Научная статья на тему 'Феноменология временной перспективы и психологических границ личности'

Феноменология временной перспективы и психологических границ личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
366
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / ФУНКЦИИ "Я" / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ / ГРАНИЦЫ "Я" / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ / SPACE / TIME / "EGO" FUNCTIONS / PSYCHOLOGICAL BOUNDARIES / "EGO" BOUNDARIES / TEMPORAL PERSPECTIVE OF PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермолова Екатерина Олеговна

Статья посвящена актуальной проблеме пространственно-временной организации психики, которая до сегодняшнего дня остается наименее исследованной и разработанной областью психологии. В работе представлен краткий теоретико-методологический анализ основных теорий и концепций, раскрывающих содержательное наполнение понятий «психологические границы» и «временная перспектива». Показано, что данные феномены по отдельности широко изучаются в отечественной и зарубежной психологии, однако теорий, проясняющих взаимообусловленность психологических границ и временной перспективы, практически не существует. В данной статье предпринята попытка рассмотрения «психологических границ» и «временной перспективы» как основных функций «Я», обеспечивающих исполнение «Я», личности в мире, удержание своей когерентности и сохранение тождественности себя во времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ермолова Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenology of time perspective and psychological boundaries of personality

The article is devoted to the topical problem of the spatio-temporal organisation of psychic, which remains the least studied and developed field of psychology. The paper presents a brief theoretical and methodological analysis of the main theories and concepts revealing the meaningful content of the concept of "boundaries" and "time perspective". It shows that these phenomena separately are widely studied in Russian and foreign psychology, but there are practically no theories that clarify the interdependence of psychological boundaries and time perspective. This article attempts to consider "psychological boundaries" and "temporal perspectives" as the main functions of "Self" that ensure the fulfillment of "Self", personality in the world, retain its coherence and preserve Self-identity in time.

Текст научной работы на тему «Феноменология временной перспективы и психологических границ личности»

ПСИХОЛОГИЯ

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-40-44 УДК 159.9.072

Ермолова Екатерина Олеговна

кандидат психологических наук, доцент Новосибирский государственный педагогический университет

shamka05@mail.ru

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена актуальной проблеме пространственно-временной организации психики, которая до сегодняшнего дня остается наименее исследованной и разработанной областью психологии. В работе представлен краткий теоретико-методологический анализ основных теорий и концепций, раскрывающих содержательное наполнение понятий «психологические границы» и «временная перспектива». Показано, что данные феномены по отдельности широко изучаются в отечественной и зарубежной психологии, однако теорий, проясняющих взаимообусловленность психологических границ и временной перспективы, практически не существует. В данной статье предпринята попытка рассмотрения «психологических границ» и «временной перспективы» как основных функций «Я», обеспечивающих исполнение «Я», личности в мире, удержание своей когерентности и сохранение тождественности себя во времени.

Ключевые слова: пространство, время, функции «Я», психологические границы, границы «Я», временная перспектива личности.

За последнее столетие произошли колоссальные изменения в условиях жизни, как человечества в целом, так и отдельного человека (особенно данное положение относится к европейской культуре). Современная цивилизация утрачивает прежние нормативы и идеалы. На смену приходит другая эпоха - эпоха постмодерна, в которой время теряет свою экзистенциальную ценность и становится ресурсом для достижения индивидуальной цели. А человек в отношениях с другим, пренебрегая чувством интимности и общности, стремится к демонстрации власти и доминирования, «уважая» и подчеркивая только респектабельность собственного имиджа. В этой связи встает вопрос об изучении нового способа пространственно-временного функционирования личности («Я») в условиях интенсивного развития научно-технического прогресса и информационных технологий, которые являются ключевым фактором процесса глобализации происходящего в современном мире.

Еще в 1905 году А. Эйнштейн постулировал фундаментальную связь между пространством и временем. С тех пор и до сегодняшнего дня представители разных наук - естественных и гуманитарных - ищут ответ на ключевой вопрос человечества. Материальная Вселенная, как известно, обладает тремя пространственными измерениями: вверх-вниз, направо-налево и вперед-назад. К ним добавляется еще одно измерение - временное. Вместе эти четыре измерения составляют пространственно-временной континуум. Психика человека, согласно психо-динамической теории З. Фрейда обладает теми же принципами, что позволяет рассматривать пространственно-временную организацию психики человека через такие феномены как «психологические границы» (которые лежат

в основе дифференциации развивающегося «Я» и символически отражают первые три измерения) и «время» - временная перспектива личности.

