Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ МИССИОНЕРСКОГО СМЫСЛА АКСИОЛОГИИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ'

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ МИССИОНЕРСКОГО СМЫСЛА АКСИОЛОГИИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ / АНТРОПОЛОГИЯ / ХРИСТИАНСТВО / Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ / АКСИОЛОГИЯ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МИССИОНЕРСТВО / СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ / СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ ЦЕРКВИ / ТРАДИЦИЯ / СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Неганов Владимир Владимирович

Актуальность и научная новизна данного исследования состоит в том, что автором научно - исследовательской статьи выявлены, рассмотрены и проанализированы миссионерские смыслы аксиологии в произведениях Ф. М. Достоевского в историко - философском контексте, и показана важность стремления человека к христианскому нравственному идеалу. Также автор акцентирует внимание на противоречиях и преемстве учения о человеке в христианской антропологии и философии экзистенциализма на примере таких понятий как «смысл жизни», «свобода», «смерть», «пограничная ситуация». В процессе научного изучения данной проблемы автором применены общелогические методы теоретического познания и приёмы научного исследования. Основные результаты данной научно - исследовательской статьи состоят в том, что в рамках сопоставления важнейших положений христианской антропологии и философии экзистенциализма на междисциплинарном уровне автор показывает, что аксиология Ф. М. Достоевского буквально пронизана миссионерскими смыслами и направлена на обнаружение даже в падшем человеке образа Творца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Неганов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF THE MISSIONARY MEANING OF F. M. DOSTOEVSKY'S AXIOLOGY AND CHRISTIAN ANTHROPOLOGY

The relevance and scientific novelty of this research consists in the fact that the author of the research article identified, examined and analyzed the missionary meanings of axiology in the works of F. M. Dostoevsky in a historical and philosophical context, and showed the importance of human striving for the Christian moral ideal. The author also focuses on the contradictions and continuity of the doctrine of man in Christian anthropology and the philosophy of existentialism on the example of such concepts as «the meaning of life», «freedom», «death», «borderline situation». In the process of scientific study of this problem, the author applied general logical methods of theoretical cognition and methods of scientific research. The main results of this research article are that within the framework of comparing the most important provisions of Christian anthropology and the philosophy of existentialism at the interdisciplinary level, the author shows that the axiology of F. M. Dostoevsky is literally permeated with missionary meanings and is aimed at discovering even in a fallen man the image of the Creator.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ МИССИОНЕРСКОГО СМЫСЛА АКСИОЛОГИИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»

Научные статьи и исследования

УДК 1 (091); 23 / 28; 821. 161. 1; 17. 022. 1

Неганов Владимир Владимирович кандидат философских наук старший преподаватель кафедры истории и философии Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ), Российская Федерация, г. Москва, [email protected]

Историко - философские аспекты миссионерского смысла аксиологии Ф. М. Достоевского и христианская антропология

Аннотация. Актуальность и научная новизна данного исследования состоит в том, что автором научно - исследовательской статьи выявлены, рассмотрены и проанализированы миссионерские смыслы аксиологии в произведениях Ф. М. Достоевского в историко - философском контексте, и показана важность стремления человека к христианскому нравственному идеалу. Также автор акцентирует внимание на противоречиях и преемстве учения о человеке в христианской антропологии и философии экзистенциализма на примере таких понятий как «смысл жизни», «свобода», «смерть», «пограничная ситуация». В процессе научного изучения данной проблемы автором применены общелогические методы теоретического познания и приёмы научного исследования. Основные результаты данной научно - исследовательской статьи состоят в том, что в рамках сопоставления важнейших положений христианской антропологии и философии экзистенциализма на междисциплинарном уровне автор показывает, что аксиология Ф. М. Достоевского буквально пронизана миссионерскими смыслами и направлена на обнаружение даже в падшем человеке образа Творца.

Ключевые слова: история философии; антропология, христианство, Ф. М. Достоевский, аксиология, духовность; нравственность; миссионерство; Священное Писание; Священное Предание Церкви, традиция; современность.

