Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ВОПЛОЩЁННОГО КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА В КОНСТРУИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ФЕНОМЕН ВОПЛОЩЁННОГО КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА В КОНСТРУИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТАРИЦКОЕ ВЕРХНЕВОЛЖЬЕ / БОРТЕНЕВСКОЕ СРАЖЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ ПОЛЕЙ СРАЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронова С.А.

Тверская область представляет собой дробное полицентричное пространство, насыщенное историческими и историко-географическими смыслами, прежде всего как совокупность множества локальных идентичностей, уходящих корнями глубоко в историю. Полицентричная структура Тверской области, слабость административного центра являются причинами особых процессов пространственной самоорганизации общества - формирования вернакулярных районов, которые существуют как часть народной культуры. Как вернакулярный район рядом исследователей выделяется Верхневолжье. Старицкое Верхневолжье, чья история складывалась на протяжении десяти веков, является уникальным историко-культурным, архитектурным и природным комплексом. Старицкий район, где сложились необходимые исторические предпосылки для проявления локального уровня территориального самосознания, попадает в зону влияния московской агломерации, поскольку с точки зрения транспорта и географии близок к Москве. Тем серьезнее становится необходимость включения Старицкого края в зону Тверского влияния через консолидирующую стратегию формирования целостной тверской идентичности. Интересы стабилизации тверской региональной идентичности, в данном случае, оказались превыше исторической достоверности и воплотили культурный ландшафт поля Бортеневской битвы на территории Старицкого края, опираясь на нематериальное культурное наследие, и пока не подтвердив его достоверность археологически. Возник своеобразный военно-исторический ландшафт с информационными знаками и объектами материальной культуры, способствующий консолидации и формированию тверской региональной идентичности вокруг образа Михаила Тверского и Бортеневской битвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMBODIED CULTURAL LANDSCAPE PHENOMENON IN THE CONSTRUCTION OF REGIONAL IDENTITY

The Tver Region is a fractional polycentric space, saturated with historical and historical-geographical meanings, primarily as a set of many local identities rooted deep in history. The polycentric structure of the Tver region, the weakness of the administrative center are the reasons for the special processes of spatial self-organization of society - the formation of vernacular areas that exist as part of folk culture. As a vernacular area, the Upper Volga region is distinguished by a number of researchers. The Staritsky Upper Volga region, whose history has been developing for ten centuries, is a unique historical, cultural, architectural and natural complex. The Staritsky district, where the necessary historical prerequisites for the manifestation of the local level of territorial self-consciousness have developed, falls into the zone of influence of the Moscow agglomeration, since it is close to Moscow from the point of view of transport and geography. The more serious becomes the need to include the Staritsky Region in the zone of Tver influence through a consolidating strategy for the formation of an integral Tver identity. The interests of stabilizing the Tver regional identity, in this case, turned out to be above historical authenticity and embodied the cultural landscape of the field of the Battle of Bortenev in the territory of the Staritsky Region, relying on intangible cultural heritage, and not yet confirming its authenticity archaeologically. A distinctive military-historical landscape with information signs and objects of material culture has emerged, contributing to the consolidation and formation of the Tver regional identity around the image of Mikhail Tversky and the Battle of Bortenevo.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ВОПЛОЩЁННОГО КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА В КОНСТРУИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

Научная статья Культурология

УДК: 911

https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2022-5-2-i44-i54

ФЕНОМЕН ВОПЛОЩЁННОГО КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА В КОНСТРУИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (на примере Старицкого вернакулярного района)

Светлана Анатольевна Воронова

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация, svetlana1916007@rambler.ru

