Научная статья на тему 'Оформление лестницы Послов Версальского дворца на примере гравюр из коллекции научной библиотеки российской академии художеств'

Оформление лестницы Послов Версальского дворца на примере гравюр из коллекции научной библиотеки российской академии художеств Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
350
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Версаль / Людовик XIV / Шарль Лебрен / Лестница Послов / французское искусство / дворцовые интерьеры. / Versailles / Louis XIV / Charles Le Brun / Staircase of Ambassadors / French art / palace interiors.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гриша Елизавета Александровна

В статье рассматривается один из наиболее известных утраченных интерьеров Версальского дворца — Парадная лестница, также известная как Лестница Послов, на примере гравированных изданий из коллекции Научной библиотеки Российской академии художеств: сборника эстампов французского гравера Луи Суруге “Grand Escalier du Chateau de Versailles dit Escalier des Ambassadeur”; одного из томов серии “Tableaux du cabinet du Roy” и отдельных листов гравюр с фрагментами плафона Лестницы Послов. Несмотря на то, что весь процесс строительства и росписи, зафиксированный во французских документах, был инновационным для европейской архитектуры XVII в., в отечественной историографии Лестница Послов остается малоизученной. Тем не менее, проект именно Парадной лестницы в Версале с двумя расходящимися маршами и обильным декором стен и светового фонаря плафона оказал существенное влияние на распространение и развитие аналогичных архитектурных конструкций в дворцовых интерьерах большинства европейских государств. В статье подробно описано убранство утраченного интерьера, отражавшего идею абсолютной монархии и полностью осуществленного под руководством Первого художника Людовика XIV Шарля Лебрена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGN OF THE AMBASSADORS’ STAIRCASE IN THE VERSAILLES PALACE ON THE EXAMPLE OF THE ENGRAVINGS FROM THE COLLECTION OF THE SCIENTIFIC LIBRARY OF THE RUSSIAN ACADEMY OF ARTS

The Front Staircase of the Versailles Palace also known as the Ambassadors’ Staircase is one of its most famous lost interiors. In the article, the researcher considered this theme on the example of the engravings from the collection of the Scientific Library of the Russian Academy of Arts: the collection of engravings by Louis Suruge “Grand Escalier du Chateau de Versailles dit Escalier des Ambassadeur”; one of volumes of the series “Tableaux du cabinet du Roy” and the separate plates with the fragments of the plafond of the Ambassadors’ Staircase. The studies of the Ambassadors’ Staircase were rare in Russian historiography despite the fact that the construction and painting recorded in the French documents were innovative for the European architecture of the 17th century. Nevertheless, it was the project of this staircase with two flights of stairs and decor that had the significant impact on the development of the analogues architectural constructions in palace interiors in many European countries. In the article, the researcher discussed in details the decoration of the lost staircase created by the court painter to Louis XIV Charles Le Brun which represented the idea of absolute monarchy.

Текст научной работы на тему «Оформление лестницы Послов Версальского дворца на примере гравюр из коллекции научной библиотеки российской академии художеств»

УДК 72.04.03

DOI:10.2441I/2658-3437-2019-12003

Гриша Елизавета Александровна, заведующая Отделом редких изданий Научной библиотеки Российской академии художеств. Центр научных учреждений Российской академии художеств, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 17. 199034. pelizabet@ yandex.ru

Grisha, Elizaveta Alexandrovna, head of the Rare book department of the Scientific Library of the Russian Academy of Arts. Centre of Scientific Institutions of the Russian Academy of Arts, Universitetskaia nab., 17, 199034 Saint Petersburg, Russian Federation. pelizabet@ yandex.ru

ОФОРМЛЕНИЕ ЛЕСТНИЦЫ ПОСЛОВ ВЕРСАЛЬСКОГО ДВОРЦА НА ПРИМЕРЕ ГРАВЮР ИЗ КОЛЛЕКЦИИ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

