Научная статья на тему 'Феномен ограничения субъектности осужденного: психологический анализ'

Феномен ограничения субъектности осужденного: психологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
177
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОСУЖДЕННЫЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ И ЕГО ФУНКЦИИ / НАКАЗАНИЕ / РЕЖИМ / «СИНДРОМ ЗАКЛЮЧЕННОГО» / ПРИЗНАКИ ОГРАНИЧЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ / «SYNDROME OF THE PRISONER» / PENAL SERVICE SYSTEM / CONDEMNED / SOCIAL RESTRICTION AND ITS FUNCTIONS / PUNISHMENT / MODE / RESTRICTION SIGNS OF SUBJECT CHARACTER OF THE CONDEMNED

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукшина Ольга Юрьевна

в статье рассматриваются современные подходы к определению феноменов субъектности, социального ограничения и наказания, проводится теоретический анализ феномена наказания, его реализации в пенитенциарном учреждении посредством режима, выделяются признаки ограничения субъектности осужденного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лукшина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A RESTRICTION PHENOMENON OF SUBJECT CHARACTER OF THE CONDEMNED: THE PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

In the article modern approaches to determination of phenomena of subject character are considered, social restriction and punishment, the theoretical analysis of a phenomenon of punishment, its realization in penal institution by means of a mode is carried out, restriction signs of subject character of the condemned are mentioned.

Текст научной работы на тему «Феномен ограничения субъектности осужденного: психологический анализ»

YAK159.9 343 O.J. LUKSHINA*

EEK 88.473 M4

A RESTRICTION PHENOMENON OF SUBJECT CHARACTER OF THE CONDEMNED: THE PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация: в статье рассматриваются современные подходы к определению феноменов субъектно-сти, социального ограничения и наказания, проводится теоретический анализ феномена наказания, его реализации в пенитенциарном учреждении посредством режима, выделяются признаки ограничения субъектности осужденного

Ключевые слова: уголовно-исполнительнаясисте-ма, осужденные, социальное ограничение и его функции, наказание, режим, «синдром заключенного), признаки ограничения субъектностиосужденных

ОЛЬГА

ЮРЬЕВНА

ЛУКШИНА*

ФЕНОМЕН ОГРАНИЧЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ОСУЖДЕННОГО: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Abstract: In the article modern approaches to determination of phenomena of subject character are considered, social restriction and punishment, the theoretical analysis of a phenomenon of punishment, its realization in penal institution by means of a mode is carried out, restriction signs of subject character of the condemned are mentioned.

Keywords: Penal Service system, condemned, social restriction and its functions, punishment, mode, «syndrome of the prisoner», restriction signs of subject character of the condemned.

Исследование феномена ограничения субъектности - малоизученная область в психологической науке, поэтому определение признаков и структуры ограничения субъектности осужденного является актуальным направлением, так как оно позволит разработать результативные меры ресоциализации освобождающихся из мест лишения свободы.

Для того чтобы проникнуть в суть феномена ограничения субъектности, необходиморас-смотреть основные подходы к феноменам субъектности, социального ограничения и наказания в психологической науке.

В психолого-педагогической литературе рассматриваются и разрабатываются различные подходы к дефиниции субъектности( К. А. Абуль-ханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев,

В. А. Петровский, А.В. Брушлинский, Д.Н. Узнадзе, С. Л. Рубинштейн и др.).

Согласно концепции В. А. Петровского субъект понимается как источник деяний - реальных изменений, которые он произвел в жизни окружающих его людей и в самом себе. Субъектность автором рассматривается как способность человека воспроизводить себя в окружающем мире1.

Таким образом, субъект есть носитель активности, который осуществляет изменение в других людях и в самом себе, а субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, деятельности, общении и самосознании.

Наиболее разработанным и исследованным в психологической науке является феномен со-

* Психолог

(ФБУ Ижевская ВК УФСИН России по УдмуртскойРеспублике). E-mail: [email protected].

Психология

Психология

циального ограничения. В. Даль определяет понятие ограничения так: «Ограничивать, ограничить - означить межи, грани, границы, пределы, рубежи, удерживать в известных пределах, умерять, обуздывать, стеснять, останавливать». «Ограничительное распоряжение - стесняющее кого-либо»2. Более четко определяется понятие социальных ограничений в Большом толковомсоциологическомсло-варе: «Ограничитель (constraint) - ограничивающее социальное влияние, ведущее индивида к соответствию социальным нормам или ожиданиям»3.

