УДК 159.923.2
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
© 2012 Т.Е.Яценко
Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка
Статья поступила в редакцию 16.12.2012
В статье приведено определение психологической компетентности учителя в области педагогического взаимодействия. Выделены ее функции, феноменологические и операциональные характеристики. Ключевые слова: компетентность, психологическая компетентность в педагогическом взаимодействии, педагогическое взаимодействие.
В настоящее время основным стратегическим направлением модернизации образования выступает переосмысление его содержательно-целевой направленности в русле компетентно-стного подхода. В результате в числе профессионально значимых характеристик личности и деятельности педагога, составляющих основу его профессионализма, существенно повышающих его конкурентоспособность и устойчивость к профессиональным деформациям, ученые называют психологическую компетентность, в том числе психологическую компетентность в педагогическом взаимодействии, что объективно обусловлено рядом факторов. На основе анализа работ ученых (Ю.П.Жуков, Н.М.Кодин-цева, М.Д.Лаптева, И.А.Макаровская, Т.Н.Щербакова) данные факторы были систематизированы нами в следующие группы: 1) дидактические факторы (внедрение в образовательный процесс интерактивных технологий, требующих от учителей компетентных реакций в педагогическом общении; определение результата обучения школьников в виде сфор-мированности ключевых компетенций, в том числе компетенций социального взаимодействия); 2) методические факторы (неэффективность директивных методов воспитания в преодолении возрастающей агрессивности и низкого уровня толерантности современной молодежи; отсутствие прямой взаимосвязи между теоретически правильно выбранными методами воспитания и ожидаемым результатом); 3) социально-психологические факторы (расширение субъектной представленности школьников в педагогическом взаимодействии и переориентация образования с монополии преподавания на учебное сотрудничество; острая необходимость в эпоху компьютеризации в педагоге, способном
Яценко Татьяна Евгеньевна, аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии. E-mail: Psichologia86@mail. ru
научить школьников конструктивному взаимодействию); 4) психологические факторы (увеличение в школьной среде психологического насилия со стороны педагогов, приводящего к формированию виктимности школьников; высокий процент детей, страдающих школьным неврозом из-за некорректного педагогического общения, нарушающего принцип психологической безопасности).
Психологическая компетентность в области педагогического взаимодействия - это сложная многоуровневая характеристика личности педагога, интегрирующая связями системного характера значимые для конструктивного, психологически безопасного и развивающего педагогического взаимодействия психологические знания и умения учителя, коммуникативные позиции, профессионально значимые качества и ценностное отношение к педагогическому общению и его субъектам. Ее важнейшие функции -облегчение самораскрытия школьников в педагогическом общении, сохранение внутренней свободы своей и партнера по общению, фасили-тация процессов обучения и воспитания. Не-сформированность у учителя данного вида компетентности негативно сказывается на развитии необходимых в условиях модернизации современного общества качеств личности учащихся: инициативность, субъектность, активность, мобильность, социальная толерантность, ответственность, рефлексивность.
Определяя характеристики психологической компетентности в педагогическом взаимодействии, мы исходили из представления о структуре педагогического взаимодействия как сочетания внешней (педагогическое общение) и внутренней (отношение) сторон (по Я.Л.Коломин-скому) и характеристик, свойственных смежным видам компетентности (коммуникативная, конфликтологическая, социально-перцептивная), а также психологической компетентности как родовому понятию.
Рассмотрим феноменологические характеристики психологической компетентности учителя в области педагогического взаимодействия. Психологическая компетентность в педагогическом взаимодействии имеет деятельностную сущность, которая, согласно М.Д.Лаптевой, состоит в акцентировании внимания на характере и способе действия1. Это означает не только понимание учителем психологических механизмов влияния применяемых в педагогическом общении приемов и способов стимулирования коммуникативной активности школьников, самопрезентации, эмоционального содействия, но и владение данными способами. Учитывая позицию ученых (В.Н.Введенский, О.А.Козырева, С.А.Хазова, А.В.Хуторской), рассматриваемый вид компетентности можно определить как качественный показатель процесса и результата педагогического общения как деятельности.
