Научная статья на тему 'Феномен подростковой тревожности'

Феномен подростковой тревожности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4936
579
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен подростковой тревожности»

_ ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ФЕНОМЕН ПОДРОСТКОВОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

ИВ. Старшинина

Развитие личности в подростковом возрасте требует пристального внимания взрослых, так как неудачное вхождение в социум усиливает общую кризисную ситуацию возраста, ведет к дезадаптации личности, нарушает нормальное протекание жизнедеятельности. Выявление причин поведения подростка, входящего в противоречие с интересами общества, и выработка эффективных стратегий его коррекции являются одной из «вечных» тем психологии и педагогики. К тому же именно подростковый возраст считается сенситивным периодом для коррекции нарушений в развитии личности. Трудности подросткового возраста связаны с повышенной возбудимостью, с острой реакцией на обиду, с повышенной критичностью по отношению к старшим. Если эти особенности не учитывать, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в нравственном развитии и поведении. И здесь важны отношения между родителями и ребенком. Так как подростковый возраст - это переходный возраст, переходный период от детства к взрослости, возникают многочисленные конфликты, которые отрицательно влияют на формирование эмоциональной и когнитивной сферы. В связи с особенностями развития моторной и речевой сферы в подростковый период следует помнить, что подростки очень переживают собственную «неуклюжесть» и «косноязычие», повышенно чувствительны как к нас-

мешкам по этому поводу, так и к оказанной помощи.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Он положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков. Согласно научной концепции Ж. Пиаже, в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни [1].

Происходящие в этом возрасте изменения сопровождаются различными трудностями, связанными с перестройкой организма и половым созреванием. Стремясь к независимости от мира взрослых, подростки нередко попадают в сложные ситуации и реагируют на них негативными переживаниями, которые вызывают тревожность. Определенный уровень тревожности в этом возрасте - это естественная и обязательная характеристика активной деятельности. Однако повышен- 183 ный уровень тревожности оказывает негативное воздействие на личностное развитие подростка. Для того, чтобы психолого-педагогическая поддержка подростков с повышенным уровнем тревожности была эффективной, возникает необходимость в быстром и точном выявлении специфики психологических проблем подростка.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу об особой значимости подросткового возраста в генезе тревожности как свойства личности. А.М. Прихожан отмечает, что механизм закрепле-

ния и усиления тревожности ведет затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта [2]. Психологический словарь дает следующее определение тревожности: «Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низком пороге его возникновения» [3]. Под тревожностью мы понимаем субъективное проявление неблагополучия личности. Необходимо отметить, что тревожность в подростковом возрасте может носить и позитивный, мобилизующий характер. Бывают случаи, когда на экзамене успешные и уверенные в себе подростки не могут ответить на достаточно простой вопрос, в то время как их одноклассники с выраженной тревожностью демонстрируют неожиданно высокие результаты. Подростки младшие и старшие имеют свои отличительные особенности, и они велики, но можно говорить о типичных, характерных чертах этого периода.

Подростковый возраст часто называют периодом диспропорции в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются. Прежде всего, по сравнению с детским возрастом, возрастающее внимание к своему телу обусловлено не только физическими изменениями, но и новой социальной ролью подростка. Очень часто подростки с повышенным уровнем тревожности оказываются изолированными по социальному статусу. Осознание соматических изменений и их включение в

схему тела - одно из важнейших проблем периода полового созревания. Подростки отмечают также социальную реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку, презрение) и включают ее в представление о себе. Это формирует у подростка низкую самооценку, неуверенность в себе, скованность в общении и снижение чувства собственной значимости. К тому же сексуальное развитие очень тесно связано с формированием чувства достоинства и гордости, личностной идентичности. Необходимо обратить внимание на значимость семьи и школы в период взросления, так как подростковый возраст - это противоречие между стремлением казаться и неумением «быть взрослым». Это противоречие между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться указаниям взрослых. В этот период школьная учебная деятельность отступает на задний план, хотя и остается преобладающей. Центр жизни переносится в деятельность общения.

