Научная статья на тему 'ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ ГОРОЖАН В СВЯЗИ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ТЕМАМИ'

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ ГОРОЖАН В СВЯЗИ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ТЕМАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экотревога / тревога в связи с изменениями климата и экологией / экологическая тревога / психическое здоровье / психологическое благополучие / измене-ния климата / копинговые реакции / защитные механизмы психики / eco-anxiety / environmental anxiety / mental health / psychological well-being / climate anxiety / climate change anxiety / environmental health / coping mechanisms / coping reactions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касаткина Дарья Алексеевна, Нехорошева Елена Владимировна

Повышение осведомленности общества о серьезных последствиях нерешенных проблем в области экологии приводит к тому, что люди чаще испытывают симптомы тревоги. Экотревога описывает проявления психологического неблагополучия и психического нездоровья в связи с состоянием окружающей среды, проявляется в чувстве бессилия, провоцирует реактивные действия и влечет негативные социальные последствия. В лите-ратуре нет единого представления о содержании, природе и проявлениях феномена эко-тревоги. Недостаточно данных о персональных факторах возникновения экотревоги, слабо отражены различные формы поведения людей с экотревогой. Цель исследования – описать основные убеждения и стратегии поведения человека в связи с состоянием окружающей среды, проанализировать связь биографического опыта, мировоззрения и стратегий поведения в различных ситуациях. Качественное исследование проведено на материале полуструктурированных интервью о переживаниях, мыслях, позициях и дей-ствиях респондентов в наиболее запоминающихся ситуациях в связи с окружающей сре-дой с последующим описательным феноменологическим анализом текстов по А. Джиор-джи. Выборка составила 10 человек, 4 мужчины, 6 женщин, 20–50 лет, с высшим или незаконченным высшим образованием, средним достатком и доступом к сети Интер-нет, проживающих в г. Москве и Московской области. Выявлены основные стратегии поведения: 1) спонтанные действия, побуждаемые экотревогой; 2) осознанная деятель-ность на основе проработки собственных чувств и занятия позиции. Базовое мировоз-зрение респондентов: «Человек – разрушитель природы», «Человек – часть и защитник природы», «Природа должна быть нетронутой», «Ресурсы конечны, их надо беречь», – возникло на основе биографических событий и ценностей. Содержание переживаний в связи с неблагополучием окружающей среды связано с биографическим опытом, ми-ровоззрением и базовыми убеждениями. Конструктивное обхождение со своими эколо-гическими переживаниями связано со способностью находить персональное решение, включающее принятие реальности, собственных чувств и занятие внутренней позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Phenomenological Study of Human Experiences to Environmental Issues

Increasing public awareness of the serious consequences of unresolved environmental problems is causing people to more likely experience symptoms of anxiety. Eco-anxiety is the psychological distress occurring because of people's influence on the environment, it mani-fests itself in a feeling of powerlessness, provokes reactive actions, and has negative social consequences. There is no common idea in literature about the content, nature, and manifesta-tions of eco-anxiety. There is no sufficient data on personal factors of eco-anxiety, and diffe-rences in behavior of people with eco-anxiety. The purpose of this study is to describe the fundamental beliefs and strategies of behavior of people with eco-anxiety, to analyze the rela-tionship of biographical experience, worldview, and behavioral strategies in the ecological context. The qualitative study includes analysis of semi-structured interviews about the expe-riences, thoughts, attitudes, and actions of participants in the most memorable environmental situations. The interviews were analyzed with the descriptive phenomenological analysis by A. Giorgi. The sample consisted of 10 people: 4 men, 6 women, 20–50 years old, with higher or incomplete higher education, average income, and access to the Internet, living in Moscow and the Moscow region. We identified two strategies of behavior: 1) spontaneous actions prompted by eco-anxiety; 2) conscious activity based inner dialogue, recognition of one's own feelings and taking the position. The worldview of the respondents: “a man is the destroyer of nature”; “a man is a part and protector of nature”; “nature must be untouched”; “resources are finite, they must be preserved” are developed on the biographical events and values. Experiences in connection with environmental problems are associated with biographical experience, worldview, and basic beliefs. Dealing constructively with one's environmental experiences is associated with the ability to find a personal position, accepting reality and one's own feelings.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ ГОРОЖАН В СВЯЗИ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ТЕМАМИ»

Сибирский психологический журнал.

2023. № 89. С. 134-151. Б01: 10.17223/17267080/89/8

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 159.9.072.422

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ ГОРОЖАН В СВЯЗИ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ТЕМАМИ1

Д.А. Касаткина1, Е.В. Нехорошева1

1 Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Россия, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4

Резюме

Повышение осведомленности общества о серьезных последствиях нерешенных проблем в области экологии приводит к тому, что люди чаще испытывают симптомы тревоги. Экотревога описывает проявления психологического неблагополучия и психического нездоровья в связи с состоянием окружающей среды, проявляется в чувстве бессилия, провоцирует реактивные действия и влечет негативные социальные последствия. В литературе нет единого представления о содержании, природе и проявлениях феномена эко-тревоги. Недостаточно данных о персональных факторах возникновения экотревоги, слабо отражены различные формы поведения людей с экотревогой. Цель исследования -описать основные убеждения и стратегии поведения человека в связи с состоянием окружающей среды, проанализировать связь биографического опыта, мировоззрения и стратегий поведения в различных ситуациях. Качественное исследование проведено на материале полуструктурированных интервью о переживаниях, мыслях, позициях и действиях респондентов в наиболее запоминающихся ситуациях в связи с окружающей средой с последующим описательным феноменологическим анализом текстов по А. Джиор-джи. Выборка составила 10 человек, 4 мужчины, 6 женщин, 20-50 лет, с высшим или незаконченным высшим образованием, средним достатком и доступом к сети Интернет, проживающих в г. Москве и Московской области. Выявлены основные стратегии поведения: 1) спонтанные действия, побуждаемые экотревогой; 2) осознанная деятельность на основе проработки собственных чувств и занятия позиции. Базовое мировоззрение респондентов: «Человек - разрушитель природы», «Человек - часть и защитник природы», «Природа должна быть нетронутой», «Ресурсы конечны, их надо беречь», -возникло на основе биографических событий и ценностей. Содержание переживаний в связи с неблагополучием окружающей среды связано с биографическим опытом, мировоззрением и базовыми убеждениями. Конструктивное обхождение со своими экологическими переживаниями связано со способностью находить персональное решение, включающее принятие реальности, собственных чувств и занятие внутренней позиции.

Ключевые слова: экотревога; тревога в связи с изменениями климата и экологией; экологическая тревога; психическое здоровье; психологическое благополучие; изменения климата; копинговые реакции; защитные механизмы психики

1 Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет - 2030» (проект «Городские социально-гуманитарные практики»).

