Научная статья на тему 'Феномен параллелизма древнейших мифологических теонимов'

Феномен параллелизма древнейших мифологических теонимов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
510
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОСТРАТИКА / ПРАЯЗЫК / ГЛОТТОХРОНОЛОГИЯ / ЭТИМОЛОГИЯ / АРХЕТИП / ПАНТЕОН / ТЕОНИМ / БОГ / СРЕДИЗЕМНОМОРСКО-КАВКАЗСКИЕ ЯЗЫКИ / ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ / NOSTRATICS / GLOTTOCHRONOLOGY / PROTOLANGUAGE / ETYMOLOGY / MYTHOLOGY / ARCHETYPE / THE PANTHEON / THEONYM / GOD / MEDITERRANEAN-CAUCASIAN LANGUAGES / TURKIC LANGUAGES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бакиров Марсель Хаернасович

Опираясь на теорию ностратики о древнейшем культурно-генетическом родстве различных языковых семей, в статье на историко-мифологическом материале носителей этих языков выделяются и группируются по функционально-семантическому принципу общекорневые, параллельные названия целого ряда богов, которые восходят к ранним контактно-родственным взаимосвязям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenon of parallelism in ancient mythological theonyms

General and parallel names of a number of gods dating back to the early contact related links are identified and grouped on the functional and semantic principle. The study is based on the historical and mythological material of the native-speakers, the foundation being the theory of nostratics.

Текст научной работы на тему «Феномен параллелизма древнейших мифологических теонимов»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №1(27)

УДК 398.221 (= 512.1)

ФЕНОМЕН ПАРАЛЛЕЛИЗМА ДРЕВНЕЙШИХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОНИМОВ

© М.Х.Бакиров

Опираясь на теорию ностратики о древнейшем культурно-генетическом родстве различных языковых семей, в статье на историко-мифологическом материале носителей этих языков выделяются и группируются по функционально-семантическому принципу общекорневые, параллельные названия целого ряда богов, которые восходят к ранним контактно-родственным взаимосвязям.

Ключевые слова: ностратика, праязык, глоттохронология, этимология, архетип, пантеон, теоним, бог, средиземноморско-кавказские языки, тюркские языки.

Согласно ностратической (от лат. по81ег -«наш») или борейской теории, индоевропейская, афразийская, картвельская, а также уральская и алтайская семьи языков являются генетически родственными, т.е. считаются появившимися в результате распада общего праязыка-предка или же благодаря целому ряду родственных диалектных групп. Если говорить конкретно, то из реконструированных В .М.Илличем-Свитычем1

свыше 600 ностратических праформ-архетипов на долю алтайской семьи языков приходится 231 лексический корень, а на долю уральской - 202, что вкупе составляет подавляющее большинство выявленных общих лексем. Архидревность аналогичных и тождественных корней в ностратиче-ских языках подтверждается и глоттохронологическим, т.е. лексикостатистическим методом, разработанным американским ученым Моррисом Сводышем. Как показывают глоттохронологические результаты этого исследователя, коэффициент сохраняемости определенной части базовой лексики древних языков в течение ряда тысячелетий составляет достаточно большой процент, а именно: за первую тысячу лет сохраняется приблизительно 85 процентов слов, в течение второго тысячелетия - 72 процента и т.д. Процент сохраняемости и утраты слов основного ядра примерно одинаков во всех языках [2: 33-34]. А если учесть, что структура и корневая система тюркских языков носят сверхстойкий характер, то коэффициент изменчивости лексики у последних скорее всего даже ниже, чем у других языковых семей. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на древнетюркские рунические памятники Орхоно-Енисея, словарный состав которых, несмотря на их создание свыше тысячи двести - тысячи триста лет назад, продолжает оставаться довольно доходчивым и понятным и в настоящее время.

1 См.: [1].

