ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 316.3
ФЕНОМЕН ВИРТУАЛИЗАЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
© Е. Р. БАТКАЕВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра социологии и теории социальной работы e-mail: elenabatkaeva@rambler.ru
Баткаева Е. Р. - Феномен виртуализации: социологический аспект // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.
2012. № 28. С. 35-37. - В статье рассматриваются социологические аспекты проблемы феномена виртуализации современного общества. Выявлено, что в современной науке данный феномен изучается с позиции социальнофеноменологического и структурно-функционального подхода.
Ключевые слова: виртуализация, социализация, виртуальная социализация.
Batkaeva E. Р. - Virtualization phenomenon: sociological aspect // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belin-skogo. 2012. № 28. P. 35-37. - The article studies the sociological aspects of the problem of virtualization phenomenon in modern society. It is stated that contemporary science considers the given phenomenon from social - phenomenological and structural - functional approaches.
Keywords: virtualization, socialization, virtual socialization.
В современную эпоху развитие человека характеризуется стремительностью социальных изменений, и во многом это происходит благодаря новым информационным технологиям и процессам виртуализации современного общества. В связи с этим выявление места и роли Интернета в жизни современного общества является актуальной темой научного исследования. В настоящее время в науке сложилось мнение о том, что термин «Интернет» содержит в себе не только технический, но и социальный смысл. Глобальная сеть Интернет в современном мире представляет собой место для удовлетворения потребностей, решения политических, экономических, социальных и других проблем, способ зарабатывать деньги, а так же место для проведения досуга.
Интернет быстро проник во все сферы человеческой жизни и из специализированной компьютерной сети приобрел черты социальной системы. Наблюдается постоянное увеличение интернет-пользователей, и по прогнозам ученых это количество еще будет расти. Отсюда и возникает интерес социологов к данной области исследования. Прикладные социологические исследования свидетельствуют о значительной роли Интернета в жизни современной России.
Так, согласно всероссийскому опросу, проведенному ВЦИОМ в сентябре 2011 года, Интернетом пользуется 49 % россиян, ежедневно - 30 %, а самые активные пользователи «всемирной паутины» (то есть те, кто пользуется Интернетом ежедневно) - это в основном 18-24-летние (70 %). Эти данные при рассмот-
рении феномена виртуализации позволяют выявить социологическую проблему социализации личности, а именно социализации молодежи.
По одной из точек зрения, социализация представляет собой стихийный процесс и сопровождает человека всю его жизнь, а Интернет становится неотъемлемой частью социального пространства человека. на основании этого, социологи делают вывод, что в современном обществе существует такое явление, как виртуальная компьютерная социализация или киберсоциализация.
В отечественной науке существует точка зрения, согласно которой киберсоциализация понимается как социализация личности в киберпространстве. Это процесс изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности.
По мнению В. А. Плешакова в процессе киберсоциализации у человека возникает целый ряд новых ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством, фактически новым виртуальным жизненном пространством человека [4, С. 51].
Определенный научный интерес представляют результаты прикладных социологических исследований. Так, исследование Фонда «Дружественный Рунет» показало, что 78,1 % пользователей в возрасте от 6 до 17 лет часто выходят в Интернет, а 61,3 %
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.
подростков в возрасте 15-17 лет практически живут в сети [6].
Результаты прикладных социологических исследований свидетельствуют о высоких темпах роста популярности социальных сетей. По результатам исследований, проведенных компаниями Pew Research Center и comScore в России, этот показатель оказался одним из самых высоких в мире. К концу 2011 года уже 43 % россиян и 88 % всех пользователей Интернета в России имеют аккаунт в одной из социальных сетей, что на 10 % больше, чем в 2010 году. Согласно данным comScore, на социальные сети приходится 20 % всего времени, которое тратится в Сети всеми пользователями [7].
Социологический аспект изучения феномена виртуализации, рассматриваемый в прикладной социологии, вызывает необходимость исследования данной проблематики в теоретических исследованиях.
