Научная статья на тему 'Православные культовые сооружения Севастополя (конец XVIII - начало XX века)'

Православные культовые сооружения Севастополя (конец XVIII - начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
234
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВАСТОПОЛЬ / SEVASTOPOL / ПРАВОСЛАВНЫЕ КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ / ORTHODOX CULT EDIFICES / ХРАМ / CHURCH / ЧАСОВНЯ / CHAPEL / ДОМОВА ЦЕРКВА / ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ / HOUSE CHURCH / МОНАСТЫРЬ / MONASTERY / ПРАВОСЛАВНі КУЛЬТОВі СПОРУДИ / КАПЛИЦЯ / МОНАСТИР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ищенко Э.С.

Воссоздан реестр православных культовых сооружений Севастополя конца XVIII начала XX века. Представлена краткая история православных храмов, часовен, домовой церкви, монастырей города и его окрестностей. В публикации присутствуют иллюстрации досоветского периода некоторых значимых святынь. Установлена современная судьба части объектов исследования. Материалы по православным культовым сооружениям Севастополя опираются на досоветскую и современную литературу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ищенко Э.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Orthodox Cult Edifices of Sevastopol (The End of XVIII - The Beginning of XX Century)

The register of Orthodox Church buildings of Sevastopol of the end of XVIII the beginning of XX century is recreated. A brief history of the Orthodox churches, chapels, house churches and monasteries of the city and its environs is given. The pre-Soviet period of some important shrines is presented with illustrations. The modern fate of the objects of research is established. Materials about the Orthodox religious edifices of Sevastopol rely on pre-Soviet and modern literature. About their fate at the present time it is reported briefly 114 or not specified. By 1916 in Sevastopol and its surroundings were about 19 the Orthodox churches, 3 monasteries, a house church, and several chapels. Since the foundation of Sevastopol it was built as a fortress on the southern borders of the Russian Empire and the base of the Russian military of the Black sea fleet. Besides, in his surroundings in Chersonese the Grand Prince of Vladimir was baptized and hence Christianity and the Byzantine culture spread throughout Russia. In this regard, already by the middle of XIX century in Sevastopol, Balaklava and its surroundings were 7 churches of the military Department, 7 of the diocesan offices, first-class Balaclava St. George monastery and two monasteries. Unfortunately, the inhibition of progress of many Orthodox shrines of the city has caused the Crimean war of 1853-1856 because Sevastopol was one of the main arenas of battles. Extensive damage to the facilities caused the policy of the Soviet authorities, the events of the great Patriotic war. The revival of the shrines in the 1990-ies restored the life of many cult edifices. These buildings are the pride not only of Sevastopol, the Crimea, but also for the world culture. Let us hope that in the future these monuments of architecture will be pleasing to the eye and warms the soul of believers.

Текст научной работы на тему «Православные культовые сооружения Севастополя (конец XVIII - начало XX века)»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Исторические науки». Том 25 (64), № 2. 2012 г. С. 106-115.

УДК 93:281.9:246/247 «17/19» (477.75)

ПРАВОСЛАВНЫЕ КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКА)

Ищенко Э. С.

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Украина

E-mail: Face209@mail.ru

Воссоздан реестр православных культовых сооружений Севастополя конца XVIII -начала XX века. Представлена краткая история православных храмов, часовен, домовой церкви, монастырей города и его окрестностей. В публкации присутстсвуют иллюстрации досоветского периода некоторых значимых святынь. Установлена современная судьба части объектов исследования. Материалы по православным культовым сооружениям Севастополя опираются на досоветскую и современную литературу.

Ключевые слова: Севастополь, православные культовые сооружения, храм, часовня, домовая церковь, монастырь

Присоединение Крыма к России в 1873 году ознаменовало новый этап в жизни полуострова. Реформы русского правительства привели к коренным изменениям в экономике, социальных процессах, культуре. Заселение Российским государством приобретенных земель, территориальные преобразования, строительство новых и рост существовавших городов происходили одновременно и взаимосвязано с христианизацией Крыма. Возрождались христианские памятники дотурецкого периода истории полуострова, возникали новые святыни. Не оставался в стороне и Севастополь. С момента основания город строился как крепость на южных рубежах Российской империи и база русского военного Черноморского флота. К тому же, в его окрестностях - Херсонесе, состоялось крещение Великого князя Владимира и отсюда христианство и византийская культура распространились по всей Руси. В этой связи, уже к середине XIX века в Севастополе, Балаклаве и ее окрестностях было 7 церквей военного ведомства, 7 - епархиального ведомства, первоклассный Балаклавский Георгиевский монастырь и две киновии, строились соборы [1, с. 6]. С каждым годом населенный пункт и число жителей увеличивались. Соответственно, возникала необходимость в возведении новых православных культовых сооружений.

