Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10. С. 98-103. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 10. P. 98-103.
Научная статья УДК 159.9.07
https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.15
Исследование структуры природной идентичности Марина Отаровна Мдивани
Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия, mmdivani@me.com, https://orcid.org/0000-0003-1573-0359
Аннотация. Усилившееся в последнее время внимание к антропогенному воздействию на окружающую среду интенсифицировало исследовательский интерес к явлениям, описывающим связь человека и природы. В статье приводятся результаты изучения эстетической составляющей природной идентичности. На первом этапе работы было проведено сравнение уровня развития у респондентов эстетического чувства со структурой переживания ими единения с природой. Обнаружено, что испытуемые описывают как эстетические переживания, не связанные с развитием чувства гармонии, цвета, композиции и т.д. На втором этапе исследования сравнивалась структура единения с природой с уровнем природной идентичности при помощи русифицированного опросника (EID). Выявлено, что эстетические переживания, испытываемые респондентами при единении с природой, обусловлены психотерапевтическим эффектом такого взаимодействия. Заключается, что притягательность природы для человека связана не с красотой, а с расслабляющим воздействием на психику.
Ключевые слова: социальная и природная идентичность, единение с природой, эстетические чувства, релаксация
Для цитирования: Мдивани М.О. Исследование структуры природной идентичности // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10. С. 98-103. https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.15.
Original article
Exploring the Structure of Natural Identity
Marina O. Mdivani
Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, mmdivani@me.com, https://orcid.org/0000-0003-1573-0359
Abstract. The recent increased attention to anthropogenic impact on the environment has intensified research interest in phenomena describing the human-nature relationship. The article presents the results of a study of the aesthetic component of natural identity. The first phase of the work was to compare the level of development of the respondents' aesthetic sense with the structure of their experience of unity with nature. Subjects were found to describe as aesthetic experiences not related to the development of a sense of harmony, color, composition, etc. The second phase of the study compared the structure of oneness with nature with the level of natural identity using a Russified questionnaire (EID). Aesthetic experiences faced by respondents when they are oneness with nature were found to be due to the psychotherapeutic effect of such interaction. The conclusion is that that the attractiveness of nature for humans is associated not with beauty, but with a debilitate psychoactivity.
Keywords: social and natural identity, oneness with nature, aesthetic feelings, relaxation For citation: Mdivani, M.O. (2022) Exploring the Structure of Natural Identity. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (10), 98-103. Available from: doi:10.24158/spp.2022.10.15 (In Russian).
Введение. Понятия природной и социальной идентичности следует дифференцировать. Последняя предполагает отнесение индивида к некоторой социальной группе1 (Стефаненко, 2001). При этом каждый индивид характеризуется иерархией идентичностей (Белинская, 2015; Идентичность как динамическая иерархическая система: социальный и культурный контекст формирования ..., 2018), которая меняется в зависимости от конкретной социальной ситуации. Ярче всего это проявляется в ролевом конфликте работающей женщины, часто описываемом в тендерных исследованиях (Алешина, Лекторская, 1989). Когда она идентифицирует себя с матерью и профессионалом одновременно, и важность для неё этих ролей в каждый момент зависит от множества обстоятельств, например от болезни ребенка или от перспектив продвижения по карьерной лестнице. Таким образом, социальная идентичность определяет ценности и нормы, принимаемые индивидом, относящим себя к определённой группе (Turner, 1985; Полева, 2018).
1 Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы : учебное пособие для вузов. М., 2002. 287 с.
© Мдивани М.О., 2022
Использовать понятие природной идентичности, перенеся на него закономерности, свойственные функционированию понятия социальной идентичности, нельзя, так как рассматривать окружающую нас природу как социальную группу не представляется возможным, как и определить ценности и нормы, ей присущие.
