Научная статья на тему 'Феноменология трудных ситуаций в жизнедеятельности юношества коренных народов Сибири'

Феноменология трудных ситуаций в жизнедеятельности юношества коренных народов Сибири Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
155
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бохан Татьяна Геннадьевна

Представлено феноменологическое исследование трудных ситуаций в жизни юношей и подростков коренных народов Сибири. Проблема трудных ситуаций рассматривается с позиций принципов постнеклассической психологии. Приводится анализ смыслового содержания трудных ситуаций, сфер и частоты их встречаемости, установок по отношению к особенностям их влияния на человека и пути совладания с трудными ситуациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бохан Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenological research of difficult situations to abilities to live of youth of radical people of Siberia

In the article results of phenomenological research of difficult situations to abilities to live of youth of radical people of Siberia are presented. The problem of difficult situations is investigated from a position of principles of postnonclassical psychology. Semantic maintenances of difficult situations, spheres and frequency of occurrence, installation under the attitude of their influence and ways of the coping with difficulties are shown.

Текст научной работы на тему «Феноменология трудных ситуаций в жизнедеятельности юношества коренных народов Сибири»

______________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_______________________

№ 295 Февраль 2007

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.07

Т.Г. Бохан

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕСТВА

КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ

Представлено феноменологическое исследование трудных ситуаций в жизни юношей и подростков коренных народов Сибири. Проблема трудных ситуаций рассматривается с позиций принципов постнеклассической психологии. Приводится анализ смыслового содержания трудных ситуаций, сфер и частоты их встречаемости, установок по отношению к особенностям их влияния на человека и пути совладания с трудными ситуациями.

В 80-е гг. ХХ в. Р. Лазарус и А. ёе критически ото-

звались о «драматизирующей направленности» разработки проблемы совладания со стрессом в ущерб обычным неприятностям людей в их трудовой, учебной, семейной жизни, которые вносят иногда непропорционально большой вклад в дезадаптацию личности [1]. По данным института им. Сербского, соотношение хронического стресса и острого стресса представляет 85 на 14,5%. При этом хронические стрессы, связанные с микросоциальной средой, составляют 52,8%, с макросо-циальной - 8,5% и на смешанный тип приходится 38,7% случаев стресса. В связи с этим исследовательский интерес вызывает проблема повседневного стресса современного человека. Учитывая, что в психологической литературе нет единого понятия стресса, мы ориентировались на его определение, предложенное в психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко «Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах» [2]. Нами было предпринято феноменологическое изучение представлений студентов коренных национальностей Сибири (алтайцев, бурят, хакасов, шорцев, сахаляр-якутов) о трудных ситуациях. Общее число респондентов составило 930 человек.

В выборе методологических оснований и методов решения данной исследовательской задачи мы руководствовались следующими позициями. Существование двух основных подходов к изучению трудной ситуации (объективистского и субъективистского) определено состоянием психологии как науки о психике, которая понимается как необходимое организующее (регулирующее, ориентирующее и т.д.) начало, имеющее отражательную (субъективную) природу и, будучи таковым, обеспечивающее адаптацию человека к окружающей среде. В связи с этим трудная ситуация в теориях стресса и трудной ситуации локализуется на полюсах противоположностей: внешнем (стрессор) - объективном или внутреннем (тревога, фрустрация, конфликт, кризис, состояние напряженности) - субъективном.

Мы пытаемся рассмотреть проблему трудной ситуации с позиции принципов постнеклассической психологии, с позиции идей самоорганизации, которые снимают дихотомию внутреннего и внешнего, субъективного и объективного и выводят к системной детерминации, к детерминации возможностями. Выход на системный уровень связан со сменой профессионального мышления, постнеклассическим пониманием мира и человека в мире, где решающее значение приобретают те культурные и ценностно-смысловые контек-

сты, с которыми субъект соотносит познаваемую и понимаемую реальность.