Аннотация. Тверская область представляет собой дробное полицентричное пространство, насыщенное историческими и историко-географическими смыслами, прежде всего как совокупность множества локальных идентичностей, уходящих корнями глубоко в историю. Полицен-тричная структура Тверской области, слабость административного центра являются причинами особых процессов пространственной самоорганизации общества - формирования вернакулярных районов, которые существуют как часть народной культуры. Как вернакулярный район рядом исследователей выделяется Верхневолжье. Старицкое Верхневолжье, чья история складывалась на протяжении десяти веков, является уникальным историко-культурным, архитектурным и природным комплексом. Старицкий район, где сложились необходимые исторические предпосылки для проявления локального уровня территориального самосознания, попадает в зону влияния московской агломерации, поскольку с точки зрения транспорта и географии близок к Москве. Тем серьезнее становится необходимость включения Старицкого края в зону Тверского влияния через консолидирующую стратегию формирования целостной тверской идентичности. Интересы стабилизации тверской региональной идентичности, в данном случае, оказались превыше исторической достоверности и воплотили культурный ландшафт поля Бортеневской битвы на территории Старицкого края, опираясь на нематериальное культурное наследие, и пока не подтвердив его достоверность археологически. Возник своеобразный военно-исторический ландшафт с информационными знаками и объектами материальной культуры, способствующий консолидации и формированию тверской региональной идентичности вокруг образа Михаила Тверского и Борте-невской битвы.

Ключевые слова: культурный ландшафт, региональная идентичность, Старицкое Верхневолжье, Бортеневское сражение, культурный ландшафт полей сражений

Для цитирования: Воронова С.А. Феномен воплощённого культурного ландшафта в конструировании региональной идентичности (на примере Старицкого вернакулярного района). Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2022;5(2):144-154. https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2022-5-2-i44-i54.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

© Воронова С.А., 2022 © Наследие и современность, 2022

Original article Culturology

https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2022-5-2-i44-i54

THE EMBODIED CULTURAL LANDSCAPE PHENOMENON IN THE CONSTRUCTION OF REGIONAL IDENTITY (on the example of the Staritsky vernacular district)

Svetlana Voronova

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, svet-lana1916007@rambler.ru

Abstract. The Tver Region is a fractional polycentric space, saturated with historical and historical-geographical meanings, primarily as a set of many local identities rooted deep in history. The polycentric structure of the Tver region, the weakness of the administrative center are the reasons for the special processes of spatial self-organization of society - the formation of vernacular areas that exist as part of folk culture. As a vernacular area, the Upper Volga region is distinguished by a number of researchers. The Staritsky Upper Volga region, whose history has been developing for ten centuries, is a unique historical, cultural, architectural and natural complex. The Staritsky district, where the necessary historical prerequisites for the manifestation of the local level of territorial self-consciousness have developed, falls into the zone of influence of the Moscow agglomeration, since it is close to Moscow from the point of view of transport and geography. The more serious becomes the need to include the Staritsky Region in the zone of Tver influence through a consolidating strategy for the formation of an integral Tver identity. The interests of stabilizing the Tver regional identity, in this case, turned out to be above historical authenticity and embodied the cultural landscape of the field of the Battle of Bortenev in the territory of the Staritsky Region, relying on intangible cultural heritage, and not yet confirming its authenticity archaeologically. A distinctive military-historical landscape with information signs and objects of material culture has emerged, contributing to the consolidation and formation of the Tver regional identity around the image of Mikhail Tversky and the Battle of Bortenevo.

Keywords: cultural landscape, regional identity, Staritsky Upper Volga region, Bortenev battle, cultural landscape of battlefields

For citation: Voronova S. The embodied cultural landscape phenomenon in the construction of regional identity (on the example of the Staritsky vernacular district). Heritage and Modern Times. 2022;5(2):144-154. https://doi.org/lO.52883/ 2619-0214-2022-5-2-144-154.

Введение

Идентичность человека является чрезвычайно важным фактором для его взаимодействия с миром. Отсутствие идентичности в социокультурном объединении трансформируется для общества в утрату собственных правил и подчинение чуждым. Региональная идентичность - сложный феномен, являющийся объектом исследования различных научных дисциплин. Развитие темы региональной идентичности отражено в работах специалистов разного профиля: Т.Н. Кувеневой, А.Г. Манакова,

© Voronova S.A., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

А.И. Трейвиша, Н.А. Шматко, Ю.Л. Качанова, М.П. Крылова, Р.Ф. Туровского, однако целостной теоретической концепции на данный момент нет. Рассматривая региональную идентичность в культурологическом аспекте, следует понимать ее как «фактор социально-культурного единства, замкнутый мир традиционных ценностей повседневности, мало подверженный инновациям, но открытый к диалогу» [1].

