Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЯКУТИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАСЕЛЕНИЯ БАССЕЙНА РЕКИ ЛЕНА'

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЯКУТИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАСЕЛЕНИЯ БАССЕЙНА РЕКИ ЛЕНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ СТАРОЖИЛЫ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексеева Сардаана Анатольевна

В рамках исследования были проанализированы локальные этнические традиции русских старожилов и их современные репрезентации в историко-культурном ландшафте многонационального региона Якутии. На основе применения теоретико-методологических подходов и направлений исследований культурной географии и социальной антропологии/этнографии анализируется региональный культурный ландшафт многонационального населения бассейна реки Лены; рассматриваются вопросы формирования и трансформации этнической идентичности населения исследуемого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND CULTURAL LANDSCAPE IN THE MULTI-ETHNIC SPACE OF YAKUTIA: REGIONAL ETHNIC TRADITIONS OF RUSSIAN OLD-TIMERS AND MODERN REPRESENTATIONS ON THE EXAMPLE OF THE POPULATION OF THE LENA RIVER BASIN

The research area analyzed local ethnic traditions of Russian old-timers and their modern representations in the historical and cultural landscape of the multi-ethnic region of Yakutia. Based on the application of theoretical and methodological approaches and research areas of cultural geography and social anthropology/Ethnography, the regional cultural landscape of the multi-ethnic population of the Lena river basin is analyzed; the formation and transformation of the ethnic identity of the population of the studied region are considered.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЯКУТИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАСЕЛЕНИЯ БАССЕЙНА РЕКИ ЛЕНА»

(Last access date: 24.12.20).

3. Gradskova Yu. An ordinary Soviet woman: a review of descriptions of identity / Yu. Gradskova. M.: Kompaniya «Sputnik», 1999.

4. Gruzdeva E. B.Soviet women: work, family, free time / E. B. Gruzdeva, E. S. Chertikhina. M.: Znaniye, 1978.

5. Zdravomyslova E., Temkina A. History and modernity: gender order in Russia. M.: «Zven'ya», 2008. P. 70-74.

6. Kuznetsova L. N. Zhenshchina na rabote i doma, M., 1978, p. 13.

7. Klimenkova T.A. Woman as a cultural phenomenon. View from Russia.. M.: Preobrazheniye, 1996.

8. Novikova E. Ye. Zhenshchina v razvitom sotsialisticheskom obshchestve. M.,1985.

9. Pushkareva N. L. Russkaya zhenshchina v sem'ye i obshchestve Х-ХХ vv.: M., 2000.

10. Sidorova T. N. Trud i sovremennaya zhenshchina. M., 1981.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЯКУТИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАСЕЛЕНИЯ БАССЕЙНА РЕКИ ЛЕНА

Алексеева Сардаана Анатольевна,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия.

HISTORICAL AND CULTURAL LANDSCAPE IN THE MULTI-ETHNIC SPACE OF YAKUTIA:

REGIONAL ETHNIC TRADITIONS OF RUSSIAN OLD-TIMERS AND MODERN REPRESENTATIONS ON THE EXAMPLE OF THE POPULATION OF THE LENA RIVER BASIN

Alekseeva Sardaana Anatolievna,

Candidat of Historical Science, Senior Researcher of the Department of Archaeology and Ethnography of the Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Russian Academy of Sciences Siberian Branch Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), Russia

Аннотация. В рамках исследования были проанализированы локальные этнические традиции русских старожилов и их современные репрезентации в историко-культурном ландшафте многонационального региона Якутии. На основе применения теоретико-методологических подходов и направлений исследований культурной географии и социальной антропологии/этнографии анализируется региональный культурный ландшафт многонационального населения бассейна реки Лены; рассматриваются вопросы формирования и трансформации этнической идентичности населения исследуемого региона.

Abstract. The research area analyzed local ethnic traditions of Russian old-timers and their modern representations in the historical and cultural landscape of the multi-ethnic region of Yakutia. Based on the application of theoretical and methodological approaches and research areas of cultural geography and social anthropology/Ethnography, the regional cultural landscape of the multi-ethnic population of the Lena river basin is analyzed; the formation and transformation of the ethnic identity of the population of the studied region are considered.

