Научная статья на тему 'Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека: социально-философский анализ'

Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
340
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ / ВИРТУАЛЬНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ МИР / КИБЕРКУЛЬТУРА / INFORMATION TECHNOLOGY / VIRTUAL REALITY / PEOPLE IN THE VIRTUAL WORLD / THE VIRTUAL COMMUNICATIVE WORLD / CIBERCULTURA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дадахаев Магомед Арбиевич

В статье осуществляется философский анализ бытия современного человека в виртуальном мире. Автор обозначает проблемы, связанные с распространением виртуальной реальности во всех сферах общественного бытия. Основное внимание автор уделяет виртуальному общению, постепенно вытесняющему классические методы коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of virtual reality in the context of human existence: social-philosophical analysis .

The article provides a philosophical analysis of the existence of modern man in the virtual world. The author denotes the problems associated with the spread of virtual reality in all spheres of social life. The author focuses on virtual communication, gradually replacing the classical methods of communication.

Текст научной работы на тему «Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека: социально-философский анализ»

УДК 141.3

М.А. ДАДАХАЕВ аспирант кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»*

Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека: социально-философский анализ

В статье осуществляется философский анализ бытия современного человека в виртуальном мире. Автор обозначает проблемы, связанные с распространением виртуальной реальности во всех сферах общественного бытия. Основное внимание автор уделяет виртуальному общению, постепенно вытесняющему классические методы коммуникации.

Ключевые слова: информационные технологии, виртуальная реальность, человек в виртуальном мире, виртуальный коммуникативный мир, киберкультура.

Dadakhaev M.A. The phenomenon of virtual reality in the context of human existence: social-philosophical analysis. The article provides a philosophical analysis of the existence of modern man in the virtual world. The author denotes the problems associated with the spread of virtual reality in all spheres of social life. The author focuses on virtual communication, gradually replacing the classical methods of communication.

Keywords: information technology, virtual reality, people in the virtual world, the virtual communicative world, cibercultura.

В настоящее время информационные технологии определяют конфигурацию социальности и изменяют весь универсум человеческого бытия. Переход к обществу информационного типа стал причиной формирования новой модели мира и создал для социума качественно новые проблемы, которые ещё следует осознать в полной мере. Одна из таких

* Дадахаев Магомед Арбиевич, e-mail: dadahaev@yandex.ru

проблем - проблема трансформации духовного бытия человека в процессе информатизации. Человеку не свойственно проявление критичности в избирательности при работе с медийной информацией. Его бытие строится на неустойчивом фундаменте сомнительных аргументов, на восприятии непроверенных фактов «из Интернета». Таким образом, виртуальные технологии сегодня используются для манипулирования сознанием человека, которому свойственно слепо верить медийной информации и резко менять свое мнение под её воздействием.

А. Бюль, выдвинувший теорию «виртуального общества», по данному поводу высказывал следующие мысли: развивающиеся технологии виртуальной реальности приводят к тому, что компьютер, представляя собой вычислительную машину, сегодня превратился в универсальную машину, производящую «зеркальные» миры1. Каждая подсистема общества образована «параллельными» мирами, где происходит функционирование виртуальных аналогов, которые представляют экономические интеракции и политические акции в сети Интернет, общаясь с персонажами компьютерных игр и т. п. Процесс, который оказывает влияние с помощью компьютера на воспроизводство общества, А. Бюлем называется виртуализацией.

Расширяя данную теорию, можно утверждать, что быстрое развитие СМИ всё больше влияет на трансформацию общества. Но характер данного влияния вызывает противоречивые и подчас противоположные оценки, так как изобретение электронных СМИ воспринимается как однозначный прорыв к построению целостного, прозрачного и разумного мира.

В результате усовершенствования СМИ, обладающих возможностью преодоления пространственных, временных и культурных барьеров, люди становятся ближе друг к другу, легче приходят к взаимопониманию. Другая сторона представлена критическим подходом, обращающим внимание на негативные последствия СМИ, представленные дереализацией (виртуализацией) реальности, манипуляцией сознания, разрушающим воздействием на человека. По мнению В.Ф. Шаповалова, человек превращается в «интерактивного»

1 Шалагин А.М., Долговесов Б.С., Белаго И.В. Технология виртуальной реальности: опыт создания систем виртуальной реальности для космических тренажерных комплексов // Пилотируемые полеты в космос, 2011, № 1(1), с. 63.

