Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН НРАВСТВЕННОСТИ В РЕЛИГИОЗНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО'

ФЕНОМЕН НРАВСТВЕННОСТИ В РЕЛИГИОЗНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственность / личность / зло / насилие / вера / грех / православная доктрина / борьба со злом / morality / personality / evil / violence / faith / sin / Orthodox doctrine / the fight against evil

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — В А. Толстиков, Р Ю. Аторин

В современном обществе, находящемся в затянувшемся духовном кризисе, всё более возрастает роль нравственной проблематики поступков личности и общества в целом. Процесс восстановления духовных, общечеловеческих ценностей продиктован повышенным интересом к изучению религиозно-философских взглядов русских мыслителей начала XX века, которые могут стать опорой для формирования нравственного идеала подрастающего поколения. Авторами предпринята попытка через осмысление нравственных идей в работах Фёдора Достоевского, обозначить роль человека в русской философии, в том числе с точки христианской антропологии. В статье рассмотрена этичность (и эстетичность) человеческого образа, как самая важная сторона существования личности, его личный выбор между добром или злом. Проблема сопротивления злу с применением нравственно оправданных средств, принадлежит к вечным нравственным проблемам человечества. Фёдор Достоевский мыслил Бога как бытийное абсолютное, личностное начало добра, устремление к которому есть промыслительное завершение человеческой истории. Восстановление «первозданного Адама» есть не что иное, как духовный опыт, процесс духовности, возможность которого заложена в нравственной природе человека. В процессе исследования для более детального изучения проблемы авторами были применены историко-описательный, историко-сравнительный методы, а также метод историко-философской реконструкции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF MORALITY IN THE RELIGIOUS AND ANTHROPOLOGICAL CONCEPT OF F.M. DOSTOEVSKY

In modern society, which is in a protracted spiritual crisis, the role of the moral issues of the actions of the individual and society as a whole is increasingly increasing. The process of restoring spiritual and universal values is dictated by an increased interest in the study of the religious and philosophical views of Russian thinkers of the early twentieth century, which can become a support for the formation of the moral ideal of the younger generation. The authors have made an attempt to identify the role of man in Russian philosophy, including from the point of view of Christian anthropology, through the understanding of moral ideas in the works of Fyodor Dostoevsky. The article examines the ethics (and aesthetics) of the human image as the most important aspect of a person's existence, his personal choice between good or evil. The problem of resisting evil with the use of morally justified means belongs to the eternal moral problems of mankind. Fyodor Dostoevsky thought of God as an existential absolute, personal principle of goodness, the aspiration to which is the providential completion of human history. The restoration of the "primordial Adam" is nothing more than a spiritual experience, a process of spirituality, the possibility of which is inherent in the moral nature of man. In the course of the research, for a more detailed study of the problem, the authors applied historical-descriptive, historical-comparative methods, as well as a method of historical and philosophical reconstruction.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН НРАВСТВЕННОСТИ В РЕЛИГИОЗНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

 УДК 130.31

ФЕНОМЕН НРАВСТВЕННОСТИ В РЕЛИГИОЗНОАНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

В.А. Толстиков^, Р.Ю. Аторин2)

^Белгородский университет кооперации, экономики и права, г. Белгород 2,Государственный университет управления, г. Москва ^e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]

В современном обществе, находящемся в затянувшемся духовном кризисе, всё более возрастает роль нравственной проблематики поступков личности и общества в целом. Процесс восстановления духовных, общечеловеческих ценностей продиктован повышенным интересом к изучению религиозно-философских взглядов русских мыслителей начала XX века, которые могут стать опорой для формирования нравственного идеала подрастающего поколения. Авторами предпринята попытка через осмысление нравственных идей в работах Фёдора Достоевского, обозначить роль человека в русской философии, в том числе с точки христианской антропологии. В статье рассмотрена этичность (и эстетичность) человеческого образа, как самая важная сторона существования личности, его личный выбор между добром или злом. Проблема сопротивления злу с применением нравственно оправданных средств, принадлежит к вечным нравственным проблемам человечества. Фёдор Достоевский мыслил Бога как бытийное абсолютное, личностное начало добра, устремление к которому есть промыслительное завершение человеческой истории. Восстановление «первозданного Адама» есть не что иное, как духовный опыт, процесс духовности, возможность которого заложена в нравственной природе человека. В процессе исследования для более детального изучения проблемы авторами были применены историко-описательный, историко-сравнительный методы, а также метод историко-философской реконструкции.