«Закон джунглей», описанный в произведениях Р. Киплинга, является скорее социальной интерпретацией существующей в животном мире пищевой цепочки. Однако современный цивилизованный человек чувствует связь с миром природы, и даже для жителей мегаполисов, редко непосредственно взаимодействующих с органической средой, она остается эмоционально значимой. Данное обстоятельство поддерживает интерес научного сообщества к изучению связи человека и природы, в том числе в плане антропогенного влияния на нее. Заимствованное из социологии понятие идентичности (Stets, Biga, 2003) связано с экологически ответственным поведением, озабоченностью проблемами окружающей среды и природозащитной деятельностью в той мере, в какой «природа» является социальным понятием. Вместе с тем непосредственно-чувственные отношения с окружающей средой и ее объектами описываются как «связь с природой» (Restall, Conrad, 2015; Meijers et al., 2016; Нартова-Бочавер, 2020) и часто переживаются человеком как идентификация себя в качестве природного объекта. Неслучайно в отечественном «Опроснике экологического сознания» (Экологическое сознание: теория, методология, диагностика ..., 2012) одна из шкал посвящена изучению аффективных компонентов сознания и названа Шкалой единения с природой. Для её разработки был проведен контент-анализ описаний разными людьми тех моментов, когда они остро ощущают себя частью природы. Наиболее часто повторяемые описания были преобразованы в пункты шкалы. Апробация опросника на большой российской выборке (1 150 респондентов) позволила выделить три группы ощущений, репрезентирующих чувство единения респондентов с природой. Это моменты физической активности, телесные и эстетические ощущения. Последний, самый мощный фактор объединил описания явлений природы, которыми респонденты любуются, и именно поэтому описываемые ощущения были классифицированы как эстетические. По данным исследователей, проводивших апробацию опросника, именно в оценках этого фактора женщины значимо превосходят мужчин. Кроме того, установлена его корреляция с возрастом: чем старше информант, тем более выражено у него значение этого показателя. Ощущения же, связанные с телом, с возрастом нивелируются (Mdivani, Aleksandrova, 2018). Дополнительным подтверждением эстетичности ощущений от любования природой служит популярность пейзажей, которыми предпочитают украшать стены помещений в офисах различных учреждений. Возможно, что для людей, тонко чувствующих гармонию в изображениях, наиболее значимым фактором в единении с природой будет именно получение эстетических ощущений. Для того чтобы проверить это предположение, мы провели исследование с помощью методики, разработанной совместно с преподавателями Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова. Его реализация предполагала преодоление нескольких этапов работы.
Исследование 1. Методика представляет собой следующее: имеется 18 пар графических изображений, как цветных, так и черно-белых, и респонденту предлагается выбрать в каждой из них то, которое, на его взгляд, является более гармоничным. Пары подобраны преподавателями графического дизайна таким образом, что один из объектов в них соответствует правилам гармонии формы, цвета и композиции, а другой - чуть-чуть «испорчен». Все рисунки были подвергнуты экспертной оценке практикующих дизайнеров и в окончательном варианте остались только те, относительно которых мнения совпали в 85 % случаев. Примеры черно-белых изображений № 5 и 15 представлены на рис. 1. Большое количество правильных выборов может свидетельствовать как о наличии художественных способностей у респондентов, так и об их знакомстве с известными образцами искусства. Однако в любом случае высокие показатели наводят на мысль о развитом эстетическом чувстве независимо от его происхождения.
Таким образом, можно предположить, что если ощущение себя частью природы связано с переживанием эстетических чувств, то между первым фактором Шкалы единения с природой и развитостью эстетического чувства должна быть прямая корреляция.
I I 00
Рисунок 1 - Примеры графических изображений для оценки эстетического чувства (правильным ответом в изображении № 5 будет выбор рисунка В, а в изображении № 15 - рисунка А)
- 99 -
i
В исследовании приняли участие 52 респондента, не имеющих отношения к художественным профессиям, - 74 % женщин и 26 % мужчин. 44 % опрошенных относились к молодежи (до 25 лет), 47 % - к среднему возрасту (от 25 до 45 лет), и 9 % респондентов были старше 45 лет. Все участники исследования отвечали также на вопросы, предусмотренные Шкалой единения с природой Опросника экологического сознания.
Средний уровень развития эстетических чувств у участников исследования оказался достаточно высоким, если учесть, что максимально возможное количество правильных выборов было равно 18 и не зависело ни от пола, ни от возраста респондентов (табл. 1).
Таблица 1 - Средние значения развития эстетических чувств (N = 52)
N Минимум Максимум Среднее 1 Стандартное отклонение
52 6 16 12,02 | 2,23
В отличие от эстетических чувств, среднее значение фактора «эстетические ощущения» в Шкале единения с природой оказалось значимо выше у женщин, чем у мужчин (и = 70,5, р = 0,017), что подтверждает данные авторов методики. Поскольку эстетические ощущения от природы женщины испытывают чаще, чем мужчины, то корреляционный анализ был проведен гендерно дифференцированно (табл. 2).