Введение

Экологическая повестка, вызванная глобальными изменениями климата и локальными происшествиями, повышение осведомленности общественности о серьезных последствиях нерешенных проблем в этой области, а также политические, социальные и экономические изменения приводят к тому, что все больше людей испытывают симптомы тревоги.

Последние исследования указывают на роль климатических изменений в формировании расстройств аффективного спектра, в том числе и тревожных. Помимо расстройств, авторы описывают различные переживания людей и закономерности их возникновения в связи с изменением среды: тревогу, страхи, ужас (Coffey et al., 2021); горе, бессилие, чувство вины, апатию, депрессивные состояния (Agoston et al., 2022; Clayton, 2020; Comtesse et al., 2021); раздражение, гнев, агрессию (Stanley, Hogg, Leviston, Walker, 2021). Переживания могут быть адаптивными, если они не ухудшают качество жизни и не препятствуют активной осмысленной деятельности людей, и неадаптивными в противном случае (Soutar, Wand, 2022). Негативные чувства возникают не только в связи с глобальными проблемами изменения климата, экологическими катастрофами (Hogg et al., 2021), но и при изменениях окружающей среды, которые ухудшают качество жизни людей (Albrecht et al., 2007; Phillips, Murphy, 2021). Многие авторы фокусируются именно на исследовании тревоги как наиболее распространенного и выраженного переживания в связи с экологической повесткой. Возникновению тревоги способствует как персональная неспособность к принятию ситуации и планированию своих действий по ее изменению (Pihkala, 2022), так и неэффективная работа городских служб и сервисов (Cheng et al., 2012; Hickman et al., 2021). Тревога возникает в ответ на ухудшение непосредственных условий жизни и характеризуется переживаниями угрозы и / или опасности. Она может быть проявлением экзистенциального страха смерти и потери фундаментальной опоры, что характерно при экологических катастрофах и эпидемических кризисах (Klimochkina, Nekhorosheva, Kasatkina, 2022).

Проявления психологического неблагополучия и психического нездоровья в связи с состоянием окружающей среды объединены в общем термине «экотревога», что определяется Американской Психологической Ассоциацией как «хронический страх экологической / инвайронментальной катастрофы» (Clayton, Manning, Krygsman, Speiser, 2017; VandenBos, 2015). Экологические изменения включают стихийные бедствия (пожары, наводнения, ураганы) и антропогенные катастрофы (загазованность, разливы нефтепродуктов, аварии на химических и ядерных производствах, пересыхания водоемов, массовые убийства и / или вымирание животных). Изменения воспринимаются как необратимые и / или сверхбыстрые.

Экотревога может возникать без непосредственного столкновения с изменениями среды и проявляться как страх ухудшения условий жизни и вымирания человечества (Clayton, 2020), разрушения экосистемы земли и ее непригодности для живых организмов в целом (Helm et al., 2018). Некото-

рые авторы ассоциируют этот тип страха с экзистенциальной тревогой -переживанием, что мир в целом ненадежен, непредсказуем и небезопасен (Kurth, Pihkala, 2022; Panu, 2020; Passmore, Lutz, Howell, 2022; Scalabrini, Mucci, Angeletti, Northoff, 2020). Экотревога реалистична, поскольку возникает при восприятии объективных фактов уничтожения или изменения человеком среды обитания в результате неразумного поведения людей и содержит в своей основе страх смерти (Лэнгле, 2019; Лэнгле, 2020).

Экотревоге подвержены люди, столкнувшиеся с изменениями среды или зависящие от ее условий по роду деятельности и жизни. Национальное исследование Австралии (Patrick et al., 2022) показывает, что большинство австралийцев пережили хотя бы одно событие, связанное с изменением климата, и каждый четвертый человек, непосредственно переживший это, демонстрировал клинические симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). У тех, кто не сталкивался непосредственно с экологическим событием, наблюдались симптомы предтравмы. У 9,4% респондентов проявлялась сильная экологическая тревога, у 15,7% - предтравма-тический стресс, у 25,6% - ПТСР. Выявлено, что молодые люди больше подвержены экотревоге и травматическому стрессовому расстройству, женщины больше страдают от травматического стрессового расстройства, и женщины из менее благополучных регионов более подвержены экологической тревоге. В работах, описывающих детский опыт столкновения с экологическими темами, выявлено, что многие дети осознают факт изменения природных условий и его последствия и испытывают беспокойство, страхи, пессимизм и безнадежность из-за дальнейшего ухудшения природных условий, вплоть до конца света в течение их жизни (Léger-Goodes et al., 2022).

Один из важнейших аспектов экотревоги - дефицит контроля человеком окружающей среды. При негативных изменениях он может вызывать чувства бессилия, потерянности, отчаяния (Cunsolo Willox et al., 2013) и привести к необдуманным эмоциональным решениям, препятствующим последовательным и разумным усилиям (Ojala, Cunsolo, Ogunbode, Middleton, 2021). В работе M. Ojala и соавт. (2021) показано, что высокая самоэффективность и стремление к контролю связаны с большей тревогой и чувством угрозы из-за негативных изменений природы и являются целенаправленной стратегией совладания. При экотревоге люди также совершают спонтанные, неконструктивные действия в попытке повлиять на ситуацию, что в итоге расходует их силы (Soutar, Wand, 2022).

Многие авторы исследуют мировоззрения, убеждения, отношения, позиции людей в восприятии окружающей среды и мира в связи со стратегиями совладания и / или копинг-стратегиями. В исследовании Wullenkord et al. (2021) показано, как система отношений человека, связанная с его идеологическими убеждениями по поводу окружающей среды, влияет на его поведение. Например, позиция отрицания инвайронментальных угроз основана на оправдании сложившейся системы, идеологии социального доминирования (оправдание неравенства вертикальной иерархией общества), авторитаризма (ригидность, приверженность сложившемся образу жизни), превос-

ходства человека над природой (человек - властелин природы) и защищает людей от негативных чувств. В исследовании C. Agoston и соавт. (2022) осознанные стратегии совладания подкрепляют убеждения: например, при стратегии «найти плюсы» респонденты старались увидеть возможности для изменения негативной экологической ситуации, и это укрепляло их убеждение о человечестве как в целом хорошем, стремящемся к созиданию.

Приверженцы экологической психологии считают, что открытость человека чувствам, в том числе отрицательным, также может быть расценена как конструктивный способ обхождения со своей экотревогой. J. Dodds (2021) подчеркивает, что сознательный поворот к теме экологии и убежденность людей в том, что они могут исправить сложившуюся ситуацию, помогают принять ее и занять активную деятельную позицию, что в итоге укрепляет связь с природой и ценностями.