Возрастает роль референтной группы, что способствует разрыву с родителями, как образцу для подражания. Со стороны родителей возрастают ограничения и запреты; в связи с новыми изменениями в семье возрастает число конфликтов. Неуспеваемость в школе может быть причиной конфликтов. Напряженные отношения между родителями и детьми обусловлены не столько конфликтом между поколениями, сколько изменившимися экономическими условиями и технологическим прогрессом, перед лицом которых родители, как и дети, чувствуют себя неуверенными и беспокойными, что порождает тревожность и нерешительность, а они в свою оче-

Преподаватель_ХК|_

ВЕК

1 / 2007

редь формируют собственный характер. Наряду с родительским домом, школа - важнейшая инстанция социализации. Школьные конфликты связаны в основном с успеваемостью, адаптацией, авторитетом и автономией. В связи с требованиями, предъявляемыми к успеваемости, возникают конфликты как с учителями, так и со сверстниками. По отношению к учителям могут возникнуть протест, отказ заниматься и добиваться успехов. Такое поведение встречается и у способных, и у критически настроенных молодых людей, чье выраженное стремление к успеху сталкивается с неблагоприятными перспективами на будущее. В отношениях с ровесниками могут возникать конфликты на почве соперничества. Это влияет на социальную адаптацию школьников и сохранение класса как единого общества. Конфликты в области автономии и авторитета обусловлены ограничением свободы, школьными правилами. Молодые люди требуют обосновать их, чувствуют над собой нежелательную опеку.

Достигнутый уровень психического развития и возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признания со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей, в том числе участие в общественно значимых делах. Между тем, взрослые подчеркивают, что подросток уже не маленький ребенок и, предъявляя к нему повышенные требования, продолжают порой отказывать ему в праве на самостоятельность, возможностях на самоутверждение. Отсюда и возникает большинство конфликтных ситуаций, обиды и разнообразные формы протеста. Оскорбление взрослыми чувства собственно-

го достоинства подростка воспринимается им очень чувствительно.

Подросток испытывает особую потребность в дружеских отношениях, где только и возможна система реального равенства. Но возможны конфликты на почве соперничества. Часто подростки занимают агрессивную позицию по отношению к тем людям, от которых исходит угроза их престижу, самооценке. На самом деле срабатывает механизм психической защиты, и часто он выражается в агрессии. В действительности у таких подростков часто низкая самооценка, повышенная тревожность, неуверенность, мнительность.

Анализ форм подростковой тревожности свидетельствует, что она сама нередко выполняет защитную функцию. Поведение тревожных подростков позволяет предположить, что они часто испытывают определенную потребность в этом переживании, потому что оно отражает привычное представление о себе, привычную самооценку, привычное эмоциональное самочувствие.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что же является источником тревожности в подростковом возрасте. В качестве центральной проблемы можно выделить семейное воспитание. Очень часто родители тревожных детей предъявляют к ним завышенные требования. Во многих случаях это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Нередки случаи, когда родители, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, не желают видеть в своем ребенке «неудачника». Нагружают сверх

всякой меры. Требования взрослых, которые ребенок выполнить не в состоянии, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Некоторые родители стремятся уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями. Все это мешает нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и осложняет общение со взрослыми и сверстниками. В переживаниях тревожных подростков, связанных с семьей, на первый план выходят чувства собственной вины. Дело не в том, что дети просто «заражаются» тревожностью взрослых - подобная атмосфера препятствует переживанию чувства защищенности, надежности семейного окружения, что необходимо для нормального эмоционального самочувствия, да и в целом нормального развития подростка.

Причиной подростковой тревож-186 ности могут стать экономические условия, так как подросток постоянно чувствует себя зависимым, несамостоятельным, в том числе и в финансовом отношении.

