______________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_______________________
№ 295 Февраль 2007
ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9.07
Т.Г. Бохан
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕСТВА
КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ
Представлено феноменологическое исследование трудных ситуаций в жизни юношей и подростков коренных народов Сибири. Проблема трудных ситуаций рассматривается с позиций принципов постнеклассической психологии. Приводится анализ смыслового содержания трудных ситуаций, сфер и частоты их встречаемости, установок по отношению к особенностям их влияния на человека и пути совладания с трудными ситуациями.
В 80-е гг. ХХ в. Р. Лазарус и А. ёе критически ото-
звались о «драматизирующей направленности» разработки проблемы совладания со стрессом в ущерб обычным неприятностям людей в их трудовой, учебной, семейной жизни, которые вносят иногда непропорционально большой вклад в дезадаптацию личности [1]. По данным института им. Сербского, соотношение хронического стресса и острого стресса представляет 85 на 14,5%. При этом хронические стрессы, связанные с микросоциальной средой, составляют 52,8%, с макросо-циальной - 8,5% и на смешанный тип приходится 38,7% случаев стресса. В связи с этим исследовательский интерес вызывает проблема повседневного стресса современного человека. Учитывая, что в психологической литературе нет единого понятия стресса, мы ориентировались на его определение, предложенное в психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко «Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах» [2]. Нами было предпринято феноменологическое изучение представлений студентов коренных национальностей Сибири (алтайцев, бурят, хакасов, шорцев, сахаляр-якутов) о трудных ситуациях. Общее число респондентов составило 930 человек.
В выборе методологических оснований и методов решения данной исследовательской задачи мы руководствовались следующими позициями. Существование двух основных подходов к изучению трудной ситуации (объективистского и субъективистского) определено состоянием психологии как науки о психике, которая понимается как необходимое организующее (регулирующее, ориентирующее и т.д.) начало, имеющее отражательную (субъективную) природу и, будучи таковым, обеспечивающее адаптацию человека к окружающей среде. В связи с этим трудная ситуация в теориях стресса и трудной ситуации локализуется на полюсах противоположностей: внешнем (стрессор) - объективном или внутреннем (тревога, фрустрация, конфликт, кризис, состояние напряженности) - субъективном.
Мы пытаемся рассмотреть проблему трудной ситуации с позиции принципов постнеклассической психологии, с позиции идей самоорганизации, которые снимают дихотомию внутреннего и внешнего, субъективного и объективного и выводят к системной детерминации, к детерминации возможностями. Выход на системный уровень связан со сменой профессионального мышления, постнеклассическим пониманием мира и человека в мире, где решающее значение приобретают те культурные и ценностно-смысловые контек-
сты, с которыми субъект соотносит познаваемую и понимаемую реальность.
Для этого нами был использован объяснительный потенциал теории психологических систем [3, 4]. Для современного человека характерно стремление к самореализации как способу саморазвития, которое в логике теории психологических систем выступает как необходимое условие жизни. Здесь развитие является способом жизни, гетеростаз - как разнородное, не имеющее границ нормотворческое движение, способ бытия человека в качестве самоорганизующейся психологической системы. Тогда стресс может рассматриваться как напряженная, нереализованная, не ставшая еще действительностью возможность человека, где совладание со стрессом предполагает выход на новые ценностно-смысловые параметры развития, позволяющие формировать новый образ жизни. В связи с таким пониманием стресса нужна не борьба на уничтожение или преодоление стресса, а поиск его глубинного смысла и порождение нового смысла саморазвития и самореализации.
А.В. Филиппов и С.В. Ковалев указывают, что способности субъекта раскрыть за явлением сущности позволяют представить ситуацию как фактор развития, т.е. ее движение, в случае, если субъект отличается достаточно высоким развитием этих индивидуальных особенностей. Напротив, при их недостаточном развитии ситуация представляется исключительно как конкретная, константная данность, не имеющая корней и будущего [5].