Ключевые слова: нравственность, личность, зло, насилие, вера, грех, православная доктрина, борьба со злом.

В период духовного кризиса нынешнего общества, упадка нравственности, в эпоху релятивного подхода к традиционным архетипам христианской культуры, когда сама мыслимость нравственности рефлексируется не в качестве объективного божественного закона, но всего лишь как акта выбора, обусловленного «свободой» человека, идеи Фёдора Достоевского как религиозного философа, православного антрополога приобретают новое прочтение. Актуальность данной статьи обосновывается потребностью научного осмысления проблем духовно-нравственного развития личности в условиях современной социокультурной ситуации. Для того чтобы глубже понять сущность человека, увидеть её единство

и противоречия, необходимо обратиться к осмыслению религиознопедагогических взглядов русских писателей-философов, у которых идее формирования духовно-нравственной личности отводится значимое место.

Цель исследования: раскрыть феномен нравственности в религиозноантропологических концепциях Фёдора Достоевского

Задача исследования: проанализировать сущность антропологической концепции Ф.М. Достоевского;

К методам исследования относятся: общенаучные методы, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции. Из общефилософских методов применялись: историко-описательный, историко-сравнительный, метод

конкретно-исторического анализа, метод историко-философской реконструкции.

Результаты: жизнетворчество Фёдора Достоевского переосмысливается как «онтология трагизма» жизни русского православного человека. Это имеет своим источником эпохальную фигуру самого Достоевского как человека и христианина. В рассматриваемой стезе подобное видение человека являются неким антропологическим архетипом отечественной культуры.

Разнообразие творческого наследия писателя неразрывно связывается с его авторским переосмыслением человека как личности, взаимоотношений между людьми и его места в мире. Антропоцентризм взглядов Достоевского опирался на специфику его воззрений о бытие человека. Писателя можно отнести к мыслителям, в центре идей которых стоит человек, сущность человеческой природы, смысл существования человека. Человек является центром творчества русского писателя.

Своеобразию взглядов Ф.М. Достоевского соответствует неповторимость его жизни - полная разнообразными событиями жизнь писателя оказала весьма важное влияние на его творчество. С полной уверенностью можно утверждать, что благодаря такому обстоятельству он видел и пытался понять новейшие неисследованные глубины души человека и вывел учение «о человеке, как о существе противоречивом и трагическом, в высшей степени неблагополучном, не только страдающем, но и любящем страдания» [2, с. 177], «раскрывает глубочайший трагизм человеческой свободы, неизгладимые противоречия между глобальными гуманистическими идеями и планами и конкретными методами и способами их осуществления» [10, с. 34].

Основная черта мировоззрения Фёдора Достоевского -антропоцентризм. Он решает задачу судьбы человека, и вовлекает всех в вихрь человеческих взаимоотношений. Отступление от правила имеет место в «Преступлении и наказании», где судьба Раскольникова раскрывается не в человеческой неоднозначности и не в межличностных отношениях. А создается ситуация, при которой главный герой анализирует природу человека наедине с собой, и он проводит «эксперимент» со своей природой.

Особое внимание Фёдором Достоевским уделено этическому в образе человека, это для писателя важно. Вечная диалектика добра и зла, выбор между добром и злом - вопрос, разрешение которого осуществляется личным выбором посредством свободной воли человека. Свободная воля -одна из основных характеристик личности в христианской вере, а осуществление воли невозможно без борьбы между добром и злом, осуществляемой в человеческом сердце. Борьба со злом и непринятие его есть акт устремления духа к светлому, возвышенному, великому, Божественному и в последнем обретается человеческая свобода. «Человек постоянно доказывает самому себе, что он является человеком» [7, с. 145]. В этом и состоит достоинство человека. «Следовать нравственно-этическим принципам есть условие успешной реализации человеком своего творческого начала, которое, в конечном счете, приведет к реализации всех жизненных планов и устремлений личности. Поскольку в каждом из людей заложена частица света, в нем заложен колоссальный потенциал Творца реальности. Только от человека зависит то, сможет ли он реализовать свой дар на практике, или же отступит, отказавшись от движения вперед по пути прогресса и самосовершенствования» [11, с. 119].

В своих произведениях Фёдор Достоевский предстаёт глубоким психологом, он исследует сокровенные закоулки человеческой души. Здесь же Достоевский предстаёт как своеобразный эмпирик: он как бы вводит дущу человека в условия «духовного эксперимента», исследуя его, помещая в исключительные жизненные ситуации, моделируя особые условия. Достоевский, прежде всего, интересуется судьбой человека в обретении свободы, переходящей часто в своеволие. Здесь и открывается человеческая сущность.