В экзистенциальной психологии, в частности в теории экзистенциального анализа, способность человека занять персональную позицию в какой-либо трудной ситуации помогает не только найти наиболее согласованное решение, но и успешно принимать и проживать свои чувства (Лэнгле, 2019). Хотя экзистенциальный подход в исследованиях экотревоги встречается редко, в ряде работ описаны интервенции, строящиеся на его базе (Baudon, Jachens, 2021): 1) работа с содержанием экотревоги, определение утраченных ценностей и их актуализация; 2) определение реалистичной доли ответственности; 3) поиск надежды и укрепление оптимизма при принятии реальности.

Существует дискуссия о том, является ли экотревога уникальным феноменом, или это проявления тревоги в ситуациях, связанных со средой. В исследовании S. Stanley и соавт. (2021) выявлено, что экодепрессия и экотревога могли предсказать в респондентах проявления клинической депрессии, тревоги и стресса, тогда как экогнев не связан ни с одним из расстройств. Также выявлено, что воспринимаемый стресс по поводу окружающей среды указывает на наличие симптомов депрессии, однако неясно, были ли симптомы первичны или возникли в результате столкновения людей с изменениями среды (Helm et al., 2018; Wullenkord et al., 2021). В работе C. Kurth и P. Pihkala (2022) подчеркнута та же проблема: многие работы исследуют связь клинических или субклинических проявлений тревоги в связи с экологией, но корреляции не говорят о наличии причинно-следственных связей. Отчасти такие результаты возникают потому, что многие авторы используют существующие методики, измеряющие уровень тревоги, депрессии, негативного циклического мышления, стресса, или же адаптируют психологические методики к контексту экологических переживаний (Coffey et al., 2021; Helm et al., 2018). C. Kurth и P. Pihkala (2022) утверждают, что экотревога - это естественное переживание здоровых людей, возникающее в определенных ситуациях, и ее проявления не следует смешивать с проявлениями расстройств и клинических состояний.

Таким образом, большинство работ по данной теме посвящено изучению взаимосвязи конкретных условий жизни людей и проявлений экотре-воги, а также связи получения информации о природных изменениях и

тревоги. При этом практически отсутствуют работы, исследующие взаимосвязь биографического опыта и мировоззрения с актуальными переживаниями экотревоги и поведением в экоситуациях. Цель данного исследования - описать основные убеждения и стратегии поведения человека в связи с состоянием окружающей среды, проанализировать связь биографического опыта, мировоззрения и стратегий поведения в различных ситуациях, связанных с изменениями окружающей среды, и роль этих феноменов в возникновении экотревоги и психологического неблагополучия. Задачи исследования: проанализировать паттерны восприятия и осмысления человеком экологических проблем; описать убеждения, мировоззрение в связи с темами окружающей среды; обнаружить биографические основания, формирующие особенности восприятия экоповестки; систематизировать проявления спонтанного и осознанного поведение человека с экотревогой.

Материалы и методы

Дизайн и выборка исследования. В качественном исследовании приняли участие респонденты, обеспокоенные состоянием окружающей среды и / или экологической повестки (n = 10), 4 мужчины, 6 женщин в возрасте от 20 до 50 лет, с высшим или незаконченным высшим образованием, средним достатком и доступом к сети Интернет, проживающие в г. Москве и Московской области. Содержательными критериями отбора были: предпочитаемый возраст от 30 лет; реальный опыт переживания по поводу какой-либо экологической темы. Возрастной ценз связан с дефицитом исследований экотревоги во взрослой возрастной группе и преобладанием исследований среди студентов и молодежи (Hickman et al., 2021; Soutar, Wand, 2022). Для одного интервью было сделано исключение по возрастному критерию в связи с большим профессиональным опытом респондента. Второй критерий обеспечивал отбор респондентов, способных описать свои переживания и мысли в конкретных реальных ситуациях.

Методы исследования. Сбор данных осуществлялся посредством полуструктурированного интервью. Участие в исследовании было добровольным, мы получили согласие участников на обработку данных и проинформировали их о конфиденциальности. С целью недопущения искажений при сборе данных все интервью проводились одним исследователем в онлайн-формате на платформе MS Teams, поддерживающей запись и расшифровку голосовых сообщений. Для обработки был использован описательный феноменологический анализ по А. Джиорджи (De Castro, 2018; Giorgi, 1997), позволяющий описать содержание и проявления исследуемого феномена. Анализ включает этапы: «конденсации» смыслов, категоризацию, кодирование и последующий анализ тем (Giorgi, 1997). Аудиозаписи интервью были перекодированы в тексты, которые анализировались с учетом первичного впечатления и феноменологической картины от непосредственного контакта. Интервью были прочитаны полностью, тексты были разбиты и категоризованы по темам. После выделения тем все элементы текста, рассортированные по категориям, были заново прочитаны, переосмыслены.

Результаты

Темы организованы в два больших раздела:

1) общее восприятие экологической повестки и конкретных ситуаций, основанное на мировоззрении и биографии респондента;

2) убеждения, стратегии поведения респондентов.

Точкой входа в исследование для многих был образовательный, волонтерский, профессиональный опыт или личная заинтересованность темой.

В первом разделе мы выделили темы, описывающие переживания и мысли респондентов по поводу какой-либо актуальной проблемы окружающей среды (табл. 1).

Таблица 1

Актуальное восприятие, понимание и переживание респондентами проблем окружающей среды

Категория Смысловая единица Пример

Восприятие проблемы Люди не замечают проблемы, но она есть «.. .большинство людей вообще не задумываются об этих проблемах. Я ношусь с этой зажигалкой и думаю, куда же ее девать? Но большинство людей вообще не даже не подумает об этом» (респ. 7)

Сомнения в эффективности решений проблемы «.рапортуют о том, что у нас сбор вторсырья на высоте, и мы перерабатываем 100% мусора. У меня большие сомнения по этому вопросу, потому что видно, что (отходы) зачастую кладутся в любой (контейнер')...» (респ. 8)

Информирование о проблеме Больше негативных новостей вызывает тревогу «Когда я вижу одинаковые новости. у множества своих знакомых, друзей в контакте, например. я понимаю, что это уже ситуация, какого-то "Алярм", и надо на нее обратить внимание» (респ. 1)

Способ подачи информации влияет на восприятие проблемы «Когда тебе показывают мертвую черепаху там с пластиком во всех возможных отверстиях - вот это было травмирующе...» (респ. 1) «.20 бутылок - это новая кофта флисовая... Это мотивирующая информация с конкретной инфографи-кой.» (респ. 1)