Изучение источников и литературы, связанных с историей Севастополя и православных культовых сооружений Крыма, показало существование пробелов в данной сфере [2]. Не была обнаружена специальная научная публикация, в которой был бы представлен полный список существовавших в Севастополе православных святынь конца XVIII - начала ХХ века с указанием истории объектов, их современного состояния. Наиболее обширные сведения по затрагиваемой теме нам дает досоветская литература. Справочные сведения были обнаружены в описаниях Таврической епархии 1872 года протоиерея кафедрального собора Св. Александра Невского Михаила Родионова [3, с. 111; 190-191; 214-221; 247-255], 1886 года епископа Таврического Гермогена [4, с. 197-204]. Данные в указанных трудах противоречивы, не

всегда соответствуют друг другу. Храмам Св. Равноапостольного князя Владимира и Св. Чудотворца Николая на Братском кладбище [5] посвящены отдельные издания типографии Ковалева [6]. В трудах советского периода упоминания о святынях отрывочны, а зачастую отсутствуют по причине проводимой общегосударственной политики. Материалы по большинству православных сооружений Севастополя были обнаружены в современной периодической литературе. О их судьбе в настоящее время сообщается кратко или не указывается. К 1916 году в Севастополе и его окрестностях действовало около 19 православных храмов, 3 монастыря, домовая церковь, несколько часовен [7, с. 7].

Первым храмом Севастополя после включения Крыма в состав Российской империи в своей «Справочной книжке о приходах и храмах Таврической епархии» епископ Гермоген называет церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которая была построена в 1792 году анатолийскими греками [8, с. 201]. Более информации по этой святыне выявлено не было, остается не ясна ее связь с другими двумя храмами Севастополя, также освященными во имя Св. апостолов Петра и Павла в 1844 и 1856 годах [9, с. 201-202].

В 1794 году в Балаклаве была построена каменная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. До нее на этом месте в 1375 году существовала святыня, названная в честь 12 Апостолов [10, с. 197]. Николаевский храм был сильно поврежден в Крымскую войну 1854-1856 гг. неприятелями, поэтому после ее окончания восстановлен силами прихожан и освящен 8 июня 1857 года. Посещали храм военные, состоявшие в Балаклавском батальоне, а церковь находилась в ведении обер-священника армии и флота [11, с. 197-198]. В 1861 году военный статус был упразднен и храм перешел в ведомство епархиального архиерея [12, с. 111]. К данной святыне принадлежали 3 часовни - Свято-Ильинская, Свято-Георгиевская и Свято-Троицкая (последняя располагалась в греческом селении Кадыкой в окрестностях Балаклавы) [13, с. 198]. М. Родионов сообщает, что Свято-Троицкая святыня, основанная в 1810 году, была не часовней, а каменным храмом. Автор отмечает, что до Крымской войны церковь во имя Св.Троицы имела свой приход и притч, а после - причислена к Балаклавской во имя Св. Николая Чудотворца [14, с. 111].

В 1795 году при военном ведомстве и на его средства был построен Адмиралтейский собор во имя Св. Николая. Из-за малой вместимости и ветхости в 1852 году разобран и построен новый [15, с. 202]. В Крымскую войну не пострадал [16, с. 190]. К собору была приписана церковь во имя Св. Архистратига Михаила [17, с. 202]. Год ее основания установить не удалось. Известно, что святыня пострадала и разорилась в годы Крымской войны, но в 1871 году была возобновлена за счет казны [18, с. 190; 191].

Благодаря забот бывшего вице-адмирала Филиппа Быченского в 1822 году на городском кладбище была построена церковь во имя Всех Святых. В Крымскую войну она была разбита и сожжена. После окончания военных действий на средства бывшего церковного старосты, первой гильдии купца Ивана Корневича Пикина святыня была возобновлена и освящена 5 октября 1858 (1859 [19, с. 202]) года [20, с. 191; 190].

