Научная статья на тему 'Художественный образ Версаля в кинематографе'

Художественный образ Версаля в кинематографе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
336
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРСАЛЬ / КИНЕМАТОГРАФ / ИГРОВОЕ КИНО / ИСТОРИЧЕСКАЯ СРЕДА / ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ / VERSAILLES / CINEMA / GAME CINEMA / HISTORICAL ENVIRONMENT / HISTORICAL AND BIOGRAPHIC / HISTORICAL RELIABILITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карапетян Эмиль Суренович

Данная статья посвящена версальскому дворцовому комплексу, который со своей феноменальной поэтической составляющей на протяжении более трёх столетий являлся источником вдохновения монархов и служителей муз классических видов искусства. С рождением нового искусства кинематографа Версаль оказывается в центре кинокамеры, выступая и как архитектурный фон действия, и как художественный образ, и как самостоятельный «актёр» со своими задачами в режиссёрском замысле игрового кино. Особое внимание в статье уделено обзору именно тех кинолент, в идейных замыслах которых Версалю была предназначена роль ведущего плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Versailles in art of the film

This article is devoted to the Versailles palace complex which from the phenomenal poetic component throughout more than three centuries, was a source of inspiration of monarchs and attendants of muses of classical art forms. With the birth of new art cinema, Versailles appears in the center of a movie camera, acting and as an architectural background of action, and as an artistic image, and as independent “actor” with the tasks in a director's concept of game cinema. Special attention in article is given to the review of those movies in which ideological plans the role of the host of the plan was intended to Versailles.

Текст научной работы на тему «Художественный образ Версаля в кинематографе»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Статьи данного раздела публикуются по материалам научных конференций МГИК, в том числе кафедры специального фортепиано факультета музыкального искусства МГИК: Всероссийская научно-практическая конференция «Феномен Детства и Юности в культуре, искусстве, образовании» (Москва, МГИК, 21-23 мая 2018 года)

режиссёр-постановщик по договору e-mail: emilkarat@mail.ru

Данная статья посвящена версальскому дворцовому комплексу, который со своей феноменальной поэтической составляющей на протяжении более трёх столетий являлся источником вдохновения монархов и служителей муз классических видов искусства. С рождением нового искусства - кинематографа Версаль оказывается в центре кинокамеры, выступая и как архитектурный фон действия, и как художественный образ, и как самостоятельный «актёр» со своими задачами в режиссёрском замысле игрового кино. Особое внимание в статье уделено обзору именно тех кинолент, в идейных замыслах которых Версалю была предназначена роль ведущего плана.

Ключевые слова: Версаль, кинематограф, игровое кино, историческая среда, историко-биографический, историческая достоверность.

VERSAILLES IN ART OF THE FILM

Emil S. Karapetyan, Director e-mail: emilkarat@mail.ru

This article is devoted to the Versailles palace complex which from the phenomenal poetic component throughout more than three centuries, was a source of inspiration of monarchs and attendants of muses of classical art forms. With the birth of new art - cinema, Versailles appears in the center of a movie camera, acting and as an architectural background of action, and as an artistic image, and as independent "actor" with the tasks in a director's concept of game cinema. Special attention in article is given to the review of those movies in which ideological plans the role of the host of the plan was intended to Versailles.

Keywords: Versailles, cinema, game cinema, historical environment, historical and biographic, historical reliability.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Эмиль Суренович КАРАПЕТЯН,

Версальский дворец, как известно, с самого начала своего создания, с первых же этапов преображения, стал образцом подражания для европейских монархов, государственных деятелей и источником вдохновения для творцов и мастеров во всех известных дисциплинах искусства: живописи, скульптуре, литературе, декоративно-прикладном. За последние четыре столетия он был воспет и запечатлён не только европейскими, но и русскими, советскими творческими личностями. «Поэтическое зерно Версаля понимали и современники, и потомство: впоследствии Версаль сравнивали с гомеровским эпосом» [3, с. 205]. В XXI веке мы лицезреем египетские пирамиды, собор Св. Фамилии в Барселоне, Вестминстерский дворец, Петергоф, дворец Сан-Суси и Акрополь в Афинах; они приводят нас в восторг, к размышлениям, к новым неизвестным нам ранее эмоциям, к потерянности и необъяснимой радости. Александр Бенуа писал: «Я чуть не расплакался, когда под самый конец этого нашего первого посещения Версаля лучи заходящего солнца на минуту прорвали густую пелену туч и оранжевым пламенем засияли бесчисленные окна дворца. И почему-то именно в этот момент показался мне тогда чем-то удивительно знакомым, точно я это самое уже когда-то видал и "пережил". Подобные же ощущения я испытывал и в Петергофе, и в Царском, и в Ораниенбауме, но здесь, в Версале, они приобрели небывалую, почти до физического страдания дошедшую остроту» [1, с. 121]. Возвращения из Версаля почему-то особенны. На нашего впечатлительного соотечественника, и в прошлом, и в настоящем, от мастеров искусства, интеллигенции, новоявленных субъектов «верхнего» слоя до обычного туриста из постсоветского пространства, Версаль производит, как правило, впечатление, несоизмеримое с впечатлением от посещения других, «эпохальных» достопримечательностей Старого и Нового Света. «Я съездил также в Версаль, где провёл полдня, и впервые подивился божественному виду с террасы дворца на перспективу садов» [2, с. 170] (М. Добужинский). Созерцание дворца и садов доставляет духовное наслаждение. Примечательны, впрочем, как и занимательны, литературные очерки, эссе или просто отзывы, фото и видео «картины» гостей дворца, в которых не они в Версале, а сам Версаль. Их глазами, сердцем и чувством. Одним словом, они особенны «версалевосприятием» этих людей.

