Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ КИТАЯ'

ФЕНОМЕН РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / НАЦИОНАЛЬНАЯ ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ли Сяофен

Статья посвящена рассмотрению русской классической вокальной школы - общепризнанного феномена мирового музыкально-педагогического наследия. Автор изучает исторически сложившиеся национальные русские вокально-педагогические традиции, авторские методы воспитания оперного певца (М.И. Глинка, А.Е. Варламов, А.С. Даргомыжский, А.В. Нежданова и др.). Опираясь на характеристику современной ситуации в вокальном образовании Китая, выдвигается и обосновывается идея по адаптации российской системы подготовки вокалистов в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF RUSSIAN CLASSICAL VOCAL SCHOOL IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF CHINESE VOCAL TRADITIONS

The article is devoted to the Russian classical vocal school, a universally recognized phenomenon of the world musical-pedagogical heritage. The author studies the historically established national Russian vocal-pedagogical traditions, author's methods of education of the opera singer (M.I. Glinka, A.E. Varlamov, A.S. Dargomyzhsky, A.V. Nezhdanova, etc.). Based on the characteristics of the current situation in vocal education in China, the idea of adapting the Russian system of vocal training in China is put forward and substantiated.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ КИТАЯ»

В статье газеты «Акшам» от 6 марта 1932 года сообщалось, что «Турецкая рапсодия» и подобные ей произведения будут исполнены на фортепианном концерте в 18:30 вечера в стамбульском концертном зале «Тевтония» [4 s.4]. Его работы также были зафиксированы в виде списка на нижеуказанном изображении на оборотной странице нотной книги османских времен. В этом списке, помимо упомянутых выше произведений, примечательны, в частности, такие названия, как «Франко-турецкий марш», «Нишабурек: восточная мелодия Шакир Бея». По словам всемирно известной турецкой пианистки Идиль Бирет, во времена Первой мировой войны, когда ее отец был студентом в Берлине, композиция «Восточная фантазия Фурлани», которую сыграл имперский оркестр под руководством Зеки Унгёра на концерте в Германии, получила признание публики [5 s.4].

Обсуждения

Кроме того, первое место в этом списке

бедившая на Международном конкурсе композиторов во Франции в 1886 году. Мы можем наблюдать, как французские музыканты-интеллектуалы смогли реализоваться в Османской Империи, повлияли на ее культуру.

Заключение

Сочиненный Фурлани в честь Мустафы Кемаля Ататюрка после провозглашения Республики «Hymne National», слова которого принадлежат Фарук Нафыз бею (Фарук Нафыз Чамлыбель) и который тоже числится в вышеуказанном списке, свидетельствует о том, что А.Фурлани продолжил свою карьеру на территории Турции и после падения Османской империи. Эта композиция также указывает на то, что композиторы продолжили сочинять свои произведения, посвящая их уже не султанам, как это было раньше, а Ататюр-ку. Традиция имела возможность беспрепятственно передаться от Османской империи уже в Турецкую Республику.

произведений занимает работа Фурлани, по-

References:

1. BOA (Bajbakanlik Osmanli Arjivi) ELL/1635, MB (Mäbeyn evraki). 1144/83.1, 2 Agustos 1923.

2. Crónica de la Música. 23 Mars 1881.

3. Furlani H. Meclis-i Mebusan-i Osmani'ye takdim olunmuj Nejide-i Hürriyet Marji. Osmanli Marjlari CD Kitapfigi. istanbul: Kalan Müzik, 1999. S. 39.

4. Henry Furlani // Akjam Gazetesi. 6 Mart 1932. S. 4.

5. Biret i. Türkiye'de Müzik Reform Hareketleri // GazeteSU, Sabanci Üniversitesi Gazetesi. 20 Haziran 2013.

6. Araci E. Beethoven Tutkunu Bir Halife: Osmanli Sarayi'nda Bati Müzigi ve Abdülmecid Efendi / Hänedan-dan Bir Ressam: Abdülmecid Efendi. ed. Ö.F. Sarafoglu. istanbul: Yapi Kredi Yayinlari, 2004, S. 119-120.

