6. Meerzon B. Ya. Akusticheskie osnovy zvukorezhissury [Acoustic basics of sound engineering]. Moscow, Aspect Press Publ., 2004. 206 p.
7. Milyutin P. P. MuzykaPnoe oformlenie dramaticheskogo spektaklya [Musical arrangement of dramatic performance]. Leningrad, Publishing house of Leningrad institute of culture of N. K. Krupskaya], 1975. 39 p.
8. Tal'min Ya. Zadachi, istoriya i texnika teatra. Rukovodstvo dlya lyubiteley teatralnogo iskusstva [Problems, history and technique of theater. Guide for fans of the performing art]. Moscow, LIBROKOM Publishers, 2012. 224 p.
9. Chizhikov V. M. The autonomous "swimming" culture institutions. vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Moscow state University of culture and arts]. 2014, No. 1 (57), pp. 112—117. (in Russian)
Феномен версальских празднеств в эпоху людовика xiv
УДК 7.03
Э. С. Карапетян
Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН), Москва
Цель данной статьи — раскрыть специфику версальских праздников в период правления Людовика XIV, с именем и деятельностью которого связаны усиление государственной мощи и расцвет искусства Франции. Величие и блеск, магия и парадоксы Версаля позволяют рассматривать этот феномен в качестве уникального культурного проекта Нового времени, одной из граней которого были празднества. Их сюжетную основу определял сам «король-солнце». Особое внимание автор статьи уделяет такому факту культуры XVII века, как сосуществование двух эстетических систем — барокко и классицизм. На ряде образцов демонстрируется плодотворность включения в праздничную жизнь Версаля искусства во всем богатстве его видов и жанров — от архитектуры до театра.
ключевые слова: культурное наследие, версальский ансамбль, художественный проект, маскарад, праздничная ситуация, праздничное настроение, игровое поведение.
E. S. Karapetyan
State Academic University for the Humanities (GAUGN), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Maronovsky pereulok, 26, 119049, Moscow, Russian Federation
PHENOMENON OF THE VERSAILLES FESTIVALS DURING AN ERA OF LOUIS XIV
The purpose of this article — disclosure of specifics of the Versailles holidays in the period of Louis XIV's reign, is connected with a name and which activity also strengthening of the state power of France, and art blossoming. Majesty and gloss, magic and paradoxes of Versailles allow to consider this phenomenon as the first cultural project of Modern times. Festivals which subject basis was defined by the «King sun» were one of sides of this unique project. The author of article underline such fact of culture of the XVII century as coexistence of two esthetic systems — baroque and classicism. On a number of samples fruitfulness of inclusion in festive life of Versailles of art in all richness of its types and genres — from architecture to theater is shown.
Keywords: Cultural heritage, Versailles ensemble, art project, masquerade, festive situation, festive mood, game behavior.
КАРАПЕТЯН ЭМИЛЬ СУРЕНОвИЧ — аспирант факультета культуры, искусства и управления Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), Москва
KARAPETYAN EMILE SURENOVICH — doctoral student of Department of Faculty of arts, culture and management of the State Academic University for the Humanities (GAUGN), Moscow
e-mail: [email protected] © Карапетян Э. С., 2015
Культурное наследие любой страны включает в себя не только тексты и артефакты, но и праздничные традиции — как религиозного, так и общественного, то есть светского характера. При всём разнообразии типов праздничной традиции константными для всех культурно-исторических эпох являются праздники, задаваемые природным и религиозным календарём, а также знаковыми событиями государственного характера.
Пример тому — праздничное пространство античности. Начиная с античности, праздничная культура являлась одним из факторов сохранения государственных устоев и важной формой общественной жизни. Древняя Греция, а позднее и Древний Рим явили миру профессиональный подход к организации, проведению, исполнительскому мастерству, духовному обогащению спортивных мероприятий и театрализованных представлений.
Мифы, легенды и герои древнегреческого пантеона пережили своё время, пополнили сокровищницу шедевров мирового искусства, оставаясь источником вдохновения для великих творцов Возрождения и времени доминирования эстетики классицизма. На сюжеты, темы и вариации античной мифологии создавались не только шедевры живописи и скульптуры, но и блестящие праздники и увеселения. Правда, праздничная жизнь Ренессанса и Нового времени соотносилась скорее с установкой Древнего Рима на зрелищный характер культуры.
