Научная статья на тему 'ФЕНОМЕНЫ ПСИХОТЕРАПИИ ОНЛАЙН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ФЕНОМЕНЫ ПСИХОТЕРАПИИ ОНЛАЙН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
203
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТЕРАПИЯ ОНЛАЙН / ПАНДЕМИЯ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ФЕНОМЕНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Халикова Мария Николаевна

В статье представлено описание феноменов пихотерапевтического процесса, переведенного в формат работы онлайн вынужденно, по причине пандемии. Данные выводы основаны на эмпирических наблюдениях автора во время работы с пациентами в период самоизоляции. В статье освещены трудности такой работы, как для пациента, так и для терапевта. Анализ подобного опыта готовит нас - специалистов помогающих профессий к трансформации классической терапевтической помощи, с учетом явлений современных реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENA OF PSYCHOTHERAPY ONLINE DURING THE PANDEMIC

The article describes the phenomena of the psychotherapeutic process, which was forced to work online due to the pandemic. These conclusions are based on the author’s empirical observations while working with patients during the period of self-isolation. The article highlights the difficulties of such work, both for the patient and for the therapist. The analysis of such experience prepares us-specialists of helping professions for the transformation of classical therapeutic care, taking into account the phenomena of modern realities.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕНЫ ПСИХОТЕРАПИИ ОНЛАЙН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

ФЕНОМЕНЫ ПСИХОТЕРАПИИ ОНЛАЙН В ПЕРИОД

ПАНДЕМИИ

Халикова Мария Николаевна

Клинический психолог, личный терапевт, аккредитованный ОППЛ, терапевт мультимодальной терапии творчеством, специалист по работе с созависимостью, Москва, Россия

Аннотация. В статье представлено описание феноменов пихотерапевтического процесса, переведенного в формат работы онлайн вынужденно, по причине пандемии. Данные выводы основаны на эмпирических наблюдениях автора во время работы с пациентами в период самоизоляции. В статье освещены трудности такой работы, как для пациента, так и для терапевта. Анализ подобного опыта готовит нас - специалистов помогающих профессий к трансформации классической терапевтической помощи, с учетом явлений современных реалий.

Ключевые слова: психотерапия онлайн, пандемия, самоизоляция, терапевтическая помощь, феномены

PHENOMENA OF PSYCHOTHERAPY ONLINE DURING

THE PANDEMIC

Maria N. Khalikova

Clinical psychologist, personal therapist, accredited by OPPL, therapist of multimodal creative therapy, specialist in working with codependency,

Moscow, Russia

Abstract. The article describes the phenomena of the psychotherapeutic process, which was forced to work online due to the pandemic. These conclusions are based on the author's empirical observations while working with patients during the period of self-isolation. The article highlights the difficulties of such work, both for the patient and for the therapist. The analysis of such experience prepares us-specialists of helping professions for the transformation of classical therapeutic care, taking into account the phenomena of modern realities.

Keywords: online psychotherapy, pandemic, self-isolation, therapeutic care, phenomena

Мария Николаевна Халикова -

клинический психолог, личный терапевт, аккредитованный ОППЛ, терапевт мультимодальной терапии творчеством, автор и ведущая

тренингов личностного роста, терапевтических групп. Специализация: работа с созависимостью и детско-родительскими отношениями. Соавтор онлайн проекта «Созависимость. Выход здесь!». Автор и соведущая психологических групп по работе с созависимостью с В.Д. Москаленко. Область профессиональных интересов экзистенциально-гуманистический подход, психодинамическая психотерапия. Общий стаж работы в профессии-20 лет. Стаж клинической практики - 5 лет.

11 марта 2020 года генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Адханом Гебрейесус заявил, что ситуация с распространением болезни, вызванной коронавирусом нового типа (2019-nCoV), «может быть расценена как пандемия».

По данным многочисленных источников глобальная эпидемия случается на Земле каждые 100 лет.