7. La Turquie, 25 Mars 1889.

8. La Turquie, 25 Avril 1891.

9. Gazimihal M. Türk Askeri Muzikalari Tarihi. istanbul, 1955. S. 83.

10. Vila M. Joaquim Pena, Germaine de Aranda / / Wagneriana Catalana 2013. №39. S. 9.

11. Duhani S. Beyoglu'nun Adi Pera iken, £elik Gülersoy Vakfi. istanbul: istanbul Kütüphanesi Yayinlari, 1990. S. 82.

12. Irtem S.K. Hamidiye Marji ve Dussap Paja'nin Gözden Düjmesine Sebep Olan Vaka // Saray ve Babi-ali'nin if Yüzü, Tefrika No:595, istanbul $ehir Üniversitesi Kütüphanesi Taha Toros Arjivi.

13. Irtem S.K. Hamidiye Marji ve Dussap Paja'nin Gözden Düjmesine Sebep Olan Vaka // Saray ve Babi-ali'nin if Yüzü, Tefrika No:596, istanbul $ehir Üniversitesi Kütüphanesi Taha Toros Arjivi.

14. Irtem S.K. Bay Zati Türk Trupu Direktörü Oluyor, Yildiz'da Yeni Bir Tiyatro Yaptiriliyor» // Saray ve Babiali'nin ifyüzü, Tefrika No 597, istanbul $ehir Üniversitesi Kütüphanesi Taha Toros Arjivi.

15. Rowe V. A History of Armenian Women Writing: 1880-1920. London: Cambridge Scholars Press, 2003. P.37.

УДК 784:37

Ли Сяофен

ФЕНОМЕН РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ КИТАЯ

Статья посвящена рассмотрению русской классической вокальной школы - общепризнанного феномена мирового музыкально-педагогического наследия. Автор изучает исторически сложившиеся национальные русские вокально-педагогические традиции, авторские методы воспитания оперного певца

(М.И. Глинка, А.Е. Варламов, А.С. Даргомыжский, А.В. Нежданова и др.). Опираясь на характеристику современной ситуации в вокальном образовании Китая, выдвигается и обосновывается идея по адаптации российской системы подготовки вокалистов в Китае.

Ключевые слова: вокальная культура, музыкальная культура, межкультурный подход, национальная вокальная школа

Li. Xiaofeng THE PHENOMENON OF RUSSIAN CLASSICAL VOCAL SCHOOL IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF CHINESE VOCAL TRADITIONS

The article is devoted to the Russian classical vocal school, a universally recognized phenomenon of the world musical-pedagogical heritage. The author studies the historically established national Russian vocal-pedagogical traditions, author's methods of education of the opera singer (M.I. Glinka, A.E. Varlamov, A.S. Dargomyzhsky, A.V. Nezhdanova, etc.). Based on the characteristics of the current situation in vocal education in China, the idea of adapting the Russian system of vocal training in China is put forward and substantiated.

Key words: vocal culture, musical culture, intercultural approach, national vocal school

Введение

Преобразования современного китайского общества в сфере музыкальной культуры актуализируют межкультурное диалогическое сотрудничество, позволяющее расширять и углублять представления о наиболее эффективных подходах к освоению европейских музыкально-образовательных систем. За последнее столетие ситуация в этой области в Китае изменилась в сторону синтеза восточной (национальной) и западной (европейской) вокальных школ, при этом, положительным фактором явилось сохранение национальных вокальных традиций (аутентичного пения, вокальных традиций пекинской оперы), которые были сформированы столетиями и являются уникальным мировым культурным достоянием. Однако данный процесс на настоящее время оказался незавершенным в силу различных причин: дефицит профессиональных кадров, несбалансированность образовательных программ подготовки вокалистов, малоэффективные формы и методы работы, отсутствие национальной методической модели воспитания вокалиста [13].