Для более ясного представления о древнейших истоках и первоначальных регионах ряда мифологических архетипов и архаических названий языческих богов, которые в той или иной форме обнаруживают себя в урало-алтайской мифологии, необходимо указать также на отдельные весьма оригинальные научные положения, касающиеся древнейших межъязыковых связей. Многие ученые, в частности иностранные исследователи Т.Баррау, Р.Колдуэлл, О.Шрадер, А.Тягараджу, Э.Татле, К.Бауда и российские ученые А.Б.Долгопольский [3: 106-119],

Вяч.Вс.Иванов [4: 62-64], П.И.Пучков [5: 3-19], М.С.Андронов [6: 22-41], И.Г.Алиев [7: 300], К.М.Мусаев [8: 228], К.С.Кадыраджиев [9: 130148], Ю.Б.Юсифов [10: 19-40], в своих исследованиях пришли к выводу о том, что в доисторическое время эламиты, дравиды и урало-алтайцы в регионе Средиземноморья и Иранского плоскогорья составляли единую языковую семью или родственные диалекты. В качестве подтверждения данного вывода можно указать на общее этимологическое гнездо из 72 слов, установленное Т.Баррау, издавна выражающее в дравидском и финно-угорских языках названия различных частей тела. Выявленные же российскими учеными общие лексические корни в алтайских и средиземноморско-каспийских языках в настоящее время доходят до нескольких сотен.

Ученик Иллича-Свитыча А.П.Долгопольский и американский ученый К.Рефрю тоже считают, что урало-алтайская языковая волна двигалась с Иранского плата и Средней Азии на север и восток [3: 116; 11: 114-117]. Притом, по утверждению К.Рефрю, носители этих языковых диалектов обладали навыками зарождающегося скотоводства и земледелия. Сюда же можно присоединить и известную теорию крупного языковеда

Н.С.Трубецкого, который одним из первых пришел к выводу, что индоевропейская общность образовалась в результате контактов и смешения

М.Х.БАКИРОВ

с урало-алтайскими и средиземноморско-кавказскими языками [12: 72-74].

Все эти перечисленные оригинальные факты являются, на наш взгляд, тем ключом, который позволяет глубже осмыслить и постичь феномен общности и параллелизма древнейших мифологических архетипов и названий богов-теонимов путем сближения и связывания народов различных языковых семей, находившихся когда-то в генетическом и контактно-культурном родстве. Нами выявлено довольно много однотипных или схожих теонимов, и они были объединены с отдельными наблюдениями других исследователей. Остановимся только на наиболее характерных из них.

Как известно, древнейшие имена богов связаны с солярной и небесной мифологией, а именно с поклонением солнцу и небу. Таков древнетюркский бог неба Тeнгрe/Тeнгeри/Тenри/ Танри, который был характерен и для хуннов в форме tha-ridj (реконструкция С.А.Старостина). Он же в форме Tэнгеp, Tэнгpu, Tэнгэpэ и Tанаpа имеется также в монгольском и тунгусоманьчжурском пантеонах. Более того, боги неба с созвучными названиями были представлены и у других древних народов. У шумеров - это Дин-гир, и этой же идеограммой обозначились также ассирийские и урартские боги, у полинезийцев -Tангаpоа, китайцев - Tянъ (t'ien), у средиземноморских эламитов - Tup из праформы тингир -божество. Сюда же примыкают, на наш взгляд, теонимы из германской мифологии, обозначающие бога грома: на древнегерманском - это To-нор, готском и немецком - Донар, а на французском - ^ннере.

Если исходить из того, что во многих языках корень-основа maH/man/moH/muH/meH/men

(doH/duH/deH/den) издревле обозначал звук, грохот (например, в индоарийском-ведийском языке танйату - гром, древнетюркском языке тан/тап

- греметь, грохотать, дап - звукоподражание грому с раскатами, в чувашском тин - гром без дождя, китайском тан/тянъ - звук, грохот, тан-гу/тянъгу - барабаны с различными звучаниями, немецком доннар - грохот грома, доннер - гром, французском тоннерре - гром, скандинавском тонар - звучание, грохот, в афразийских языках (кушит, сомали) тун - грохотанье, гул, тунту -барабан, дравидском дангурави - барабан, самодийском тунту - барабан, алтайском тан-гур/дунгур и бурятском тэнгер - шаманский бубен, удмуртском донгыр - грохот), то напрашивается вполне резонный вывод о том, что теони-мы с корнем тан/тап/тон/тян/теп(дон/дин/ден), идущие из глубины тысячелетий, образовались на основе звукоподражания грому. Одни из них

