Научная статья на тему 'Феномен музыкальной одаренности'

Феномен музыкальной одаренности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1434
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен музыкальной одаренности»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ Лукьянович О.В.

Лукьянович Ольга Викторовна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра музыкального воспитания и образования, Институт музыки, театра и хореографии Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Неоспорим тот факт, что воспитание, становление и развитие одаренных и талантливых детей считается важнейшим условием формирования творческого потенциала, прогресса общества, сфер науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни, решающим фактором экономического развития. Актуальной задачей современного образовательного процесса на уровне государства является не только поиск и создание, но и широкое предоставление всех необходимых условий, специально организованной среды, индивидуализированного образовательного маршрута для проявления, последующего развития и дальнейшей реализации потенциала одаренных детей.

Понятие «одаренность», к исследованию специфики которого обращались многие ученые, педагоги, психологи, представляется достаточно интегративным, комплексным и многозначным, включащим в себя целый ряд характеристик. Одаренность, согласно учению Дж. Рензулли, который заменяет заявленный термин на «потенциал, подчеркивая тем самым универсальный характер предложенной схемы, есть сочетание трех основополагающих характеристик. К их числу принадлежат интеллектуальные способности (превышающие средний уровень), «творческость» (креативность), настойчивость, то есть мотивацию, ориентированную на конкретную задачу. «Одаренность -значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии специальных

способностей (музыкальных, художественных и т. д.)» [6, с. 1]. Н.С. Лейтес определяет одаренность «как более высокую, чем у его сверстников при равных условиях, восприимчивость к учению и выражению творческих появлений» [4, с. 3]. «Одаренность является функцией всей системы условий в ее единстве, функцией личности. Она зависит от всей истории личности и потому варьирует на различных этапах ее развития, а не является абсолютной константой. Одаренность означает внутренние возможности развития личности, соотнесенные с условиями ее развития» [6, с. 478]. Как видим, одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни личностное качество психики индивида, определяющее возможность достижение последним более высоких (неординарных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

На сегодняшний день большинство психологов признает тот факт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности есть результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованных деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют его собственная активность, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

К числу отличительных примет талантливых детей следует отнести следующие:

> Отличная память, которая базируется на раннем развитии активной речи и оригинальном (способность выдвигать новые, неожиданные идеи), гибком (склонность быстро и легко находить инновационные стратегические решения, устанавливать ассоциативные связи, переходить от явлений одного класса к другому), продуктивном (дар генерировать значительное число идей, выбор оптимальных, их сопоставление, развитие, углубление), подвижном мышлении. Стремление к серьезным мыслительным оперциям: классификации, систематизации, структуризации различного

рода информации, опыта, разнообразных идей; активное и всестороннее использование накопленных знаний.

> Большой, в сравнении со сверстниками, словарный запас, изобилующий сложными синтаксическими конструкциями, умение грамотно формулировать вопросы. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, способные выражать их собственные понятия и воображаемые события, отдают предпочтение играм, требующим активизации умственных способностей.

> Любознательность - как стремление к новизне, открытию неизведанного, непознанного, интеллектуальной стимуляции, тесно взаимосвязанная с действием центра положительных эмоций. Талантливые дети легко, «играючи» справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отказываться от намеченной цели. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и выражают неудовольствие, если предлагается готовый итоговый ответ. Получают истинное удовлетворение от образовательной напряженности, активной умственной работы, длительных физических нагрузок, многочасовых занятий художественным творчеством.

> Особо повышенная, нацеленная концентрация внимания, упорство, настойчивость в достижении результата, максимальная степень погружения в образовательный процесс; склонность к сложныи и сравнительно долговременным (подчас в течении нескольких дней) заданиями, приверженность любимому делу.

> Познавательная самодеятельность как самообразовывающая деятельность, постоянное углубление в проблему, поисковая активность (исследование окружающего мира), личностный рост. Так, Д.Б. Богоявленская, осуществляя экспериментальную работу с детьми, заметила, что решение задачи для одаренного ребенка не является завершением «дела». Это лишь первоначальный этап, начало будущей, новой работы. «В этой способности не "гаснуть" в полученном ответе, а

"возгораться" в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие» [2].

