УДК 378.1
М.А. Валеева,
Оренбургский государственный педагогический университет
Феноменология социально-педагогического содействия как методологического ресурса профессионально-личностного становления студента
Оренбургский государственный педагогический университет
Российское общество предъявляет новые повышенные требования к профессионально-личностному становлению студента. В свою очередь, их реализация диктует необходимость обновления сферы высшего профессионального образования с учетом актуальных потребностей и требований рынка труда, новой экономической и социальной практики, внедрения многоуровневой парадигмы образования, новых образовательных стандартов третьего поколения.
Перед высшей школой России выдвигается ряд задач, связанных с определением новых основ содействия профессионально-лич-
ностному становлению студента в условиях многоуровневой парадигмы образования, определяющих пути и способы достижения нового качества и успешности личностного, социального и профессионального развития обучающегося.
В этой связи необходимо осмысление имеющихся знаний по вопросам социально-педагогического содействия профессионально-личностному становлению студента, а также выполнение социального заказа общества на личность с активной жизненной и профессиональной позицией, владеющей компетентностью успешного преобразования
окружающей действительности, расширение всесторонних социальных связей, отношений обучающегося с социальными институтами, группами, обеспечение интеграции студента в многообразную жизнь социума с целью создания прообразов будущих отношений в обществе и построения стратегии профессионального, социального и личностного развития, достижения акме в самореализации и саморазвитии.
Подчеркнем, что в науке и практике назрела необходимость в междисциплинарном обосновании феноменологии социально-педагогического содействия как мето-
© Валеева М.А., 2014
МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ВАЛЕЕВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социологии, декан факультета социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: особенности профессионально-личностного становления студента в условиях реформирования образования, педагогическое содействие как методологический ресурс профессиональной компетентности будущего педагога, содержательные доминанты образовательно-акмеологической среды вуза, проблемы самоактуализации личности, теоретические аспекты формирования социально-профессионального опыта студента. Автор 57 публикаций
Рассматривается проблема социально-педагогического содействия как методологического ресурса профессионально-личностного становления студента. Анализируется его специфика и раскрывается сущность как социально-педагогического, образовательно-организационного и субъектно-деятельностного феномена. Приводятся риски (социальные и педагогические) профессионально-личностного становления студента.
Ключевые слова: социально-педагогическое содействие, профессионально-личностное становление студента, методологический ресурс.
The article considers the problem of socio-pedagogical assistance as a methodological resource for professional and personal development of the student. Analyzed its specificity and reveals the essence of the socio-pedagogical, educational institutional and subject-specific phenomenon. Adjusted the risks (social and educational) for professional and personal development of the student.
Key words: socio-pedagogical assistance, professional and personal development of the student, methodological resource.
дологического ресурса профессионально-личностного становления студента, которое позволило бы раскрыть многоаспектную природу изучаемого явления путем выявления, уточнения и конкретизации его специфики и сущности в соответствии с ценностно-нормативной системой института образования, культуры, социума.
С этой целью обратим внимание на толкование составляющих понятия «методологический ресурс», под которым нами понимается, исходя их содержательного анализа понятий «ресурс» (запас, источник будущего действия, внутренняя возможность для осуществления определенной цели, количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности, условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат) и «методология» (принципы, методы и средства организации деятельности, определяющие последовательность решения исследовательских задач в теории и практике), источник, основа организации познавательной и практической деятельности на базе
совокупности исходных идей, положений, принципов и способов преобразования действительности.
Социально-педагогическое содействие как методологический ресурс профессионально-личностного становления студента определяет эффективность и качество профессиональной подготовки обучающегося в результате проектирования, грамотного организационно-педагогического построения образовательного процесса. В свою очередь, это предполагает включение студента в различные виды социально значимой, практико-ориентирован-ной деятельности, формирование у него представлений о собственном личностном и профессиональном потенциале, создание ситуаций профессионального выбора средствами профессиональных проб, формирование своего видения мира, будущей профессиональной деятельности и корректировку профессиональных и личностных перспектив [6].
Рассматривая феноменологию (смыслопоисковый способ углубленного познания внутренних ис-
точников, связей, механизмов развития, смысла явления) социально-педагогического содействия как методологического ресурса профессионально-личностного становления студента, необходимо уточнить понятия «содействие» и «педагогическое содействие», а затем конкретизировать значимость предметно-содержательного наполнения понятия «социально-педагогическое содействие» для наиболее полной и обобщенной характеристики изучаемого феномена.