Особая страница в истории праздничной культуры была написана в средние века, когда в культурном пространстве доминировало, как известно, церковное начало. Христианские и мусульманские праздники значили гораздо больше, чем мирские. В то же время феномен народной культуры, отмеченный здравым смыслом, юмором «низа» и сохранением инстинкта полноты жизни в «граде земном», связан с такой синтетической формой коллективных празднеств, как карнавальная стихия. Согласно М. М. Бахтину, «все карнавальные формы последовательно внецерков-ны и внерелигиозны. Они принадлежат к со-
вершенной иной сфере бытия» [1, с. 13]. Этот тезис подтверждается всей праздничной жизнью Версаля, атмосфера увеселений которого была пронизана духом античного гедонизма и галантности XVII века.
Именно в эпоху Людовика XIV диапазон праздничной культуры в романо-германском мире расширился в связи с заинтересованностью абсолютизма в создании и проведении особых, придворных светских празднеств, укрепляющих пиетет перед властью и личностью монарха. Архитектоника и атмосфера таких праздников, с одной стороны, несут на себе печать постепенной секуляризации, а с другой — свидетельствуют об усилении художественного и игрового начал.
Ярким примером трансформации праздничной культуры в сторону светских увеселений и зрелищно-игровых форм досуга короля и знати можно назвать феномен версальского «карнавала власти» при Людовике XIV. Именно на пору его правления приходится ряд инновационных проектов — от сотворения ландшафтно-архитектурного «чуда света» Версаля, до сих пор сохраняющего статус уникального памятника мировой культуры, до включения всего жанрово-видового богатства искусства в пространственный континуум праздничных увеселений и развлечений. При этом поражающие воображение пышные и эффектные празднества создавались в рамках таких художественных стилей, как барокко и классицизм.
Нормативность канонов классицизма предполагала преодоление барочной традиции, социальная насыщенность и эстетическое своеобразие которой
не укладывались в рассудочную концепцию культуры. Как отмечает А. Я. Флиер, «художественные формы барокко, рождавшиеся поначалу как "идеологически ангажированные" римской церковью, быстро переориентировались на другого заказчика и другие условия заказа. За творческую жизнь одного поколения художников, архитекторов, композиторов, мастеров по интерьеру, портных и пр. барокко трансформировалось адекват-
но новому социальному заказу в направлении развития прежде всего декоративно-орнаментальных черт, пышных, изящных, поражающих избыточностью сложных деталей и отражающих маскарадно-игровое мироощущение высоких заказчиков» [6, с. 478].
Главное отличие барокко во Франции — это масштабное строительство королевских резиденций и парковых ансамблей, среди которых самым главным стал Версальский дворцовый комплекс, неотделимый от личности «короля-солнца», время которого Шарль Перро сравнивал с прекрасным веком Августа, а Вольтер и Дюма называли этот период французской истории «веком Людовика XIV». В культурном пространстве этого века расцвета «всех Муз» и «галантной эпохи» Версаль, как известно, занимает особое место: «Он был создан ради славы, и слава его не знает границ. Всё должно было этому способствовать: величина строения, благородные архитектурные формы, великолепие и красота убранства, символика бога Аполлона, величие хозяина этого места, достойное окружение, наконец блестящая организация праздников и торжеств» [2, с. 408].
однако на организационно-ситуативные и стилистические стороны праздничной культуры в Версале ощутимо влияли установки и критерии классицизма. Эта культурно-эстетическая система включала ряд нормативных концептов и принципов, неукоснительное следование которым отождествлялось с понятием долга представительства.
Согласно Филиппу Боссану, «долг представительства предписывает, что чем более высокое положение занимает человек по рождению или по должности, на которую он поднялся, тем более Природа должна быть в нём отшлифована Искусством» [3, с. 28]. Принцип «искусство выше природы» обусловливал ценность высокого образца во многих сферах культуры, в том числе и в праздничной. Яркое свидетельство тому — версальские праздники, проходившие по несколько дней в уникальном ландшафтно-архитектурном и игровом пространстве.
К числу специфических черт праздничной культуры Версаля относится, помимо её художественной компоненты, активное участие Людовика XIV в организации и проведении на определённой сюжетной основе того или иного праздника — от определения его названия до выступления в определённой роли в комедии-балете, авторами которого были драматург — актёр-постановщик Мольер и композитор Люлли. Непосредственное участие «короля-солнца» в празднике было существенным фактором его успешного проведения: «Его приказания исполнялись столь стремительно, усердно и столь искусно, что никто не мог поверить, что дело обошлось без магии: настолько удивительным казалось появление украшенных статуями и фонтанами театров, пиршественных столов и множества прочих строений, на создание которых, казалось, требовалось длительное время» [5, с. 6].