THE DESIGN OF THE AMBASSADORS' STAIRCASE IN THE VERSAILLES PALACE ON THE EXAMPLE OF THE ENGRAVINGS FROM THE COLLECTION OF THE SCIENTIFIC LIBRARY OF THE RUSSIAN ACADEMY OF ARTS

Аннотация. В статье рассматривается один из наиболее известных утраченных интерьеров Версальского дворца — Парадная лестница, также известная как Лестница Послов, на примере гравированных изданий из коллекции Научной библиотеки Российской академии художеств: сборника эстампов французского гравера Луи Суруге "Grand Escalier du Chateau de Versailles dit Escalier des Ambassadeur"; одного из томов серии "Tableaux du cabinet du Roy" и отдельных листов гравюр с фрагментами плафона Лестницы Послов. Несмотря на то, что весь процесс строительства и росписи, зафиксированный во французских документах, был инновационным для европейской архитектуры XVII в., в отечественной историографии Лестница Послов остается малоизученной. Тем не менее, проект именно Парадной лестницы в Версале с двумя расходящимися маршами и обильным декором стен и светового фонаря плафона оказал существенное влияние на распространение и развитие аналогичных архитектурных конструкций в дворцовых интерьерах большинства европейских государств. В статье подробно описано убранство утраченного интерьера, отражавшего идею абсолютной монархии и полностью осуществленного под руководством Первого художника Людовика XIV Шарля Лебрена.

Ключевые слова: Версаль; Людовик XIV; Шарль Лебрен; Лестница Послов; французское искусство; дворцовые интерьеры.

Abstract. The Front Staircase of the Versailles Palace also known as the Ambassadors' Staircase is one of its most famous lost interiors. In the article, the researcher considered this theme on the example of the engravings from the collection of the Scientific Library of the Russian Academy of Arts: the collection of engravings by Louis Suruge "Grand Escalier du Chateau de Versailles dit Escalier des Ambassadeur"; one of volumes of the series "Tableaux du cabinet du Roy" and the separate plates with the fragments of the plafond of the Ambassadors' Staircase. The studies of the Ambassadors' Staircase were rare in Russian historiography despite the fact that the construction and painting recorded in the French documents were innovative for the European architecture of the 17th century. Nevertheless, it was the project of this staircase with two flights of stairs and decor that had the significant impact on the development of the analogues architectural constructions in palace interiors in many European countries. In the article, the researcher discussed in details the decoration of the lost staircase created by the court painter to Louis XIV Charles Le Brun which represented the idea of absolute monarchy.

Keywords: Versailles; Louis XIV; Charles Le Brun; Staircase of Ambassadors; French art; palace interiors.

Версальский дворец, расположенный в одноименном городе недалеко от Парижа, стал резиденцией последних французских королей. Построенный в 1623 г. охотничий домик из нескольких комнат для Людовика XIII (Louis XIII le Juste, 1601-1643) со временем под руководством его сына Людовика XIV (Louis XIV Le Roi Soliel, 1638-1715) преобразился в грандиозный художественно-архитектурный ансамбль, ставший своеобразным воплощением идеи абсолютизма.

История Версальского дворца и парка тесно связана с развитием французской государственности. Он должен был запечатлеть в архитектурных образах выражение прогрессивной централизованной власти, покончившей с раздробленностью государств и объединившей Францию, показать идею единства и порядка. Искусство Версаля является воплощением законченного и последовательного мировоззрения классической эпохи французской государственности.

Художественно-архитектурный и садово-парковый ансамбли Версаля задали тон искусству всей Европы. Версаль стал первой монаршей резиденцией в Европе Нового времени, по образцу которой в дальнейшем строили дворцовые комплексы по всей Европе — в Англии, Пруссии, Австрии, Венгрии. В России развитием версальской темы стали дворцовые комплексы и парки в Петергофе, Екатерининский и Александровский дворцы в Пушкине, дворец в Павловске и главная резиденция русских императоров — Зимний дворец.

