Научная статья на тему 'Феномен циклического единства в творчестве М. Горького 1920-х годов («Рассказы 1922–1924 годов», «Заметки из дневника. Воспоминания»)'

Феномен циклического единства в творчестве М. Горького 1920-х годов («Рассказы 1922–1924 годов», «Заметки из дневника. Воспоминания») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1498
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИКЛ / ЦИКЛИЗАЦИЯ / ЦИКЛООБРАЗУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ / ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА / РАССКАЗ / ОЧЕРК / ПОЭТИКА / THE CYCLE / THE CYCLIZATION / PRINCIPLES OF CYCLE / SPECIFIC OF GENRE / POETICS / SHORT STORY / ESSAY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Потапова З. С.

Объектом исследования являются циклы Максима Горького «Рассказы 1922–1924 годов» и «Заметки из дневника. Воспоминания». Предмет исследования – основные характеристики цикла рассказов и очерков. Цель работы – доказать, что «Рассказы 1922–1924 годов» и «Заметки из дневника. Воспоминания» являются авторскими циклами и отвечают всем принципам циклообразования прозы. Задачи работы – установить исторические предпосылки развития литературного прозаического цикла в 20-е годы XX века; выделить особенности и основные черты цикла как наджанрового объединения; выявить циклообразующие принципы в пределах данных произведений, обнаружить закономерности создания художественного целого в творчестве М. Горького, выявить авторские стилистические особенности циклов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenon of cyclical unity in the works by Maxim Gorky of the 1920s (“Stories of 1922–1924”, “The Notes from Diary. Memoirs”)

The object of the study are the cycles of Maxim Gorky “Stories of 1922–1924” and “The Notes from Diary. Memoirs”. The subject of the research is the main characteristics of the cycle of short stories and essays. Purpose of the study – to prove that the “Stories of 1922–1924” and “The Notes from Diary. Memoirs” are cycles of the author, and have all principles of the cycle. Objectives of the work – to establish the historical background of the development of literary cycle in the 20 years of 20th century, to highlight the main features of the cycle, to identify principles of cycle within these works, find regularities of creating cycles in Gorky's work, to identify stylistic features cycles.

Текст научной работы на тему «Феномен циклического единства в творчестве М. Горького 1920-х годов («Рассказы 1922–1924 годов», «Заметки из дневника. Воспоминания»)»

Драфт: молодая наука

З.С. ПОТАПОВА

(Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия)

УДК 821.161.1.09 (Горький М.) ББК Ш5(2Рос=Рус)6-4

ФЕНОМЕН ЦИКЛИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ М. ГОРЬКОГО 1920-Х ГОДОВ

(«Рассказы 1922-1924 годов», «Заметки из дневника. Воспоминания»)

Аннотация: Объектом исследования являются циклы Максима Горького «Рассказы 1922-1924 годов» и «Заметки из дневника. Воспоминания». Предмет исследования - основные характеристики цикла рассказов и очерков. Цель работы - доказать, что «Рассказы 1922-1924 годов» и «Заметки из дневника. Воспоминания» являются авторскими циклами и отвечают всем принципам циклообразования прозы. Задачи работы - установить исторические предпосылки развития литературного прозаического цикла в 20-е годы XX века; выделить особенности и основные черты цикла как наджанрового объединения; выявить циклообразующие принципы в пределах данных произведений, обнаружить закономерности создания художественного целого в творчестве М. Горького, выявить авторские стилистические особенности циклов.

Ключевые слова: цикл, циклизация, циклообразующие принципы, жанровая специфика, рассказ, очерк, поэтика.

В 1924 году выходит произведение Максима Горького «Рассказы 1922-1924 годов». Почти сразу возникает вопрос о жанре книги. Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого периода, создававшихся с несомненной оглядкой на эксперименты в формотворчестве русской прозы 1920-х годов. Именно цикл, художественное единство было в этот период формой, позволявшей художнику активно участвовать в художественном эксперименте, подбирать и находить жанровую форму, позволявшую изображать действительность в адекватном ей ключе.

Творчество Горького послеоктябрьских лет очень многообразно в жанровом плане. Но в основе лежит единая определяющая идея: стремление показать, как Россия всем ходом своей истории выстрадала революцию. «Каждый исторический факт, воссозданный Г орьким, осмысливается им в большой исторической перспективе борьбы народа России за свое освобождение»1.