Ключевые слова: русские старожилы, историко-культурный ландшафт, идентичность.

Keywords: Russian old-timers, historical and cultural landscape, identity.

Целью исследования является изучение региональных этнических традиций русских старожилов и их современных репрезентаций в историко-культурном ландшафте полиэтничного региона Якутии. Исследование проведено в границах населенных пунктов бассейна реки Лена, в частности, в Хангаласском улусе Якутии. Регион полевых работ характеризуется как «этнокультурное перекрестье», где ранее происходило формирование территориального, демографического профиля этнолокальных групп -якутского скотоводческого населения, тунгусов и русских поселенцев-казаков.

Как известно, Якутия выступает ландшафтной единицей контактных взаимодействий различных этносов, происходящих на перекрёстных географических зонах. Одной из характерных особенностей региона является длительное и интенсивное межкультурное взаимодействие, которое повлияло на этническую идентичность и культуру коренных народов.

Исследование выполнено в рамках основных исследовательских направлений и теоретико -методологических подходов культурной географии. Культурный ландшафт рассматривается нами как культурно-хозяйственный территориальный комплекс с учётом общности природно-ландшафтных

условий, сформированный в результате преобразования географической среды хозяйственной деятельностью под влиянием исторических, социально-экономических и этнокультурных факторов. Предметное поле исследований культурной географии имеет междисциплинарный характер и находится в сфере научных интересов как общественной географии, так и этнографии, социально/культурной антропологии, что предопределяет использование общенаучных, географических подходов и методов смежных гуманитарных дисциплин.

Разработка проблематики культурного ландшафта в российской географии стала активно осуществляться, начиная с 1990-х годов, в то время как в западной географии на протяжении всего ХХ века ландшафтная концепция являлась одной из самых востребованных и продуктивных. В становлении концепции культурного ландшафта в России исследователи выделяют три этапа: антропогеографический, антропогенный, современный гуманитарный [Калуцков, 2008].

Концепция культурного ландшафта была принята и активно обсуждалась рядом видных отечественных географов [Крубер, 1926; Каменецкий, 1929; Воейков, 1911]. Кроме того, многие ученые -географы в своих исследованиях большое внимание уделяли этногеографическим вопросам. Это объяснялось спецификой российского пространства, его полиэтничностью, мультикультурностью, господством бескрайних малоизмененных природных ландшафтов [Лысенко, 2008]. Как отмечает В.П. Максаковский, в начале XX века в России география была тесно связана с этнографией, вплоть до того, что географа и этнографа нередко представляли как бы в одном лице [Максаковский, 1998]. Поэтому и в ландшафтной концепции был представлен сильный этнографический элемент, для исследования которого необходим был особый междисциплинарный подход. Таким образом, зарождение этнокультурного подхода произошло на общегеографическом этапе, где преобладало представление о ландшафте как о природно-культурном комплексе с обязательным этнографическим элементом.

Концепция историко-культурного ландшафта имеет важное значение для выявления и изучения особенностей региональных культурных ландшафтов. Изучение локального культурного ландшафта как историко-культурного феномена, формирующего образы региональной идентичности, привлекает внимание у исследователей разных научных направлений. Так, исследователями из ИГИиПМНС СО РАН, учеными-историками С.И. Бояковой, В.В. Филипповой, И.С. Астаховой в рамках реализации проекта «Историческая память в поликультурном пространстве Якутии: формирование и трансформация арктической идентичности» при поддержке Программы ФНИ Президиума РАН на основе применения этнокультурного подхода и комплексного изучения природных и историко-культурных составляющих культурного ландшафта были выделены региональные локальные культурно-ландшафтные районы Амгинского района Республики Саха; проанализированы формирование и трансформации арктической идентичности населения Якутии [Филиппова, 2017].

Географом Дегтевой Ж.Ф. были изучены географические аспекты изучения этнокультурных ландшафтов Якутии: понятия, подходы, методы; проанализированы основные пространственные свойства традиционного культурного ландшафта народа саха (на примере Центральной Якутии) и пространственные свойства традиционного культурного ландшафта эвенков (на примере Южной Якутии) [Дегтева, 2017].