В задачи феноменологического изучения трудных ситуаций входило выявление смыслового содержания трудных ситуаций, сфер и частоты их встречаемости, степени их стресс-напряженности, установок по отношению особенностей их влияния на человека, особенностей совладания с трудными ситуациями. Для этого была использована методика «Неоконченные предложения», которая включала в себя десять неоконченных предложений, требующих от респондентов завершения в виде развернутых высказываний, которые затем были подвергнуты контент-анализу.
Контент-анализ позволил выделить следующие смысловые содержания трудных ситуаций:
- «беспомощность и невозможность в самостоятельных достижениях»,
- «отсутствие выхода»,
- «трудности принятия решения»;
- «возможности и препятствия для личностного становления»,
- «чувства и состояния»,
- «межличностные проблемы»,
- «финансовые трудности»,
- «трудности учебной деятельности».
- «частота встречаемости».
Анализ вариантов содержания смысловых категорий трудных ситуаций показал, что они представлены двумя видами направленности. Первый отражает трудности как невозможность реализации психологических новообразований юношеского возраста, выраженных в таких стремлениях к саморазвитию и самореализации, как:
- уметь самостоятельно справляться с трудностями, самому влиять и определять исход событий, самостоятельно принимать решения;
- стремиться не просто к приятному общению, а к общению на уровне понимания как со стороны взрослых, так и сверстников, что свидетельствует о росте возможностей саморефлексии и стремлении к самовыражению в межличностной коммуникации;
- руководствоваться установкой о неизбежности трудных ситуаций на жизненном пути человека, чтобы пройти свой жизненный путь, осуществить свои цели и реализовать свои мечты, нужно научиться эти трудные ситуации преодолевать;
- притязать на собственное признание в новых знакомствах, в обществе.
Второй показывает трудности как невозможность реализации потребностей, связанных с более низким уровнем организации сознания (смыслового), потребностей в зависимости: в социальной поддержке, в спокойствии и отсутствии напряжения (в незначительном количестве случаев), в успехах в учебной деятельности, в комфортных отношениях с родителями и сверстниками, в материальной защищенности.
На основании этих выводов нами предполагается, что смысловые категории трудных ситуаций отражают уровень личностного становления студентов. Проблемы в учебной деятельности и трудности межличностного общения связаны со становлением смыслового сознания, в то время как смысловые категории, связанные с потребностью в самостоятельных действиях, саморазвитии, отражают более высокий уровень становления сознания - переход от смыслового сознания к ценностному, где человек становится сам организатором сред для собственного развития. Такой механизм мы видим и в смене установок на трудности, которые молодежь не избегает, а рассматривает как возможности собственного развития.
Большинство студентов оценивает трудные ситуации с позиции частоты их встречаемости, как возможности-препятствия для личностного становления (преимущественно они ссылаются на возможности) и как негативные чувства и состояния. Анализ смысловой категории «возможности-препятствия для личностного становления» в представленных высказываниях позволил заметить, что такой смысл трудной ситуации связан с возможностями саморазвития, самореализации, самопонимания, самоуважения, познания мира, осмысления жизни, ощущения ее полноты, при-
нятия жизни с ее экзистенциальным разнообразием. Это может свидетельствовать о появлении таких новообразований, как ответственность за себя, за построение своей собственной жизни, готовность к изменениям и придание своим трудностям смысла самосовершенствования. Такие психологические новообразования могут выступать детерминантами эффективного совладания с трудностями.
Смысловая категория «чувств и состояний» связана с переживаниями невозможности собственного контроля, отсутствия видения выхода из ситуации, изоляции; потери равновесия и гармонии; невозможности самостоятельных действий и достижений; с негативными эмоциональными и физическими состояниями; с общей фиксированной установкой на жизнь как на трудность. Напряженность чувств и состояний проявляется в случае, когда появление новых смыслов и ценностей меняет качество многомерного мира, который перестает соответствовать образу жизни. Поэтому необходимо осознание появившихся возможностей, соотнесение их с представлениями о себе, что и позволяет выйти на новые ценности и соответствующие формы поведения, позволяющие осуществлять самореализацию, что способствует осознанному контролю ситуаций и выбору решений для достижения необходимых целей, обеспечивая устойчивость личности в трудных ситуациях.