1 Волков А.А. А.М. Горький: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1975. С. 201.

Драфт: молодая наука

Работа над произведениями, составившими книгу, озаглавленную самим автором «Рассказы 1922-1924 годов», длилась с лета 1922 по май 1924 годов включительно. Ко времени, когда было написано около половины произведений, у автора стал складываться замысел книги рассказов. К концу 1923 года этот замысел оформился окончательно. Отвечая на вопрос чешского корреспондента: «Каковы Ваши литературные планы?», Горький сказал в марте 1924 года: «Работаю над книгой рассказов»2.

«Заметки из дневника. Воспоминания» также создаются в 1924 году. Горький требовал, чтобы каждую «заметку печатали отдельно, придерживаясь моей нумерации страниц и оставляя между каждой пропуски»3. Таким образом, в этой последовательности есть порядок, в нем скрыт определенный концептуальный смысл всего циклического единства.

Возможно, что М. Горький стремится к мышлению циклостроительного типа. Автор создает «Рассказы...» и «Заметки...» именно циклами, со всеми особенностями, присущими данному способу тек-стообразования. Цикл, понимаемый как единство «нескольких художественных произведений, объединенных общим жанром, темой, главными героями, единым замыслом, иногда рассказчиком, историче-

„4

ской эпохой» , предполагает наличие некоторых признаков, отчетливо заявляющих о себе в произведениях М. Горького 20-х годов XX века.

Проследив историю создания двух циклов М. Горького, мы можем говорить о закономерном построении автором художественного целого, обладающего типологической общностью.

В художественном единстве предполагается наличие концептуально значимого заголовочно-финального комплекса, который в рамках циклического творчества автора маркирует фабулу; фиксирует концептуальные образы; задает тенденцию сегментированности текста. В «Рассказах.» могут быть объединены три заглавия по принципу отражения в названии субъекта действия, героя: «Отшельник», «Рассказе о герое», «Карамора» (Карамора - это прозвище, данное мальчику, который очень напоминает крупного комара, похожего на паука, называемого в просторечии карамора).

2 Горький М. Полное собрание сочинений: художественные произведения: В 25 т. -М.: Наука, 1973. Т. 17: Заметки из дневника. Воспоминания: Рассказы 1922-1924 годов. С. 603.

3 Лейдерман Н.Л. Теория жанра: исследования и разборы. - Екатеринбург: Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. С. 237.

4 Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Турае-ва. - М.: Просвещение, 1974. С. 456.

Драфт: молодая наука

Один из важных циклообразующих факторов - единство финалов. В циклах М. Г орького произведения-сегменты художественного целого, в свойственной для автора художественной манере, должны завершаться афористическим выражением. Финалы произведений эмоционально-экспрессивны. Безымянный герой очерка «О войне и революции» («Заметки.») рассуждает о Первой Мировой войне. Находясь в информационном вакууме, он задается вопросом, кто же все-таки победит. Из общения с рассказчиком он понимает, что численное превосходство русских над немцем не гарантирует победы, выражая свою мысль народной, житейской мудростью: «- А у кого народу больше: у нас али у него? - У нас. - Вот видишь: в воде масло не тонет. »5. В финалах содержится не только ключ к каждому из фрагментов, но и к художественному единству в целом.

В литературе циклы классифицируются также по тематическому принципу, что позволяет предположить наличие общей темы, которая развивается в границах всего художественного единства. Цикл «Рассказов.» можно назвать и патриотическим циклом, и циклом о любви и о революции. Но эти темы легко объединить в одну, выделив общую черту: и в любви и в революции главной проблемой остается проблема выбора. Каждый герой рассказа делает свой выбор. В рассказе «Репетиция» автор пьесы Креаторов и актриса расстаются, не сумев вынести творческую натуру друг друга. Позже героиня рассуждает: «Женщина, любимая им, должна каждую минуту помнить, что художник равен богу не только потому, что «создает миры», но и потому, что «рассчитывает на бессмертие»6.

