Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ПОЛИТИКА-БЛОГЕРА КАК АКТУАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ PR (НА ПРИМЕРЕ ГЛАВЫ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА СЕРГЕЯ ЕРЁМИНА)'

ФЕНОМЕН ПОЛИТИКА-БЛОГЕРА КАК АКТУАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ PR (НА ПРИМЕРЕ ГЛАВЫ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА СЕРГЕЯ ЕРЁМИНА) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политические PR / феномен политика-блогера / PR в муниципальной политике / political PR / the phenomenon of a politician-blogger / PR in municipal politics

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е.В. Корнев, А.В. Михайлов

Рассматривается феномен политика-блогера как одна из актуальных тенденций российских политических PR. Приводится обоснование необходимости и продуктивности ведения работы в интернет-пространстве в качестве блогера мэром такого промышленного, научно-технического и аэрокосмического центра Сибири, как Красноярск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Е.В. Корнев, А.В. Михайлов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICAL BLOGGER'S PHENOMENON AS A CURRENT TREND OF POLITICAL PR (ON THE EXAMPLE OF THE HEAD OF THE CITY OF KRASNOYARSK SERGEY ERYOMIN)

The phenomenon of the politician-blogger is considered as one of the current trends in Russian political PR. The substantiation of the necessity and productivity of work in the Internet space as a blogger by the mayor of such an industrial, scientific, technical and aerospace center of Siberia as Krasnoyarsk is given.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ПОЛИТИКА-БЛОГЕРА КАК АКТУАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ PR (НА ПРИМЕРЕ ГЛАВЫ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА СЕРГЕЯ ЕРЁМИНА)»

УДК 32.019.51

ФЕНОМЕН ПОЛИТИКА-БЛОГЕРА КАК АКТУАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

ПОЛИТИЧЕСКИХ PR

(НА ПРИМЕРЕ ГЛАВЫ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА СЕРГЕЯ ЕРЁМИНА)

Е. В. Корнев Научный руководитель - А.В. Михайлов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Egor23012001@mail.ru

Рассматривается феномен политика-блогера как одна из актуальных тенденций российских политических PR. Приводится обоснование необходимости и продуктивности ведения работы в интернет-пространстве в качестве блогера мэром такого промышленного, научно-технического и аэрокосмического центра Сибири, как Красноярск.

Ключевые слова: политические PR, феномен политика-блогера, PR в муниципальной политике.

THE POLITICAL BLOGGER'S PHENOMENON AS A CURRENT TREND

OF POLITICAL PR (ON THE EXAMPLE OF THE HEAD OF THE CITY OF KRASNOYARSK SERGEY ERYOMIN)

E. V. Kornev Scientific supervisor - A. V. Mikhailov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

Egor23012001@mail.ru

The phenomenon of the politician-blogger is considered as one of the current trends in Russian political PR. The substantiation of the necessity and productivity of work in the Internet space as a blogger by the mayor of such an industrial, scientific, technical and aerospace center of Siberia as Krasnoyarsk is given.

Ключевые слова на английском языке: political PR, the phenomenon of a politician-blogger, PR in municipal politics.

Коммуникационное взаимодействие политика с массами - это процесс, актуальный еще с античных времен и по сегодняшний день. Например, софисты в 4-5 вв. до н.э., руководствуясь приемами и методами, лежащими в исторических истоках пиара, убеждали общественность в достоинствах того или иного политика. Сегодня политики и их команды используют сложные и улучшенные вариации таких приемов и методов. Цель при этом остается прежней - сформировать общественное мнение по интересующим субъекта вопросам, управлять массовыми политическими коммуникациями и информационными потоками [1].

В 20 веке человечество достигло высоких показателей технического прогресса, появилось множество изобретений, был покорен космос, в котором стало возможно размещать

новотехнологичное оборудование (МКС, искусственные спутники различных типов и многое другое). Благодаря достижениям такого рода к 21 веку стали меняться каналы воздействия на электорат. В жизни массовой аудитории появился Интернет и наряду с традиционными печатными СМИ, радио и ТВ стал новой площадкой для разных видов коммуникации, в том числе и политической. Именно она является объектом научного интереса автора данной работы, предмет - феномен политика-блогера как одна из актуальных тенденций политических связей с общественностью.