Вот так, живя не только в пригороде Парижа, в искусстве, но и в умах и сердцах людей, дворец и этос Версаль вступил в новое искусство XX века - кинематограф. И вступил опять-таки по-своему особенно и запоминающе, в большинстве документальных и игровых лентах с 20-х годов прошлого века и до наших дней. Версаль, как архитектурный объект со всей своей бесспорной эстетической значимостью, стал не просто местом действия, архитектурной декорацией или задником, а

зачастую самостоятельной смысловой составляющей режиссёрского замысла в новом молодом искусстве - кино. Не так часто, как версальский комплекс, дворцы Санкт-Петербурга, замки Британии и Франции, Эскориал или Шёнбрунн, становятся пространственной средой, создаваемой режиссёром и художником-постановщиком в кино.

Пожалуй, только баварский Нойшванштайн Людвига II, правда, несколько в другом качестве, занял «легендарное» место в киноиндустрии, став узнаваемым логотипом компании "Walt Disney Pictures". Не надо быть «человеком кино» или «киноманом», чтобы понимать очевидное: в игровом художественном кино архитектура выступает как фон эпизода, важная деталь, перспектива кадра или значимая слагаемая в создании атмосферы действия или всего фильма. Но кинолент, в которых архитектурный, природный или садово-парковый объект служит методом выражения мысли создателей, важной автономной сутью в построении кадра или ещё значительней - выступает героем, «персонажем», одушевлённым эпицентром или ядром предполагаемых обстоятельств, не так уж и много. «Вишнёвый сад» в драматургии пьесы не только безмолвно молил «послушайте, ещё меня любите за то, что я умру», «Титаник» не просто был огромной роскошной посудиной, беспрецедентно реалистично погибшей за 190 минут кинематографического времени Джеймса Кэмерона, Москва не просто столицей-лотереей, не верящей слезам в советской мелодраме Владимира Меньшова, или Вечный город в ленте «Римские каникулы».

Версаль воплощён в кино не просто как историческая среда, условное или реальное место действия, повествования, фон для развития сюжета, декорационный задник для планов или антураж мизансцен. Дворец выступает как актёр первого плана в кинопроизведении или в развлекательном современном action. Как правило, кино, где фигурирует Версаль, это костюмные, историко-биографические ленты, драмы и комедии с реальными историческими героями, вымышленными персонажами или же фильмы-экранизации. Как среду обитания героев мы видим Версаль в лентах «Мадам Дюбарри» (1954), «Тайны Версаля» и «Если бы Версаль поведал о себе» (1954), в сериях «Анжелика и король», «Великолепная Анжелика» (1964).

Историческое время фильмов, где так или иначе присутствует Версаль, это, как правило, эпоха «короля-солнца», Людовика XV и Людовика XVI. Режиссёры выбирают или придумывают альковные темы, интриги и сплетни двора, сочиняют систему перипетий и всё остальное, что может заинтересовать зрителя. Поэтому кино интересуется больше фаворитками королей - мадам Дюбарри, маркизой де Помпадур, королевой Марией-Антуанеттой, нежели серьёзными событиями и личностями в истории Франции, которые влияли из Версаля на все страны Европы и на ход её истории. «Кино - это жизнь, из которой вырезано все скучное». Спорная

фраза Хичкока. В 1919 году в Германии снимается фильм «Мадам Дюбарри», в Голливуде - «Мария-Антуанетта» (1938), во Франции -«Мария-Антуанетта - королева Франции» (1956), «Маркиза» (1997), в 2006 году Робин Дэвис снимает историю «Жанна Пуассон. Мадам де Помпадур» с Венсаном Пересом в роли Людовика XV и Элен де Фужроль в роли маркизы. Во Франции фильмы, в которых герои - это приближённые монархов или их конфиденты, снимаются часто. Сюжеты этих лент можно определить простым словом - полуправда. Но все они яркие, зрелищные, костюмные. Одним из главных их преимуществ - проведение натурных съёмок в реальных объектах, в том числе и в Версале. В 2001 году выходит фильм «Роялистка», в 2012 году - «Прощай моя королева».

