Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
феномен в истории развития образования в Африке: школы королевства Конго (XV-XVI вв.)
В. П. БорисЕнков
(кафедра истории и философии образования МГУ имени М. В. Ломоносова, [email protected])
Статья посвящена интереснейшему феномену в истории развития европейского образования в Тропической Африке - школам королевства Конго, появление и распространение которых относится еще к концу XV - началу XVI вв. Показана роль выдающегося конголезского монарха - Альфонсо I в христианизации королевства, распространении европейского образования и борьбе с работорговцами.
Ключевые слова: королевство Конго, "цивилизаторская миссия", массовая работорговля, школы европейского типа, принятие христианства, борьба с работорговцами, "крепостные" школы.
Долгое время в буржуазной науке господствовала антинаучная расистская концепция о неисторичности народов Тропической Африки, о примитивности созданной ими культуры, об их умственной и нравственной неполноценности . "Негр - это существо, которое ничего не открыло, ничего не создало, ничего не усовершенствовало <...> раб по призванию, которому нравится быть в подчинении и копировать высшие расы" [1: 175]; "матери этих диких народов обладают бесконечно меньшею любовью к детям, чем многие дикие звери" [2: 21]; "ни малейшего подобия цивилизации, достигнутой их белыми собратьями, которым они подражают, как обезьяны" [3: 10]; "<...> бесчисленные столетия словно не коснулись африканца, он по-прежнему пребывает в состоянии первобытной дикости" [3: 10-11]. Первое из этих высказываний принадлежит ученому, второе - путешественнику, третье - писателю, четвертое - бывшему губернатору Нигерии, во времени их разделяют почти 100 лет, но все они выражают то представление об африканских народах, которое сознательно культивировалось колонизаторами и навязывалось широкой публике для того, чтобы оправдать жестокости и зверства, повсюду в Африке сопровождавшие колониальные захваты, убедить общественное мнение в своей "цивилизаторской миссии"
К концу XIX в . европейская африканистика располагала огромным количеством твердо установленных данных, свидетельствовавших о том, что еще "в очень далекие времена африканцы (в данном случае имеются
в виду черные африканцы - В.Б.) научились плавить и обрабатывать металлы, соорудили сложные ирригационные системы, ввели террасное земледелие, стали культивировать множество полезных растений, построили большие города и торговые дороги, создали развитую государственность, свои великие империи" [4, 5] . Нетрудно увидеть и главную причину, обусловившую последующий колоссальный регресс в общественном, политическом, экономическом и культурном развитии народов Тропической Африки . Еще К. Маркс писал: "Открытие золотых приисков в Америке, искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги по завоеванию и разграблению Ост-Индии, превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих - такова была утренняя заря капиталистической эры производства" [5: 760] . Массовая работорговля нанесла непоправимый ущерб Африке . Она её обескровила, истощила её человеческие ресурсы и генетический фонд О масштабах этого гигантского "кровопускания" позволяют судить подсчеты, проведенные выдающимся американским ученым У . Дюбуа (1868-1963), согласно которым в результате работорговли за несколько столетий Африка потеряла около 100 млн человек, убитых во время охоты за рабами, увезенных, погибших в пути . При этом она лишилась наиболее жизнеспособной и молодой части населения, ведь в рабах ценились здоровье, молодость и сила. Развитие работорговли сопровождалось возрастанием политической неустойчивости, распадом африканских государств и империй, деградацией хозяйственной жизни и запустением обширных районов, общим упадком культуры . В дальнейшем это значительно облегчило европейским державам колониальный раздел Африки
В большинстве работ, посвященных истории развития образования в странах Тропической Африки, возникновение здесь первых школ европейского типа связывается с деятельностью религиозных миссий и установлением колониального режима . По сути дела, речь идет о конце XVIII и XIX вв . , когда и происходило становление колониальных империй европейских держав, в результате чего уже к концу XIX в . африканский континент был полностью поделен между ними Именно этот период (конец XVIII в . и весь XIX в .) принято считать временем появления и распространения европейских школ в подавляющем большинстве колониальных владений Англии, Франции, Германии, Португалии и других метрополий в этом регионе .
Однако есть одно любопытное исключение, свидетельствующее о том, что первые шаги в развитии европейского образования в Тропической Африке относятся к гораздо более раннему периоду её истории, когда она ещё не была превращена, выражаясь словами К Маркса, в "заповедное поле охоты на чернокожих" . Оказывается, самые первые школы европейского типа возникли в одном из государств Тропической Африки - королевстве Конго ещё в конце XV - начале XVI в . , т.е .