Политический выбор в цикле оказывается не менее сложным. Этот выбор делают не только герои рассказа, но и читатель, наблюдающий за тем, как они неоднократно предают то одну, то другую стороны. Герой рассказа Макаров переходит из одного лагеря в другой, пытаясь адаптироваться к происходящим изменениям, за что получает характеристику изменника, «мимикрирующего» человека: «Он подпрыгивал. Царапал руки мои кривыми пальцами и хрипел: - Не смей. революционер... не смей, изменник. <.> Около года я сидел в тюрьме. Там познакомился с группой бандитов, это освободило меня из тюрьмы и дало мне место агента уголовного розыска. Убивал лю-

5 Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1951. Т. 15: Рассказы, очерки, Заметки из дневника. Воспоминания (1921-1924). С. 287.

6 Горький М. Полное собрание сочинений: художественные произведения: В 25 т. -М.: Наука, 1973. Т. 17: Заметки из дневника. Воспоминания: Рассказы 1922-1924 годов. С. 441.

Драфт: молодая наука

дей, - это делается очень просто. Теперь я сам бандит. Могу быть палачом. Все равно»7. Показан и аристократ, не понимающий, почему всё имущество должно достаться государству, людям, которые никоим образом ему не помогли: «В какие же руки имущество мое попадет? Это уж издевка - собирал, копил, грешил да все сразу в яму и бросил! <...> С другой стороны, ежели Якова (наследника) - прочь, благотворение - тоже прочь, тогда имущество становится выморочным и его заграбастает казна.» («Анекдот»)8. Читателю приходиться выбирать. Но автор абсолютно объективно показывает две стороны, сталкивая их, разжигая конфликт, не оставляя возможности обеим сторонам остаться в выигрыше. «Следует учитывать условия бушующих социальных явлений первой четверти XX века, когда человек был поставлен в экстремальные обстоятельства, вынуждавшие его на каждом шагу делать выбор не на «жизнь, а на смерть»9.

В границах циклического целого темы и мотивы варьируются, взаимоперетекают из очерка в очерк. Темы освещаются с разных сторон, события вписываются в разные хронологические рамки, углубляются, в итоге восходя к одной главной теме - теме революций 1905, 1917 годов. В речах героев начинают звучать революционные лозунги, идеологемы, за которые народ вступал в борьбу: «Дайте земли! Всем. Всю. Больше - ничего. Земли! <.> Мужик - все поправит»10.

На тематику и проблематику произведений постреволюционной эпохи накладывает отпечаток историческая обстановка: внелитератур-ные факторы начинают оказывать влияние на выбор основной темы и мотивов. В произведениях М. Г орького в 20-е годы XX века логичным откликом на социальную ситуацию являются религиозная тематика, тема веры, прогресса, мотивы страха, испытания, безделья, тоски, скуки, духовной слепоты людей.

Жанровое единство произведений, входящих в цикл, выступает еще одним ярким маркером его монолитности. «Рассказы...» включают в себя несколько произведения, жанр которых заявлен в заглавии -рассказ. «Заметки.» - авторский цикл, состоящий из 28 очерков. Оба

7 Горький М. Полное собрание сочинений: художественные произведения: В 25 т. -М.: Наука, 1973. Т. 17: Заметки из дневника. Воспоминания: Рассказы 1922-1924 годов. С. 339.

8 Там же. С. 415.

9 Басинский П.В. О Максиме Горьком. - http://maximgorkiy.narod.ru/BASINSKY.htm (дата обращения: 05.09.12).

10 Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1951. Т. 15: Рассказы, очерки, Заметки из дневника. Воспоминания (19211924). С. 269.

Драфт: молодая наука

рассмотренных циклических единства не включают никаких других вариантов жанра, что задает единое стилистическое решение цикла, оформляя его в полноценное эпическое произведение.