Таблица 2 - Значение корреляций Спирмена между эстетическим чувством и фактором «эстетические ощущения» Шкалы единения с природой у мужчин и женщин (Ы = 52)
Пол Эстетические ощущения Эстетические чувства
Мужчины Эстетические ощущения коэффициент корреляции 1,000 -0,46
уровень значимости 0,922
Эстетические чувства коэффициент корреляции -0,46 1,000
уровень значимости 0,922
Женщины Эстетические ощущения коэффициент корреляции 1,000 -372
уровень значимости 0,012
Эстетические чувства коэффициент корреляции -372 1,000
уровень значимости 0,012
Как видно из табл. 2, наша гипотеза не получила подтверждения. Причем если у мужчин никакой корреляции между эстетическим чувствами и эстетическим фактором единения с природой не наблюдается, то у женщин, для которых последний важнее, чем для мужчин, обнаружена значимая ее форма, но отрицательная. Очевидно, что то, что респонденты описывают как любование природой, связано не с эстетическими переживаниями, а с чем-то другим.
Для того чтобы в этом разобраться, мы решили посмотреть, как чувство единения с природой связано с природной идентичностью, измеряемой другими методами.
Исследование 2. Популярной концепцией природной идентичности является концепция Клейтона (Clayton, 2003), которая объединяет индивидуальный и социальный подходы к проблеме. Она подтверждается надежным инструментарием (EID), переведенным и адаптированным для российской выборки (Clayton et al., 2019).
В исследовании приняло участие 417 респондентов от 17 до 70 лет (средний возраст - 35,3 года SD = 11,05; 35 % мужчины и 65 % женщины). Исследование проводилось online, все участники отвечали на вопросы Шкалы единения с природой Опросника экологического сознания и на вопросы русифицированного Опросника природной идентичности (EID).
Дисперсионный анализ показал значимые различия в средних значениях между мужчинами и женщинами как в Шкале единения с природой, так и в уровне природной идентичности EID (табл. 3). Значимых различий между ответами респондентов разного возраста и образования не обнаружено. Это согласуется с ранее полученными на российской выборке данными (Ирхин, 2021).
Таблица 3 - Средние значения Шкалы единения с природой и природной идентичности (EID) (N = 417)_
Пол Единение с природой Природная идентичность
эстетические ощущения телесные ощущения физическая активность
Мужчины 67,8 57,1 57,8 3,5
Женщины 78,0 60,4 63,4 3,8
F 75,07 4,49 14,52 47,69
Значение p < 0,01 p < 0,035 p < 0,01 p < 0,01
Результаты корреляционного анализа между Шкалой единения с природой и природной идентичностью свидетельствуют о том, что оба опросника репрезентируют одну и ту же смысловую структуру (табл. 4).
Таблица 4 - Значение корреляций между Шкалой единения с природой и природной идентичностью (М = 417)1_
Единение с природой Природная идентичность
эстетические ощущения телесные ощущения физическая активность
Эстетические ощущения 1 ,551** ,609** ,420**
Телесные ощущения ,551** 1 ,548** ,311**
Активность ,609** ,548** 1 ,289**
Природная идентичность ,420** ,311** ,289** 1
Как свидетельствуют авторы, опросник природной идентичности (EID), как в оригинальной, так и в русскоязычной версии, имеет однофакторную структуру. Однако есть свидетельства, что на некоторых выборках факторная структура выделяется (Clayton et al., 2021). Эксплораторный факторный анализ методом главных компонент с варимакс-вращением позволил выделить 3 четких фактора, исчерпывающих 62 % дисперсии (КМО = 0,928). Матрица повернутых компонент представлена в табл. 5. Для анализа были использованы лишь те 20 пунктов опросника, факторная нагрузка которых превышала значение 0,5.
