УДК 1.13.17.021.2
ФЕНОМЕН ОДИНОЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ НЕПРОТИВЛЕНЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ Л.Н. ТОЛСТОГО И ЕГО ФИЛОСОФСКИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ
М.Н. Лященко
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург e-mail: [email protected]
Основная идея, излагаемая в данной статье, состоит в том, что в философской программе Л.Н. Толстого, ядром которой является непротивленческая доктрина, одиночество предстает как деструктивный феномен, который не только разрушает духовно-нравственный лик человека, но и способствует проникновению в мир зла. Главную причину одиночества Толстой видит в эгоистическом начале человека, которое берет вверх над альтруистической природой в нем. Таким образом, одиночество прерывает путь человека к духовно-нравственному преображению, оставляя его во власти греха и порока. Одинокий человек являет собой актуализацию перво-зла в себе (остатки первородного греха), распыляющего и приумножающего в окружающем мире ненависть, вражду, насилие, агрессию и нелюбовь.
Ключевые слова: одиночество, человек, философия ненасилия Л.Н. Толстого, благо, любовь, смерть, эгоизм.
В центре философских размышлений Л.Н. Толстого всегда стоял человек и его проблемы, которые рассматривались им с позиции гуманизма, этики и христианства. Вся философская система великого русского писателя и мыслителя, и в частности учение о ненасилии, проникнута, главным образом, одним единственным вопросом: что есть человек? Ответ на этот вопрос, как он считал, является ключевым и позволит не только преобразовать общество и искоренить его извечные пороки, но и сделать мир добрее и гуманнее.
Его рефлексия подчас глубокая и проницательная, не свободна была от противоречий, но все же облекаясь в художественные формы, она доходила до самой сути человека. Толстой апеллировал к исходным, предвечным основам бытия человека, что лежат за пределами поверхностного напластования, «текучего» проявления его сущности1. Достижение этой цели требовало «спускание» к глубинам души человеческой, к ее потаенным слоям, где «кипит» внутренняя работа, где каждый день происходит борьба, где восхождение сменяется спуском. Человек не смотря на всю свою противоречивость, сложность и неоднозначность, свою нестабильность и неравновестность («текучесть»), все-таки несет в себе образ Божий, закрепляющейся в понятии «личность»2. Личность рассматривается им как интегративная целостность, складывающаяся вне общества, как автономное образование, несущее в себе социальные черты и способное духовно перерождаться на путях личностных трагедий, духовных катастроф и глубоких внутренних
1 Бочаров Г.С. Толстой и новое понимание человека. «Диалектика души» // Литература и новый человек: Сборник статей / Академия наук СССР, Институт мировой литературы им. А.М. Горького; ответственный редактор В.В. Ермилов. М., 1963. С. 120.
2 Толстой Л.Н. В чем моя вера? Тула, 1989. С. 37.
переворотов. Но это только одна сторона человека - духовная. Другая «ипостась» человека - «животная», влечет его к низинам естества - к порокам, инстинкту своеволия и себялюбия. Именно в противоречивости человека и находит Толстой корень многих проблем, и в том числе одиночества и насилия. Полагаем, что эти феномены человеческой жизни между собой взаимосвязаны и в определенной степени взаимообусловлены.
Для Толстого внешние, исторические условия оказывают опосредованное (или вовсе негативное) влияние на человека и его духовно-нравственное развитие, главное и определяющее влияние на него и его перестройку и перенастройку оказывают факторы внутренней жизни самой личности, работа «внутреннего» человека над самим собой, возобладание духовно-нравственной составляющей в нем, то есть образа «Божьего в нас». Не случайно словами крестьянина Сютаева «все в тебе» , великий русский писатель и мыслитель, выразил мысль, что искра Божья таится в нас и во многом зависит от нас самих, когда она станет полноценным образом в нашей внутренней жизни и поведении. Толстой, как и Гегель, хорошо понимал, что каков «человек внешне, то есть в своих действиях, ... таков он и внутренне, и если он только внутренний, то есть если он остается добродетельным, моральным и т.д. только в области намерений, умонастроений, а его внешнее не тождественно с его внутренним, то одно так же бессодержательно, как и другое»4. Однако, если для Гегеля две эти составляющих равноценны для характеристики человека, то для Толстого внутренняя составляющая человека важнее и первичнее внешней, проявляющейся в его поступках и действиях. Именно структурообразующие внутренний мир человека изменения важны для Толстого, как показатель духовного обновления и преображения (воскресения) человека. И, сегодня, в современной науке, в области синергетики, придается большое значение таким критическим точкам (точкам бифуркации), когда система структурно перестраивается и выходит на новые этапы развития, претерпевая кардинальные структурные сдвиги и изменения. Так, и Толстой считал, что только такие кардинальные структурные изменения предоставляют возможность, выдвигая в центр внутренней жизни человека образ Божий, ему переродится. Ярким тому примером, является Нехлюдов.
