Научная статья на тему 'Феноменологическая трансформация понятий «Экстремизм» и «Терроризм» и вопрос об адекватном освещении проблематики'

Феноменологическая трансформация понятий «Экстремизм» и «Терроризм» и вопрос об адекватном освещении проблематики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
246
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / АДЕКВАТНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / TERRORISM / EXTREMISM / SOCIAL TRANSFORMATIONS / MODERN SOCIETY / PHENOMENOLOGY / ADEQUATE INFORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Палазян Арутюн Сергеевич

В статье посредством феноменологического метода рассматриваются понятия «экстремизм» и «терроризм». Автор отмечает, что эволюция данных понятий в науке обусловлена трансформационными процессами, протекающими в современном обществе. В статье поднимается проблема согласования научного и обыденного понимания терроризма и экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Палазян Арутюн Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenological transformation of concepts «extremism» and «terrorism» and the question of adequate coverage of problematics

The article is devoted to consideration of notions of extremism and terrorism through the phenomenological method. The author notes that the evolution of these concepts in science due to the transformational processes, taking place in the modern society. In the article raised the problem of harmonizing scientific and everyday understanding of terrorism and extremism.

Текст научной работы на тему «Феноменологическая трансформация понятий «Экстремизм» и «Терроризм» и вопрос об адекватном освещении проблематики»

Палазян Арутюн Сергеевич

доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор

(тел.: +78612583414)

Феноменологическая трансформация понятий «экстремизм» и «терроризм» и вопрос об адекватном освещении

проблематики

В статье посредством феноменологического метода рассматриваются понятия «экстремизм» и «терроризм». Автор отмечает, что эволюция данных понятий в науке обусловлена трансформационными процессами, протекающими в современном обществе. В статье поднимается проблема согласования научного и обыденного понимания терроризма и экстремизма.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, социальные трансформации, современное общество, феноменология, адекватное информирование.

A.S. Palazyan, Doctor of Law, Master of Philosophy, Professor; tel.: +78612583414.

Phenomenological transformation of concepts «extremism» and «terrorism» and the question of adequate coverage of problematics

The article is devoted to consideration of notions of extremism and terrorism through the phenomenological method. The author notes that the evolution of these concepts in science due to the transformational processes, taking place in the modern society. In the article raised the problem of harmonizing scientific and everyday understanding of terrorism and extremism.

Key words: terrorism, extremism, social transformations, modern society, phenomenology, adequate information.

Терроризм представляет собой существенную угрозу стабильности социального порядка. Вместе с тем, за время своего существования терроризм как методология политической борьбы стал значительно более сложным и организованным явлением, нежели в XIX в., откуда, по мнению ряда специалистов, терроризм как явление берет свой отсчет. Увеличение населения, рост городов, возникновение современных информационных технологий - все это в существенной мере усложнило проблему террористической угрозы и выработки адекватной методологии противодействия терроризму.

На сегодня терроризм представляет собой сложный, многосоставный феномен, рассматриваемый исследователями как разновидность экстремальной деятельности. Однако существенным фактом является и то, что терроризм далеко не всегда принадлежит к экстремизму как явлению. Основание подобного утверждения лежит в аксиологической направленности террористической деятельности, а также в разнице между возможными объектами экстремизма и терроризма. Более подробно вопрос о сущностной демаркации терроризма и экстремизма рассматривает-

ся в исследованиях Е.О. Кубякина [1; 2; 3]. В настоящее время наиболее ценными, имеющими высокий исследовательский потенциал представляются наработки, раскрывающие сущность молодежного экстремизма, с выходом на аналитические аспекты других видов противоправной деятельности, в том числе терроризма. Стоит отметить, что переход к террористической деятельности - это очень серьезный морально-нравственный шаг, своего рода преодоление «точки невозврата» - переход к конкретной преступной деятельности, несущей вполне реальные последствия. Молодежь, вовлекаемая в террористические организации, может быть «очарована» романтическим ореолом, духом бунтарства, противопоставления себя обществу, которое не желает считаться с молодым идеалистически настроенным сознанием. Однако терроризм - это не романтика, это комплексное деяние, включающее решимость к совершению конкретных действий. Это война с существующим общественным строем или его конкретными представителями, в которой присутствуют человеческие жертвы, в том числе и случайные.