Версаль в серьёзных произведениях по содержанию, по авторскому замыслу и по жанру выступает действующим лицом, конкретизирующим психологические аспекты действия. Дворцовый или парковый простор, парадные залы или интимные комнаты выступают не жилищем героев или центром событий, а во многих случаях раскрывают образы или помогают приоткрыть завесу, насколько это возможно в кино, во внутренний мир героев и персонажей как реальных персон истории. Версаль, двор, история Людовика XIV и маркизы де Ментенон ожили во французском сериале Нины Компанеец «Путь короля» (1996), снятым по роману Франсуазы Шандернагор «Королевская аллея», в основу которого легли воспоминания супруги короля. В этой ленте наглядна и очевидна неразрывность двух драматических искусств. Вербального и звуко-зрительного. Достоверность изначального литературного источника, игра актёров, повествование от лица маркизы, воссозданная повседневная и парадная жизнь дворца, работа декораторов, художников по костюмам, гриму, реквизиту, саундтрек из произведений Ж.-Б. Люлли, Франсуа Куперена и Дела-ланда, дворцовые апартаменты, сады и аллеи Версаля обеспечили ленте потрясающую художественную зрелищность и историческую достоверность, а работа первой профессии в кинематографе - оператора и художника по свету - удивительную атмосферу и эмоциональную выразительность. Публичная и повседневная жизнь дворца, распорядок дня, быт и церемониал предстают в фильме в «обжитом» виде, «как было», в переливах истории государства и в событийных главах жизни королевской семьи и двора. «Кто видел двор, тот видел всё, что есть в мире самого прекрасного, изысканного и пышного; кто, повидав двор, презирает его, тот презирает и мир» [4, с. 186].

В «экранном» времени «Пути короля» - всё то, что любит и без чего не может существовать кино, - Человек. Люди, мужчина и женщина, сложные человеческие отношения, мироощущение, все вечные страсти. Земной путь. Начало и конец. Престарелая маркиза де Ментенон, доживающая свой век в Сен-Сире, записала: «Я поочерёдно испробовала любовь,

власть, набожность и, боясь лишиться, в оставшееся короткое время, хоть одной из них, погналась сразу за тремя - и упустила всё. Сегодня, когда моего супруга уже нет на свете, я с нежностью смотрю на его подарок

- чётки, я прошу играть его любимые пьесы для клавесина и читаю с интересом лишь те книги, где говорится о нём. Словом, нынче я так же страстно люблю всё, что сближает меня с ним, как прежде любила то, что нас разъединяло; увы, былого уже не исправить» [8, с. 562].

Это именно то кино, которое не только смотрят, но и слушают. Воспоминания маркизы погружают зрителя в эпоху великого века Франции и в её почти сорокалетнюю историю отношений с королём. Герои взрослеют, стареют, дряхлеют и вместе с ними меняется Версаль, атмосфера во дворце и образ жизни в нём. Он присутствует в фильме в смене времён года и десятилетий. В зените и закате «короля-солнца» и супруги. «Я скоро уйду. Я больше не услышу эти звонкие голоса, заполнившие часовню. Я больше никогда не пройду по тропинке, ведущую к фонтану, который мы называли фонтаном Одиночества. Мне уже не придётся ступать по гравию этих дорожек, которым король сам придумывал красивые названия. Никогда мне уже не подняться по королевской аллее, в конце которой он так часто ждал меня» [6].

После фильма «Путь короля», пожалуй, есть только одна лента, где Версаль показан в формате максимально реалистичной реконструкции. Это кино «Мария-Антуанетта» Софии Копполы 2006 года, с Кирстен Данст в главной роли. Именно в этом фильме мы видим Версаль таким, каким он был. Гламурным, роскошным, сочным. Личность королевы Марии-Антуанетты всегда привлекала литераторов и кинематографистов. Фильмы, сериалы выходят на экраны достаточно часто. Фильм Копполы