В 1825 году во время посещения Севастополя императором Александром I главнокомандующий Черноморским флотом представил на рассмотрение государю свое

107

предложение о строительстве на развалинах древнего Херсонеса храма во имя Равноапостольного князя Владимира и об открытии по России подписки на сбор средств для сооружения. Разрешения императора было получено, Академии художеств поручили представить проект святыни [21, с. 9-10]. В 1843 году проект академика К. А. Тона был утвержден императором Николаем I. К этому времени, согласно итогам подписки, уже было собрано 373 тыс. рублей ассигнациями. На этом этапе главнокомандующий Черноморским флотом, вице-адмирал Михаил Петрович Лазарев просит разрешение возвести новый храм в самом городе, а не на Херсонесе. Это было связано с тем, что при населении 60 тыс. человек в Севастополе существовало только 2 церкви - Петропавловская и адмиралтейский собор. Согласие императора последовало, более того, Николай I сам указал место строительства будущей святыни [22, с. 10].

Подготовка к сооружению длилась еще около десяти лет. В 1851 году скончался вице-адмирал В. П. Лазарев и его похоронили в нижнем храме (крипте) собора [23, с. 4]. 15 июля 1854 года храм был заложен архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием [24, с. 12]. В том же печальном году началась Крымская война, легшая бременем на город, жителей и остановившая строительство собора. Также в крипте были погребены погибшие во время героической обороны Севастополя вице-адмирал В. А. Корнилов, контр-адмирал В. И. Истомин и адмирал П. С. Нахимов [25, с. 12-13]. С 1856 по 1888 годы в силу различных причин строительство то возобновлялось, то прекращалось. Архитекторами в разное время были назначены К. А. Тон, В. А. Рулев, М. И. Эппингер, В. А. Дорогулин, А. А. Авдеев. В 1871-1873 гг. были споры о переименовании строившегося храма во имя Св. Александра Невского [26, с. 15]. Все же 5 октября 1881 года архиепископ Платон освятил нижний храм собора, а 5 октября 1888 года строительство было окончено и состоялось освящение сооружения епископом Мартинианом [27, с. 16] (фото 1).

В 1931 году собор действовал, но вскоре в связи с советской политикой стал мастерской для подготовки авиационных кадров и технических работников, книжным складом. Могилы адмиралов подверглись мародерству. Сильно пострадало здание в годы Великой Отечественной войны - был разрушен северный фасад, поврежден крест, крыша, выбиты все стекла, пострадало внутреннее убранство собора его росписи. В 1867 году начались восстановительные работы и продолжались они вплоть до освящения 9 октября 1991 года [28]. Еще через полгода были обнаружены, идентифицированы и торжественно перезахоронены останки адмиралов.

В 1844 при гражданском ведомстве на южной стороне Севастополя была построена приходская каменная церковь во имя Св. апостолов Петра и Павла в виде Афинского древнего храма Тезея (фото 2). Сооружение украшали по кругу 44 каменные колонны и при входе в храм в нишах две большие мраморные статуи, изображавшие святых апостолов Петра и Павла [29, с. 200]. В Крымскую войну святыня была разбита из вражеских орудий, сожжена, а мраморные статуи апостолов увезены неприятелем [30, с. 190]. После войны на данной местности, принадлежавшей Балаклавскому Свято-Георгиевскому монастырю, на средства прихожан храм был построен и освящен 22 декабря 1857 года без изменения прежнего названия [31, с. 200]. В наши дни в этом здании святыни расположен Дом культуры, но дважды в неделю в помещении идут церковные службы [32, с. 6].

108

Фото 1. Собор Святого Равноапостольного князя Владимира

Фото 2. Церковь во имя Св. апостолов Петра и Павла

109

Фото 4. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы

110

По окончании Крымской войны французский главнокомандующий уступил се-вастопольцам деревянную Петропавловскую церковь возле Камышевой бухты. Вскоре ее перенесли на северную сторону города и на каменном фундаменте освятили в 1856 году. В 1862 году на том же месте на средства прихожан была сооружена одноименная каменная святыня [33, с. 201; 34, с. 191].

