Научная статья на тему 'Феноменологический подход к исследованию развития познавательного интереса школьников'

Феноменологический подход к исследованию развития познавательного интереса школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
188
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРОВОЙ КОНКУРС / COGNITIVE INTEREST / PHENOMENOLOGICAL APPROACH / EXTRACURRICULAR ACTIVITY / GAME QUIZ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларионов Михаил Сергеевич

В статье представлены результаты опросов участников игрового конкурса «Золотое руно» в отношении исследования педагогических возможностей, способствующих поддержке и развитию познавательного интереса школьников методами феноменологического подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF PUPILS’ COGNITIVE INTEREST DEVELOPMENT

The article presents the results of surveys made among the participants of the ‘Golden Fleece’ game quiz. The aim is to study using phenomenological approach the pedagogical possibilities that contribute to support and development of cognitive interest of pupils

Текст научной работы на тему «Феноменологический подход к исследованию развития познавательного интереса школьников»

М.С. Ларионов

(Санкт-Петербург)

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ

PHENOMENOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF PUPILS' COGNITIVE INTEREST DEVELOPMENT

В статье представлены результаты опросов участников игрового конкурса «Золотое руно» в отношении исследования педагогических возможностей, способствующих поддержке и развитию познавательного интереса школьников методами феноменологического подхода. Ключевые слова: познавательный интерес, феноменологический подход, внеурочная деятельность, игровой конкурс.

The article presents the results of surveys made among the participants of the 'Golden Fleece' game quiz. The aim is to study using phenomenological approach the pedagogical possibilities that contribute to support and development of cognitive interest of pupils.

Key words: cognitive interest, phenomenological approach, extracurricular activity, game quiz.

Необходимость вывода человека на высокий уровень самореализации и самосовершенствования в профессиональной и досуговой деятельности, в кругу семьи обусловлена постоянным развитием широкого круга разнообразных технологий: информационных, коммуникативных, экономических, которые необходимо осваивать и школьникам, и взрослым. В условиях постоянно меняющегося мира невозможно, освоив какой-то определенный базовый набор знаний и умений, остановиться в развитии и всю жизнь осуществлять одну и ту же деятельность.

Именно поэтому непрерывное образование, осуществляемое на протяжении всей жизни, становится залогом как качества жизни человека, так и качеств личности этого человека. А ключевым условием для развития готовности и способности к непрерывному образованию является познавательный интерес, стимулирующий мотивацию учения, обеспечивающий активность личности в самообразовании, в выборе сферы приложения познавательных усилий [3, с. 3].

Поддержка и развитие познавательного интереса возможны в любом проявлении деятельности обучающихся. Потенциал школы в этом отношении очевиден, однако большого внимания заслуживает изучение разнообразных социокультурных практик, организованных в виде внеурочной деятельности или дополнительного образования.

Исследованию познавательного интереса и процессу его формирования в образовательном пространстве посвящены работы В.Б. Бондаревского, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. Нашему исследованию ближе всего определение, данное Е.Н. Трифоновым, рассматривающим познавательный интерес как особое когнитивно-мотивационное состояние личности, связанное с потребностью в познании, направленное на овладение знаниями и способами познания и проявляющееся в положительно эмоционально окрашенной, избирательной активной познавательной деятельности [3, с. 6].

Развитие познавательного интереса во внеурочной деятельности и различных социокультурных практиках имеет неисчер-

паемый потенциал в силу того, что школьники в такой деятельности имеют гораздо большую свободу выбора её разнообразных видов. И в таком случае «создание ситуации выбора, состояние, когда учащийся видит реальные возможности реализации индивидуальных способностей в осуществляемой им личностно значимой деятельности, является одним из условий для самореализации ребенка, а ситуация свободной самореализации - мощным стимулом познавательного интереса» [2].

Одним из средств поддержки и развития познавательного интереса обучающихся является игровой конкурс «Золотое руно». Этот проект, представляющий собой тестирование с набором вопросов закрытого типа, по сути не является конкурсом, направленным на проверку знаний или способностей учащихся. Он ориентирован на совместную познавательную деятельность детей и взрослых, то есть развитие познавательной активности, расширение кругозора, развитие системного мышления, навыков работы с различными источниками информации, согласование ценностно-смысловых ориентаций, выстраивание социокультурной коммуникации, развитие информационной образовательной среды, в том числе в образовательной организации.