Конструирование региональной идентичности чаще всего основано на региональной истории, культурной памяти, мифах и традициях, обусловленных историческими, экономическими, географическими особенностями территории. Внешние признаки региональной идентичности проявляются в виде культурного наследия - символов: памятников, традиций, исторических ремесел и иных полюсов культурного ландшафта. По словам Туровского, именно «культурный ландшафт стал своеобразной подстилающей поверхностью, на которой строилось и продолжает строиться региональное самосознание» [2].

Ю.А. Веденин и М.Е. Кулешова рассматривают культурные ландшафты с позиции информационно-аксиологического подхода как пространство смыслов, среды обитания людей [3]. По словам М.В. Назуки-ной, коллективные смыслы поддерживают единство регионального сообщества [4], И.М. Бусыгина подчеркивает важность наличия у жителей знания о своем регионе и связанных с ним эмоций для формирования региональной идентичности [5]. Мотивационная роль в социокультурной активности жителей регионов отмечена в работе Ю.Ф. Абрамова, И.И. Арсентьева [6]. И.Н. Барыгин пишет о формировании различных региональных практик в дискурсе региональной идентичности, основанных на «устной истории», «символических очертаниях» и «пространственном сознании» [7].

Следовательно, территориальная идентичность - мобильное и динамичное явление, на которое оказывают влияние практики символизации действительности, вовлечение культурного наследия территории в социокультурную жизнь. Таким образом, через придание значимости региональным событиям прошлого, культурные ресурсы региона успешно используются для конструирования территориальной идентичности -залога успешного развития региона.

В настоящее время заметна тенденция насыщения или пополнения культурных ландшафтов новыми символами. Часто это символы, которые в советский период не получили официального признания, однако, являлись частью региональной и традиционной русской культуры. Появляются памятники историческим лицам региона, возрождаются сакральные ландшафты, восстанавливаются утраченные топонимы. Все это имеет большое значение для формирования региональной идентичности.

© Воронова С.А., 2022 © Наследие и современность, 2022

146 ISSN 2619-0214 (Print)

Вопрос региональной идентичности в Тверской области

Вопрос региональной идентичности и узнаваемости все чаще озвучивается в средствах массовой информации Тверской области. Тверская область претендует на участие в проекте Агентства стратегических инициатив (АСИ) по развитию территориальной идентичности и локального наследия. В 2019-2023 гг. в рамках программы стратегического развития предусмотрена работа над проектом «Формирование тверской региональной идентичности как ключевого фактора исторического развития общероссийского социально-культурного пространства»1. Понятие «московской агломерации» как принцип, ограничивающий права на уникальность, больше не устраивает регион. Территориальный принцип становится объединяющим фактором. Однако, формирование региональной идентичности в Тверской области по такому принципу представляет собой серьёзную проблему.

Тверская область - это дробное полицентричное пространство, насыщенное историческими и историко-географическими смыслами, прежде всего как совокупность множества локальных идентичностей, уходящих корнями глубоко в историю [8]. Подобное многообразие иден-тичностей возникло по нескольким причинам. Во-первых, Тверская область расположена так, что ее административный центр не совпадает на карте с геометрическим, поэтому контроль им всей территории области затруднен. Следствием географического положения становится возникновение по краям региона локальных центров. Кроме того, Тверская область расположена на границе сфер влияния крупных агломераций -Москвы и Санкт-Петербурга.