Научные статьи и исследования

Neganov Vladimir V. Candidate of Philosophy, Senior lecturer of the Department of History and Philosophy

of the National Research Moscow State University of Civil Engineering, (National Research University MGSU), Russian Federation, Moscow. [email protected]

Historical and philosophical aspects of the missionary meaning of F. M. Dostoevsky's axiology and Christian Anthropology

Annotation. The relevance and scientific novelty of this research consists in the fact that the author of the research article identified, examined and analyzed the missionary meanings of axiology in the works of F. M. Dostoevsky in a historical and philosophical context, and showed the importance of human striving for the Christian moral ideal. The author also focuses on the contradictions and continuity of the doctrine of man in Christian anthropology and the philosophy of existentialism on the example of such concepts as «the meaning of life», «freedom», «death», «borderline situation». In the process of scientific study of this problem, the author applied general logical methods of theoretical cognition and methods of scientific research. The main results of this research article are that within the framework of comparing the most important provisions of Christian anthropology and the philosophy of existentialism at the interdisciplinary level, the author shows that the axiology of F. M. Dostoevsky is literally permeated with missionary meanings and is aimed at discovering even in a fallen man the image of the Creator.

Key words: History of philosophy; anthropology, Christianity, F. M. Dostoevsky, axiology, spirituality; morality; missionary work; Holy Scripture; Sacred Tradition of the Church, tradition; the modern world.

Человек как кульминация творения представляет особенную ценность во всей системе мироздания. В связи с этим, и учение о человеке - проблема весьма многогранная, интересная и актуальная во все времена. В данной научно - исследовательской работе мы выявим и рассмотрим основные миссионерские

- историко - философские аспекты миссионерского

смысла аксиологии ф. м. достоевского и христианская антропология

117

смыслы аксиологии в произведениях Ф. М. Достоевского как в историко - философском контексте, так и в рамках христианской антропологии. Для реализации этой цели при изучении художественных произведений Ф. М. Достоевского в целом, и отдельных персонажей, в частности, мы проанализируем и соотнесём духовно - нравственные искания и поступки литературных героев его произведений с доминантами христианской антропологии и гуманистической философии, акцентируя внимание на важности стремления человека к христианскому нравственному идеалу. По нашему мнению, комплексное исследование любых антропологических проблем, представленных в многочисленных произведениях Ф. М. Достоевского, несомненно, подразумевает всестороннее их рассмотрение не только с позиции христианской антропологии, но также важно и привлечение философских исследований, поскольку «исследовательская проблематика применения философских знаний имеет огромное значение как в контексте понимания смысла конкретной человеческой жизни, так и в общественно - глобальном плане» [1, с. 187]. В связи с этим, мы рассмотрим такие важнейшие антропологические категории как «смысл жизни», «свобода», «смерть», «пограничная ситуация» с позиций разных научных областей знания: философии Ф. М. Достоевского, современной философии экзистенциализма и христианской антропологии. Также мы выявим их взаимосвязь и покажем, что для писателя и философа Ф. М. Достоевского во всём многообразии ценностных выборов главными являются ценности христианские. В продолжение рассмотрения вопросов, связанных с проблемами аксиологического выбора, мы не можем не отметить наличие, как существенного сходства, так и вполне закономерных разногласий между пониманием содержания аксиологии в философии экзистенциализма и в системе ценностей христианской антропологии. В своих произведениях Ф. М. Достоевский отчётливо указывает на место духовных ценностей в процессе развития человека и общества. Однако, как в эпоху Ф. М. Достоевского, так и в современном мире для формирования конструктивного целостного образа личности человека важное значение имеет и адекватное понимание духовных ценностей, что на практике происходит далеко не всегда, поскольку «современный человек имеет иное представление о свободе. Для него свобода - это "возможность поступать так, как хочется", независимость от других» [2, с. 9]. В данном случае, даже реализация одной из важнейших духовных ценностей ведёт человека не на путь совершенства, а на путь сомнений, противоречий, нравственного разлома и возможного падения.