- неоднозначный и необычный, отмеченный наградами, съёмки которого проходили в Версале, который показан не просто как дворец королевской четы и двора, а любимый дом, который невероятно тяжело навсегда и драматически покинуть. В финальных кадрах фильма королевская чета покидает Версаль, за окном кареты - версальская перспектива парка; панорама канала и фонтан Аполлона в лучах восходящего солнца. Разговор обречённых супругов глазами, в которых слёзы и великая печаль, для которых солнце уже зашло навсегда. «Вы восхищаетесь своей лаймовой аллеей? - Я прощаюсь ...» [5]. А до прощания с прошедшей беззаботной жизнью - мы смотрим на жизнь королевы в Версале, с первых дней её прибытия к французскому двору. Именно в этой картине Версаль показан многогранно, зрелищно и поэтично. Малый Трианон, Французский павильон, деревня королевы, пейзажи парка, водный партер и гроты, убранство и декор парадных комнат и внутренних покоев. Талантливое воссоздание атмосферы жизни двора - главное достоинство этой визуально роскошной и красочной цветовой ленты.

В телефильме «Версаль - мечта короля» 2008 года проиллюстрирована история создания комплекса в игровом жанре с ключевым акцентом на его создателе - Людовике XIV. И вновь где Версаль, там «король-солнце». Или наоборот. Этот «тандем» предопределил высокий рейтинг французско-канадского телесериала «Версаль» «про короля и дворец» (20152016). Интересен факт создания в наши дни трёхмерных приключенческих компьютерных игр «Версаль. 1685» (1996) и «Версаль. Завещание короля» (2002), в которых игрок оказывается в ситуативном действии во времена Людовика XIV в Версале, в залах, комнатах, садах и парке.

В 2014 году в Англии Алан Рикман снимает «Версальский роман», придуманная история с Кейт Уинслет в главной роли, где парк, сад, гроты строящегося дворца, как пространственная сфера, эмоционально характеризуют главных действующих лиц. Кинематограф пишет оригинальные сценарии с реальными историческими героями, но в авторском восприятии этих личностей и событий. Зачастую сюжет и события, разворачивающиеся в ленте, не имеют никакой реальной основы и исторической правды. Настоящим кинопроизведением эти ленты становятся за редким исключением.

Нет однозначного ответа на вопрос, почему художественный образ Версаля столь популярен в искусстве, а само его имя эксплуатируется в различных, зачастую неожиданных сферах повседневной жизни XXI века. Версаль - один из тех шедевров искусства, архитектурно-парковых объектов, который в своей эстетической ценности определённо заключает большой коэффициент иррациональной составляющей и присутствие непрерывающейся сакральности.

В искусстве город, дом, архитектурное сооружение, а порой и целая страна локализуют пространство, место или точку действия, иногда выполняя самую неожиданную задачу и конструируя впечатляющие последствия. Так, роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» в 1831 году реально спас готическое знаковое церковное сооружение Парижа от грозящего физического уничтожения. Кстати, участь Версаля в послереволюционной Франции могла бы быть необратимо катастрофичной. По воле Бонапарта и благодаря бесславной реставрации Бурбонов Версаль всё же медленно вернул своё величие как музей и правительственная резиденция республиканской Франции. В XXI веке Версаль остаётся богатейшим историческим источником и вдохновением для творческих людей. Остаётся также его загадка и феномен. Поэтому впереди нас непременно ожидают новые поэмы, полотна и киноленты. Дворец, очерченный квадратами террас, В часы, когда закат окрашивает стены. Как много крови ты вливаешь в наши вены Из царства красоты и рыцарских кирас! [7, с. 35]

Литература

1. Бенуа А. Мои воспоминания : в 5 книгах / [изд. подг. Н. И. Александрова и др.]. - Москва : Наука, 1980. - 121 с.

2. Добужинский М. В. Воспоминания / сост. Г. И. Чугунов. - Москва : Наука, 1987. - 170 с.

3. Искусство. Книга для чтения / М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев, М. Г. Неклюдова. - Москва : Просвещение, 1969. - 763 с.

4. Лабрюйер Жан де. Характеры, или Нравы нынешнего века / [пер. с фр. Ю. Б. Корнеева, Э. Л. Линецкой]. - Москва : АСТ : Транзиткнига, 2005. - 412 с.

5. «Мария-Антуанетта». Фильм. Режиссёр София Коппола. 2006.

6. «Путь короля». Сериал. Режиссёр Нина Компанеец. Франция, 1996.

7. СаменА. Версаль = Versailles : Стихотворения / пер. с фр. Роман Дубровкин.

- Москва ; Санкт-Петербург : Летний сад, 2001. - 62 с. - Текст парал. рус., фр.

8. Шандернагор Ф. Королевская аллея : Воспоминания Франсуазы д'Оби-нье, маркизы де Ментенон, супруги короля Франции. - Москва : МИК, 1999.

- 575 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.