Акманаев И. И., исторический факультет Научный руководитель: к. и. н., доцент Оболонкова М. А.
Феномен патриотизма в контексте Войны за независимость США
(1763 - 1783 гг.)
Содержание слова «патриотизм» волновало умы многих известных мыслителей и философов, однако, однозначного мнения, полностью исчерпывающего его содержания нет, и не может быть. Ведь каждый из нас, говоря о патриотизме, может понимать по-разному, по-своему. И это вполне естественно: что бы ни пели в той известной песне - Родина начинается с самих нас. Если быть точнее с нашего отношения к ближним, семье, родным сердцу местам.
В самом общем смысле понятие патриотизма выражает эмоциональное отношение к своему Отечеству - чувство любви и преданности, гордости, стремление в трудные моменты в судьбе родины подчинять личные и групповые интересы национальным интересам, готовность служить ей, сделать все возможное для ее процветания и даже пожертвовать своей жизнью ради нее. (БСЭ).
Предпосылки патриотизма уходят корнями в глубины самой человеческой природы. Наиболее сильным фактором в формировании чувства патриотизма является привязанность индивида к земле, с которой его связывают крепкие узы. С древних времен земля для человека была не только источником существования, но и неотъемлемой частью и продолжением его «я»: досконально зная все секреты и капризы своей земли, включенный в ее биологические ритмы, человек составлял с ней единое целое и боялся даже представить себя вне родной земли.
В 1973 г. английский историк Артур Брайант в своем классическом труде «Эпоха рыцарства в Англии» отметил: «Любовь к своей стране и гордость за нее является необходимым основанием для процветания любой страны... Я убежден, что любое общество, которое перестало ценить и придерживаться этих старомодных добродетелей, обречено в будущем на гибель через внутреннюю слабость и разрушение извне другими более реалистическими обществами» (Брайант, 2001, стр.91) Следует заметить,
что патриотизм характерен не только, и не столько для национальных государств, но и для полиэтничных и поликультурных обществ. Одним из классических примеров многонационального государства являются Соединенные Штаты Америки. Исследуя причины победы американской революции, приведшей к образованию США, мы вынужденно задаем себе вопрос: что же объединило в единую нацию представителей разных народностей - эмигрантов из Европы, не связанных между собой ни общим прошлым, ни родственными узами, ни многовековой практикой традиций и обычаев? Исторически так сложилось, что все 13 колоний Британской Америки были очень не похожи друг на друга. Они отличались не только географо-климатическими условиями, но и приоритетными видами деятельности, социальным составом, укладом жизни, специфическими традициями и религией, в совокупности, делавшие эти колонии уникальными и неповторимыми.
Однако, помимо различий, у колоний были и общие признаки. Многочисленные географические, экономические, социальные и культурные факторы создавали предпосылки для создания нового государства. Начать с того, что колонии располагались компактно. Население английских колоний отличалось неоднородностью культуры и религиозных убеждений, но английский язык и общие ценности создавали условия для сплочения всех колонистов. Свидетельством этому могут быть слова Томаса Джефферсона: «Эмигранты сочли целесообразным принять ту систему законов, при которой они до этого жили у себя на родине, и продолжать свою связь с ней» (Томас Джефферсон, 1774, стр.2).
Покинувшие Старый Свет колонисты находились практически в одинаковом положении. Французский историк Алексис де Токвиль в своем труде «Демократия в Америке» утверждает, что у основной массы эмигрантов, покидавших свою родину, полностью отсутствовало чувство какого-либо превосходства над другими. В изгнание отправляются отнюдь не самые счастливые и богатые люди, однако именно бедность, так же как и невзгоды, являются лучшей в мире порукой равенства между людьми. Движущей силой всех этих необычных людей было стремление к свободе - религиозной, политической, культурной. Желание навсегда уйти от любых форм диктата и тирании (Токвиль, 1992, стр. 44).
К началу Американской революции многое изменилось в колониях Британской Америки. Изменились и сами люди. Американцы кануна революции демонстрировали определенные достижения в торговле, культуре, политике. Это были люди, имевшие уже достаточные основания считать себя исконными жителями континента. Всем своим достижениям они были обязаны, прежде всего, Америке - земле, которая приютила их предков и дала надежду на будущее. Именно с Америкой они связывали свои устремления, начинания и мечты. Катализатором в процессе зарождения новой нации послужила колониальная политика самой метрополии. После окончания Семилетней войны один за другим последовали экономические акты парламента, имевшие своей целью установить полный контроль метрополии над колониями. Как реакция на угнетение в колониях начинает
разворачиваться антиколониальное движение за свободу и равенство прав колонистов. К 1765 г. относится появление патриотической организации «Сыны свободы» (Иванян, 2004, стр.40).