Один из ключевых аспектов причастности человека к другим людям, равно как и его отделения от них может быть описан с помощью таких понятий, как «границы Я», «границы личности», «психологические границы». Концепцию психологических границ личности можно рассмотреть в рамках структурной модели психики, где границы, представляя собой гипотетические психические структуры, в различной степени направлены на отделение феноменологического «Я» от 1) тех аспектов личности, которые являясь бессознательными, не представлены в сознании; 2) мира внешней по отношению к человеку реальности, того как она представляется в психическом восприятии. Эта реальность (пространственно-временная) включает в себя не столько социальную сферу жизнедеятельности человека, сколько природу явлений и смыслов, с которыми он сталкивается в процессе развития множеством разнообразных способов. Так, на передний план выходит свойство «открытости» и «закрытости» психики для внешних по отношению к ней воздействий, где границы играют ключевую роль в дифференциации между «Я» и «не-Я» [18]. То, насколько среда доминирует над личностью, определяется функциональной прочностью границ между «Я» и средой. В свою очередь, функциональная прочность границ между «Я» и средой зависит как от возраста, так и от индивидуальных свойств личности.

Данное свойство может быть выражено как «проницаемость» или «непроницаемость» (Landis В., 1970), «тонкость» или «тол-стость» (Hartmann E., 1991), «деструктивность» или «дефицитарность» (Ammon и др., 1998), «со-

40

Вестник КГУ 2019

© Ермолова Е.О., 2019

хранность» или «нарушенность» (Brown N.W., 1998) границ между «Я» и миром внешним и внутренним. В данном случае под «Я» мы понимаем всё знание о субъективном содержании своего существования, которым владеет человек. Но это знание, как таковое, не включает в себя осознание границ своего «Я». В повседневной жизни человек не осознает границ, до момента, пока не переживает вторжения и нарушения границ своего пространства [17]. «Я» включает в себя знание о ценностях, эмоциях, времени, отношениях и т.д. Оно распространяется на способы, - явные и скрытые -которыми человек переживает свои отношения, свою собственность и свое тело, равно как и свое прошлое, настоящее и будущее. «Я», таким образом, является тем аспектом личности, который указывает на непрерывный опыт собственного уникального существования во времени, отличая его как от событий, относящихся к внешнему миру, так и от феноменов бессознательного, поскольку они обычно не включаются в то, что человек называет словом «Я» или «мое» [18].

Без некоторого отделения от «не-Я» не имеет никакого смысла индивидуальное «Я». В равной степени невозможно существование «Я» и при чрезмерном отделении. Например, результатом продолжительной изоляции является погружение в бессознательное психическое (в пределах условной нормы - в фантазии, при патологии - в психоз), которое приводит к исчезновению внешнего мира и темпоральной дифференциации [21]. При таких условиях становление индивидуальности невозможно. Следовательно, можно говорить о том, что границы, являясь функциями «Я», на биполярном континууме, «отражают конфигурацию индивидуальных значений, образованных различными измерениями границ, которые являются многомерными дихотомиями, структурирующими непрерывность динамического единства различных психических процессов и содержаний "Я"» [18].

Кажущийся парадокс жизни состоит в том, что человек стремимся одновременно к обоим полюсам этого континуума. Противоборствующие потребности в причастности и сепарации, в принадлежности и индивидуации равно необходимы для развивающегося «Я» - хотя потребность в слиянии является филогенетически и онтогенетически первичной. Э. Фромм точно подмечает, что, рождаясь человек, изгоняется из «предчеловеческой гармонии» чтобы узнать о собственном существовании. Однако, это знание о себе, как об отдельном индивиде, знание о конечности жизни, о смерти, беспомощности и одиночестве делает отдельное, изолированное существование человека невыносимой тюрьмой. Он бы сошел с ума, если не мог бы освободить себя из этой тюрьмы и выйти на свободу, в какой-либо форме объединиться с другими людьми, с внешним миром. Опыт отделения - се-

парации вызывает тревогу. Глубочайшая потребность человека, таким образом, есть потребность в преодолении его сепарации, в том, чтобы выйти из тюрьмы его одиночества [16]. Таким образом, человек в своем развитии одновременно стремится к сепарации и индивидуации. А границы в данном случае должны быть не слишком проницаемыми, так как эта крайность ведет к симбиозу, и не слишком жесткими, что приводит к изоляции.

