УДК 591.51
Е. С. Бармина
Феномен поведения
Статья посвящена исследованию характеристик инстинкта и инстинктивной деятельности как предпосылок поведенческой активности. Автор статьи указывает на то, что, несмотря на более чем вековую историю изучения инстинктивного поведения, по сей день не выявлено однозначного определения термина «инстинкт». В статье приводится краткий исторический очерк становления понятия «инстинкт», анализируются различные подходы к изучению инстинктивной деятельности, также выявляется структура инстинктивного поведения. Автор статьи рассматривает мотивации и движущие силы инстинктивного поведения, врожденные пусковые механизмы. Выявляются внутренние и внешние факторы инстинктивного поведения. Автор опирается на выводы таких известных этологов, как Тинберген, Циглер, Курт, Зорина, Лоренц, Резникова, К. Э. Фабри.
Article is devoted to investigation of the characteristics of instinct and instinctive activity as preconditions of behavior. The author points out that despite more than a century of researching the instinctive behavior, still there is no clear definition of the term «instinct». This article provides a short historical outline of the formation the concept of «instinct», the author analyzes the different approaches to the researching of instinctive activity, also the structure of instinctive behavior reveals. The author considers the motivation and driving forces of instinctive behavior, as well as congenital starting mechanisms. The internal and external factors of instinctive behavior are identified. The author refers to such wellknown ethologists and zoopsychologists as N. Tinbergen, Ziegler, Kurt, P. K. Anokhin, Lorentz, Reznikova, K. E. Fabri.
Ключевые слова: инстинкт; характеристика инстинкта; внутренние и внешние инстинкты; связь инстинкта и научения.
Keywords: instinct; characteristic of instinct; internal and external instincts; connection between instinct and learning.
Поведение является своеобразной формой активности человека наряду с деятельностью и общением. Однако феномен поведения, его предпосылки и эволюционные механизмы остаются не вполне исследованными. Такого рода исследование предполагает, на наш взгляд, рефлексию и обобщение данных, относящихся к изучению поведения животных. Уже с середины XVIII в. формируется деление поведения животных на две категории. Первая категория - это инстинкты. Понятие «инстинкт» появляется в трудах философов в III в. до н. э., оно означает способность животных и человека выполнять определенные действия «в силу внутреннего побуждения» (Зорина). Вторая категория - «разум». Этим термином обозначают любые формы индивидуальной пластичности поведения, в том числе и те, которые обеспечиваются обучением. Чтобы понять, как работают «познавательные» процессы животных, необходимо рассмотреть их инстинктивную деятельность.
Несмотря на то, что история изучения инстинктивного поведения насчитывает несколько веков, тем не менее до сих пор не выявлено однозначного, чёткого, а главное, всеми принимаемого определения инстинкта. Впервые представление об инстинкте появляется в учении Аристотеля о душе, предполагавшем существование некой «животной души», которая обеспечивает психические функции животных. Одним из первых пытается дать определение термина «инстинкт» немецкий учёный Г. Э. Циглер. В своей работе «Инстинкт» 1914 г. Циглер выделяет пять пунктов, по которым инстинктивное поведение можно отличить от рассудочного поведения:
1) инстинктивное поведение наследственно закреплено;
2) для развития инстинктивного поведения не требуется дополнительного обучения;
3) инстинктивное поведение одинаково у всех особей данного вида, то есть видотипично;
4) оно оптимально соответствует организации животного, его физиологии;
5) инстинктивное поведение оптимально приспособлено к естественным условиям жизни животных данного вида, зачастую связано даже с циклическими условиями существования [1].
Конечно же, такое определение инстинкта несовершенно, так как имеет ряд недостатков, например в нём не учитывается возможная «вариабельность», изменчивость инстинктивного
© Бармина Е. С., 2015 22
Философские науки
поведения. Выдающийся голландский учёный этолог Н. Тинберген определил инстинкт как «иерархически организованный нервный механизм, который отвечает на определённые предлагаемые и разрешающие импульсы (внешние и внутренние) полностью координированными, жизненно важными и свойственными виду движениями» [2].
Необходимо отметить, что инстинктивное поведение существует только совместно с научением, составляя с ним единый поведенческий акт. Что, конечно же, не означает, что инстинктивное поведение или научение представляет собой лишь условности, искусственно созданные для научного анализа. Условным будет являться только их разделение, сами же эти компоненты на самом деле существуют и функционируют как четко различимые процессы жизнедеятельности со своими специфическими качественными особенностями и различиями. Понимаемое же как врожденное, наследственно фиксированное, видотипичное «инстинктивное поведение» складывается из инстинктивных действий или актов, которые в свою очередь состоят из отдельных инстинктивных движений (или поз, звуков и т. п.). Четкое разграничение этих терминов необходимо для этологического анализа обсуждаемой категории поведения животных.
Поведение животных - это совокупность функций внешних, или так называемых «рабочих», органов. Но необходимо различать сами функции и их направленность и ориентацию во времени и пространстве, что происходит на основе инстинктов. Научение как подвижный компонент поведения не может изменить функционирование органов, научением можно только менять ориентацию этих функций. Это означает, что никаким научением нельзя заставить функционировать органы животного иначе, чем это обусловлено их генетически фиксированным строением. Именно морфологические особенности определяют характер функционирования инстинктивных движений. Животный организм не может выйти за рамки своего телесного строения, то есть нельзя научить зайца, скажем, зажигать спички, так как у него нет соответствующих морфофункциональных предпосылок в строении его конечностей. Но можно научить зайца пользоваться своими конечностями естественным (инстинктивным) образом в нужный момент и в определенном направлении, то есть ориентировать его инстинктивные движения во времени и пространстве путем научения (в данном случае - дрессировки) [3].