Тверская область характеризуется также отсутствием исторического единства территорий. Многие города, входящие в современные границы области, старше областного центра и не идентифицируют себя исторически с «Тверской землей». Полицентричная структура Тверской области, слабость административного центра являются причинами особых процессов пространственной самоорганизации общества - формирования вернаку-лярных районов, которые существуют как часть народной культуры. Впервые этот термин возник в 1960-х - 1970-х годах в работах американских исследователей [9-11] и др. В отечественной науке интерес к вернакулярным районам заметен с 2000 г. (Л.В. Смирнягин, С.Г. Павлюк, О.А. Лавренова, М.П. Крылов, Н.Ю. Замятина, Д.Н. Замятин, Р.Ф. Туровский, В.Н. Калуцков, В.В. Мирошниченко и др.) Вернакулярный район - это образ территории,

1 Тверская область может стать одним из пилотных регионов по развитию территориальной идентичности.- URL: https://ks-regi0n69.c0m/different/80231-tverskaja-0blast-m0zhet-stat-0dnim-iz-pilotnyh-regionov-po-razvitiju-territorialnoj-identichnosti(дата обращения 10.04.2022).

© Voronova S.A., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

особенности которого обособлены восприятием региона самим населением, формируемый жителями через их повседневную деятельность. Вернаку-лярные районы могут не совпадать с административными границами и отражают реальную практику использования пространства: историческую идентичность районов. Расширить смысл термина позволяет социокультурный подход: согласно ему, вернакулярный район - результат деятельности людей в ландшафте [12]. Как вернакулярный район рядом исследователей [13] выделяется Верхневолжье.

Старицкое Верхневолжье, история которого складывалась на протяжении десяти веков, является уникальным историко-культурным, архитектурным и природным комплексом. Рассматривая географическое единство, следует отметить, что Старицкий район не относится к центральным районам Тверской области. В прошлом границы и административная принадлежность Старицкого района многократно менялись: если в XIV в. Старица входила в Тверское княжество, то, полюбившись Ивану Грозному, в XVI в. отходит к Смоленску. Старицкий район попадает в зону влияния московской агломерации, поскольку с точки зрения транспорта и географии близок к Москве. А.Г. Манаков относит Старицу с окрестностями к отдельной «Верхневолжской земле» [14], (тогда как Тверь и Торжок с прилегающими территориями составляют собственно «Тверскую землю»). В Старицком регионе сложились необходимые исторические предпосылки для проявления локального уровня территориального самосознания. Тем серьезнее становится необходимость включения Старицкого края в зону Тверского влияния через консолидирующую стратегию формирования целостной тверской идентичности.

Культурный ландшафт поля Бортеневского сражения как инструмент формирования региональной идентичности

Интересы стабилизации тверской региональной идентичности в данном случае оказались превыше исторической достоверности и воплотили культурный ландшафт поля Бортеневской битвы на территории Старицкого края, опираясь на нематериальное культурное наследие, и пока не подтвердив его достоверность археологически.

Бортеневское сражение времен феодальных распрей, вечного спора за первенство между Тверским и Московским княжествами и военно-политического господства Орды является мощным аргументом в дискурсе тверской региональной идентичности. В споре за Великое княжение выступили, по праву претендовавший на него, князь Михаил Тверской с одной стороны, и московский князь Юрий, использовавший ложь, клевету, интриги, и удачную женитьбу на сестре ордынского хана, с другой.

© Воронова С.А., 2022 © Наследие и современность, 2022

148 ISSN 2619-0214 (Print)

В сражении, произошедшем в 1377 г., победу одержали тверичи, захватив в плен жену Юрия, где она была отравлена (возможно, провокаторами). Смерть ханской сестры грозила вылиться в кровавую расплату над Тверью. Михаил не стал спасаться бегством, он решил ехать в Орду, пойдя на самопожертвование, пытаясь спасти город от татарской мести. В Орде он был зверски замучен. Михаил Тверской особо почитаем в Тверской области не за свою политическую деятельность, а скорее, за самопожертвование ради спасения тверичей. В настоящее время на тверской земле идет активная работа по возрождению памяти о великом князе Михаиле.