Смысловые категории «трудности межличностного общения» и «трудности учебной деятельности», а также указание только на частоту возникновения трудных ситуаций связаны, как показал анализ высказываний, с ситуативными смыслами, что может свидетельствовать, что у таких студентов становление сознания соответствует уровню смыслового сознания. Тогда трудности могут быть связаны с конкретными нереализованными потребностями.
Таким образом, представление человека как самоорганизующейся системы, находящейся в режиме прогрессивного усложнения своей системной организации, производящей новообразования и опирающейся на них в своем самодвижении, позволяет рассматривать смысловое содержание трудных ситуаций в юношеском возрасте как показатель перехода в режим саморазвития.
На основании анализа высказываний были определены установки студентов в отношении характера влияния на них трудных ситуаций (табл. 1).
В группах бурят, хакасов, шорцев, русских доминируют показатели, отражающие представления студентов об образовании у них положительных психологических характеристик как результатов влияния трудностей. В группах хакасов и русских они значительно превышают показатели отрицательных характеристик. Данный факт для своего объяснения требует, на наш взгляд, дополнительного исследования. Вероятно, это может быть связано с психологической защитой, недостаточной эмоциональной зрелостью, влиянием характера профессионального обучения: социальная работа - группа хакасских студентов, психология - русские студенты, эмоциональными особенностями возраста. В группе алтайских студентов показатели отрицательного влияния на психологические характеристики несколько выше.
Смысловые категории влияния трудных ситуаций на физические и психологические характеристики в представлениях студентов национальных групп, %
Категория Алтайцы Буряты Хакасы Шорцы Русские Якуты
Положит. характеристики 39, 1 67,4 81 66,6 86,4 57,1
Отрицат. характеристики 51,04 34,8 7,4 33 14,8 46,4
Обобщая эти характеристики, мы выделяем наиболее специфичные психологические критерии личностных новообразований, приобретений в процессе совла-дания с трудностями, которые в свою очередь образуют психологическую готовность юношей к управлению трудными ситуациями в контексте собственного развития: Я-концепция (уверенность в себе, ощущение собственной силы и возможностей справляться с трудностями, собственная активность), открытость изменениям (гибкость), целеустремленность, ответственность и организованность, самостоятельное мышление, чувствительность к жизни.
Среди психологических характеристик основными, свидетельствующими о невозможности совладания с трудностями в контексте собственного развития, являются: негативное эмоциональное состояние, нервное и
эмоциональное напряжение и фиксация на нем; ощущение изоляции и собственная закрытость; отсутствие активности; слабость и неуверенность; пессимистическое отношение; чувствительность к себе, связанная с собственной уязвимостью, защитой себя; установка, что трудные ситуации снижают жизненный потенциал.
Для решения исследовательских задач важно было изучить, что является для юношей и девушек обычным в трудных ситуациях. Таким обычным для большинства из них являются, как показал контент-анализ данных, стратегии поведения, имеющие различный характер. Обычным в трудных ситуациях, по представлениям студентов, являются следующие варианты стратегий поведения: обращение за поддержкой, обдумывание и принятие решения, активные действия, пассивные действия, защита (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Варианты обычного поведения в трудных ситуациях в представлениях студентов национальных групп, %
Национальная группа Поддержка Обдумывание Активные действия Пассивное поведение Защита Саморегуляция
Алтайцы 6,2 17,7 16,9 12,5 23,9 13,54
Буряты 9,3 24,8 24,03 16,2 10,8 17,05
Хакасы - 23,8 14 38 10 33
Шорцы - 22 20 19 9,5 19
Русские 3,7 43,2 25,9 13,5 8,6 17,2
Как видно из представленных в таблице количественных показателей, наиболее обычным в трудных ситуациях для студентов бурят, шорцев и русских является стратегия обдумывания. Данная стратегия характерна для современного типа культуры человека, многими авторами рассматривается в качестве конструктивной и эффективной в совладании со стрессом, а также может свидетельствовать о более высоком уровне сознания у молодежи, где мышлению отводится ведущая роль в удержании устойчивости человека как системы в трудных ситуациях.
