. S. Ischenko // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Historical Scince. - 2012. - Vol. 25 (64), No 1. - P. 87-96.

The history of the church of the Iveron icon of the Mother of God in Feodosia is expanded. There are brief characteristic of the medieval period of the shrine, its revival in the middle of the XIX century, the Soviet stage and recovery in the 1990-th. Special attention is paid to the events connected with the opening of the church in the late of XX century. Debates on the pages of the periodical literature of that time are consecrated. The modern fate of the object of researched.

The church of the Iveron icon of the Mother of God has witnessed many dramatic events in the history of the ancient city Feodosiya. The time of construction is considered to be 1348. It was called the temple of Saint John the Baptist. Furthermore from the arrival of the Turkish domination and to joining Crimea to Russia existence in the shrine freezes. Only in 1856 the church was restored and sanctified in the name of the Iveron Icon of the Mother of God. In the Soviet period the temple was closed and ruined again because of the state policy. In 1990-th a modern period of rebirth of the shrine has begun. On 16 of April, 1996 mass was held in the temple. Gradually changed the view of the territory of the temple thanks to efforts of priest Anthony Repin. Finally the church of the Iveron icon of the Mother of God in Feodosia as one of the main attractions of the city involves lots of people to visit this place and enjoy it.

Keywords: Feodosiya, the Church of the Iveron Icon of the Mother of God, the revival of shrines.

Поступила в редакцию 01.11.2012 г.

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.