Научная статья на тему 'Селфи: атрибут современной культуры в информационном пространстве'

Селфи: атрибут современной культуры в информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
585
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фотография / селфи / автопортрет / самопрезентация / самовыражение / Интернет. / photography / selfies / self-portrait / self-presentation / self-expression / Internet.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — В А. Пилипенко, М П. Антонов

Данная статья посвящена детальному изучению и анализу представленного явления в условиях новых информационных технологий. Показано, что селфи играет в современном мире двоякую роль: являясь средством самопрезентации, оно отражает жизнь человека не только с положительной стороны, но и с отрицательной. Автор говорит о попытке проникновения в суть человеческой личности через селфи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELFIE: AN ATTRIBUTE OF CONTEMPORARY CULTURE IN INFORMATION SPACE

This article is devoted to the detailed study and analysis of the presented phenomenon in the conditions of new information technologies. It is shown that selfie plays a dual role in the modern world: being a means of self-presentation, it reflects a person's life not only on the positive side, but also on the negative side. The author talks about an attempt to penetrate into the essence of the human personality through a selfie.

Текст научной работы на тему «Селфи: атрибут современной культуры в информационном пространстве»

СЕЛФИ: АТРИБУТ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ

ПРОСТРАНСТВЕ

В.А. Пилипенко, студент М.П. Антонов, студент

Научный руководитель: Г.А. Чеджемов, старший преподаватель Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10742

Аннотация. Данная статья посвящена детальному изучению и анализу представленного явления в условиях новых информационных технологий. Показано, что селфи играет в современном мире двоякую роль: являясь средством самопрезентации, оно отражает жизнь человека не только с положительной стороны, но и с отрицательной. Автор говорит о попытке проникновения в суть человеческой личности через селфи.

Ключевые слова: фотография, селфи, автопортрет, самопрезентация, самовыражение, Интернет.

Фотография - способ самопрезентации современного человека. Одна часть общества старается всячески обходиться без фотографии, другая часть - признаёт её важность и значимость. Вместе с тем, никто не отрицает то огромное влияние, которое оказывает фотография на современный мир.

PDALIFE.info на своей странице в Facebook написал: «Сегодня селфи не делает только ленивый». В XXI веке фотография стала неотъемлемой частью жизни каждого подростка. С развитием научно-технического прогресса и доступностью смартфонов ежедневно на просторах сети Интернет оказывается более миллиона селфи.

Селфи - это автопортрет. Как бы странно это не казалось, но селфи появилось достаточно давно, в 1839 году. Роберт Корнелиус (1809-1893) - известный американский фотограф, автор первого автопортрета. Наиболее распространенным этот жанр фотографии стал в начале XXI века, когда получили широкое распространение цифровые фотоаппараты. В

2012 году известный журнал Time зафиксировал, что слово «селфи» вошло в «Топ-10 модных словечек» текущего года. В

2013 году слово заняло почетное место в Оксфордском онлайн-словаре английского языка [1].

Моритц Стефанер, создатель проекта SelfieCity, утверждает: «селфи - куда бо-

лее сложное явление, чем было принято считать. Оно не только отражает культурные матрицы, но и проявляет тренд движения нового поколения, которое уже сейчас диктует правила игры в мире». Действительно, сейчас селфи является одним из популярных инструментов социализации личности. Фотолюбители пытаются позиционировать себя через призму накопленного культурного капитала так, чтобы найти как можно больше откликов в сети, взбудоражить общественность.

За последнее время самофотографирование стало настолько признанным и модным, что появились разновидности селфи. В зависимости от того, где, с кем и как сделана фотография, выделяют его виды и названия.

Автором было проведено социологическое исследование на тему: «Самый часто используемый вид селфи среди молодёжи». Цель работы заключалась в выявлении 5 широко используемых видов селфи. Основные задачи: изучить 10 последних публикаций в 50 популярных аккаунтах в сети Instagram, определить особенности фотографий, обработать полученные сведения. Сеть Instagram была выбрана как площадка современного типа, позволяющая её участникам выкладывать свои фотографии, просматривать снимки других.

Ниже представлена сводная диаграмма полученных результатов.

i% i%

8%

10%

30°%

селфи с отдыха

фитнес-селфи

релфи

груфи

лифтолук

фотографии еды

фелфи

wake up selfie сагли

экстрим-селфи

Рисунок. Самый часто использованный вид селфи среди молодёжи

Исследование показало, что самым популярным видом селфи среди молодежи оказались фотографии из категории «селфи с отдыха». Они не только изображают человека, а подчеркивают его материальное благополучие, свидетельствуют о красивой жизни. Следующая категория, «фитнес-селфи» оказалась менее популярной, но также востребованной. 21% селфи свидетельствует о современной тенденции к здоровому образу жизни. В категорию «релфи» (селфи с любимым человеком) вошли 16% фотографий. 10% селфи - панорамная групповая фотография. Лифто-лук и фотографии еды разделили пятую позицию рейтинга, набрав по 8%.

На наш взгляд, данные результаты говорят о том, что селфи стали важным элементом самопрезентации. Как и самопрезентация в реальности, она основана на демонстрации благосостояния и привлекательности.