Предпосылками проявления духовности в нас, Толстой считает, социальное начало в человеке, выражающееся в братстве, любви, уважении, заботе, самопожертвовании и других атрибутах общественной сущности человека. Именно в этих ценностях и устремлениях, Толстой усматривает, полноценное выражение личности в человеке как высоко духовного существа, который печется о благе ближних. «Сострадание, любовь к братиям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да та любовь, которую проповедовал Бог на земле»5. К такому озарению приходит Андрей Болконский, но опять же после глубинного духовного переворота. Поэтому для Толстого пробуждение духовного начало в человеке не только усиливает социальное в нем, любовь к ближним и дальним, как у Нехлюдова, но и позволяет ему обрести гармоничную целостность, выражением которой является не только вера и вместе с ней появления прочных смысложизненных основ , но подчинение своей животной «ипостаси» духовной. В сущности, это победа духовно-альтруистического начала над низменно-эгоистическим и над его проявлениями (одиночеством и насилием). В этой победе, когда человек представляет полноценное
3 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. Т. 53. М., 1928-1958 гг. С. 17.
4 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Наука логики. М., 1974. Т. 1. С. 308.
5 Толстой Л.Н. Полн.собр.соч.: в 90 т. Т. 11. М., 1928-1958 гг. С. 258.
6 Толстой Л.Н. Полн.собр.соч.: в 90 т. Т. 45. С. 19.
и гармонично организованную целостность, он ощущает свою сопричастность и любовь ко всему живому (все от Бога) и становится поистине бессмертным.
Толстой писал: «Всякий человек, исполнявший закон жизни, подчинивший свою животную личность разуму и проявивший силу любви, жил и живет после исчезновения своего плотского существования в других людях»7. Любовь - это вечный закон бытия, сила, которая только и способна объединять все живое и делать человека бессмертным. Более того, кроме этих функций, любовь имеет онтологическое значение для собирания человека в целостность, удержания его в ней, придания жизни смысла, при этом выступая самым сильным и надежным механизмом защиты от эгоизма и одиночества. Таким образом, любовь увеличивает меру блага человека в мире и в нем самом. «Человек умирает только от того, что в этом мире благо его истинной жизни не может уже увеличиваться, а не от того, что у него болят легкие, или у него рак, или в него выстрелили, или бросили бомбу» . Пребывание человека в животной «ипостаси», то есть победа эгоистического начала в нем на духовным (себялюбие), приводит к одиночеству и смерти. Это, и вправду, короткий путь к одиночеству. Одиночество, таким образом, это мера понижения духовно-личностного начала в человеке и его способности творить благо. Позже к точно такому же выводу придет Н.А. Бердяев, который выскажет мысль, что эгоцентризм разрушает личность и ведет ее к смерти9. Эгоизм, себялюбие обессмысливает существование человека, загоняя во власть одиночества, разрушая человека как гармоничное и целостное существо. Поэтому одиноких людей обуревает противоречивость чувств - с одной стороны - это «животный страх» перед смертью, а с другой - невыносимость своего бытия и желание покончить с собой. Подлинная любовь побеждает смерть и помогает преодолевать одиночество10, удерживая человека на вершине духовного бытия. Таким образом, любовь, по мнению Толстого и Бердяева, единственный путь спасения человека и возможность воплощения себя в ином.
Человек, который искренне любит, только и способен творить добро и не сможет нанести ближнему вреда или способствовать распространению зла в мире. Человек, любящий Другого, готов пожертвовать собой ради того, кого любит. На подобное неспособен одинокий человек. Вот откуда, берет свое основание непротивленческая доктрина Толстого. Она имеет как онтологические, так и этические основания. Непротивление злу - фундамент антропологической философии Толстого, хотя и не сразу заложенный им. Но, несмотря на это, он логически обоснован и достаточно убедительно аргументирован Толстым. Человек, в котором главенствует духовно-нравственное начало, не ответит злом на причиняемое ему зло. Но, одинокий человек представляет собой такую возможность, так как он актуализирует в себе греховное начало как остатки перво-зла (первородного греха). И это отлично просматривается сегодня - в постантропологическую эпоху.