Общий смысл, тематика, элементы сюжета произведений, включенных в цикл, позволяют почувствовать его всеобъемлющую композицию как необходимый фактор единения рассказов и очерков в структурное целое. Композиционному фактору в своем циклическом творчестве М. Горький уделял серьезное внимание. В письме своему секретарю Петру Петровичу Крючкову от 2 апреля 1924 года М. Горький сообщил состав цикла «Рассказы.»: «Отшельник», «Рассказ о безответной любви», «Рассказ о герое», «Карамора», «Анекдот», «Голубая жизнь», «Рассказ об одном романе», «Репетиция», «Рассказ о необыкновенном», фактически определив композицию цикла. Горький писал П. П. Крючкову: «Пожалуйста: «Рассказ о необыкновенном» - в конец книги, это совершенно необходимо, книга начинается «Отшельником» и будет кончена убийством отшельника. Не забудьте об этом!»11. В цикле «Заметки из дневника. Воспоминания» имеет место характерный для художественного целого прием создания композиции «по расширяющимся кругам». События будто разрастаются: сначала рассказчик общается с людьми в своем родном городе, затем он стремится запечатлеть типы русских людей, путешествуя по России, таким образом, расширяя пространство повествования, и, наконец, прибывает в Санкт-Петербург (эпицентр социальных изменений), чтобы отметить галерею сложившихся типов людей в условиях происходящей революции.

Стремление автора при помощи своего творчества разобраться в человеческой душе разрешается созданием значительного количества портретов, типов и образов. Вопрос о героях становится ключевым в контексте двух рассмотренных циклов. В силу жанровой модели произведений, входящих в цикл, описание характеров героев не отличается масштабностью. Однако каждый персонаж, обладая своей специфической тонко подмеченной чертой, включается в своеобразную совокупность типов людей России. Целью автора становится запечатлеть типичных «народных» героев, не знакомых читателю в буквальном смысле слова, но легко узнаваемых, ввиду их повторяемости. В первом рассказе «Отшельник» мы видим старика, отшельника. Затем в последующих рассказах опять появляется старик-отшельник, но в других

11 Горький М. Полное собрание сочинений: художественные произведения: В 25 т. -М.: Наука, 1973. Т. 17: Заметки из дневника. Воспоминания: Рассказы 1922-1924 годов. С. 603.

Драфт: молодая наука

ипостасях: это герой, у которого во множестве товарищей не нашлось друзей, который сравнивает себя с мальчиком из сказки Андерсена, единственный, способный видеть правду («Карамора»); это Быков, богатый человек, но в конце жизни ему даже некому оставить свое имущество («Анекдот»); почти все герои рассказа «Репетиция», которые участвуют в постановке спектакля с говорящим названием «Дорога избранных»; это и Константин Миронов, который красит свой дом в голубой цвет, тем самым противореча традициям деревни. Он мечтает создать «голубую жизнь», не такую, как сейчас («Голубая жизнь»); это, наконец, Яков, который отличается нелюдимым характером и вообще «придурковатый или притворяется», пытающийся найти в жизни нечто необыкновенное («Рассказ о необыкновенном»). Встреченный им старик, которого убивает Яков, - все тот же отшельник из первого рассказа. Получается, что образ отшельника, появившись в самом начале цикла, варьируется в нем. Вся его жизнь до этого текла спокойно, но как только отшельник начинает взаимодействовать с другими людьми, проникаться к ним чувствами, он теряет себя. Савел Пильщик, герой рассказа, помогающий людям принимать важные решения, продолжает давать советы людям на протяжении всего цикла. Хотя, наверное, в финале это его и губит, человек, обреченный на одиночество, должен жить один, а иначе общество его не поймет, погубит.

«Современные исследователи (А. Газизова, Т. Пшеничук и другие) отмечают маргинальность нового героя Горького, сложность субъективно-объективной организации текста, структурирующие и смыслообразующие функции мотивов»12. Описание каждого персонажа сопровождается его портретом, вызывающим жалость и порой отторжение. Такая оценочность, отсутствие нейтрального взгляда на объект изображения, отсутствие простой, лишенной модальности фиксации образа, ставит портретные описания на грань публицистичности и художественности: «Убогость внешнего облика Анны Шмит безнадежно подчеркивалась убожеством ее суждений» («А.Н. Шмит»)13; «Я не знаю, что стану завтра есть, что буду делать, с какими людьми позволю себе говорить. Вы, конечно, думаете, что пред вами алкоголик, беспутный, отверженный человек? <...> Я не отверженный, а - от-

12 Егорова Л.П. История русской литературы XX века. Советская классика. Новый взгляд: Учебное пособие / Л.П. Егорова, П.К. Чекалов. - http://teneta.rinet.ru/rus/ee/ egorova-lp_chekalov-pk_historia_russkoi_literatury.html (дата обращения: 05.09.12).

