Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА: РИСКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО КОНСТРУКТА СЕМЬИ'

ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА: РИСКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО КОНСТРУКТА СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
177
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гневашева Вера Анатольевна

Статья направлена на определение значимости семьи как фактора минимизации феномена социального одиночества. Используя кластерный метод, рассматривается ряд критериально определенных групп, выделенных из общей выборки авторского эмпирического исследования, делается вывод о тех действительно значимых факторах, которые в представлении респондентов способствуют минимизации феномена социального одиночества. В этой связи важно определить семью как фактор снижения подобных социальных рисков и оценить риски трансформации традиционного конструкта семьи в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF SOCIAL LONELINESS: RISKS OF TRANSFORMING THE TRADITIONAL FAMILY CONSTRUCT

The article is aimed at determining the importance of the family as a factor in minimizing the phenomenon of social loneliness. Using the cluster method, a number of criteria-defined groups are considered, selected from the general sample of the author’s empirical study, a conclusion is made about those really significant factors that, in the opinion of the respondents, contribute to minimizing the phenomenon of social loneliness. In this regard, it is important to define the family as a factor in reducing such social risks and assess the risks of transforming the traditional family construct in society.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА: РИСКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО КОНСТРУКТА СЕМЬИ»

Феномен социального одиночества: риски трансформации традиционного конструкта семьи

Гневашева Вера Анатольевна,

д.э.н., доцент, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Центр семьи и демографии Академия наук Республики Татарстан E-mail: [email protected]

Статья направлена на определение значимости семьи как фактора минимизации феномена социального одиночества. Используя кластерный метод, рассматривается ряд критериально определенных групп, выделенных из общей выборки авторского эмпирического исследования, делается вывод о тех действительно значимых факторах, которые в представлении респондентов способствуют минимизации феномена социального одиночества. В этой связи важно определить семью как фактор снижения подобных социальных рисков и оценить риски трансформации традиционного конструкта семьи в обществе.

Ключевые слова: социальное одиночество, семья, социальные риски.

Введение

Семья как малая социальная группа играет, несомненно, определяющую роль в развитии личности и далее во многом предопределяет семейное и репродуктивное поведение индивида.

Социальная роль индивида в обществе крайне часто рассматривается в контексте семьи. Подобное социальное поле априори в общественном представлении формирует инструменты минимизации рисков социального одиночества, в некотором смысле предопределяет анта-гоничное их ощущение - ощущение счастья.

В исследовании будет рассмотрена взаимосвязь между социальными конструктами семейности и детно-сти общества и их самоощущением в контексте социального одиночества. Исследованием предполагается, что факторы семейности и детности являются мотивирующими в отношении снижения социального одиночества как социальной девиации (Н1).

Для подтверждения или опровержения гипотезы будут рассмотрены результаты авторского общероссийского исследования изучения вопросов социального одиночества, проведенного весной 2022 года (N=2500). Выборка определялась как сплошная, случайная.

<п

I_

CJ

см л

Статья подготовлена в рамках выполнения гранта Российского научного фонда (РНФ) № 22-28-01980 «Социальное одиночество: моделирование новых семейных конструктов»

Материалы и методы

Феномен социального одиночества был теоретически определен в исследованиях И. Ялова [10] в рамках экзистенциальной психологии; в экзистенциальной философии Ж.-П. Сартра [8], Н.А. Бердяева [3], М. Хайдеггера[4]; в психоаналитическом подходе Л. Зилбурга [4], Х. Салли-вана [2], Ф. Фромм-Рейхмана [1]; в гуманистической социологии К. Роджерса [7], Л. Хьелла [4], Д. Зиглера [9] и др.

В ряде теорий одиночество рассматривается как элемент более общей социальной проблемы, как, например, у Д. Перлмана [5], или, наоборот, более мелкие факторы определяются как значимые для усиления феномена социального одиночества в обществе, как у Э. Фромма [4].

Многие исследователи обращаются к уровню семьи для выявления истоков подобной социальной девиации. Так, проблема социальной автономии на уровне семьи по мнению К. Хорни [4] провоцирует дальнейшее развитие социальной автономии у членов общества.

