Гефнер О. В., Почевалова Л. В. Феномен патриотизма (социально-философские аспекты)// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - Спецвыпуск № 6. - URL http:// e-joumal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00662.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 172.1
Гефнер Ольга Викторовна
Кандидат исторических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск ov. gefneraomgau. org
Почевалова Лидия Владимировна
Студент
ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск Iv.pochevaloval 703@omgau. org
Феномен патриотизма (социально-философские аспекты)
Аннотация. В статье рассматриваются современные философские подходы к осмыслению феномена патриотизма, характеризуется его структура и функции.
Ключевые слова: патриотизм, ответственность, воспитание, молодежь, гражданская позиция.
Проблема патриотизма одна из древнейших в мировой истории, общественной и философской мысли, так как нет страны, народа, который бы не любил свою Родину, не стремился бы сохранять ее культуру, свободу и независимость. Во все времена патриотизм являлся важнейшей нравственной ценностью, источником жизнедеятельности народа, государства, личности.
Понятие «патриотизм» зародилось в эпоху Античности в Древней Греции, сам термин происходит от греческих слов «отечество», «соотечественник». Патриотизм, деятельность во имя сограждан, ради блага государства, греческий философ Аристотель считал высшей степенью добродетели. Однако, под отечеством греки понимали полис - город государство, греческий патриотизм носил полисный характер. В Древним Риме произошла постепенная трансформация патриотизма из республиканского, полисного, уже в имперский с сакрализацией верховной государственной власти. Основу римского патриотизма составляло убеждение в особой богоизбранности римлян, в предназначенных им самой судьбой победах, представление о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина беззаветно служить ему. В эпоху Средневековья патриотизм как осознание приоритетности государственных интересов потерял свое значение. В этот период утверждается превосходство ценностей служения богу, сеньору, сюзерену над ценностями государства, а патриотизм приобретает вотчинный, феодальный характер. И только в Новое время происходит возвращение к пониманию патриотизма как деятельности граждан в интересах конкретного государства для достижения общего национального интереса, а с конца XVIII - начала XIX века, понятие «патриотизм» основательно входит в политико-правовой дискурс всех современных государств [1].
Современная философия понимает патриотизм как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству,
преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины [5, с. 484].
В современной философской литературе представлены различные подходы к определению сущности патриотизма. Психологическая концепция (М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев) трактует патриотизм, прежде всего как особое чувство возвышенной любви в Отечеству, имеющему в своем основании естественное отношение к родному дому, родителям, окружающей природе, стремление получить опору и поддержку близких в минуту опасности, самосохранение. Социологическая концепция (В. И. Лутовинов, С. А. Тюшкевич, С. Ю. Иванова) рассматривают патриотизм как социальное явление практически-предметного характера, находящее свою реализацию в конкретных делах и поступках на благо Родины. Аксиологическая концепция (О. А. Капцевич, В. И. Лесняк, М. А. Ешев, С. Ю. Иванова) трактует патриотизм как духовно-нравственную, социокультурную ценность [4].
В структуре патриотизма большинство современных философов выделяют несколько элементов. Во-первых, это патриотическое сознание - знания, представления, суждения об Отечестве, его истории, традициях. Во-вторых, патриотическое отношение - уважение, любовь к Родине, сопереживание, осознание долга, ответственности перед Отечеством. В-третьих, патриотическая деятельность - конкретная практика, выражающаяся в военных подвигах, труде на благо страны, активной гражданской позиции [3].
Функции патриотизма можно выявить следующие. Идентификационная функция заключается в соотнесении личности с определенной социальной группой, языком, малой Родиной и осознании своей сопричастности к истории и культуре большой Родины. Воспитательная функция представляет собой формирование достойных граждан своего Отечества, любящих Родину и стремящихся действовать в ее интересах. Мобилизационная функция - формирование ресурсов для развития гражданского самосознания личности, активизация энергии социума в направлении решения проблем общественного и государственного развития. Консолидирующая функция заключается в осуществлении интеграции нации в единую целостность, духовное единение народа. Охранительная функция - это обеспечение защиты государственных интересов страны, ее национальной безопасности.
