Научная статья на тему 'Феноменологический подход к анализу локально-целостных градостроительных образований Новосибирска'

Феноменологический подход к анализу локально-целостных градостроительных образований Новосибирска Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРФОТИП / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ЛОКУС / НАСЛЕДИЕ / ФЕНОМЕН

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гашенко Антон Евгеньевич

В статье обосновывается ценностный статус вводимого автором понятия «локально-целостное градостроительное образование», приводятся его модельные характеристики и возможности практического применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Гашенко Антон Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenological approach to research of urban morphotypes

The article proves significance of the author’s term of urban morphotype. The author gives characteristics of the term and describes its probable application.

Текст научной работы на тему «Феноменологический подход к анализу локально-целостных градостроительных образований Новосибирска»

Л.Н. Гашенко, г Новосибирск

Феноменологический полход к анализу локально-целостных градостроительных образовании Новосибирска

Качество городской среды завнснз от множества факторов. Один из них накопление историко-культурного потенциала города. Потенциал аккумулируется через множество культурных пластов и слоев, через множество явлений, которые город переживает в себе в течение длительного периода времени. Замечено, что средовая привлекательность городов и большой степени определяется тем, насколько своеобразна и многозначна их застройка. В свою очередь, такое своеобразие и многозначность город приобретает, постепенно накапливая на сноси территории признаки той или иной эпохи. Видимым образом эти признаки отражаются в архитектуре и городской планировке. Человеком считывается прежде всего общая архитектур»о-средовая канва: стилистика архитектуры зданий, уровень благоустройства, принадлежность эпохе и уже следом, практически незаметно для обывателя, морфотип застройки, разнообразие или заурядность планировки, неоднозначность или четкость Композиции и т.д.

Важным моментом в накоплении культурного потенциала города является гакое явление, как наследование. 11а протяжении последних нескольких десятилетий в отечественной градостроительной практике реализуется подход к развитию территорий, который можно назвать модерн истеки м. Особенностью этого подхода является игнорирование самого понятия места как таковою. Застройка, признанная ветхой, зачастую регенерировалась с полной заменой всех пространственных форм, начиная от масштаба и конфигурации уличной сети, внутренней планировки кварталов и заканчивая характером, этажностью и типологией застройки. О том, что было па месте микрорайона пол века назад, можно узнать лишь по архивным фотографиям, а иногда только по воспоминаниям старожилов. Происходит полная замена культурного текста, город теряет свою пространственную идентичность. Городской центр XXI в. большинства исторических городов России, переживших стадию активного обновления» это нечто совсем иное, чем то же место 100 лет назад.

Конечно, когда речь и де г о мерах, направленных на оздоровление градостроительной системы, приходится мириться с йовообразовагш-

-22-

я ми. Так. расширением улицы Горького в Москве или пробивкой Вокзальной магистрали в Новосибирске можно оправдать деформацию сложившейся пространственной структуры. По при реконструкции городской ткани чаще всегб генерируются такие проектные решения, которые нельзя обосновать объективп ыми вынужденными мерами. Отношение проектировщиков к еложивхиейся застройке при этом было либо антагонистское как в советские годы борьбы за «строительство новой жизни» и активного применения так называемых «бульдозерных» методов ре ко не i рукции, так и безразлично-нейтральное как в последние десятилетия кризисного градостроительства, характезующегося своей холодной прагматичностью н появлением термина «точечная застройка», воспринимаемого горожанами однозначно отрицательно.

Исключением являлись здания и комплексы, удостоенные высокой профессиональной оценки, общественного признания и получившие статуе памятников архитектуры или истории (объектов ценной гра-ДОСТрОИТ1ЬНОЙ среды). В городах е древней историей выделялись также «заповедные места» небольшие территории со строгим гра-дост ро иге; i ы i ы м ре г л а м cm ом.

Существуei и другой подход к развитию территорий феноменологический, основанный на признании самоценности городской среды независимо от ее идеологических, культурных и исторических причин возникновения. Такой подход, характерный для урбанистики, ставит своей целью детальное исследование особенностей сложившейся градостроительной среды, истоков ее появления, пространственны, характеристик и других признаков, Город в данном случае предстает в виде описания совокупности различных сред, каждая из которых полагается ценностью, будь то уютный исторический квартал либо криминогенное «микрорайоннос» пространство городской периферии е еще не устоявшимся сообществом. Тем не менее любая градостроительная среда есть культурный феномен, который ценен своей антропогенной сущностью, историей возникновения и развития.

Практическая сторона дела состоит в том. что детальное и трепетное ni ношение к гак им градостроительным феноменам при проектном разит ни геррнтории дает возможность не упустить из внимания «дух места», некоторые характерные особенности, запоминающиеся черты той или иной среды, сохраняя гем самым культурную идентичность города,

-23-

Пространственное обновление среды тем самым может происходить бич разрушительных деформаций, уничтожающих антропог енное наследие, против чего часто (и тон или ином форме) выступают горожане.

Все вышесказанное приводит пас к гипотезезокаъыю-целостного градостроительного образования элемента городской структуры, в условных границах которот некоторые градостроительные свойства, характеристики и признаки среды распространена по территории более однородно п концентрированно, чем ja ею границами.

И качестве примера в Новосибирске можно привести такие обще-II звестныс локальные градостроительные единицы, как районы соцго-родскоїі застройки по ул. Богдана Хмельницкого, уд. Мира, микрорайоны «Снеї при», МЖК, кварталы исторического центра, однородные в с воем раз ітообрази \ і.

Набор характеристик таких средойых единиц может быть очень подробным. Вот некоторые из них:

типологическая принадлежность;

топология границ;

степень обособления (локализация);

- факторы целостности;

- градостроительные н архитектурные принципы идентификации;

архнтектурно-средовые н (или) ландшафтные качества;

- платность застройки;

- уровень освоения;

- степень аутентичности.

Важным являете я то, что подробное описание качеств локально* целостных градостроительных образований может служить исходным материалом для проектных разработок той или иной территории с учетом накопления культурного поте н іди ад а. Кроме гою. и н вен гари* чаш юн пая карта, на которую нанесены границы всех пространственных фадостроительных единиц, может бы гь основой для выделения границ территорий проектирования, например, при разработке проектов планировки юродских территорий или карты градостроительного зонирования. В этом случае проектное отношение к градострон гельн ной среде, во-первых, становится более содержательным п осмысленным и, во-вторых, учитывает преемственность городского развития и целостность градострои тедьно-средовых единиц.

-24-

Рис. I, Ми01 но кварталы в центре города целостные свидетельства

своей эпохи

Рис. 2, Соцгородекая Щстр'ойка до сих пор привлекает горожан

С йоео б разие м а (те и те к' \ у р ы

РИС. 3* Хрущевские ПЯТИ Ш1ЖКИ - тоже >. icmcht культурною (Шследия

XX века

Литература

1. Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия, 1‘И2.

2. Галкот, ОМ. Российски ec традиции охраны культурного наследия: автореф. лис. ... д-ра нет, наук: 24.Dd.0l 0.8 Галкой.

Волгоград, 2012. 52 с.

j. Высоковский, А,А, [руководство по разработке правили землепользования н застройки н юродах РФ A.A. Высоковский, A,A. Tpyi-мсв. М.; Фопл «Ипстигу i жопомики города»,Фонд «Градостроительные реформы», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.