Споры о месте исторического сражения ведутся до сих пор. Топонимов с корневой основой «борт» в Тверском крае по писцовым материалам XVI века было немало. Историей вопроса занимались А.Н. Хохлов, Ю.А. и Е.В. Кобозевых, П.Д. Малыгин, В.С. Борзаковский, В.А. Плетнев, А. Жгутов и др. В начале 90-х гг. прошлого столетия в эти места была направлена экспедиция, которую возглавлял Пётр Малыгин. Находок вооружения XIV в. на данной территории обнаружено не было, «однако керамический материал позволяет констатировать, что поселение в урочище Бортенево существовало в XIV в.» [15].

В 1989 г. группа исследователей под руководством Г.Н. Пономарева совершила поездку в Бортенево, в Старицкий район с целью поиска места Бортеневской битвы на основе информации нематериальных источников: воспоминаний местных жителей. В местности с небольшим населением актуальна устная культура, поэтому велика роль бытования мифа. Мифологемы являются неотъемлемой частью региональной идентичности. Е.В. Головнева [16] рассматривает их как возможность повышения статуса, возвышение истории и культуры своего региона. В.К. Тихомирова и В.А. Тихомиров первыми предоставили сведения о легендах, связывающих эти места с Бортеневской битвой. Местной жительницей М.И. Комаровой было указано место расположения барского дома, уничтоженного фашистами в 1941 г., в котором специальный кабинет отводился находкам, случайно обнаруженным при распашке барского поля, а также деревянной часовни, сожжённой после революции.

По воспоминаниям М.И. Комаровой, в поисках часовни для детей в школе была организована экскурсия. М.И. Комарова указала также на сохранившийся ко времени ее проживания в Бортенево топоним «Секер-никово», связав его с «большой кровавой сечей» [17]. Преподаватель Глебовской школы Д.И. Смирнов в 1997 г. дал интервью областному телевидению, рассказав о том, что впервые о событиях на Бортеневском поле услышал в 1946 г. от бывшего священника Ивановско-Ярильцевской церкви Ахматова Владимира Ивановича. Ежегодно 22 ноября, в день казни Михаила Тверского, он совершал крестный ход с прихожанами в

© Voronova S.A., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

ISSN 2619-0214 (Print) 149

Бортенево, и в часовне, построенной на средства местных помещиков Позднякова и Малыгиной [17], совершал молебен в честь святого Михаила Тверского. Традиция повелась, по словам священника, с конца ХУШ в., с момента постройки каменной церкви. Ежегодный крестный ход в Бортенево можно рассматривать, как социальный перформанс, направленный на оживление культурной памяти. Кроме того, по словам краеведа А.В. Шиткова [18], на территории Бортеневского поля находятся семь высоких курганов, раскопки которых еще не производились.

Расположение мест исторических сражений - очень сложный вопрос. Военно-исторический культурный ландшафт характеризуется кратковременной разрушительной трансформацией [19], вскоре хозяйственная деятельность на этой территории восстанавливается, и, со временем, локация сражений может предаться забвению. Однако, народная память фиксирует события в виде духовных ценностей - нематериального культурного наследия, и информационное содержание позволяет отнести такие виды культурного ландшафта к ассоциативным. В пользу локализации Бортеневской битвы в Старицком районе говорит характер отрицательного рельефа, наличие оврага и ручья Строганец, сохранившиеся в народной памяти топонимы и традиции почитания места - совершение крестного хода. Однако, вопрос пока остаётся открытым, поскольку археологических подтверждений еще нет.

По инициативе группы «Бортенево» при тверском отделе культуры, преобразованной затем в Общества Михаила Ярославовича Тверского, началась постепенная мемориализация Бортеневского поля. В 1992 году на месте сражения был сооружен деревянный крест, на средства общественности восстановлена часовня. В 1998 году установлен гранитный крест. 22 ноября 2001 года состоялось открытие и освящение часовни. Г.Н. Пономарев констатирует, что существуют мнения о в неправомочности создания мемориального комплекса в Бортенево, подчеркивая, что мемориал находится на территории бывшей деревни Бортенево, сожженной в 1941 г., а не на месте Бортеневской битвы. В ноябре 2007 года в Старице состоялся военно-исторический праздник, посвященный Бортеневской битве. Таким образом происходило закрепление в народной памяти прямой ассоциативной связи между историческим событием и местностью, на которой оно произошло. Бортеневское поле превратилось в мемориально-музейный ландшафт, где объектом музейного показа стали крест и часовня, визуально отражающие ценность памятного места, внося вклад в консолидацию территории и формирование региональной идентичности.

