Научная статья на тему 'Феномен свободы в сочинениях для монашествующих свт. Кирилла туровского'

Феномен свободы в сочинениях для монашествующих свт. Кирилла туровского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
254
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / ВОЛЯ / ЖЕЛАНИЕ / НАДЕЖДА / МОНАШЕСТВО / FREEDOM / WILL / DESIRE / HOPE / MONKHOOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кауров А. В.

В статье раскрыты ключевые понятия феномена свободы монаха, какими их видит в своих сочинениях русский богослов XII века святитель Кирилл Туровский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF FREEDOM IN THE WORKS BY ST. CYRIL TUROVSKY

The key concepts of the phenomenon of human freedom are revealed in the paper, the way they are seen in the works by the Russian theologian of the XII century, archbishop Cyril Turovsky.

Текст научной работы на тему «Феномен свободы в сочинениях для монашествующих свт. Кирилла туровского»

УДК 233

ФЕНОМЕН СВОБОДЫ В СОЧИНЕНИЯХ ДЛЯ МОНАШЕСТВУЮЩИХ СВТ. КИРИЛЛА

ТУРОВСКОГО

А. В.Кауров

PHENOMENON OF FREEDOM IN THE WORKS BY ST. CYRIL TUROVSKY

A.V. К aurov

Новгородское духовное училище, [email protected]

В статье раскрыты ключевые понятия феномена свободы монаха, какими их видит в своих сочинениях русский богослов XII века святитель Кирилл Туровский.

Ключевые слова: свобода, воля, желание, надежда, монашество

The key concepts of the phenomenon of human freedom Russian theologian of the XII century, archbishop Cyril Turovsky. Keywords: freedom, will, desire, hope, monkhood

«Свободу воли дал мне Господь» Свт. Кирилл Туровский

«Замысли ли что — лишь до церковных дверей в своей воле будь, и о том не суди, как в чем Бог исправит тебя. Риза ли ты, — до того, как Бог примет тебя в свои руки, распоряжайся собой, но потом — не помысли, даже если и на онучи по нитке раздерган будешь! До монастыря можешь ходить ты в воле сво-ей, приняв же образ — ввергни себя в покорство, не утаив на сердце ни малейшего своевольства, чтоб не погибнуть душою, как Анания...» [1].

Может сложиться впечатление, что в XII веке на Руси от порога монастыря инок под страхом душевной гибели был лишен всякой свободы. Однако свт. Кирилл — русский Златоуст, «учитель монашества» [2], самый плодовитый богослов и писатель XII века — не мог быть настолько однозначен. И действительно, среди его сочинений встречаются и другие реплики: «Свободу воли дал мне Господь» или: «да свободы воля творя славословлю Пресвятое имя Твое, Богородице» [3]. Эти цитаты являются отрыв -ками из его сочинений, предназначенных для монашества . Так что же подразумевает автор, когда высказывает столь разные мнения о воле и свободе монаха ?

Свт. Кирилл является автором Посланий к монашествующим , где, отвечая на вопросы, раскрывал

revealed in the paper, the way they are seen in the works by the

те или иные стороны монашеского делания. Кроме этого, им создан корпус седмичных молитв с молеб-ным каноном и ежедневным исповеданием и поминовением. В этих-то разножанровых сочинениях и сле-дует искать разрозненные упоминания о воле и сво -боде.

Сбор и систематизация этих данных позволяет составить первое впечатление об антропологических взглядах туровского мыслителя. Несмотря на то, что автор не ставил перед собой целей отобразить свои антропологические воззрения, однако понятие свобо-ды монаха, а вместе с ней и понятие его воли, для него немаловажно, впрочем, как свобода и воля Бога. Это две четко очерченные доминанты, на которых и строится его понимание феномена свободы. Оставляя в стороне свободу и волю Божию, акцентируем внимание на феномене свободы монаха.

Прежде всего, свобода — это дар. «<...> Свободу воли дал мне Господь <...> [4]», — восклицает свт. Кирилл.

О какой свободе идет речь? О той безусловной свободе пребывания в благе, или о ее противоположности — свободе выбора между худшим и лучшим. Во втором случае — свобода очень относительна, потому что она отягощена такими обязательными и неприятными явлениями, как незнание, сомнения и колебания. Мучительность такого выбора очевидна,

are

так как подобный выбор отягощает индивидуума знанием о возможной ошибке.