Согласно Большой российской энциклопедии, эпидемия - это распространение какой-либо инфекционной болезни, значительно превышающее уровень обычной заболеваемости на данной территории. Пандемия - это эпидемия, характеризующаяся распространением инфекционного заболевания на территорию всей страны, территорию сопредельных государств, а иногда и многих стран мира. [8]

Для предотвращения увеличения количества заболевших вводится режим самоизоляции. 30 марта 2020 для жителей России и большинства других государств был введен режим полной самоизоляции с целью сокращения количества личных контактов и минимизации рисков заражения, а также переноса нового вируса. Впервые у нас появился шанс спасти мир, сидя дома. [6]

Данные обстоятельства несомненно повлияли на устоявшийся и привычный образ жизни, как современного общества в целом, так и каждого отдельного человека в частности. Однако, возможности современного мира, развитие ^-технологий, позволили выстроить формы опосредованного взаимодействия людей друг с другом. При телесной изоляции люди сохраняли визуальные и вербальные контакты при помощи онлайн связи.

Многие виды услуг претерпели трансформацию, приобретая дистанционную форму. Перед психотерапевтами и психологами всего мира встал непростой выбор: остановить процесс работы с клиентами или перевести этот процесс в онлайн режим? Конечно, многие коллеги и до пандемии уже вели консультирование онлайн, и данная форма психологической помощи приобретала популярность. Однако, психотерапия во все времена подразумевала формат личного взаимодействия терапевта и пациента в условиях психологического кабинета. Всегда ценность прямого личностного контакта рассматривалась в качестве основного целительного фактора, когда речь шла о психотерапевтической работе.

Неопределенность сложившейся ситуации отнимала всякую возможность о планировании хотя бы приблизительных сроков вынужденного прерывания работы с клиентом.

Психологи и психотерапевты осознавали негативные последствия для психического здоровья населения, которые повлечет за собой длительная социальная изоляция. Это явление подтверждено не

только различными историями, а также результатами многих научных исследований и экспериментов, связанных с изоляцией и социальной депревацией. Человеку трудно принять своё одиночество, даже если он сознательно стремиться к нему. Самоизоляция усиливает чувство одиночества, страха, тревоги. Вынужденные меры ограничения привычных форм взаимодействия создают давление, отбирая ощущение свободы - одну из ключевых экзистенциальных данностей человеческого бытия.

Таким образом, несмотря на важные ключевые аспекты оказания психотерапевтической помощи, которые теряются при работе онлайн, продолжение терапии в любом формате имело большую целесообразность, чем ее прерывание и обрыв.

Трансформация психотерапевтической услуги несла с собой ряд сложностей и оперативного понимания того, как сохранить важные правила профессиональной этики, не утерять суть процесса терапии. Ведь удаленные сессии - это не то же самое, что происходит, когда терапевт и клиент встречаются лично. Их созвон в Скайп или Zoom - это не просто телефонный разговор, а психотерапевтическая сессия. Коллеги из разных психотерапевтических модальностей испытали определенные сложности и затруднения. Как адаптировать метод терапии к онлайн? Например, психоаналитический подход, арт-терапию, танцевально-двигательную терапию и прочие подходы, которые подразумевают однозначную важность очного контакта. Под угрозу встало такое правило профессиональной этики психолога, как конфиденциальность. До сих пор нет однозначной уверенности сохраняется ли оно до конца при онлайн формате.

Постепенно стали вырисовываться важные нюансы, которые необходимо учитывать при ведении психотерапии онлайн. В результате чего появилось «Руководство для удаленных сессий в период запрета на перемещение» (Todd Essing, Ph.D. and Gillian Isaacs Russell, Ph.D.) В данном руководстве клиентам рекомендуется самим позаботиться о месте, из которого они будут выходить на связь с терапевтом. Важно, чтобы это место было постоянным, уединенным и безопасным. Так же клиенту необходимо дать себе время около 15 минут до и после терапевтической сессий, для настройки и завершения психологической работы. Необходимо на период сессии отключить все иные устройства связи: часы, будильники, телефоны, ноутбуки и прочие, кроме того, которое используется для связи со специалистом. На онлайн встречу

стоит одеваться так, как бы клиент одевался, приходя на встречу в кабинет. Даже, если это не будет видно терапевту, главное, что это видит сам человек и вместе с психотерапевтом знает про это. [7]

До наступления ограничений человек мог выбрать форму обращения за психологической помощью. Специалист, оказывающий такую помощь, так же отдавал предпочтение определенному формату работу с клиентом. В период пандемии все стали работать онлайн. И это было вынужденно.