В XVII в. увеличивается количество мастеров, связанных непосредственно с королевскими дворами, в связи с чем их деятельность приобретает новые функции и масштабы. Искусство этого периода в полной мере отражает авторитарность государственной власти. Образ художника-творца, воплотившего идею французской абсолютной монархии, представлял собой французский живописец Шарль Лебрен (Charles Le Brun, 16191690). Он руководил живописными и декоративными работами в Версале, который должен был стать символом утверждения неограниченной монархии [1, с. 186-189]. Одним из наиболее знаменитых интерьеров работы Шарля Лебрена можно назвать утраченную Парадную лестницу, где встречали послов, прежде чем они проходили в Большие апартаменты.

Процесс строительства и росписи Парадной лестницы был зафиксирован в архивных документах и нашел свое отражение во французской историографии, однако в отечественной науке о нем встречаются лишь краткие сведения и упоминания. Тем не менее оформление Парадной лестницы оказало существенное влияние на распространение и развитие аналогичных архитектурных конструкций в интерьере дворцов в большинстве европейских государств, в том числе в России. Одним из таких примеров может служить Иорданская лестница Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

Несмотря на то, что убранство Парадной лестницы Версаля, известной также как Лестница Послов, было разрушено в

1752 г., оно остается одним из самых выдающихся произведений Шарля Лебрена наравне с Зеркальной галереей. После завершения росписи лестницы Послов в 1679 г. она была запечатлена в многочисленных описаниях и эстампах, что позволило сохранить визуальный образ лестницы [12]. Так, например, альбом гравюр "Grand Escalier du Chateau de Versailles dit Escalier des Ambassadeur", созданный Луи Суруге (Louis Surugue, 1686-1762) между 1721-1728 гг., широко распространился по музейным собраниям всей Европы. Один из таких экземпляров хранится в коллекции Научной библиотеки Российской академии художеств. На примере этого издания, ряда отдельных гравированных листов с изображениями фрагментов плафона и одного из томов из серии "Картины Кабинета Короля" становится возможным рассмотреть уникальность выбора плана и декора лестницы Послов.

В 1668-1669 гг. французский архитектор Луи Лево (Luois Le Vau, 1612-1670) разработал первый проект лестницы для дворца в Версале с одним маршем и низким углом наклона. По примеру одного из предыдущих своих проектов, воплощенного во дворце Тюильри между 1664-1668 гг., взамен винтовой лестницы работы Фильбера Делорма (Philibert Delorme, ок. 1510/15151570), Луи Лево спроектировал лестницу с двумя параллельными маршами [6, с. 217], соединенными общими площадками.

В 1670 г. один из учеников Луи Лево Франсуа д'Орбэ (François d'Orbay, 1634-1697) изменил проект Парадной лестницы в Версале, удвоив марши, которые расходились в разные стороны под углом 180 градусов. Однако проект также не предполагал богатого убранства, за исключением розеток и кессонов на потолке, а также резных рельефов над дверями. Такая особенность оформления лестницы связана с тем, что в европей-

ской архитектуре XVII в. дворцовые лестницы традиционно не включали в себя росписи и излишние украшения, поскольку было принято увеличивать количество декора от зала к залу [8, p. 74-75]. Лестница так и не была построена, но проект стал основой для будущего шедевра (Илл. 1).

На первых этапах строительства лестницы в сметах 1672, 1673 и 1674 гг. упоминается только декор из штукатурки и лепнины, лишь после приглашения в 1675 г. Шарля Лебрена в январе 1676 г. в смету добавлена статья расхода «для произведений живописи и позолоты» [9, p. 43-59].

Сложность интеграции лестницы в выбранное пространство усложнялась малыми размерами помещения и отсутствием освещения. Шарль Лебрен придумал, как пустить поток света через световой фонарь плафона, сделанный из хрустального стекла в обрамлении позолоченного металла [2, с. 112]. Падуги плафона были дополнительно украшены иллюзорной живописью, что способствовало визуальному увеличению пространства, где среди птиц и цветов посланцы четырех частей света в союзе с музами славили короля (Илл. 2).