Какую же из этих свобод имеет в виду туровский богослов XII в.? Оказалось, что в разных сочинениях, а порой в разных местах одного сочинения под понятием «свобода» он имеет в виду разные категории этого феномена. В одних случаях это обладание свободой выбора вообще, в других — сам момент выбора, а затем, результаты этого выбора, в-третьих, это свобода воли или ее ограничения в среде монашествующих, есть места, где говорится о формах свободного духовного творчества и, наконец, о свободе пребывания в Боге и Его лицезрения «свободным оком».

Свт. Кирилл учит, что чернец изначально обладает свободной волей [1, с. 56-57]. В доказательство своей мысли он выстраивает перед читающим две картины — два исторических прообраза монашеской общины.

Один из Ветхого Завета — еврейский народ под водительством Моисея, другой — из Нового — Иисус Христос с учениками, входящие в Иерусалим.

В первом случае Иисус Навин, Халев и «избранные старцы» являются положительным примером. Они свободным своим выбором подчинили себя своему предводителю и были верны ему и его делу до конца. Здесь же автор рисует и отрицательных персонажей — Авирон и бывшие с ним, кто своей свободой распорядились себе на погибель. И в положительном, и в отрицательном примере свт. Кирилл обращает внимание на свободный выбор и тех и других.

В Новозаветной же картине автор делает акцент на словах Иисуса Христа: «Кто хочет из вас быть большим — пусть станет всех меньше и всем — слуга [1, с. 56]». «Кто хочет — пусть станет», — личное желание является основой всякого делания. Господь Иисус Христос лишь призывает и наставляет, все остальное проделывает сам призываемый по собственному желанию. Желание — важное для свт. Кирилла понятие, без которого не может быть выстроена его теория о безусловной свободе монаха. По автору, достаточно лишь одного желания, чтобы стать рабом греха, в точности также достаточно одного желания, чтобы стать совершенно свободным от него

[5].

Заключая свою мысль о безусловной свободе чернецов, автор добавляет еще один важный постулат свободы — мотивацию. Ею является надежда: «Ты же, монах, коль надеешься на небесах воспринять жизнь вечную <...>» [1, с. 56-57] .

Свт. Кирилл выстраивает перед монахом лест-вицу, первая ступень которой называется свободной волей. За ней следует вторая ступень — свободный выбор. На этом этапе многие спотыкаются. Одни причисляют сами себя к «Авирону и бывшими с ним», другие — к Иисусу Навину, Халеву и «избранным старцам». Автор в своем гимнографическом творчестве сообщает, что и он не избежал ошибок в своем свободном выборе. Свой собственный путь туровский святитель описывает в несветлых красках. «Недолго я носил имя раба Христова, а во все дни жизни и доныне оказался рабом греха, совершая всякое беззаконие

<...>» [6], или: «<...> Любя сей век, я желаю многих имений, а сам долго жить не могу; отлагаю время на покаяние, надеюсь в старости послужить Богу и в лености оканчиваю свою жизнь, гоняясь за удовольствиями, побуждаемый похотями, гордый, величавый и самомнительный <...>» [7], или: «Горе тебе, грешная душа! Ты часто каешься и постоянно грешишь <...>» [5]. На склоне лет, когда была написана основная часть его молитвенного корпуса, он с грустью заключает, что не смог достичь идеала, к которому стремился: «<...> В юности я неудержимо грешил вследствие неистового безстыдного возбуждения плотских и душепагубных страстей. В среднем возрасте я соделал постыдныя дела — противуестест-венные грехи, которых и безсловесные скоты не творят. И в старости мною обладают всякия дела нечис-тыя и помыслы хульные и скверные, от которых сво-боди меня, Владыко <...>» [8]. По всему видно, что автор уже не полагается на самого себя и готов отступить от собственной воли, совершенно не доверяя ей. Это и является третьей ступенью лествицы свт. Кирилла, отказ от своей воли и предание себя в волю Божию [1, с. 56-57].

Этот этап предполагает познание воли Божией: «И наставь меня твердо ходить в повелениях Твоих» [4. с. 160], или: «О Христе, Царь и Бог мой, прости мне все грехи мои и всели в меня любовь Твою и благодать Твою, даруй мне всегда помышлять о спасении моем, подай мне покаяние и плач о грехах моих и память имени Твоего и заповедей Твоих, уязви страхом твоим сердце мое и сподоби меня любить Тебя от всей души моей и, возненавидев лукавые дела, исполнять волю Твою» [9]. Акт познания Божьей воли обусловлен отказом от личной свободы, о которой говорит апостол Павел (Рим. 6: 12-23).