Таблица 5 - Матрица факторных нагрузок после вращения (10 iterations)
Пункт опросника Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3
Я считаю заботу о природе важным делом 0,732
В общем и целом ощущать себя частью природы важно для моего представления о себе 0,729
Знакомство с природой должно быть важной частью воспитания каждого ребенка 0,691
Вести себя ответственно по отношению к Земле - практиковать устойчивый стиль жизни - это часть моего морального кодекса 0,68
Если бы у меня было достаточно времени или денег, я бы непременно принял(а) участие в защите природы 0,636
Я считаю себя частью природы, неотделимой от нее 0,631
Я часть экосистемы, и это для меня важно 0,58
Общение с природой духовно «подпитывает» меня 0,525
Я не знаю произведений искусства столь же прекрасных, как природа: закат солнца или горная гряда 0,523
Если бы у меня не было возможности быть на природе, из моей жизни пропало бы нечто очень важное 0,501 0,509
Мне нравится ходить в походы и ночевать на природе 0,68
Мне важно жить рядом с природой; я не хотел(а) бы все время жить в большом городе 0,646
Когда мне грустно или я переживаю стресс, мне становится лучше, если я проведу некоторое время наедине с природой 0,592
Я горжусь тем, что могу прожить несколько дней в природных условиях 0,582
Я много времени провожу на природе (в лесу, в горах, пустыне, на озере или в океане) 0,535
Я много взаимодействую с защитниками природы 0,705
Я верю, что многие социальные проблемы современности могут быть излечены возвращением к сельской жизни, где люди живут в гармонии с природой 0,557
Я люблю работать в саду 0,541
Я чувствую свое родство с другими живыми видами 0,504
Можно сделать вывод о том, что первый, самый мощный фактор представлен утверждениями, касающимися социально одобряемых представлений о значимости природы для человека. Его можно условно назвать «Экологические представления». Второй фактор объединяет утверждения, касающиеся личного опыта общения индивида с окружающей средой, - «Ощущения от взаимодействия с природой». Последний фактор, содержащий утверждения о правильном поведении с точки зрения охраны природы, получил название «Проэкологическое поведение».
Эстетическая составляющая Шкалы единения с природой имеет значимую корреляцию со вторым фактором природной идентичности (EID) «Ощущения от взаимодействия» (r = 0,298,
1 Звёздочками в таблице помечены корреляции, значимые на уровне 0,01.
- 101 -
p < 0,01). В этот фактор входят утверждения, описывающие положительные контакты с природной средой. Причем пункт опросника с прямым указанием на изображение природы вошел в первый фактор «Экологические представления», который объединяет социальные установки участников исследования. Таким образом «эстетическая» составляющая единения с природой связана не с когнитивными представлениями, а с чувственными впечатлениями, которые можно получить, лишь непосредственно контактируя с природой.
Выводы. Результаты проведенных нами исследований свидетельствуют, что эстетические чувства по отношению к природе связаны преимущественно с психотерапевтическим воздействием. Многие ученые отмечают более высокий уровень психологического благополучия у тех, кто регулярно взаимодействует с природой (Steele, 2020). Целительский потенциал природы разнообразен, и исследователи показали много прямых и косвенных путей, которые приводят к улучшению физического, психического и социального здоровья человека (Guite et al, 2006). В природе существует естественный ритм, противоположный тому драйву и энергии, которые подталкивают людей к повышенному уровню стресса. Воссоединившись с этими естественными ритмами, люди могут замедлиться и двигаться с той же скоростью, что и природа вокруг них (Jain, 2017).
Как подчеркивают некоторые исследователи, природа оказывает психотерапевтическое воздействие на человека (Нартова-Бочавер и др., 2020). Её расслабляющее влияние на нервную систему давно используется в терапии неврозов и в последнее время получило физиологическое подтверждение (Sudimac et al., 2022). Наше исследование показывает, что притягательность природы для человека не в красоте, а в расслабляющем воздействии на его психику. И возможно, что любые эстетические переживания связаны не столько с восприятием гармонии, сколько с умиротворением и нервно-мышечной релаксацией индивида. Однако данное предположение требует подтверждения в ходе дальнейших исследований.
Список источников:
Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 80-88.
Белинская Е.П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 1-12. https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.551
Идентичность как динамическая иерархическая система: социальный и культурный контекст формирования / М.С. Яницкий [и др.] // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2 (74). С. 131-140. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-131-140.
Ирхин Б.Д. Психологические предикторы ответственного отношения к природе // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2021. № 1. С. 60-65. https://doi.org/10.24147/2410-6364.20211.60-65.
Нартова-Бочавер С.К. Мир флоры и базисные убеждения личности: взгляд психолога // Мир психологии. 2020. № 2 (102). С. 190-201.
Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А., Ирхин Б.Д. Взаимодействие с миром растений как источник позитивного функционирования человека // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2 (108). С. 151-169. https://doi .org/10.17759/cpp.2020280209.