У алтайцев в количественном отношении чаще всех встречается в трудных ситуациях защитное поведение. Хакасы в своих высказываниях часто ссылаются на пассивное поведение в трудных ситуациях. В меньшей степени все студенты указывают на использование социальной поддержки как обычного для себя поведения в трудных ситуациях; в высказываниях студентов шорцев и хакасов эта стратегия отсутствует.
Количественное соотношение и содержательное (способы внутри стратегий) разнообразие стратегий обычного поведения в трудных ситуациях различно в национальных группах. Констатация этих фактов может отражать как общую возрастную специфику, связанную с усложнением сознания, так и этнокультурные и индивидуальные особенности качества многомерного мира исследуемых. Смысловые категории того, что
обычно для ребят в трудных ситуациях, свидетельствуют, что у студентов всех групп значимыми являются не сами трудности, а процесс совладания с ними.
Стратегии преодоления трудностей были представлены в смысловых категориях того, что в представлениях студентов они считают для себя наиболее важным (табл. 3).
К важным для себя условиям в трудных ситуациях студенты исследуемых национальных групп относят стратегии совладания: наличие социальной поддержки, необходимость сохранения себя как личности, обдумывание и принятие решения, саморегуляцию, активные действия и пассивное отношение.
Представленность этих важных, по мнению респондентов, условий стратегий совладания различна в национальных группах и может быть связана с особенностями становления национального самосознания. В национальных группах студентов, представляющих такие многочисленные национальности, как русские, алтайцы, буряты, якуты (последние более тесно проживают на собственной территории и менее ассимилированы в русское население), наиболее важной является социальная поддержка как типичная традиционная национальная стратегия сохранения национального самосознания. Для хакасов и шорцев, вероятно, понимание важности стратегии саморегуляции эмоционального состояния может быть связано с потребностью малочисленной нацио-
нальности, ассимилированной среди русскоязычного населения, в отстаивании сохранения национальной идентичности, желании заявить о своей национальности и утвердить ее среди других. Возможно, этим может быть обусловлено частое возникновение эмоциональной напряженности, которая требует, как понимают студенты,
самоконтроля своих эмоций и состояния. У студентов алтайцев, бурят и хакасов важным является сохранение (утверждение) себя как личности в трудных ситуациях, важность подобной стратегии практически отсутствует у студентов якутов, которым более важно сохранить спокойствие в трудных ситуациях.
Т а б л и ц а 3
Смысловые категории того, что считают для себя важным в трудной ситуации студенты национальных групп, %
Смысловая категория Алтайцы Буряты Хакасы Шорцы Русские Якуты
Социальная поддержка 32,2 37,2 19,2 9,5 32 41
Сохранение себя как личности 20,95 20,9 26,9 19 22,2 3,5
Обдумывание и решение 8,3 17 19,28 28,5 27 26,7
Активные действия 11,4 12,4 - - 11 5,3
Пассивное поведение 9,37 10- - - 7,4 10,7
Саморегуляция состояния 8, 3 11 30,7 33,3 - 23,2
В представлениях студентов о важных условиях в трудных ситуациях не только отражаются процессы, связанные с традиционным национальным самосознанием, но и процессы, связанные с личностными изменениями представителей молодежи национальностей Сибири, ростом их собственного самосознания, стремлением к самоконтролю, собственной ответственности, самоутверждению, самовыражению, саморазвитию. На наш взгляд, в отношении к трудным ситуациям как к задачам совладания с ними, в стратегиях совладания проявляется индивидуализация личности, суверенизация человека, способность к самостоятельному выбору точек приложения своих возможностей.