Учитывая тот факт, что академическое вокальное искусство в Китае еще очень молодо, для китайских специалистов особо важен педагогический опыт других стран. В ходе решения задачи по сохранению вокальных традиций Китая и модернизации вокальной школы, по нашему мнению, исследовательский ракурс следует обратить на положительный опыт вокального образования в других странах, где были бы учтены достижения мировой вокальной педагогики, национальная компонента, успешная интеграция основ педагогической традиции певческого обучения с задачами современного вокального образования. В этой связи феномен русской вокальной школы может выступить искомым явлением, утвердившимся в национальной музыкаль-

ной культуре и признанным в мире.

Обнаруженное противоречие между накопленными в музыковедческих и педагогических трудах знаниями о вокально-педагогическом наследии России и недостатком исследований, посвященных аккультурации российской системы подготовки академических вокалистов в Китае, позволило сформулировать цель настоящего исследования: рассмотреть русскую классическую вокальную школу как феномен национальной музыкальной культуры и выявить возможности адаптации этой системы в подготовке вокалистов в Китае.

Материалы и методы

Теоретическую базу исследования составили труды китайских и российских авторов по заявленной теме.

Исследование проводилось с использованием комплекса общетеоретических методов (анализ, синтез, систематизация), позволяющих изучить искусствоведческую, культурологическую и педагогическую литературу; историко-педагогических методов (историко-структурный, историко-компаративный), направленных на выявление процессов развития вокально-педагогических установок русской классической вокальной школы и сравнение содержания авторских вокальных методик.

Литературный обзор

В целях повышения качества вокального образования в КНР последнее время исследовательский фокус внимания китайских исследователей обращен к практической (методической) составляющей вокальной педагогики и исполнительства, перечислим ряд работ, в которых затрагивается данная проблематика: Ю Хун «Говоря о целевой системе преподавания вокальной музыки в обычных университетах и реформе системы преподавания вокальной музыки» (2005), Ли Шоумин «Обсуждение построения научной и обоснованной модели преподава-

ния вокальной музыки. Некоторые идеи по реформе преподавания вокальной музыки в колледжах и университетах» (2007), Ли Фанцинь «Инновации в преподавании вокальной музыки в колледжах» (2008), Чэнь Хайрон «Слияние китайского и западного, национального очарования, культурных атрибутов современного китайского национального вокального искусства» (2010), Хуан Япин «Изучение традиционных ресурсов народной культуры в вокальном музыкальном образовании в колледжах и университетах» (2013), Цзян Шанжуна «Педагогический потенциал взаимодействия систем вокального воспитания студентов в музыкально-педагогических вузах России и Китая» (2018), Чжао Цянь «О новом направлении развития вокально-музыкального образования в колледжах и университетах» (2018).

В российской научной литературе тема развития вокальной школы довольно разработана. Есть немалое число работ, посвященных генезису вокального искусства, истории становления русской классической вокальной школы, ее методическим основам, это работы таких авторов, как Б.В. Асафьев, Д.Л. Аспелунд,

B.А. Багадуров, Ю.А. Барсов, М.В. Бражников, А.А. Гозенпуд, Л.Б. Дмитриев, А.Л. Доливо, А.И. Кандинский, Ю.В. Келдыш, М.М. Кизин, О.Е. Левашева, Т.Н. Ливанова, К.Ф. Никольская-Береговская, Л.А. Рапацкая, М.П. Рахманова,

C.С. Скребков, Л.К. Ярославцева, А.С. Яковлева и др.