В.В. Михайлов социальные ограничения определяет как проявление социальной необходимости в виде системной совокупности явных и скрытых социокультурных правил и норм, моделей поведения, стереотипов мышления, средств, способов, а также результатов самовыражения людей, которым сознательно или бессознательно подчиняются люди и за пределы которых они не могут или не хотят выходить даже тогда, когда это необходимо для них самих или общества, в котором они живут4.

Ограничение субъектности возникает с определения осужденному наказания за совершенное преступление. Наказанием в уголовно-исполнительном законодательстве считается особая мера государственногопринуждения, сопровождающаяся лишением осужденного определенных благ за совершение преступления. На этой теоретической основе строится процесс исправления и ресоциализации осужденных. А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак определяют наказание как отрицательную социальную санкцию, возникающую вследствие допущенного индивидом или социальной группой правонаруше-ния5. Наказание за преступление чаще всего -акт мести, устрашающего возмездия за содеянное зло.

В современной пенитенциарной науке феномен наказания в виде лишения свободы рассматривается в трехракурсном плане: кара, исправление и профилактика совершения осужденными новых преступлений. Реализуются данные функции в исправительном учреждении посредством режима.

Цель режима в исправительных учреждениях состоит в том, чтобы через систему специальных норм, регулирующих поведение и деятельность осужденных в процессе отбывания наказания, обеспечить упорядоченность и организацию системы их отношений, а также исправление осужденных. Режим опирается на установленные уголовно-исполнительным зако-

нодательством порядок и правила жизни в исправительном учреждении. Таким образом, режим есть организация всей жизни осужденных в исправительных учреждениях. Он лишает осужденного свойственных ему привычных форм прежнего поведения, жестко предписывает иные, часто не свойственные осужденному способы поведения и отношения к окружающему

Таким образом, одной из важных проблем современной пенитенциарной науки и практики является установление точного соответствия между тяжестью совершенного преступления и мерой наказания. Уголовное наказание, его срок, вид режима должны вызывать у осужденного переживания, способные удержать его от совершения новых преступлений, а также не должны пагубно сказываться на его физическом и психологическом здоровье.

В современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы происходит изменение приоритетов на гуманизацию условий содержания осужденных, реализацию принципов индивидуализации и дифференциации исполнения наказаний. Тем не менее учреждения УИС как социальные учреждения по-прежнему направлены и реализуют лишь задачу по отбыванию осужденными наказания, а значит, ограничение их основных свобод.

После осуждения и применения по отношению к осужденному наказания в виде лишения свободы он лишается главного права как субъекта - активности в своей жизни и в жизни общества. В дальнейшем определять не только отбывание наказания, но и меру и степень активности осужденного как личности будут Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Правила внутреннего распорядка учреждений УИС и в целом нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность УИС.

Таким образом, арест, помещение под стражу в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства, изоляция и режимные требования во время отбывания наказания в пенитенциарном учреждении оказывают существенное влияние на психику и поведение человека, что подтверждается результатами одного из экспериментов, проведенного Ф. Зимбардо и получившего название «Стэнфорд-ский тюремный эксперимент).

Смоделированная тюрьма наглядно показала, что социальная изоляция в виде лишения свободы существенно влияет на психику человека. После проведенного исследования, имити-

рующего тюремное заключение, Ф. Зимбардо описал «синдром заключенного»6, основными признаками которого являются:

- утрата самоидентификации. Согласно Ф. Зим-бардо личность определяется общественным признанием ее уникальности и утверждается посредством имени, одежды, внешности, стиля поведения и прошлого. Попадая в пенитенциарное учреждение, личность теряет свою уникальность и индивидуальность;

- утрата независимости. Как отмечает американский ученый X. Зеер, традиционная тюрьма и атмосфера в ней «лишают человека собственного достоинства... По сути, тюремные нормы предписывают постоянное послушание, умение следовать приказам... Покорность и послушание - вот тот урок, который призвана преподать тюрьма, но меньше всего этот урок пригодится, чтобы освоиться на свободе»7.

Таким образом, на основе проведенного теоретического анализа можно выделить следующие признаки ограничения субъектностиосуж-денного.

1. Ограничение активности. Согласно концепции В. А. Петровского «субъект есть свободное существо (никто, кроме него самого, не реализует этот процесс, не направляет его и не служит его завершением) и, наконец, развивающееся существо»8. Изоляция от общества -это прежде всего жесткий контроль за активностью осужденного. В условиях пенитенциарного учреждения его активность как личности, как субъекта определяют условия отбывания наказания, режимные требования, требования Уголовно-исполнительного кодекса РФ и т. д. Все, включая общение, деятельность, витальность осужденного, проходит под жестким контролем сотрудниковпенитенциарных учреждений. В этом случае осужденный уже не может являться источником активности, преобразования действительности, свободным и развивающимся существом, а значит, не может в полной мере быть субъектом.

