Научная статья на тему 'Феномен «Жестокое обращение с детьми» как научная категория: сущность, формы и основные факторы'

Феномен «Жестокое обращение с детьми» как научная категория: сущность, формы и основные факторы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1413
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ / НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ / ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ / ФАКТОРЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ / FAMILY / CRUELTY TO CHILDREN / VIOLENCE AGAINST CHILDREN / FORMS OF MISTREATMENT / FACTORS OF MISTREATMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Беседина О. А.

В статье представлен анализ современных подходов к пониманию основных терминов, используемых для описания проблемы жестокого обращения с детьми в семьях. Автор обосновывает собственную трактовку таких понятий, как «насилие над детьми в семье» и «жестокое обращение с детьми в семье», а также выделяет возможные формы и факторы жестокого обращения с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenon «cruel treatment with children» as a scientific category: essence, forms and main factors

This article provides a modern approach to understanding of main terms which are used for cruel treatment problems description in families. The author substantiates his own interpretation of the terms as «violence to children in family» and «cruel treatment with children in family»; and also the author separates out some possible forms and factors of cruel treatment with children.

Текст научной работы на тему «Феномен «Жестокое обращение с детьми» как научная категория: сущность, формы и основные факторы»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

О. А. Беседина, соискатель,

кафедра общей и экономической социологии,

Тюменский государственный университет,

консультант первого заместителя

Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа,

г. Салехард, Россия,

4589ob@mail.ru

«ж

ФЕНОМЕН <ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ» КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ:

сущность, формы и основные факторы

На сегодняшний день в науке не существует единых оснований для определения понятия «жестокое обращение с детьми», нередко его отождествляют либо заменяют другими (например, насилие над детьми или в отношении детей, злоупотребление родительскими правами, плохое обращение с детьми и др.). В литературе можно встретить целый ряд терминов, обозначающих суть изучаемого нами феномена, но единая терминология, по крайней мере, в отечественной науке по сей день еще не сложилась. Чаще всего описываемое нами явление называют либо жестоким обращением с детьми, либо насилием над детьми. Более подробно остановимся на рассмотрении сущности этих понятий.

Первые определения изучаемого нами явления были даны зарубежными авторами и, так или иначе, исходили из физического воздействия, оказывае- -

мого на ребенка. В частности, впервые жестокое обращение с детьми было упомянуто в работе С. Кемпе (с соавторами) при описании так называемого «синдрома избиваемого ребенка». При этом анализируемое явление было обозначено термином «злоупотребление ребенком» и определено как «нанесение ребенку тяжелых физических повреждений родителем или

В действующем российском законодательстве не содержится

четкого определения термина «жестокое обращение с детьми»,

хотя его и можно встретить в целом ряде нормативных актов.

попечителем» и соответствующий результат («переломы, субдуральная гематома и множественные травмы мягких тканей, что нередко влекло за собой инвалидность и смерть»)1. Более поздними авторами вносились дополнения в трактовку этого понятия, главным образом, через увеличение числа форм воздействия на ребенка и описания возможных результатов подобного воздействия.

В действующем российском законодательстве не содержится четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», хотя его и можно встретить в целом ряде нормативных актов. Тем не менее, некоторые авторы все же поясняют, что именно под ним понимается. Например, Д. Г. Сизов, юрист-консультант «Журнала руководителя управления образованием», основываясь на анализе нормативно-правовых актов, рассматривает жестокое обращение с детьми как «действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка»2.

В рамках философских работ по рассматриваемой нами проблематике под насилием обычно понимается система поведения, направленного на подавление, получение власти одной стороной над другой. Например, Т. Г. Шалимова

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

определила семейное насилие как «систему поведения, которое имеет целью достижение власти и контроля одного члена семьи над другим (другими) посредством унижения и ущемления сво- -боды человека»3. При этом выделяются четыре вида семейного насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Далее, Т. Г. Шалимова указывает на то, что по направленности на объект семейное насилие может быть классифицировано как: жестокое обращение с детьми, насилие, направленное против супруга, а также насилие в отношении престарелых членов семьи. Следовательно, поскольку иных форм насилия не выделяется, и нет никаких оговорок по исключению каких-либо лиц из числа субъектов семейного насилия, можно сделать вывод, что автор считает синонимами понятия «насилие над детьми в семье» и «жестокое обращение с детьми». Более того, в качестве субъектов насилия (или жестокого обращения) в данном случае могут выступать не только родители или заменяющие их лица, но и другие родственники (бабушки и дедушки, дяди и тети, братья и сестры и т. п.)