субъекта, становясь простым ретранслятором сообщений, что ведет к утрате личности, утрате собственного "Я"1.

Следовательно, можно говорить о том, что модель СМИ имеет трансформационный характер. Собственно, та огромная и противоречивая роль, которая принадлежит СМИ в современном обществе, относится к значимому фактору актуальных проблем виртуализации мира и социального развития.

Виртуальная реальность представляет собой и виртуальную коммуникацию с помощью компьютерной техники. Интернет-среда, владеющая огромным количеством информации (социальные сети с личными страницами пользователей, электронные почтовые ящики, дневники, форумы), позволяет определять электронное общение как потенциально новый способ самореализации человека, сопровождающийся новыми формами поведения2.

Тот факт, что субъект проводит много времени за компьютером, дает основание говорит о развитии виртуального типа общества - индивидов, которые имеют тесную связь в виртуальном коммуникативном бытии.

Человек входит в псевдореальность, т. е. делает попытки выхода за границы своей сущности. Данные попытки следует рассматривать как крайне необходимое условие становления личности и реализации её потенциала. Примерами таковых являются творчество, сны, воображения, мечты, позволяющие человеку фиктивно расширить свой мир. Я.Ю. Ленсу утверждает, что «потребность в иллюзорной жизни, когда мир раскрывается как приключение, есть

3

антропологическое свойство» .

Виртуальной реальностью представлена альтернативная сфера бытия, упрощенная копия физического мира, т. е. его модель, где отсутствует материальная компонента. Пользователю, находящемуся в сети, не свойственны такие параметры, как физическое тело, время и расстояние. Он

1 См.: БурняшеваЛ.А. Формирование нового аксиологического пространства (на примере деятельности СМИ) // Сборник научных трудов СевероКавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки, 2010, № 8, с. 15.

Носов Н.А. Виртуальные компьютерные технологии и культура // Высокие технологии и современная цивилизация. М.: Ин-т философии РАН, 1999, с. 84.

3 Ленсу Я.Ю. На пути к виртуальной реальности (из истории зарождения представления о виртуальной реальности) // Инновационные образовательные технологии, 2014, № 1 (37), с. 75.

представляет бесплотный разум, владеющий всей информацией, которая ему необходима,способный к изменениям за доли секунды во времени и пространстве, чем многократно увеличивается способность человека, означая некий прорыв в его эволюции.

Виртуальную модель мира быстро и многообразно строят выбранные признаки, соответствующие личным представлениям и желаниям пользователя. Человеку подвластно создание миров, соответствующих его индивидуальности, а не специфике окружающего бытия. Проявлять действия и управлять здесь значительно легче, чем в объективной реальности -именно данная особенность является более привлекательной для человека, который получил возможность чувствовать себя ведущим, а не ведомым. Это частично объясняет постоянный уход в игровую реальность и зависимость от нее. Современный человек желает не только пользоваться виртуальной средой, но и иногда проживать в ней.

Другая сторона, расширяющая способности индивида, увеличивает круг опасностей. Виртуальному миру свойственно неожиданное вовлечение пользователей в поток волнения, нелогичности, внепредметности и бесформенности. Такая ситуация создает новый тип личности, лишенный собственного «Я», растворяет его в информационном пространстве и разбивает на части виртуальных объектов, т. е. делает личность фрагментарной1.

Человек должен осознавать «твердые точки соприкосновения с землей». Только понимая свою физическую сущность, ее меру и конечность, человек сможет себе позволить безопасно входить в виртуальное бытие. Иначе это может дезориентировать личность и подвергнуть её качества деградации.

Виртуальное общение с течением времени вытесняет классические методы коммуникации. Ему присущи следующие черты: высокая скорость передачи информации, исчезновение множества социальных и психологических барьеров. Тем не менее данная форма общения приводит к девиациям, чем привносятся изменения в процесс личностного развития.

1 Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997, с. 108.

Между индивидами происходит модификация процессов самоидентификации человека как личности, чем и обусловлены основные характеристики виртуальной коммуникации: отсутствие прямого зрительного взаимодействия между субъектами общения; анонимность; безграничный доступ контактов; письменная речь как основной инструмент общения.