Анализ теоретических источников позволил нам определиться в понимании сущности содействия, которое рассматривается в качестве многоаспектного понятия, отражающего педагогическую реальность в контексте организации помощи, поддержки в деятельности, в достижении, развитии чего-либо на основе согласованного совместного действия, соучастия, взаимодействия.
Остановимся на понятии «педагогическое содействие» как на составляющем феномена «социально-педагогическое содействие».
В теории и практике дан анализ многообразию трактовок педагогического содействия как виду взаимодействия обучающегося и обучаемого, в котором реализуются субъект-субъектные отношения; совокупности педагогических условий, целью которых является формирование какого-либо качества; педагогической деятельности, направленной на повышение готовности студентов к ценностному самоопределению; помощи преподавателя обучающимся для достижения ими конкретных целей и др.
На основе многоаспектного исследования понятий «содействие» и «педагогическое содействие» нами определена феноменологическая сущность социально-педагогического содействия как методологического ресурса профессионально-личностного становления студента. Социально-педагогиче-
ское содействие рассматривается нами как социально-педагогический феномен (в контексте расширения границ взаимодействия с окружающим социумом), образовательно-организационный феномен (в контексте организации деятельности педагога в образовательном процессе), субъектно-деятельностный феномен (в контексте активизации субъектной позиции студента).
Социально-педагогическое содействие как социально-педагогический феномен отражает согласование, межведомственную координацию деятельности социальных институтов образования, культуры, экономики, семьи и других социальных партнеров, управленческо-административ-ных структур, студентов, педагогов, определяющую успешную интеграцию личности в многообразную социальную практику.
Социально-педагогическое содействие как образовательно-организационный феномен, с одной стороны, предполагает систематизацию знаний в опоре на взаимодействие, сотворчество, обмен идеями, реализацию инновационных субъект-субъектных технологий в образовательном пространстве вуза, а с другой - позволяет определить стратегию деятельности педагогов в деле содействия личност-но-профессиональному становлению студента. Это подразумевает оказание помощи молодому человеку в познании собственных возможностей, профессиональной самоидентификации, преодолении личностных и профессиональных затруднений и проблем, развитии мотиваци-онной и волевой сфер в аспекте жизненного и профессионального самоопределения [1].
Социально-педагогическое содействие как субъектно-деятель-ностный феномен отражает специфику активного включения студента в предметно-практическую и профессионально ориентиро-
ванную деятельность при альтернативном подходе к выбору вариантов деятельности; накопления обучающимся определенного опыта, обогащенного социально и профессионально значимым содержанием; содействия непрерывному росту профессионализма студента, реализации его личностного потенциала; развития субъектности личности.
В соответствии с этим социально-педагогическое содействие профессионально-личностному становлению студента представляет собой субъектно-субъектную сбалансированность и гармоничное взаимодействие студента, педагогического сообщества и социума во взаимной направленности векторов их активности в системе образовательной и социальной деятельности, общения и личностного развития, в результате чего происходит создание общего профессионально-личностного пространства, рождается нацеленность на саморазвитие взаимодействующих субъектов, преобразуются сами субъекты, отношения между ними, связи с различными сторонами объективной действительности. В этом случае социально-педагогическое содействие рассматривается как методологический ресурс профессионально-личностного становления студента и определяется необходимым уровнем профессиональной подготовки педагога, организационными ресурсами окружающей среды, личностно-мотивированной позицией обучающегося.
При осуществлении социально-педагогического содействия профессионально-личностному становлению студента крайне важно знать реальные проблемы, затруднения, трудности (образовательные, личностные, познавательные, профессиональные и др.), испытываемые молодыми людьми. Мы должны учитывать возрастные характеристики студента, его индивидуальные и личностные особенности (характер, коммуникабель-
ность, способности, мотивацию, ценностные ориентации и др.), личностные достижения, предшествующий и приобретенный им опыт в образовательном процессе.
С.М. Левшина выделяет общие, наиболее типичные трудности адаптационного процесса студента, которые, на наш взгляд, можно отнести к проблемам, затруднениям профессионально-личностного становления обучающегося. Это: отсутствие точных представлений об избранной профессиональной деятельности, ее особенностях; отсутствие у большинства студентов субъектной позиции в овладении профессией; низкий уровень сформированности системы предметных базовых знаний и метазнаний; мотивационная и инструментальная неготовность к самостоятельной учебно-профессиональной деятельности; затруднения в общении с преподавателями и однокурсниками; неумение ориентироваться в потоке поступающей информации, анализировать ее и использовать для профессионального становления и личностного развития; низкая адаптивность к переменам [3].