за несколько столетий до установления здесь колониального режима Они были созданы в период, когда между Португалией - в то время одной из ведущих европейских держав, "владычицей морей", и довольно крупным африканским государством - королевством Конго поддерживались дружественные отношения, включавшие обмен посольствами, торговлю, культурные и религиозные контакты, даже переписку между португальским (король Мануэль - 1495-1521 гг .) и конголезским (король Альфонсо I - 1506-1543 гг. ) монархами . Эти отношения ничем не напоминали тех, которые сложились в дальнейшем между Европой, а впоследствии и Америкой, с одной стороны, и Африкой, с другой . Хотя европейские школы, исчезнувшие с развитием массовой работорговли (ведь она продолжалась почти 300 лет! - В.Б.), не оставили никакого следа в развитии просвещения на африканском континенте, сам факт их существования в Тропической Африке в ту отдаленную эпоху, когда и в Европе они были большой редкостью, во всяком случае, имелись далеко не везде, а подавляющее большинство населения было сплошь неграмотным, несомненно, является удивительным феноменом и представляет большой интерес, причем не только в историко-педагогиче-ском плане К этому вопросу мы ещё вернемся
Не менее интересно то обстоятельство, что создание европейских школ стало результатом принятия христианства в королевстве Конго (опять-таки, учитывая, что это произошло в XV в., речь идет об уникальном случае в истории Тропической Африки! - В.Б.), осуществлявшегося, хотя и под влиянием португальцев, но по воле и инициативе самих африканских монархов Как отмечает видный французский африканист Ж . Макэ, в XVI в . короли Конго рассматривались скорее как союзники португальского короля, нежели как его вассалы [6: 150] И, наконец, заслуживают внимания и признания усилия конголезского короля Альфонсо I по недопущению деятельности европейских работорговцев в королевстве Конго Хотя его борьба была обречена на неудачу, так как с открытием Америки в 1492 г маховик работорговли был запущен на века вперед и постепенно заработал на полную мощность, сам факт осознания африканским монархом опасностей, которые несла в себе работорговля его королевству и другим африканским государствам, представляется очень важным и знаменательным
Португальцы первыми из европейцев высадились на атлантическом побережье Экваториальной Африки, и их свидетельства являются единственными письменными источниками, имеющимися в распоряжении ученых, которые содержат сведения об африканских государствах, существовавших в тех районах Африки, куда никогда не проникали ислам и арабская письменность
Благодаря сообщениям португальцев твердо установлено, что до начала работорговли в Экваториальной Африке существовало несколько
довольно крупных государств . Из них наиболее подробно описано в литературе [7, 8, 9] королевство Конго, находившееся на побережье Атлантического океана в низовьях реки Конго . По-видимому, оно было основано в XIV в . [10: 624]. К моменту, когда с ним вошли в контакт португальцы (1482 г.), королевство Конго (столица - Мбанза Конго) состояло из 6 провинций, общая территория которых равнялась приблизительно четвертой части территории современной Франции [9: 40].
Государственный строй в стране представлял собой монархию . Власть короля была очень велика, практически абсолютной в пяти провинциях королевства (Сойо, Мбамба, Нсунди, Мпанго и Мпемба), в которых он самолично назначал и смещал правителей . Шестая провинция под названием Мбата имела особый статус, в связи с тем, что она добровольно вошла в состав королевства Конго В этой провинции правитель обязательно должен был принадлежать к местной правящей семье Нсаку-Лау, сначала он избирался знатью, а затем утверждался в должности королем Конго Кстати говоря, для последнего использовалась та же процедура: он избирался государственной знатью всегда из числа членов королевской семьи Как правило, наследником короля провозглашался его старший сын, становившийся еще при жизни короля правителем главной провинции королевства Нсунди
Португальцы отмечают, что земледельцы королевства выращивали просо, ямс (растения семейства диоскорейных со съедобными клубнями), фруктовые деревья, кокосовые пальмы для производства растительного масла, занимались животноводством и птицеводством (крупный рогатый скот, овцы, свиньи, куры и т д )
Главное богатство королевства составляли запасы железной и медной руды, находившиеся в провинции Нсунди, и соляные месторождения в местечках Пинда и Амбриз, расположенные в устьях рек Конго и Ложе, причем торговля солью, по свидетельству португальцев, являлась монополией конголезского монарха . Ремесленники королевства Конго владели оригинальными методами выплавки различных металлов, а техника их обработки находилась на достаточно высоком уровне . Оружие, различные ювелирные изделия, изготовленные ремесленниками провинции Нсунди, соль, добывавшаяся в провинциях Нсунди и Мбамба, вывозились и продавались в других частях королевства и за его пределами - в соседних государствах -Лонго, Анзик и др . Весьма развитым было ремесленное текстильное производство [9: 43-46].