Для этого нами был использован объяснительный потенциал теории психологических систем [3, 4]. Для современного человека характерно стремление к самореализации как способу саморазвития, которое в логике теории психологических систем выступает как необходимое условие жизни. Здесь развитие является способом жизни, гетеростаз - как разнородное, не имеющее границ нормотворческое движение, способ бытия человека в качестве самоорганизующейся психологической системы. Тогда стресс может рассматриваться как напряженная, нереализованная, не ставшая еще действительностью возможность человека, где совладание со стрессом предполагает выход на новые ценностно-смысловые параметры развития, позволяющие формировать новый образ жизни. В связи с таким пониманием стресса нужна не борьба на уничтожение или преодоление стресса, а поиск его глубинного смысла и порождение нового смысла саморазвития и самореализации.

А.В. Филиппов и С.В. Ковалев указывают, что способности субъекта раскрыть за явлением сущности позволяют представить ситуацию как фактор развития, т.е. ее движение, в случае, если субъект отличается достаточно высоким развитием этих индивидуальных особенностей. Напротив, при их недостаточном развитии ситуация представляется исключительно как конкретная, константная данность, не имеющая корней и будущего [5].

В задачи феноменологического изучения трудных ситуаций входило выявление смыслового содержания трудных ситуаций, сфер и частоты их встречаемости, степени их стресс-напряженности, установок по отношению особенностей их влияния на человека, особенностей совладания с трудными ситуациями. Для этого была использована методика «Неоконченные предложения», которая включала в себя десять неоконченных предложений, требующих от респондентов завершения в виде развернутых высказываний, которые затем были подвергнуты контент-анализу.

Контент-анализ позволил выделить следующие смысловые содержания трудных ситуаций:

- «беспомощность и невозможность в самостоятельных достижениях»,

- «отсутствие выхода»,

- «трудности принятия решения»;

- «возможности и препятствия для личностного становления»,

- «чувства и состояния»,

- «межличностные проблемы»,

- «финансовые трудности»,

- «трудности учебной деятельности».

- «частота встречаемости».

Анализ вариантов содержания смысловых категорий трудных ситуаций показал, что они представлены двумя видами направленности. Первый отражает трудности как невозможность реализации психологических новообразований юношеского возраста, выраженных в таких стремлениях к саморазвитию и самореализации, как:

- уметь самостоятельно справляться с трудностями, самому влиять и определять исход событий, самостоятельно принимать решения;

- стремиться не просто к приятному общению, а к общению на уровне понимания как со стороны взрослых, так и сверстников, что свидетельствует о росте возможностей саморефлексии и стремлении к самовыражению в межличностной коммуникации;

- руководствоваться установкой о неизбежности трудных ситуаций на жизненном пути человека, чтобы пройти свой жизненный путь, осуществить свои цели и реализовать свои мечты, нужно научиться эти трудные ситуации преодолевать;

- притязать на собственное признание в новых знакомствах, в обществе.

Второй показывает трудности как невозможность реализации потребностей, связанных с более низким уровнем организации сознания (смыслового), потребностей в зависимости: в социальной поддержке, в спокойствии и отсутствии напряжения (в незначительном количестве случаев), в успехах в учебной деятельности, в комфортных отношениях с родителями и сверстниками, в материальной защищенности.

На основании этих выводов нами предполагается, что смысловые категории трудных ситуаций отражают уровень личностного становления студентов. Проблемы в учебной деятельности и трудности межличностного общения связаны со становлением смыслового сознания, в то время как смысловые категории, связанные с потребностью в самостоятельных действиях, саморазвитии, отражают более высокий уровень становления сознания - переход от смыслового сознания к ценностному, где человек становится сам организатором сред для собственного развития. Такой механизм мы видим и в смене установок на трудности, которые молодежь не избегает, а рассматривает как возможности собственного развития.

Большинство студентов оценивает трудные ситуации с позиции частоты их встречаемости, как возможности-препятствия для личностного становления (преимущественно они ссылаются на возможности) и как негативные чувства и состояния. Анализ смысловой категории «возможности-препятствия для личностного становления» в представленных высказываниях позволил заметить, что такой смысл трудной ситуации связан с возможностями саморазвития, самореализации, самопонимания, самоуважения, познания мира, осмысления жизни, ощущения ее полноты, при-

нятия жизни с ее экзистенциальным разнообразием. Это может свидетельствовать о появлении таких новообразований, как ответственность за себя, за построение своей собственной жизни, готовность к изменениям и придание своим трудностям смысла самосовершенствования. Такие психологические новообразования могут выступать детерминантами эффективного совладания с трудностями.