В XVII в. по инициативе кардинала Ришелье (ArmandJean du Plessis, duc de Richelieu, 1585-1642) была основана Королевская типография (d'imprimerie Royale), которая по заказу Людовика XIV в 1670-е гг. начала издавать серию книг «Картины Кабинета Короля» ("Tableaux du cabinet du Roy"), призванную отражать с высокой степенью достоверности конкретные культурные и исторические события Франции и публиковать книги, представлявшие истинно художественные и духовные ценности. Всего было издано 23 тома, часть из которых посвящена Версалю, его убранству, интерьерам, празднествам, садам и паркам [7, p. 106; 5].

Илл. 1. Шарль Лебрен, грав. Ж.-М. Шевоте. План Лестницы Послов.

1725. Гравюра на меди. Научная библиотека Российской академии художеств, Санкт-Петербург

Илл. 2. Шарль Лебрен, грав. Симонно старший. Плафон Парадной лестницы. [1721-1728]. Гравюра на меди. Национальная библиотека Франции, Париж

В одном из томов серии «Картины Кабинета Короля» можно подробно рассмотреть детали плафона, где в каждом из углов располагались группы из четырех ангелов с атрибутами одной из частей света: Африки, Азии, Америки и месяцев года, выраженные знаками зодиака. Так, например, Африку дополняют живописные группы со слонами и символы месяцев октября и ноября [17, est. 22]; Азию сопровождают изображения верблюдов и символы февраля и марта [17, est. 20]; Америка изображена в виде девушки, восседающей на крокодиле, а под фигурой справа можно увидеть символ апреля [17, est. 23]. Также на отдельном листе сохранилось изображение европейской части света, которую сопровождают соответствующие животные, такие как лошадь и кабан. Здесь можно увидеть символ сентября — весы [13].

В 1689-1690 гг. выходит серия эстампов, состоящая из 8 гравированных листов, на каждом из которых изображен фрагмент плафона. В совокупности серия отображает общий вид плафона со световым фонарем. Она была единственной изданной во времена правления Людовика XIV. По своему монументальному характеру фрагменты плафона на восьми эстампах, которые в общей сложности имеют 9 футов (274, 32 см) в длину, складываются в цельное изображение потолка со световым фонарем. На каждой гравюре изображен фрагмент украшений плафона с пояснениями, на центральной гравюре на месте изображения светового фонаря дано общее описание всего объекта, где также указано, что вся работа принадлежит «Господину Лебрену, Первому художнику Короля» [12]. На двух фрагментах плафона, отображающих роспись над входом в зал и непосредственно над лестницей, представлены композиции с Аполлоном и Минервой рядом с царскими регалиями, такими как корона и герб династии Бурбонов, а также оставшиеся месяцы: май, июнь, июль, август, декабрь и январь [14; 15].

Впервые в эпоху Людовика XIV было решено изобразить на лестнице историю военных побед короля, делая основной акцент на стенах, украшенных барельефами и видами сражений, выигранных во время войны с Голландией [10, p. 84-94]. Сцены были исполнены в аллегорической форме, с участием Минервы, Аполлона, Геркулеса, с символами и атрибутами королевских добродетелей, необходимых для хорошего правителя. Стены декорированы композициями из мрамора, привезенного из Ранса и Лангедока, в простенках между ритмичными повторами групп пилястр и колонн фрески, имитирующие шпалеры со сценами подвигов государя на поле брани (взятие Валансьена (17 марта

Илл. 3. Адам Франс ван дер Мейлен. Дислокация в Камбре. 1725. Гравюра на меди. Научная библиотека Российской академии художеств, Санкт-Петербург

1677) и Сент-Омера (22 апреля 1677), сражение при Касселе (11 апреля 1677), дислокация в Камбре (19 апреля 1677)) (Илл. 3) кисти Адама Франсуа ван дер Мейлена (Adam Frans van der Meulen, 1632-1690)), чередовались с живописью, изображающей обитателей всех континентов (Африки, Америки, Азии и Европы), выполненной Шарлем Лебреном [4, c. 234].