Результаты и Обсуждение

Становление и развитие

профессиональной вокальной школы в России происходило на протяжении несколько столетий. Анализируя историю русской вокальной школы, исследователи утверждают, что началом ее формирования можно считать период XVI в.- первую половину XVII в. Как отмечает искусствовед М.М.Кизин, в это время набор вокальных приемов певцов-профессионалов получает образно-поэтическое описание и толкование. С методической позиции этот период считается родственным народной певческой практике [7, с. 5]. В XVIII веке вклад в развитие национальной вокальной школы сделан иностранными и отечественными педагогами, результатом этой

педагогической интеграции стала

методическая база - синтез «творчески переработанных» принципов итальянского bel canto и исполнительских традиций русского духовного пения. Период первой половины XIX века ознаменован

продолжением синтеза русской и западной вокальной культуры, однако, здесь ракурс развития направлен на создание вокальных произведений, имеющих национальную интонационную характерность, что выразилось в мелодике и фонетике. Сформированность художественно-

культурологической концепции русской вокальной академической школы приходится на период конца XIX - начала XX века. «Русская школа пения» ярко проявила себя в деятельности выдающихся вокалистов на рубеже XIX-XX вв. В последующее столетие и до настоящего времени русская вокальная культура характеризуется преемственностью певческой национальной традиции и востребованностью в современной мировой музыкальной культуре.

Родоначальником «Русской школы пения» считается русский композитор, создатель первой русской классической оперы, педагог-вокалист М.И. Глинка (1804-1857), предложивший педагогическую концепцию, основанную на идее художественной оправданности вокальных эффектов. Его значимым вкладом в вокальную педагогику явился также прогрессивный для того времени концентрический метод обучения. Созданные им авторские упражнения, этюды, вокализы, экзерсисы в настоящее используются педагогами-вокалистами в современной практике воспитания академического певца.

Свой методический вклад в развитие русской школы пения внес Г.Я. Ломакин (1812-1885) - русский хоровой дирижер и музыкальный деятель, педагог-вокалист, автор пяти учебных пособий по пению, в числе которых «Краткий метод пения» (1837).

Интересным открытием в истории становления русской вокальной школы явился обнаруженный Н.С. Дробышевской труд певчего Придворной капеллы Филиппа Ефимовича Евсеева (1800-18**) «Школа пения. Теория и практика для всех голосов» (1838), впитавший в себя певческие традиции старейшего заведения и передовые методы итальянских педагогов. Исследователь предполагает, что данная разработка является первой отечественной школой пения, так как написана ранее, чем школа А.Е. Варламова [3].

Фундаментален вклад в развитие русской школы пения еще одного русского композитора и педагога А.Е. Варламова (1801-1848), который явился сторонником, так называе-

мой французской школы, где методической основой подготовки певца был «Метод парижской консерватории», где основа - bel canto. В своей методике он «сплавил» в единое целое русскую и итальянскую манеры пения. «Полная школа пения» А.Е. Варламова охватывает основные направления работы по воспитанию певческого голоса, включает ис-торическо-теоретический и методический разделы. Впервые было дано научное объяснение физиологических и психологических особенностей процесса вокального образования [8, c.26-27; 10]. Важно отметить, что и в настоящее время метод показа голосом, рекомендованный А.Е. Варламовым, является приоритетным в современной системе подготовки вокалистов.

Еще один представитель русских композиторов и педагогов A.C. Даргомыжский внес свою лепту в укрепление и развитие национальной школы подготовки певцов. Его заслугой считается метод синтетического (комплексного) воспитания певца, предусматривающий единство его технического и исполнительского развития. Согласно A.C. Даргомыжскому, певец должен быть разносторонним музыкантом, обладающим широким кругозором и знаниями во всех областях культуры, а исполнительское воспитание певца должно основываться на вокально-художественном принципе (идти от мысли и чувства, соответствующих художественному содержанию произведения к совершенствованию выразительных качеств голоса) [8, с.28].

В качестве обобщения результатов выделим положения, которые характеризуют русскую классическую вокальную школу: 1) опора на народные и церковные певческие традиции; 2) создание национальной вокальной педагогики, вбирающих достижения западноевропейской и отечественной школ пения; 3) приоритетность принципа сбалансированного технического и исполнительского развития певца; 4) комплексное воспитания певца-артиста.