Автор так же прожила этот опыт и в данной статье делится своими наблюдениями о специфике такого процесса. Всё нижеописанное замечено исключительно в процессе личной работы, а также в обсуждении с другими коллегами.

Спустя время работы в онлайн формате по причине карантина, могу заметить и описать некоторые феномены терапевтического процесса.

Пространство. В пространстве: «терапевт-экран-клиент» у психотерапевта есть определенные ограничения. Так как затруднено подключение всех форм чувствительности, которые возможны при очной встрече в кабинете. Онлайн невозможно то, что каждый специалист чувствует в личном контакте буквально через кожу, то, что он видит глазами. А именно: едва уловимый жест другого, его выдох, или замерший на полпути вдох, остановленный импульс или его взгляд, устремленный куда-то, застывший на чем- то, скользнувший по тебе - всё это очень важно и значительно обогащает процесс. На онлайн сессии клиент не смотрит в глаза терапевта, клиент смотрит в экран на терапевта. Так же и терапевт видит глаза клиента через экран и камеру. Это означает, что в онлайн психотерапевт работает в усиленном режиме восприятия и контакта.

Потеря. Терапевт и клиент, перешедшие из личных встреч в онлайн, в какой-то мере переживают потерю: их места встреч, их контакта, их присутствия рядом, в естестве бытия.

Забота. О месте, о конфиденциальности. Человеку самому придётся позаботиться о том, чтобы найти у себя дома место, из которого он будет выходить на связь, договориться с близкими не беспокоить его во время сессии, позаботиться о том, чтобы ему было комфортно говорить, не опасаясь, что близкие услышат. Некоторым клиентам реальное «не было места», им приходилось выходить на сессию из автомобиля, ванной комнаты, с балкона.

Темы. На карантине жизнь сужается, и её внешняя насыщенность беднеет. Рано или поздно наступает момент, когда «на терапию нечего 170 Вестник ММА №1-2021

принести»... Внешних событий нет. «Тогда зачем сюда приходить, если принести нечего?» И вот тут-то всё и начинается. Ибо у нас есть два мира: не только мир внешний, который у нас сейчас забрали, а ещё и мир внутренний. И это то, с чем предстоит на терапии встретиться, когда внешний мир себя исчерпал. Это парадоксально, но изоляция, будто явилась неплохой причиной для встречи с собой: что в моём мире внутреннем? Могу ли я по нему путешествовать, заглядывая в самые потаенные уголки? Могу ли я быть без мира внешнего? Что со мной, когда «принести на терапию нечего», кроме себя? Тут-то и происходит Встреча. Тут-то и начинается работа с собой, со своими чувствами, своими состояниями, потребностями, желаниями. Встреча с собой или со своей внутренней пустотой... Встреча с другим (с терапевтом) и возможность всё это выдерживать. Выдерживать себя и другого без всякой внешней причины.

Особенности восприятия. Встречаясь с клиентом в онлайн режиме, как правило, мы видим друг друга по пояс, а так же в плоском восприятия видео кадра. Особенности качества связи, могут влиять на диалог, процесса слушания, выдерживания чувств клиента. И тогда встает вопрос: кто это передо мной? На сколько тот, кто в этом экране настоящий, искрений, в каком объеме я могу ему доверять? Кому я рассказываю о себе и приношу свои чувства? Если в какой-то момент их проживание становится невыносимо, я могу «просто закрыть крышку ноутбука и все прекратить» - именно так и говорят клиенты, работающие в психотерапии онлайн. В очной встрече в кабинете так просто её не оборвать. Как минимум, нужно встать, открыть дверь и уйти самому, а не прекратить связь, захлопнув крышку.

Для терапевта, работающего в течение нескольких дней в неделю только онлайн, возрастает нагрузка на зрительные и слуховые каналы восприятия. Постоянное получение звука через наушники ведет к перенапряжению, и усилению профвыгорания.

Привычка. Некоторая отстраненность в близости, в контакте с чувствами, довольно комфортна и безопасна. А значит может войти в привычку. И так непросто будет вернуться в важный формат очных встреч после карантина. Но это будет необходимо сделать.

Терапия - это работа. Таковы особенности этой работы были в период полной самоизоляции, и что-то сохраняется и сейчас. Пережив этот опыт, мы уже не будем прежними. Онлайн психотерапия дала, как ограничения и риски, так и соблазны остаться в этом формате, не перейдя в кабинет.