И вот парадокс: добровольность отказа от своей воли вдруг открывает неожиданное обстоятельство. Оказывается, что свобода воли продолжает оставаться в собственности человека. Пример тому находится в Послании к архимандриту Василию [10]. Архимандрит Печерского монастыря Василий решил принять схиму и испрашивает совета у свт. Кирилла. В ответ тот рекомендует прислушаться к собственным желаниям и помышлениям и разобраться в них, а затем, руководствуясь ими, стяжать волю Божию [10, с. 63-64]. Если «желаешь принять», «желаешь облечься», «если хочешь», «напиши обет, который намереваешься соблюдать», «теперь желая воспринять на себя иго подвижников», «когда же хочешь». Речь идет о той части воли человека и монаха в частности, которая ведет к разумению воли Божией. Множественность и разнообразие желаний не только не отвергаются, но приветствуются. Свт. Кирилл побуждает и призывает собеседника к свободному творчеству в духовном подвиге.

Это и есть третий этап лествицы свт. Кирилла — отказ от собственной воли, чтобы стяжать волю Божию. Стяжание же воли Божией, как уже сказано, предполагает возвращение к собственной воле, которая, оставаясь безусловной собственностью монаха, теперь способна на творческий поиск духовного стяжания. Постоянное желание познания воли Божией

открывает для человека прежде незнакомый красочный мир его собственной, еще нерастраченной радостной свободы творчества: «<...> Моисею, Аароне, Исаие, Иеремие, Илие, и Елисее. Яко столпи церков-нии укрепите мя волю Божию деяти <...>» [11].

Четвертая, высшая ступень лествицы свт. Кирилла описана в этом же Послании к архимандриту Василию: «<...> И тогда, воззрев свободным оком к умному свету, узришь самого Отца светов<...>». [10, с. 64]. Лествица туровского аскета возносит инока к высшей степени богопознания лицезрения «самого Отца светов». Здесь богословие древнерусского богослова перекликается с темой созерцания троичного света свт. Григория Богослова и учением о нетварном свете преп. Симеона Нового Богослова. Высшей наградой добровольного восхождения по лествице свободного выбора свт. Кирилл Туровский объявляет зрение свободным оком Отца светов.

Евангельский постулат гласит о свободе следующее: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31-32). Господь Иисус Христос выстраивает в этих словах довольно строгую иерархию достижения свободы, где свобода является высшей ступенью.

Первая ступень — Пребывание в слове Божием

Вторая ступень — Ученик Иисуса Христа Третья ступень — Познание истины Четвертая ступень — Свобода

Лествица свт. Кирилла также состоит из четырех ступеней и выглядит следующим образом:

Первая ступень — Свобода — это дар Божий, ею безусловно обладает каждый, пришедший к порогу монастыря

Вторая ступень — Свободный выбор — быть в числе подражателей Иисуса Навина и Халева или

пойти вслед за Авироном, Кореем и Дафаном. Третья ступень — отказ от своей воли, чтобы стяжать волю Божию, отсюда познание свободного творчества в Духе Божием Четвертая ступень — зрение свободным оком Отца светов

Очевидна прямая связь между первой и второй лествицами.

Теперь, зная основы феномена свободы свт. Кирилла Туровского, можно адекватно его взглядам оценивать те или иные места его сочинений о свободе или несвободе монахов, которые без этого знания кажутся противоречащими друг другу.

Свободный выбор предоставлен монаху не однажды в момент пострига или прихода в монастырь, но ежедневно монах стоит перед необходимостью решений. Тем и объясняются случающиеся отступления от обетов и возвращение к собственной греховной воле, о которых упоминает святитель. «Не подражай мужам, в монастыре живущим без страха Бо-жия, только о чреве и ризах думающим, и велеречьем гордящимся, но упреки и ссоры на всех без причины

бросающим, земные почести с властью своевольно себе прибирающим, как захотят» [1, с. 56], или еще: «Если прилепишься к авиронскому сонму, к монахам, заботящимся о теле своем, к меняющим ризы свои, на праздник особую трапезу ставящим с пивом и в сходке до утра пребывающим, хотящим над старшими волю взять, в ярости союз создающим, чтобы бесстыдно напасть на келаря и эконома, как кореяне с Дафаном на Моисея и на Аарона, ибо, согласно Апостолу: «Бог их — чрево, — и слава их — в сраме», — ибо сих ради гнев Божий падет и на этих монахов, отвергших обет свой, в монастыре творящих все это» [1, с. 57-58].