В контексте исследуемого вопроса также важно отметить, что потрясающая актуальность произведений Ф. М. Достоевского состоит в том, что своих персонажей он сталкивает с глобальными мировоззренческими парадигмами, такими, например, как рационалистический эгоцентризм, антропоцентризм и доводит их до своего финального развития. Это касается и одной из ключевых категорий философии, ставшей основанием целой парадигмы мышления западной цивилизации - гуманизма. Поскольку именно гуманизм, по мнению К. Ясперса, «ставший осознанным только в эпоху Возрождения благодаря таким фигурам, как Пико Делла Мирандола, Эразм, Марцилио Фичино <.. .> проходит через все эпохи, начиная с греческой Paideia» [3, с. 164]. Подобным образом понимаемый гуманизм становится непреходящей ценностью западного рационалистического сознания: «Особенно важен здесь гуманизм, потому что его собственный перво-исток - это не какая - либо великая философия, но духовная направленность традиции и усвоения, непредвзятость понимания и человеческая свобода, без которой наше западноевропейское существование было бы невозможно» [4, с. 164]. Однако, применительно к жизни русской культуры, такое понимание гуманизма даёт неожиданные всходы. То, что западный человек считает для себя достоинством, для представителя православной русской культуры становится серьёзной нравственной проблемой. В связи с этим, важно отметить, что для Ф. М. Достоевского точкой отсчёта любой теории является человек во всей полноте его достоинств и противоречий. По нашему мнению, миссионерский смысл работ Ф. М. Достоевского состоит, прежде всего, в том, что, разоблачая ложные ценности мира, он предлагает ценности конструктивные и духовные, которые раскрывают лучшее из того, что есть в человеке, и являются прочным фундаментом общественных отношений. Именно по этой причине преподобный Иустин (Попович), убеждённо характеризует Ф.М. Достоевского как - «нашего славянского пророка и апостола» [5, с. 176]. Итак, исходя из того, что, важные грани существования и взаимодействия человека и общества, в том числе, и их приоритетные ценностные ориентации, могут быть выражены через анализ таких понятий как, например, «смысл жизни», «свобода», «смерть» и «пограничная ситуация», по нашему мнению, в этой научно-исследовательской статье необходимо проанализировать и раскрыть историко - философские аспекты миссионерского смысла данных понятий.

Понятие «смысл жизни» в философской мысли зачастую ассоциируется с некоторой системой жизненных ориентаций, позволяющих человеку конструктив- историко - философские аспекты миссионерского

смысла аксиологии ф. м. достоевского и христианская антропология

но развиваться в личностном и общественном плане. Представителями экзистенциального направления философии особо подчеркивается, что осознание смысла жизни требует не только интеллектуальных усилий, но и гораздо большей является необходимость именно борьбы за актуализацию этого смысла, поскольку эта борьба за смысл жизни становится, по сути, борьбой «за саму жизнь, за сохранение личности, - даже там, где утверждение смысла жизни требует физической смерти личности» [6, с. 581]. В этом контексте осознание человеком смысла жизни происходит как осознание, собственно, самого существа этой жизни. Благодаря этому, ответ на вопрос, в чём же состоит подлинный смысл жизни, проявляется в философии всегда как «самоутверждение, хотя бы и через посредство самопожертвования» [7, с. 581].

Вопрос о смысле жизни как сущностный, и определяющий ценностные основания личности, рассматривал и Ф. М. Достоевский. Однако, для писателя было особенно важно указать на метафизический характер этих ценностей. Например, Ф. М. Достоевский, описывая сцену встречи братьев Алексея и Ивана Карамазовых в трактире, пристальное внимание в их разговоре сосредотачивает на главных вопросах бытия, которые в форме особого рода исповеди братья объясняют друг другу. Алеша Карамазов говорит: «Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить». Его брат Иван Карамазов задаёт ему встречный вопрос: «Жизнь полюбить больше, чем смысл её?» и получает сакраментальный ответ, во многом передающий идеал самого писателя: «Непременно так, полюбить прежде логики, как ты говоришь, непременно чтобы прежде логики, и тогда только я и смысл пойму» [8, с. 210]. В данном случае, писатель утверждает приоритет духовной составляющей жизни человека над рациональной. Итак, как мы видим из вышеизложенного, религиозный, «надмирный» характер ценностей, способных наполнить жизнь человека конструктивным смыслом, Ф. М. Достоевский наследует из христианской антропологической традиции. Христианская антропология свидетельствует, что «в результате грехопадения (своеволия человека) мир изменился: чувства, разум, воля человека стали разъединёнными, поэтому смысл жизни состоит в том, чтобы превзойти своё «человечество» и стать человеком через общение с Богом» [9, с. 208]. Так, например, святитель Кирилл Александрийский, согласуясь со святоотеческим учением о человеке, отмечает, что «человек, по самой природе своей, предназначен к тому, чтобы "быть подле Бога"» [10, с. 11]. Необходимым условием для реализации этой высокой цели человеческого бытия должна стать «созидательно - свободная готовность к восприятию божественной

жизни» [11, с. 17]. Только при соблюдении данного условия, «духовность, являясь основой бытия личности, "встраивается в царство предметного мира" как надсубъективное, способствуя формированию духовных норм и ценностей, придавая смысл жизни» [12, с. 8].