Смысловая категория «чувств и состояний» связана с переживаниями невозможности собственного контроля, отсутствия видения выхода из ситуации, изоляции; потери равновесия и гармонии; невозможности самостоятельных действий и достижений; с негативными эмоциональными и физическими состояниями; с общей фиксированной установкой на жизнь как на трудность. Напряженность чувств и состояний проявляется в случае, когда появление новых смыслов и ценностей меняет качество многомерного мира, который перестает соответствовать образу жизни. Поэтому необходимо осознание появившихся возможностей, соотнесение их с представлениями о себе, что и позволяет выйти на новые ценности и соответствующие формы поведения, позволяющие осуществлять самореализацию, что способствует осознанному контролю ситуаций и выбору решений для достижения необходимых целей, обеспечивая устойчивость личности в трудных ситуациях.

Смысловые категории «трудности межличностного общения» и «трудности учебной деятельности», а также указание только на частоту возникновения трудных ситуаций связаны, как показал анализ высказываний, с ситуативными смыслами, что может свидетельствовать, что у таких студентов становление сознания соответствует уровню смыслового сознания. Тогда трудности могут быть связаны с конкретными нереализованными потребностями.

Таким образом, представление человека как самоорганизующейся системы, находящейся в режиме прогрессивного усложнения своей системной организации, производящей новообразования и опирающейся на них в своем самодвижении, позволяет рассматривать смысловое содержание трудных ситуаций в юношеском возрасте как показатель перехода в режим саморазвития.

На основании анализа высказываний были определены установки студентов в отношении характера влияния на них трудных ситуаций (табл. 1).

В группах бурят, хакасов, шорцев, русских доминируют показатели, отражающие представления студентов об образовании у них положительных психологических характеристик как результатов влияния трудностей. В группах хакасов и русских они значительно превышают показатели отрицательных характеристик. Данный факт для своего объяснения требует, на наш взгляд, дополнительного исследования. Вероятно, это может быть связано с психологической защитой, недостаточной эмоциональной зрелостью, влиянием характера профессионального обучения: социальная работа - группа хакасских студентов, психология - русские студенты, эмоциональными особенностями возраста. В группе алтайских студентов показатели отрицательного влияния на психологические характеристики несколько выше.

Смысловые категории влияния трудных ситуаций на физические и психологические характеристики в представлениях студентов национальных групп, %

Категория Алтайцы Буряты Хакасы Шорцы Русские Якуты

Положит. характеристики 39, 1 67,4 81 66,6 86,4 57,1

Отрицат. характеристики 51,04 34,8 7,4 33 14,8 46,4

Обобщая эти характеристики, мы выделяем наиболее специфичные психологические критерии личностных новообразований, приобретений в процессе совла-дания с трудностями, которые в свою очередь образуют психологическую готовность юношей к управлению трудными ситуациями в контексте собственного развития: Я-концепция (уверенность в себе, ощущение собственной силы и возможностей справляться с трудностями, собственная активность), открытость изменениям (гибкость), целеустремленность, ответственность и организованность, самостоятельное мышление, чувствительность к жизни.

Среди психологических характеристик основными, свидетельствующими о невозможности совладания с трудностями в контексте собственного развития, являются: негативное эмоциональное состояние, нервное и

эмоциональное напряжение и фиксация на нем; ощущение изоляции и собственная закрытость; отсутствие активности; слабость и неуверенность; пессимистическое отношение; чувствительность к себе, связанная с собственной уязвимостью, защитой себя; установка, что трудные ситуации снижают жизненный потенциал.