Однако с точки зрения именно этнографической науки, исследований историко-культурного ландшафта на примере региональных этнических традиций русских старожилов, населяющих бассейн реки Лена, еще не было проведено. Хотя история русского населения всегда занимала важное место в историографии Якутии.

Существующий в отечественной науке этнокультурный подход к анализу культурного ландшафта трактует его как культурную среду этнического сообщества, сформировавшуюся в определенных природно-географических условиях, взятую в ее целостности. Так, В.Н. Калуцков в качестве составных частей культурного ландшафта выделяет мифологию места, духовную культуру, местный фольклор, восприятие местным сообществом своих традиций и т.д. [Калуцков, с. 72].

Понятие культурного ландшафта в рамках историко-географического подхода имеет определенную специфику: культурный ландшафт трактуется как историческая местность - место длительного обитания группы людей, являющихся носителями специфических культурных ценностей. При этом исторический процесс определяет динамику культурных ландшафтов, а также особенности его структуры за счет наслоений элементов материальной и духовной культуры разных эпох. Большинство сторонников данного подхода отмечают необходимость учета исторической динамики культурного ландшафта как важнейшего фактора его развития.

Если «культурный ландшафт» является понятием базовым, основой практически любого анализа культурно наследия, то понятие «историко-культурный ландшафт» учитывает не только существующие на данный момент культурные реалии, определяющие его основные характеристики, но и исторические особенности формирования культурного наследия на данной территории, а также те исторические объекты культурного наследия, которые не сохранились до наших дней. Таким образом, историко-культурный ландшафт поликультурного региона должен учитывать еще и региональное/локальное этнокультурное поле, включающее в себя всю совокупность как реально существующих, так и исторически существовавших элементов как материального, так и нематериального культурного наследия, принадлежащего всем этносам, оставившим след в культуре данного региона.

Таким образом, в работе проанализирован региональный историко-культурный ландшафт полиэтничного населения бассейна реки Лена, рассмотрены формирование и трансформации этнической идентичности населения изучаемого региона, в частности, русских старожилов Якутии. В результате выявлено, что в сознании самих старожилов существует двоякое восприятие собственной культуры и обычаев, с одной стороны они воспринимают их как безусловно русские, а с другой - осознают отличие от общерусских. Религиозные представления также подверглись влиянию иноэтничного окружения и достаточно сильно отличаются от народной религиозности населения основной территории России.

Выявлено, что в материальной и духовной культуре русских старожилов Приленья присутствуют элементы культур окружающих их народов - якутов и тунгусов. В ходе исторической адаптации культура русского населения Приленского края не только приобрела новые элементы, но и понесла некоторые потери, поскольку были утрачены некоторые виды хозяйственных занятий, ремесла и рукоделий, а также связанные с ними предметы, представления и традиции;

Определено, что одним из основных сквозных идей изучения культурного ландшафта в свете этноэкологических традиций народов, населяющих Север и их современных репрезентаций является триада «Человек - Культура - Природа», которая проявляется во всех сферах верований, обычаев и символов изучаемых этносов;

Особое внимание в работе уделяется коммуникативной проблематике межкультурного диалога; этнический диалог как методологический подход к исследованию, как исследовательская процедура и как форма интерпретации культурного материала остается приоритетным направлением в разработке темы;

Собранные нами полевым этнографическими методами «включенного наблюдения» и «глубинного интервью» со старожилами сел материалы свидетельствуют о продолжающейся трансформации сохранившихся региональных этнических традиций в условиях углубляющейся глобализации;

Материальное культурное наследие, прежде всего, в его архитектурной форме наиболее выпукло вписывается в культурный ландшафт региона, поскольку практически любое исследование даже отдельно стоящего исторического или архитектурного памятника невозможно без учета историко-культурного ландшафта. Так, нами были изучены памятники ямщицкой культуры "Ой-Муран" (1778 г.) и Ат-Дабан (1869 г.) в Хангаласском районе Якутии, "Петровский извоз" и др. Также исследованию подверглись исторические объекты культурного наследия как писаница Чуру - петроглифы на левом берегу р. Лена, проведена их паспортизация для включения в федеральный реестр ОКН (объектов культурного наследия).