Заметим, что характерной чертой российской вокальной педагогики XIX века выделяется неразрывная связь музыкального и вокально-технического развития певца. Следует также обратить внимание на факт, что основоположниками русской вокальной школы являлись русские композиторы (М.И. Глинка, А.Е. Варламов, А.С. Даргомыжский) - создавая методическую базу русской национальной школы пения, они «обеспечивали» певцов

национальным исполнительским репертуаром - разножанровой вокальной музыкой от камерной лирики до национальной оперы.

Период развития и совершенствования в профессионализации русской школы пения связан с представителями русской певческой школы конца XIX - начала XX веков, которые достигли профессиональных высот и прославили русскую школу пения - это Ф.И. Шаляпин, И.В. Ершов, А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, Г.С. Пирогов и другие. В своем творчестве им удалось сблизить профессии певца и актера с целью воплощения на сцене художественной правды, поиски которой присущи русскому искусству. Рефлексия исполнительской практики позволила создать авторские методы работы над вокальными образами, которые обогатили русскую вокальную педагогику. Например, Ф.И. Шаляпин описал артистический опыт в книге «Маска и душа» (Мои сорок лет на театрах), который, по его мнению, «может оказаться полезным для тех из моих молодых товарищей по сцене, которые готовы серьезно над собою работать и не любят обольщаться дешевыми успехами» [14].

А.В. Нежданова сначала в исполнительской, затем в педагогической деятельности выработала и применяла метод создания художественного образа, который опирается на систему К.С. Станиславского. Ее методика включает в себя три элемента: 1) вокальная техника; 2) анализ содержательной стороны словесного текста; 3) выявление смысловых отношений внутри интонации. Данная триада в некоторой мере соответствует этапам работы певца над ролью, при этом все элементы взаимосвязаны. Как отмечают исследователи деятельности А.В. Неждановой, «результатом этого взаимодействия становится обретение звука нового качества, который становится слуховым образом художественной действительности, выразителем имплицитного содержания музыки» [9, с. 11].

Бесспорно, что рассмотренный список выдающихся деятелей, внесших вклад в развитие русской вокальной школы далеко не полон, в настоящем исследовании мы ограничились основоположниками. Следует отметить, что основные положения и принципы русской вокальной педагогики легли в основу советской и постсоветской методики обучения сольному пению. Сегодня в России существуют авторские вокальные школы в консерваториях и институтах культуры, функционируют центры подготовки оперных певцов, среди которых следует перечислить: «Центр

оперного пения Галины Вишневской», «Культурный центр Елены Образцовой», «Культурный центр имени С. Г. Нестеренко».

Бесспорно, русская школа пения является феноменом музыкальной культуры. Осознавая, что образовательная модель обучения вокалистов в России считается одной из лучших, в Китай приглашаются педагоги для обмена опытом. Сегодня, как отмечает Ду Хуэйцю, современная концепция вокального образования в КНР основывается на интеграции научно-методических достижений мировой вокальной педагогики и китайской национальной школы пения [4, с.3]. Основа национальной китайской школы академического пения базируется на эстетических принципах и технических приемах bel canto. Не следует забывать и о том, что певческая культура страны является отражением эстетических идеалов и духовных традиций, в которых присутствуют религиозные и обрядовые основы Китая, его национальные культурные ценности - это нашло свое отражение в вокальном исполнительстве и, соответственно, в педагогике.

В настоящее время набирает популярность народное пение. Китайский народ многоэтничен - 56 этнических групп, которые имеются свои особенности в способах выражения эмоций во время пения, в способах воплощения пения и в методах и приемах обучения пению молодого поколения. Так, китайский исследователь Инь Пин считает, что концепция

многоэтнического вокального музыкального образования заключается в сохранении и развитии местной музыкальной культуры. Автор убежден, что в колледжах и университетах следует усилить изучение традиционной вокальной культуры, интегрировать ее в вокально-педагогическую практику, активно участвовать в различных культурных мероприятиях, связанных с традиционной народной музыкой [6, с. 6768.].

Схожей позиции придерживается и другой китайский исследователь Лин Хун, который считает, обучение вокалистов следует осуществлять в духе национальных традиций, что позволит отличать китайскую национальную вокальную культуру и вокальное обучение от обучения вокалистов в других странах [11].