стали обозначать громовиков, а другие употреблялись в значении как небесного бога и божества вообще, так и в значении неба, например, название неба в китайском - тянь, японском -тип/теп/тэн, хуннском - тан(ли), древнетюркском - тенри/танри/тепри, прусском - дан(гус). К этому перечню можно добавить фонетический вариант того же корня, основанный на чередовании т/д ^ ч/с, - чаП/чыП/чеп, обозначающий также звучание. Отсюда по-китайски сап у ряда тюркских народов чап - большой колокол, в древнетюркском чып(чеп) - звенит, хуннском чэн(ли) - небо, на языке японцев острова Кохама чип/чипи - тоже небосвод. Указанные названия неба, думается, произошли как синонимы от чо-кующного варианта звукоподражательного корня тан/тен (дан/ден).

Таким образом, получается, что первая часть или корень-основа тен/тенг-тэн/тан/тап

теонима Тенгри/Тапри/Тэнгэрэ - это звукоподражательное слово, восходящее к грохоту грома. А гром, по представлению древних, является неотъемлемым атрибутом именно неба и небесного бога. К тому же происхождение данного корня-архетипа, думается, как нельзя лучше объясняется древнейшей формой словообразования, основанной на звукоподражательном принципе.

Что же касается второй части составного теонима Тенгре/Тепре/Тангароа, т.е. окончания или аффикса с фонетическими вариантами ре/ри/ра, то она, нам кажется, исходит из древнего названия солнца и ассоциирующегося с ним бога или божьего глаза. У полинезийцев, например, ра - солнце, Оро - бог солнца; у египтян бог солнца также назывался Ра, а в борейском праязыке ре/рэ - солнце, рассвет, хурритском Хурри

- утро, Земля Востока, алтайском *нара - солнце, день, армянском Ара - божество весны. Позже от этих общих праформ произошли, по-видимому, составные теонимы, а именно: одно из названий солнца на санскрите - Рави, сура -бог (в «Ригведе» всегда связывался с солнцем), древнеиранское Митра - бог солнца, древне-иранское Индра - бог небесного свода (солнце -его глаз), в древнегреческой мифологии Аврора (ауро - букв. «предрассветный ветерок» + ра) -богиня утренней зари; далее - производные слова с новыми значениями: семитское ревин -солнце-сын, итальянское ге - король, древнеиндийское раджа - царь, латинское радиус - луч, русские радуга, заря, зарево, чеченское ире, ингушское уйра - утро, татарское рэшэ - солнечное марево.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что теоним Тенгри/Тангри/Тапра/Тэпре произошел в результате слияния двух лексем:

звукоподражательного слова тан/тап/тэн, выражающего грохот грома, и ре/рэ/ра, обозначающего солнце, которые в совокупности стали употребляться как в значении неба, так и в значении небесного бога. Именно в силу того что понятие «тангри-бог» в широком смысле этого слова объединяло в себя кроме понятия неба также понятия солнца и молнии, у древних тюрков не было специальных общеэтнических богов, олицетворяющих их в отдельности. Этим же объясняется и приближение древних тюрков вплотную к идее единобожества, завершившееся созданием довольно развитой религии Тенгриан-ства.

Надо подчеркнуть, что предложенная нами новая этимология отличается как от версии казахского тюрколога К.М.Мусаева, возводящей теоним Тенгир к древнему глаголу тен в значении «подниматься», «возвышаться» с присоединенным к нему суффиксом причастия -ир, так и от этимологии данного теонима со значением «муж зари» (тап + ир), предложенной якутским ученым Н.К.Антоновым. Интересующее нас древнетюркское слово Тенгри/Тепре, обозначавшее высшее языческое божество, оказалось весьма жизнестойким; пройдя около двух с половиной тысяч лет, дошло до наших дней и стало синонимом мусульманского бога Аллаха. Этот факт лишний раз подчеркивает преемственность и долговечность мифологических теонимов.