Интересна мысль туровского аскета об отказе от своей воли как о жертве Богу: «<...> За сжигаемого согласно Закону агнца (образ Адамовой смерти) прободается в ребра и сжигается духом Святым, из-литием крови и вод; так и ты, монах, волю свою пожертвуй и выжги грехи потоком горячих слез» [1, с. 61-62]. Мысль не нова, еще у преп. Ефрема Сирина встречается подобное: «Древние приносили в жертву Господу тельцов, овнов, агнцев непорочны, а мы о Духе Святом принесем Господу тело свое, не растлевая его чем-либо запрещенным, и не оскверняя каким-либо помыслом, чтобы жертва наша не содела-лась неугодною» [12]. Как видно, туровский святитель творчески развивает: «волю пожертвуй и выжги грехи». Этот оборот выстроен им как ступени одной лестницы: первая — «пожертвуй волю», вторая — «выжги грехи». Второй ступени не достичь, если не пройти первую.

Свобода предполагает и индивидуальные особенности человеческой личности. Свт. Кирилл обращает на это внимание и выбор служения оставляет за монахом: « <.> Если же не блистаешь ты с Моисеем праведностью, так хоть воздыханием, подобно горе, что дымится, о грехах распаляйся.<...>» [1, с. 56].

Итак, можно констатировать, что тема свободы у свт. Кирилла представлена достаточно широко и обладает точной систематизацией. Это ее несомненное достоинство. Нужно помнить, что до туровского учителя монашества никто из русских богословов этой темы не затрагивал за исключением преп. Феодосия Печерского (XI век). Однако тот в своих Поучениях к монахам ее раскрывает на этическом уровне. Взгляды же свт. Кирилла развиваются в полноценную антропологическую теорию, не лишенную, правда, некоторой недоработанности. Его системе не хватает четкой терминологии. «Воля», «свобода», «желание», «самовластие», «хотение», «послушест-во», «послушание» — термины, которыми он оперирует, порой не имеют достаточной внятности и отчетливости.

Монах, согрешающий и кающийся; монах, размышляющий о собственном жизненном пути; монах на распутье; монах, ищущий волю Божию и пребывающий в ней. А если брать шире, то все сказанное русским средневековым мыслителем можно отнести не только к монаху, но и к любому человеку. Итак, человек свободный — это и есть объект литературных и вместе с тем богословских полотен свт. Кирилла Туровского. Продолжая традицию вос-

точного монашества, оберегая догматы Вселенской Церкви, свт. Кирилл доносит до русского читателя все знание о жизни в Боге в притчах, поучениях и, наконец , в гимнографии — самой сильной, по всеобщему признанию, стороне его творчества. Его богословие обладает глубоким психологизмом, который в своей тонкости нюансов и точности линий найдет себе по -добный только в русской литературе XIX века.

1. Кирилла, епископа Туровского, сказание о черноризском чине из Ветхого Завета и Нового: того носит образ, а этого наполняет делами. Свт. Кирилл Туровский // Колесов

B.В., Кирилл Туровский, Притчи, слова, молитвы. Исследования и тексты. М.: Палея, 2009. С. 54.

2. Евгений (Шерешилов), еп. Творения святаго отца нашего Кирилла епископа Туровского с предварительным очер-ком истории Турова и Туровской епархии до XIII века. Киев: Типография Киево-Печерской Лавры, 1880. С. LXX.

3. Кирилл Туровский, свт. Молитва в среду по заутрени // Рогачевская Е.Б. Цикл молитв Кирилла Туровского. Тексты и исследования. М.: Языки русской литературы, 1999. С. 114.

4. Кирилл Туровский, свт. Молитва в четверг после вечерни — грешного Кирилла о своих грехах // Колесов В.В. Цит. соч. С. 159.

5. Кирилл Туровский, свт. Канон Молитвенный, 2 тропарь, 4 Песнь // Евгений (Шерешилов), еп. Цит. соч. С. 253.

6. Кирилл Туровский, свт. Канон Молитвенный, 1 тропарь, 4 Песнь // Евгений (Шерешилов), еп. Цит. соч. С. 251.

7. Кирилл Туровский, свт. Канон молитвенный, 2 стихира на стиховне // Евгений (Шерешилов), еп. Цит. соч. С. 263.

