Научная статья на тему 'Феномен страдания в судьбе человека'

Феномен страдания в судьбе человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3042
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / СУДЬБА / СТРАДАНИЕ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / HUMAN / PERSONALITY / FATE / SUFFERING / MEANING OF LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сенкевич Алла Владиславовна

В контексте судьбы человека анализируется один из феноменов человеческого бытия страдания. Страдание рассматривается как источник саморефлексии и индивидуализации, импульс к поиску смысла жизни и формированию человеком собственной судьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен страдания в судьбе человека»

А. В. СЕНКЕВИЧ (Воронеж)

ФЕНОМЕН СТРАДАНИЯ В СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА

В контексте судьбы человека анализируется один из феноменов человеческого бытия-страдание. Страдание рассматривается как источник саморефлексии и индивидуализации, импульс к поиску смысла жизни и формированию человеком собственной судьбы.

Ключевые слова: человек, личность, судьба, страдание, смысл жизни.

Судьба человека - проблема, вызывающая интерес как на обыденном, так и на теоретическом уровне, поскольку она затрагивает каждого из нас независимо от того, делает ли он свое бытие предметом философской рефлексии. Судьба человека понимается как процесс, формируемый объективными условиями человеческого бытия и субъективно-личностной позицией индивида по отношению к этим условиям. Такое понимание позволяет преодолеть фатализм, часто присутствующий в обыденном сознании и в отдельных философских учениях прошлого, и рассматривать индивида как активного в процессе самотворчества субъекта. К объективным составляющим судьбы человека относятся планетарно-космический фактор, выражающийся в природных закономерностях, биологические предпосылки, определяющие конечность человеческого бытия и Ь возможное телесное несовершенство, и со-

циальное бытие в его многообразных проявлениях на макро- и микроуровнях.

Многие составляющие нашей жизни являются нам как нечто неотвратимое и предзаданное. Мы не властны над самим нашим появлением в мире, изначальным окружением, телесными особенностями и т.д. Выступая в форме данности для человека, такие обстоятельства требуют от него бесконечных усилий по воплощению себя как «проекта» или «программы», что отмечено в высказывании X. Ортеги-и-Гассета: «Человек-это то, чего еще нет, а также то, что силится быть» [3, с. 45]. Как представляется, идеи философии экзистенциализма могут быть мировоззренческим и мето-

дологическим фундаментом для осмысления и разработки проблем судьбы и человеческого страдания.

Субъективно-личностная позиция человека подразумевает моральный выбор какого-либо варианта поведения в решающей ситуации и соответствующий поступок. При этом субъект ищет и выделяет формы и сферы деятельности, которые в наибольшей степени отвечают его интересам и являются эффективными для достижения существенных жизненных целей. Желание самоутверждения превращает хаотичный и бессвязный поток событий в осмысленное и завершенное целое-личную судьбу.

По определению С.Л. Рубинштейна, личность - это не просто существо, пассивно пребывающее в окружающей среде, «личностью является лишь человек, способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним» [4, с. 638]. Такой человек имеет свои позиции, свое ярко выраженное творчески-преобразовательное отношение к объективно данной ему ситуации. Он не приспосабливается, а направляет ее в сторону индивидуально значимых ценностей, одновременно принимая на себя ответственность за выбор. Здесь мысль Рубинштейна перекликается с идеями западных экзистенциалистов. Традиционно обстоятельства и условия жизни человека представлялись мыслителям как данность. Разработанная Рубинштейном концепция субъекта и лежащий в ее основе принцип творческой самодеятельности позволяют рассмотреть этапы жизни, их содержание как зависимые не только от внешних факторов, но и от индивидуальной активности человека. Сам субъект определяет последовательность жизненных этапов и их продолжительность.