В годы Крымской войны в Севастополе были уничтожены церкви госпитальная для матросов и полковая для сухопутных войск [35, с. 202; 36, с. 190]. В Корабельной бухте был сожжен приходской храм, но в 1868 году там же освящена новая каменная во имя Св. Митрофана [37, с. 191].

В 1857 году архитектором А. А. Авдеевым был составлен проект и заложено строительство православной церкви во имя Св. Николая на Братском кладбище, где захоронены защитники, погибшие во время Крымской войны 1854-1855 гг [38]. Храм-памятник в виде усеченной пирамиды с большим, гранитным крестом наверху был освящен в 1870 году [39, с. 192] (фото 3). Это первое православное строение в форме пирамиды в мире. Изнутри на стенах укреплены 28 плит с именами 943 погибших офицеров. В годы Великой Отечественной войны была разрушена верхняя часть храма, рухнул и раскололся крест. В 1868 году были начаты восстановительные работы, и с 1989 года в святыне возобновлены богослужения. В частности, расколовшийся на три части крест был вновь восстановлен в 70-е годы ХХ века киевскими реставраторами, которые склеили его новейшим эпоксидным раствором и установили на вершину храма [40, с. 7]. В мае 2010 года от креста вновь откололся кусок весом в несколько сотен килограммов и упал на землю, повредив стену и конструкции храма. Руководством и общиной храма было решено крест больше не восстанавливать, а заказать новый. Старый крест-ветеран в настоящий момент монтируется в лежачем положении на постаменте рядом с церковью и будет служить в качестве поклонного. Летом 2012 года в качестве дара городу Севастополю Ямало-Ненецким автономным округом из Екатеринбурга был доставлен и установлен на вершину новый крест высотой 7, 5 метров и весом около 24 тонны [41, с. 7].

В 1905 году на средства прихожан по проекту архитектора В. А. Фельдмана был возведен соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (фото 4). Сооружение является самым заметным зданием улицы Большой Морской и в наши дни [42, с. 7].

В Севастополе существовала домовая церковь в здании Константиновского реального училища. 6 ноября 1883 года она была освящена во имя Св. Александра Невского [43, с. 202].

В окрестностях Севастополя функционировало 3 монастыря: Балаклавский Свято-Георгиевский, Херсонесский Владимирский и Святого Климента в Инкерма-не [44, с. 214].

Балаклавский Свято-Георгиевский первоклассный мужской монастырь предположительно по преданию был основан в Х веке [45, с. 214]. 1794 годом завершается ведение монастыря Константинопольским патриархом [46, с. 216]. В XIX веке монастырь именовали флотским - иноки обители служили на кораблях и в частях Черноморского флота [47, с. 217]. В 1814 году в монастыре была утроена каменная церковь во имя Св. Великомученика Георгия. В 1850 году по проекту архитектора

111

В. А. Рулева на монастырском кладбище, ныне территория воинской части, был построен храм во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. До 1866 года функционировала еще и третья - трапезная церковь во имя Св. Дмитрия Солунского, но была разобрана по причине ветхости [48, с. 215-216]. В 60-80-х гг. XIX века территория обители благоустраивалась, был высажен парк, построены жилые корпуса [49, с. 7]. В 1893 году на средства купца А. А. Максимова, по проекту архитектора Н. М. Чагина и В. А. Фельдмана был возведен храм во имя Рождества Христова на месте обнаруженной пещерной древней святыне. В октябре 1898 года в монастыре был заложен соборный храм во имя Вознесения Господня, но так и не был построен. В советское время монастырь закрыли, часть построек разрушили. В округе расположилась военная часть и доступ в эти места на долгие годы был закрыт. В 1993 году благодаря заботам архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря было получено соглашение о передаче командующим Черноморским флотом Э. Д. Балтиным части монастыря Крымской Епархии [50, с. 7].

Херсонесский монастырь во имя Св. Равноапостольного князя Владимира основан на развалинах храма, в котором князь Владимир принял крещение в 988 году. По представлению архиепископа Херсонесского и Таврического Иннокентия № 4, 141 от 4 мая 1850 года было дано разрешение на восстановление древней крымской святыни, открытие киновии. Была устроена и освящена 28 февраля 1853 года небольшая каменная церковь во имя Св. Блаженной княгини Ольги. После окончания разорительной для обители Крымской войны, 30 апреля 1857 года была освящена новая церковь на том же месте во имя седьми священномучеников, в Херсонесе епископствовавших [51, с. 7].