Психическое развитие подростка имеет свои особенности и сложности, во многом обусловленные половым созреванием. В подростковом возрасте становятся наиболее значимыми чувства симпатии и антипатии, испытываемые ими к сверстникам, оценки и самооценки способностей. В общении со сверстниками получают удовлетворение такие потребности подростков, как стремление к самоутверждению среди сверстников, желание

лучше узнать себя и собеседника, отстоять свое мнение и т.д. Причиной возникновения подростковой тревожности становятся неудачи в общении. Тревожность нередко выступает в качестве основного мотива общения, что влечет за собой повышенную зависимость от сверстников.

Говорить публично приходится каждому школьнику, который готовит сообщения к урокам или занятиям кружка, выступает на школьных или классных собраниях, на торжественных мероприятиях, праздниках и т.д., и, наверное, каждому подростку приходилось либо переживать за свои неудачные выступления, либо скучать, слушая своих ораторствующих товарищей. Анализ практики показывает, что подростки не обладают достаточным мастерством публичных выступлений и все чаще сталкиваются с трудностями при подготовке речи, что зачастую является причиной возникновения повышенного уровня тревожности. Редко кто из подростков умеет вести непринужденную беседу, многие не умеют тактично, четко высказать просьбу, ярко, эмоционально, увлекательно передать свое впечатление о картинах на выставке, просмотренном кинофильме, прочитанной книге.

Актуальным становится, как отмечает Х. Ремшмидт в своей работе «Подростковый и юношеский возраст», сравнение себя со сверстниками, поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным. Это может вызвать тревожность и привести к острым конфликтам или депрессивному состоянию и даже к хроническим неврозам [4].

Очень часто причиной повышенной тревожности у подростков может стать обеспокоенность своей внеш-

Преподаватель_ХК|_

ВЕК

1 / 2007

ностью. В результате исследований, проведенных американскими учеными, было установлено, что в подростковом возрасте 30% девочек и 20% мальчиков испытывают беспокойство по поводу своего роста: девочки боятся оказаться слишком высокими, мальчики - слишком маленькими. Сюда входят такие функциологические изменения организма, как преждевременное половое созревание, задержка развития, также к причинам, вызывающим тревожность у подростков, можно отнести юношеские угри, избыточный и недостаточный вес, задержка роста.

На уровень тревожности у подростков большое влияние оказывает школьная успешность. Характерно, что подростки с повышенным уровнем тревожности рассматривают отметку не как мерило знаний, а прежде всего, как выражение отношения педагога, что говорит о преимущественно внешней ориентации тревожных детей, об отсутствии собственных, внутренних критериев.

Одной из основных причин тревожности в подростковом возрасте могут стать неблагоприятные отношения, конфликты, грубость и нетактичное поведение учителей по отношению к ученикам. Бестактность педагога оказывается наиболее губительной для тех, кто уже находится в тревожном состоянии.

Важнейшим источником подростковой тревожности является конфликт, связанный с самооценкой, конфликт между стремлением к личной автономии и боязнью этого. Тревожные подростки не в состоянии объективно оценить свои действия. Зачастую они оказываются неуспешными в ситуациях, в которых отсутствуют заданные

внешние критерии, а сомнения даже в реальных достижениях только увеличивают отрицательный эмоциональный опыт. Причиной возникновения тревожности в этом возрасте может стать существенное расхождение между самооценкой и оценкой, получаемой подростком от значимых для него людей (референтной группы).

Если для дошкольников и младших школьников основным источником тревожности оказывается семья, то для подростков и старшеклассников такая ее роль значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы. У младших подростков чаще вызывают тревогу ситуации оценки, проверки знаний: ответ у доски, контрольная работа, публичное выступление.

Из-за отсутствия своевременной психолого-педагогической поддержки подростков с повышенным уровнем тревожности личность подростка может развиваться аномально, то есть «кризис подросткового возраста» будет протекать с осложнениями. В то же время необходимо помнить, что если люди в свое время не переживали типичных подростковых трудностей, то есть не jg^ решили задачи подросткового возраста, то рано или поздно нерешенные задачи встают перед ними, требуют своего решения и осложняют жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.

2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000.

3. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1996.

4. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.