Научная статья на тему 'Феномен одаренности в социальном и психолого-педагогическом прочтении'

Феномен одаренности в социальном и психолого-педагогическом прочтении Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
154
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
феномен / одаренность / талант / интеллект / способности / креативность. / phenomenon / cleverness / talent / intellect / abilities / creativity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Павлова Татьяна Леонидовна

Статья посвящена рассмотрению исторического и современного понимания феномена одаренности. Также в ней обозначены некоторые дискуссионные вопросы понимания концептуальных подходов в контексте проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF GIFT IN SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL READING

The article is devoted to the consideration of the historical and modern understanding of giftedness phenomenon. It also highlights some of the controversial issues of understanding conceptual approaches in the of the problem’s context.

Текст научной работы на тему «Феномен одаренности в социальном и психолого-педагогическом прочтении»

УДК 376

ФЕНОМЕН ОДАРЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЧТЕНИИ

Павлова Татьяна Леонидовна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», канд. пед. наук, профессор кафедры практической и специальной психологии ФП, pavlova.tatjana.leo@gmail.com.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению исторического и современного понимания феномена одаренности. Также в ней обозначены некоторые дискуссионные вопросы понимания концептуальных подходов в контексте проблемы.

Ключевые слова: феномен, одаренность, талант, интеллект, способности, креативность.

PHENOMENON OF GIFT IN SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL READING

Pavlova Tatyana Leonidovna.

Russia, Novosibirsk, FSBEI of HE "Novosibirsk State Pedagogical University", Ph.D. ped. Sciences, Professor, Department of Practical and Special Psychology, pavlova. tatj ana. leo@gmail.com.

Abstract. The article is devoted to the consideration of the historical and modern understanding of giftedness phenomenon. It also highlights some of the controversial issues of understanding conceptual approaches in the of the problem's context.

Key words: phenomenon, cleverness, talent, intellect, abilities, creativity.

В современной действительности проблема одаренности звучит как стратегически насущный ресурс прогресса общества и развития государства в быстро изменяющемся мире. Причем, общество в целом и образование, в частности волнует «стирание» одаренности детей по мере их взросления. Новое время задает ориентир переосмысления концептуальной и содержательной составляющей этого феномена. Бытовавшее совсем недавно утверждение, что лишь незначительная часть детей обладают высокими способностями и ярко выраженной одаренностью опровергается сегодня реальными фактами ярких достижений детства в различных направлениях. Именно это обстоятельство определяет необходимость обсуждения проблемы, как на концептуальном, так и на психодиагностическом уровнях.

На протяжении не одного столетия человечество волновали проблемы отличительных характеристик людей, выражавшихся в их разных возможностях и достижениях, и причины их проявлений. От понимания одаренности как божественного «дара» или «продукта» хорошо организованной среды и

воспитания - до признания лишь единственного фактора - врожденных особенностей человека, его наследственности.

Истоки понимания такого явления как одаренность мы находим в библейской притче «О трех рабах», получивших от хозяина по «таланту» («1а1ап1:оп», с греческого - крупная весовая монета) и по-разному распорядившихся ими. Один закопал свой «талант» в землю, чтобы не потерять монету до приезда хозяина, другой - разменял его в развлечениях и лишь третий приумножил его, интенсивно трудясь. Со временем слово «талант» из Ветхого Завета вошло в разговорную речь в переносном смысле этого слова как божий дар, творение нового, благодаря высоким способностям.

Само явление уникальных способностей человека имеет тысячелетнюю историю, а термин «одаренность» введен в научный оборот только в начале ХХ века американским психологом Г. Уипплом относительно учащихся со «сверхнормальными способностями». При этом одаренность понималась исключительно в контексте интеллектуальных способностей детей. Лишь спустя десятилетия в 30- годы этот феномен стал пониматься относительно ярких способностей человека в любых видах деятельности. На протяжении ХХ века и начала нового тысячелетия происходит расширение границ смыслового поля одаренности. Множество теорий и концепций, моделей, представленных зарубежными и российскими учеными, создают дискуссионную ситуацию в отношении понимания самого феномена одаренности, её природы и предпосылках (Рензулли Дж., Торренс Е.П., Богоявленская Д.Б., Дружинин В.Н., Ильин Е.П., Ларионова Л.И., Лейтес Н.С., Панов В.И., Савенков А.И., Тихомирова Т.Н., Ушаков Д.В., Холодная М.А. и др.).