Это не единственный пример, когда региональная идентичность, превалируя над исторической достоверностью, воплощает культурный ландшафт места сражения. В посёлке Кировское Волновахского района

© Воронова С.А., 2022 © Наследие и современность, 2022

Донецкой области в 2004 году писателем С.И. Птиченко и историком С.И. Ляшок установлен памятник битве на реке Калке (1224 г.), хотя достоверного археологического подтверждения факту произошедшего сражения нет. Памятник был установлен в «юбилейный» год тысячелетия битвы [20], а также год политического кризиса и четвертых президентских выборов на Украине, проходивших особенно напряжено в Донбассе, где вопрос региональной идентичности стоял наиболее остро.

Конкретный географический пункт, где произошло Ледовое побоище 1242 г., также до сих пор не уточнён. Но монумент «Ледовое побоище» был воздвигнут на горе Соколиха в 1993 г. Уже в 1968 г. определился план возведения памятника, был проведен конкурс, комиссия выбрала совместную работу И.И. Козловского и П.С. Бутенко, после чего началась детальная проработка скульптурной композиции. Место размещения утвердили в 1981 г., а сооружение мемориала «Ледового побоища» было заложено в план XII пятилетки (1986-1990 гг.). Торжественно открыт монумент был 24 июня 1993 г., в год 1090-летия Пскова.

Также археологически не удалось локализовать место Грюнвальдской битвы, произошедшей 15 июля 1410 г. В 2014-2016 годах международная группа археологов, обследовав окрестности деревни Грюнвальд, не обнаружила массовых захоронений, а находки в виде фрагментов оружия и снаряжения указывали, на то, что стычки в ходе сражения проходили на очень большой территории [21]. Открытие памятника2 в Кракове скульптора Антония Вивульского было приурочено к 500-летию события. Место расположения памятника с самой битвой имеет косвенную связь: известно, что из Кракова король Владислав II Ягелло с войском отправился на Мариенбург, столицу тевтонского ордена, и сюда же возвратился с победой.

Заключение

Таким образом, интересы региональной идентичности, возможно, преждевременно, воплотили культурный ландшафт места и закрепили его за историческим событием. После установления памятника на месте предполагаемого, но не доказанного места Бортеневской битвы, дальнейшее проведение научных исследований и археологических работ по розыску действительного места сражения больше не осуществляется. Сконструировав культурный ландшафт Бортеневского поля, жители Ста-рицкого края возвращаются в Тверскую агломерацию.

2 Памятник был разрушен гитлеровскими войсками в 1939 г., и восстановлен в первозданном виде в 1976 г. Точную копию скульптурного комплекса выполнил ректор Краковской академии искусств, профессор Мариан Конечны. Остатки уничтоженного фашистами постамента были перевезены на место Грюнвальдского сражения.

© Voronova S.A., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

Литература

1. Розенберг Н.В. Культурный потенциал региона как фактор формирования культурной идентичности. // Аналитика культурологии. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (Тамбов). №2 (11). 2008. - C. 258-262.

2. Туровский Р.Ф. Соотношение культурных ландшафтов и региональной идентичности в современной России // Идентичность и география в современной России. СПб.

2003. - с. 139-173.

3. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурные ландшафты как категория наследия // Культурный ландшафт как объект наследия. М.: Институт наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - С. 15-26.

4. Назукина М.В. Региональная идентичность в современной России: типологический анализ: Автореф. ... дис. канд. политических наук Пермь, 2009. - 200 с.

5. Бусыгина И.М. Политическая регионалистика. - М., РОССПЭН. 2006. - 279 с.

6. Абрамов Ю.Ф., Арсентьева И.И. Регионоведение России. Учебное пособие. -Иркутск: ИГУ, 2006. - 164 с.

7. Барыгин И.Н. Международное регионоведение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.