Психологические границы личности. Первоначально понятие «границы Я» появилось в рамках психоаналитической школы. В несколько ином концептуальном смысле оно совершенно независимо обсуждалось в рамках теории поля в гештальтпсихологии. Теоретики психоанализа (начиная с З. Фрейда) акцентируют внимание на функциональных свойствах «границ Я» (их значение в адаптации личности, их роли в качестве защитного барьера между сознанием и содержанием бессознательного). «Границы Я» также рассматриваются в терминах структуры (как показатель дифференциации между «Я» и остальной частью личности) и в терминах экономии энергии (как имеющие различную катексическую способность).

В гештальтпсихологии, обсуждение понятия границ берет свое начало из работ К. Кофки [12], который рассматривает «Я» как сегрегированную часть общего психологического поля личности с устойчивыми и стабильными границами, на ко -тором происходят контакты «Я» и «не-Я» - «границы контакта». Установление и признание различий между «мной» и «другим», с точки зрения Ф. Перлза и есть «границы контакта». Основываясь на теории К. Левина [8; 9], который рассматривал личность как организацию взаимодействующих систем, в различной степени соотнесенных и разделенных границами различной степени силы, следует рассматривать границы как, а) границы вну-трипсихических систем противоречий; б) внешние границы личности (структурно-экономико-мотива-ционная концепция).

Теоретический анализ понятия «психологические границы» в современной психологии, показал отсутствие единого понимания данного феномена отечественными и зарубежными исследователями, многообразие касается, как содержательной наполненности понятия «граница», так и определения самих видов (типов) психологических границ. С.К. Нартова-Бочавер [10], изучая суверенность психологического пространства, рассматривает границы как показатель сохранности и целостности «Я». Ряд авторов, рассматривают психологические границы, в контексте «Я-функций». Так Е.О. Шамшикова, отмечает, что границы «Я» «образуя психологическое пространство личности и являясь функциями «Я», направлены на отграничение «своего собственного» (того, что принадлежит «Я» и может им контролироваться) от «иного»

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №3

41

(того, что не подлежит контролю и «Я» не принадлежит)» [18]. Г. Аммон представляет психологические границы, как гуманфункцию внешнего и внутреннего Я-отграничения [13]. Функция определяется Г. Аммоном, как направленная активность структуры «Я», которая развивается в отношениях с группой. Такие авторы как Т. С. Леви, А.Ш. Тхостов, А. Д. Бескова, Д. Анзью и др., говоря о «границах», «психологических границах», рассматривают уровень «тела», физического - «Я», «кожи».

В тоже время, несмотря на отсутствие общей теории, большинство авторов рассматривают границы как дихотомии [19]. В данной работе автор опирается на представления об условно сохранных и нарушенных психологических границах Н. Браун [20]. Вслед за Н. Браун, автор определяет границы «Я» - «как многочисленные функции системы «Я», проявляющиеся в форме отчетливых или смутных образов, представлений, переживаний и пр. и не осознаваемые до тех пор, пока границы «Я» остаются сохранными» [17, с. 168].

Временная перспектива личности. На современном этапе развития гуманитарной (психологической) науки нет единого взгляда на рассмотрение временной перспективы личности. Следует выделить несколько подходов к изучению данного феномена. Целью мотивационного подхода выступает анализ временной перспективы как пространства мотивации [11; 13]. В рамках событийного подхода, психологическое время рассматривается как целостная, сложно организованная система взаимно обусловленных причинно-следственных связей между событиями жизни [5]. Топологический подход выдвигает идею, как о личностной организации времени, так и организации времени самой личностью [1]. Рассмотрение динамики временной перспективы в рамках возраста, показало, что стадии возрастного развития отличаются наполненностью временной перспективы, в молодости временная перспектива становится более структурированной и дифференцированной [7]. Временная перспектива развивается согласно принципу гетерохронности: «в онтогенезе периоды преимущественного развития темпоральных характеристик временной перспективы сменяются периодами преимущественного развития ее пространственных характеристик...» [15, с. 6].