Лидеры патриотов, колониальная пресса, комитеты связи взяли на себя организаторскую роль и призывали колонистов бороться с незаконной эксплуатацией и дискриминацией колонистов, за равноправие британцев и американцев, бойкот британских товаров. Платформа патриотов нашла горячую поддержку среди самых широких слоев населения. С перестрелки под Лексингтоном и Конкордом 19 апреля, конфликт начал приобретать общенациональный характер. Бенджамин Франклин заметил, что «вся Америка, начиная с одного края двенадцати Объединенных Провинций до другого, активно обучается обращению с оружием... их единогласие поразительно» (Иванян, 2004, стр. 50). Ведущей идеей в речах патриотов, постановлениях
местных ассамблей, в мечтах и сердцах американцев была идея борьбы за права и свободы американских колонистов от несправедливых указов метрополии. «Дайте мне свободу или дайте мне смерть» - эти слова виргинского адвоката Патрика Генри стали лейтмотивом всего освободительного движения в Америке.
Поистине знаковым событием в истории явилось подписание Декларации Независимости 4 июля 1776 г. Общественно-философские положения Декларации о равенстве естественных прав людей, об общественном договоре между правительством и гражданами, о праве народа на низложение деспотичного правительства, ущемляющего интересы народа, сформировали духовное единство людей, борющихся за то, чтобы социальная гармония стала реальностью.После подписания документа Вашингтон обратился с речью к солдатам и офицерам американской армии, призывая патриотов серьезно отнестись к своему долгу и мобилизовать все свои силы в борьбе с грозным противником. «Каждый офицер и каждый солдат, - заявил он, - должен понять, что мир и безопасность нашей страны полностью зависят от успеха нашего оружия» (Хиггинботам, 1971, стр. 119). Видный американский патриот Сэмюель Адамс отмечал, что американская армия демонстрировала «высокий боевой дух». (Письма Адамса, 1776). Война за независимость США вывела на авансцену многих американцев разного социального статуса и происхождения. Но всех их, вне зависимости от их прошлого, роднит всепоглощающая любовь к Отечеству, искреннее желание служить ему и даже готовность отдать жизнь за него. Среди них выделяется фигура Натана Хэйла. Он был повешен англичанами 22 сентября 1776 г. и перед смертью произнес слова, вошедшие в мифологему революции: «Мне жаль, что у меня только одна жизнь, которую я могу отдать за свою страну».
Объединение американцев под знаменем борьбы за права и свободы обеспечило благоприятный для Америки исход событий. Подобной политической активности народ никогда прежде не проявлял. Ее нарастание стимулировалось убежденностью в праведности общего дела по защите своей земли и имущества, прав и свобод. Со временем история Американской революции начала облекаться романтическим ореолом, ее герои стали легендой, идеалом и предметом для восхищения. Многие праздники и традиции ведут свое происхождение из истории Американской революции. Рассказы о жизни героев, знаменитые афоризмы, мемориальные памятники, места боевой славы американской армии и даже изображения президентов США на долларовых купюрах являются главными средствами воспитания патриотического духа в Америке. Есть основания полагать, что патриотизм, являющийся одним из главных компонентов американского менталитета, вырос на почве ценности свободы, чрезвычайно актуализировавшейся в годы Войны за независимость.
Список источников и литературы
1. Брайант А. Эпоха рыцарства. Санкт-Петербург. 2001. с 15.
2. Джефферсон Т. Общий обзор прав Британской Америки. Москва. 1969. с 2.
3. Иванян Э. А. История США. Москва. 2004. с 40.
4. С. Адамс - Д. Уоррену,15 июля 1776 г. - The writings of Samuel Adams. V. III. P. 297.
5. Токвиль А. Демократия в Америке. Москва. 1992. с 44.
6. Хиггинботам Д. Война за Американскую Независимость. Нью-Йорк. 1971. с 119.
7. БСЭ (Большая советская энциклопедия). Патриотизм [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://slovari. yandex.ru/~книги/БСЭ (Дата обращения: 10.04.2014).
Сайранова У.Ш., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент М.А. Оболонкова
Путешествие в викторианскую эпоху как досуговая практика
аристократического класса
Досуг как социальное явление - отражение общественной и духовной сущности человека. Его содержание зависит от историко-культурного контекста и меняется вместе с господствующей в обществе системой ценностей. Характер досуга определяется укладом жизнедеятельности людей, сложившимися традициями и обычаями, социальными нормами, правилами, эстетическими предпочтениями (Александрова, 2010, с.12). В Викторианскую эпоху появился досуг в современном его понимании.
Досуг викторианцев имел множество граней: рисование, рукоделие, танцы, спорт, карты, клубы, музыка. Более того, многие виды досуга появились именно в Викторианской Англии. Не стало исключением и путешествие как форма проведения культурного досуга. В наше время это понятие получило название туризма.
То, что путешествие получило широкое развитие в Великобритании раньше, чем в других странах, объясняется рядом причин, среди которых более высокий в то время экономический уровень по сравнению с другими странами и, соответственно, выше уровень жизни населения; быстрая урбанизация; введение всеобщего начального и развитие среднего и высшего образования; передовое трудовое законодательство, установившее для всех наемных работников ежегодный оплачиваемый отпуск и ограничившее рабочее время. Имело значение и хорошее развитие для того времени железнодорожного