Кроме того, деятельностная сущность психологической компетентности в педагогическом взаимодействии проявляется в тесной взаимосвязи внешней (поисковой) и внутренней (ментальной) активности учителя2. Именно ментальная активность выступает ведущим фактором, обусловливающим уровень психологической компетентности проявляемой в педагогическом взаимодействии. То есть, когнитивно сложное отражение личности учащихся, формирование адекватного образа учащегося и себя как субъектов педагогического взаимодействия, интерпретация поведения учащегося на логическом и эмоциональном уровнях, рефлексия процесса педагогического взаимодействия обусловливают характер обращения учителя к познаваемой личности.
Психологическая компетентность в педагогическом взаимодействии характеризуется личностной окрашенностью. Исследования ученых (А.К.Маркова, Н.М.Мельникова, Т.Н.Щербакова) доказывают, что такая составляющая психологической компетентности, как психологические свойства личности, обеспечивает постоянство компетентного характера взаимодействия. Анализ разработанных учеными структур психологической компетентности (Ж.Г.Гаранина, А.В.Копнышева, И.В.Макаровская, Н.В.Малухина, Е.А.Матюшкова, А.А.Попова, Н.В.Яковлева) позволил выделить психологические свойства, составляющие содержание компетентности учителя в педагогическом взаимодействии: педагогический такт, эмпатийность,
1 Лаптева М.Д. О способах и механизмах формирования компетентности социального взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 2. - С. 154.
2 Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учи-
теля: акмеологический анализ: Дис....докт. психол. наук.
- Ростов н/Д.: 2006.
общительность, гибкость поведения, способность к сотрудничеству и децентрации, толерантность, психологическое мышление, направленность на педагогическое взаимодействие, мотив достижения успеха, мотивация аффилиа-ции. Основываясь на взглядах зарубежных ученых (Л.М.Спенсер и С.М.Спенсер), психологические свойства можно рассматривать как дифференцирующую характеристику психологической компетентности, позволяющую различать высококомпетентных педагогов от педагогов со средней эффективностью педагогического взаимодействия3.
Согласно В.Н.Клюевой, И.В.Макаровской, Дж.Равену, компетентность характеризуется осознанностью. Применительно к психологической компетентности учителя в педагогическом взаимодействии данная характеристика проявляется как осознание учителем мотивации педагогического взаимодействия, своего отношения к учащимся и себе как субъектам общения, используемых приемов педагогического взаимодействия, интегральных свойств своей личности и личности учащихся.
Одной из наиболее значимых характеристик психологической компетентности в педагогическом взаимодействии является, на наш взгляд, ее системный характер, проявляемый в следующих плоскостях: в плоскости системного соответствия личности психологически компетентного учителя объективным требованиям профессии в целом и педагогического взаимодействия в частности, диагностики (оценивается на основе учета линий взаимовлияния всех ее компонентов друг на друга), функционирования (представляет собой системное проявление психологических знаний, умений и психологических свойств личности учителя), внутреннего механизма действия (наличие системообразующего элемента). В качестве системообразующего элемента психологической компетентности ученые обозначают различные психологические свойства личности: систему ценностей (В.И.Байденко, Дж.Равен), субъектный контроль (Т.Н.Щербакова), рефлексию (Л.О.Филатова), психологическое мышление (Ж.Г.Гаранина). Нами в качестве системообразующих элементов психологической компетентности учителя в области педагогического взаимодействия рассматривается рефлексия и толерантность. В целом, на наш взгляд, можно говорить о рефлексивном характере психологической компетентности учителя. С учетом рефлексивной ориентации сознания учителя рефлексия в педагогическом взаимодействии представлена