Источниками формирования патриотизма являются как естественные факторы, влияющие на человека (природная среда, особенности менталитета, национального характера народа, языка), так и социальные (образование и воспитание).
В настоящее время, в условиях глобализации современного общества, развития идей космополитизма, проблема сохранения национальной и культурной идентичности, патриотического воспитания граждан России, в том числе молодежи, особенно актуальна. У нас в стране принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Она так определяет цели государственной политики в сфере патриотического воспитания: «Создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [2].
В рамках реализации данной программы ведут работу по патриотическому воспитанию молодежи учебные заведения, в том числе и Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина. Патриотическое воспитание обучающихся ведется по различным направлениям. В рамках экологического направления в университете традиционно проводятся такие мероприятия и акции как «Экологический десант», «Бумажный бум», естественнонаучная интеллектуальная игра «День Земли». На гражданско-патриотическое воспитание молодежи направлены такие мероприятия как «День молодого избирателя», «Антикоррупционный марафон». Военно-патриотическое воспитание реализуется через
участие студентов в акции «Бессмертный полк», митингах, посвященных Дню Победы и другим дням воинской славы России. В рамках историко-культурного направления патриотического воспитания для студентов организуются регулярные экскурсии в Музей истории Омского ГАУ и Музей «Русская старина», проводится «День университетской символики», ведется научно-исследовательская работа обучающихся по темам «История сибирской деревни», «Моя родословная». Студенты Омского ГАУ регулярно принимают активное участие в Международных Рождественских образовательных чтениях, Всероссийском слете патриотических клубов и объединений аграрных вузов Минсельхоза России «Родная земля» в Волгограде. Следует отметить, что молодые люди с большой отзывчивостью, искренностью и неформальным интересом участвует в этих мероприятиях, что рождает устойчивое убеждение в высоком патриотическом настрое современной молодежи.
Это убеждение подтверждается и социологическими исследованиями. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 2018 г. 92% россиян считают себя патриотами страны (это рекордный показатель за последние два десятилетия). И, хотя для большинства опрошенных патриотизм по прежнему заключается в чувстве любви к Отечеству, выросла доля россиян, называющих патриотизмом стремление к изменению положения в стране к лучшему, работу для процветания Родины и обеспечения ей достойного будущего. Руководитель Департамента исследований ВЦИОМ С. В. Львов так прокомментировал данные проведенного социологического опроса: «Эволюция патриотизма - это движение от дежурного чувства причастности к осознанному и активному участию в жизни страны. И оно становится все более заметным в нашем обществе - формируется мнение, что недостаточно только испытывать чувство любви к Родине, а нужно действовать во благо страны и ее народа» [6].
Таким образом, в общественном сознании современного российского социума заметными становятся положительные устойчивые тенденции роста патриотизма как осознанного чувства ответственности за судьбу своей Родины.
Ссылки на источники:
1. Бочарников И. В. Феномен патриотизма в мировой политической истории // URL: https://kilinson.com/story/2018/10/17/fyenomyen-patriotizma-v-mirovoy-poHtichyeskoy-istorii-iv-bocharnikov (дата обращения: 21.01.2019).
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // URL: http://static.govemment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 21.01.2019).
3. Кузьмин А. В., Трифонов Ю. Н. О структуре патриотизма // URL: https://cyberleninka.rU/article/v/o-strukture-patriotizma (дата обращения: 21.01.2019).
4. Стрелецкий Я. И., Сидоренко Н. С. Феномен российского патриотизма: социально-философский анализ // Общество: философия, история, культура. 2018. №6. URL: https://doi.org/10.24158/fik.2018.6.2 (дата обращения: 21.01.2019).
5. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
6. Что значит быть патриотом? // Пресс-выпуск ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9156 (дата обращения: 22.01.2019).
Gefner Olga Viktorovna
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk [email protected]
Pochevalova Lidiya Vladimirovna
Student
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk lv.pochevalova 1703 @omgau.org
The phenomenon of patriotism (social and philosophical aspects)
Annotation. The article discusses modern philosophical approaches to understanding the phenomenon of patriotism, characterized by structure and function.
Keywords: patriotism, responsibility, education, youth, citizenship.