Цель работы - на основе наблюдений и анализа информационного поля выявить степень необходимости ведения активной деятельности главы города в интернет-пространстве в роли политика-блогера для завоевания доверия, лояльности, уважения аудиторий (на примере мэра Красноярска Сергея Ерёмина).

Прежде чем обозревать феномен политика-блогера на примере Сергея Ерёмина как главы такого промышленного, научно-технического и аэрокосмического центра Сибири, как Красноярск, необходимо перечислить те области, которые включают в себя политические РЯ.

Среди таких направлений: организация и проведение предвыборных кампаний; юридическое сопровождение предвыборной кампании; разработка креативного обеспечения кампании; проведение различных социологических исследований; разработка стратегии проведения кампаний; имидж-сопровождение кандидата; внешний мониторинг; вовлечение федеральных и региональных СМИ; издание специальных выпусков и приложений в СМИ, в том числе программ на ТВ и радио; информационное противодействие РЯ-службам конкурирующих партий и кандидатов; подготовка и производство наглядной агитации: используются средства наружной рекламы — щитовая реклама, листовки, плакаты, растяжки, флаеры и т.д.; работа с политическими и общественными организациями; проведение специальных мероприятий; создание информационных поводов [2].

Важно также обратиться к традиционным непосредственным формам коммуникации политика с массовой аудиторией, которые при эффективном и уместном применении приносят успех и политические очки. По С. Лисовскому, это: предвыборные митинги, встречи с избирателями, кампании «от двери к двери». При этом сами встречи делятся на типы: специально организованные мероприятия (митинги, заранее спланированные встречи с избирателями); по месту работы; по месту жительства; по «месту интересов» - в клубах, спортивных секциях, кружках; «случайные» встречи в неожиданных местах («хождение в народ») [3].

После данного перечисления может возникнуть вопрос, если классификация и подходы ко встречам с избирателем настолько многочисленные и специфичные, то так ли необходима интернет-активность политических деятелей? Ответ могут дать сами избиратели. Так, на форуме АНО «Россия — страна возможностей» один из его участников, школьный учитель и блогер Андрей Федотов, заявил, что из Владимира Путина мог бы получиться «отличный блогер». «Подумайте над этим, мы бы с классом сразу же подписались», — сказал он [4]. Президент в ответ на это пообещал подумать. Следовательно, запрос электората на виртуальную работу политиков есть.

И если Владимир Путин на данный момент только думает над тем, чтобы вести собственный блог, то мэр Красноярска Сергей Ерёмин на протяжении нескольких лет активно следует в своей РЯ-активности концепции политика-блогера. Это достаточно любопытно с точки зрения того, что муниципальная власть имеет существенные отличия от федеральной и региональной. В муниципальной политике Сергей Ерёмин имеет другие полномочия и правомочия, нежели деятели государственного сектора. Именно поэтому не стоит называть главу Красноярска в широком смысле слова «политик». Сергей Ерёмин позиционирует себя как неравнодушного руководителя, которому прежде всего важно

городское хозяйство и комфортное проживание горожан. Именно на основании такого имиджа он со своей командой профессионалов выстраивает PR-деятельность.

Мэр был избран не посредством прямого голосования населения на выборах, а Городским советом депутатов в 2017 году. Этот факт никак не повлиял на коммуникационную стратегию главы города в отношении населения. Мэр пересмотрел все ранее использовавшиеся методы взаимодействия с горожанами. Сергей Васильевич с его PR-менеджерами активно ведет работу в социальных сетях, особенно в Instagram, где число подписок составляет почти 80 тысяч. Начал свою работу мэр в качестве политика-блогера в 2018 году, и почти сразу набрал аудиторию активных красноярцев в количестве 11 тысяч человек.

