Научная статья на тему 'ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РЕЛИГИИ В ШКОЛЕ'

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РЕЛИГИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ЭПОХЭ РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базаркулов Сайфулла Онорбаевич

В статье анализируется феноменологический подход к обучению религии. Основная идея феноменологического подхода - попытаться идентифицировать и описать религиозную практику «изнутри». В этом методе обучения важно два основных принципа - «скобки своих веру/эпохэ» и «эмпатия». Содержание урока сосредоточено на религиозных вопросах и старается обеспечить нейтралитет. Однако реальность такого подхода подвергалась критике, утверждая, что он ведет к религиозному релятивизму. Феноменологический метод обучения религии эффективен только на после конфессиональных образованиях или параллельно.The article analyzes the phenomenological approach to teaching religion. The main idea of the phenomenological approach is to try to identify and describe religious practice "from the inside". In this method of teaching, two basic principles are important - "brace your faith / epoch" and "empathy". The content of the lesson focuses on religious issues and tries to ensure neutrality. However, the reality of this approach has been criticized, arguing that it leads to religious relativism. The phenomenological method of teaching religion is effective only in post-confessional formations or in parallel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РЕЛИГИИ В ШКОЛЕ»

УДК 372.82

Педагогические науки

Базаркулов Сайфулла Онорбаевич, доктор философии по религиоведению, доцент кафедры религиоведения и общего образования,

Ошского государственногоо университета, Кыргызская Республика

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РЕЛИГИИ В

ШКОЛЕ

Аннотация: В статье анализируется феноменологический подход к обучению религии. Основная идея феноменологического подхода - попытаться идентифицировать и описать религиозную практику «изнутри». В этом методе обучения важно два основных принципа - «скобки своих веру/эпохэ» и «эмпатия». Содержание урока сосредоточено на религиозных вопросах и старается обеспечить нейтралитет. Однако реальность такого подхода подвергалась критике, утверждая, что он ведет к религиозному релятивизму. Феноменологический метод обучения религии эффективен только на после конфессиональных образованиях или параллельно.

Ключевые слова: эмпатия, эпохэ религия, религиозное образование, феноменологический подход.

Annotation: The article analyzes the phenomenological approach to teaching religion. The main idea of the phenomenological approach is to try to identify and describe religious practice "from the inside". In this method of teaching, two basic principles are important - "brace your faith / epoch" and "empathy". The content of the lesson focuses on religious issues and tries to ensure neutrality. However, the reality of this approach has been criticized, arguing that it leads to religious relativism. The phenomenological method of teaching religion is effective only in post-confessional formations or in parallel.

Keywords: empathy, epoch, religion, religious education, phenomenological approach.

«Феномен» с точки зрения лексического значения означает появление и восприятие событий и явлений в целом; точнее, он используется для определенных событий и явлений феномена, которые не являются редкостью. Феноменология, которая представляет собой нейтральный подход к феноменам, далекий от теоретических и стереотипных, означает «учение о феноменах» и была основана Эдмундом Гуссерлем [7].

Феноменология используется во многих областях науки. Использование феноменологии в религиоведении основано на цели нейтрального и правильного понимания различных религиозных верований и взглядов, не вводя в заблуждение своих собственных убеждений и взглядов.

Феноменология - это особый подход к изучению религии, направленный на интеллектуальное и экзистенциальное понимание, то есть на раздельное понимание внутреннего смысла религиозной жизни и различных ее аспектов. Основная идея феноменологического подхода - попытаться идентифицировать и описать религиозную практику «изнутри».

Феноменология религии - это совокупность подходов, на которые влияет определенный уровень философской феноменологии и которые включают методологии, которые пытаются представить религиозный материал с точки зрения живого, отбрасывая предположения ученика или ученого [3, с. 21].

Феноменологический подход к преподаванию религии имел возможность практиковаться в Англии как междисциплинарный подход к преподаванию религии. Ниниан Смарт, профессор Ланкастерского университета, в 1960-х годах открыл отделение религиоведения в университетах и предложил использовать феноменологические методы в преподавании религии в школах. [1, с. 485].

С изменением однородной структуры общества в сфере веры возникла необходимость найти новую модель преподавания религии в государственным

школе. Образование в многоконфессиональном обществе требует, чтобы учащихся обучали религиям общины в школах, чтобы понимать, уважать и терпеть религиозные различия. Феноменологический подход существенно отличается от традиционного религиозного образование.

Н. Смарт считает, что феноменология не сравнивает религии как системы, а пытается найти сходные факты и явления, обнаруженные в разных религиях из исторического контекста, и изучает их в сравнении друг с другом. Цель феноменологического подхода в изучении религии является изучение сущности религии на основе конкретного исторического материала.