Христианское видение мира сформировано двумя парадигмами: соборной и рациональной. Преобладание рационального, сформированного в лоне западноевропейского мировоззрения, привносит в религиозную картину мира логичность. В свете понятий и причинно-следственных связей

формируется учение о Боге, духовном мире, творении, человеке, его возможностях и правах, конечных судьбах человека и его ответе перед Богом. На этой рациональной основе сформировался католицизм.

Человек восточный, в частности православный, стремится не к логическому усвоению религиозных догматов, а к деятельной вере, которая формирует единство сознания, а представления о Боге, о мире и о самом себе наиболее удачно выражены в сочинениях святых отцов направления патристики. В христианской философии мыслимость Абсолюта отождествляется с данным человеку откровением о Боге, однако в эпоху Просвещения суждения об Абсолюте претерпели существенную трансформацию. Основой вещей отныне становятся, к примеру, «природа», «закон» и т. п. Традиционно христианским является видение человеческой личности как бессмертной души, чем человек принципиально отличается от животного. Восточное православное христианство говорит о проявлении движения души в абсолютной действенной вере, с точки зрения западного христианства - в умении познавать весь мир. Что касается нашего Отечества, то здесь «Киевская Русь намеренно отделила себя от западной ветви конфессии, приняв искажённый византийский вариант христианства. Но одновременно с этим им был чужд католический рационализм, который не предполагал преобладания сердца над разумом» [12, с. 142-143].

Исходя из вышесказанного, не остаётся сомнений в очевидном святоотеческом влиянии на религиозные убеждения Фёдора Достоевского и это отчётливо наблюдается в литературных образах, созданных писателем. «Восточная версия христианства подчеркивает божественную природу Христа, невозможность познания его сути. Человеческая природа в христианском мировоззрении по определению греховна, <...> и поддается бесчисленным соблазнам забыть о своих главных (сотериологических) задачах. <...> Человек готовит себя к жизни вечной. Он всегда готов к покаянию и смирению, т. к. грешен по определению, но подвижничество позволяет преодолеть человеческую природу» [7, с. 57].

Г ерои, которые являются олицетворением ключевой мировоззренческой проблематики, в разной степени, кто больше, кто меньше, испытали на себе влияние европейской культуры. Князь Мышкин долгое время жил в Швейцарии. Раскольников - студент, начитавшийся «западных идей» и т. д. Таким образом, эти герои являются олицетворением своеобразного синкретизма в себе элементов и русской традиционной культуры, и привнесённой европейской, а, как известно, понимание базовых

категорий обеих культур существенным образом различимо. Подобные различия лежат в основе восприятия основных концепций Фёдора Достоевского как философа: личности человека и Абсолюта. В природе этих представлений заложена традиция отечественной православной культуры, в которой человек видится в концепции богоцентризма. Бог, пребывание в Нем и устремление к Нему - естественное состояние души, и это вдохновляет Достоевского акцентировать внимание на противоположном - гордыне. «В католической традиции духовная жизнь более индивидуальна и рациональна. Идея общности во Христе не отрицает возможности индивидуального (личного) Богопознания. Таким образом, движение человека к Абсолюту в православии возможно через не подвергающееся осмыслению буквальное воплощение в жизнь евангельского образца, тогда как западное христианство допускает рациональное (естественное) Богопознание» [7, с. 59].

Фёдор Достоевский показывает природу личности и Божества с точки зрения православной картины мира. Яркий тому пример - Родион Раскольников. Он - «свободный» человек, владыка своих поступков, но подобные умонастроения неизбежно вызывают противоречие с той системой ценностей, которая в обществе является общепринятой. Раскольников решается на совершение известного деяния и, более того, ничто не является для него неким регулятором действий. Право на убийство Раскольников оставляет за собой, и он не желает никакого наставничества, не видит собственной болезни, не чувствует необходимость в помощи, не видит собственной духовной болезни. Герой будет мучим совестью, естественно покается, но уже позже, когда происходит действительный разгром его теории. Покаянием и завершается произведение. Не менее важным является то обстоятельство, что Раскольников не остаётся одиноким и вместе с ним на каторгу отправляется любимая женщина. Заметим ещё, что Раскольников и после совершившегося не отвергает рационального мышления и его покаяние «не совсем традиционно» для православного человека. Не наблюдается в Раскольникове сильного глубокого чувства самоуничижения, стенания, покаянных слёз, глубокой молитвы и тп. Тем не менее, выпутываясь из силков индивидуализма, он обретает ипостась свободной личности, устремляясь к Богу со всем человечеством. Это состояние есть самораскрытие человека и приход его к вечному и самодостаточному состоянию. «Главный вопрос, который волнует Ф.М. Достоевского, это предел человеческих возможностей, истинность того или иного представления о человеке. Понимая личность в христианском дискурсе - в