По мнению Го Ивэнь, включение элементов традиционной музыки в классе вокального обучения может обогатить музыкально-

эстетический кругозор вокалиста, позволит изучить разно стилевые произведения местной культуры, будет способствовать освоению исконно китайских традиций пения и сохранить их для потомков [1].

Исследователь Жэнь Хуацин считает, что при преподавании вокала в образовательных учреждениях Китая необходимо не только обучать исполнительскому мастерству и пониманию смысла произведения, но, и что более важно, проникать и наследовать превосходную традиционную культуру Китая [5, с. 231-232].

Таким образом, положение вокального исполнительства и вокальной педагогики в КНР в настоящее время требует обновления и создания национальной методической модели воспитания вокалиста, базирующейся на принципах функционирования русской классической вокальной школы. Исследователями В.В. Дитенбиром, М.Н. Дрожжиной, Ду Хуэйцю, Яо Вэй, А.А. Шалаевой раскрываются причины, почему при изучении зарубежного опыта приоритет следует отдать российской системе вокального образования: в России уровень преподавания музыкальных специальностей один из наиболее высоких в мире; педагоги уделяют большое внимание развитию индивидуальных способностей учащихся, ориентируясь на глубину понимания изучаемых произведений; в российских учебных заведениях значителен объем и качество научно-методических разработок; при консерваториях функционируют оперные студии - площадки для «воспитания сценой» молодого певца [4, с.14; 2; 13; 15]. Все это делает систему российского вокального образования очень привлекательной для изучения.

Заключение

Успех национального вокального искусства во многом связан с наличием трех основных составляющих: оригинального стиля, применение профессионального подхода и способности отражать характеристики и особенности своего времени и своей культуры. Культурные традиции Китая и европейских стран сильно различаются: социальные системы, образ жизни и эстетические ценности, языковые отличия и особенности, также различны и способы выражения мыслей и эмоций.

Проведенное исследование позволило нам обнаружить, что одним из насущных вопросов, стоящих перед вокальной педагогикой в Китае, является поиск эффективных методов и практик национальных вокальных школ,

позволяющих на основе интегрированного и преломить успешный опыт других. подхода сохранить собственные достижения

Литература:

1. Го Ивэнь. Анализ применения элементов традиционной музыки в преподавании вокальной музыки в колледжах и университетах / / Исследования в области искусства : журнал Художественного колледжа Харбинского педагогического университета. - 2017. - № 1.- C. 136-137.

2. Дитенбир В.В., Дрожжина М.Н. Новосибирская региональная вокальная школа как сформировавшийся феномен // Вестник музыкальной науки. - 2021. - Т. 9, № 2. - С. 184-196.

3. Дробышевская Н.С. Специфика индивидуальной вокальной подготовки певца в профессиональном хоровом коллективе (из истории Придворной певческой капеллы): автореф ... канд. искусствоведения : 17.00.02. - СПб., 2013. - 22 с.

4. Ду Хуэйцю. Современная концепция вокального образования в КНР в свете российских и китайских научно-методических достижений : автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - М., 2021. - 25 с.

5. Жэнь Хуацин. Исследование практики китайской традиционной музыкальной культуры в текущих классах преподавания качественного образования в колледжах и университетах // Сотни искусства. -2014. - № 6.- C. 231-232.

6. Инь Пин. Изучение традиционных ресурсов народной культуры в вокальном музыкальном образовании в колледжах и университетах // Исследование высшего образования. - 2005. - № 5. - C. 6768.

7. Кизин М.М. Русская школа пения как феномен национальной музыкальной культуры : автореф ... докт. искусствоведения : 24.00.01. - М., 2020. - 43 с.

8. Косовцов Н.Е. Педагогические традиции и методики русской классической вокальной школы XVIII

- XIX вв. : автореф....канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 2018. - 39 с.