При анализе различных концепций одаренности и творчества, разнообразия представлений разработчиков проблемы, общим для всех выступает понимание одаренности как психического явления. По мнению А.И. Савенкова, наиболее сходными для большинства ученых характеристиками одаренности сегодня выступают «уровни интеллекта, креативности и личностных характеристик» [1, с. 66-67].

Без сомнения, группа ученых, разработавших Рабочую концепцию одаренности, в самом названии определили некую «незавершенность» в рассмотрении данной проблематики. Мысль современных психологов о том, что «каждые 10 лет меняются дети: они не лучше и не хуже предыдущих, они просто другие» стала крылатой. Именно это название концепции определяет продолжение концептуального понимания одаренности в будущем. Таким образом, мы можем смело говорить о развивающейся одаренности.

В рамках названной концепции одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видов деятельности пол сравнению с другими людьми [2].

Читая дневниковые записи или автобиографические зарисовки знаменитых людей, подаривших миру открытия в науке или искусстве, обращаешь внимание на тот факт, что все они, достигая высоких результатов, жили и действовали, придавая окружающему миру индивидуальные черты и своеобразный ритм

деятельности. Именно у одаренных детей наблюдается свой индивидуальный ритм деятельности.

Одаренность и сегодня рассматривается в двух ракурсах: божий дар или испытание. Причем, мы наблюдаем яркие проявления специальной одаренности у детей с тяжелыми патологиями в развитии. В музыкальном мире сегодня звучит имя 17 летнего украинского пианиста Миколы Мирошниченко, родившегося с двусторонним инсультом и тяжелым генетическим заболеванием мышечной и нервной системы, что предполагало слабоумие, неспособность к обучению и постепенное угасание мышечных функций организма. Мальчик, не способный понять и выучить таблицу умножения, практически не двигаясь, не имея возможности держать в руках какой либо предмет, сегодня играет сложнейшие музыкальные произведения, побеждая на международных музыкальных конкурсах, а скорость движения его пальцев в секунду составляет 20 нот. Блестяще владея 12-ю музыкальными инструментами, этот юноша не получил специализированного длительного музыкального образования. Все достижения Миколы Мирошниченко - результат длительного и постоянного родительского сопровождения: от поиска продуктивных физических упражнений, использования музыкальных инструментов вначале во имя развития двигательной сферы ребенка и запуска волевых процессов, и других сфер психики. От родительского мотива поиска технологий и техник спасения ребенка к процессу выявления и развития музыкальной одаренности. Таким образом, создание развивающей среды, творческого типа, помогли снять психологические барьеры в индивидуальном развитии личности Миколы Мирошниченко как в телесном, эмоциональном, духовно-нравственном, так и в контексте выявления и развития специальной (музыкальной и исполнительской) одаренности. В рамках рассмотрения динамической теории одаренности психолог Ю.Д. Бабаева обращает внимание на тот факт, что сегодня отсутствует «единая теоретическая база» по психологии одаренности, которая бы фиксировала сходные признаки и характеристики жизни и деятельности девиантных и одаренных детей [3, с. 91]. Критическое отношение определенной части теоретиков и практиков к самому факту признания «одаренности у всех», в том числе отстающих в умственном развитии людей является дискуссионной.

Обращаясь к феномену одаренности, следует обозначить ряд характерных особенностей детей. К ним можно отнести высокую познавательную активность, устойчивую мотивацию, продуктивность, выраженные творческие способности и креативность, способность удивляться и задавать вопросы себе и другим, «опережающее освоение сложных культурных форм мышления и деятельности» (Н.С. Лейтес).

Библиографический список: 1. Савенков А.И. Концептуальная модель детской одаренности и ее проекция на социально-педагогическую практику.//Психология одаренности и творчества: монография/Под ред. проф. Л.И. Ларионовой, проф. А.И. Савенкова. - М.; СПб.: Нестор-История,2017. - 288 с.

2. Рабочая концепция одаренности /Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова и др. - М.: Мин. обр. РФ,2003. - 95 с.

3. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности: основные положения и их эмпирическая верификация.//Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. проф. Л.И. Ларионовой, проф. А.И. Савенкова. - М.; СПб.: Нестор-История, 2017. - С. 87-101.

4. Хромова Т.В., Панов В.И., Котякина С.Н. и др. Одаренные дети: опыт преодоления критических ситуаций: кол. моногр. / Под ред. В.И. Панова, Т.В. Хромовой. Астана: РНПЦ «Дарын», 2009.

5. Савенков А.И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.И.Савенков.-2-ое изд., испр. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2018. - 440 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.