контексте соборности вселенской Церкви, Ф.М. Достоевский допускает иное восприятие человека и его природы, однако каждый раз происходит возвращение героев к исходному представлению благодати, но более полному и сознательному» [7, с. 60]. Тем не менее, отметим, что писатель приходит к утверждению Богоподобия человека, сосредоточение внимания на котором больше характерно для психологии западного христианства, но в духе православия - через искупление и страдание. Ценность человечества велика, ему подарена часть от природы божества, но эта природа ограничена Творцом. Так, Владимиру Соловьеву, подвергши философско-эстетическому анализу произведение Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», удалось точно формулировать эту проблематику. Вот что он пишет о Раскольникове: «внутренний грех самообоготворения может быть искуплен только внутренним, нравственным подвигом самоотречения» [8, с. 115]. «Грешник через искупление перерождается и становится частью христианского общества, единого во Христе. Ф.М. Достоевский говорит о божественной природе человека как о благодати, но той благодати, которую не требуется достигать - она есть свершившийся факт, открывшаяся в Христе бесконечность человеческой души, способной вместить в себя всю бесконечность божества» [8, с. 98].

Ключевые понятия метафизики Ф.М. Достоевского - Бог, любовь, красота, свобода, жизнь, страдание, зло. У него Богочеловек награжден чувствованием православной соборности. Владимир Соловьев пишет: «полнота христианства есть всечеловечество, и вся жизнь Достоевского была горячим порывом к всечеловечеству» [8, с. 123].

Отец Тихон в заключительной части романа «Бесы» показывает всечеловеческую соборность немного парадоксально, посредством греха: «согрешив, каждый человек уже против всех согрешил и каждый человек хоть чем-нибудь в чужом грехе виноват. Греха единичного нет» [3, с. 346]. Здесь грех, объединяющий все человечество в единое существо - тем, что грешен каждый человек, и его грех выражается не грехом против одного человека, а является грехом против всех людей. Единство человечества и божественного описывается в «Преступлении и наказании». Свойственным здесь изображается диалог Порфирия, который представляет закон человечества и Родиона Раскольникова о Библии: «- И-и-и в бога веруете? ... - Верую, - повторил Раскольников, поднимая глаза на Порфирия. - И-и в воскресение Лазаря веруете? - Ве-верую... - Буквально веруете? -Буквально» [6, с. 442]. Таким образом, здесь показывается вера, как часть

православной традиции и являющаяся содержанием Священного Предания. Этот диалог является попыткой выявить степень греховности Раскольникова. Веруя «буквально», он высказывает еретическое для христианства право творения творить судьбы других людей. Говоря о Христе как о законодателе, герой забывает о божественной природе Христа. Ставя Моисея рядом с Наполеоном, он отказывается от божественного откровения, утверждая при этом превосходство человеческой индивидуальности.

Исходя из позиции Фёдора Достоевского, бытие человека, в котором общность рода человеческого выступает не просто, как наивысшая моральная, нравственная или эстетическая ценность, но в качестве важнейшей особенности человеческой природы, христианской по-существу. Фёдор Достоевский «устремлен не к тому, чтобы вобрать в себя окружающую его данность мира и жизни, но к тому, чтобы, выходя из себя, проникать и входить в окружающие его лики жизни; ему нужно не наполниться, а потеряться. Живые существа, доступ в которые ему непосредственно открыт, суть не вещи мира, но люди, - человеческие личности; ибо они ему реально соприродны» [7, с. 27]. Достоевский убеждён, что «человек иногда ужасно любит страдание, до страсти... человек от настоящего страдания, т.е. от разрушения и хаоса, никогда не откажется. Страдание, - да ведь это единственная причина сознания» [3, с. 152]. Мы можем увидеть такую любовь среди главных героев Ф.М. Достоевского, во взаимоотношениях которых действует непреложный христианский закон очищения души через страдания. Однако сам Достоевский производит категорическую грань между любовью к страданию и страсти к нему. Последняя - несомненно, черта греховная. «Категория греха употребляется Ф.М. Достоевским в контексте разъединения, отделения человека от других людей. Страсть индивидуальна и человек, будучи подвержен ей, усиливает свою обособленность от мира, тешит свою гордыню» [7, с. 69], что видно на примере поступка Ставрогина, сбежавшего из кельи о. Тихона. Личность, по утверждению мыслителя «этимологически происходит из традиции христианской интерпретации этого понятия - от лика» [1, с. 115]. Оптимизм Достоевского - вера в победу добра, а то, что называется «социальный прогресс» связано с триумфом духовного над страстным и истории. Основание, на котором зиждется оптимизм Достоевского - будущее преображение человечества, когда-то самое коренное начало духовности, заложенное в его самой природе, актуализируется в акте нравственности.