Крупнейший немецкий африканист Лео Фробениус в одной из работ писал, что португальцы встретили в Конго африканцев, "цивилизованных до мозга костей", "разодетых в бархат и шелка", нашли там "процветающие индустрии", "могучих суверенов", "упорядоченное до мельчайших деталей" большое государство и т д [9: 37] Однако нет необходимости в такого рода явных преувеличениях, чтобы понять, что
королевство Конго произвело на них сильное впечатление стройной организацией государственной власти, относительно высоким (естественно, по меркам того времени - В.Б.) уровнем развития сельскохозяйственного и ремесленного производства и, наконец, военной силой Это позволяет объяснить, почему португальцы, еще до открытия Америки занимавшиеся вывозом рабов из Западной Африки, приложили усилия для того, чтобы установить особые отношения с королевством Конго По крайней мере, на протяжении полувека после высадки португальцев в Конго, это королевство практически оставалось вне сферы действий португальских работорговцев, обосновавшихся на острове Сао Томе (в настоящее время Сан Томе) и промышлявших в Западной Африке и в соседних с Конго районах атлантического побережья .
В 1491 г. король Конго Нзинга а Нкуву принял христианство . При крещении он, его жена и старший сын получили имена тогдашних короля, королевы и инфанта Португалии: Хуан, Леонора и Альфонсо . В соответствии с действовавшим в королевстве правилом религия короля должна была стать религией подданных Однако, к удивлению португальских священников, истыми христианами конголезцы не стали, а новый бог лишь добавился к их собственным богам, но не заменил их . Сам король очень скоро вернулся к языческим обрядам
Положение существенно изменилось, когда к власти пришел его сын Альфонсо I, правивший в 1506-1543 гг . (до этого он был правителем главной провинции Нсунди) По мнению многих специалистов по африканской истории, он был личностью незаурядной В годы его царствования королевство Конго достигло наивысшего расцвета, а память о нем до сих пор живет в преданиях и легендах
Альфонсо I стремился использовать дружественные отношения с Португалией для развития королевства Конго и превращения его в сильное централизованное государство По мнению видного французского историка и африканиста Роберта Корневэна, автора фундаментального труда "История Африки", Альфонсо I "действительно посвятил свое царствование материальному и духовному подъему своего народа, для которого эта эпоха стала периодом апогея Если бы он жил в средние века в Европе, он несомненно был бы канонизирован" [9: 4647] Для подтверждения своей позиции Р Корневэн приводит выдержку из письма от 25 мая 1516 г викария Рюи де Агиара королю Португалии Мануэлю: "Мне кажется, что это не человек, а ангел, которого Господь послал в это королевство, чтобы его обратить в новую веру, <...> он лучше нас знает евангелие нашего Господа Иисуса Христа, жития святых и всё о нашей святой матери - Церкви . Он очень справедлив и жестоко карает тех, кто поклоняется идолам и сжигает их вместе с идолами. (это кажется совершенно нормальным и справедливым португальскому священнику, но не будем забывать, что в самой Европе это
был век инквизиции - В.Б.). Его судьи по всему королевству ищут тех, у кого есть идолы и кто занимается колдовством" (цит . по: [9: 47]. Перевод с португальского на французский здесь и в дальнейшем В. Баля [7], а с французского на русский - наш - В.Б.).
В том же письме викарий Рюи де Агиар сообщает португальскому королю, что Альфонсо I "создал много школ в провинциях и даже школы для девочек, где учит одна из его сестер, которая хорошо читает, хотя и училась грамоте уже в зрелом возрасте." . А самые первые школы европейского типа были основаны Альфонсо I еще до его восхождения на престол, когда в качестве правителя провинции Нсунди он принял в 1504 г. группу португальцев, в состав которой входили священники и школьные учителя .