> Интерес к дивергентным (многозначным), с высокой степенью неопределенности задачам, предполагающим несколько вариантов решений, допускающим поиск различных подходов, сопоставление идей. Именно с подобными ситуациями, мобилизующими и стимулирующими творческую активность, постоянно сталкивается человек в своей практической жизнедеятельности. Талант решать дивергентные задачи, своего рода интуитивный подход, озарение (инсайт) - один из критериев нередко блистательного успеха в творческой деятельности: научном поиске, открытии нового.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие, наиболее отличительные личностно-психологические черты:

• сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся достаточно рано и предполагающее широкий спектр субъективно-индивидуализированных ценностных установок;

• сверхчувствительность к проблемам, переживание тех или иных нестандартных ситуаций на ином, тонко дифференцированном эмоциональном уровне; нетрадиционные, подчас креативные решения разного рода трудностей, фантастические «выходы» из сложных, запутанных обстоятельств;

• широта, разноплановость интересов и увлечений, положительными сторонами которых являются обогащение внутреннего мира личности, изучение, познание, «открытие» самого себя, освоение новых, ценных навыков как способности к комбинированию, нахождению ассоциативных связей, принятию нестандартных решений (своеобразная «прививка от зацикленности»).

• острое, в некоторой степени болезненное, воспритятие общественной несправедливости, обуславливающее предъявление достаточно высоких требования к себе и к окружающим, живой отклик на правду, справедливость, гармонию и природу;

• размытые границы, слияние фантазии и действительности, воображаемого и реального окружающего мира;

• прекрасное чувство юмора, порождающее ситуативные несообразности, игру слов, развитое воображение, фантазийность, выдумку, изобретательность; в то же время, юмор, шутка, задор может служить «спасительной благодатью и здоровым щитом», эффективным механизмом защиты для тонкой психики восприимчивой личности;

• как следствие богатого воображения - преувеличенные страхи, мысли о множестве опасных последствий;

• чрезвычайная восприимчивость к неречевым (невербальным) проявлениям чувств окружающими, подверженность молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Одним из видов творческой одаренности (Е.П. Торранс -разработчик методики по выявлению творческих способностей детей, так называемых тестов креативности) является музыкальная одаренность - высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей. Б.М. Теплов предлагает следующее ее определение: «это то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит успешность занятия музыкальной деятельностью» [7, с. 24]. Музыкальная одаренность, согласно позиции последнего, предполагает наличие абсолютного музыкального слуха, феноменальной музыкальной памяти, пластичного и координированного двигательного аппарата, обучаемости и огромной работоспособности, то есть особый комплекс индивидуально-психологических особенностей требующихся для занятий музыкальной деятельностью.

Важно отметить, что основополагающим компонентом музыкальной одаренности, ее ядром является музыкальность, которая выражается в особой восприимчивости к музыкальному произведению и повышенной впечатлительности от него. «Музыкальность - переживание музыки, как выражения некоторого содержания. Основным

же носителями этого содержания, являются в музыке звуковысотное и ритмическое движения. Три основных способности лежат в основе переживания, выразительного содержания» [7, с. 303]. Как правило, музыкальные способности проявляются в достаточно раннем возрасте, когда ребенок еще не владеет речью. Например, при исполнении напевной, лирической, мягкой и негромкой песни ребенок успокаивается, сосредотачивает внимание на мелодическом, интонационно-звуковом аспекте; бодро и ритмично звучащая жизнеутверждающя инструментальная музыка, вызывает активную двигательную реацию. Противоположным фактом преждевременного проявления музыкальных способностей является история вундеркиндов, которые впоследствии остановились в своем развитии. Вундеркинд - одаренный ребенок, который заявил о себе публично, чье дарование прошло раннюю сценическую «апробацию». Чем восхищали и очаровывали вундеркинды? В первую очередь, невероятной свободой, легкостью, с которой они справлялись с техническими трудностями, существенно превышающими все возникающие представления о музыкальных возможностях их возраста, во вторую не механичностью, а редкой «одушевленностью» игры, легкостью чтения с листа, особым естественным артистизмом.