На промежуточной площадке лестницы был установлен фонтан (Илл. 4), декорированный античной скульптурной группой, выполненный из красного мрамора с белыми вкраплениями, опирающийся на двух дельфинов из позолоченной бронзы. В нише над фонтаном находился бюст Людовика XIV авторства Жана Варена (Jean Varin, 1607-1672), впоследствии в 1681 г. замененный на работу Антуана Куазевокса (Charles Antoine Coysevox, 1640-1720) [2, c. 112]. На противоположной стене в такой же нише расположена композиция с гербом династии Бурбонов, а с левой и правой стороны от лестницы на верхней площадке были установлены скульптурные композиции доспехов Геракла и Минервы работы Антуана Куазевокса на фоне росписей Шарля Лебрена [11, est. 10-23].

В 1679 г. Лебрен заканчивает декор Лестницы Послов и уже в 1689-1690 гг. появляется первая серия из 8 гравюр с изображением плафона, а в 1728 г. выходит серия гравюр Луи Суруге "Grand Escalier du Chateau de Versailles dit Escalier des Ambassadeur" (Илл. 5). Издание включает в себя 24 гравированных листа с изображением лестницы, ее плана и декоративных элементов и 9 страниц текста с полным описанием проекта. Экземпляр издания Научной библиотеки является неполным и не-сброшюрованным, однако даже сохранившиеся гравюры дают представление о монументальности утраченной постройки.

Илл. 4. Луи Суруге, грав. Ж.-М. Шевоте. Фонтан.

[1721-1728]. Гравюра на меди. Научная библиотека Российской академии художеств, Санкт-Петербург

ORDONNE ET PEINT

Par Cbarlej U Brun Eeu ver premier Peintre du R <yv

«. t 1 •

CONSACRE A LA MEMOIRE

■DE

LOUIS LE GRAND

Илл. 5. Шарль Лебрен. Парадная лестница Версальского дворца, или Лестница Послов. Титульный лист альбома гравюр. [1728]. Гравюра на меди. Научная библиотека Российской академии художеств, Санкт-Петербург

Световой фонарь плафона и декор лестницы требовали регулярного и дорогостоящего обслуживания. В связи с чем уже к 1728 г. появился проект преобразования лестницы в «Зал Послов» [16], где планировалось сохранить весь декор и мраморную скульптуру.

В связи с тем, что лестница использовалась только для приема послов, иностранных делегаций и некоторых праздничных торжеств, произведение Шарля Лебрена было доступно лишь малому количеству посетителей. В 1752 г. Людовик XV (Louis XV Le Bien Aimé, 1710-1774) решает разобрать лестницу для устройства комнат одной из своих дочерей — Аделаиды (Marie Adélaïde de France, 1732-1800) [4, c. 264].

Сегодня об утраченном интерьере Версальского дворца можно судить только по различным документальным свидетельствам с описанием и изображениями Лестницы Послов (Илл. 6) и по сохранившейся лестнице Королевы, которая представляет собой половину объема Лестницы Послов.

Несмотря на то, что Лестница Послов просуществовала меньше века, ее пробовали повторить в других европейских дворцах. Людвиг II (Ludwig II, 1845-1886) при строительстве замка Херренкимзее пожелал дважды воспроизвести версальский интерьер, однако до смерти короля успели оформить только Южную лестницу [3, с. 200]. В 1892 г. герцог Энгельберт-Мари д'Аренберги создал копию лестницы в комплексе Пети-Саблон в Брюсселе. Эта лестница до сих пор используется для дипломатических приемов. В 1895 г. в Розовом дворце (снесён в 1969 г.) на авеню Фош в Париже для знаменитого щёголя и политика Бонифация де Кастелана выполнена ещё одна копия Лестницы послов.