За последнее время селфимания захватила мир. С постоянным развитием социальных сетей и новых трендов, многим действительно очень трудно отказать себе в фотографии в любой ситуации. Сегодня «селфи» с траурных церемоний, снабженные нелепо выглядящими хэштегами вроде #Шпега1 (похороны), #sad (грустно) и #ве1£^1е (селфи), стали не такой уж редкостью. В погоне за оригинальными кадрами

многие люди фотографируются на фоне мемориальных комплексов, взбираются на плиты мемориала. Некоторые из них даже прыгают, используя велосипеды, скейтборды. В начале 2017 года израильский художник Шахак Шапира опубликовал проект Yo1ocaust, в котором он совместил селфи на фоне мемориала памяти жертв Холокоста с документальными снимками. По его словам, таким способом он хотел показать, что использование мемориала в качестве арт-объекта может быть неуместным: «Для многих серые стелы символизируют надгробия для 6 миллионов евреев, которые были убиты и захоронены в братских могилах, или серый пепел, который остался после того, как они были сожжены в лагерях смерти» [2]. В индийском городе Мумбай появилось 16 зон, где запрещено делать автопортреты. На такой шаг городские власти вынуждены были пойти с целью борьбы с участившимися несчастными случаями, связанными с селфи. Григорий Бысюк, директор ГУ «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», утверждает: «А забираться на скульптурную композицию «Жажда» или на главный монумент неприемлемо. Диву даешься, как человек может делать селфи в непристойных позах у плит, где лежат останки защитников крепости» [3].

Данные инциденты показывают, что современные подростки, молодые люди в погоне за необычной фотографией часто переходят границы моральных норм. Увлечение социальными сетями приводит не только к тому, что они выставляют свою жизнь напоказ, но и совершают ужасные поступки, которые не имеют оправдания.

В Египте наказали сотрудников скорой помощи, сделавших фото на фоне потерпевшего крушение поезда, сообщает Daily Mail. В результате этой катастрофы погибло 42 человека, больше 170 получили ранения. 49-летняя Шерил Тауэри сфотографировала свою 22-летнюю дочь Элайну за несколько минут до её смерти в больнице в Детройте. Через несколько минут врачи отключили девушку от аппаратов, поддерживавших её жизнедеятельность. Количество таких ситуаций огромно. Главной причиной данного поведения людей служит желание получить общественную огласку, лайки и комментарии.

По мнению исследователей, пользователи Инстаграм обычно выкладывают снимки, свидетельствующие об их успешности, о красивой, насыщенной жизни, о счастье, материальном благополучии, наличии семьи... В результате действительно получается картинка «идеальной жизни», которая начинает угнетать других пользователей, которые не могут соответствовать подобным стандартам. В итоге может возникать чувство зависти, несостоятельности, одиночества. Также отмечается рост нарциссизма и эгоцентризма [4].

Было проведено ещё одно социологическое исследование на тему: «Влияние публикаций на молодежь». Цель нашей работы заключалась в выяснении степени влияния публикаций других пользователей на человека, который непосредственно просматривает новостную ленту. Для достижения цели был проведен опрос среди 50 молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет. Участникам нужно было ответить на ряд вопросов, касающихся использования Instagram.

Вопросы анкетирования:

1) Как воздействует на Вас просмотр аккаунтов в Instagram?

2) Мобилизует ли просмотр аккаунтов в Instagram Вас на развитие или, напротив, вгоняет в пассивное уныние?

3) Испытываете ли Вы эмоции от загрузки своих публикаций в сеть?

Согласно результатам опроса можно сделать вывод о том, что, просматривая популярные аккаунты в сети Instagram, респонденты находят себе мотивацию для занятия спортом, развития кулинарных способностей, творческих начинаний. 78% опрошенных высказались за положительное влияние сети Instagram. Многие участники признались, что стараются брать пример с успешных блогеров. «Катерина Буйда - мой лучший фитнес-тренер. Каждый день слежу за её страничкой в Instagram, жду от неё новых публикаций», - сказала одна из опрошенных. 20% респондентов относятся нейтрально к фотографиям других пользователей. Они признались, что им важно получить признание в виде лайков, комментариев от других под своими публикациями. И лишь 1 человек отметил, что «виртуальный образ» не имеет ничего общего с ним самим. «Реальную жизнь» он не собирается растрачивать на просмотр различных аккаунтов, поэтому он покинул большинство социальных сетей.

Искусство портрета было связано с попыткой проникновения в суть человеческой личности, а насколько селфи, и другие виды фотографии, сегодня позволяют это сделать, каждый индивид должен решать и определять для себя сам.

Феномен селфи плотно вошел в жизнь современного общества [5]. Сегодня сложно представить человека, который не пробовал сделать селфи. В XXI веке мы способны создать тысячи «себяшек» в час, разослать себя друзьям и знакомым, показать всем чем занимаемся, интересуемся, как проводим время и с кем, где живем и как путешествуем, а также представить любую другую информацию о себе. Мы становимся заложниками собственного «Я».

Библиографический список

1. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: URL: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Селфи (дата обращения: 15.03.2019)

2. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: URL: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20170411/1492000818.html (дата обращения: 22.03.2019)

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.vokrugsveta.ru/news/259447/ (дата обращения: 06.04.2019)

4. Козлова Н. С. Социальная сеть «Инстаграм» как социально-психологическое явление // Молодой ученый. - 2014. - №16. - С. 387-390. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/75/12840/ (дата обращения: 06.04.2019).

5. Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2013. -№ 1. - С. 92-98.

SELFIE: AN ATTRIBUTE OF CONTEMPORARY CULTURE IN INFORMATION SPACE

V.A. Pilipenko, student

M.P. Antonov, student

Supervisor: G.A. Chejmov, senior lecturer

Samara state university of economics

(Russia, Samara)

Abstract. This article is devoted to the detailed study and analysis of the presentedphenome-non in the conditions of new information technologies. It is shown that selfie plays a dual role in the modern world: being a means of self-presentation, it reflects a person's life not only on the positive side, but also on the negative side. The author talks about an attempt to penetrate into the essence of the human personality through a selfie.

Keywords: photography, selfies, self-portrait, self-presentation, self-expression, Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.