В качестве следствия возникают: раздвоение личности; ограниченное сенсорное переживание; размывание пространственных и временных границ; отсутствие социальных ограничений.

Отсутствующие социальные ограничения, свобода выбора, в известной мере безнаказанность, мгновенное изменение позиций, собеседника, мнения и социальных черт (пол, возраст, специальность и пр.), недостаток информации о собеседнике, - всем этим порождается развитие таких свойств личности, как размытость собственного «Я»; безответственность; ограниченное понимание, которое основывается на своем опыте, не учитывает внешнюю информацию; безэмоциональность; неспособность к методичному мышлению;

1

пространственная и временная дезориентации .

Деформация главным образом основывается на «слабых участках» - боязни, психических комплексах, неудовлетворенных стремлениях и др. Именно опасные особенности виртуального общения привлекают человека, представляют для него наибольший интерес, так как дают доступ к неизведанному в плане самореализации.

Сегодня также ученые обсуждают популярную тему о влиянии виртуальной реальности на культуру человека. К чему может привести такое влияние? Как к нему относиться? Может ли это оказаться прогрессом? Или внедрение виртуальной реальности принесет только негативные последствия для культуры? Будет ли компьютерная виртуальная реальность оказывать ощутимое влияние на нашу деятельность, как это произошло, например, с изобретением часов или автомобилей?

Что же означает понятие «культура» и как она служит человеку? Этому термину соответствует много определений, поскольку он употребляется не только в научных текстах и рассуждениях, но еще и в обыденной жизни, философии, ис-

1 Кравец А.С., Саяпин В.О. Проблема концептуализации виртуальной реальности // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. Вып. № 1. М., 2008, с. 113.

кусстве. Мы рассмотрим лишь те, которые наиболее четко описывают проблему взаимодействия проявлений виртуальной реальности и культуры.

Во-первых, культуру можно определить как все созданное человечеством. Во-вторых, культуру представляют ценности и нормы в совокупности, используемые людьми в обществе, культурой обладает любая организованная группа людей, без этого ее стабильное существование не представляется возможным. Если рассматривать культуру как систему, то следует отметить, что ей свойственно включение таких подсистем, как материальная культура, социальная и духовная культура. Материальной культурой представлены все физические предметы, которые были созданы людьми. Духовная культура в своей совокупности представляет духовные ценности и творческую деятельность по их производству, освоению и применению. Основана духовная культура на творческом типе деятельности.

Рассмотрим взаимодействие опыта и проявление виртуальной реальности в жизни человека. Как известно, в настоящее время информатизация социума затрагивает большую часть общества. Такие феномены, как письмо, театр, книгопечатание, кинематограф, неизбежно приближали виртуализацию бытия человека, означающую отвлечение человека от реального бытия, перенесение себя в выдуманную, виртуальную реальность книг, пьес или фильмов. В последующем эти явления, используемые в основном для развлечения, пополнились обширными социальными структурами, сетью Интернет.

Следуя одному из определений культуры, можно утверждать, что ни одно организованное сообщество не существует без культуры. Этот тезис говорит о том, что культура виртуальной реальности может трансформироваться в самостоятельную культуру, или киберкультуру, по оценкам ученых. Но несмотря на то, что активная интеграция виртуальности в культуру человечества имеет много плюсов, ей присущи и недостатки1. Так, например, чрезмерное «погружение» человека в виртуальную реальность киберкультуры заменяет собой культуру, которая свойственна нам сейчас. Может слу-

1 Саяпин В.О. Проблема классификации и поиск общего основания виртуальных реальностей // Актуальные инновационные исследования: наука и практика, 2012, № 1, с. 17.

читься и так, что в будущем индивид полностью погрузится в виртуальную реальность, которая построит мир человека соответственно своим правилам.

Хорошо это или плохо? Трудно судить. Как в принципе трудно судить и о том, находимся ли мы сейчас в одном из таких виртуальных миров.

Проанализировав данную проблему, можно выявить следующие характеристики виртуальной реальности: это реальность, которая онтологически обосновывается стремлением человека создавать альтернативные миры; по своей направленности она гораздо шире по воздействующей силе; благодаря ей кардинально меняется пространственно-временной континуум.

В итоге приходим к выводу, что виртуальная реальность обусловлена определенными трудностями, так как ее объектом выступают разнородные и разноуровневые материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.