Деятельность людей Необратимые изменения происходят из-за людей «.я вижу, как планомерно уничтожается природа, в очень больших, глобальных масштабах. эта выкачка угля, горят леса. это приводит к таким катастрофичным последствиям, как глобальное потепление. И чем взрослее я становлюсь, тем больше этих плохих новостей» (респ. 3)

Позитивные действия людей наносят ущерб «Иногда такое ощущение, что люди не понимают, чего делать. Вроде бы они звучат, как настоящие защитники природы, но на самом деле одобряют решения, условно, защищают тех, кто строит дорогу» (респ. 2)

Люди не понимают последствий своих действий «Объективно мы засоряем быстрее, чем можем переработать. И эта потребность производить в нас больше, чем сохранять чистоту.» (респ. 5)

Окончание табл. 1

Категория Смысловая единица Пример

Действия властей Власти пренебрегают ответственностью или наносят ущерб «Вещи, которые делают или не делают службы ЖКХ. Например, я вижу зимой горы соли, а весной это просто выжженная земля, на которой ничего не растет» (респ. 1)

Эмоциональная связь с природой Эмоциональная связь с природой «.. .я был на юге России, на Камчатке, на севере Архангельской области. И везде все совершенно разное, везде красиво, везде по-разному красиво» (респ. 2) «.. .жалко деревья, больше даже жалко живое, а не какой-то там социальной справедливости, которой в принципе нет. даже если я птичку вижу мертвую на дороге, мне ее жалко» (респ. 6)

Эти категории включают общее восприятие респондентами экологической повестки при поверхностном столкновении с проблемой. Почти все участники признают наличие проблемы, и большинство отмечает, что другие люди (общество в целом) или ответственные лица не прикладывают достаточно усилий для ее решения, что вызывает тревогу, страх, грусть, горечь. Переживание близости с природой придает дополнительную негативную (катастрофизация) или позитивную эмоциональную окраску (надежда) восприятию текущих проблем и отчасти связано с фундаментальными убеждениями.

Биографический опыт и основа мировоззрения в связи с экологической повесткой включают все ранние опыты, семейные ценности, паттерны поведения, сформировавшие картину мира респондентов, их представления о природе и месте человека в ней (табл. 2). В отличие от убеждений, эти представления эмоциональны, в большинстве нерефлексируемы. Их влияние на восприятие событий велико и с трудом поддается изменению.

Таблица 2

Биографический опыт респондентов и основа мировоззрения в связи с экологической повесткой

Смысловая единица Пример

Детский шоковый опыт столкновения с катастрофой или страданием «Я очень впечатлительный была ребенок. И посмотрела в очень нежном возрасте анимэ "Босоногий Гэн" про Хиросиму и Нагасаки. В первые 2 минуты был показан ядерный удар, а все остальное время этого мультика было про то, как люди выживали в разрушающемся городе. и в младшем школьном возрасте во мне сидел страх, что вот это произойдет. Не то, что мы умрем, а то, что мы будем жить в невыносимых условиях, что такое может быть разрушение, и что человек плохой. Что мы должны себя исправить, чтобы вот такого не было» (респ. 7)

Личная нагружен-ность вне тем экологии (тревожность, проблемы в отношениях, самооценке) «.у родителей тяжело было (в отношениях), я ночами потом просыпался, кричал. Я тебе про детство рассказал, про вот этого ребенка, эту чувствительность» (респ. 10)

Окончание табл. 2

Смысловая единица Пример

Нормы и правила семьи, школы, общества «В моей семье всех маленьких детей, и меня в том числе, приучали к чистоплотности в отношении окружающей среды. Например, мы с мамой в детстве часто ездили на море, и любой поход на пляж начинался с очищения пляжа вокруг» (респ. 5)

Ценности, которые передали значимые другие «В школе в младших классах у меня была учительница по географии, которая водила нас на ручей при школе, и мы его очищали. Я видела сколько-то мусора, и что мы это все очищаем. Я думаю, что это на меня повлияло, что так и должно быть, это правильно - следить за средой, в которой мы живем» (респ. 3)

Мировоззрение респондентов включает достаточно фиксированный взгляд на жизнь и все происходящее с человеком и миром, сформировано на основе ранних впечатлений, подкрепленных сообщениями об изменении среды и личным опытом (табл. 3). Мировоззрение - это картина мира респондентов, и в отличие от убеждений в нем нет прямого побуждения к действию или отношения к актуальной ситуации. Таблица 3 Мировоззрение респондентов в отношении экологической повестки, мира и места человека в нем

Смысловая единица Пример

Нужно беречь ресурсы - они конечны «.мы можем выбрать историю с переработкой. Чтобы затормозить процесс исчерпания ресурсов до того момента, как не найдется какой-то альтернативный способ, либо обращение с отходами максимально экологичное» (респ. 1) «.когда ты ешь что-то живое, ты должен этот процесс минимизировать. Допустим, купил мяса много, и оно протухло. Такого быть не должно, ты должен все съесть» (респ. 6)

Природа должна быть нетронутой (без следов присутствия человека) «Я знаю, что мусора быть не должно. Природа - ей не надо переваривать окурки там, стекла. Ей надо делать перегной из листочков...» (респ. 10)

Человек - разрушитель природы «Если деятельность человека так сильно вредит, то зачем вообще это все? Зачем люди тут живут? Наверное, лучше без нас» (респ. 2) «Человеческая природа - она такая. Я уже знал, что мы вредим природе, вредим животным.» (респ. 3)

Человек - часть природы, должен ее защищать «Человек имеет сильный искусственный интеллект. Мы должны им (животным) помогать, чтобы поддерживать их жизнь» (респ. 6) «.человек может по-хорошему с этим миром. Хотя бы если не быть частью природы, то по крайней мере не быть разрушителями и агрессорами» (респ. 7)

Представленные смысловые единицы отражают то, как респонденты в целом воспринимают экологическую повестку и частично объясняют, как сформировались их восприятие и убеждения. Биографический опыт задает эмоциональный фон и мировоззрение, что, в свою очередь, влияет на восприятие актуальных ситуаций и позицию человека в ней. Если акту-

альная информация о проблемах окружающей среды частично противоречит мировоззрению, то это не влияет существенно на мировоззрение, но может повлиять на актуальную позицию.

Далее описаны убеждения, основные способы действий и условия ситуации, способствующие или препятствующие активной деятельности в связи с проблемами окружающей среды. Базовые убеждения включают нормативное отношение к ситуации (как должно быть) и способы действия в ней (как надо поступать) (табл. 4). Убеждения также формируются на основе биографического опыта, но в отличие от мировоззрения интенциональны. Они также влияют на восприятие проблемы в целом.

Таблица 4

Базовые убеждения респондентов в связи с окружающей средой

Смысловая единица Пример

То, что происходит, -неправильно. Должно быть по-другому «.вот здесь должна расти трава. Здесь должен сортироваться мусор, но, например, ни того, ни другого нет. Мне не нравится, когда я вижу мусор вокруг своей деревни, я периодически по весне хожу с пакетиком и это все дело собираю. Я понимаю, как это может быть, и как это не является» (респ. 1)

Если я хочу, чтобы было правильно, -должен сделать сам «Мое правило и мой принцип - при выходе на отдых, на природу и вообще при взаимодействии с природой свое присутствие нужно максимально после себя скрывать. При планировании пикника мусорный пакет - это обязательный атрибут» (респ. 5)

Эволюция лучше революции - радикальные решения не помогут «.меня добавили в чат, там собрались специалисты заповедного дела. И многие там очень протестно звучат, очень жестко, очень резко. Я не вижу в радикализме перспективы» (респ. 3) «Есть лучший экоактивизм - эко-активизм на уровне своего двора. То есть ты и твои соседи - максимум. Но если кто-то, какой-то незнакомый дядька зовет воевать за экологию, мне кажется его лучше послать» (респ. 5)

Убеждения напрямую связаны с деятельностью. Мы выделили два основных способа поведения респондентов в связи с экологической повесткой: спонтанные действия под влиянием чувств и осознанные действия, побуждаемые принятым решением (позицией). То есть экоактивности и конструктивные формы поведения могут быть как спонтанными, так и осознанными, основанными на решении (табл. 5).

Стратегия спонтанного действия эмоциональна и не всегда эффективна. Респонденты бросаются в деятельность, захваченные тревогой, часто испытывают бессилие, зная, что их действия не могут кардинально решить проблему, неравномерно расходуют силы, в моменте совершая много несистематичных действий, истощаясь и полностью изымая себя из экопове-дения на какое-то время. Некоторые осознают, что не столько пытаются решить проблему, сколько хотят снизить собственную тревогу.

Стратегия осознанного действия, основанного на решении, подразумевает занятие внутренней позиции на основе принятия своих ограничений или неспособности кардинально решить проблему вовне и обнаружения внутренней ценности и готовность делать что-то осмысленное для себя.

Таблица 5

Поведение и действия респондентов в связи с экотревогой

Категория Смысловая единица Пример

Спонтанные действия, обусловленные тревогой и другими чувствами Не занимаюсь экоактивностями, т.к. ощущаю это бессмысленным «.стараюсь ли я сортировать мусор дома? Нет, но, если я иду выбрасывать мусор, я смотрю, в какой бачок я что бросаю. Я чувствую, что я не готов, не хочу и мне это неинтересно, потому что. проблема шире.» (респ. 5)

Не занимаюсь экоактивностью, т.к. не хватает ресурсов «.довольно часто мне. попадаются разные видео. какие-то ужасы, от которых мне становится очень плохо. И я, может быть, и хотела бы делать что-то в эту сторону, но мне очень тяжело касаться этой темы, мне прямо сразу очень плохо становится. И какое-то время я (не могу) что-то делать в эту сторону» (респ. 3)

Действую для снижения своей тревоги «.у меня больше переживаний, потому что я понимаю, что не могу на это повлиять настолько, чтобы мне хотя бы чуть-чуть больше себя успокоить.» (респ. 9)

Осознанные действия, обусловленные позицией Принимаю ответственность, действую по силам «.договориться с собой, позволить себе выбросить что-то, что я могла бы отправить на переработку. Это была серьезная работа. Иногда она получалась, и я себе показывала, что сегодня я устала, и я имею право это сделать, это не значит, что я такой человек (плохой). иногда я все-таки находила в себе силы вымыть и убрать (вторсырье) и похвалить себя за сделанный поступок.» (респ. 1) «Я думаю о том, что могу делать сейчас, в данных конкретных ситуациях. И я для себя выбираю, я продолжаю сортировать мусор. Я стараюсь меньше его производить и, соответственно, перерабатывать, если он появляется» (респ. 3)

Занимаю внутреннюю позицию, принимаю решение «.я не могу обвинять всех людей. Я не могу обвинять весь мир, даже себя. Ну можно подумать: "Ты такой (плохой)", - а что я могу сделать не в негативном ключе? Есть возможности впереди, можно что-то еще сделать. То есть надолго в неприятном я не остаюсь, наоборот, я считаю себя открытым к новому» (респ. 2) «.. .нам всем хана, бесславная хана, и мне как жителю планеты Земля, скорее всего, тоже, но я как человек, как личность, хочу делать все, что в моих силах, для хорошего, даже если все равно все закончится плохо. Я хочу сохранить себя человечной, насколько это возможно в текущих условиях. Эта мысль меня поддерживает. Я не уничтожаю себя, а поддерживаю» (респ. 7)

Респонденты могут организовать планомерную конструктивную экодея-тельность, которая не так истощает их эмоционально и позволяет чувство-

вать свой вклад, или занять внутреннюю позицию, понимая, что действия вовне не изменят кардинально внешнюю ситуацию, но их осуществление помогает респондентам прожить внутреннюю ценность, аутентичность и смысл. Стратегии действий проявляются от наименее к наиболее персональным, осознанным.

Содержание категорий «Принять ответственность и действовать в соответствии с ресурсами» и «Занимаюсь экоактивностями для снижения своей тревоги» похоже - и там и там респонденты говорят о том, что делают небольшие посильные шаги для улучшения ситуации. Отличие в содержании категорий и эмоциональной окраске - осознанные действия сопровождаются большим спокойствием и принятием ситуации, спонтанные - большей тревогой и стремлением вырваться из ситуации, решить ее как можно быстрее. При осознанных действиях респонденты больше рассказывают про процесс занятия внутренней позиции - как они осмысляли ситуацию, вели с собой внутренний диалог и к какому решению пришли.

Обобщая содержание данного раздела, подчеркнем, что в зависимости от характера, жизненного опыта, установок респондентов и самой ситуации они могут действовать спонтанно и неосознанно, скорее стремясь избавиться от тревоги и других негативных переживаний, и при этом тратить значительное количество энергии в процессе. Часть респондентов смогли занять позицию в ситуации, принять собственные ограничения и делать то, что они считают наиболее правильным с точки зрения их ценностей и убеждений. Такая стратегия поведения позволила им испытывать меньше тревоги и чувства вины, сохранить больше сил и действовать конструктивно.