Самое близкое к нам, к самому себе, чувство, по Достоевскому -чувство Личности. «Потребность заявить себя, отличиться, выйти из ряду вон <...>; это право ее, ее сущность, закон ее существования, который в грубом, неустроенном состоянии общества проявляется со стороны этой личности весьма грубо, даже дико, а в обществе уже развившемся - нравственногуманным, сознательным и совершенно свободным подчинением каждого человека выгодам всего общества и, наоборот, беспрерывной заботой самого общества о наименьшем стеснении прав всякой личности» [4, с. 55]. Человеческие чувства не могли не признаваться Достоевским в качестве естественного и зависящего от состояния нравственности общества. «Чтобы переделать мир по-новому, надо, чтобы люди сами психически повернулись на другую дорогу» [5, с. 275]. Нельзя не согласиться с тем, что «писатель <...> был «общественной совестью» <...>. Состояние российского общества он характеризовал дисгармоничностью лично-общественных отношений, разъединением людей, разложением общества «на химические элементы», его удаление от желаемого идеала гармонии личного и общественного. Все это, с его точки зрения, требовало вмешательства, исправления и противопоставления положительного идеала» [8, с. 64].

Основу философского творчества Фёдора Достоевского составляет проблема человека. Достоевский, как представитель русской философии, антропоцентричен, а его философское мировоззрение - это своеобразный «религиозный персонализм». Тем не менее, его антропология, как мы уже отмечали, является исконно христианской, раскрывает и светлые стороны человеческой души, а не только грех и порочность. Антропология писателя имеет православную тональность - человек не может прожить без Бога. Цель мыслителя - это обратить человека с его пороками в личность, которая подобна вечному Божественному образу. Абсолютно очевидно, что над материей главенствует дух, человеческая духовная природа - это главное проявление личности, в представлении писателя это, прежде всего нравственное понятие. Лишь состоявшаяся личность, думающая и ищущая, стремится к совершенствованию. Также в трудах Достоевского имеет место носитель метафизического бытия - всечеловечества, и герой, который пытается добраться до этого единства. Личность человека открывается через призму Бога и стремится к Богу. Он является частью Божественного Абсолюта и, как правило, сам Абсолют, так как все человечество по образу и подобию Бога едино и нераздельно.

Заключение. Достоевский даёт возможность своим читателям стать очевидцами сокровенных мыслей главных героев, их внутренних монологов, показывая тем самым внутреннее души. Посредством страданий совершается спасение и совершенствование их душ. Также можно утверждать, что в антропологии мыслителя основной является этика. Его творчество и сегодня вызывает огромный интерес в области назначения человека и поиска смысла жизни. Больше других Ф.М. Достоевский обратился к русской душе. Необходимо подчеркнуть, что такое толкование является очевидной основой для плодотворного расцвета всей русской религиозной философии. Его антропология, как мы уже отмечали, является исконно христианской, раскрывает и светлые стороны человеческой души, а не только грех и порочность. Антропология писателя имеет православную тональность -человек не может прожить без Бога. Е1,ель мыслителя - это обратить человека с его пороками в личность, которая подобна вечному Божественному образу. Абсолютно очевидно, что над материей главенствует дух, человеческая духовная природа - это главное проявление личности, в представлении писателя - это прежде всего нравственное понятие. Лишь состоявшаяся личность, думающая и ищущая, стремится к совершенствованию. Что касается понятия «духовность» то писатель видит в ней систему человеческих ценностей, основою которых является любовь к Отечеству и народу, постижение мировой и национальной культуры, воспитание самосознания и достоинства человека. Достоевский считал главным в развитии духовно-нравственной личности человека следующие составляющие - нравственность, гуманность, коллективизм, гражданственность, общинность, внутреннюю свободу, единство сознания, совесть, ответственность, свободу в суждениях.