В школах королевства Конго учились дети местной племенной знати . Обучение в них в основном копировало практику приходских и монастырских школ в Португалии и сводилось главным образом к овладению навыками письма и счета, чтению Библии, заучиванию молитв, церковному пению . Нескольких молодых конголезцев, в том числе своего сына Генриха, на которого он возлагал большие надежды, Альфон-со I послал на учебу в Португалию . Генрих блестяще учился, в 1513 г. в возрасте 18 лет он прекрасно выступил с докладом на латинском языке перед кардиналами, собравшимися в Риме В 1518 г он был выдвинут в епископы и был назначен апостолическим викарием Конго, что потребовало ввиду его юного возраста специального разрешения папы римского В 1521 г он вернулся в Конго, но из-за слабого здоровья не смог сыграть сколько-нибудь заметную роль в евангелизации своей страны, а в 1530 г . умер [9: 49].
По просьбе Альфонсо I, король Португалии Мануэль в 1512 г. прислал 5 кораблей, на которых вместе с его подарками конголезскому монарху прибыло большое число каменщиков и плотников (они были нужны для строительства из камня новой столицы Конго - г . Сао Сальвадор), священников, школьных учителей, в том числе учителей церковного пения Еще раньше в Конго приступили к работе 2 печатника немца, прибывшие добровольно [9: 48] и основавшие, по-видимому, в то время единственную в Африке типографию, которая занималась изданием религиозных книг и королевских указов
Много сил отбирала у конголезского монарха борьба с работорговцами с острова Сао Томе, которые были, по словам Р . Корневэна, "злейшими врагами короля Альфонсо I" [9: 48]. Их главарь - некий португалец Фернао де Мело, именовавшийся "donatorio", т.е . "господином хозяином" острова, руководил "весьма необычной смесью людей, чей моральный облик был далеко не безупречным Начиная с 1492 г , этот остров, находившийся точно на экваторе <...>, систематически заселялся приговоренными к смерти, молодыми евреями, изгнанными
из Гренады в 1492 г ., и авантюристами" [9: 47]. Как правило, эти мужчины заводили детей с черными рабынями, доставленными с Золотого Берега, с расчетом, что мулаты будут лучше приспособлены к тяжелому для европейцев климату и это поможет распространению португальского влияния на Черном континенте .
Однако основным их занятием был захват рабов, первоначально для работы на плантациях сахарного тростника, находившихся на самом острове Сао Томе . В 1510 г. король Испании заказал рабов для эксплуатации на плантациях Америки С этого момента адская машина работорговли была запущена, и ничто уже не могло её остановить
Альфонсо I отдавал себе отчет, что деятельность работорговцев подрывает авторитет королевской власти и ведет к разрушению африканских государств и развязыванию братоубийственных войн между ними . В своем письме королю Португалии от 5 октября 1514 г . он предлагает аннексировать к Конго остров Сао Томе и основать там колледж по подготовке священников из местного населения Однако это его пожелание осталось без ответа, равно как и предложение о создании конголезского флота, с помощь которого проблема изгнания работорговцев с острова Сао Томе могла быть успешно решена собственными усилиями
В том же письме Альфонсо I изобличает безнравственный образ жизни 14 португальских священников, прибывших в Конго в 1508 г . Он обвиняет их в связях с работорговцами и в сделках по продаже рабов для собственного обогащения . "Почему эти португальцы нарушают моральные и религиозные принципы, которым их учили другие португальцы?" - вопрошает он . В 1540 г. Альфонсо I издал указ, запрещающий вывоз рабов из королевства Конго . Тем самым он вызвал ненависть португальских работорговцев, которые попытались его убить во время пасхальной мессы . Только чудом ему удалось избежать смерти .