В целом, культурный ландшафт русских старожилов Якутии отражает их яркую адаптивную способность в экстремальных условиях Арктики и Севера.

Таким образом, под культурным ландшафтом в научных исследованиях понимается нечто более широкое, чем географическое пространство локализованности объекта культурного наследия, поскольку в этом случае не учитывается огромное количество факторов, определяющих современное бытие, и игнорируется богатейшая сфера нематериального культурного наследия. Культурный ландшафт - это культурная среда, сформированная как географическими, так и историческими и этническими реалиями. Культурный ландшафт многослоен, он включает в себя как точку привязанности - культуру страны в целом, географической локализованности, урбанистического окружения, этнической вписанности и взаимосвязанности [9, с. 39-45].

Список литературы:

1. Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии / В.Н. Калуцков. М.: Новый хронограф, 2008. 320 с.

2. Крубер, А.А. Антропогеография / А.А. Крубер // БСЭ. Москва: Советская энциклопедия, 1926. Т. 3. С. 108-112.

3. Каменецкий, В.Л. География / В.Л. Каменецкий // Большая Советская Энциклопедия. Т. 15. Москва: Советская энциклопедия, 1929. С. 79-89.

4. Воейков, А.И. Распределение населения Земли в зависимости от природных условий и деятельности человека: чтения по культурноэкономической географии / А.И. Воейков // Русский начальный учитель. Вып. 2. Петербург, 1911. С. 1-20.

5. Лысенко А.В. Этногеографические и этноэкологические концепции в отечественной культурной географии / А.В. Лысенко // Проблемы региональной экологии. 2008. № 5. С. 36-41.

6. Максаковский, В.П. Географическая картина мира. Кн. 1. Общая характеристика мира / В.П. Максаковский. Москва: Дрофа, 2008. 496 с.

7. Филиппова В.В. Локальные культурные ландшафты Амгинского улуса // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. №12-2 (66) С. 115-119.

8. Дегтева Ж.Ф. Географические аспекты изучения этнокультурных ландшафтов Якутии: понятия, подходы, методы // Наука и образование. 2016. № 2. С. 61-66.

9. Культурный ландшафт и проблема сохранения культурного наследия // Нематериальное культурное наследие народов России как основа социальной модернизации: материалы Межрегионального научно-методического семинара, июль 2011 г. / отв. ред. А.Р. Усманова, А.В. Сызранов. Астрахань: Сорокин Р. В., 2011. 171 с.

References

1. Kalutskov V.N. Landscape in cultural geography / V.N. Kalutskov. M.: Novyy khronograf, 2008. 320 p.

2. Kruber, A.A. Anthropogeography / A.A. Kruber // BSE. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1926. Vol. 3. P. 108-112.

3. Kamenetsky, V.L. Geography / V.L. Kamenetsky // Bol'shaya Sovetskaya Entsiklopediya. Vol. 15. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1929. P. 79-89.

4. Voeikov, A.I. Distribution of the Earth's Population Depending on Natural Conditions and Human Activity: Readings on Cultural and Economic Geography / A.I. Voeikov // Russkiy nachal'nyy uchitel'. Issue 2. Petersburg, 1911. P. 1-20.

5. Lysenko A.V. Ethnogeographic and ethnoecological concepts in domestic cultural geography / A.V. Lysenko // Problemy regional'noy ekologii. 2008. № 5. P. 36-41.

6. Maksakovsky, V.P. Geographic picture of the world. Book 1. General characteristics of the world / V.P. Maksakovsky. Moscow: Bustard, 2008. 496 p.

7. Filippova V.V. Local cultural landscapes of the Amginsky ulus // Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. 2017. №12-2 (66) P. 115-119.

8. Degteva Zh.F. Geographic aspects of studying the ethnocultural landscapes of Yakutia: concepts, approaches, methods // Nauka i obrazovaniye. 2016. № 2. P. 61-66.

9. Cultural landscape and the problem of preserving cultural heritage // Intangible cultural heritage of the peoples of Russia as the basis of social modernization: materials of the Interregional scientific and methodological seminar, July 2011 / otv. ed. A.R. Usmanova, A.V. Syzranov. Astrakhan:

Sorokin R.V., 2011. 171 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.