Конкурсные задания выходят за рамки школьной программы и выдаются участникам на дом на выходные, что предполагает возможность работы с любыми источниками информации самостоятельно или с помощью друзей или родственников. В конкурсе ежегодно участвуют несколько сотен тысяч школьников, он проводится с 2003 года, и за прошедшие 15 лет его организаторами накоплен большой теоретический и практический опыт, позволяющий сформулировать основные педагогические возможности конкурса, главной из которых является активизация познавательного интереса школьников.

Бесспорно, само по себе выполнение разнообразных задач в различных условиях вызывает определенный интерес и со стороны школьников, и даже со стороны

взрослых, что обусловлено прежде всего самим фактом существования всевозможных телевикторин, интеллектуальных игр и прочих соревнований. Но если наиболее благоприятным условием для развития познавательного интереса является создание ситуации свободного выбора в осуществляемой личностно-значимой деятельности, то достаточно сложно наполнить содержанием такую деятельность в формате, который был бы равно приемлем для нескольких сотен тысяч школьников. Однако ряд проведенных исследований позволяет с уверенностью утверждать, что в процессе выполнения конкурсных заданий происходит активизация познавательного интереса у большинства школьников, принимающих в нем участие. С учетом специфики конкурса, а также определенных ограничений, налагаемых возможностями по сбору данных, методологической основой этих исследований стал феноменологический подход, который позволяет понять через исследование феномена его сущность, в которой общее, значимое, универсальное проявляется через индивидуальное, единичное.

В изучении педагогических возможностей игрового конкурса «Золотое руно» в отношении поддержки и развития познавательного интереса школьников мы опираемся на позицию Т.Г. Галактионовой, которая полагает, что использование феноменологического подхода в исследовании культурных феноменов предполагает:

• наличие реального объекта исследования, в котором «проявляется» исследуемое явление;

• фокусировку внимания не на изолированном субъекте, а на его соотнесенности с миром, то есть рассмотрение не объектов, а отношений; анализ актуального опыта мира, где опыт понимается как априорная соотнесенность (место встречи) субъекта и мира;

• воздержание от причинных объяснений и отказ от стратегии объяснения в пользу практики описания, в которой очевидность есть главное методическое требование и регулятивный принцип феноменологического исследования;

• понимание описания как формы метаисследования генезиса знания, его эволюции, структуры, границ;

• определение уровней соотношения описания и опыта, когда описание надстраивается над опытом, который только в описании и обретает свой смысл;

• эйдетическую редукцию, то есть смену установки сознания с «частного опыта» на выявление «всеобщего в опыте», переход на более высокий уровень анализа действительности;

• признание того, что феномен (непосредственная данность) имеет историческое измерение, темпоральную конституцию; необходимость принятия в расчет всех временных модальностей, а не только настоящее субъекта «здесь и теперь»; понимание относительности и временного характера получаемых истин;

• стремление отказаться от малозначимых деталей и жестких оценочных суждений в отношении исследуемого объекта;

• сближение по значимости аргументированных выводов, интуитивных суждений, общепризнанных мнений; опора на жизненный опыт исследователя;

• использование понятного неспециалисту языка представлений результатов исследования;

• признание за другими подходами равного права на постижение истины, возможность использования сочетания разных подходов [1, с. 44-45].

Применительно к нашему исследованию его объектом является игровой конкурс «Золотое руно», представляющий собой педагогический феномен, обладающий уникальными онтологическими характеристиками, реализующийся в виде социокультурной практики, обладающей ценностно-смысловым содержанием культурной направленности. Одной из педагогических возможностей конкурса являются поддержка и развитие познавательного интереса школьников, принимающих в нем участие.

В период с 2015 по 2018 год был проведен опрос в общей сложности 2249 школьников, 929 родителей и 365 учителей из раз-

ных регионов России. Проведенные опросы позволили выявить их возможности:

1. Опрос участников конкурса с помощью вопросов закрытого типа, самый простой, но требующий проверки и подтверждения.