Близкий по звучанию Тенгри/Тэнгер корень тор/тур образует другой семантический ряд теонимов. К ним относятся древнегерманоскандинавский бог грома Тор, древнеисландский бог неба - Тюр, ханто-мансийский небесный бог

- Торын, эстонское и финское высшие божества Таара и Тоора. Дравидское название бога - тиру/чиру, чувашское - туре, карачайское - тейри, татарский теоним тэре, обозначающие языческое божество и икону с изображением христианского бога, продолжают ту же этимологическую линию. Ряд исследователей этимологию этих теонимов возводят к стяженным вариантам звукоподражательных грохоту грома слов (например, германо-скандинавское тонар - «греметь») и образованных от них теонимов-громовиков (Тонор - бог грома), а также к небесному богу Тенгри/Тэнгер/Танара алтайской семьи языков. К культовому и сакральному значению корня тор/тура, по-видимому, восходят и древнееврейское слово второго плана тора - закон, древнетюркское торэ - закон, обычай - и слова торэ/тирэ - глава, господин, тор/тир - почетное место в юрте или доме, общие для ряда тюркских языков.

Отдельную группу составляют теонимы с основой ан/эн/ен/ин, также восходящие к архаическому субстрату древних языков Средиземноморья и Иранского плоскогорья. Мы имеем в виду то, что у шумеров небо называлось ан, бог неба -Анум, а «владычица небес», богиня плодородия -Инанна, слово же эн имело значения «бог», «владыка», «жрец». Примерами могут служить тео-нимы Энлиль - «божество ветра» - и Энки - «бог земли». Из соседних народов, у халдеев, небо именовалось ана, Ану - бог неба, аккадцев Анту

- богиня неба. Этот же корень имел и другую ог-

ласовку: у урартов названия бога - ин/ину, хур-рито-субарейцев - епе/ину. Поразительно то, что аналогичные названия неба и бога с глубокой древности сохранились также в языке и мифологии у некоторых современных народов. Например, на языке коми эн/еп - небо, бог. В близкородственном коми языку удмуртском инмар -бог, при названии неба - ин, финском - теоним бога - илма, образованный из проформы инма. Кроме того, слово ан в языке коми и удмуртском языке означает нёбо, а в дравидском языке название нёба - аннам, татарском - апкау, что, безусловно, связано с верхней частью рта и является как бы его «небом». А в древнетюркском зафиксированы слова уган - бог, всемогущий, ынаг(инан-) - вера, йашын(йэшен) - молния, в монгольском наран - солнце, тувинском анган -высота, верх. Анахита - богиня туранцев. Этот же перечень можно дополнить параллелями из пантеона палеоазиатов чукотско-камчатской

группы: христианскую икону (бога) они называют энэн, а у коряков общее название бога - анан.

На наш взгляд, слово ан (бог) у тюркских народов стало даже своеобразным знаком - суффиксом класса диких животных, представлявшихся, по верованию наших предков, животными бога, т.е. не домашними, или не прирученными, вольными. Да и само слово в форме ап(*ан) в древнетюркском языке обозначало именно диких (< божественных) животных и присоединялось к концу их зоонимов как суффикс ан. Например, тарпан - дикая лошадь, кулан - дикий ишак, кабан - дикая свинья, арслан - лев, болан - олень, лось, елан - змея, куян - заяц, каплан - леопард, абшан - медведь, келэн - единорог. А у слов, обозначающих домашних животных, такого окончания нет: ат - лошадь, айгыр - жеребец, сыгыр - корова, бузра - верблюд, кон/кой - овца, кечи - коза и др. Данная зоологическая классификация, разработанная у древних тюрков, созвучна с классификацией такого же типа у семито-хамитских языков, где дикие звери маркировались с морфемой-кодом «б»: ди-б - волк, лаб-б

- лев, дуб-б - медведь.