Несколько иные подходы можно обнаружить в работах по психологии. Например, Е. И. Цымбал не только не считает рассматриваемые понятия синонимами, но и характеризует жестокое обращение как частный случай насилия над детьми, отличающийся от других форм насилия тем, что оно совершается родителями или заменяющими их лицами. Кроме того, можно встретить работы, в которых даются разные определения насилия над детьми и жестоко -го обращения с детьми, но при анализе отдельных составляющих данных трактовок можно = заметить, что содержательно понятия не разграничиваются (перечисляются фактически одни и те же формы насильственных действий по отношению к ребенку).

Понятие «жестокое обращение»

шире по объему термина «насилие», поскольку включает в себя все виды деструктивных действий/актов бездействия, совершаемых в отношении детей в семье.

И насилие, и жестокое обращение в отношении детей -

не единичные, случайные поведенческие акты, а регулярные, систематические, постоянно повторяющиеся факты грубого или небрежного обращения с детьми.

Различные взгляды на содержание и соотношение понятий «насилие над детьми в семье» и «жестокое обращение с детьми» можно встретить и в работах социологов. На- пример, М. Шарипова в диссертационном исследовании, посвященном социологическому анализу насилия в отношении детей, определяет такой вид насилия, как «любое действие (или бездействие) или совокупность действий и любая угроза действием, исходящие от родителей, родственников (лиц, их заменяющих), членов сообщества, другой личности или представителей государства не только в отношении самих детей, но и в отношении значимых для ребенка людей, животных и вещей, вызывающие у детей чувство страха и опасности, причиняющие детям физическое, моральное или психологическое страдание, ущерб их здоровью или развитию»4.

Четкое разграничение рассматриваемых понятий можно встретить в работах А. В. Очировой, которая определяет насилие как «нарушение меры применения физической силы или причинение физического вреда», а словосочетание «насилие над детьми» однозначно понимает как одну из форм жестокого обращения в семье. Также А. В. Очирова указывает на важный факт, с которым в контексте нашего исследования нельзя не согласиться, а именно: понятие «жестокое обращение» шире по объему термина «насилие», поскольку включает в себя все виды деструктивных действий/актов = бездействия, совершаемых в отношении детей

=.5

в семье5

В связи с наличием различных взглядов исследователей на «насилие над детьми» и «жестокое обращение с детьми» необходимо уделить особое внима-= ние тому, что не всегда отражается в рассмотренных выше определениях, но имеет исключительную методологическую значимость, а именно — перечислению тех форм воздействия на ребенка или

форм бездействия по отношению к нему, которые можно считать насильственными действиями или жестоким обращением. По этому поводу можно также встретить определенные расхож- -

дения в работах упоминаемых выше и других авторов, занимавшихся изучением рассматриваемой проблематики.

Некоторые исследователи, осуществляя классификацию форм насилия над ребенком, пытаются сочетать теоретически выделенные виды с реальной практикой их существования, учитывая, что одна форма насилия над ребенком, как правило, сопровождается и другими. Например, И. М. Кинард предлагает следующие группы сочетаний различных форм насилия: сексуальное насилие, в том числе сопровождающееся физическим насилием или пренебрежением; физическое насилие, в том числе сочетающееся с пренебрежением; пренебрежение, содержащее элементы сексуального или физического на-силия6.

Интересным представляется разграничение эмоционального и психологического насилия, проведенное в работах Н. О. Зиновьевой и Н. Ф. Михайловой. Эмоциональное насилие над ребенком определяется ими как «любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни», тогда как насилие психологическое — как «совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей»7.

М. Шарипова отмечает в своем диссертационном исследовании наличие следующих форм насилия в отношении детей: физическое насилие; пренебрежение; сексуальное насилие; психологически жестокое обращение. При этом указанный автор выделяет подтипы в рамках пренебрежения (может быть физическим, психологическим и образовательным), а также делает оговорку о том, что можно выделить косвенную форму насилия в отношении детей — ненадлежащее этическое контролирование (то есть поведение родителей,

К формам жестокого обращения с детьми мы относим следующие:

физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) насилие над детьми, а также пренебрежение основными нуждами ребенка.

приводящие к формированию у ребенка делинквентности).

Аналогичный подход к пониманию насилия над детьми демонстрирует в своих работах и М. В. Смагина, которая выделяет в качестве форм семейного насилия вообще и насилия над детьми в частности следующие: физическое; эмоциональное или психическое; пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям и интересам; сексуальное8.

Е. И. Цымбал, перечисляя фактически те же формы насилия (физическое, психоэмоциональное, сексуальное насилие, а также пренебрежение основными нуждами ребенка), называет их формами жестокого обращения с детьми и указывает на то, что такой подход к их выделению является общепринятым.