В связи с взаимным влиянием христианской антропологии на все сферы философской мысли, актуальным становится рассмотрение и такого важного понятия как «свобода». В философии это понятие мыслится весьма многогранно. В частности, в философии экзистенциализма свобода - это ответственность самого человека за свой собственный выбор, который формирует его как личность. Это всегда диалог между индивидуальным ценностным основанием и высшим идеалом, и именно поэтому «для метафизика христианского толка свобода подчинена спасению» [13, с. 69]. Собственно, посредством этого, утверждается важность человеческого бытия и выстраивается аксиологическая иерархия. Ведь, если человеком осознаётся его собственная свобода, то такой человек «будет одновременно уверен и в бытии Бога. Свобода и Бог неразделимы» [14, с. 46]. При таком понимании, «свобода - это, безусловно, прежде всего, согласие или отказ, который мы можем выказать в отношении к благодати» [15, с. 143]. Благодаря такому отношению к свободе человека, она «открывает ему вместе с ненадёжностью его бытия шансы стать тем, чем он, собственно, может быть. Человеку дано, основываясь на свободе, обходиться со своим существованием, как с материалом» [16, с. 67]. Данное утверждение означает, что индивидуальная свобода человека при всей своей противоречивости предоставляет человеку возможность остаться верным самому себе, и сформировать основания своей личности.

Однако, популярная, как в эпоху Ф. М. Достоевского, так и сохранившая актуальность до наших дней атеистическая установка на реализацию свободы без Бога и обожествление человека, подразумевает, в то же время, ничем не ограниченную свободу произвола, который «мнит себя абсолютно самостоятельным: "я хочу"» [17, с. 46]. Размышляя над этим вопросом, в своих «Дневниках» Ф. М. Достоевский недвусмысленно определяет сущность и содержание подлинной свободы человека: «В нынешнем образе мира полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода - лишь в одолении себя и воли своей, так чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтоб всегда во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином» [18, с. 73 - 74]. Как видно из данного высказывания писателя, оно непосредственным образом перекликается с одним из главных принципов христианской антропологии: «К свободе призва-

ны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13) [19]. Именно, исходя из осознания всей глубины этого возможного противоречия в осуществлении человеком своей свободы, Ф. М. Достоевский, в свою очередь, так же утверждает, что «нет ничего обольстительнее для человека, как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее» [20, с. 232]. Для Ф. М. Достоевского это «мучительнее», связано с пониманием того, что заставляет человека брать на себя ответственность за реализацию своей свободы и нести всю тяжесть последствий своего волеизъявления. Благодаря этому, аксиологический выбор становится выбором между добром и злом, и является безусловно значимым для человека, поскольку «вместо твёрдого древнего закона - свободным сердцем должен был человек решать впредь сам, что добро и что зло» [21, с. 232]. Именно поэтому необходимость видения и понимания человеком аксиологической иерархии подразумевает неизбежность его нравственного выбора. В свою очередь, любой осознанный выбор человека требует участия его воли: «Именно направленность воли, "вектор воли", свобода выбора между добром и злом качественно характеризует личность» [22, с. 24].

Исследование основных положений антропологии в контексте ценностных установок человека, влечёт за собой, как итог, необходимость рассмотрения такого важного понятия как «смерть». В самом общем смысле, понятие «смерть» может определяться как «просто прекращение существования» [23, с. 371], поэтому некоторые философы - материалисты уподобляют смерть «неожиданно отказавшему механизму» [24, с. 33]. Однако, ещё со времён Сократа, суть философии понималась, как способность постичь смерть: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним - умиранием и смертью» [25, с. 14]. Традицию такого понимания отношения к жизни через размышления о смерти унаследовали и многие представители современных философских направлений. Так, например, в рамках экзистенциализма декларируется, в частности, следующее утверждение: «Если философствование - это научение смерти, то умение умирать является как раз условием настоящей жизни. Научение жизни и умение умирать - это одно и то же» [26, с. 128]. Итак, в общем философском значении понятие «смерть» постулируется как предел человеческого существования, вызывающий ужас. Такой ужас, который либо стимулирует скачок к религиозной экзистенции, либо приводит к осознанию «истины Ничто» и непостижимости мира для человека.