Не меньший интерес представляют также параллельные теонимы с древнейшей основой ки-ри/керм/кирум. У народов Средиземноморского и Иранского регионов, в частности у эламитов и касситов, раскрывается суть теонимов ки-ри/кури/киур - божество, владыка, у луллубеев киурум - бог [7: 83], у этрусков каерим - священный. В кавказском же регионе, в сванском и грузинском языках, путем чередования б и м (сравните с аналогичным чередованием у древних тюрков: буз/муз - лед, бен/мен - я) из той же основы произошли теонимы керб/кереб - бог, идол [13: 150; 14: 330-332]. Как установил языковед Н.Я.Марр, за корнем керм/керум скрывается древнее название змеи и дракона. Такое значение, связанное с культом змеи, сохранилось в древнеиндийском языке в форме крими и персидском (например, в «Шах-наме») - в форме керм. Нам кажется, от этих основ можно протянуть нить и к языческому названию кереметь, культ которого совместно с древнейшим культом змеи был характерен для угро-финских и отчасти тюркоязычных народов. Предложенное нами такое толкование происхождения и первоначального значения лексемы кереметь резко расходится с известной версией, которая, исходя лишь из созвучия слов, напрямую связывает его с арабским кэрамэт - щедрость, почесть, чудо (чудесная молитва ишана-мюршида). На наш взгляд, возведение названия места языческого моления и его духа-хозяина к суфийскому термину мусульманской религии, не соответствующей сути культового обряда, более чем сомнительно.

Неожиданные теонимы обнаруживаются и при сопоставлении слов с праформой куар. Таким именем, в частности, назывался гуннско-суварский бог грозы на Кавказе. Но генетические корни этого слова, думается, уходят вглубь, к древнеиранскому и урартскому пантеонам. В первом из них - в «Авесте» - хвар/hvaгg обозначал солнце (кстати, область с таким названием была зарегистрирована и на территории древней прикаспийской Мидии), а во втором, т.е. урартском пантеоне, бог плодородия именовался Куа-ра/Куера, аналогичный бог у грузин - Квара [15: 233-234]. Имена этих богов, связанных с солнцем и молнией, почти дословно совпадают с архаичными названиями огня: у грузин - это квара, у чувашей - кавар. К этому же ряду, безусловно, примыкает удмуртский диалектный теоним куазь

- название бога неба, который первоначально имел праформу куар. Это же слово обозначает и погоду. Все эти боги, хотя в чем-то расходятся между собой, по своим функциям довольно близки друг к другу и принадлежат к древней-

шему мифологическому пласту и общей теологической основе.

В заключение остановимся еще на одном лексическом архетипе, обозначавшем в ряде древних культур солнце. Это, в частности, древнетюркское кин, в большинстве тюркских языках кин, кон, кин, гин, гинеш, в языках американских индейцев майя - кин/кип, инков - кон (*кон). Благодаря солнцепоклонничеству, связанному с всеобщим культом плодородия и размножения, эта солярная лексема стала основой дошедшего до нас ряда архаичных теонимов. Мы имеем в виду древнетюркский Кин Тецри (букв. бог-солнце; зафиксировано в памятнике X в. «Алтун йарук» - «Золотой блеск», а также манихейских памятниках), у инков Кон-Тики (Солнечный король, вар. принц) [16: 429-430] и Йаш Кин (Молодое солнце) у народности майя [17: 7-8; 18: 144-146]. Не является ли своеобразным реликтом древнего культа утреннего, новорожденного солнца сохранившееся в древнетюркском и татарском языках и слово куйаш < ко(н) + йаш -солнце молодое? Сравните также древнетюркское йашык - солнце. Наличие в аккадском языке сложного слова шаррукин - царь-солнце дает основание полагать, что праформа *к-н - солнце была представлена и на ареале Передней Азии. Позже традиция отождествления или сопоставления верховного правителя с солнцем получила дальнейшее развитие и привела к возникновению целого ряда созвучных сословных терминов: кон (древнескандинавск.), кинг (англ.), кюниг (немец.), инк (ацтек) - король, царь, кинег (тюрк.), коэн (евр.) - князь, кун-кан (эфталит.) - солнце-хан, а также появились производные другого типа: семитское кэну/кену и древнетюркское кони -верный, правдивый. Русский князь с эпитетом «красное солнышко» скорее всего также восходит к архетипу *к-н/кин - солнце.