Проведенный нами анализ определений жестокого обращения и насилия, а также подходов к классификации их форм позволяет заключить, что, несмотря на наличие большого числа трактовок данных феноменов, в науке сохраняется методологическая неопределенность, связанная с наличием довольно большого числа смежных терминов и терминов, используемых фактически в качестве синонимов. Все это затрудняет проведение исследований, вызывает методические трудности, приводящие к невозможности сопоставления полученных эмпирических данных. В связи с этим считаем необходимым обосновать авторский подход к определению анализируемых терминов, позволяющий четко развести их и разработать систему показателей и индикаторов, позволяющих осуществить прикладное исследование изучаемого феномена.

Жестокое обращение с детьми в семье мы определяем как умышленные, повторяющиеся действия, угрозы действием или бездействие одного или нескольких членов семьи по отношению к ребенку, в результате которых нарушается его физическое и/ или психическое здоровье или создаются условия, мешающие его оптимальному развитию как личности.

Насилие над детьми в семье, которое, по нашему мнению, представляет собой действия или угрозы действием по отношению к ребенку, мы считаем частным случаем жестокого обращения с ними, которое, в свою очередь, помимо непосредственных действий или угроз включает и бездействие. Кроме того, особо подчеркнем, что и насилие, и жестокое обращение в отношении детей — не единичные, случайные поведенческие акты, а регулярные, систематические, постоянно повторяющиеся факты грубого или небрежного обращения с детьми.

Опишем все компоненты структуры жестокого обращения с детьми, а именно: его возможные субъекты и объекты; характер их взаимодействия и его результат.

Субъектами жестокого обращения детьми в семье могут выступать родители или иные заменяющие их лица (опекуны, усыновители, попечители и приемные родители), а также другие члены семьи (братья и сестры, бабушки и дедушки, дяди и тети), объектами — дети в возрасте до 18 лет, подвергающиеся одной или нескольким формам жестокого обращения. В качестве объектов жестокого обращения не могут рас-

сматриваться неодушевленные предметы. Однако исключением из правила является случай, когда тяжелую психологическую травму ребенку может нанести уничтожение каких-либо предметов, которые имеют для него исключительную ценность, особо дороги и значимы.

При этом для несовершеннолетнего, являющегося объектом насилия, может быть характерна различная степень вовлеченности в ситуацию насилия: непосредственная вовлеченность в качестве объекта агрессивных воздействий со стороны других лиц; непосредственная вовлеченность в качестве объекта манипуляций (для установления контроля над взрослой жертвой, как правило, матерью ребенка); опосредованная вовлеченность в качестве свидетеля насилия над другим членом семьи.

Определение характера взаимодействия (или формы жестокого обращения с ребенком) представляет наибольшую методологическую трудность, поскольку именно в отношении этого компонента структуры понятия «жестокое обращение с детьми» встречаются наибольшие разногласия у исследователей. Кроме того, труд-

ности в вычленении возможных форм воздействия на ребенка или форм бездействия по отношению к нему связаны с тем, что дети чаще всего страдают одновременно от нескольких форм жестокого обращения.

Что касается результатов жестокого обращения, то к ним можно отнести те его последствия, которые выражаются в причинении детям серьезных физических или психических травм, ущерба, вреда либо в ограничении свободы их волеизъявления или действий.

К формам жестокого обращения с детьми мы относим следующие: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) насилие над детьми, а также пренебрежение основными нуждами ребенка.

Анализируя основные понятия, связанные с предметом нашего исследования, остановимся также на рассмотрении факторов жестокого обращения с детьми в семьях. Необходимость их анализа обусловлена тем, что решить изучаемую проблему можно лишь зная порождающие и поддерживающие ее причины.

Жестокое обращение с детьми можно считать формой девиантного поведения, которому исследователи дают различные объяснения: биологическое, психологическое, социокультурное. Для решения задач нашего исследования наиболее продуктивным, несомненно, является социологическое объяснение причин данной формы девиант-ного поведения, которое предполагает учет социально-политических, социально-экономических, социально-правовых, социально-психологических и социокультурных факторов.

Анализ литературы, посвященной проблеме насилия, свидетельствует о наличии двух точек зрения на его происхождение: социо-биологические теории насилия и теории его социального происхождения. Сторонники социо-биологического подхода утверждают, что агрессия и вызванное ею насилие являются неотъемлемыми характеристиками живых организмов. Соответственно, согласно такой логике насилие неустранимо в силу его биологической обусловленности.

Сторонники же противоположной точки зрения склонны считать проявления агрессии и насилия следствием влияния факторов социальной среды, а, следовательно, насилие вполне может быть устранено с помощью целенаправленных мер.