Для решения исследовательских задач важно было изучить, что является для юношей и девушек обычным в трудных ситуациях. Таким обычным для большинства из них являются, как показал контент-анализ данных, стратегии поведения, имеющие различный характер. Обычным в трудных ситуациях, по представлениям студентов, являются следующие варианты стратегий поведения: обращение за поддержкой, обдумывание и принятие решения, активные действия, пассивные действия, защита (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Варианты обычного поведения в трудных ситуациях в представлениях студентов национальных групп, %

Национальная группа Поддержка Обдумывание Активные действия Пассивное поведение Защита Саморегуляция

Алтайцы 6,2 17,7 16,9 12,5 23,9 13,54

Буряты 9,3 24,8 24,03 16,2 10,8 17,05

Хакасы - 23,8 14 38 10 33

Шорцы - 22 20 19 9,5 19

Русские 3,7 43,2 25,9 13,5 8,6 17,2

Как видно из представленных в таблице количественных показателей, наиболее обычным в трудных ситуациях для студентов бурят, шорцев и русских является стратегия обдумывания. Данная стратегия характерна для современного типа культуры человека, многими авторами рассматривается в качестве конструктивной и эффективной в совладании со стрессом, а также может свидетельствовать о более высоком уровне сознания у молодежи, где мышлению отводится ведущая роль в удержании устойчивости человека как системы в трудных ситуациях.

У алтайцев в количественном отношении чаще всех встречается в трудных ситуациях защитное поведение. Хакасы в своих высказываниях часто ссылаются на пассивное поведение в трудных ситуациях. В меньшей степени все студенты указывают на использование социальной поддержки как обычного для себя поведения в трудных ситуациях; в высказываниях студентов шорцев и хакасов эта стратегия отсутствует.

Количественное соотношение и содержательное (способы внутри стратегий) разнообразие стратегий обычного поведения в трудных ситуациях различно в национальных группах. Констатация этих фактов может отражать как общую возрастную специфику, связанную с усложнением сознания, так и этнокультурные и индивидуальные особенности качества многомерного мира исследуемых. Смысловые категории того, что

обычно для ребят в трудных ситуациях, свидетельствуют, что у студентов всех групп значимыми являются не сами трудности, а процесс совладания с ними.

Стратегии преодоления трудностей были представлены в смысловых категориях того, что в представлениях студентов они считают для себя наиболее важным (табл. 3).

К важным для себя условиям в трудных ситуациях студенты исследуемых национальных групп относят стратегии совладания: наличие социальной поддержки, необходимость сохранения себя как личности, обдумывание и принятие решения, саморегуляцию, активные действия и пассивное отношение.

Представленность этих важных, по мнению респондентов, условий стратегий совладания различна в национальных группах и может быть связана с особенностями становления национального самосознания. В национальных группах студентов, представляющих такие многочисленные национальности, как русские, алтайцы, буряты, якуты (последние более тесно проживают на собственной территории и менее ассимилированы в русское население), наиболее важной является социальная поддержка как типичная традиционная национальная стратегия сохранения национального самосознания. Для хакасов и шорцев, вероятно, понимание важности стратегии саморегуляции эмоционального состояния может быть связано с потребностью малочисленной нацио-

нальности, ассимилированной среди русскоязычного населения, в отстаивании сохранения национальной идентичности, желании заявить о своей национальности и утвердить ее среди других. Возможно, этим может быть обусловлено частое возникновение эмоциональной напряженности, которая требует, как понимают студенты,

самоконтроля своих эмоций и состояния. У студентов алтайцев, бурят и хакасов важным является сохранение (утверждение) себя как личности в трудных ситуациях, важность подобной стратегии практически отсутствует у студентов якутов, которым более важно сохранить спокойствие в трудных ситуациях.

Т а б л и ц а 3

Смысловые категории того, что считают для себя важным в трудной ситуации студенты национальных групп, %

Смысловая категория Алтайцы Буряты Хакасы Шорцы Русские Якуты

Социальная поддержка 32,2 37,2 19,2 9,5 32 41

Сохранение себя как личности 20,95 20,9 26,9 19 22,2 3,5

Обдумывание и решение 8,3 17 19,28 28,5 27 26,7

Активные действия 11,4 12,4 - - 11 5,3

Пассивное поведение 9,37 10- - - 7,4 10,7

Саморегуляция состояния 8, 3 11 30,7 33,3 - 23,2

В представлениях студентов о важных условиях в трудных ситуациях не только отражаются процессы, связанные с традиционным национальным самосознанием, но и процессы, связанные с личностными изменениями представителей молодежи национальностей Сибири, ростом их собственного самосознания, стремлением к самоконтролю, собственной ответственности, самоутверждению, самовыражению, саморазвитию. На наш взгляд, в отношении к трудным ситуациям как к задачам совладания с ними, в стратегиях совладания проявляется индивидуализация личности, суверенизация человека, способность к самостоятельному выбору точек приложения своих возможностей.