Эта идея находит подтверждение, в частности, в современной социологии, отмечающей гибкий жизненный цикл индивида в нынешних сложных обществах. Важнейшие, судьбоносные события уже не привязаны так жестко к биологическим рубежам жизненного цикла. Например, человек может продолжать учиться не только в юности, но и в гораздо более позднем возрасте, и это не только является его личной потребностью, но и обусловлено уско-

© Сенкевич А.В., 2010

ряющимися темпами общественной жизни. Создание семьи все чаще отодвигается к тридцати годам, когда индивид имеет прочную материальную базу для этого и уже достиг определенных успехов в профессиональной сфере.

Категория субъекта указывает на потенциальную возможность, способность личности быть объединяющим центром, координатором составляющих своего жизненного пути. Проблемы, возникающие перед индивидом, оригинальны в силу неповторимости его судьбы, и их адекватное разрешение достигается при достаточном уровне личностной зрелости. Это предполагает рефлексию и последующее стремление организовать свою жизнь не подражательно, стандартно и усредненно, а в соответствии с собственными идеалами и планами. Как пишет в своем исследовании М. Эпштейн, «судьбы нет там, где есть совпадение вещи с порядком вещей, где растение растет, а животное живет» [6, с. 74].

На обыденном уровне сравнение своего и чужого жизненного пути чаще всего происходит в рамках оппозиций: счастливый - несчастливый, справедливый - несправедливый. Значит, основой для рефлексии можно считать страдание как неотъемлемую часть человеческого бытия и фактор индивидуализации. В современной философской литературе присутствуют напряженные размышления об истоках и причинах страдания как такового, независимо от форм его проявления. Плодотворной альтернативой имеющимся объяснениям представляется рассмотрение страдания как проявления несовершенства и незавершенности человека, его бесконечного стремления к тотальности. Эта трактовка универсальна, поскольку охватывает моральное, телесное (от болезни до смерти) и другие виды страдания.

Страдание различается и по степени тяжести, и по субъективной значимости для индивида. Видимо, его можно разделить на два вида: страдание, общее для всех индивидов как представителей человеческого рода и вытекающее из набора фундаментальных человеческих потребностей, и страдание, присущее конкретному человеку в его уникальной жизненной ситуации и ставящее под угрозу его «проект». Первый вид можно обозначить как обыденное страдание, второй - как экзистенциальное страдание.

Человек - не изолированное от мира существо и его многочисленные потребности, по словам С.Л. Рубинштейна, «выражают его практическую связь с миром и зависимость от него» [4, с. 522]. Потребность - объективная, заложенная в самом бытии индивида, нужда в чем-либо, будь то вещь или другой человек. Очевидно также, что люди обладают не только биологическими потребностями, но и социальными, и духовными. Классификация и иерархия потребностей основательно разработаны А. Маслоу. Он предложил исходить из динамической природы потребностей и выстраивать их в определенной иерархии.

Так, на низшей ступени располагаются физиологические потребности - насущные, самые необходимые для выживания. Если они регулярно и постоянно удовлетворяются, то перестают активно воздействовать на поведение человека и переходят в разряд потенциальных. Их место занимают другие потребности, находящиеся на более высоком уровне, которые можно объединить в категорию безопасности. В противном случае, если удовлетворение базовых физиологических потребностей оказывается проблематичным, если человек начинает слишком сильно от них зависеть, то, по мысли X. Ортеги~и-Гассета, скорее предпочтет погибнуть.

Следующая ступень представлена потребностью в принадлежности и любви. Человек нуждается в принятии и поддержке социальной группы, будь то семья или дружеский коллектив. Ему необходимы эмоциональное соучастие и доверительные отношения. На четвертом уровне располагается потребность в признании, т.е. стремление инДивида к высокой самооценке и уважению окружающих. Удовлетворение потребности в оценке, уважении вызывает чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости и уверенность в своей полезности и необходимости. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у индивида чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, могут стать причиной неврозов и различных форм антисоциального поведения.