2. Опрос родителей и учителей можно расценивать как контрольный по отношению к участникам конкурса. Здесь используется количественный метод исследования на основе вопросов закрытого типа.

3. Контент-анализ вопросов открытого типа для участников конкурса, их учителей и родителей дает гораздо большую свободу для исследования в отношении анализа и интерпретации, а также подтверждения и обоснования полученных результатов.

Для подтверждения валидности результатов исследования проведен анализ ответов на вопросы, не связанные с активизацией познавательного интереса, но позволяющие убедиться в том, что полученные результаты обладают определенным уровнем адекватности и достоверности.

Согласно этим опросам, видим, что учащиеся 2-х и 3-х классов в большинстве случаев принимают участие в конкурсе впервые и с увеличением класса этот показатель уменьшается. В то же время число принимающих участие в конкурсе не в первый раз (варианты ответов «постоянно» или «иногда») в младших классах минимально и стабильно увеличивается к старшим классам. Также зафиксировали, что помощь родителей чаще проявляется в отношении участников из младших классов, а самостоятельная работа или взаимодействие с друзьями более характерны для старших. Приведенные данные вполне логичны и соответствуют действительности, позволяют предположить, что результаты ответов и на другие вопросы будут обладать высокой степенью достоверности.

Необходимо уточнить, что формулировки вопросов в разные годы были различными. Для настоящего исследования были выбраны вопросы, в формулировках которых определенно прослеживается активизация познавательного интереса как результат

реакций на те или иные аспекты процесса участия в конкурсе.

При анализе данных исходим из того, что конкурс направлен на получение новых знаний, связанных напрямую с активностью познавательного интереса. Если имеется указание на получение новых знаний, следовательно, можно считать, что присутствует мотивация к получению этих знаний. В отдельных случаях связь с активностью познавательного интереса очевидна (указание на желание или возможность узнать что-то новое), в других случаях формулировки не подразумевают прямой связи (расширение кругозора, развитие мировоззрения), однако их мы тоже относим к категории активизации познавательного интереса, потому что такие процессы получения новых знаний имеют позитивный характер. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Приведенные данные достаточно информативно показывают роль игрового конкурса «Золотое руно» в активизации познавательного интереса школьников, однако необходимо уточнить, что в приведен-

ных вопросах имелась возможность выбора из нескольких вариантов ответов. В бланках опросов было указание на возможность множественного выбора, но нет уверенности, что опрашиваемые ею воспользовались. Например, к вопросу «Считаете ли Вы конкурсные задания...», кроме приведенного варианта «интересными», также предлагались две другие опции: «сложными» и «творческими». Мы полагаем, что если бы они были сформулированы отдельно друг от друга, например: «Считаете ли Вы конкурсные задания интересными?», «Считаете ли Вы конкурсные задания сложными?», то процент отметивших конкурсные задания как «интересные» был бы существенно выше. Соответственно считаем, что полученные результаты - это минимальные значения, что подтверждается дальнейшими исследованиями.

В 2018 году структура опроса несколько изменилась. При том, что вопросы были закрытого типа, на этот раз участникам предложили выбрать ответ не из двух вариантов, а по 6-балльной шкале от 0 до 5. В отношении поддержки и развития познава-

Для Вас участие в конкурсе...

Опрашиваемые Участники Итого

Год опроса 2015 2016 2017

Число опрошенных 1107 219 505 1831

Ответ: «Возможность узнать что-то новое» 63,7% 74,9% 65,9% 65,6%

Какие педагогические задачи, по Вашему мнению, решаются с помощью конкурса?

Опрашиваемые Родители Учителя Итого

Год опроса 2016 2017 2016 2017

Число опрошенных 181 423 59 76 739

Ответ: «Получение новых знаний» 70,2% 64,8% 78,0% 88,2% 69,6%

Как Вы считаете, что привлекает в конкурсе его участников?