Полева Н.С. От идентификации к идентичности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 58. С. 1-3.
Стефаненко Т.Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках // Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 11-29.
Экологическое сознание: теория, методология, диагностика / В.И. Панов [и др.] // Психологическая диагностика. 2012. № 1. С. 3-126.
Clayton S. Environmental Identity: A Conceptual and an Operational Definition // Identity and the Natural Environment. Massachusetts, 2003. P. 45-65.
Clayton S., Czellar S., Nartova-Bochaver S., Skibins J., Salazar G., Tseng Y.-C., Irkhin B., Monge-Rodriguez F.S. Cross-Cultural Validation of A Revised Environmental Identity Scale // Sustainability. 2021. Vol. 13, iss. 4. P. 2387. https://doi.org/10.3390/su13042387.
Clayton S., Irkhin B.D., Nartova-Bochaver S.K. Environmental Identity in Russia: Validation and Relationship to the Concern for People and Plants // Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2019. Vol. 16, iss. 1. P. 85-107. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-1-85-107.
Guite H.F., Clark C., Ackrill G. The Impact of the Physical and Urban Environment on Mental Well-Being // Public Health. 2006. Vol. 120, iss. 12. P. 1117-1126. https://doi.org/10.1016/j.puhe.2006.10.005.
Jain J. Mental Health in a Changing World: Impact of Ecosensory Intelligence // Indian Journal of Health and Wellbeing. 2017. Vol. 8, iss. 7. P. 608-610.
Mdivani M., Aleksandrova E. Unity With Nature As An Affective Component of Ecological Consciousness // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Vol. 49. Nizhniy Novgorod, 2018. P. 433-438. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.11.02.47.
Meijers F., Lengelle R., Kopnina H. Environmental Identity and Natural Resources: A Dialogical Learning Process // Resources. 2016. Vol. 5, iss. 1. Р. 11. https://doi.org/10.3390/resources5010011.
Restall B., Conrad E. A Literature Review of Connectedness to Nature and Its Potential for Environmental Management // Journal of Environmental Management. 2015. Vol. 159. P. 264-278. https://doi.org/10.1016/jjenvman.2015.05.022.
Steele L. Nature and Well-Being // Encyclopedia of the UN Sustainable Development Goals. Cham, 2020. Р. 509-517. https://doi.org/10.1007/978-3-319-95681 -7_22.
Stets J.E., Biga C.F. Bringing Identity Theory into Environmental Sociology // Sociological Theory. 2003. Vol. 21, iss. 4. Р. 398-423. https://doi.org/10.1046/j.1467-9558.2003.00196.x.
Sudimac S., Sale V., Kühn S. How Nature Nurtures: Amygdala Activity Decreases as the Result of a One-Hour Walk in Nature // Molecular Psychiatry. 2022. https://doi.org/10.1038/s41380-022-01720-6.
Turner J.C. Social Categorization and the Self-Concept: A Social Cognitive Theory of Group Behavior // Advances in Group Processes: Theory and Research. Greenwich, 1985. P. 77-122.
References:
Aleshina, Yu. E. & Lektorskaya, E. V. (1989) Rolevoi konflikt rabotayushchei zhenshchiny [Role Conflict of the Working Woman]. Voprosy psikhologii. (5), 80-88. (in Russian).
Belinskaya, E. P. (2015) The Variability of Self: an Identity Crisis or a Crisis of Knowledge About It? Psikhologicheskie issledovaniya. 8 (40), 1-12. Available from: doi:10.54359/ps.v8i40.551 (in Russian).
Clayton, S. (2003) Environmental Identity: A Conceptual and an Operational Definition. In: Identity and the Natural Environment. Massachusetts, рр. 45-65.
Clayton, S., Czellar, S., Nartova-Bochaver, S., Skibins, J., Salazar, G., Tseng, Y.-C., Irkhin, B. & Monge-Rodriguez, F. S. (2021) Cross-Cultural Validation of A Revised Environmental Identity Scale. Sustainability. 13 (4), 2387. Available from: doi: 10.3390/su13042387.
Clayton, S., Irkhin, B. D., Nartova-Bochaver, S. K. (2019) Environmental Identity in Russia: Validation and Relationship to the Concern for People and Plants. Psychology. Journal of Higher School of Economics. 16 (1), 85-107. Available from: doi:10.17323/1813-8918-2019-1 -85-107.