Обсуждение результатов

Экотревога связана с особенностями восприятия, биографическим опытом, базовым эмоциональным фоном и убеждениями. С одной стороны, биографический опыт, убеждения и отношения человека с природой влияют на его восприятие текущих проблем и те глобальные выводы, которые он делает, например: «Люди уничтожают природу», или «Если мы будем действовать экологично, катастрофы можно избежать». Это соотносится с данными P. Pihkala (2022), который указывает на значимость опыта столкновения с экологическим травматическим событием, которое нарушает чувство укорененности и вызывает шок, горе, чувство потери. Если такие события остаются без персональной обработки, негативные переживания могут фиксироваться в экотревоге и других проявлениях. Множество исследований подтверждает влияние негативного детского опыта на возникновение различных расстройств, в том числе тревожного и депрессивного, и их манифестацию в период юношества (Coffey et al., 2021). В обзоре T. Leger-Goodes и соавт. по экотревоге детей и осознанию экологических проблем показано, насколько детей затрагивает экологическая повестка, как она влияет на базовые убеждения по поводу мира, жизни и будущего человека (Leger-Goodes et al., 2022).

С другой стороны, актуальный опыт непосредственного или опосредованного столкновения человека с экологической проблемой влияет на его установки и убеждения, как правило, подкрепляя или ослабляя их. Например, в исследовании S. Clayton и соавт. (2017) показано, что большую эко-тревогу испытывали люди, которые получили физические травмы, ущерб здоровью или материальному благополучию в результате экологических событий (ливневые паводки, пожары, ураганы), т.е. те, кто столкнулся с реальными негативными последствиями изменения климата и среды.

Биографический опыт, установки восприятия, ценности и нормы поведения кристаллизуются в мировоззрение респондентов, которое структурирует восприятие мира как предсказуемого, упорядоченного, безопасного. При позитивном мировоззрении респонденты не воспринимают негативные изменения как катастрофу, не перегружены негативными переживаниями, могут принять осознанные решения и планомерно их реализовывать. В исследовании C. Agoston и соавт. (2022) респонденты, которые не замыкались в себе и искали отношений и поддержки других людей, а также делали небольшой посильный вклад в улучшение местной среды, с надеждой воспринимали возможности улучшения экологической ситуации и могли справиться со своей тревогой, печалью и гневом.

Участники с негативным мировоззрением и детским опытом столкновения с катастрофой, наоборот, воспринимают ситуацию как катастрофичную, но при этом в зависимости от склада характера и способности занимать позицию, а также от эмоционального фона могут действовать по-разному. В одном случае детский опыт респондента по поводу среды был достаточно травмирующим, но во взрослом возрасте был переработан в позицию и в отношении своих возможностей, и в отношении правильных для себя форм поведения, что в итоге позволило продолжать конструктивную деятельность. Такая спонтанная обработка раннего опыта схожа с методом Персонального экзистенциального анализа, который позволяет увидеть, осознать, прожить и переосмыслить травматический опыт и занять по отношению к нему взрослую позицию (Лэнгле, 2019).

В другом случае травмирующий детский опыт сочетался с личной тревожностью и приводил респондента к неконструктивным действиям - просматривание большого количества новостей о проблеме, что в итоге перегружало и приводило не только к полному отказу от деятельности, но и к избеганию темы экологии. Этот способ поведения характерен для тревоги в целом и некоторыми исследователями обозначается как «стресс СМИ» (headline stress disorders), когда люди не могут прервать чтение негативных новостей, от которых испытывают стресс и тревогу (Klimochkina, Ne-khorosheva, Kasatkina, 2022).

Респонденты с относительно позитивным биографическим опытом и установкой бессилия «мои действия ничего не изменят» понимают наличие проблемы, но считают свои усилия несущественными и поэтому сознательно ничего не предпринимают, испытывая чувство вины. Или, столкнувшись с тем, что их деятельность кардинально ничего не меняет, разоча-

ровываются и отказываются от нее. Как уже было отмечено при обзоре исследования M.C. Wullenkord и соавт. (2021), отрицание проблемы или принятие своего бессилия, беспомощности отчасти защищает человека от негативных переживаний по поводу изменений среды. Но, по данным эмпирического исследования, выраженная установка избегания, как и принятие личной вины, была связана с более высокой экотревогой. По данным исследователей, экотревога в целом значимо связана с проявлениями общей тревожности и депрессивности, и не всегда легко определить, являются ли экологические переживания следствием или причиной расстройств (Clayton, Manning, Krygsman, Speiser, 2017). Остается открытым вопрос о том, являются ли биографический опыт и ранние переживания в связи с окружающей средой значимыми для возникновения экотревоги во взрослом возрасте, или большее значение имеет негативная эмоциональная нагру-женность. В отличие от работ, оценивающих связь предыдущего опыта и проявлений экотревоги в актуальных ситуациях (Agoston et al., 2022; Cheng et al., 2012; Patrick et al., 2022), мы не нашли достаточного количества работ, оценивающих связь детского опыта в связи с окружающей средой и проявления экотревоги в дальнейшей взрослой жизни.

Что касается способов совладания с проблемой и со своей экотревогой, в работе T. Leger-Goodes и соавт. (2022) приводится три наиболее распространенных стратегии, которые использовались детьми, столкнувшимися с травматическим опытом:

1) проблемно-ориентированное совладание, активная деятельность по изменению конкретной ситуации;

2) эмоционально-ориентированное совладание, включающее стратегии по обработке или избавлению от негативных эмоций в связи с проблемой, в том числе поиск социальной поддержки, отрицание и преуменьшение угроз, дистанцирование и избегание проблемы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) совладание, основанное на смысле, включающее признание реальности проблем изменения климата и экологии, и рефрейминг ситуации, когда быстрые решения невозможны, а также укрепление надежды через обращение к ценностям и убеждениям.

Чаще всего и дети, и взрослые использовали эмоционально-ориентированное совладание. Это согласуется с данными нашего исследования, где многие респонденты действовали на основе чувств, а не решений, стремясь улучшить свое эмоциональное состояние. Наиболее эффективная стратегия совладания была основана на смысле, но в исследовании T. Leger-Goodes и соавт. (2022) дети могли пользоваться ею только при проработке проблемы со взрослыми, которые обладали большим видением проблемы и помогали детям направить их чувства в конструктивное русло. Это также согласуется с нашими результатами, где персональное обхождение с проблемой было доступно меньшинству респондентов, которые имели опыт обращения за психологической помощью.

Вне зависимости от биографического опыта, эмоционального фона, убеждений и мировоззрения, способность респондента занять позицию

помогала ему продолжать осознанную активность, даже если вовне это не приносило ощутимых результатов. Тревога, грусть и раздражение могли сохраняться как фон, но не опустошали респондентов и не блокировали их деятельность. В случае принятого решения или спонтанных поступков респондентам помогала доступная и непротиворечивая информация о проблеме, путях ее решения и о том, как их действия влияют на проблему. Действовать конструктивно помогало наличие инфраструктуры, сообществ или поддержка людей, вовлеченных в экоактивности.