Подводя итог вышеизложенному, следует еще раз подчеркнуть, что между различными языками и их носителями с глубокой древности существовали как генетические, так и культурные связи, которые образовались еще в обширном регионе Передней Азии, Ирана и Кавказа. Наши прапрадеды унесли оттуда целый ряд исходных морфем-слов и праформы первоначальных теонимов, позже на своих новых территориях вплетали их в свои мифологии, а также по образцу таких моделей создавали новые. Этой удивительной преемственности, обусловленной древним родством и многосторонними взаимосвязями, мы обязаны нестареющей, вечно живой памяти наших предков.

1. Иллич-Свитыч В.М. Опыт сравнения ностратиче-ских языков (семито-хамитский, картвельский, индоевропейский, уральский, дравидийский, алтайский). Введение. Сравнительный словарь. -Т.1-3. - М.: Наука, 1971-1984. - Т.1. - 370 с. -Т.2. - 156 с. - Т.3. - 136 с.

2. Сводеш Моррис. Лексико-статистическое датирование доисторических этнических контактов // Новое в лингвистике. - М.: Иностр. лит., 1960. -С. 23 - 52.

3. Долгопольский А.Б. Какие языки родственны европейским? // Наука и человечество. - М.: Знание, 1971-1972. - С. 106 - 119.

4. Иванов Вяч. Вс. Об отношении алтайских языков к восточно-ностратическим // Историко-культурные контакты народов алтайской общности. - М.: Наука, 1986. - Ч.ІІ. - С. 59 - 68.

5. Пучков П.И. Некоторые проблемы протоэтногенеза // Исчезнувшие народы. - М.: Наука, 1988. -С. 3 - 19.

6. Андронов М.С. Дравидийские языки. - М.: Наука, 1965. - 124 с.

7. Алиев Играр. История Мидии. I. - Баку: АН АзССР, 1960. - 560 с.

8. Мусаев К.М. Лексикология тюркских языков. -М.: Наука, 1984. - 228 с.

9. Кадыраджиев К. С. Структура и генезис кумыкских мифологических элементов палеотюркского

происхождения // Мифология народов Дагестана.

- Махачкала: Даг.фил. АН СССР 1984. - С. 130 -148.

10. Юсифов Ю.Б. Ранние контакты Месопотамии с северо-восточными странами // ВДИ. - 1987. -№1. - С. 19 - 40.

11. Рефрю К. Разнообразие языков мира, распространение земледелия и индоевропейская проблема // Вест. древней истории. - 1998. - №3. - С. 112 -121.

12. Трубецкой Н.С. Мысли об индоевропейской проблеме // Вопросы языкознания. - 1958. - №1. - С. 65 - 77.

13. Марр Н. Еще о слове «челеби» // ЗВОРАО. -СПб., 1911. - Т.ХХ. - Вып.П-III. - С. 99 - 151.

14. Меликишвили Г.А. Древневосточные материалы по истории народов Закавказья. I. Наири-Урарту.

- Тбилиси: АН Груз.ССР, 1954. - 446 с.

15. Булатов А.Б., Дмитриев В.Д. Параллели в верованиях древних суваров и чувашей // Ученые записки ИЯЛИЭ. - Чебоксары: Чуваш. гос. изд. 1962. - С. 226 - 236.

16. Хейердал Тур. Экспедиция^Кон-ТикиФа^ - М.: Мысль, 1977. - 517 с.

17. Кнорозов Ю.В. Иероглифические рукописи майя.

- Л.: Наука, 1975. - 260 с.

18. Сулейменов Олжас. Язык письма. - Алматы-Рим: San Paolo, 1998. - 497 с.

PHENOMENON OF PARALLELISM IN ANCIENT MYTHOLOGICAL THEONYMS

M.Kh.Bakirov

General and parallel names of a number of gods dating back to the early contact - related links are identified and grouped on the functional and semantic principle. The study is based on the historical and mythological material of the native-speakers, the foundation being the theory of nostratics.

Key words: nostratics, glottochronology, protolanguage, etymology, mythology, archetype, the pantheon, theonym, god, Mediterranean-Caucasian languages, Turkic languages.

Бакиров Марсель Хаернасович - доктор филологических наук, профессор кафедры истории татарской литературы Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: otdelenie_tatfil@ifi.kpfu.ru

Поступила в редакцию 27.12.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.