Альфонсо I умер в 1543 г . в возрасте более 80 лет . За время его царствования королевство Конго радикально изменилось На месте столицы Мбанза Конго была построена из камня новая - Сао Сальвадор с церквями и собором, возведенным между 1517 и 1526 гг Церкви и школы появились во всех провинциях королевства Значительное число молодых конголезцев было отправлено на учебу в Португалию . Была реформирована и успешно функционировала административная система королевства
Со смертью Альфонсо I исчезла последняя преграда на пути работорговцев в Конго Начинается закат королевства: "С течением времени рухнули последние социальные связи Вся структура общества оказалась нарушенной Конечно, в Конго и до прихода белых были рабы (речь идет о так называемом патриархальном рабстве - В.Б.), составлявшие органическую часть его социальной структуры, но они занимали в этом обществе строго определенное место С ростом работорговли
рабовладение превратилось в свирепую охоту на людей" [3: 130-131] Трудно говорить о развитии культуры и просвещения в этот период африканской истории
Уже к 1550 г. в Конго не осталось ни одной из многочисленных школ, существовавших в период правления Альфонсо I . С этого момента и до начала XIX в . единственными учебными заведениями, которые эпизодически появлялись в Экваториальной Африке, были так называемые крепостные школы, т е школы в крепостях, основанных европейцами на побережье Атлантического океана и прилежащих островах Эти школы создавались работорговцами для своих нужд: им были необходимы посредники и переводчики для переговоров с местными вождями о поставках рабов Большинство учащихся "крепостных" школ составляли мулаты и детрибализованные (утратившие связь с племенем) африканцы Эти изолированные учебные заведения, служившие целям работорговли не имели и не могли иметь какого-либо значения для развития образования С подъемом аболиционистского движения и упадком работорговли в XVIII в . нужда в них отпала и они исчезли .
Таким образом, хотя первые школы европейского типа появились в Конго еще в начале XVI в . , они не оказали влияние на дальнейшее развитие просвещения Тем не менее, сам факт существования в этом районе Африки в то далекое время многих школ, включая и женские, представляет большой исторический интерес Возникновение школ стало возможным благодаря не имевшим аналогии в африканской истории отношениям Португалии и королевства Конго При этом, как свидетельствуют документы, инициатива создания школ и главная заслуга в их распространении принадлежала африканцу - королю Конго Альфонсо I . Первые шаги в деле развития образования были составной частью тех больших перемен, которые произошли в королевстве Конго всего за несколько десятилетий Трудно после этого поверить в расистский миф о "консерватизме африканской психологии", который, как уже отмечалось выше, и сегодня ещё жив среди некоторой части западных ученых Сложись история Африки по-иному, школы королевства Конго могли бы стать не спорадическим явлением, не "исключительно интересным случаем" [9: 33], как его называет французский африканист Р Корневэн, а началом длинного пути развития просвещения Этого не произошло в силу крайне неблагоприятных для африканских народов исторических обстоятельств, но никак не по их вине
Новый этап в развитии европейского образования в странах Тропической Африки начался лишь через три столетия - в XIX в . , с приходом миссионеров и колонизаторов
Список литературы
1. Burton R. P. Wanderings in West Africa from Liverpool to Fernando Po . Vol . I . L . , 1863.
2 . Ратцель Ф. Народоведение . Т . I . СПб . , 1901 .
3 . Дэвидсон Б. Новое открытие древней Африки . М . : Изд-во восточной литературы АН СССР, 1962. 322 с.
4 . Потехин И. И. Предисловие к русскому изданию книги Б . Дэвидсона "Новое открытие древней Африки" . М . : Изд-во восточной литературы АН СССР, 1962. 322 с.
5. Маркс К. Капитал // Маркс К. , Энгельс Ф . Сочинения . 2 изд-е. Т. 23. 520 с
6 . Maquet J. Les civilisationsnoires. Verviers (Belgigue). Des Presses de Gerard. 1966. 319 p .
7 . Bal W. Le royaume du Congo aux XV et XVI siècles . Documents d'histoire . Léopoldville, 1963.
8 . VansinaJ. Lesanciensroyaumes de la Savane . Léopoldville, 1965, p 31-53, 101-113.
9 . Cornevin R. Histoire de l'Afrique . T. II . L Afriqueprécoloniale: 1500-1900. P. 1966. 570 p .
10 . Советский энциклопедический словарь . Изд-во "Советская энциклопедия" М , 1980
Phenomenon in the History of Development of Education in Africa: schools of the Kingdom of the ^ngo (xv-xvi)
V. P. Borisenkov
The article is devotedto the most interesting phenomenon in the history of the development of European education in Tropical Africa - the schools of the Kingdom of the Congo, the appearance and dissemination of which dates back to the end of the XV - the beginning of the XVI centuries. The role of the prominent Congolese monarch, Alfonso I, is shown in the Christianization of the kingdom, the spread of European education and the struggle against slavers.
Key words: the kingdom of the Congo, the "civilizing mission", the mass slave trade, the schools of the European type, the adoption of Christianity, the struggle against slavers, the "serf" schools.
Сведения об авторе
Борисенков Владимир Пантелеймонович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected]