Научная статья на тему 'Феномен "селфи" в подростковой среде'

Феномен "селфи" в подростковой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
665
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ADOLESCENT / "СЕЛФИ" / ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ "СЕЛФИ" / EXTREME "OF SELFI" / "SELFI"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быкова Елена Анатольевна, Багаева Лаура Васильевна

В статье рассматривается проблема «селфи» в современной подростковой среде, приводятся результаты исследования увлечённости «селфи» среди подростков, их представления о феномене «экстремального селфи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomen "of selfi" in the teenage medium

In the article is examined the problem “of selfi” in the contemporary teenage medium, are given the results of investigating the enthusiasm “of selfi” among the adolescents, their idea about the phenomenon “extreme selfi”.

Текст научной работы на тему «Феномен "селфи" в подростковой среде»

МАТЕРИАЛЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ

НАУКИ"

УДК 159.9.07

Е.А. Быкова, Л.В. Багаева, г. Шадринск

Феномен «селфи» в подростковой среде

В статье рассматривается проблема «селфи» в современной подростковой среде, приводятся результаты исследования увлечённости «селфи» среди подростков, их представления о феномене «экстремального селфи».

Подросток, «селфи», экстремальное «селфи».

E.A.,Bykova L.V. Bagaeva, Shadrinsk

Phenomen «of selfi» in the teenage medium

In the article is examined the problem "of selfi" in the contemporary teenage medium, are given the results of investigating the enthusiasm "of selfi" among the adolescents, their idea about the phenomenon "extreme selfi".

Keywords:Adolescent, "selfi", extreme "of selfi".

Селфи-практики все больше утверждаются в обществе, принимают устойчивые формы, которые дифференцируются на разного рода вариации. Институционализация феномена «селфи» на ценностно-нормативном уровне общественного сознания проявляется в массовом характере и популярности данного явления. В настоящее время актуальным является опасное «селфи», особенно в подростковом возрасте, когда ребенок наиболее подвержен массовым феноменам.

Селфи (англ. selfie, от «self» — сам, себя; русские эквиваленты — «себяшка», «самострел» — пока считаются просторечными) — Это разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру, иногда при помощи зеркала или монопода [4].

Считается, что первое в мире «селфи» сделал в октябре 1839 года американц Роберт Корнелиус. Первое русское «селфи» принадлежит молодой Анастасии Николаевны (дочери последнего русского царя), который она сняла через отражение в зеркале, снимок датирован 1914 годом [1].

Начало ХХ века ознаменовалось интересом к фотографии и появлению автопортрета (с использованием треноги или зеркала), однако начало XXI века, развитие цифровых фотоаппаратов, появление мобильных телефонов со встроенными камерами -вывели автопортрет на новый уровень. В тоже время за последний год в Instagram

появилось более 34 миллионов фотографий с тегом <«еШе», такие автопортреты размещают в сети, как подростки, так и звезды эстрады разных стран и даже космонавты Современные исследования, посвященные данному феномену, описывают его как яркое проявление нарциссизма, а также одиночества человека (у него нет друга, который мог бы сделать его портрет). Отмечают, что <«еШе» - это борьба человека за то, что бы предъявить себя окружающему миру, при этом, важно именно отразить себя «здесь и сейчас», донести до зрителя определенный момент своей жизни и свое отношение к нему, поскольку «фотография зачастую лучше любого текста» [3]. Кроме того «selfie», являясь автопортретом, по сути всего лишь жанр фотографии. «БеШе» как и любой жанр не может быть плохим или хорошим, но может быть выполнен плохо или хорошо; также как и любой популярный жанр не может быть симптомом, для какого либо диагноза человека, но может быть симптомом для определения современной культуры и социума.

О.В. Конфидерат отмечает, что «фотография есть результат отношения, по крайней мере, трех взглядов или трех субъектов созерцания: камеры, фотографа, зрителя, кроме того есть модель которая пытается предугадать каким выйдет кадр. В случае «селфи» модель является и фотографом, а результат можно увидеть до нажатия кнопки спуска [2].

На сегодняшний день возникает необходимость в получении дополнительных данных об отношении современной молодежи к данному феномену. В связи с этим нами было проведено исследование, в котором приняло участие 50 семиклассников 13-14лет, из них 24 девочки и 26 мальчиков. Исследование проводилось при помощи анкетного опроса.

Результаты исследования показали, что 84% опрошенных когда-либо делали «селфи», оставшиеся 16% указали, что не делали «селфи» ни разу, причём это только мальчики. 63,9% учащихся указали, что делают «селфи» на фронтальную камеру мобильного устройства или фотоаппарат, 9,8% - перед зеркалом, 14,7% - при помощи «селфи-палки». При этом, 62% подростков ответили, что делают «селфи» не каждый день», 6% - от 1 до 3 раз в неделю, 4% - от 4 до 6 раз в день , 10% - более 6 раз в день.

В одиночестве «селфи» делают 26,3% учащихся, 43,4% - делают фото с друзьями, 11,8% - с животными, 7,9% ответили: «Другое», уточняя: «с едой», «с достопримечательностями».

При ответе на вопрос об отношении к «селфи» 56% ответили: «Рад(а), что есть возможность фотографировать себя самому(самой)», 12% - «Лучше бы "селфи" не было, не делаю и не люблю видеть подобные фото у других людей», 30% ответили «спокойно», «не знаю», «негативное», «нейтральное», «все равно», «не делаю», «безразлично». При этом, в качестве причин фотографирования себя на камеру мобильного телефона подростки указывали следующие: «для воспоминаний», «когда моя девушка просит», «чтобы посмотреть на себя со стороны», «с друзьями» (12%), 8% ответили: «это удобно», 22% делают «селфи» «для настроения», 8% - «чтобы люди (друзья) увидели или оценили мои фото».

На вопрос: «Хотелось ли Вам попробовать сделать "селфи" экстремального характера? Если да, то, какие?» Положительно ответили 32%, указав подробнее: «на большой высоте», «на статуе», «на высоком здании», «под водой», «на вершине горы», «в полете». Отрицательный ответ дали 68% опрошенных. При этом школьники указали, что люди делают опасные селфи для того, чтобы «набрать больше «лайков» и выделиться»

(28% опрошенных), «ради красивого фото», (8%), «ради экстрима» (16%), считают, что «так как это оригинально» (10%), «по глупости» (8%), «на память» (2%).

18% опрошенных указали, что постоянно выкладывают «селфи» в социальные сети, 18% отрицали данный факт, 52% сказали, что делают это иногда, 14% уточнили, что делают это редко: («1-2 раза в месяц», «если оно нормальное», «один раз»). При этом 30 % подростков утверждают, что, таким образом, они презентуют себя окружающим людям», 26% - «Я люблю видеть свои изображения, иногда их пересматриваю»,

Важным для подростков является и оценка окружающими тех «селфи», которые они выкладывают в социальные сети. Так, 26% опрошенных утверждали, что «бывает обидно, если кто-то не проголосовал, или мало "лайков", «я часто спрашиваю друзей, какое фото выложить». Более половины респондентов - 54% сообщили, что не обращают внимание на оценки, не следят за количеством "лайков", либо выкладывают фото в закрытые для просмотров альбомы», 18% указали, что вообще не выкладывают фото в социальные сети.

При этом, как показал опрос, у 34% детей количество "лайков" влияет на их отношение к себе, настроение» 34% ответили: «Иногда», 62% «Нет, никогда».

34 % опрошенных утверждают, что «селфи» может навредить, не уточняя, как именно, 20 % считают его безопасным. На вопрос: «Как Вы думайте использование "селфи" может кому-нибудь навредить?»34% ответили положительно, 20% отрицательно. При ответе на вопрос: «Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые делают "селфи" опасные для жизни?» 12% ответили положительно, 88% отрицательно. При этом, 6% подростков указали, что сами пробовали делать «селфи», опасные для жизни, уточняя: «на крыше», «на подоконнике». Большинство детей (94%) к опасным «селфи» не прибегали.

Таким образом, анализ данных показывает, что «селфи» является неотъемлемой частью жизни современного подростка. «Селфи» делают сегодня практически все подростки. В основном дети делают их для настроения, так как любят фотографироваться, но не каждый день и с последующим выкладыванием в социальные сети, используя для этого фронтальную камеру мобильного устройства и фотоаппарата. По результатам анкеты выявлено, что большинству опрошенных не важна оценка их фото и количество «лайков» не влияет на их отношение к себе, но для некоторых это достаточно важный фактор, изменяющий их отношение к себе.

Тревожным является тот факт, что среди опрошенных есть дети, которые хорошо знакомы с экстремальным «селфи», некоторые даже пробовали делать опасные «селфи» сами. В связи с этим возникает необходимость организации целенаправленной работы с подростками по предупреждению «селфи», опасного для жизни, формированию культуры работы с фотографией. Важным является также разъяснительная работа с родителями и педагогами по вопросам причин, которые лежат в основы увлечённости подростков «селфи» с выкладыванием в социальные сети и негативными последствиями этого феномена для развития личности ребёнка, его самовосприятия, самоощущения и самооценки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гринькова, Е.А. Селфи - взгляд на историю культурного феномена [Электронный ресурс] / Е. А. Гринькова // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 1. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/40930. - 31.03.2016.

2. Конфедерат, О. В. Модификации «Я» в экранном образе и проблема фотографического автопортрета [Текст] / О. В. Конфедерат // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2012. - Вып. 72, № 36 (290). - С. 82-88.

3. Погонцева, Д.В. Selfie - как способ самопрезентации музыкантов и не музыкантов [Электронный ресурс] / Д.В. Погонцева, Е.А. Гринькова // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 4. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2974. - 13.11.2015.

4. Сатывалдиева, Б. «Селфи» — социальная эпидемия века / Б. Сатывалдиева // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 697-700.

УДК 159.9

Е.А. Волгуснова, Шадринск А.Б. Айкуджинова, с. Минино

Особенности развития творческого воображения в юношеском возрасте

В данной статье представлена теоретико-эмпирическое исследование общих, специфических, половых и индивидуальных особенностей проявления творческого воображения у учащихся старшего школьного возраста на материале теста креативности Е.П. Торренса и теста «Чернильные пятна» Г.Роршаха.

Образное творческое воображение, вербальное творческое воображение, ассоциации, особенности, юношеский возраст.

E.A. Volgusnova, Shadrinsk A.B. Aykudzhinova, v. Minino

Features of development of creative imagination in adolescence

This article presents a theoretical and empirical study of general, specific, sexual and individual peculiarities of manifestation of creative imagination of pupils of school age in the test material creativity E.P. Torrence and test "ink spots" G..Rorshaha.

Keywords: Figurative imagination, verbal imagination, association, especially adolescence.

Проблема развития творческого воображения в юношеском возрасте характеризуется установлением равновесия его структурных компонентов. Оно становится более богатым, особенно по сравнению с подростковым периодом, доминирует внеситуативная внутренняя позиция, которая развивалась в предыдущих возрастах и в данном возрастном периоде она проявляется в способности освобождаться из-под власти обыденных представлений и умении находить новые, нестандартные пути решения. Об этом свидетельствуют исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, Е.Е. Сапоговой, Т. Рибо, которые направлены на изучение особенностей механизмов, функций, факторов и условий проявления творческого воображения в художественной,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.