Стоит отметить, что зачастую молодежь, вовлеченная в деятельность экстремистских и

9

террористических организаций, преодолевает эту «точку невозврата» случайно. А именно, являясь соучастником преступного деяния, человек ставится перед фактом, что он уже является террористом. Таким образом, психологический шаг решимости остается в прошлом, а проблема морального выбора переходит в область принятия случившегося как факта. Еще одной важной причиной вовлечения в террористическую и экстремистскую деятельность является ложное представление о фундаментальных государственных ценностях. Из исследования Н.В. Нарыкова [4] следует, что для гражданина очень важно правильно понимать такие фундаментальные категории, как отечество, долг, патриотизм, национальная идея. Адекватное принятие этих важнейших социальных ценностей дает возможность человеку проявлять высокие гражданские качества, в том числе рисковать собой и даже жертвовать своей жизнью для достижения высоких целей. Преломление и деструкция этих фундаментальных категорий позволяют человеку, способному на самопожертвование ради других, рисковать и жертвовать своей жизнью в парадигме ложных идеалов и ценностей, разрушая общество, убивая людей, нарушая права законопослушного населения. В связи с этим проблемой является и тот факт, что вовлечение в террористическую и экстремистскую деятельность в настоящий момент происходит с помощью высокотехнологичного потенциала средств коммуникации и информационных ресурсов. Если раньше для привлечения человека в организацию требовался непосредственный контакт, то в настоящее время достаточно быть подключенным к сети Интернет и зайти на определенный сайт. А далее информация, зачастую носящая провокационный и деструктивный характер, начинает работать в сознании человека как механизм замедленного действия.

Ломка существующих моральных устоев, как сопутствующее следствие трансформации социальной системы и развития глобальных тенденций, послужила тем основанием, на котором строится аффективная деятельность людей, выброшенных из нормальной социальной деятельности. Смещение ценностей, проблемы культурного, аксиологического характера заставляют потенциально активное население стирать грань между произволом и свободой, что, как правило, ведет к выбору произвола. По мнению В.В. Плотникова [5], свобода дает человеку ощущение подлинности существования, однако ввиду того, что

быть свободным - значит осознавать ответственность за собственные действия, многими людьми зачастую отвергается путь реализации свободы, а в качестве категории замещения выбирается произвол. Исследуемый нами феномен террористической и экстремистской деятельности как раз и предполагает такой вид аксиологической установки, который основан на безнаказанности, аффективности, стихийности, безответственности и ограниченности в просчете последствий.

Не менее сложным феноменом, с которым приходится иметь дело современным силовым структурам, являются экстремизм и терроризм религиозной направленности. Проникновение их в социокультурное пространство России связано как с деятельностью международных террористических организаций, так и с факторами, сопутствующими ослаблению института государства в период распада СССР. В результате можно утверждать, что содержание понятия «терроризм» претерпело ряд существенных изменений с момента его актуализации. Более того, речь идет о назревшей необходимости пересмотра смыслового содержания данного понятия и подробного его анализа в актуальном ключе.

Таким образом, можно судить о том, что в настоящее время террористическая угроза вышла на принципиально новый уровень. Не в последнюю очередь это связано с явлением международного терроризма, в рамках которого реализуется объединение террористических организаций, преследующих различные цели. Все это свидетельствует о том, что терроризм, как угроза социальной стабильности и безопасности населения, становится все более актуальной проблемой. В связи с этим приобретает значение проблема государственных ресурсов, задействуемых в борьбе с террористической угрозой. Поэтому для государства важно соблюдать принцип социокультурного равновесия, согласно которому необходимо, с одной стороны, принимать и предвидеть социокультурные тенденции глобальных изменений общества, а с другой стороны, сохранять внутренний стержень ментальности и самостоятельности. Этот принцип естественного социокультурного равновесия [6] диктует необходимость на государственном уровне проявлять механизмы самосохранения. В совокупность этих принципов как один из наиболее важных аспектов входит комплекс антиэкстремистских и антитеррористических мер.