Были получены представления о собственных волевых и вынужденных действиях студентов в трудных ситуациях. В трудных ситуациях студентам национальностей Сибири приходится осуществлять волевые действия, направленные на собственные изменения: своих качеств, режима жизни, состояния, действий, мышления, привычек, стереотипов, степени контроля и
ответственности, установок, отношения; активизировать свои психические и личностные возможности, а также проявлять активные действия в отношении реальных внешних условий среды. Отсутствие активных действий приводит студентов к вынужденному переживанию собственной невозможности контролировать трудную ситуацию, фиксации на негативных чувствах, появлению социально неэффективных личностных качеств, а также отрицательных эмоциональных и физических состояний.
Готовность к собственным изменениям, волевым действиям, выраженным в различных видах активности по отношению к себе и внешним условиям среды, может быть важным компонентом в системной детерминации стресс-устойчивости.
В феноменологическом исследовании мы также ориентировались на выявление того, что вызывает у студентов трудные ситуации, т.е. каково содержание результатов переживания трудных ситуаций и совлада-ния с ними для личности (табл. 4).
Т а б л и ц а 4
Смысловые категории психологических параметров, представляющих то, что вызывает трудные ситуации у студентов национальных групп, %
Смысловая категория Алтайцы Буряты Хакасы Шорцы Русские Якуты
Положительные параметры 8,3 23,2 7 38 32 12,7
Отрицательные параметры 59,3 68,2 85 52 71,6 87
Физические симптомы 18,7 3,9 - - 6,1 -
Студенты всех национальных групп воздействия трудных ситуаций связывают с возможностями появления чувств, состояний, активности, личностных характеристик, с формированием установок. Совокупность этих изменений представлена двумя полярными эффектами для личности студентов: негативными и позитивными. Негативные эффекты представляют собой переживание
отрицательных чувств; наличие состояний нервнопсихического напряжения; отсутствие активных действий; переживание бессилия и потери контроля; установки на бесперспективность и тяжесть жизни; с одной стороны, переживание одиночества, с другой - стремление к изоляции; физические симптомы, свидетельствующие о физическом страдании. К положительным для себя ре-
зультатам студенты относят: положительные чувства, связанные с мобилизацией физических и личностных ресурсов; повышение активности для достижения результата в преодолении трудностей; уверенность в перспективности своих усилий; решительность в преодолении трудностей; самореализация и саморазвитие в этом процессе; повышение ответственности за себя; умение перенимать и ценить положительный опыт других людей по преодолению трудностей, а также замечать и ценить положительную оценку со стороны других в отношении своего совладающего поведения в трудных ситуациях.
На основании анализа выделения смысловых категорий и раскрытия их содержания в высказываниях студентов по поводу их личной позиции и убеждений в отношении трудностей можно заметить, что для совла-дания с трудными ситуациями ценным является:
- быть оптимистически настроенным, верить в свои собственные силы и возможности управлять своей судьбой; не ограничивать свое будущее, достижение своих целей, а стремиться к ним;
- быть ответственным за себя, свои переживания, действия, поступки;
- занимать активную самостоятельную позицию и действовать обдуманно, стремясь понять для себя смысл и ценность переживаемых трудных ситуаций; настраиваться на обдумывание и решение трудностей, а не на их переживание;
- рассматривать трудности как возможности собственного развития, как новые качественные изменения, способствующие личностному становлению;
- иметь моральные, эмоциональные силы и упорство в разрешении трудных ситуаций;
- при самостоятельной позиции, самостоятельном переосмыслении в преодолении трудностей иметь готовность обратиться за поддержкой к близким, друзьям, более авторитетным людям, а также готовность оказать ее самим.
В этих вариантах собственного мнения и позиций студентов в отношении трудных ситуаций прослеживаются тенденции, связанные с ценностями саморазвития.
Анализируя представления студентов о факторах, помогающих им в совладании с трудными ситуациями, нами были выделены следующие категории: собственная конструктивная активность и личностные качества, социальная поддержка, защитное поведение, управление и контроль над своими эмоциями и состоянием, жизненный опыт.
Сочетание факторов собственной активности с социальной поддержкой в совладании с трудностями может, на наш взгляд, отражать особенности становления ценностного сознания у представителей национальных групп, где ценности традиционной культуры могут либо однозначно определять стратегии совладания, либо вступать в противоречие с ценностями современной культуры, что, в свою очередь, порождает приоритет, доминирование одной из этих стратегий. Фиксация их смысла может обусловливать защитное поведение как способ снятия напряжения.