Guite, H. F., Clark, C. & Ackrill, G. (2006) The Impact of the Physical and Urban Environment on Mental Well-Being. Public Health. 120 (12), 1117-1126. Available from: doi:10.1016/j.puhe.2006.10.005.
Irkhin, B. D. (2021) Psychological Predictors of Environmental Concern. Herald of Omsk University. Series: Psychology. (1), 60-65. Available from: doi:10.24147/2410-6364.2021.1.60-65. (in Russian).
Jain, J. (2017) Mental Health in a Changing World: Impact of Ecosensory Intelligence. Indian Journal of Health and Wellbeing. 8 (7), 608-610.
Mdivani, M. & Aleksandrova, E. (2018) Unity With Nature As An Affective Component of Ecological Consciousness. In: The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Vol. 49. Nizhniy Novgorod, рр. 433-438. Available from: doi:10.15405/epsbs.2018.11.02.47.
Meijers, F., Lengelle, R. & Kopnina. H. (2016) Environmental Identity and Natural Resources: A Dialogical Learning Process. Resources. 5 (1), 11. Available from: doi:10.3390/resources5010011.
Nartova-Bochaver, S. K. (2020) The World of Flora and Personal World Assumptions Psychologist's View. The World of Psychology. (2 (102)), 190-201 (in Russian).
Nartova-Bochaver, S. K., Mukhortova, E. A. & Irkhin, B. D. (2020) Interaction with the Plant World as a Source of Positive Human Functioning. Counseling Psychology and Psychotherapy. 28 (2 (108)), 151-169. Available from: doi:10.17759/cpp.2020280209 (in Russian).
Panov, V. I., Mdivani, M. O., Kodess, P. B., Lidskaya, E. V. & Khisambeev, Sh.R. (2012) Ekologicheskoe soznanie: teoriya, metodologiya, diagnostika [Environmental Consciousness: Theory, Methodology, Diagnosis]. Psikhologicheskaya diagnostika. (1), 3-126 (in Russian).
Poleva, N. S. (2018) From Identification to Identity. Psikhologicheskie issledovaniya. 11 (58), 1-3. Available from: doi:10.54359/ps.v11i58.317 (in Russian).
Restall, B. & Conrad. E. (2015) A Literature Review of Connectedness to Nature and Its Potential for Environmental Management. Journal of Environmental Management. 159, 264-278. Available from: doi:10.1016/j.jenvman.2015.05.022.
Steele, L. (2020) Nature and Well-Being. Encyclopedia of the UN Sustainable Development Goals. Cham, рр. 509-517. Available from: doi:10.1007/978-3-319-95681-7_22.
Stefanenko, T. G. (2001) Izuchenie identifikatsionnykh protsessov v psikhologii i smezhnykh naukakh [The Study of Identification Processes in Psychology and Related Sciences]. In: Transformatsiya identifikatsionnykh struktur v sovremennoi Rossii. Moscow, рр. 11 -29 (in Russian).
Stets, J. E. & Biga, C. F. (2003) Bringing Identity Theory into Environmental Sociology. Sociological Theory. 21 (4), 398-423. Available from: doi:10.1046/j.1467-9558.2003.00196.x.
Sudimac, S., Sale, V. & Kühn, S. (2022) How Nature Nurtures: Amygdala Activity Decreases as the Result of a One-Hour Walk in Nature. Molecular Psychiatry. Available from: doi:10.1038/s41380-022-01720-6.
Turner, J. C. (1985) Social Categorization and the Self-Concept: A Social Cognitive Theory of Group Behavior. In: Advances in Group Processes: Theory and Research. Greenwich, рр. 77-122.
Yanitskiy, M. S., Seryy, A. V., Braun, O. A., Pelekh, Yu. V., Maslova, O. V. & Sokolskaya, M., et al. (2018) Identity as a Dynamic Hierarchical System: Social and Cultural Context of Formation. Bulletin of Kemerovo State University. (2 (74)), 131-140. Available from: doi:10.21603/2078-8975-2018-2-131-140. (in Russian).
Информация об авторе М.О. Мдивани - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экопсихологии развития и психодидактики Психологического института Российской академии образования, Москва, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=75887.
Information about the author M.O. Mdivani - PhD in Psychology, Leading Research Fellow at the Laboratory of Developmental Ecopsychology and Psychodidactics, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=75887.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 22.09.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.10.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 13.10.2022.