8. Малыгин П.Д. Об особенностях Тверского и Верхневолжского краеведения // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История № 4. 2020. - С. 109-118.

9. Zelinsky W. 1996. Cultural geography of the United States. Englewood Cliffs NJ: Prentice Hall. (In Eng.).

10. Jordan T. 1978. Perceptual regions of Texas. Geographical Review. Vol. 68. No 3: 293-307. (In Eng.).

11. Hale R.N. 197 l. Map of Vernacular regions in America. Minneapolis: University of Minnesota Press. (In Eng.).

12. Казакова Г. М. Региональная идентичность и «низовой регионализм» - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-identichnost-vernakulyarnyy-rayon-i-rossiyskiy-nizovoy-regionalizm/viewer (дата обращения 10.04.2022).

13. Павлюк С., Попова И., Попов Ф., Рассказов С., Фрейдлин С. Пространство Тверской области в объективных показателях, образах и травелогах. / / Communitas №2. 2005 URL: https: / / docs.yandex.ru/ docs/view?tm=1653127900&tld=ru&lang=ru&name=2Communitas_2_200 5_Zamyatin.pdf&text=Communitas%20№2.%202005&url=https%3A%2F%2Fweb.archive.org%2F web%2F20150610201514%2Fhttp%3A%2F%2Fcommunitas.narod.ru%2F2.

14. Манаков А.Г. Основы культурно-географической регионалистики. - Псков: Изд-во ПГПУ, 2005. С.155-156.

15. Пономарев Г.Н. Воинствующее честолюбие. - URL: https://lukina-tver.livejournal.com/9864.html (дата обращения 10.04.2022).

16. Головнева Е.В. Региональная идентичность и идентичность региона. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. 2017. Т. 12. № 3. С. 182-189.

17. Пономарев Г.Н. Бортеневская битва. Мифы и реалии. - Тверь : Людмила Юга, 2007. С. 86.

18. Старица или Бортеневское сражение. Тверская область. Среда, 23 Апреля 2008 г. 00:14.- URL: https://www.liveinternet.ru/users/kis_triskoЪochki/post73l80703(дата обращения 10.04.2022)

19. Горбунов А.В. Музеефикация полей сражений как объектов культурного наследия// Экологические проблемы развития музеев-заповедников: материалы Десятой Всероссийской научной конференции (Москва, 15-17 ноября 2005 г.). М: Институт Наследия, 2008. С. 52-64.

© Воронова С.А., 2022 © Наследие и современность, 2022

20. Памятник битвы на реке Калка (XII—XIII век). -URL: https://www.youtube.com/watch?v=B09it92lBaw (дата обращения 10.04.2022)

21. Зеевальд Б. 608 лет Грюнвальдскому сражению. Истинное место великой битвы - URL: https://tortillala.livejournal.com/i3i05.html (дата обращения 10.04.2022).

References

1. Rozenberg N.V. KuTturnyvj potencial regiona kak faktor formirovaniya kuTturnoj identichnosti. // Analitika kuTturologii. Tambovskij gosudarstvennyvj universitet imeni G.R. Derzhavina (Tambov). №2 (11). 2008. - C. 258-262.

2. Turovskij R.F. Sootnoshenie kuTturnyvx landshaftov i regionaTnoj identichnosti v sov-remennoj Rossii / / Identichnostv i geografiya v sovremennoj Rossii. SPb. 2003. - C. 139-173.

3. Vedenin Yu.A., Kuleshova M.E. KuTturnyve landshaftyv kak kategoriya naslediya // KuTturnyvj landshaft kak obvvekt naslediya. M.: Institut naslediya; SPb.: Dmitrij Bulanin, 2004. - S. 15-26.

4. Nazukina M.V. RegionaFnaya identichnost4 v sovremennoj Rossii: tipologicheskij analiz: Avtoref. ... dis. kand. politicheskix nauk Permv, 2009. - 200 c.