Наконец, на высшей ступени находится потребность в самореализации. Она означает стремление человека к самово-площению в той или иной сфере деятельности, к актуализации заложенных в нем

потенций. Индивидуальные задатки и способности определяют те виды деятельности, которые могут принести удовлетворение человеку, дать ему почувствовать, что он «на своем месте».

Обыденное страдание становится экзистенциальным, когда от него зависят дальнейший жизненный путь индивида, возможность реализации его наиболее существенных целей. Воспринимаемое человеком как крайняя несправедливость, выпавшая на его долю, экзистенциальное страдание резко индивидуализирует своего носителя: «Почему я?». В.Л. Лехциер так говорит о физической боли: «Боль с необходимостью повергает человека в подвешенное состояние вопросительности, переводит его существование в бытие-подвопросом... Боль есть то, что требует прояснения причин не только самой себя, но и всего остального, так как невозможно объяснить причины боли, не выясняя причины всего остального» [2, с. 44-45]. Сказанное вполне можно отнести и к душевной боли. Экзистенциальное страдание вызывает вопрос не только о смысле произошедшего с отдельным человеком, но и о смысле всего сущего.

Одна из важнейших способностей и потребностей человека - понимание себя и окружающего мира, то, что В. Франкл обозначил как «волю к смыслу». Утрата смысла жизни, по мысли ученого, может быть названа экзистенциальной фрустрацией. Это еще не патология, но при определенных условиях она может вести к нооген-ному неврозу, а он, в свою очередь, может привести к суициду. Ноогенный невроз -особый невроз. Это не психическое заболевание, а духовное страдание.

Продолжая разработку этой проблематики, современная философия указывает на столкновение человека с абсурдными, трагическими, иррациональными фактами как источник экзистенциальной фрустрации. В самой крайней форме последняя приводит к тому, что человек «серьезно заболевает, утрачивает душевное равновесие, ориентацию в мире, сексуальную идентичность, игнорирует нормы морали, деградирует, впадает в детство, а подчас просто перестает быть человеком, превращаясь в животное» [7, с. 166].

Перенесенное насилие, смерть близкого человека, утрата собственного будущего из-за неизлечимой болезни и другие

подобные ситуации подрывают ощущение безопасности мира и доверие к нему, обнаруживают наше бессилие перед трагическими случайностями. Непреодоленное, неизжитое страдание продолжает «свое разрушительное действие на подсознательном уровне», заявляет о себе «через “надрывы”, истерики или телесные недомогания» [7, с. 168].

Чем же может помочь философия человеку, находящемуся в глубоком отчаянии? Прежде всего, она помогает осознать, что не всякое страдание есть наказание, не всегда у страдания есть виновник. Тем самым блокируются разрушительные чувства самобичевания и желания мести. Но самый трудный и наиболее важный шаг-понять утрату как «жестокий подарок», по выражению известного современного психотерапевта В. Волкана. Он пишет: «Когда мы полностью переживаем горе, мы глубже узнаем себя» [1, с. 18].

Итогом освоения и преодоления страдания становятся наша личностная зрелость, полученные моральные уроки и способность вновь радоваться жизни. Пережитое не забывается, но мы принимаем его как свершившуюся часть нашего «проекта», который еще далеко не завершен. Обретая смысл жизни, человек воспринимает свое бытие не как совокупность отдельных эпизодов и событий, а как целостность. Хотя его этапы качественно различаются, все они охвачены единым осознаваемым стремлением полноты самореализации. Обретение смысла жизни - это не только избавление от подавляющей и пугающей бессмысленности жизненных событий, это также необходимое условие и процесс выстраивания собственной судьбы.

Литература

1. Волкан В., Зинтл Э. Жизнь после утраты: Психология горевания. М. : Когито-Центр,

2007. 160 с.

2. Лехциер В.Л. Боль и переходность: набросок экзистенциальной альгодицеи // Вопр. философии. 2007. №12. С. 41 -50.

3. Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике // Вопр. философии. 1993. №10. С. 32-68.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. 720 с.

5. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб. : Речь, 2000. 286 с.

6. Эпштейн М. Поступок и происшествие. К теории судьбы // Вопр. философии. 2000. № 9. С. 65-77.

7. Янцен В. Человек-страдающий: герменевтика иррационального // Вопр. философии.

2008. №6. С. 166- 168.

Phenomenon of suffering in the human fate

There is analyzed one of the human phenomena -suffering in the human fate. Suffering is regarded as a source of self-reflectiveness and individualization. It is an impulse to the meaning of life search and creating one’s fate by oneself.

Key words: human, personality, fate, suffering, meaning of life.

И.Л. КУШОВА (Киров)

СОЗНАНИЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ СВОБОДУ, В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ Ж.-П. САРТРА

Раскрывается феноменология Ж.-П. Сартра, центром которой являются внутренний мир человека, его сознание, рассматриваемые не только как специфическая проблема метафизики, но и как проблема социальной практики человека. Экзистенция определяется как специфический способ существования, который позволяет видеть в человеке уникальное существо, познающее в своем сознании смысл свободы и ответственности как основных характеристик бытия.

Ключевые слова: экзистенциализм, человек, сознание, бытие, свобода, ответственность.

В философском трактате «Бытие и ничто» Ж.-П. Сартр писал: «История жизни человека, какой бы жизнь не была, есть история неудачи» [1, с. 30-31]. Человек-это, прежде всего, проекг, который переживается субъективно, существо, которое постоянно устремлено к будущему, сознательно себя в него проецируя. Исходным пунктом онтологических размышлений Ж.-П. Сартра является убеждение о существовании отличного от человека и не сводимого к его мысли мира вещей, с которы-

ми, однако, человек настолько неразрывно связан, что эту связь философ определяет как «бытие - в - мире», а сознание - как «бытие - для - себя». По мнению мыслителя, сознание спонтанно, активно, а мир вещей инертен. Поэтому Сартр определяет мир вещей как «бытие - в - себе», утверждая при этом, что ни одна характеристика «для - себя» не может быть характеристикой «в-себе» [1, с. 31]. Следуя этой логике, можно предположить, что если сознание изменчиво и активно, то вещи, являющиеся объектами сознания («феноменами»), должны быть инертны и неподвижны; если сознание заключает в себе внутреннее противоречие, то вещи наполняются чистой позитивностью. Ж.-П. Сартр писал: «О мире вещей можно сказать лишь следующее: бытие есть. Бытие есть в себе. Бытие есть то, что оно есть. Сказать что-либо о развитии мира, изменяющихся состояний мы не можем. Мы имеем возможность лишь улавливать настоящий, застывший миг» (Там же).

На часто задаваемый вопрос о том, созданы ли бытие феноменов и бытие сознания Богом, Сартр давал отрицательный ответ. Гипотеза божественного начала отвергалась им как «предрассудок креационизма», что придавало экзистенциализму мыслителя атеистический характер [2, с. 87 - 88]. Однако сам Сартр акцентировал внимание на том, что его учение коренным образом отличается от всех известных форм атеизма. Главное отличие заключается в том, что для него вопрос о существовании или несуществовании Бога остается открытым. «Экзистенциализм - это не такой атеизм, который тратит все свои силы на то, чтобы доказать, что Бога не существует. Наоборот, он призван доказать, что если бы Бог и существовал, это ничего не изменило бы» [3, с. 21].

При рассмотрении вопроса о возможном отношении Бога к вещам («феноменам») Сартр исходит из отождествления бытия феноменов с чистой объективностью. В силу этой противоположности Бог, даже если он и существует, не только не может создать феномены, но и не в состоянии иметь представление о них. Философия Сартра развивается на основе абсолютного противопоставления и взаимоисключения таких понятий, как «объективность» и «субъективность», «необходи-

© Кушова И.А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.