3 Spencer L.M, Spencer S.M. Competence at work: models for superior performance. - New York: John Wiley, 1993. -P. 15.
двумя видами: рефлексия на себя и рефлексия на ученика4. Следовательно, благодаря рефлексии достигаются рефлексивное отношение учителя к себе и учащимся, а также диалогичность его самосознания, то есть представленность в сознании другого Я, участвующего в регуляции действий учителя. Толерантность определяется нами как системообразующий элемент психологической компетентности в педагогическом взаимодействии, так как она окрашивает как внутреннюю сторону компетентности, связанную с межличностным пониманием и эмоциональным отношением, так и внешнюю, проявляемую как психологические умения, и обусловливает не только толерантное мировоззрение учителя, но и его способность на толерантное действие.
Проанализируем операциональные характеристики психологической компетентности учителя в области педагогического взаимодействия. Рассматривая компетентность социального взаимодействия, ученые определяют ее через поведение по социально-заданному образцу или воспроизведение социально-желательной модели поведения (Е.В.Левикова), а также связывают с умением достигать своих целей (Ю.П.Жуков)5. Психологическая компетентность в области педагогического взаимодействия также предполагает реализацию учителем социально одобряемого и согласующегося с выполняемой социальной ролью поведения. Она обеспечивает качественную реализацию процессуальной стороны педагогического взаимодействия за счет образования в ментальном опыте и активизации обобщенных психологических механизмов установления и поддержания коммуникативного контакта. Вместе с тем данная характеристика исключает стереотипное применение коммуникативных и перцептивных умений, шаблонность действий и эмоциональных реакций учителя, несовместимых с контекстом реальной ситуации педагогического взаимодействия.
Закономерным является возникновение вопроса о том, можно ли категоризировать, как проявление психологической компетентности учителя в области педагогического взаимодействия, умение манипулировать учащимися для достижения воспитательных целей. Мы придерживаемся мнения, что рассматриваемая компетентность предполагает обеспечение взаимной удовлетворенности характером и содержанием
4 Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. - Псков: 2004. - С. 104.
5 Жуков Ю.П. Влияние ролевых позиций на компетентность в общении: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: 2008; Левикова Е.В. Социальная компетентность подростков, больных шизофренией: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.: 2011.
интеракций всех участников взаимодействия и построение последнего на основе принципа уважения личности учащегося. Наша позиция согласуется с мнением ученых (J.M.Wiemann, C.W.Kelly, Л.А.Петровская), отмечающих идейно-нравственный характер компетентности, не допускающий сведение ее к технологической стороне и предполагающий чувствительность к партнеру общения6. Особенно важно учитывать данную характеристику в процессе формирования психологической компетентности у педагогов, поскольку ее наличие предупреждает превращение интерактивных компетенций педагогов в инструмент скрытого психологического насилия. Следовательно, операциональные характеристики психологической компетентности в педагогическом взаимодействии не могут абсолютизироваться и рассматриваться автономно от ее гуманистической направленности.
Рассматриваемая психологическая компетентность характеризуется вариативным и качественно своеобразным построением педагогического взаимодействия в изменяющихся условиях, переносимостью как умением учителя демонстрировать компетентное поведение в ситуациях взаимодействия с учащимися различных категорий (агрессивные, тревожные, застенчивые школьники) и возрастных групп. Это достигается благодаря формированию компетентности на основе понимания личностью общей основы деятельности7.
Отметим такую характеристику анализируемой компетентности, как воспроизводимость, проявляющуюся как демонстрация личностью психологически компетентного поведения в схожих и принципиально различных ситуациях педагогического взаимодействия на основе модификации имеющейся в опыте схемы действия. Реализация данной характеристики обеспечивается благодаря наличию у педагога психологических умений. На основе обобщения позиций ученых, нами выделены три группы умений в структуре психологической компетентности учителя в области педагогического взаимодействия: перцептивные, коммуникативные, интерактивные8. Среди перцептивных
6Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: 1989; Wiemann J.M. and Kelly C. W. Pragmatics of interpersonal competence // Rigor and imagination: Essays from the legacy of Gregory Bateson. - New York: Praeger, 1981. - Р. 268 - 269.