В работах авторов, изучавших проблемы семейного насилия, уделено довольно много внимания анализу тех факторов, которые могут обусловливать возникновение насилия в семьях. В этом плане можно утверждать, что не существует единой теории, способной полностью объяснить все случаи и причины насилия над детьми в семье. Микросоциологические теории, как правило, объясняют жестокое обращение причинами, которые находятся в семье или заключаются в индивидуальных особенностях отдельных ее членов, в механизмах научения жестокости и в конфликтных характеристиках межличностной коммуникации между р од ств енниками. М акр ос оцио логические теории объясняют жестокое обращение в семье теми факторами, которые находятся за ее пределами: культурные представления, нормы о жестоком обращении, вытекающие из культурных особенностей общества; структурные особенности организации семьи; отсутствие специальных социальных и правовых механизмов, способных удерживать индивидуумов от жестокого обращения с другими; а также, социальные проблемы в обществе (например, бедность, безработица и пр.), являющиеся следствием структурных особенностей самого общества. В целом же, на основе анализа публикаций по проблемам жестокого обращения с детьми, можно выделить следующие группы его факторов:

1) социально-политические факторы: войны, социально-политические кризисы в стране, приводящие к разрушению социальной инфраструктуры, появлению большого количества сирот, «детей улицы», детей-инвалидов, детей-беженцев; социальная нестабильность, криминализация общества и т. п.; отсутствие превентивной государственной политики в области жестокого обращения с детьми;

Жестокое обращение с детьми можно считать формой девиантного поведения, которому исследователи дают различные объяснения: биологическое, психологическое, социокультурное.

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Щ

2) социально-правовые факторы: отсутствие или несовершенство специального законодательства, направленного на защиту прав ребенка; несовершенство механизмов реализации существующих правовых норм и санкций, защищающих права детей; низкая правовая грамотность населения вообще и детей в частности (не знают, куда обратиться, когда сталкиваются с насилием);

3) социально-экономические факторы: экономическая нестабильность в стране, а также связанные с ней безработица, инфляция, бедственное материальное положение многих семей; низкий социально-экономический статус семей, следствием которого являются: низкий уровень образованности, неадекватные знания о ребенке и его развитии;

4) социокультурные факторы: традиционные морально-психологические ре-гулятивы (нормы морали, групповые ценности, неформальные санкции и др.); страх перед общественным мнением; стереотипы восприятия насилия и «отголоски» патриархальной семейной организации (положительное отношение к телесным наказаниям детей); влияние СМИ, массовой культуры (например, в музыке популяризация направлений, в которых основным смыслом является поклонение преступному миру, суицидальным попыткам, антидуховности и агрессивности);

5) социально-психологические и психологические факторы: негативный жизненный опыт родителей; пережитые родителями, а также самими детьми эпизоды, факты насилия; конфликтность в семье и недоброжелательные межличностные отношения; алкоголизм, наркомания.

К настоящему времени социологами разработано уже достаточно большое количество концепций, раскрывающих предпосылки жестокого обращения с детьми в семье, — от наличия нарушений в психологическом состоянии субъекта и объекта насильственных действий до влияния социокультурных норм, провоцирующих на-

Сторонники социобиологиче-ского подхода утверждают, что агрессия и вызванное ею насилие являются неотъемлемыми характеристиками живых организмов. Соответственно, согласно такой логике насилие неустранимо в силу его биологической обусловленности.

силие, патриархальной социальной структуры, благоприятствующей доминированию мужчин в семье и в обществе. Именно поэтому можно заключить, что не существует простых объяснений причин жестокого обращения с детьми в семье. Оно, как правило, вызвано целым комплексом факторов, оказывающих влияние на взаимоотношения родственников. Рассмотренная проблема имеет многомерную природу, что об-= условливает необходимость комплексного подхода к ее решению на основе масштабных теоретических и эмпирических исследований. ^

1. Kempe C. H., Silverman F., Steele B., Droegenmueller W., Silver H. The battered child Syndrome.// Journal of the American Medical Association. 1962. Vol. 181. P. 17-24.

2. Сизов Д. Г. Ответственность за жестокое обращение с детьми // Директор школы. — 2010. — № 6. 3. Шалимова Т. Г. Насилие и ненасилие в условиях поляризации гендерных идеалов: автореферат дис... к. ф. н. Саранск: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2004. С. 19.

4. Шарипова М. Насилие в отношении детей: теоретический и эмпирический анализ: автореферат дис... к. с. н. Душанбе, 2002. 21 с.

5. Очирова А. В. Проблема жестокого обращения с детьми в современной семье (Социологический анализ) : автореферат дис... к. с. н. — СПб: Санкт-петербургский государственный университет, 2005. С. 13.

6. Kinard E. M. Methodological issues and practical problems in conducting research on maltreated children.// Child abuse and neglect. 1994. Vol. 18. № 8. P. 645-656.

7. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб: Речь, 2003. С. 36-40.

8. Смагина М. В. Защита детей от семейного насилия в современном российском обществе: монография. Ставрополь: Издательство СГПИ, 2009. С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.