9. Кочарова Д.А., Рапацкая Л.А. Искусство создания художественного образа в педагогической деятельности А. В. Неждановой [Электронный ресурс] // Педагогика и психология образования.-2013.-№4.- URL : https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-sozdaniya-hudozhestvennogo-obraza-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-a-v-nezhdanovoy (дата обращения : 09.08.2022).

10. Куруленко Э.А., Плаксина К.Г. Подготовка вокалистов-исполнителей : исторический аспект [Электронный ресурс] // Russian Journal of Education and Psychology. - 2018. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-vokalistov-ispolniteley-istoricheskiy-aspekt (дата обращения : 09.08.2022).

11. Лин Хун. Мысли об интеграции традиционной музыкальной культуры в преподавание вокальной музыки в колледжах // Sichuan Drama.- 2017. - № 7. - C. 155-157.

12. Цзян Шанжуна Педагогический потенциал взаимодействия систем вокального воспитания студентов в музыкально-педагогических вузах России и Китая : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02.- М., 2018.

- 32 с.

13. Шалаева А.А. Об интеграции методических принципов вокальных школ в практике зарубежных преподавателей вокального искусства в системе высшего музыкального образования Китая [Электронный ресурс] // Культура и искусство. - 2020. - №1.- URL : https://nbpublish.com/library_read_article.php? id=30508 (дата обращения : 16.07.2022).

14. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах [Электронный ресурс]. - М.: Современные записки, 1932.- URL : https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/130201-fedor-shalyapin-maska-i-dusha.html (дата обращения : 16.07.2022).

15. Яо Вэй Подготовка специалистов вокального искусства в системах высшего музыкального образования Китая и России : дис ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Астрахань, 2015. - 196 с.

References:

1. Go Iven'. Analiz primeneniya elementov tradicionnoj muzyki v prepodavanii vokal'noj muzyki v kolledzhah i universitetah // Issledovaniya v oblasti iskusstva : zhurnal Hudozhestvennogo kolledzha Har-binskogo pedagogicheskogo universiteta. - 2017. - № 1.- C. 136-137.

2. Ditenbir V.V., Drozhzhina M.N. Novosibirskaya regional'naya vokal'naya shkola kak sformirovavshijsya fe-nomen // Vestnik muzykal'noj nauki. - 2021. - T. 9, № 2. - S. 184-196.

3. Drobyshevskaya N.S. Specifika individual'noj vokal'noj podgotovki pevca v professional'nom horovom kollektive (iz istorii Pridvornoj pevcheskoj kapelly): avtoref ... kand. iskusstvovedeniya : 17.00.02. - SPb., 2013. -22 s.

4. Du Huejcyu. Sovremennaya koncepciya vokal'nogo obrazovaniya v KNR v svete rossijskih i kitajskih nauchno-metodicheskih dostizhenij : avtoref. ... kand. ped. nauk : 13.00.02. - M., 2021. - 25 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. ZHen' Huacin. Issledovanie praktiki kitajskoj tradicionnoj muzykal'noj kul'tury v tekushchih klassah prepodavaniya kachestvennogo obrazovaniya v kolledzhah i universitetah // Sotni iskusstva. - 2014. - № 6.- C. 231-232.

6. In' Pin. Izuchenie tradicionnyh resursov narodnoj kul'tury v vokal'nom muzykal'nom obrazovanii v kolledzhah i universitetah / / Issledovanie vysshego obrazovaniya. - 2005. - № 5. - C. 67-68.

7. Kizin M.M. Russkaya shkola peniya kak fenomen nacional'noj muzykal'noj kul'tury : avtoref ... dokt. is-kusstvovedeniya : 24.00.01. - M., 2020. - 43 s.

8. Kosovcov N.E. Pedagogicheskie tradicii i metodiki russkoj klassicheskoj vokal'noj shkoly XVIII - XIX vv. : avtoref....kand. ped. nauk : 13.00.01. - M., 2018. - 39 s.