7 Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Фишман И.С. Оценка уровня сформированное™ ключевых профессиональных компе-тентностей выпускников УНПО: Подходы и процедуры // Вопросы образования. - 2008. - №№ 2. - С. 163.
8 Бизяева А.А. Психология думающего учителя....; Ма-каровская И.В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе: Дис. канд. психол. наук. -СПб.: 2003; Щербакова Т.Н. Психологическая компе-
умений можно обозначить умения учителя объективно отражать внутренний мир свой и партера по взаимодействию, чувствовать психологическую атмосферу педагогического общения, декодировать вербальные и невербальные проявления субъектов общения. К интерактивным умениям относятся умения входить в разные роли, самопрезентации, устанавливать обратную связь, обозначать свои личностные границы и учитывать личностные границы школьников, использовать техники общения и слушания. Коммуникативные умения включают умения учителя психологически грамотно и лексически вариативно, с использованием «Я-сообщений» и невербальных средств конструировать высказывания, позволяющие предупреждать возникновение смысловых барьеров и повышать силу эмоционального воздействия своих суждений.
Функционирование психологической компетентности в педагогическом взаимодействии характеризуется взаимосвязью ментального и практического планов действия. В данном контексте важным является указание Н.М.Ко-динцевой на ментальный (система знаний) и метакогнитивный (сбалансированность особенностей умственной активности личности с требованиями действительности) опыт как фундамент компетентного социального взаимодейст-вия9. Значит, психологическая компетентность в педагогическом взаимодействии предполагает первоначально постижение психологического содержания поведения школьников, гештальти-
теншость....; Петровская Л.А. Компетентность в общении....; Spencer L.M, Spencer S.M. Competence at work:..
9 Кодинцева Н.М. Взаимосвязь компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей
студентов вузов: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.: 2009. - С. 11.
рование ситуации педагогического взаимодействия, вычленение проблемы, и нахождение психологически-целесообразного алгоритма решения. Причем найденный эффективный, с точки зрения педагога, способ решения проигрывается в умственном плане, а затем объективируется в реальном взаимодействии с учащимися.
Психологическая компетентность в педагогическом взаимодействии отличается динамичностью, благодаря ориентации личности на постоянный поиск необходимой психологической информации и формирование новых действующих комплексов умений10. Очевидно, что поисковая активность обеспечивается значимостью для учителя психологической компетентности в педагогическом взаимодействии как объективно необходимого требования, предъявляемого к представителям педагогической профессии.
Таким образом, психологическая компетентность в педагогическом взаимодействии представляет собой психологическое образование системного характера, функционирующее на основе взаимосвязи внешней и внутренней активности личности. Она не может быть сведена только к мастерству в плане организации педагогического взаимодействия, поскольку ее ядро составляют психологические свойства личности учителя. Данный вид компетентности обязательно характеризуется гуманистической направленностью личности и несовместим с психологическими манипуляциями и завуалированным психологическим насилием по отношению к учащимся. Психологическая компетентность в педагогическом взаимодействии в большей степени обеспечивает не профессиональную адаптацию, а личностно-профессиональное развитие учителя и содействие развитию школьников.
10 Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность..
PHENOMENOLOGICAL AND OPERATIONAL CHARACTERISTICS OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCE IN THE FIELD OF PEDAGOGICAL INTERACTION
© 2012 T.E.Yatsenko"
Belarusian State Pedagogical University named after M.Tank
This article shows the definition of psychological competence of teachers in the field of pedagogical interaction. Its functions, phenomenological and operational characteristics are allocated.
Keywords: competence, psychological competence in pedagogical interaction, pedagogical interaction.
Tatiana Evgenievna Yatsenko, a post-graduate student of age and pedagogical psychology department. E-mail: Psichologia86@mail. ru