13 Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1951. Т. 15: Рассказы, очерки, Заметки из дневника. Воспоминания (19211924). С. 164.

Драфт: молодая наука

вергнувший» («Чужие люди»)14; «Московский извозчик: шерстяная безглазая рожа; лошадь у него - помесь верблюда и овцы. На голове извозчика мятая, рваная шапка, синий кафтан под мышками тоже разорван, из дыры валяного сапога высунулся - дразнит - грязный кусок онучи» («О войне и революции»)15.

Одним из показателей цикла является наличие сквозного образа рассказчика, повествование от первого лица, при этом фигура повествователя сливается с фигурой рассказчика. Это улавливается с первых страниц произведения: «Я решил познакомиться с ним ближе, это мне удалось, и вот что рассказал странный человек»16. Повествователь тоже становится связующим звеном всех собранных в цикл произведений, давая, так или иначе, понять читателю неслучайность выбора рассказанных историй. Рассказы, а еще в большей мере очерки дают возможность повествователю высказаться, причем характерной чертой творчества М. Горького становится не появления автора-демиурга, а наличие рассказчика-персонажа, открывающего для своего читателя всего горизонты узнанной им действительности, желание помочь понять жизнь и сделать правильный выбор самому. В рассматриваемый исторический период эта проблема решалась путем принятия идей того или иного политического лагеря.

Согласно теоретическим представлениям, между произведениями цикла должна существовать тесная связь. Внутренние связи между рассказами и очерками циклов М. Горького очевидны. Прежде всего это временные и пространственные отношения. Все произведения отражают современный автору этап действительности. Пространственная характеристика, как и временная, в цикле соотносится с историческими событиями. Россия показана как арена, на которой разворачиваются военные действия: «В Чите народ истребляли»17, «С января по март месяц 1906 г. Над восставшими чинилась расправа. <...> Это были «Карательные экспедиции в Сибири в 1905-1906 г.г.»18.

В цикловом творчестве автора встречается предметы и образы, которые красной нитью проходят через весь цикл, заключают в себе

14 Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1951. Т. 15: Рассказы, очерки, Заметки из дневника. Воспоминания (19211924). С. 181.

15 Там же. С. 286.

16 Горький М. Полное собрание сочинений: художественные произведения: В 25 т. -М.: Наука, 1973. Т. 17: Заметки из дневника. Воспоминания: Рассказы 1922-1924 годов. С. 263.

17 Там же. С. 538.

18 Там же. С. 628.

Драфт: молодая наука

определенный символический смысл. М. Горький большое внимание уделяет цветовой гамме. Чаще всего доминирует серый цвет - цвет уныния, скуки, невзрачности, растерянности и тоски: «Моя тоска свинцовой тенью / влачится по земле»19; «Фотография умершей актрисы стоит в траурной раме, увенчанной серебряным венком»20; для героя рассказа «Голубая жизнь» дом мечты должен быть голубого цвета, все остальные ужасны: «серые пятна домов земской колонии»21. Другими яркими образами художественных единств оказываются образы зеркала как подтверждения существования, яйца как модели мира, огня как бушующей стихии и связанный с ним образ дождя, создающий необходимый контраст, реализующий противоборство двух лагерей. Ключевые образы в данных художественных единствах составляют доминанту текста, играют важную роль в установлении внутритекстовых связей. Лейтмотивные образы выполняют роль скреп, придающих циклу единство; способных концентрировать информацию, выраженную целым текстом, становясь, таким образом, ключом к нему.

Воздействие революционных и военных событий на творчество М. Горького в период 20-х годов ХХ в. ощущается не только на тематическом уровне (через отражение исторических событий), но и обусловливает выбор формальной структуры. Это подтверждается созданием художественного единства, ставшего актуальным жанром в 20-е годы XX века благодаря своей способности мобильно реагировать на изменяющееся общественное положение и состояние людей, а также воссоздающее реальность мозаично, фрагментарно, но в то же время объемно, как того «требовала» взвинченная, стремительно меняющаяся историческая действительность.

19 Горький М. Полное собрание сочинений: художественные произведения: В 25 т. -М.: Наука, 1973. Т. 17: Заметки из дневника. Воспоминания: Рассказы 1922-1924 годов. С. 364.

20 Там же. С. 264.

21 Там же. С. 464.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.