С учетом современного технического прогресса, а также высокого уровня населения в

10

городах существенной проблемой является предотвращение террористических актов, поскольку ресурсов правоохранительных структур недостаточно для того, чтобы держать под контролем все потенциально опасные явления. Поэтому большое значение приобретает проблема вовлечения населения в деятельность по противодействию террористической угрозе на уровне своевременного информирования правоохранительных структур о потенциально опасных явлениях. Степень эффективности мер по противодействию террористической угрозе в данном случае напрямую зависит от степени активности населения. На этом уровне приобретает актуальность проблема восприятия террористической угрозы общественным сознанием. В связи с этим представляется актуальным и рассмотрение специфики трансформации массового сознания, произошедшей за последние десятилетия.

Одним из основных источников, посредством которых население узнает о существующих угрозах, в частности криминальной и террористической, являются средства массовой информации. Современное развитие СМИ приводит к ситуации, когда практически все представители населения оказываются информированными о наиболее серьезных происшествиях, имевших место в стране и за рубежом. Однако именно на этом уровне проявляется тенденция, существенным образом снижающая эффективность информирования населения о террористической угрозе. Суть этой тенденции заключается в том, что высокий уровень развития Интернета, индустрии компьютерных игр, киноиндустрии привел к ситуации, когда трансляция насилия в средствах массового вещания стала нормой. Если ранее одним из существенных аспектов восприятия медиапродуктов являлась высокая степень сопереживания происходящему на экране, то в настоящее время все более явственно прослеживается тенденция к отстранению потребителя от реальности событий, воспринимаемых через экран. По сути, формируется особое отношение к происходящему на экране как к чему-то виртуальному, не вполне настоящему. Население получает достаточно широкий спектр развлекательной информационной продукции, содержащей средства насилия, что формирует у потребителей особое отношение к насилию и экстремальным ситуациям, демонстрируемым в рамках теле- и интернет-вещания, характеризующееся деактуализацией рассматриваемых событий. Таким образом, к событиям, транслируемым через средства массовой коммуникации, постепенно прививается поверхностное

отношение. Что существенно, состояние комфорта, в котором пребывают потребители ме-диапродукции, внушает чувство иллюзорности и виртуальности происходящего на экране. В результате большинство населения подсознательно исходит из установки, что все события подобного рода происходят параллельно их существованию, «в другом месте». Это ложное ощущение безопасности, выраженное в отношении к террористической угрозе как к виртуальной опасности, по сути, существующей за пределами событийного круга субъекта, приводит к снижению серьезности и бдительности населения в вопросах антитеррористической безопасности.

Состояние комфорта, не сопоставимого с происходящим на экране, является серьезным основанием виртуализации проблем, воспринимаемых населением. При этом, что характерно, происходящие события находят отклик среди населения, но это носит поверхностный характер и сохраняет актуальность на протяжении короткого периода времени. Таким образом, информация об имеющих место фактах возникновения террористической угрозы постепенно подвергается деактуализации и не оказывает существенного влияния на образ действий рядовых членов общества. Вместе с тем, для государства, одной из функций которого является обеспечение безопасности граждан, крайне нежелательно выводить население из этого состояния комфорта посредством средств массовой коммуникации, поскольку паника среди населения является отрицательным и весьма вероятным итогом повышенного внимания к проблеме терроризма в средствах массовой информации. Более того, привитие населению чувства опасности и страха является одной из целей террористической деятельности. По этой причине приобретает актуальность проблема специальной подготовки населения, направленной не на оценочное отношение к ситуации, а на его методологическую грамотность, способствующую своевременному определению потенциально опасных явлений.

Проблема привлечения населения к деятельности по предотвращению террористической угрозы представляет существенную сложность с учетом необходимости соблюдения баланса между отрицанием проблемы террористической угрозы на уровне массового сознания и ее излишней актуализацией. По этой причине высокую значимость приобретают косвенные методы привития адекватной модели поведения среди населения. По сути, речь идет о том, что основной акцент должен быть сделан не на су-

11

ществующей опасности, но на положительном значении адекватных действий в потенциально опасной ситуации. Выработка среди населения положительной модели поведения требует комплексного подхода. Одним из перспективных направлений является сфера культуры, на уровне которой реализуется привитие индивидам ценностей и моделей поведения. Рассматриваемая проблема является комплексной, поскольку затрагивает не только аспект адекватности оценки опасности тех или иных явлений, но и момент социальной ответственности за жизни и здоровье других людей. При этом высокое значение имеет привитие членам общества ценности активного деятельного участия в жизни общества. В связи с этим одним из перспективных направлений является использование средств массовой коммуникации не только на информативном уровне, но также и на уровне трансляции положительного образа социально активного субъекта, выполняющего правильный набор действий в соответствии со спецификой сложившейся ситуации. Вместе с тем, существенную значимость приобретают иные формы подготовки населения, в частности проведение инструктажа по антитеррористической безопасности в образовательных

организациях. Одним из положительных следствий проведения индивидуальной подготовки населения является возможность контроля над ситуацией на уровне актуализации в сознании членов общества проблемы терроризма.

На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы.

Во-первых, произошедшие в ХХ в. существенные социальные, технологические, коммуникационные и прочие изменения позволяют говорить о том, что актуальна необходимость новой детальной разработки понятия экстремизма и терроризма с целью выявления стратегии противодействия данным явлениям, в том числе силами социального института науки и образования.

Во-вторых, необходимо также определиться с социальной концепцией восприятия обществом фактов экстремистской и террористической деятельности. Провести разъяснительную работу и подготовить методологию информационного обеспечения национальной безопасности на уровне адекватного восприятия населением соответствующей информации. При этом, на наш взгляд, важным аспектом является соблюдение баланса между информированием и сохранением спокойствия.

1. Кубякин Е. О. К вопросу определения сущности экстремистских установок молодежи // Власть. 2010. № 9. С. 56-59.

2. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в сети Интернет как социальная проблема // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4. С. 149-152.

3. Кубякин Е. О. Экстремизм и ксенофобия в молодежной среде в контексте обеспечения национальной безопасности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2010. № 1. С. 16-18.

4. Нарыков Н.В. Социокультурный подход к национальной идее, отечеству, патриотизму // Общество и право. 2014. № 1(47). С. 247-251.

5. Плотников В. В. Свобода как «подлинный способ» человеческого существования // Власть. 2007. № 12. С. 58-59.

6. Плотников В.В., Плотников Н.В. Естественное социокультурное равновесие как фактор, определяющий общественное развитие // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. URL: http:/Aeoria-practica.ru/rus/ files/arhiv_zhurnala/2014/16/philosophy/plotnikov-plotnikov.pdf (дата обращения: 21.10.2014).

1. Kubyakin E.O. To a question of definition of essence of extremist installations of youth // Power. 2010. № 9. P. 56-59.

2. Kubyakin E.O. Youth extremism on the Internet as a social problem // Historical and social and educational thought. 2011. № 4. P. 149-152.

3. Kubyakin E.O. Extremism and xenophobia in the youth environment in the context of ensuring national security // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2010. № 1. P. 16-18.

4. Narykov N.V. Sociocultural approach to national idea, fatherland, patriotism // Society and law. 2014. № 1(47) P. 247-251.

5. Plotnikov V.V. Freedom as «an original way» of human existence // Power. 2007. № 12. P. 58-59.

6. Plotnikov V.V., Plotnikov N.V. Natural sociocultur-al balance as the factor defining social development // Theory and practice of social development. 2014. № 16. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/ar-hiv_zhurnala/2014/16/philosophy/plotnikov-plot-nikov.pdf (date of access: 21.10.2014).

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.