2. Утрата самоидентификации. Оказываясь в изоляции, осужденный утрачивает свой прежний внешний облик, который отличал его от окружающих, так как осужденным выдается одинаковая форменная одежда (как правило, серо-черных тонов, порой бесформенная, не по размеру), одежда гражданского образца запрещена и ее наличие является грубым нарушением режима содержания в учреждении, волосы остригаются (кроме женщин-осужденных).

Все осужденные обязаны выполнять достаточно жесткие правила поведения: при появле-

нии сотрудникаучреждения вставать (строиться), здороваться и представляться по принятой форме, указывая фамилию, имя, отчество, год рождения, статью УК РФ, по которой осужден, дату начала и конца срока; носить нагрудные бирки, передвигаться по территории учреждения только строем и в сопровождении сотрудника и т. д. Свидания с родственниками, телефонные звонки регламентируются УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка. Увеличение или ограничение (запрет) данных прав для осужденного зависит от режима содержания, который, в свою очередь, зависит от поведения осужденного, соблюдения режима.

Таким образом, осужденные становятся некой серой массой, безликой, без права на самовыражение даже посредством своего внешнего облика.

3. Утрата независимости. Жизнь в пенитенциарных учреждениях жестко регламентирована, и нарушение правил распорядка влечет за собой неизбежное наказание. Осужденные никаким образом не влияют на свою жизнедеятельность, и, пока они находятся на территории пенитенциарного учреждения, они полностью зависимы от действий сотрудников Их питание, занятость, трудоустройстве, досуг, забота о здоровье и психологическомблагополучии и полное жизнеобеспечение в руках сотрудников учреждения. Часто сотрудники решают их социально-бытовые и личные проблемы, сложности во взаимоотношениях с родственниками и т. п. Общение осужденных с внешним миром осуществляется только через сотрудников учреждения: переписка с родственниками, организация свиданий, запросы в различные инстанции, регистрация актов гражданского состояния, различные выплаты через бухгалтерию и т. д.

За долгие годы отбывания наказания осужденные адаптируются к таким условиям и в дальнейшем, будучи на свободе, уже не проявляют никакой активности в собственной судьбе и жизни, порой находятся на иждивении своих родных.

Согласно ст. 109 УИК РФ «распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных», то есть даже воспитательное воздействие, которое должны оказывать сотрудники на личность осужденного, для последнего обязательно и отказ от него также неизбежно приводит к наказанию.

4. Ограничение самореализации, самоактуализации. Изоляция предполагает, что

Психология

Психология

жизнь осужденного будет регламентирована строгими правилами, где каждый шаг будеткон-тролироваться извне, а развитие личностных возможностей неосуществимо без благоприятных социальных условий, без свободы.

5. Ограничение или утрата прежних социальных связей. Изолированность личности от общества неизменно оборачивается для него изоляцией и от социальных связей: семейных, дружеских, профессиональных и т. п. Социальные отношения позволяют полноценно реализовываться как в личностном, так и в профессиональном плане. Оторванность от прежних отношений приводит к тому,

что осужденный не имеет возможности реализовать свою активность, свои потребности, стремления. В изоляции осужденные принудительно включаются в однополые социальные группы.

Таким образом, попадая в пенитенциарное учреждение, осужденный, теряя свою индивидуальность, приравнивается к общей массе лиц, отбывающих наказание, и противопоставляется законопослушным гражданам и сотрудникам УИС. Он ограничен не только в свободе, но и в проявлении себя как личности, индивидуальности и полностью зависим от действий сотрудников пенитенциарных учреждений.

1 См.: Петровский В.А. Очерк теории свободной причинности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ под ред. Д. А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997.

С. 124-144.

2 Даль В. Толковыйсловарь живого великорусскогоязыка: в 2 т. М., 1979. Т. 2. С. 647-648.

3 Большой толковыйсоциологическийсловарь: в 2 т.: пер. с англ. М., 1999. Т. 1. С. 518.

4 См.: Михайлов В.В. Сущность и система социальных ограничений: дис. ... д-ра филос. наук М., 2007.

5 См.: УшатиковА.И., КазакБ.Б. Основы пенитенциарнойпсихологии учебник/ под ред. С.Н. Пономарева. Рязань, 2001.

6 См.: Хейни К., Бэнкс К., Зимбардо Ф. Изучение поведения заключенных и надзирателей в условиях, имитирующихтюремное заключение // Общественное животное. Исследования / под ред. Э. Аронсона. СПб., 2003. Т. 1.

7 Зеер X Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание: пер. с англ. М., 1998.

С. 47-48.

8 ПетровскийВ.А. Указ соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.