9. Kocharova D.A., Rapackaya L.A. Iskusstvo sozdaniya hudozhestvennogo obraza v pedagogicheskoj deyatel'nosti A. V. Nezhdanovoj [Elektronnyj resurs] // Pedagogika i psihologiya obrazovaniya.-2013.-№4.-URL : https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-sozdaniya-hudozhestvennogo-obraza-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-a-v-nezhdanovoy (data obrashcheniya : 09.08.2022).

10. Kurulenko E.A., Plaksina K.G. Podgotovka vokalistov-ispolnitelej : istoricheskij aspekt [Elektronnyj resurs] // Russian Journal of Education and Psychology. - 2018. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-vokalistov-ispolniteley-istoricheskiy-aspekt (data obrashcheniya : 09.08.2022).

11. Lin Hun. Mysli ob integracii tradicionnoj muzykal'noj kul'tury v prepodavanie vokal'noj muzyki v kolledzhah // Sichuan Drama.- 2017. - № 7. - C. 155-157.

12. Czyan SHanzhuna Pedagogicheskij potencial vzaimodejstviya sistem vokal'nogo vospitaniya studentov v muzykal'no-pedagogicheskih vuzah Rossii i Kitaya : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02.- M., 2018. - 32 s.

13. SHalaeva A.A. Ob integracii metodicheskih principov vokal'nyh shkol v praktike zarubezhnyh prepo-davatelej vokal'nogo iskusstva v sisteme vysshego muzykal'nogo obrazovaniya Kitaya [Elektronnyj resurs] // Kul'tura i iskusstvo. - 2020. - №1.- URL : https://nbpublish.com/library_read_article.php? id=30508 (data obrashcheniya : 16.07.2022).

14. SHalyapin F.I. Maska i dusha. Moi sorok let na teatrah [Elektronnyj resurs]. - M.: Sovremennye zapiski, 1932.- URL : https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/130201-fedor-shalyapin-maska-i-dusha.html (data obrashcheniya : 16.07.2022).

15. YAo Vej Podgotovka specialistov vokal'nogo iskusstva v sistemah vysshego muzykal'nogo obrazovaniya Kitaya i Rossii : dis ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Astrahan', 2015. - 196 s.

УДК 7.038.531

М.Н. Стародубцева

ПРОТОПАРТИЦИПАТОРНЫЕ ПРАКТИКИ В РОССИЙСКИХ МУЗЕЯХ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА

В статье анализируются исторические истоки партиципаторных проектов в отечественных музеях. На основе обобщения опыта деятельности отечественных музеев послереволюционного периода делается вывод о том, что в них активно использовались инновационные формы работы с посетителями, которые в настоящее время принято обозначать как партиципаторные. Толчком к появлению протопар-тиципаторных практик можно считать глобальные социально-политические трансформации, обусловившие демократизацию аудитории, а также деятельность авангардистов.

Ключевые слова: музей, музейные практики, история музея, партиципация, культура соучастия, партиципаторные музейные проекты.

Marina N. Starodubtseva PROTO-PARTICIPATOR PRACTICES IN RUSSIAN MUSEUMS AT THE POST-REVOLUTIONARY PERIOD

The article analyses the historical sources of the participatory projects in the national museums. Based on the generalized experience of the activity of National Museums at the post-revolutionary period, this article shows that there were broadly used some innovative approaches of work with visitors, known these days as participatory practices. It is supposed that the impetus for the emergence of the practice might be global social-political transformation, which led to the democratization of the audience, as well as the activity of the avant-garde artists.

Key words: museum, museum practices, the history of the museum, participation, participatory culture, participatory museum projects

Введение

Стремительное развитие технологий, трансформация экономической сферы, демократизация политических процессов на рубеже ХХ-ХХ1 вв. привели к появлению новых социокультурных ориентиров и практик, в том числе в музейной сфере. В настоящее время музейные учреждения всего мира озадачены

поиском и внедрением новых форматов деятельности, соответствующих актуальным вызовам современного общества.

Одним из самых востребованных направлений развития музея стали так называемые партиципаторные практики, предполагающие активную вовлеченность посетителей в процесс создания музейного продукта. Дан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.