Но это не следует понимать так, что в поведении вообще первичным является строение или структура, а вторичным - функция и движение. Напротив, речь идёт о приоритете движения, функции, то есть подразумевается то, что функция определяет форму. Биологическая обусловленность поведения не означает его морфологическую обусловленность. В процессе эволюции, несомненно, поведение определяло формирование морфологических признаков, необходимых именно для более успешного выполнения самих поведенческих актов. Но когда речь заходит о конкретных инстинктивных движениях - результатах эволюционного процесса, то имеются в виду функции именно этих морфологических образований и то, что форма выполнения поведенческих функций обусловливается соответствующими морфологическими структурами. Конкретно это означает, что каждое животное может передвигаться или питаться только так, как это определяется специфическим строением его внешних органов, служащих для выполнения этих функций.
Учитывая все это, можно сказать, что жизнедеятельность животного организма, проявляющаяся во внешней активности, зиждется на инстинктивных движениях и других инстинктивных реакциях (термических, электрических, изменения окраски, выделения секретов и т. п.). Они обеспечивают все жизненные функции организма, процессы обмена веществ, а тем самым существование животного и его размножение. Вот почему следует говорить о приоритете инстинктивных движений и по отношению к нервной деятельности, сенсорике, психическому отражению, которые служат у животных лишь для осуществления этих движений, для их ориентации. Поэтому в эволюционном плане развитие психики являлось необходимым следствием (а затем уже и предпосылкой) повышения уровня обмена веществ и двигательной активности. Инстинктивное поведение не исчерпывается, однако, самими функциями экзосоматических органов, а включает в себя и механизмы их регулировки и пространственно-временной ориентации [4]. В этом отношении регулировка и ориентация, осуществляемые благоприобретенным путем, на основе научения, служат хотя и важным, но все же лишь дополнением к этим инстинктивным процессам.
Процесс жизнедеятельности организма основывается на инстинктивных реакциях, а элементы научения достраиваются на их основе. Врождённые реакции обеспечивают все жизненно необходимые функции, процесс обмена веществ, а также такие важные стороны жизни животного, как размножение и уход за потомством. Развитие психического компонента поведения животных необходимо в процессе эволюции для того, чтобы приспособить инстинктивные реакции к условиям среды, обеспечить адаптацию животного к этим условиям. Наследственные поведен-
23
ческие реакции не могут учесть всего многообразия условий, с которыми столкнётся каждый представитель вида. Кроме того, инстинктивное поведение включает в себя основные механизмы регулировки функционирования и его ориентацию в пространстве и во времени, а процесс научения дополняет эту регулировку и ориентацию.
В зоопсихологии в инстинктивном поведении различают два вида факторов: внешние и внутренние. И проблема инстинкта и научения непосредственно связана с не менее важной проблемой различения этих двух факторов и с мотивацией поведения. Долгое время считали, что инстинктивные действия определяются внутренними, притом загадочными, причинами, в то время как индивидуальное научение зависит от внешних стимулов. В таком виде представления об исключительном или хотя бы преобладающем значении внутренних или внешних факторов встречаются уже у античных мыслителей. При этом мистический, телеологический подход основывался на постулате изначальной целесообразности чисто внутренних, передаваемых от поколения к поколению факторов. Механистический же подход, получивший особое развитие со времен Декарта, признавал лишь внешние факторы движущими силами поведения. В ряде случаев и тот и другой взгляд непримиримо отстаивались вплоть до нашего века.
Чтобы понять, что представляют собой движущие силы инстинктивного поведения и мотивация, необходимо вначале обратиться к внутренним факторам, дающим первый толчок к любому поведенческому акту. Внутренняя среда животного организма непрерывно обновляется, но, несмотря на непрекращающиеся процессы ассимиляции и диссимиляции, эта среда остается по своим физиологическим показателям постоянной. Стабильность внутренней среды - совершенно необходимое условие для жизнедеятельности организма. Только при этом условии могут осуществляться необходимые биохимические и физиологические процессы. Любые, даже незначительные, отклонения от нормы воспринимаются системой интерорецепторов и приводят в действие физиологические механизмы саморегуляции, в результате чего эти нарушения устраняются. Такими механизмами саморегуляции советский физиолог академик П. К. Анохин считал сложные динамические структуры, функционирующие по принципу обратной связи (обратной афферентации) и обозначенные им как функциональные системы.
Итак, постоянство внутренней среды основано на самовосстанавливающейся уравновешенности внутренних процессов организма. Важная особенность этих процессов состоит в том, что они протекают в форме ритмов, которые также строятся на системах саморегулирования.
Примечания
1. Циглер Г. Душевный мир животных. URL: http://www.kohts.ru/ladygina-kohts_n.n./dmzh/
2. Тинберген Н. Поведение животных: Этология.ру. URL: http://ethology.ru/library/?id=80
3. Курт Ф. Основы зоопсихологии: Электронная библиотека RoyalLib.com. URL: http://royallib.com/ read/fabri_kurt/osnovi_zoopsihologii.html#0
4. Там же.
Notes
1. Ziegler G. Dushevnyj mir zhivotnyh [Inner world of animals]. Available at: http://www.kohts.ru/ ladygina-kohts_n.n./dmzh/
2. Tinbergen N. Povedenie zhivotnyh: EHtologiya.ru [Animal behavior: Ethology.ru]. Available at: http: / / ethology.ru/library/?id=80
3. Kurt F. Osnovy zoopsihologii: EHlektronnaya biblioteka RoyalLib.com [Principles of animal psychology]: the electronic library RoyalLib.com. Available at: http://royallib.com/read/fabri_kurt/ osnovi_zoopsihologii.html#0
4. Ibid.