Выводы и заключение

Обобщим переживания горожан в связи с экологией. Человек всегда находится в отношениях с миром и природой и испытывает в этих отношениях разные чувства. Биографический опыт, семейные ценности и установки, персональная нагруженность формируют эмоционально наполненные мировоззрение и фундаментальные убеждения человека о мире и своем месте в нем. Мировоззрение и убеждения человека влияют на интерпретацию текущих экологических проблем и задают нормативные способы поведения в них. Основные стратегии поведения людей в связи с экологическими проблемами включают: спонтанные, неосознаваемые или частично неосознаваемые действия; осознанные действия, основанные на решении. Спонтанные действия сопровождаются выраженной тревогой и другими чувствами, энергозатраты, их основная цель - уменьшить негативные переживания. Осознанные действия основаны на принятии ситуации, своих ресурсов и чувств, поиске и реализации собственной позиции в отношении происходящего. Нахождение позиции сопровождается снижением тревоги, дает переживание внутренней опоры и покоя. Позиция включает принятие внешней и внутренней реальности, стремление следовать за ценностью, (тем, что ощущается внутренне правильным и осмысленным) и укреплять свое человеческое достоинство.

Литература

Лэнгле, А. (2019). Актуализация Person. Экзистенциально-аналитический вклад в пер-сонализацию экзистенции. В сб.: Воплощенная экзистенция. Развитие, применение и концепты экзистенциального анализа: материалы для психотерапии, консультирования и коучинга (с. 74-103). Харьков: Гуманитарный центр при участии Кочер-гина А.В.

Лэнгле, А. (2020). Экзистенциальный анализ. Экзистенциальные подходы в психотерапии. М.: Когито-Центр

Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.

Поступила в редакцию 24.05.2023 г.; принята 18.08.2023 г.

Касаткина Дарья Алексеевна - научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ урбанистики и глобального образо-

вания Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук.

E-mail: kasatkinada@mgpu.ru

Нехорошева Елена Владимировна - заведующая научно-исследовательской лабораторией городского благополучия и здоровья НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук. E-mail: Nehoroshevaev@mgpu.ru

For citation: Kasatkina, D. А., Nekhorosheva, E. V. (2023). A Phenomenological Study of Human Experiences to Environmental Issues. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 89, 134-151. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/89/8

A Phenomenological Study of Human Experiences to Environmental Issues1 D-А. Kasatkina1, E.V. Nekhorosheva1

1Moscow City University, 4, Vtoroy Selskohoziajstvenny Pr., Moscow, 129226, Russian Federation

Abstract

Increasing public awareness of the serious consequences of unresolved environmental problems is causing people to more likely experience symptoms of anxiety. Eco-anxiety is the psychological distress occurring because of people's influence on the environment, it manifests itself in a feeling of powerlessness, provokes reactive actions, and has negative social consequences. There is no common idea in literature about the content, nature, and manifestations of eco-anxiety. There is no sufficient data on personal factors of eco-anxiety, and differences in behavior of people with eco-anxiety. The purpose of this study is to describe the fundamental beliefs and strategies of behavior of people with eco-anxiety, to analyze the relationship of biographical experience, worldview, and behavioral strategies in the ecological context. The qualitative study includes analysis of semi-structured interviews about the experiences, thoughts, attitudes, and actions of participants in the most memorable environmental situations. The interviews were analyzed with the descriptive phenomenological analysis by A. Giorgi. The sample consisted of 10 people: 4 men, 6 women, 20-50 years old, with higher or incomplete higher education, average income, and access to the Internet, living in Moscow and the Moscow region. We identified two strategies of behavior: 1) spontaneous actions prompted by eco-anxiety; 2) conscious activity based inner dialogue, recognition of one's own feelings and taking the position. The worldview of the respondents: "a man is the destroyer of nature"; "a man is a part and protector of nature"; "nature must be untouched"; "resources are finite, they must be preserved" are developed on the biographical events and values. Experiences in connection with environmental problems are associated with biographical experience, worldview, and basic beliefs. Dealing constructively with one's environmental experiences is associated with the ability to find a personal position, accepting reality and one's own feelings.

Keywords: eco-anxiety; environmental anxiety; mental health; psychological well-being; climate anxiety; climate change anxiety; environmental health; coping mechanisms; coping reactions

1 Program of strategic academic leadership "Priority - 2030" (project "Urban socio-humanitarian practices").

References

Agoston, C., Csaba, B., Nagy, B., Kovary, Z., Dull, A., Racz, J., & Demetrovics, Z. (2022). Identifying Types of Eco-Anxiety, Eco-Guilt, Eco-Grief, and Eco-Coping in a Climate-Sensitive Population: A Qualitative Study. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(4). doi: 10.3390/IJERPH19042461 Albrecht, G., Sartore, G.-M., Connor, L., Higginbotham, N., Freeman, S., Kelly, B., Stain, H., Tonna, A., & Pollard, G. (2007). Solastalgia: The Distress Caused by Environmental Change. Australasian Psychiatry, 15(1_suppl), 95-S98. doi: 10.1080/10398560701701288 Baudon, P., & Jachens, L. (2021). A Scoping Review of Interventions for the Treatment of Eco-Anxiety. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18, 9636. doi: 10.3390/IJERPH18189636 Cheng, S. F., Cheng, C. W., Hsieh, W. C., Chi, M. C., Lin, S. J., & Liao, Y. T. (2012). Effects of individual resilience intervention on indigenous people who experienced Typhoon Morkot in Taiwan. Kaohsiung Journal of Medical Sciences, 28(2), 105-110. doi: 10.1016/j.kjms.2011.10.015 Clayton, S., Manning, C., Krygsman, K., & Speiser, M. (2017). Mental health and our changing climate: Impacts, implications, and guidance. https://www.apa.org/news/press/releases/ 2017/03/mental-health-climate.pdf Clayton, S. (2020). Climate anxiety: Psychological responses to climate change. Journal of

Anxiety Disorders, 74. doi: 10.1016/J.JANXDIS.2020.102263 Coffey, Y., Bhullar, N., Durkin, J., Islam, M. S., & Usher, K. (2021). Understanding Eco-anxiety: A Systematic Scoping Review of Current Literature and Identified Knowledge Gaps. The Journal of Climate Change and Health, 3, 100047. doi: 10.1016/j.joclim.2021.100047 Comtesse, H., Ertl, V., Hengst, S. M. C., Rosner, R., & Smid, G. E. (2021). Ecological grief as a response to environmental change: A mental health risk or functional response? International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(2), 1-10. doi: 10.3390/ijerph18020734 Cunsolo Willox, A., Harper, S. L., Ford, J. D., Edge, V. L., Landman, K., Houle, K., Blake, S., & Wolfrey, C. (2013). Climate change and mental health: An exploratory case study from Rigolet, Nunatsiavut, Canada. Climatic Change, 121(2), 255-270. doi: 10.1007/s10584-013-0875-4 De Castro, A. (2018). Introduction to Giorgi's existential phenomenological research method.