Были получены представления о собственных волевых и вынужденных действиях студентов в трудных ситуациях. В трудных ситуациях студентам национальностей Сибири приходится осуществлять волевые действия, направленные на собственные изменения: своих качеств, режима жизни, состояния, действий, мышления, привычек, стереотипов, степени контроля и

ответственности, установок, отношения; активизировать свои психические и личностные возможности, а также проявлять активные действия в отношении реальных внешних условий среды. Отсутствие активных действий приводит студентов к вынужденному переживанию собственной невозможности контролировать трудную ситуацию, фиксации на негативных чувствах, появлению социально неэффективных личностных качеств, а также отрицательных эмоциональных и физических состояний.

Готовность к собственным изменениям, волевым действиям, выраженным в различных видах активности по отношению к себе и внешним условиям среды, может быть важным компонентом в системной детерминации стресс-устойчивости.

В феноменологическом исследовании мы также ориентировались на выявление того, что вызывает у студентов трудные ситуации, т.е. каково содержание результатов переживания трудных ситуаций и совлада-ния с ними для личности (табл. 4).

Т а б л и ц а 4

Смысловые категории психологических параметров, представляющих то, что вызывает трудные ситуации у студентов национальных групп, %

Смысловая категория Алтайцы Буряты Хакасы Шорцы Русские Якуты

Положительные параметры 8,3 23,2 7 38 32 12,7

Отрицательные параметры 59,3 68,2 85 52 71,6 87

Физические симптомы 18,7 3,9 - - 6,1 -

Студенты всех национальных групп воздействия трудных ситуаций связывают с возможностями появления чувств, состояний, активности, личностных характеристик, с формированием установок. Совокупность этих изменений представлена двумя полярными эффектами для личности студентов: негативными и позитивными. Негативные эффекты представляют собой переживание

отрицательных чувств; наличие состояний нервнопсихического напряжения; отсутствие активных действий; переживание бессилия и потери контроля; установки на бесперспективность и тяжесть жизни; с одной стороны, переживание одиночества, с другой - стремление к изоляции; физические симптомы, свидетельствующие о физическом страдании. К положительным для себя ре-

зультатам студенты относят: положительные чувства, связанные с мобилизацией физических и личностных ресурсов; повышение активности для достижения результата в преодолении трудностей; уверенность в перспективности своих усилий; решительность в преодолении трудностей; самореализация и саморазвитие в этом процессе; повышение ответственности за себя; умение перенимать и ценить положительный опыт других людей по преодолению трудностей, а также замечать и ценить положительную оценку со стороны других в отношении своего совладающего поведения в трудных ситуациях.

На основании анализа выделения смысловых категорий и раскрытия их содержания в высказываниях студентов по поводу их личной позиции и убеждений в отношении трудностей можно заметить, что для совла-дания с трудными ситуациями ценным является:

- быть оптимистически настроенным, верить в свои собственные силы и возможности управлять своей судьбой; не ограничивать свое будущее, достижение своих целей, а стремиться к ним;

- быть ответственным за себя, свои переживания, действия, поступки;

- занимать активную самостоятельную позицию и действовать обдуманно, стремясь понять для себя смысл и ценность переживаемых трудных ситуаций; настраиваться на обдумывание и решение трудностей, а не на их переживание;

- рассматривать трудности как возможности собственного развития, как новые качественные изменения, способствующие личностному становлению;

- иметь моральные, эмоциональные силы и упорство в разрешении трудных ситуаций;

- при самостоятельной позиции, самостоятельном переосмыслении в преодолении трудностей иметь готовность обратиться за поддержкой к близким, друзьям, более авторитетным людям, а также готовность оказать ее самим.

В этих вариантах собственного мнения и позиций студентов в отношении трудных ситуаций прослеживаются тенденции, связанные с ценностями саморазвития.

Анализируя представления студентов о факторах, помогающих им в совладании с трудными ситуациями, нами были выделены следующие категории: собственная конструктивная активность и личностные качества, социальная поддержка, защитное поведение, управление и контроль над своими эмоциями и состоянием, жизненный опыт.