5. Busy^gina I.M. Politicheskaya regionalistika. - M., ROSSPEvN. 2006. - 279 c.

6. Abramov Yu.F., Arsentveva I.I. Regionovedenie Rossii. Uchebnoe posobie. - Irkutsk: IGU, 2006. - 164 c.

7. Bary^gin I.N. Mezhdunarodnoe regionovedenie: Uchebnik dlya vuzov. - SPb.: Piter, 2009. - 384 c.

8. Maly^gin P.D. Ob osobennostyax Tverskogo i Verxnevolzhskogo kraevedeniya // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya № 4. 2020. - S. 109-118.

9. Zelinsky W. 1996. Cultural geography of the United States. Englewood Cliffs NJ: Prentice Hall. (In Eng.).

10. Jordan T. 1978. Perceptual regions of Texas. Geographical Review. Vol. 68. No 3: 293-307. (In Eng.).

11. Hale R.N. 197 l. Map of Vernacular regions in America. Minneapolis: University of Minnesota Press. (In Eng.).

12. Kazakova G. M. RegionaFnaya identichnost4 i «nizovoj regionalizm» - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-identichnost-vernakulyarnyy-rayon-i-rossiyskiy-nizovoy-regionalizm/viewer (data obrashheniya 10.04.2022).

13. Pavlyuk S., Popova I., Popov F., Rasskazov S., Frejdlin S. Prostranstvo Tverskoj ob-lasti v obvvektivnyvx pokazatelyax, obrazax i travelogax. // Communitas №2. 2005 URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1653127900&tld=ru&lang=ru&name.

14. Manakov A.G. Osnovyv kuTturno-geograficheskoj regionalistiki. - Pskov: Izd-vo PGPU, 2005. S.155-156.

15. Ponomarev G.N. Voinstvuyushhee chestolyubie. - URL: https://lukina-tver.livejournal.com/9864.html (data obrashheniya 10.04.2022).

16. Golovneva E.V. RegionaFnaya identichnost4 i identichnost4 regiona. // Izvestiya UraTskogo federaTnogo universiteta. Ser. 3, Obshhestvennyve nauki. 2017. T. 12. № 3. S. 182-189.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ponomarev G.N. Bortenevskaya bitva. Mifyv i realii. - Tverv : Lyudmila Yuga, 2007. S. 86.

18. Staricza ili Bortenevskoe srazhenie. Tverskaya oblast\ Sreda, 23 Aprelya 2008 g. 00:14.- URL: https://www.liveinternet.ru/users/kis_triskobochki/post73180703(data obrash-heniya 10.04.2022)

19. Gorbunov A.V. Muzeefikaciya polej srazhenij kak obvvektov kuTturnogo naslediya// Evkologicheskie problemyv razvitiya muzeev-zapovednikov: materialyv Desyatoj Vserossijskoj nauchnoj konferencii (Moskva, 15-17 noyabrya 2005 g.). M: Institut Naslediya, 2008. S. 52-64.

© Voronova S.A., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

20. Pamyatnik bitvyv na reke Kalka (XII-XIII vek). -URL: https://www.youtube.com/watch?v=B09it92lBaw (data obrashheniya 10.04.2022)

21. ZeevaVd B. 608 let GryunvaFdskomu srazheniyu. Istinnoe mesto velikoj bitvyv -URL: https://tortillala.livejournal.com/13105.html (data obrashheniya 10.04.2022).

Сведения об авторе

Воронова Светлана Анатольевна, старший преподаватель Кафедры иностранных языков Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Российская Федерация.

Email: svetlanai9i6007@rambler.ru

Раскрытие информации о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 16 апреля 2022. Одобрена после рецензирования: 20 апреля 2022. Принята к публикации: 22 апреля 2022. Опубликована: 01 ноября 2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author of the publication

Svetlana Voronova, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Russian State University of the Humanities, Moscow, Russian Federation.

Email: svetlanai9i6007@rambler.ru

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: April 16, 2022.

Approved after peer reviewing: April 20, 2022.

Accepted for publication: April 22, 2022.

Published: November 01, 2022.

The author has read and approved the final

manuscript.

© Воронова С.А., 2022 © Наследие и современность, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.