Опрашиваемые Родители Учителя Итого

Год опроса 2017 2016 2017

Число опрошенных 423 59 76 558

Ответ: «Интересные задания» 73,3% 93,2% 85,5% 77,1%

Таблица 1

Результаты ответов на вопросы, связанные с активизацией познавательного интереса участников конкурса «Золотое руно»

тельного интереса участникам конкурса, их родителям и учителям было задано 2 вопроса: «Помогает ли участие в конкурсе лучше понять окружающий мир» и «Способствует ли участие в конкурсе развитию мировоззрения» (Таблица 2).

Результаты ответов на вопросы закрытого типа, полученные в ходе количественных методов исследования, позволяют считать, что более 90% опрошенных отмечают познавательную направленность игрового конкурса «Золотое руно» и более 50% отмечают эту направленность на самом высоком уровне. С учетом того, что в конкурсе ежегодно принимают участие несколько сотен тысяч участников, такие показатели являются весьма высокой оценкой как самого конкурса, так и его педагогических возможностей в отношении активизации познавательного интереса школьников.

Однако приведенные результаты количественных исследований, безусловно, нуждаются в подтверждении: необходимо убедиться в их общей валидности и провести качественные исследования (контент-анализ вопросов открытого типа), позволяющие дать описание отдельных аспектов, раскрыть мотивы и ценностные ориентации участников.

В общей сложности 76,1% опрошенных учителей считают, что участие в конкурсе способствует в том или ином виде развитию школьников. Наиболее популярными критериями в этой категории являются развитие

кругозора или мировоззрения (31,3%), интереса (17,8%), интеллекта (12,3%), способностей (9,8%), самостоятельности (6,1%). Дополнительно к этому заметим, что 14,7% учителей считают результатом участия в конкурсе получение новых знаний (без ука-

Таблица 2

зания на любого рода развитие), и в итоге получаем тот факт, что более 90% учителей в своих высказываниях упоминают активизацию познавательного интереса. В ответах учителей на вопрос, что дает участие в конкурсе его участникам, фигурируют также предположения о том, что оно расширяет возможности общения (в том числе и в кругу семьи), способствует проверке собственных возможностей и даже является способом подготовки к экзаменам или пополнению портфолио.

Таким образом, методологический инструментарий феноменологического подхода позволяет осуществить количественные и качественные исследования педагогических возможностей игрового конкурса «Золотое руно» в отношении активизации познавательного интереса у его участников. Получены описание и объяснение причин, мотивов и ценностных установок познавательной деятельности, реализующихся в отдельных аспектах процесса участия в конкурсе.

Результаты контент-анализа опросов участников конкурса, их родителей и учителей в целом соответствуют результатам проведенных количественных исследова-

Результаты ответов на вопросы, связанные с расширением кругозора и развитием мировоззрения участников конкурса «Золотое руно» (418 опрошенных в 2018 г.)

Вопрос Группа опрошенных Вариант ответа (в баллах)

0 1 2 3 4 5

Помогает ли участие в конкурсе лучше понять окружающий мир? Участники 1% 3% 6% 15% 31% 43%

Родители 1% 1% 3% 13% 27% 56%

Учителя 0% 0% 0% 9% 22% 68%

Способствует ли участие в конкурсе развитию мировоззрения? Участники 2% 1% 5% 13% 22% 57%

Родители 1% 0% 4% 7% 19% 68%

Учителя 1% 0% 0% 3% 22% 73%

ний. Можно с уверенностью утверждать, что от 70% до 90% опрошенных так или иначе выделяют активизацию, поддержку и развитие познавательного интереса школьников в процессе участия в конкурсе. Контент-анализ опроса учителей, проведен-

ного в 2018 году, показывает, что более 75% опрошенных видят результатом процессы, в которых познавательный интерес является одной из составляющих, что выводит данные показатели на новый качественный уровень.

Литература

1. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2008. - 419 с.

2. Силкина О.С. Развитие познавательного интереса школьников в условиях дополнительного образования // Universum: Психология и образование. Электронный научный журнал. 2016. № 6 (24) URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3270.

3. Трифонов Е.Н. Педагогические условия развития познавательного интереса школьников в процессе дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2007. - 23 с.

«Ф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.