Трансформация традиционных ценностей и, соответственно, традиционной стратегии - социальной поддержки - у юношей национальных групп в ценно-
сти саморазвития и поведенческую стратегию самоуправления - создает возможность контролируемого, гибкого использования как традиционных, так и новых самостоятельных стратегий, что гарантирует юношам различных национальностей народов Сибири стресс-устойчивость в трудных ситуациях, особенно в условиях изменения современного общества.
Среди стратегий защитного поведения у студентов национальных групп Сибири выделяются социально эффективные стратегии: средства культуры, живой и неживой природы, увлечения (хобби), культурные средства самовыражения. Данные стратегии необходимо учитывать в коррекционной и развивающей работе, в психологической помощи молодежи различных национальностей. Эти стратегии не используются изолированно от целостного процесса совладания, а выступают составными осознанными компонентами в общей динамике управления стрессами.
В отношении сформировавшихся установок студентов о роли трудных ситуаций в перспективе их жизненного пути можно заметить следующее. У студентов всех национальных групп, кроме группы шорцев, встречаются установки на отсутствие связи между сегодняшними трудными ситуациями и будущим студентов. У шорцев выражено нейтральное отношение к трудным ситуациям, их отрицание, игнорирование, нежелание думать о будущем. Наряду с вышеуказанными установками ребята признают связь сегодняшних трудностей со своим будущим, которая выражается как в положительных результатах для человека, так и в отрицательных. Характер (положительный или отрицательный) результатов зависит: а) от усилий и отношения самого человека, б) от обстоятельств жизни.
Положительные результаты связи настоящих трудностей и их будущего определяются для студентов приданием смысла сегодняшним трудным ситуациям необходимых этапов в достижении будущего, осознаем того, что будущее зависит от настоящего; отношением к трудным ситуациям как постоянно возникающим проявлениям жизни любого человека; рассмотрением в совладании с трудными ситуациями новых возможностей для собственного развития и личностного становления (приобретение нового опыта, формирование новых личностных качеств, возникновение состояний, переживаний, связанных с ощущением полноты жизни, ее динамики, интересом к жизни); осознанным отношением и собственной ответственностью в преодолении трудностей.
Отрицательные результаты такой связи видятся в психологической защите в виде отрицания и игнорирования трудных ситуаций в настоящем и будущем, в отказе от мыслей о будущем; признании у себя личностных характеристик, затрудняющих процесс совладания с трудными ситуациями; в отсутствии уверенности в возможности преодоления трудностей в будущем; установке на трудные ситуации как на однозначно отрицательный фактор в жизни человека; в невозможности собственного контроля и зависимости от обстоятельств; тревожных переживаниях и опасениях за свое будущее; в приобретении опыта с целью избежания трудностей в будущем.
Полученные в феноменологическом исследовании данные свидетельствуют о возможности и необходи-
мости постановки задачи теоретической разработки модели стресса и стрессоустойчивости не с позиции идей гомеостаза, адаптации, а с учетом принципов гетеростаза и гомеореза. Гетеростаз предполагает саморазвитие и самореализацию личности как необходимое условие ее существования. Гомеорез - явление, харак-
теризующее способ функционирования психологической системы - реальной, живой, самоорганизующейся, где акт порождения психического в цепи взаимодействий детерминирован системой и ориентирован на удержание целостности системы, т.е. самоорганизацию как способ ее бытия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Пси-
хол. журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 6-19.
2. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1993.
3. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск, 1999. 152 с.
4. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Томск: ТГУ, 2005.
172 с.
5. Филиппов А.В., Ковалев С.В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Вопросы психологии. 1994. Вып. 5. С. 24-33.
Статья представлена кафедрой генетической и клинической психологии факультета психологии Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Педагогика и психология» 10 декабря 2006 г., принята к печати 18 декабря 2006 г.