В противоположность феномену социального одиночества и выявлению факторов, его побуждающих, исследователи изучают феномен счастья, как субъективного благополучия. Так, например, Р.М. Шамионов [9] определяет субъективное благополучие как отношение человека к своей личности, жизни и процессам, то есть степень удовлетворенности, а все близкие по смысловой нагрузке понятия психологического благополучия определяются как «счастье».

Цель исследования: определить степень значимости семьи как вероятного фактора снижения социального одиночества.

Основные методы, используемые в оценке эмпирических данных с последующим их анализом: эконометри-ческие методы социологического анализа; метод детерминации; факторный анализ; методы построения пар-

ных и множественных линеиных регрессии нормального и логнормального распределения на основе панельных данных с оценкой описательной статистики; метод главных компонент.

Результаты исследования

В результате проведенного исследования по критерию дифференциации - ответам на вопрос: «Почему люди бывают одинокие?», можно определить четыре доминантные группы в соответствии с выбранными позициями: «причина в самом человеке» (43% от общей выборки); «нет детей» (11%); «нет любимого дела» (20%); «нет семьи» (12%).

Первая группа, определившая, что причины одиночества стоит искать в самом человеке, является наиболее многочисленной, 51% из которых мужчины, 30% это люди в возрасте «26-35 лет» и еще 23% - в возрасте «36-45 лет», чуть менее половины данной группы имеют высшее образование (44%), свой уровень дохода каждый четвертый представитель данной группы определяет как «мне хватает» (24%), еще 21% определили свой доход как «ниже среднего», свое ближайшее окружение каждый третий из группы описывает как «я, мой муж (жена), дети» (27%), еще 16% определили свое ближайшее окружение как «я и муж (жена)», то есть половина представителей данной группы не определяет своим ближайшим окружением именно семью, детей, при этом это как правило люди активного репродуктивного возраста в равной степени как мужчины, так и женщины. 56% представителей данной группы определяют целью вступления в брак «создать семью», 53% респондентов данной группы никогда не чувствуют себя одиноко, 27% отметили, что «иногда» все же ощущают одиночество, критерием благополучия 44% представителей данной группы считают материальную обеспеченность.

Вторая группа, выбравшая в качестве фактора одиночества в их представлении позицию «нет детей», и это лишь каждый десятый из общей выборки - это преимущественно представители более старшей возрастной группы (36-45 лет), имеющие в большей части высшее образование (73%), оценивающие свой доход как «средний» (54%), 27% из которых в качестве своего ближайшего окружения выбрали позицию «я и дети», а на вопрос о цели вступления в брак в 26% случаях сказали, что не видят в этом смысла, из них 45% иногда ощущают себя одинокими, а целью жизненного благополучия большая часть этой группы (64%) видят материальное благополучие.

Третья группа (20%) - это те, кто выбрал в качестве вероятной причины одиночества в обществе в их представлении позицию «нет любимого дела» - это преимущественно представители двух возрастных групп: «2635 лет» (30%) и «36-45 лет» (35%), 55% которых имеют высшее образование, еще 45% - среднее профессиональное. Каждый второй представитель данной группы определяет свой доход как средний (45%), цель вступления в брак они видят в создании семьи (50%), и при этом 65% представителей данной группы отметили, что «иногда» чувствуют себя одиноко.

Четвертая группа (12%) - выбравшие позицию «нет семьи» как вероятную причину одиночества в обществе - это преимущественно мужчины (67%), в возрастной группе «36-45 лет» (42%), со средним профессиональным образованием (67%), каждый третий из которых определяет свой уровень дохода как ниже среднего (34%), а свое ближайшее окружение «я и мои родители» (35%), при этом отчетливо осознают цель вступления в брак как «создание семьи» (67%) и часто (30%) ощу-

щают себя одиноко, но в противовес вышеперечисленным группам крайне мало определяющие уровень материального обеспечения как значимый критерий жизненного благополучия (17%).

Из представленного распределения можно выделить три группы риска в части усиления феномена социального одиночества в обществе: семейные пары без детей в возрастной группе «36-45 лет», мужчины в возрасте 36-45 лет со средним профессиональным образованием без семьи и женщины в возрасте 36-45 лет с детьми, не состоящие в браке.