18 марта 1861 Херсонесский монастырь возведен в степень первоклассного. В 1858 император Александр II дал распоряжение на строительство соборного храма во имя Св. Равноапостольного князя Владимира. Проект на сооружение был утвержден 2 июня 1859, а 23 августа 1861 года Александр II заложил этот храм. Строительство шло медленно и лишь в 1891 году было завершено. Затем настоятель обители построил двухэтажный дом для себя и келии для монахов. При доме 14 июля 1863 года была освящена домовая церковь во имя Корсунской иконы Богоматери [52, с. 220-221]. В 20-е гг. ХХ века монастырь был закрыт. В 1944 году собор во имя Св. Владимира был взорван немцами. С 1999 года началось восстановление святыни. Сегодня это один из самых больших православных храмов Крыма [53, с. 6].

Киновия Св. Климента, папы Римского, в Инкермане основана в УШ-К веках как результат иконоборческого движения в Византии. Монастырь был образован в пещерах, высеченных под крепостью Каламита и просуществовал до 1778 года -переселения христианского населения в Приазовье. Монастырь опустел. Но в 1852 году по ходатайству преосвященного архиепископа Иннокентия киновия была открыта [54, с. 253-254]. В ней устроили 3 подземных храма во имя Св. Климента, Св. Мартина (освящена в 1867 году [55, с. 254]), Св. Андрея Первозванного (при доме настоятеля во имя Св. Троицы, освященная в 1867 году [56, с. 254]). В 1895 году напротив подземного во имя Св. Мартина был сооружен небольшой во имя Св. Пантелеймона, а в 1905 году было завершено строительство собора Св. Николая, замкнувшего ансамбль монастыря в верхнем плато [57, с. 7]. В 1926

112

году обитель была закрыта советскими властями. В 1927 году землетрясение сильно повредило Николаевскую церковь, было принято решение разобрать ее и в 1932 году сооружение было полностью уничтожено. В 1931 году в обители прекратились богослужения. Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина началось возрождение монастыря, идет строительство новых храмовых сооружений [58, с. 7].

Таким образом, после включения Крыма в состав Российской империи шел неразрывный процесс развития полуострова, увеличения численности жителей региона, а также появление новых православных культовых сооружений, расширение существовавших, восстановление забытых. Такая судьба не обошла стороной город русской славы и колыбель Христианства на Руси - Севастополь и его окрестности. К сожалению, торможение прогресса многих православных святынь города вызвала Крымская война 1853-1856 гг., поскольку Севастополь являлся одной из главных арен сражений. Огромный урон сооружениям нанесли политика советской власти, события Великой Отечественной войны. Допускаем, что составленный нами реестр православных культовых сооружений Севастополя конца XVIII - начала ХХ века не является полным. Планируем дальнейшее проведение исследований в данной сфере.

Список использованной литературы

1. Представляем Благочиние : севастопольский церковный округ // Таврида Православная. -2011. - Авг.

2. Литвинова Е. М. Крым : православные святныни : путеводитель / Е. М. Литвинова. - Симферополь : РуБин, 2005. - 384 с.

3. Родионов М. К. Статистико-хронологико-историческое описание Таврической епархии : общий и частный обзор / М. К. Родионов. - Симферополь, 1872. - 270 с.

4. Гермоген. Справочная книжка о приходах и храмах Таврической епархии / Гермоген. - Симферополь : Таврическая губернская типография, 1886. - 274 с.

5. Храм святого равноапостольного князя Владимира в Севастополе. - Севастополь : тип.-лит. Ковалева, 1904. - 23 с.

6. Севастопольское братское кладбище. - Севастополь : тип. Н. Ковалева, 1902. - 31 с.

7. Представляем Благочиние : севастопольский церковный округ... Указ. соч.

8. Гермоген. Указ. соч.

9. Там же.

10. Там же.

11. Там же.

12. Родионов М. К. Указ. соч.

13. Гермоген. Указ. соч.

14. Родионов М. К. Указ. соч.

15. Гермоген. Указ. соч.

16. Родионов М. К. Указ. соч.

17. Гермоген. Указ. соч.

18. Родионов М. К. Указ. соч.

19. Гермоген. Указ. соч.