Заметим, что соотношение способностей и одаренности напрямую связанно с возрастными показателями.

Отдельные формы музыкальной одаренности могут проявляться в разные периоды:

• ранний - отмечен виртуозно-техническим музыкальным дарованием (природные способности);

• средний - раскрывает дар интерпретатора, то есть понимания и индивидуального прочтения музыки;

• зрелый - предполагает непосредственную творческую одаренность, демонстрацию ярких и выдающихся достижений в данной конкретной деятельности.

В связи с вышеизложенным убедителен тезис А.И. Савенкова о том, что в педагогическом плане вопрос общей и специальной (в данном случае творческой, и как ее

составляющей музыкальной) одаренности имеет важный возрастной аспект. «Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на разных возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный), должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность». С возрастом она все более «приобретает специфические черты, определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в конкретных» узкоспециализированных видах деятельности [5].

Помимо возрастного показателя одаренности, существенную роль играют и другие факторы.

• «Культурно-исторический»; утверждающий, что в каждой культурно-исторической эпохе существуют свои критерии оценивания музыкальной одаренности. К примеру, трудно говорить о музыкальной одаренности индивида, который в шесть лет, достаточно виртуозно музицировал, владел навыком импровизации, сочинительства, прекрасно интонировал, будучи воспитанным в богатой дворянской семье середины XIX столетия. Культурно-исторический критерий условен. Это дает возможность сопоставить общие условия проявления (этнокультурные, исторические), но не уровень музыкальных способностей и одаренности.

• Поколенческо-возрастной; провозглашающий опеределенное превосходство ребенка над сверстниками в процессе обучения или освоения чего-либо. Изменяются условия жизни, развиваются системы образования, совершенствуются программы обучения, и в результате средний уровень возможностей нового поколения становится выше, чем у предыдущего. «Общий фон», на котором выявляется одаренность ребенка или подростка, несомненно изменяется с приходом каждого поколения. И если ранее сложные в техническом плане музыкальные произведения были подвластны лишь «гениям», то сейчас они под силу ученикам музыкальных училищ. Заметим, однако, что

поколенческий критерий определяет скорее внешнюю, виртуозно-техническую сторону музыкальной одаренности, нежели относится к ее сути.

• «Абсолютный», предполагающий свободу и продуктивность музыкальных проявлений, например, мыслить гармонически, полифонически, тембрально без изучения законов гармонии, полифонии или оркестровки, то есть «уметь раньше, чем знать» [4, с. 171].

Становление и последующее созревание-формирование одаренных детей носит быстрый, стремительно-реактивный характер. Яркие проявления в области художественного творчества самопроизвольны и практически не связаны с обучением. Согласно исследованиям психологов, выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются до семилетнего возраста: проявляются между тремя и пятью годами, у так называемых способных (иначе - владеющими хорошими музыкальными данными) -преимущественно между пятью и семью. Ранний возраст демонстрирует максимальную восприимчивость и ярко выраженное стремление к музыкальному развитию: повышенное любопытство в отношении различных ритмических, мелодических, гармонических, ладовых сочетаний, незнакомых тембров, языкового многообразия, осознавая их впоследствии как одни из самых красочных впечатлений раннего детства.