Мэр Красноярска активно взаимодействует с жителями города на базе этой платформы, отвечает на сообщения в direct, на комментарии, на stories. Для многих горожан стало традицией выкладывать в инстасторис какое-либо городское происшествие или проблему,

например, с транспортом, или экологией, и отмечать профиль @eremin_krsk с короткими и

ясными вопросами или просьбами, которые зачастую находят у мэра отклик.

На инстаграм-странице Сергея Васильевича постоянно публикуются посты о деятельности его как главы города, городской администрации, о событиях в Красноярске.

На первых этапах своей интернет-активности на базе красноярских пабликов ВКонтакте мэр проводил «прямые линии» с красноярцами, на которых отвечал на волнующие жителей вопросы, обсуждал предложения и прочее. Накануне Зимней Универсиады-2019 Сергей Васильевич встречался с известным российским блогером-урбанистом Ильёй Варламовым, обладающим статусом СМИ (с официальной регистрацией). Мэр участвовал в съемках блогером выпуска о Красноярске на youtube-канале. Вместе с Варламовым мэр прогулялся по Красноярску, проехался на общественном транспорте, посетил важные городские места, обсудил урбанистические особенности и проблемы Красноярска.

Стоит отметить, что мэр Красноярска Сергей Васильевич Ерёмин с его PR-деятельностью в качестве политика-блогера занимает достойное место среди аналогичных деятелей по стране (Николай Бондаренко, Александр Осипов, Михаил Ведерников, Владимир Владимиров и другие). Информационная работа мэра в интернет-пространстве позволяет ему нивелировать многие общественные прения и недовольства по широкому ряду возникающих городских проблем и вопросов, например, по уборке снега, применению реагента «Бионорд» на дорогах и улицах, работе администрации и многим другим аспектам.

Ни один глава города до Сергея Васильевича не занимался подобной деятельностью в сети. У многих горожан благодаря такой коммуникационной стратегии главы Красноярска сложился образ Сергея Ерёмина как открытого к диалогу и конструктивным предложениям неравнодушного мэра, близкого к простому народу.

Тенденция необходимости следованию концепции политика при выстраивании PR-деятельности муниципального политика может быть объяснена несколькими объективными явлениями и процессами:

1. Высокими темпами происходит развитие сферы технологий, интернет продолжает развиваться как социальный институт массовых коммуникаций;

2. Традиционные средства массовых коммуникаций уступают интернету с точки зрения независимости, широты выбора, спектра предлагаемого контента, доверия аудиторий;

3. Мода диктует обществу применение интернет-технологий практически в любой сфере деятельности;

4. Интернет-формат более удобен для восприятия, в том числе в политических коммуникациях.

Благодаря этим факторам зачастую массовая аудитория находит знакомство в интернете со страницей того или иного политического деятеля даже более воспринимаемым, чем, если

бы этот человек познакомился с тем или иным избирателем лично, продемонстрировал свои личные качества и преимущества перед другими политиками.

У горожан возникает больше доверия к мэру, когда он может прочитать его персону как «открытую книгу», что и происходит в социальных сетях, когда политический деятель превращается в блогера. Жители города видят больше сторон жизни муниципального политика: как он ведет себя в профессиональной деятельности и как проводит досуг, кто члены его семьи и чем они занимаются, как складываются семейные отношения, какими ценностями, традициями, установками он обладает и так далее.

Таким образом, одной из актуальных тенденций в политических PR, одной из эффективных коммуникационных стратегий продвижения муниципального политического деятеля является концепция политика-блогера. Подтверждается эмпирически высокая степень необходимости ведения активной деятельности главы города в интернет-пространстве в роли политика-блогера для завоевания доверия, лояльности, уважения аудиторий (на примере мэра Красноярска Сергея Ерёмина).

Библиографические ссылки

1. Воронцова, Ю. В. Основные характеристики политического PR. Казань: Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 1121-1123.

2. ПР в политической сфере. Зарождение политического PR [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.ru/233858/politicheskoy_sfere (Дата обращения: 17.04.2021).

3. Лисовский, С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. 208 с.

4. Путин пообещал подумать над идеей стать видеоблогером [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/605ddf2b9a7947b51421cfa8 (Дата обращения: 17.04.2021).

© Корнев Е.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.