При общем общественном представлении важности и значимости традиционного семейного конструкта формируются устойчивые социальные тренды личной критериальной неосознанности жизненного благополучия через инструменты брачности, семейности и детности, особенно малое значение уделяется в социальном поле жизненного конструкта позиции детность. Во многих случаях в этой связи возникает частое ощущение одиночества, но при отсутствии четкого общественного репродуктивного и брачного поведенческого посыла лич-ностно причины подобного одиночества видятся в совершенно иных факторах, либо не идентифицируются в собственных жизненных установках, а размываются иными жизненными критериями, во многом внешне подменяя их.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать несколько выводов. Так, брачное и репродуктивное поведение респондентов определяется следующими социальными трендами: повышение личной осознанности вступления в брак; увеличение брачного возраста; усиление в целом тенденции брачности, но при этом отсутствие устойчивой прямой корреляции между стремлением вступить в брак и намерением иметь детей.

Результаты исследования показывают смещение оценок в понимании брачности с позиции «родители и дети» к позиции «семья» как союз мужчины и женщины.

При внешнем сохранении традиционных семейных конструктов возникают тренды неосознанной девиации репродуктивного и брачного поведения, что сопряжено нарастанием феномена социального одиночества, но в его личной детерминации, объяснением подобного явления ложными причинами.

Литература

1. Fromm-Reichmann F. (1959) Loneliness. Psychiatry.

2. Sullivan H.S. (2001) The interpersonal theory of psychiatry. Psychology Press. 416 p.

3. Бердяев Н.А. Самопознание. - Москва: Эксмо, 2021. - 544 с.

4. Лабиринты одиночества / Перевод с англ. Н.Е. Покровского. - Москва: Прогресс, 1989. - 624 с.

5. Перлман Д. Теоретические подходы к одиночеству. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 152-168.

6. Поваренков, Ю.П. Системогенетическая концепция профессионального становления человека. - Москва: Институт психологии РАН, 2005. - С. 360-384.

7. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической. - Москва: Психотерапия, 2006. - 507 с.

8. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. - Москва: Издательство иностранной литературы, 1953. - 42 с.

9. Шамионов Р.М. Субъектное благополучие личности. - Саратов. 2008. - 296 с.

сз о

сг

0

1

—I

У

=Е СГ

10. Ялом И.Д. Экзистенциальная психотерапия. - Москва, 2014. - 574 с.

THE PHENOMENON OF SOCIAL LONELINESS: RISKS OF TRANSFORMING THE TRADITIONAL FAMILY

CONSTRUCT1

Gnevasheva V.A.

Institute for Demographic Research FNISTs RAS, Center for Family and Demography Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

The article is aimed at determining the importance of the family as a factor in minimizing the phenomenon of social loneliness. Using the cluster method, a number of criteria-defined groups are considered, selected from the general sample of the author's empirical study, a conclusion is made about those really significant factors that, in the opinion of the respondents, contribute to minimizing the phenomenon of social loneliness. In this regard, it is important to define the family as a factor in reducing such social risks and assess the risks of transforming the traditional family construct in society.

Keywords: social loneliness, family, social risks.

References

1. Fromm-Reichmann F. (1959) Loneliness. Psychiatry.

2. Sullivan H.S. (2001) The interpersonal theory of psychiatry. Psychology Press. 416 p.

3. Berdyaev N.A. Self-knowledge. - Moscow: Eksmo, 2021. -544 p.

4. Labyrinths of loneliness / Translated from the English by N.E. Pokrovsky. - Moscow: Progress, 1989. - 624 p.

5. Perlman D. Theoretical approaches to loneliness. - Moscow: Progress, 1989. - pp. 152-168.

6. Povarenkov, Yu.P. Systemogenetic concept of professional development of a person. - Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2005. pp. 360-384.

7. Rogers K. Counseling and psychotherapy: the latest approaches in the field of practical. - Moscow: Psychotherapy, 2006. -507 p.

8. Sartre J.-P. Existentialism is humanism / Translated from the French by M. Gretsky. - Moscow: Publishing House of Foreign References, 1953. - 42 p.

9. Shamionov R.M. Subjective well-being of the individual. - Saratov. 2008. - 296 p.

10. Yalom I.D. Existential psychotherapy. - Moscow, 2014. - 574 p.

<n ■_

u

CM _

OJ 1

== The article was prepared within the framework of the grant of

in the Russian Science Foundation (RNF) No. 22-28-01980 "Social

z loneliness: modeling of new family constructs".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.