Для нашего исследования интересны научные работы, посвященные проблемам личностного роста. Так, Г. Олпорт выделяет четыре вида кризиса, наиболее часто наблюдающихся у студентов, а именно:
- интеллектуальный кризис. Характерен для студентов, ощущающих разницу между своим интеллектуальным уровнем и требованиями учебного заведения;
- кризис «комплекса неполноценности». Вызывается физическими данными и внешностью;
- кризис современного общества. Несет неопределенность в жизни молодых людей;
- кризисы, связанные с сексуальными и семейными конфликтами [5].
Мы считаем, что при осуществлении социально-педагогического содействия профессио-
нально-личностному становлению студента необходимо:
- ориентироваться на социокультурные и индивидуальные кризисы и проблемы студентов, возникающие в ситуациях, связанных с личностным ростом, осмыслением различных этапов, событий образовательного процесса вуза, личной жизни, реализацией себя в социуме;
- опираться на предшествующий и приобретенный учебный опыт (систему знаний и умений, способов мышления, норм, приобретенных в специально организованном образовательном процессе) и личностный опыт студента (знания, умения, способы мышления, нормы, приобретенные в условиях социокультурного окружения, личной практики, при осуществлении ранее выполнявшихся действий) в ходе построения ими собственной стратегии профессионально-личностного становления;
- стараться проявлять к студентам уважение, субъектоцен-тризм, доверие, внимание к самобытному внутреннему миру личности, учитывая, что студенчество является отдельной социокультурной группой, которой имплицитно присущи состояние внутренней нестабильности, неопределенности, противоречивости;
- стремиться к созданию гуманной атмосферы взаимодействия на основе реализации субъект-субъектных отношений [2].
Безусловно, траектория профессионально-личностного становления каждого конкретного студента уникальна, но в любом случае исходным основанием для социально-педагогического содействия профессионально-личностному становлению студента является гуманистическое отношение к обучающемуся.
По нашему мнению, социально-педагогическое содействие как методологический ресурс профессионально-личностного становления студента базируется на следующих положениях:
- социально-педагогическое содействие выступает как комплексная система мер, действий, мероприятий превентивного и помогающего характера, осуществляемая в упорядоченной, целенаправленной, систематичной и адресной практической деятельности, обеспечивающей своевременность обнаружения ситуации затруднений в личностно-про-фессиональном становлении студента; видение различных способов решения существующей проблемы; позитивное влияние на локализацию, компенсацию, редуцирование уровня его индивидуальных проблем и барьеров, связанных с обучением, жизненным и профессиональным самоопределением, реализацией в социуме; прогнозирование, предупреждение их появления; создание адекватных условий, ориентированных на развитие профессиональной компетентности, выработку эффективной жизненной ориентации личности;
- замысел социально-педагогического содействия базируется на идее самоактуализации, которая побуждает студента к актуализации потенциальных возможностей, способностей, своих сущностных свойств, реализации их в практической деятельности, профессиональному саморазитию, самосовершенствованию, максимальной самореализации на основе преобразования и изменения личностных качеств, определяющих овладение новыми способами субъект-субъектного взаимодействия, совершению позитивных смысло-определяющих выборов жизнедеятельности, сопровождающихся созданием социально, профессионально, личностно значимых отношений с другими и окружающей действительностью;
- образовательная среда вуза рассматривается как важное условие социально-педагогического содействия профессионально-личностному становлению студента посредством создания и
развертывания различных сфер, ниш студенческой жизнедеятельности, насыщенности ресурсного потенциала, структурированности пространственно-предметных и образовательных элементов (совокупности применяемых программ, образовательных технологий, внеаудиторной работы, воспитательного процесса и др.) в контексте вариативности, альтернативности и многообразия сложившихся в ней социальных отношений возникающих общностей, взаимодействия с социальными партнерами и институтами;
- технологические основы социально-педагогического содействия профессионально-личностному становлению студента определяются моделированием субъект-субъектного взаимодействия, позитивным изменением межличностных отношений в соответствии с возможностями и компонентами созданного целостного профессионально-личностного пространства (моделированием субъектной деятельности педагога как организатора(лидера)социального взаимодействия, субъектной позиции и проявлением субъектных характеристик студента, моделированием и расширением множества социальных отношений и связей в социуме).
Однако функционирование социально-педагогического содействия профессионально-личностному становлению студента как развивающейся открытой системы характеризуется не только ее структурной организацией, взаимоотношениями и взаимовлияниями, взаимозависимостями между ее структурными элементами, но и случайностями, непредвиденными обстоятельствами, которые мы в нашем исследовании обозначили как риски (социальные и педагогические), влияющие на траекторию профессиональной и личной жизни обучающегося.