Таким образом, Лестница Послов занимает важное место в карьере Шарля Лебрена наравне с Зеркальной галереей, и именно поэтому она нашла свое отражение во множестве эстампов и документах, которые позволяют представить утраченный интерьер дворцового комплекса Версаля. Лестница Послов является важным этапом не только в творчестве Шарля Лебрена, но и

в истории европейской архитектуры XVII в. Спроектировав и построив в исключительных условиях Парадную лестницу, Шарль Лебрен, используя технические средства и возможности своего

времени, не только воплотил идею абсолютной монархии, но и показал эффективность тех средств, которые он использовал в своем стремлении синтезировать различные виды искусств.

Илл. 6. Луи Суруге, грав. Ж.-М. Шевоте. Вид на интерьер Лестницы Послов в Версале.

[1721-1728]. Гравюра на меди. Научная библиотека Российской академии художеств, Санкт-Петербург

Список литературы:

1. Версаль / авт.-сост. Е. А. Конькова. М.: Вече, 2003. 224 с.

2. Жаке Н. Золотой век Версаль. СПб: Азбука; Азбука-Аттикус, 2018. 224 с.

3. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера. М.: Искусство, 1990. 248 с.

4. МонклоЖ.-М. П. Версаль. М.: Слово/SLOVO, 2001. 424 с.

5. ПавлычеваЕ. А. Серия фолиантов «Картины Кабинета Короля» // Музей Московского Кремля.URL:https://www.kгeml.гu/?cmd=0 0500100000000000110000000000000000&cmdex=41900032EA9E500000000&œnferences-and-seminars=000B6227D9&name=372 (дата обращения: 29.05.2019)

6. Юсупов Э. С. Словарь архитектурных терминов. СПб: Фонд «Ленинградская галерея», 1994. 432 с.

7. Ancienne collection Paul-Louis Weiller: livres, autographes et manuscrits: catalogue. Paris: Gros et Delettrez, 2011. 136 p.

8. Christ Y. Le Louvre et les Tuileries: histoire architecturale d'un double palais. Paris: Edition Tel, 1949. 156 p.

9. Gady B. Dibuixar Versalles: esbossos i cartons de Charles Le Brun 1619-1690, per a l'Escala dels Ambaixadors i la Galeria dels Miralls. Barcelona: Obra Social "la Caixa"; Planeta D.L., 2015. 229 p.

10. GerbinoA. François Blondel: architecture, erudition, and the scientific revolution. Andover: Routledge, 2010. 321 p.

11. Le Brun Ch. Grand Escalier du Chateaux de Versailles dit Escalier des Ambassdeur: album. Paris: Chex Louis Surugue, [1728]. [2], 10 p., 24 est.: gravure en taille-douce.

12. Le Grand Escalier de Versailles: Page de titre / gravé par Étienne Baudet; lettre gravée par Claude-Auguste Berey. [1679-1683]. 1 est.: gravure en taille-douce.

13. Le Grand Escalier de Versailles: Quatrième angle du plafond du Grand Escalier / gravé par Étienne Baudet; lettre gravée par ClaudeAuguste Berey. [1679-1683]. 1 est.: gravure en taille-douce

14. Le Grand Escalier de Versailles: Un globe chargé de trois fleurs de Lis avec la couronne roiale de France / gravé par Étienne Baudet; lettre gravée par Claude-Auguste Berey. [1679-1683]. 1 est.: gravure en taille-douce.

15. Le Grand Escalier de Versailles: Le Trépié d'Apollon, sur lequel est posée la Couronne roiale de France / gravé par Étienne Baudet; lettre gravée par Claude-Auguste Berey. [1679-1683]. 1 est.: gravure en taille-douce.

16. LettM. "L'autheur de ce magnifique ouvrage": Charles Le Brun et la réception de l'Escalier des Ambassadeur // Bulletin du Centre de recherche du château de Versailles. URL: https://journals.openedition.org/crcv/14452 (дата обращения: 29.05.2019)

17. Plans et vues du Château de Versailles. Paris: l'Imprimerie Royale, [1680-1727]. 29 est.: gravure en taille-douce. (Cabinet du Roy, T.V.)