Феномен виртуализации следует выделить среди относительно новых факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций и жизненных предпочтений современной молодежи. На сегодняшний день почти обыденным стало использование словосочетаний «виртуальное сообщество» и «виртуальная реальность». И это не случайно. Во-первых, это отражает значительное возрастание роли компьютерных технологий в повседневной жизни людей. С помощью этих понятий в настоящее время обозначаются многие новые экономические, политические, культурные феномены, напрямую не связанные с процессами виртуализации, но подвергающиеся ее влиянию.
Социологическая теория изучает социум и его структуру как данность, в которую включен человек. Она рассматривает объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование тех или иных процессов и явлений, происходящих в обществе. Одним из таких факторов является виртуализация. Рассмотрение содержания концепций, в которых выявлена сущность феномена виртуализации, позволяет выявить подходы к изучению данного явления современного общества в социологической науке.
Анализ современной научной литературы позволяет выделить ряд теоретических концепций и подходов к изучению феномена виртуализации. Многообразие трактовок изучаемого феномена указывает на отсутствие единой методологической основы. В связи с этим возникает необходимость в выделении теоретических подходов к исследованию явления виртуализации.
В науке выявляются три основные группы моделей и концепций, в которых анализируется явление виртуализации. Это общенаучные и философские концепции, которые рассматривают онтологический статус виртуального явления. Вторую группу составляют теории социальной коммуникации. И третья группа моделей объединяет социологические теории, в которых рассматриваются проявления виртуализации в обществе.
Остановимся более подробно на третьей группе теорий. Основной круг проблем составляет вопрос о
компьютерном обществе, рассматриваемом, как альтернатива уже сложившемуся социуму (М. Вэйнстейн, А.Крокер, А. Бюль и др.).
данные исследователи отмечают новый вектор трансформации общества, его виртуализацию, понимая под ней переход основных видов деятельности в виртуальное пространство сети Интернет. Они рассматривают феномен виртуализации с позиции наличия определенной структуры, которая выполняет определенные функции. Такая точка зрения делает акцент на структуре виртуального общества как системы, сохраняющей свою целостность и стабильность благодаря определенным функциям. Суть в том, что с развитием общества и коммуникации, компьютеры из простых вычислительных машин превратились в универсальные машины, компьютеры стали структурными элементами социума, выполняя функцию замещения привычных материальных атрибутов виртуальными аналогами. И именно они позволяют функционировать виртуальному обществу.
новое виртуальное пространство создает новые способы производства, новые закономерности развития, новые явления и процессы, которые формируют новую социальную структуру. И эта структура не всегда положительно влияет на развитие социума. В результате возможно порождения нового типа неравенства и эксплуатации. Эти отклонения выполняют другую, принципиально новую функцию - функцию отчуждения человека от самого себя в процессе пользования компьютерами. Человек превращается в поток электронной информации, подпитывающий виртуальный капитал.
другой подход к феномену виртуализации строится на феноменологических концепциях (М. Паэтау,
Н. Луман и др.). Они трактуют общество как систему коммуникаций, а возникновение виртуализации как использования людьми новых форм коммуникаций для самовоспроизводства и самотворения личности. Именно через коммуникацию человек формирует себя как социальной существо.
Таким образом, виртуальное общество может являться альтернативой «обычному» обществу. Виртуальное общество является тем обществом, в котором индивид может стать свободным в своих действиях. Виртуальное общество помогают молодым людям в самореализации, «самопрезентации», одобрение группы сверстников становится более значимым, чем одобрение неким, часто отстраненным, «обществом». Прежде всего, в виртуальности отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении.
При этом можно сказать, что виртуальный мир отодвигает на второй план классические институты социализации - семью, школу, реальных друзей и сверстников. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным.