Однако в приведенных подходах можно обнаружить некоторое сходство в представлении временной перспективы, с точки зрения ее детерминации, как внутренними аспектами личности, так и внешними условиями среды. Временная перспектива рассматривается: как 1) функция репрезентации, заключающаяся в восприятии и представлении в сознании событий, обладающих мотивационным зарядом [11]; 2) функциональная способность личности совмещать объективно за-

данное время (внешнего социума, условий) и субъективное время, способность управлять временем [2]; 3) связывающая функция - переживание личностью причинно-следственных связей между основными событиями ее жизни [5]; 4) конструкт личности [3], для которого характерна взаимосвязь индивидуальных особенностей временной перспективы личности с типами мотивации субъекта. Роль личности, таким образом, определяется в качестве, «... координатора различных времен на разных уровнях психики.» [1, с. 30].

Темпоральные функции «Я», таким образом, как считает автор, определяются временной перспективой личности, выраженной в форме неосознаваемого процесса, где взаимосвязанные, беспрерывные смыслы индивидуального и социального опыта распределяются по временным категориям, отрезкам «прошлого», «настоящего», «будущего» и позволяют упорядочить жизненные события, придавая им определенный смысл.

Анализ различных источников литературы по проблеме исследования показал отсутствие на данном этапе структурированных теоретических положений, содержательно раскрывающих взаимосвязь и особенности, изучаемых психологических явлений. Наиболее близкой, рассматривающей взаимосвязь границ и временной перспективы личности, следует считать теорию поля К. Левина [8; 9]. Поле - это есть ничто иное как «жизненное пространство» человека, его психическая реальность. Разделы между системами психологического поля и есть границы, обладающие двумя основными функциями, с одной стороны изолирующие, с другой - связывающие воедино другие области (сегменты) поля. Т.е., человек не является и не может являться автономной системой, так как всегда включен в другую систему - жизненное пространство. Наряду с топологическими характеристиками поле обладает и темпоральными, состоящими из единиц психологического времени различного масштаба, которые обусловлены масштабами жизненных ситуаций и определяют границы «психологического поля в данный момент», актуализируя представления о настоящем, через включение в него прошлого и будущего. Следовательно, в след за К. Левиным [8; 9], можно рассматривать взаимосвязь «границ» и «временной перспективы», в рамках жизненного пространства. А.В. Серый [14], рассматривает взаимосвязь «временной перспективы» и «границ», в рамках системы личностных смыслов. Рассмотрение взаимосвязи «временной перспективы» и «границ», «пространства» возможно в рамках идеи А. А. Ухтомского о «хронотопе», развитой В.П. Зинченко, Е.В. Некрасовой, как системном единстве времени и пространства [6].

Таким образом, проблема дальнейшего исследования обусловлена необходимостью разработки

42

Вестник КГУ ^ 2019

дополнительных теоретических положений о пространственно-временной организации психики, и представлением эмпирических данных, проясняющих связь между психологическими границами и временной перспективой личности, как основными функциями «Я», обеспечивающими исполнение «Я», личности в мире, удержание своей когерентности, сохранение тождественности себя во времени, и выделить ключевые темпоральные характеристики психологических границ личности.

Завершая наши размышления, остается только отметить, что представленные положения отражают тенденцию современной психологии к изучению личности с точки зрения системы и имеют не только теоретическое, но и прикладное значение, открывая дальнейшие перспективы для научных исследований.

Библиографический список

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. В 2 ч. Ч. II: Личность и ее жизненный путь. - М.: Наука, 1990. - 295 с.

3. Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 61-73.

4. Березина Т.Н. Жизненный путь личности: осознаваемые и неосознаваемые аспекты // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. - С. 313-322.

5. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - М.: Смысл, 2008. - 272 с.

6. Зинченко В. П. Время - действующее лицо // Вопросы психологии. - 2001. - № 6. - С. 36-54.

7. Камнева Е.В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта: в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Калуга, 2002. - 14 с.

8. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.

9. Левин К. Теория поля в социальных науках. -СПб.: Сенсор, 2000. - 368 с.

10. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 6. - С. 27-36.

11. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.

12. Коффка К. Основы психического развития // Гештальтпсихология. - М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 704 с.

13. Очерки динамической психиатрии: Транс-культуральное исследование / под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова. - СПб.: Институт им. В.М. Бехтерева, 2003. - 438 с.

14. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / науч. ред. М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 272 с.

15. Толстых Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2010. -54 с.

16. Фромм Э. Искусство любить. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 219 с.