References:

Ancienne collection Paul-Louis Weiller: livres, autographes et Manuscrits: catalogue. Paris, Gros et Delettrez Publ., 2011. 136 p. (in French) Christ Y. Le Louvre et les Tuileries: histoire architecturale d'un double palais. Paris, Edition Tel Publ., 1949. 156 p. (in French) Gady B. Dibuixar Versalles: esbossos i cartons de Charles Le Brun 1619-1690, per a lEscala dels Ambaixadors i la Galeria dels Miralls. Barcelona, Obra Social "la Caixa"; Planeta D. L. Publ., 2015. 229 p. (in Spanish)

Gerbino A. François Blondel: Architecture, Erudition, and the Scientific Revolution. Andover, Routledge Publ., 2010. 321 p.

Iusupov E. S. Slovar' arkhitekturnykh terminov (Dictionary of Architectural Terms). Saint Petersburg, Fond "Leningradskaia galereia" Publ.,

1994. 432 p. (in Russian)

Kon'kova E. A. (comp.). Versal'(Versailles). Moscow, Veche Publ., 2003. 224 p. (in Russian)

Le Brun Ch. Grand Escalier du Chateaux de Versailles dit escalier des Ambassdeur: album. Paris, Chex Louis Surugue Publ., [1728]. [2], 10 p., 24 est.: gravure en taille-douce. (in French)

Le Grand Escalier de Versailles: Le Trépié d'Apollon, sur lequel est posée la Couronne roiale de France gravé par Étienne Baudet; lettre gravée par Claude-Auguste Berey. [1679-1683]. 1 est.: gravure en taille-douce. (in French)

Le Grand Escalier de Versailles: Page de titre gravé par Étienne Baudet; lettre gravée par Claude-Auguste Berey. [1679-1683]. 1 est.: gravure en taille-douce. (in French)

Le Grand Escalier de Versailles: Quatrième angle du plafond du Grand Escalier gravé par Étienne Baudet; lettre gravée par ClaudeAuguste Berey. [1679-1683]. 1 est.: gravure en taille-douce (in French)

Le Grand Escalier de Versailles: Un globe chargé de trois fleurs de Lis avec la couronne roiale de France gravé par Étienne Baudet; lettre gravée par Claude-Auguste Berey. [1679-1683]. 1 est.: gravure en taille-douce. (in French)

Lett M. "L'autheur de ce magnifique ouvrage": Charles Le Brun et la réception de l'escalier des Ambassadeur. Bulletin du Centre de recherche du château de Versailles. Available at: https://journals.openedition.org/crcv/14452 (accessed: 29.05.2019) (in French) Mak-Korkodeil Ch. Ubranstvo zhilogo inter'era (Interior Decoration). Moscow, Iskusstvo Publ., 1990. 248 p. (in Russian) Monklo Zh.-M. P. Versal' (Versailles). M.: Slovo / SLOVO Publ., 2001. 424 p. (in Russian)

Pavlycheva Ie. A. Seriia foliantov "Kartiny Kabineta Korolia" (A Series of Folios Paintings of the King's Cabinet). Muzei Moskovskogo Kremlia (Moscow Kremlin Museums). Available at: https://www.kreml.ru/?cmd=00500100000000000110000000000000000&cmdex=41900032 EA9E500000000&conferences-and-seminars=000B6227D9&name=372 (accessed: 29.05.2019). (in Russian)

Plans et vues du Château de Versailles. Paris, l'Imprimerie Royale Publ., [1680-1727]. 29 est.: gravure en taille-douce (Cabinet du Roy, T.V). (in French)

Zhake N. Zolotoi vek Versal' (Gold Century Versailles). Saint Petersburg, Azbuka, Azbuka-Attikus Publ., 2018. 224 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.