Это воздействие проявляется в возможности самостоятельно создавать в виртуальном мире ту
социологические НАУКИ ►►►»
жизнь, которая нравится, те законы, которые можно нарушать (и за это ничего не будет), те нормы, которые удобны для пользователя. Все это ведет к подмене виртуальным миром реального мира, где существуют стандарты поведения, общепринятые нормы и правила, невыполнение которых влечет за собой применение жестких санкций.
Более того, большинство молодых людей переносят созданные в виртуальном мире социальные нормы на реальные отношения, тем самым, разрушая сложившиеся нормативные устои общества. Воздействие виртуальной коммуникации на пользователя, при высокой интенсивности, продолжительности и частоте виртуальных контактов, может привести к подмене реального живого общения его виртуальным суррогатом, лишенным многих необходимых компонентов.
Среди работ представителей отечественной социологической науки, изучающих проблемы виртуализации современного общества, обращают на себя внимание точки зрения В. л. Силаевой и д. В. Иванова. В. л. Силаева отмечает очень важную черту виртуальной реальности, а именно ее вторичность. Виртуализации подвергаются, прежде всего, те области человеческой деятельности, которые изначально имеют виртуальную природу, поэтому текущий процесс виртуализации для них вторичен [5]. Это означает, что виртуализация в значительной степени меняет характер социального взаимодействия и коммуникации, переводя их в виртуальный режим.
д. В. Иванов отмечает, что происходит ориентация практик не на вещи, а на образы, что оборачивается симуляцией социальных институтов, поскольку следование социальным ролям становится виртуальным. Институты сами становятся образами, превращаются в своего рода виртуальные институты, а рассмотрение механизмов появления виртуального общества ограничивается современностью [2].
В результате, рассмотрев теоретические концепции и модели изучения феномена виртуализации, можно сделать вывод, что для анализа изучаемой проблемы ученые опираются на два методологических подхода: структурно-функциональный подход (М. Вэйн-стейн, А. крокер, А. Бюль и др.) и социально-феноменологический (М. Паэтау, Н. Луман и др.).
Стоит отметить, что предметом социологических исследований становятся не только позитивные, но и негативные последствия виртуализации. как отмечает Л. Бляхер, сегодняшний социум утрачивает
свою определенность и устойчивость. По его мнению, это ведет к возникновению аномии в обществе, отчуждению человека от общества (депривации) и появлению девиаций. В обществе в состоянии аномии, хаоса и возникают виртуальные состояния [1]. Когда человек чувствует себя ненужным обществу, когда он не уверен в завтрашнем дне, боится потерять свой социальный статус, он испытывает чувство дискомфорта. для того, чтобы восстановить душевное спокойствие, человек погружается в мир иллюзий, виртуальный мир [3].
По нашему мнению, феномен виртуализации все больше становится предметом социологического исследования. Приоритетным направлением исследования является то, согласно которому общество виртуализируясь не исчезает в своих традиционных характеристиках, а переопределяется, изменяя свой социальный порядок. Следуя этому подходу, в условиях интенсивного роста интеллектуальных технологий, новых типов коммуникаций, компьютерные технологии трансформируют сознание, быт, труд и другие сферы социального бытия человека, и, следовательно, становятся одним из факторов социализации современного человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бляхер Л. Нестабильные социальные состояния. М.: РОССПЭН, 2005. 207 с.
2. Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. 96 с.
3. Игнатьев В. И., Владимирова Т. В., Степанова А. Н. Социальная система как информационное взаимодействие: коллективная монография. Новосибирск.: НГТУ, 2009. 308 с.
4. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека в информационном пространстве // Информация и образование: границы коммуникаций ШР0'2010, Матер. Всерос. научно-практической конф. Горно-Алтайск.: РИО ГАГУ, 2009 С. 51-52.
5. Силаева В. Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Москва: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. 20 с.
6. Интернет в мире и в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bizhit.ru/index/ шers_vozrast/0-153.
7. Соцсети идут в народ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oborot.ru/news/10502/24.