17. Шамшикова Е.О. Адаптация зарубежной методики «Границы Я» Н. Браун (N. Brown) // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 4 (16). -С. 167-174.

18. Шамшикова Е.О. Нарциссические корреляты психологического пространства личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2010. - 24 с.

19. Шамшикова Е.О. Особенности взаимосвязи типов психологических границ и защитных механизмов личности в старшем подростковом возрасте (межнациональные различия) // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 178-185.

20. Brown N. W. The Destructive narcissistic pattern. - Westport Connecticut: London, 1998. -369 p.

21. LandisB. Ego Boundaries. - N.Y.: International University Press, Inc., 1970. - 177 p.

References

1. Abul'hanova K.A., Berezina T.N. Vremya lichnosti i vremya zhizni. - SPb.: Aletejya, 2001. -304 s.

2. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Lichnostnaya regulyaciya vremeni // Psihologiya lichnosti v socialisticheskom obshchestve. V 2 ch. CH. II: Lichnost' i ee zhiznennyj put'. - M.: Nauka, 1990. - 295 s.

3. Arestova O.N. Operacional'nye aspekty vremennoj perspektivy lichnosti // Voprosy psihologii. - 2000. - № 4. - S. 61-73.

4. Berezina T.N. ZHiznennyj put' lichnosti: osoznavaemye i neosoznavaemye aspekty // Rossijskij mentalitet. Voprosy psihologicheskoj teorii i praktiki. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 1997. - S. 313-322.

5. Golovaha E.I., Kronik A.A. Psihologicheskoe vremya lichnosti. - M.: Smysl, 2008. - 272 s.

6. Zinchenko V.P. Vremya - dejstvuyushchee lico // Voprosy psihologii. - 2001. - № 6. - S. 36-54.

7. Kamneva E.V. Analiz psihologicheskogo soderzhaniya vremennoj perspektivy v obraze «YA» sub"ekta: v vozrastnom diapazone ot 6 do 18 let: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - Kaluga, 2002. -14 s.

8. Levin K. Dinamicheskaya psihologiya: izbrannye trudy. - M.: Smysl, 2001. - 572 s.

9. Levin K. Teoriya polya v social'nyh naukah. -SPb.: Sensor, 2000. - 368 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №3

43

10. Nartova-Bochaver S.K. Ponyatie «psihologicheskoe prostranstvo lichnosti»: obosnovanie i prikladnoe znachenie // Psihologicheskij zhurnal. - 2003. - T. 24. - № 6. - S. 27-36.

11. Nyutten ZH. Motivaciya, dejstvie i perspektiva budushchego. - M.: Smysl, 2004. - 608 s.

12. Koffka K. Osnovy psihicheskogo razvitiya // Geshtal'tpsihologiya. - M.: AST-LTD, 1998. - 704 s.

13. Ocherki dinamicheskoj psihiatrii: Transkul'tural'noe issledovanie / pod red. M.M. Kabanova, N.G. Neznanova. - SPb.: Institut im. V.M. Bekhtereva, 2003. - 438 s.

14. Seryj A.V. Sistema lichnostnyh smyslov: struktura, funkcii, dinamika / nauch. red. M.S. YAnickij. - Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2004. - 272 s.

15. Tolstyh N.N. Razvitie vremennoj perspektivy lichnosti: kul'turno-istoricheskij podhod: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. - M., 2010. - 54 s.

16. Fromm E. Iskusstvo lyubit'. - SPb.: Azbuka-klassika, 2007. - 219 s.

17. SHamshikova E.O. Adaptaciya zarubezhnoj metodiki «Granicy YA» N. Braun (N. Brown) // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2009. - № 4 (16). -S. 167-174.

18. SHamshikova E.O. Narcissicheskie korrelyaty psihologicheskogo prostranstva lichnosti: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - Novosibirsk, 2010. - 24 s.

19. SHamshikova E.O. Osobennosti vzaimosvyazi tipov psihologicheskih granic i zashchitnyh mekhanizmov lichnosti v starshem podrostkovom vozraste (mezhnacional'nye razlichiya) // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2014. - № 6. - S. 178-185.

20. Brown N.W. The Destructive narcissistic pattern. - Westport Connecticut: London, 1998. -369 p.

21. Landis B. Ego Boundaries. - N.Y.: International University Press, Inc., 1970. - 177 p.

44

Вестник КГУ 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.