Эстетический и психологический эффект версальских праздников достигался комплексом культурных форм и технологических приёмов. Так, «Услады заколдованного острова» в 1664 году, «Большой королевский дивертисмент» 1668 года, торжества 1674 года были проведены на высоком постановочном уровне и стали примерами для придворных торжеств в королевствах Европы. Роскошная карусель, концерты, речитативы, балетные выступления, «комедии с танцами», театральные чудеса с механизированными машинами, гастрономические удовольствия в изысканных интерьерах с великолепной подсветкой, постановочные фейерверки, огненные спектакли, катания в гондолах — вот далеко не полный перечень праздничных увеселений в версальских садах, боскетах и гротах.
наличие в архитектонике версальских празднеств элементов карнавала, а точнее маскарада, и таких театральных представлений, как комедия-балет и опера-балет, определяло их зрелищно-игровой характер. Важно отметить и то, что, наряду с достаточно прихотливым сочетанием элементов барокко и классицизма, в праздничном пространстве Версаля были задействованы и некоторые
традиции средневекового карнавала. Имеется в виду то, что, как и в пору средних веков, в XVII веке «фантастические мистификации, замена регламентированных норм на их противоположность меняли серьёзное и смешное, прекрасное и уродливое, человеческое и животное» [4, с. 152].
Интересно и то, что празднества сменяли друг друга, и Версаль менялся вместе с ними — его тон, его манера, его дух; но менял их сам король. Каждое из празднеств, каждый из этапов строительства были смоделированы в соответствии с установками Людовика XIV, определялись сменой его умонастроений. Однако неизменным оставалось убеждение короля в государственной пользе празднеств: «Общее веселье создаёт у придворных ощущение лестной близости к монарху, что чрезвычайно волнует и радует их. Простой народ
любит зрелища — в сущности, их цель в том и состоит, чтоб ему нравиться... Этим средством мы завладеваем его умом и сердцем гораздо успешней, чем наградами и благодеяниями. Что до иностранцев, то, видя государство цветущим и благоустроенным, — как это явствует из расходов на праздник, которые могут показаться даже излишними, — они получают самое выгодное впечатление великолепия, мощи, богатства и величия» [5, с. 1].
В последующие культурно-исторические эпохи такой утилитарно-политический подход к празднику не только не был отвергнут, но и актуализировался в различных странах на фундаменте новых социальных мифов, символов государственной мощи и достижений в сфере технической организации массовых торжеств и зрелищных манифестаций.
Примечания
1. Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура Средних веков и Возрождения. Москва : Эксмо, 2014. 701 с.
2. Блюш Ф. Людовик XIV / пер. Л. Д. Тарасенковой, О. Д. Тарасенкова. Москва : Ладомир, 1998. 815 с.
3. Боссан Ф. Людовик XIV, король-артист. Москва : Аграф, 2002. 265, [1] с.
4. Даркевич В. П. Народная культура средневековья: Светская праздничная жизнь в искусстве IX—XVI вв. / отв. ред. Г. К. Вагнер ; АН СССР, Ин-т археологии. Москва : Наука, 1988. 341, [2] с. ил.
5. Ракова А. Л. Версальские праздники Короля Солнце. Санкт-Петербург : Государственный Эрмитаж, 2004.
6. Флиер А. Я. Культурология для культурологов : учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей / Науч.-образовательное культурологическое о-во, Науч. коллегия, Московский гос. ун-т культуры и искусств, Высш. шк. культурологии. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Согласие, 2010. 671 с.
References
1. Bakhtin M. M. Fransua Rable i narodnaya kuVtura Srednikh vekov i Vozrozhdeniya [Francois Rabelais and national culture of the Middle Ages and Renaissance]. Moscow, Eksmo Publ., 2014. 701 p.
2. Blyush F. LyudovikXIV [LouisXIV]. Moscow, Ladomir Publ., 1998. 815 p.
3. Bossan F. LyudovikXIV, korol'-artist [Louis XIVKing Actor]. Moscow, Agraf Publ., 2002. 266 p.
4. Darkevich V. P. Narodnaya kultura srednevekov'ya: Svetskaya prazdnichnaya zhizn' v iskusstve IX—XVI vv. [National culture of the Middle Ages: Social festive life in art of the IX—XVI centuries]. Moscow, Nauka Publ. [Science Publ.], 1988. 343 p.
5. Rakova A. L. VersaVskie prazdniki Korolya Solntsa [Versailles holidays of the King Sun]. St. Petersburg, Publishing house of the State Hermitage Museum, 2004.
6. Flier A. Ya. Kul'turologiya dlya kul'turologov [Cultural science for culturologists]. Moscow, Soglasie Publ., 2010. 671 p.