8. Кирилл Туровский, свт. Каждодневное Исповедание и поминовение // Евгений (Шерешилов), еп. Цит. соч. С. 267.

9. Кирилл Туровский, свт. Каждодневное исповедание и поминовение. Тропарь 6 // Евгений (Шерешилов), еп. Цит. соч. С. 269.

10. Кирилл Туровский, свт. Послание к богоблаженному архимандриту Василию о схиме // Кирилл Туровский, свт. Творения поучительные святого Кирилла епископа Туровского . Минск: Рупис, 2002. С. 62.

11. Кирилл Туровский, свт. Молитва в пяток по вечерни // Рогачевская Е.Б. Цит. соч. С. 171.

12. Ефрем Сирин, преп. Послание к монаху Иоанну // Ефрем Сирин, преп. Творения: В 6 т. М.: Отчий дом, 1995. Т. 6.

C. 465.

References

1. Kirilla, episkopa Turovskogo, skazanie o chernorizskom chine iz Vetkhogo Zaveta i Novogo: togo nosit obraz, a etogo napolnyaet delami. Svt. Kirill Turovskiy [Narrative on the Black Clergy, from the Old Testament and from the New, bearing a common form, and the accomplishing of this matter], Kolesov V.V. Kirill Turovskiy, Pritchi, slova, molitvy. Issledovaniya i teksty. [St. Cyril of Turov. Sermons, words, prayers. Studies and texts]. Moscow, Paleya Publ., 2009, p. 54.

2. Evgeniy (Shereshilov), ep. Tvoreniya svyatago ottsa nashego Kirilla episkopa Turovskogo s predvaritel'nym ocherkom istorii Turova i Turovskoy eparkhii do XIII veka [Works of the holy father of our Bishop Cyril of Turov with the introductory sketch on the history of Turov and the Diocese of Turov and up to the XIII century]. Kiev, Kievo-Pecherskaya Lavra Publ., 1880, p. LXX.

3. Kirill Turovskiy, svt. Molitva v sredu po zautreni [A prayer on Wednesday after matins]. Rogachevskaya E.B. Tsikl molitv Kirilla Turovskogo. Teksty i issledovaniya. [Cycle of prayers by Cyril of Turov. Texts and Studies]. Moscow, Yazyki russkoy literatury, 1999, p. 114.

4. Kirill Turovskiy, svt. Molitva v chetverg posle vecherni — greshnogo Kirilla o svoikh grekhakh [A prayer on Thursday after vespers by the most sinful monk Cyril on his sins]. Kolesov V.V. Op. cit., p. 159.

5. Kirill Turovskiy, svt. Kanon Molitvennyy, 2 tropar', 4 Pesn' [Canon of Prayer, the troparion 2, Song 4]. Evgeniy (Shereshilov). Op. cit., p. 253.

6. Kirill Turovskiy, svt. Kanon Molitvennyy, 1 tropar', 4 Pesn' [Canon of Prayer, the troparion 1, Song 4]. Evgeniy (Shereshilov). Op. cit., p. 251.

7. Kirill Turovskiy, svt. Kanon molitvennyy, 2 stikhira na stik-hovne [Canon of prayer, 2 apostichas]. Evgeniy (Shereshilov). Op. cit., p. 263.

8. Kirill Turovskiy, svt. Kazhdodnevnoe Ispovedanie i pominovenie. Evgeniy (Shereshilov). Op. cit., p. 267.

9. Kirill Turovskiy, svt. Kazhdodnevnoe ispovedanie i pominovenie. Tropar' 6. Evgeniy (Shereshilov). Op. cit., p. 269.

10. Kirill Turovskiy, svt. Poslanie k bogoblazhennomu arkhimandritu Vasiliyu o skhime skhime [Letter of a certain Elder to the blessed archimandrite Basil on the schema]. Kirill Turovskiy, svt. Tvoreniya pouchitel'nye svyatogo Kirilla episkopa Turovskogo skhime [Homiletic writings of St. Cyril Bishop of Turov]. Minsk, Rupis, 2002, p. 62.

11. Kirill Turovskiy, svt. Molitva v pyatok po vecherni [A prayer on Friday after vespers]. Rogachevskaya E.B. Op. cit., p.171.

12. Efrem Sirin, prep. Poslanie k monakhu Ioannu [A letter to the monk John]. Efrem Sirin, prep. Tvoreniya [Works]: in 6 vols. Moscow, Otchiy dom, 1995, vol. 6, p. 465.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.