Revista Pesquisa Qualitativa, 6(11), 136. doi: 10.33361/rpq.2018.v.6.n.11.228 Dodds, J. (2021). The psychology of climate anxiety. BJPsych Bulletin, 45(4), 222-226. doi: 10.1192/BJB.2021.18

Giorgi, A. (1997). The theory, practice, and evaluation of the phenomenological method as a qualitative research procedure. Journal of Phenomenological Psychology, 28(2), 235260. doi: 10.1163/156916297X00103 Helm, S. V., Pollitt, A., Barnett, M. A., Curran, M. A., & Craig, Z. R. (2018). Differentiating environmental concern in the context of psychological adaption to climate change. Global Environmental Change, 48, 158-167. doi: 10.1016/J.GL0ENVCHA.2017.11.012 Hickman, C., Marks, E., Pihkala, P., Clayton, S., Lewandowski, R. E., Mayall, E. E., Wray, B., Mellor, C., & van Susteren, L. (2021). Climate anxiety in children and young people and their beliefs about government responses to climate change: a global survey. The Lancet Planetary Health, 5(12), e863-e873. doi: 10.1016/S2542-5196(21)00278-3 Hogg, T. L., Stanley, S. K., O'Brien, L. V., Wilson, M. S., & Watsford, C. R. (2021). The Hogg Eco-Anxiety Scale: Development and validation of a multidimensional scale. Global Environmental Change, 71. doi: 10.1016/J.GL0ENVCHA.2021.102391 Klimochkina, A. Y., Nekhorosheva, E. V., & Kasatkina, D. A. (2022). Existential well-being, mental health, and COVID-19: Reconsidering the impact of lockdown stressors in Moscow. Psychology in Russia: State of the Art, 15(2), 14-31. doi: 10.11621/PIR.2022.0202

Kurth, C., & Pihkala, P. (2022). Eco-anxiety: What it is and why it matters. Frontiers in Psychology, 13, 5664. doi: 10.3389/FPSYG.2022.981814/BIBTEX Langle, A. (2019). Voploshchennaya ekzistentsiya. Razvitie, primenenie i kontsepty ekzistentsial'nogo analiza: materialy dlya psikhoterapii, konsul'tirovaniya i kouchinga [Embodied existence. Development, application and concepts of existential analysis: Materials for psychotherapy, counseling and coaching] (Trans.). Kharkov: Gumanitarnyy tsentr pri uchastii Kochergina A.V. Langle, A. (2020). Ekzistentsial'nyy analiz. Ekzistentsial'nye podkhody v psikhoterapii [Existential analysis. Existential approaches in psychotherapy] (Trans.). Moscow: Kogito-Tsentr.

Léger-Goodes, T., Malboeuf-Hurtubise, C., Mastine, T., Généreux, M., Paradis, P. O., & Camden, C. (2022). Eco-anxiety in children: A scoping review of the mental health impacts of the awareness of climate change. Frontiers in Psychology, 13, 4390. doi: 10.3389/FPSYG.2022.872544/BIBTEX Ojala, M., Cunsolo, A., Ogunbode, C. A., & Middleton, J. (2021). Anxiety, Worry, and Grief in a Time of Environmental and Climate Crisis: A Narrative Review. Annual Review of Environment and Resources, 46, 35-58. doi: 10.1146/annurev-environ-012220-022716 Panu, P. (2020). Anxiety and the ecological crisis: An analysis of eco-anxiety and climate

anxiety. Sustainability (Switzerland), 12(19). doi: 10.3390/SU12197836 Passmore, H. A., Lutz, P. K., & Howell, A. J. (2022). Eco-Anxiety: A Cascade of Fundamental Existential Anxieties. Journal of Constructivist Psychology, 36(2), 138-153. doi: 10.1080/10720537.2022.2068706 Patrick, R., Snell, T., Gunasiri, H., Garad, R., Meadows, G., & Enticott, J. (2022). Prevalence and determinants of mental health related to climate change in Australia. The Australian and New Zealand Journal of Psychiatry.doi: 10.1177/00048674221107872 Phillips, C., & Murphy, C. (2021). Solastalgia, place attachment and disruption: insights from a coastal community on the front line. Regional Environmental Change, 21(2). doi: 10.1007/S10113-021-01778-Y Pihkala, P. (2022). The Process of Eco-Anxiety and Ecological Grief: A Narrative Review

and a New Proposal. Sustainability (Switzerland), 14(24). doi: 10.3390/SU142416628 Scalabrini, A., Mucci, C., Angeletti, L. L., & Northoff, G. (2020). The self and its world: A neuro-ecological and temporo-spatial account of existential fear. Clinical Neuropsychiatry, 17(2), 46-58. doi: 10.36131/CN20200203 Soutar, C., & Wand, A. P. F. (2022). Understanding the Spectrum of Anxiety Responses to Climate Change: A Systematic Review of the Qualitative Literature. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(2). doi: 10.3390/IJERPH19020990 Stanley, S. K., Hogg, T. L., Leviston, Z., & Walker, I. (2021). From anger to action: Differential impacts of eco-anxiety, eco-depression, and eco-anger on climate action and wellbeing. The Journal of Climate Change and Health, 1. doi: 10.1016/J.J0CLIM.2021.100003 VandenBos, G. R. (2015). APA Dictionary of Psychology. American Psychological Association.

Wullenkord, M. C., Troger, J., Hamann, K. R. S., Loy, L. S., & Reese, G. (2021). Anxiety and climate change: a validation of the Climate Anxiety Scale in a German-speaking quota sample and an investigation of psychological correlates. Climatic Change, 168(3-4). doi: 10.1007/S10584-021-03234-6

Received 24.05.2023; Accepted 18.08.2023

Daria А. Kasatkina - Research Associate, the Laboratory of Urban Health and Wellbeing, the Research Institute of Urban Studies and Global Education, Moscow City University. Cand. Sc. (Psychol). E-mail: kasatkinada@mgpu.ru

Elena V. Nekhorosheva - Head of the Laboratory of Urban Health and Wellbeing, the Research Institute of Urban Studies and Global Education, Moscow City University. Cand. Sc. (Pedagog.). E-mail: Nehoroshevaev@mgpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.