Также в трудах Фёдора Достоевского имеет место носитель метафизического бытия - всечеловечества, и герой, который пытается добраться до этого единства. Личность человека открывается через призму Бога и стремится к Богу. Человек, который достиг духовного состояния всеединства - это личность. Он является частью Божественного Абсолюта и, как правило, сам Абсолют, так как все человечество по образу и подобию Бога едино и нераздельно.

Список литературы

1. Асмолов, А. Г. Личность. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 3 / А. Г. Асмолов,

Д. А. Леонтьев. - URL:

http://philosophy.niv.m/doc/encyclopedia/newphilosophical/articles/818/lichnost.htm (дата обращения: 18.01.2024).

2. Бердяев, Н. А. Самопознание /Н. А. Бердяев. - Москва : Эксмо-Пресс, 2000. - 177 с.

3. Достоевский, Ф. М. Бесы / Ф. М. Достоевский // Достоевский Ф. М. Собр. соч. В 15 т. Т. 7. - Ленинград, 1990. - С. 7-664.

4. Достоевский, Ф. М. Поли. собр. соч. В 30 т. Т. 13 / Ф. М. Достоевский. - Ленинград : Наука, 1978.-541 с.

5. Достоевский, Ф. М. Поли. собр. соч. В 30 т. Т. 14 / Ф. М. Достоевский. - Ленинград : Наука, 1980. - 783 с.

6. Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский // Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 15 т. Т. 5. - Ленинград, 1989. - С. 5-522.

7. Корнева, С. А. Метафизика личности в наследии Ф. М. Достоевского: философскоантропологический аспект : специальность 09.00.03 : диссертация ... кандидата

философских наук / Корнева Светлана Алексеевна ; Мурман, гос. техн. ун-т. - Мурманск, 2011.- 172 с.

8. Соловьев, В. С. Три речи в память Достоевского / В. С. Соловьёв. - URL: https://ilibrary.rU/text/63/p.l/index.html (дата обращения: 18.04.2021).

9. Струценко, С. В. Проблема формирования духовно-нравственной личности в трудах Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого : специальность 13.00.01 : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Струценко Светлана Валерьевна ; Пятигор. гос. лингвист, ун-т. - Пятигорск, 2009. - 21 с.

10. Тарасов, Б. Н. Художественное завещание Достоевского / Б. Н. Тарасов. - URL: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/kritika/sbomik-bratya-karamazovy/tarasov-moskva-hudozhestvennoe-zaveschanie.htm (дата обращения: 18.04.2021).

11. Ишутин, А. А. Идея целостности в мировоззрении славянофилов / А. А. Ишутин // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки.-2018.-№3,-С. 118-128.

12. Лыткин, В. В. Религиозный вопрос в идеологии славянофилов: православие как базис русской культуры и его отношения с католицизмом / В. В. Лыткин // Наука. Искусство. Культура. - 2022. - Выпуск 4 (36). - С. 142-143.

THE PHENOMENON OF MORALITY IN THE RELIGIOUS AND ANTHROPOLOGICAL CONCEPT OF F.M. DOSTOEVSKY

V.A. Tolstikov1:), R.Y. Atorin2)

1}Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod 2)State University of Management, Moscow ^e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]

In modern society, which is in a protracted spiritual crisis, the role of the moral issues of the actions of the individual and society as a whole is increasingly increasing. The process of restoring spiritual and universal values is dictated by an increased interest in the study of the

religious and philosophical views of Russian thinkers of the early twentieth century, which can become a support for the formation of the moral ideal of the younger generation. The authors have made an attempt to identify the role of man in Russian philosophy, including from the point of view of Christian anthropology, through the understanding of moral ideas in the works of Fyodor Dostoevsky. The article examines the ethics (and aesthetics) of the human image as the most important aspect of a person's existence, his personal choice between good or evil. The problem of resisting evil with the use of morally justified means belongs to the eternal moral problems of mankind. Fyodor Dostoevsky thought of God as an existential absolute, personal principle of goodness, the aspiration to which is the providential completion of human history. The restoration of the "primordial Adam" is nothing more than a spiritual experience, a process of spirituality, the possibility of which is inherent in the moral nature of man. In the course of the research, for a more detailed study of the problem, the authors applied historical-descriptive, historical-comparative methods, as well as a method of historical and philosophical reconstruction.

Keywords: morality, personality, evil, violence, faith, sin, Orthodox doctrine, the fight against evil.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.