В этом понимании образования оно направлено на то, чтобы дать учащимся логику феномена религии и получить образование в области религии, оценивая различные религии [6, с. 85]

Смарт, при обучении феноменологического подхода религии должны быть предметом изучения с учетом следующих критериев: 1. Доктринального; 2. Мифологического; 3. Этического; 4. Ритуального: 5. Экспериментального; 6. Институционального: 7. Материального [4, с. 91]. Эти измерения тесно связаны и неразделимы в религиозном учении.

Целью феноменологического подхода к преподаванию религии является развитие у учащихся способности понимать религию и думать о ней. Согласно этому методу, религии, отличные от религии большинства в обществе, должны быть предметом обучения с точки зрения членов этой религии. В процессе этого учения отвергались отрицательные мнения о других религиях, то есть в скобки заключен анализ теологической справедливости [1, с. 493].

Для достижения целей обучения феноменологическому подходу преподавания религии необходимы два основных элемента: «эпохе» и «эмпатия». Эпохэ - это «скобки» могут (и должны) заключаться религиозные взгляды и мировоззренческие стереотипы. Это не отказ от собственного веру или мировоззрения взглядов, а опыт их отстранения с тем, чтобы они по возможности не искажали наблюдаемые явления. Эмпатия - это

рассматривается как процесс понимания того, что чувствуют его члены, чтобы беспристрастно понимать учения других религий [5, с. 324].

Озвучена критика феноменологического подхода. Поскольку феноменологический подход направлен на то, чтобы донести до учащихся тематическое содержание религий, развитие учащихся является в тени/вторичным. В результате педагогические потребности ученика игнорируются, а его вклад в развитие считается недостаточным [2, с. 45].

Р. Джексон описывает критику феноменологического метода следующим образом [3, с. 25]:

1. В результате работы с внешними явлениями религиозных событий внутренние мотивы верующих не принимаются во внимание.

2. Излишне широко объясняет религии, что может привести к поверхностному или отрицательному отношению.

3. Обучает различным религиям в общем тематическом контексте, смешивая религии таким образом, чтобы они могли сбиться с пути.

4. Содержание урока реализовано без учета опыта и интересов многих учеников.

5. Игнорирование тем, связанных с теологической справедливостью, ведет к поверхностной относительности в изучении религий, оставляя у студентов впечатление, что между ними нет разницы в изучении религий.

Феноменологический подход к преподаванию религии, метод, возникший в результате преобразования методологии религиоведения в религиозное образование в государственных школах. Это проложило путь для недоктринального плюралистического подхода в школах.

Хотя приведенная выше критика может быть устранена на практике, мы считаем, что феноменологический подход к преподаванию религии может быть актуальным только после того, как студенты изучают свою религию или обучаются параллельно.

Библиографический список:

1. Ceylan Yusuf. Ninian Smart'm Din Egitimiyle ílgili Görü§lerinin Degerlendirilmesi // Ekev Akademi Dergisi. - Yaz 2019. - Yil: 23 Sayi: 79. - С. 483498.

2. Hull John M. Qogulcu Demokratik Toplumlarda Din Ögretimi Üzerine Genel Degerlendirme // Din Ögretiminde Yeni Yöntem Arayi§lari, Uluslar arasi Sempozyum Bildiri ve Tarti§malar (28-30 Mart 2001). - Ankara: Istanbul. MEB, 2003. - C. 43-52.

3. Jackson Robert. Din Egitimi: Yorumlayici Bir Yakla§im. - Istanbul: Dem Yayinlari, 2005. —243 c.

4. Kaymakcan Recep, Günümüz íngiltere'sinde Din Egitimi. - Istanbul: DEM Yayinlari, 2004. —232 c.

5. Schepherd John. Fenomonolojik Baki§ Afisi: Ele§tirel Anlamda Sorgulayici Din Egitimi // Din Ögretiminde Yeni Yöntem Arayi§lari Uluslararasi Sempozyum Bildiri ve Tarti§malar (28-30 Mart 2001). - Ankara: MEB Yayinlari, 2003, С. 323378.

6. Schepherd John. íngiltere'de Din Ögretiminin Ki§ilik Geli§imine Katkisi // Almanya, Fransa, íngiltere, ítalya, Japonya, Amerika Birle§ik Devletleri ve Türkiye'de Din Egitimi Uluslararasi Sempozyumu. Ankara Üniversitesi ílahiyat Fakültesi ve Tömer Dil Ögretim Merkezi í§birligi (20-21 Kasim 1997). -Ankara 1997. С. 84-89.

7. Феноменология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Феноменология (дата обращение: 30.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.