20. Родионов М. К. Указ. соч.

21. Храм святого равноапостольного князя Владимира в Севастополе. Указ. соч.

22. Там же.

23. Там же.

24. Там же.

25. Там же.

113

26. Там же.

27. Там же.

28. Там же.

29. Гермоген. Указ. соч.

30. Родионов М. К. Указ. соч.

31. Гермоген. Указ. соч.

32. Представляем Благочиние : севастопольский церковный округ... Указ. соч.

33. Гермоген. Указ. соч.

34. Родионов М. К. Указ. соч.

35. Гермоген. Указ. соч.

36. Родионов М. К. Указ. соч.

37. Там же.

38. Севастопольское братское кладбище. Указ. соч.

39. Родионов М. К. Указ. соч.

40. Представляем Благочиние : севастопольский церковный округ. Указ. соч.

41. Там же.

42. Там же.

43. Гермоген. Указ. соч.

44. Родионов М. К. Указ. соч.

45. Там же.

46. Там же.

47. Там же.

48. Там же.

49. Представляем Благочиние : севастопольский церковный округ. Указ. соч.

50. Там же.

51. Родионов М. К. Указ. соч.

52. Родионов М. К. Указ. соч.

53. Представляем Благочиние : севастопольский церковный округ. Указ. соч.

54. Родионов М. К. Указ. соч.

55. Там же.

56. Там же.

57. Представляем Благочиние : севастопольский церковный округ. Указ. соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

58. Там же.

1щенко Е. С. Православш K^bTOBi споруди Севастополя (кшець XVIII - початок XX ст.) /

Е. С. 1щенко // Вчет записки Тавршського нацюнального утверситету iMeHi В. I. Вернадського. Серш «1сторичш науки». - 2012. - Т. 25 (64), № 2. - С. 106-115.

Ввдтворений реестр православних культових споруд Севастополя кшця XVIII - початку XX сто-лггтя. Представлена коротка ютор1я православних храмш, каплиць, домових церков, монасти^в мгста та його околиць. Присутт шюстраци дорадянського перюду деяких значущих святинь. Встановлена сучасна доля частини об'екпв дослiдження. Матерiали з гстори православних культових споруд Севастополя спираються на дорадянську та сучасну лггературу.

Ключовi слова: Севастополь, православнi кулклж споруди, храм, каплиця, домова церква, монастир.

Ischenko E. S. The Orthodox Cult Edifices of Sevastopol (The End of XVIII - The Beginning of XX Century) / E. S. Ischenko // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Historical Scince. - 2012. - Vol. 25 (64), No 2. - P. 106-115.

The register of Orthodox Church buildings of Sevastopol of the end of XVIII - the beginning of XX century is recreated. A brief history of the Orthodox churches, chapels, house churches and monasteries of the city and its environs is given. The pre-Soviet period of some important shrines is presented with illustrations. The modern fate of the objects of research is established. Materials about the Orthodox religious edifices of Sevastopol rely on pre-Soviet and modern literature. About their fate at the present time it is reported briefly

114

or not specified. By 1916 in Sevastopol and its surroundings were about 19 the Orthodox churches, 3 monasteries, a house church, and several chapels.

Since the foundation of Sevastopol it was built as a fortress on the southern borders of the Russian Empire and the base of the Russian military of the Black sea fleet. Besides, in his surroundings - in Chersonese the Grand Prince of Vladimir was baptized and hence Christianity and the Byzantine culture spread throughout Russia. In this regard, already by the middle of XIX century in Sevastopol, Balaklava and its surroundings were 7 churches of the military Department, 7 of the diocesan offices, first-class Balaclava St. George monastery and two monasteries. Unfortunately, the inhibition of progress of many Orthodox shrines of the city has caused the Crimean war of 1853-1856 because Sevastopol was one of the main arenas of battles. Extensive damage to the facilities caused the policy of the Soviet authorities, the events of the great Patriotic war. The revival of the shrines in the 1990-ies restored the life of many cult edifices. These buildings are the pride not only of Sevastopol, the Crimea, but also for the world culture. Let us hope that in the future these monuments of architecture will be pleasing to the eye and warms the soul of believers.

Keywords: Sevastopol, Orthodox Cult Edifices, church, chapel, house church, monastery.

Поступила в редакцию 01.11.2012 г.

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.