Социальные риски, выступающие результатом социальных из-
менений, преломляясь в сознании отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом, проявляются в социальных качествах студента, особенностях его воспитания, характера, убеждениях, взглядах, отношении к социальной действительности, т.е. во всем том, что составляет основу его социального, профессионального и личностного становления. Социальный риск прежде всего связан с вероятностью наступления событий, которые могут повлечь за собой негативные последствия для обучающегося и общества; он отражает особенности функционирования и дисфункции действующих социальных институтов, призванных упорядочить и обеспечить стабильность социальной системы в целом; социальный риск обусловливается как объективным влиянием внешней среды, независимой от волеизъявления индивида, так и его субъективным решением, связанным с необходимостью выбора пути из множества имеющихся альтернатив [4].
Социальные риски, детерминированные одновременно индивидуальными возможностями, особенностями, потенциалом личности, социальной ситуацией развития и построением социального взаимодействия в социальной структуре общества, обуславливают прерывность, ге-терохронность (неравномерность) социально-педагогического содействия профессионально-личностному становлению студента.
О.А. Фиофанова выделяет следующие риски (проблемы) взросления студента (асубкультурность обучения и воспитания, мифоло-гичность, аномичность, псевдодеятельность, нерефлексивность), которые, на наш взгляд, отражают сущностные характеристики педагогических рисков, возникающих при организации социально-педагогического содействия профессионально-личностному становлению студента.
Асубкультурность обучения и воспитания возникает при отсутствии у педагогов интереса к увлечениям, ценностям, культурным приоритетам обучающихся, их субкультуре, миру. Обусловливает становление у студентов контркультуры (оппозиции к культуре взрослых), распад студенческо-взрослой общности.
Мифологичность (искажение педагогических смыслов обучения и воспитания взрослости) проявляется в отсутствии целостного понимания феноменов самостоятельности, инициативности, ответственности подростков, на которые ориентированы модальности взросления воспитательного пространства.
Аномичность заключается в том, что преподаватели как носители нормы взросления отвергаются студентами, а сами эти нормы становятся безликими вследствие расшатанности нравственных ориентиров в обществе, «просвещенчества» средств массовой информации.
Псевдодеятельность означает преобладание в практике не-деятельностных форм обучения и воспитания, когда педагоги боятся организовать продуктивные диалоговые формы учебных занятий, которые могли бы являться основой позиционирования профессионально-личностного становления студентов.
Нерефлексивность характеризуется тем, что в воспитании не рефлексируются стереотипы отношения к студенчеству как взрослому сообществу, укореняются стереотипы взрослого на обучающегося как «взрослого невзрослого» или «невзрослого взрослого» [7].
Выявленные социальные и педагогические риски социально-педагогического содействия профессионально-личностному становлению студента указывают на необходимость их определения, осмысления и оценки с адресно применяемыми мерами их компенсации и локализации.
Таким образом, обобщая сказанное выше, необходимо констатировать, что социально-педагогическое содействие, выступающее как методологический ресурс профессионально-личностного становления студента, обусловливает качественное становление личности обучающегося не автономно, а в социальном контексте его жизнедеятельности посредством осознанного мотивированного включения в социальные отношения и взаимодействия, определяющие освоение нового ролевого набора в социальной структуре общества и собственную профессиональную позицию.
Литература
1. Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М., 2004.
2. Годник С.М. Развитие субъектного потенциала личности - реальный гуманизм педагогической деятельности. Воронеж, 1999.
3. Левшина С.М. Педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов вуза при переходе к кредитной системе обучения: дис. ... канд. пед. наук. Троицк, 2009.
4. Максимова С. Г., Авдеева Г.С., Гончарова Н.П., Ноянзина О.П., Омельченко Д.А., Черепанова М.И., Кайзер Н.Ю. Анализ риск-аспектов социального поведения населения Алтайского края // Известия АлтГУ 2011. № 2.
5. Олпорт Г. Личность в психологии / пер. с англ. М.; СПб., 1998.
6. Потехина Н.В. Содействие лич-ностно-профессиональному самоопределению выпускника школы в условиях подготовительного отделения вуза: дисс. ... канд. пед. наук. Иркутск. 2007.
7. Фиофанова О.А. Проектирование модальностей взросления как основание нового поколения антро-попрактик воспитательного пространства // Вестник Удмуртского университета. 2009. № 1.