И тогда становятся совершенно ясными три вещи:

- продолжение терапии в онлайн формате - это лучше, чем её прерывание или обрыв;

- это вынужденная мера в условия особых обстоятельств;

- после пандемии необходимо обязательно вернуться в кабинет, чтобы продолжить.

Ничто не заменит основной целительной силы в терапии - личных отношений между клиентом и терапевтом. Мы справимся с этим и сделаем это вместе!

Впереди предстоит еще очень много работы, которая будет связана с последствиями отдаления, длительных ограничений и жестких запретов.

Таким образом, опираясь на опыт практики ведения терапии онлайн в период самоизоляции, можно сделать следующие выводы.

1. Пандемия привела к социальной изоляции. Это усилило неопределенность, ощущение зависимости от внешних факторов (стало невозможным планировать свою жизнь, пришлось отказаться от прежних планов и целей). Все это сделало невозможным осуществлять привычный и устоявшийся ритм жизни при отсутствии понимания и знания, как строить свою жизнь в новых условиях.

2. В условиях самоизоляции усиливаются трудно переносимые эмоции и переживания, такие как страх, отчаяние, разочарование, бессилие. Это приводит к появлению и усилению конфликтов (внутренних и внешних), к развитию психологических проблем (тревожные и панические расстройства, депрессивные состояния, расстройства пищевого поведения и др.). Также обостряются те психологические проблемы, которые существовали ранее.

3. В период пандемии терапия-онлайн является необходимым, а иногда единственно доступным способом проживать и выдерживать объективные трудности, которые привели к депривации важных психологических потребностей (в безопасности, защищенности, стабильности, свободе). Это означает, что в условиях пандемии значительно возрастает необходимость психотерапевтического помощи, а социальные ограничения делают ее возможной только в формате онлайн. Практика показала, что те клиенты, которые продолжили терапию в период самоизоляции, смогли выдержать психологические трудности во время пандемии, им было легче вернуться к обычному объему социальных контактов при постепенном снятии ограничений и завершении изоляции.

4. Опыт психотерапевтической работы онлайн является для специалиста более сложным видом работы. Поэтому необходимо максимально поддерживать формат очной работы в кабинете и обращаться к формату онлайн при наличии объективных препятствий к личным встречам (клиент живет в другом городе, командировки клиента и иные личные невозможности присутствовать очно). При оказании психотерапевтической помощи онлайн терапевту и клиенту рекомендуется соблюдать ряд вышеизложенных правил для сохранения результативности процесса.

Литература

1. Баттиани А. Преодоление безразличия. Нахождение смысла во время перемен. М.: Когито-Центр, 2020. - 139 с.

2. Бройнинг Л. Укроти свою тревогу. Перепрограммируй мозг для счастья. СПб.: Портал. 2020. - 272 с.

3. Ковпак Д.В. Страх...Тревога...Фобия...Вы можете от них избавиться! Практическое руководство психотерапевта. СПб.: Наука и Техника, 2018. - 368 с.

4. Меновщиков В.Ю. Психологическая помощь в сети интернет. М., 2007. - 178 с.

5. Франкл В. Сказать жизни да! М.: Альпина нон-фикшен. 2020. -239 с.

Электронные ресурсы

6. Как социальная самоизоляция в условиях пандемии повлияет на состояние общества. Статья из журнала «Вопросы студенческой науки». Выпуск №4 (44),Самара, апрель, 2020 [https://cyberleninka.ru/artide/n/ kak-sotsialnaya-samoizolyatsiya-v-usloviyah-pandemii-povliyaet-na-sostoyanie-obschestva/viewer]

7. Руководство для удаленных сесий. Russeii G.I. & Essing T. (2019) "Bodies and screen relations: moving treatment from wishful thinking to informed decision-making", под ред. Govrin, A., & Mills, J Инновации в психоанализе: Происхождение, Углубление, Развитие. Изд Routledge, London [https://www.b17.ru/blog/248334/]

8. Что такое пандемия согласно Всемирной организации здравоохранения / ПАНДЕМИЯ COVID-1911 Март 2020, 21:07 [https:// tass.ru/info/7952651]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.