В два-три года «музыкальные таланты» среди множества мелодий способны вычленить знакомые, зачастую точно интонируют. Выучив названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают; рано и свободно читают ноты с листа. Воспроизведение, разнообразного, точно зафикированного памятью композиторского текста, сразу отличается осмысленностью и выразительностью, вырабатывается индивидуализированное, тонко филигранное восприятие музыкального тона. Они заблаговременно определяются со своими музыкальными предпочтениями, способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и

общение с окружающими. В зрелом возрасте их память часто называют «феноменальной» - способной исключительно быстро, в кратчайшие сроки запомнить и точно воспроизвести внушительный по объему материал, лишенный внутренней смысловой связи (отдельные слова, числа, даты, звуковые комплексы и т. п.). У выдающихся людей отмечается высокоразвитая профессиональная память [3, с. 224]. Уже в раннем возрасте одаренные дети демонстрируют способность подбирать по слуху, причем двумя руками одновременно (без какого-либо специального обучения), овладевают инструментальной техникой, нередко на нескольких музыкальных инструментах.

С четырех-пяти лет у них прослеживается стремление импровизировать, точнее, фантазировать, творить, созидать. Вскоре после начала систематических профессиональных занятий музыкой они пытаются сочинять и фиксировать собственные сочинения. «Исследования по данной проблематики говорят о том, что музыкально одаренные дети в своем развитии опережают сверстников по крайней мере на два-четыре года» [4, с. 172].

Ученые отмечают, что к девяти-десяти годам одаренные дети (в отличие от их сверстников) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее формирование музыкального таланта. Приблизительно к этому же возрасту они отдают себе отчет в недостатках или негативных сторонах собственного музыкального дарования, начинают критически мыслить, активно рефлексировать, осознанно анализировать. Так, А.М. Матюшкин справедливо отмечает, что «способность к оценке обеспечивает самоконтроль, уверенность музыкально талантливого ребенка в своих способностях, решениях, опеределяя, тем самым, активность, целеустремленность, упорство и многие другие важные для художественной деятельности качества» [цит. по: 5].

Музыкальные проявления одаренных детей самопроизвольны и практически никак не связаны со

специальным обучением в отличие от их сверстников, для которых систематическая образовательная деятельность выступает своего рода толчком и условием для раскрытия музыкальных способностей. Принимая во внимание вышесказанное, несомненно, что интенсивность интеллектуальной, эмоциональной и даже двигательной нагрузки в развитии музыкальной одаренности детей во много раз выше, чем у их просто способных сверстников. В связи с вышеизложенным подчеркнем, что:

> феномен музыкальной одаренности представляет собой «сложноорганизованное многокомпонентное и разноуровневое целое - системное образование, в котором специальные задатки и способности индивидуально, неповторимо сочетаются с общими свойствами, а также с высшими индивидуально-личностными качествами музыканта» [4, с. 169];

> образовательный процесс с музыкально одаренными детьми предполагает упор на деятельностном подходе, то есть способности «таланта» быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать пути ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свой дар, творчески перерабатывать объем полученых знаний, самостоятельно и креативно мыслить на его основе.

Список литературы

1. Богоявленская Д.Б. Одаренность: природа и диагностика / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. М.: АНО «ЦНПРО», 2013. 105 с.

2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. [Электронный ресурс] / Д. Б.Богоявленская // Учебное пособие, 2003. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fnarfu.ru%2F school%2Fdeti_konchep.pdf&name=deti_konchep.pdf&lang=ru &c=58d2d155ba9e/ (дата обращения: 20.11. 2018).

3. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология / Т.П. Зинчеко. М.: НПО «МОДЭК», 2000. 386 с.

4. Лейтс Н.С. Психология одаренности детей и подростков [Электронный ресурс] / Н. С. Лейтс // Учебное пособие, 1996. Режим доступа: Мр://реШЛ.ги/Боок8/6/0074/6_0074-1^Ыт1/ (дата обращения: 05.03.2019).

5. Савенков А.И. Детская одаренность. [Электронный ресурс] / А.И. Савенков // Научная статья, 2004. Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/detskaya-odarennost (дата обращения: 25.11.2018).

6. Тарасова Т.Н. Проблема одаренности детей. [Электронный ресурс] / Т. Н. Тарасова // Научная статья, 2011. Режим доступа: https://rae.ru/forum2011/123/1876 (дата обращения: 10.02.2019).

7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. Л.: Академия педагогических наук РСФСР, 1947. 334 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.