Сочетание факторов собственной активности с социальной поддержкой в совладании с трудностями может, на наш взгляд, отражать особенности становления ценностного сознания у представителей национальных групп, где ценности традиционной культуры могут либо однозначно определять стратегии совладания, либо вступать в противоречие с ценностями современной культуры, что, в свою очередь, порождает приоритет, доминирование одной из этих стратегий. Фиксация их смысла может обусловливать защитное поведение как способ снятия напряжения.

Трансформация традиционных ценностей и, соответственно, традиционной стратегии - социальной поддержки - у юношей национальных групп в ценно-

сти саморазвития и поведенческую стратегию самоуправления - создает возможность контролируемого, гибкого использования как традиционных, так и новых самостоятельных стратегий, что гарантирует юношам различных национальностей народов Сибири стресс-устойчивость в трудных ситуациях, особенно в условиях изменения современного общества.

Среди стратегий защитного поведения у студентов национальных групп Сибири выделяются социально эффективные стратегии: средства культуры, живой и неживой природы, увлечения (хобби), культурные средства самовыражения. Данные стратегии необходимо учитывать в коррекционной и развивающей работе, в психологической помощи молодежи различных национальностей. Эти стратегии не используются изолированно от целостного процесса совладания, а выступают составными осознанными компонентами в общей динамике управления стрессами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отношении сформировавшихся установок студентов о роли трудных ситуаций в перспективе их жизненного пути можно заметить следующее. У студентов всех национальных групп, кроме группы шорцев, встречаются установки на отсутствие связи между сегодняшними трудными ситуациями и будущим студентов. У шорцев выражено нейтральное отношение к трудным ситуациям, их отрицание, игнорирование, нежелание думать о будущем. Наряду с вышеуказанными установками ребята признают связь сегодняшних трудностей со своим будущим, которая выражается как в положительных результатах для человека, так и в отрицательных. Характер (положительный или отрицательный) результатов зависит: а) от усилий и отношения самого человека, б) от обстоятельств жизни.

Положительные результаты связи настоящих трудностей и их будущего определяются для студентов приданием смысла сегодняшним трудным ситуациям необходимых этапов в достижении будущего, осознаем того, что будущее зависит от настоящего; отношением к трудным ситуациям как постоянно возникающим проявлениям жизни любого человека; рассмотрением в совладании с трудными ситуациями новых возможностей для собственного развития и личностного становления (приобретение нового опыта, формирование новых личностных качеств, возникновение состояний, переживаний, связанных с ощущением полноты жизни, ее динамики, интересом к жизни); осознанным отношением и собственной ответственностью в преодолении трудностей.

Отрицательные результаты такой связи видятся в психологической защите в виде отрицания и игнорирования трудных ситуаций в настоящем и будущем, в отказе от мыслей о будущем; признании у себя личностных характеристик, затрудняющих процесс совладания с трудными ситуациями; в отсутствии уверенности в возможности преодоления трудностей в будущем; установке на трудные ситуации как на однозначно отрицательный фактор в жизни человека; в невозможности собственного контроля и зависимости от обстоятельств; тревожных переживаниях и опасениях за свое будущее; в приобретении опыта с целью избежания трудностей в будущем.

Полученные в феноменологическом исследовании данные свидетельствуют о возможности и необходи-

мости постановки задачи теоретической разработки модели стресса и стрессоустойчивости не с позиции идей гомеостаза, адаптации, а с учетом принципов гетеростаза и гомеореза. Гетеростаз предполагает саморазвитие и самореализацию личности как необходимое условие ее существования. Гомеорез - явление, харак-

теризующее способ функционирования психологической системы - реальной, живой, самоорганизующейся, где акт порождения психического в цепи взаимодействий детерминирован системой и ориентирован на удержание целостности системы, т.е. самоорганизацию как способ ее бытия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Пси-

хол. журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 6-19.

2. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1993.

3. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск, 1999. 152 с.

4. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Томск: ТГУ, 2005.

172 с.

5. Филиппов А.В., Ковалев С.В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Вопросы психологии. 1994. Вып. 5. С. 24-33.

Статья представлена кафедрой генетической и клинической психологии факультета психологии Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Педагогика и психология» 10 декабря 2006 г., принята к печати 18 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.