А ведь зло, «ходящее» вокруг человека, является своеобразным испытанием для человеческой духовности и нравственности, пройти которое можно только одним единственным путем, по мнению Толстого, не сопротивляясь ему. Ответив злом на зло, человек только приумножает его в мире, не способствуя его снижению. Принцип талиона в целом претит Толстому, как и государство, система правосудия и законы, которые строятся на этом принципе. Человек несет полностью ответственность за
7 Толстой Л.Н. Полн.собр.соч.: в 90 т. Т. 26. М., 1928-1958. С. 414-415.
8 Там же, с. 422.
9 Бердяев Н.А. Дух и реальность / Вступ. ст. и сост. В.Н. Калюжного М., 2003. С. 131.
10 Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды. М., 1999. С. 221.
свое поведение, образ мыслей и за зло, чинимое в мире. Поэтому можно согласиться с исследователями творчества Толстого, что обвинения в его адрес по поводу утопизма и абстрактного морализма не состоятельны, а принцип непротивления злу является «вполне практической силой, которая и противостоит злу и насилию»11.
Отрицание многих политико-правовых институтов совсем не означало, что Толстой отрицал институт семьи и связанные с ним ценности (брак, родство, родительство). Напротив, семья, по мнению Толстого, являлась фундаментом общественной жизни и воспитания нового поколения. Именно в семье человек научается любить ближнего и не причинять зла окружающим. Более того, семья должна быть главным защитным механизмом от эгоизма и одиночества.
Итак, философия ненасилия Толстого является прямым следствием его философских размышлений о человеке, в которых манифестируется экзистенциальный опыт личности, внутри которой ведется перманентная борьба между низменно-эгоистическом началом и духовно-альтруистическим. Преобладание первого начала заставляет испытывать человека одиночество и быть очагом проявления насилия и зла в мире. Связано это с тем, что человек деградирует как личность и он не способен к духовно-нравственному восхождению. Победа альтруистического же начала в человеке приводит его к любви, ненасилию и заботе об окружающих. Таким образом, философская программа Толстого, ядром которой выступила непротивленческая доктрина, была нацелена, прежде всего, на преодоление низменно-эгоистической (деструктивной) природы человека и его духовно-нравственное преображение.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Дух и реальность / Вступ. ст. и сост. В.Н. Калюжного. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003. - 630 с.
2. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 1999. - 311 с.
3. Бочаров Г.С. Толстой и новое понимание человека. «Диалектика души» // Литература и новый человек: Сборник статей / Академия наук СССР, Институт мировой литературы им. А.М. Горького; ответственный редактор В.В. Ермилов. - М.: Академия наук СССР, 1963. - 244 с.
4. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Наука логики. - М.: Мысль, 1974. - Т. 1. - 452 с.
5. Римский В.П., Резник С.В., Мюльгаупт К.Е. Учение Л.Н. Толстого о насилии и ненасилии в зеркале русских революций // Наука. Искусство. Культура. - 2017. - Выпуск 3 (15) - С. 75-93.
6. Толстой Л.Н. В чем моя вера? - Тула: Приокское книжное издательство, 1989. - 304 с.
7. Толстой Л.Н. Полн.собр.соч.: в 90 т. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1928-1958.
11 Римский В.П., Резник С.В., Мюльгаупт К.Е. Учение Л.Н. Толстого о насилии и ненасилии в зеркале русских революций // Наука. Искусство. Культура. 2017. Выпуск 3 (15) С. 79.
THE PHENOMENON OF LONELINESS IN CONTEXT OF L.N. TOLSTOY NONRESISTANCE DOCTRINE AND HIS PHILOSOPHICAL REFLECTIONS ON HUMAN
M.N. Lyashchenko
Orenburg State University, Orenburg e-mail: [email protected]
The main idea set forth in this article is that in the philosophical program of L.N. Tolstoy, which core is the nonresistance doctrine, loneliness appears as a destructive phenomenon. It not only destroys spiritually-moral face of a man, but also helps in penetration of evil into the world. Tolstoy sees the main reason for loneliness in the selfish nature of man, which takes precedence over his altruistic nature. Thus, loneliness interrupts man's way to spiritually-moral transfiguration, leaving him at the mercy of sin and vice. Lonely man is the actualization of the primary evil in himself (the remnants of original sin), spraying and multiplying hatred, hostility, violence, aggression and dislike in the surrounding world.
Keywords: loneliness, human, nonviolence philosophy of L.N. Tolstoy, good, love, death, egoism.