Ф. М. Достоевский, анализируя эту важнейшую категорию, акцентирует внимание не на механике процесса смерти, а, напротив, показывает её духовные со- историко - философские аспекты миссионерского

смысла аксиологии ф. м. достоевского и христианская антропология

ставляющие. Например, в произведении «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский устами Родиона Раскольникова свидетельствует о состоянии духовной смерти: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» [27, с. 322]. Так формально живой человек оказывается выключенным из привычного ему социального пространства. Он теряет жизненные ориентиры, что, в первую очередь, связано с искажением иерархии ценностей. Аксиологическая пропасть, в которую Раскольников себя свободно отправил, диктует ему другие задачи, искажающие и разрушающие самые основы бытия человека, поскольку такого рода ценности носят исключительно деструктивный характер.

Именно об этом состоянии человека, добровольно избирающего зло, свидетельствует и святоотеческий опыт, поскольку «жизнь вне Бога для человеческого духа есть настоянная, подлинная смерть» [28, с. 25]. Святитель Василий Великий поясняет: «Бог - жизнь, - лишение Бога, следовательно, в сущности, не что иное, как смерть» [29, с. 25]. Таким образом, для христианской антропологии «смерть» - это важнейшее понятие, которое связывает между собой бытие и пакибытие и имеет эсхатологический характер. Неправильный аксиологический выбор человека нарушает иерархию бытия самого человека, поскольку он, осуществляя ошибочный ценностный выбор, добровольно подчиняет свою жизнь греху. Так, например, святитель Василий Великий, указывает на то, что «человек, согрешив по причине худого произволения, по причине греха умер. В какой мере человек удалился от жизни, в такой приблизился к противоположному ей, то есть к смерти» [30, с. 25]. Таким образом, по святоотеческому учению, человек предназначен для вечной жизни, а смерть не является естественным состоянием человека: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем. 1:13). [31]. По учению святых Отцов, смерть вошла в мир, чтобы лишь ограничить утверждение человека во грехе: «Искупительным подвигом Христа грех и смерть утратили абсолютную власть над человеком; смерть перестаёт быть пределом человеческого существования: "последний враг - смерть" (1 Кор. 15:26) побеждён Воскресением Христа, "первенца из умерших"» (1 Кор. 15:20)» [32, с. 210].

По нашему мнению, ещё одним важнейшим понятием, необходимым для осмысления способов формирования основополагающих ценностей человека, является «пограничная ситуация». Состояние пограничной ситуации можно представить, ярче всего, как некий кризис, при котором у человека возникает необходимость переосмыслить всю свою систему ценностей. В философии экзистенциализма - это ситуация осознания человеком своей смертности, например,

при смерти близких людей, на войне или при объявлении врачом диагноза о неизлечимости болезни. При таких обстоятельствах вся прежняя система ценностей человека претерпевает переоценку. В состоянии пограничной ситуации те жизненные ориентиры и социальные роли, которые были важными и приоритетными подвергаются этим человеком строгому ранжированию и могут низвергнуться до несущественных и неактуальных в принципе. Также в экзистенциализме эффект пограничной ситуации связывают сразу с несколькими состояниями, например - это страх, страдание, борьба, чувство вины, смерть. Такие моменты в жизни человека сопровождаются «чувством, что смерть подступает к нам, ко всем, кого мы любим» [33, с. 121]. Пограничная ситуация определяется при этом как нахождение «в ситуациях, что я не могу жить без борьбы и без страдания, что я неизбежно принимаю на себя вину, что я должен умереть» [34, с. 205]. Таким образом, по убеждению одного из основоположников философии экзистенциализма, именно «пограничная ситуация принадлежит к составу экзистенции» [35, с. 206].

Для Ф.М. Достоевского пограничная ситуация связана, прежде всего, с переживанием убийства или самоубийства и муками совести его героев. Например, наиболее ярко, по нашему мнению, эти состояния прослеживаются в изображении Родиона Раскольникова и Аркадия Свидригайлова, Сони Мармеладовой и Дуни Раскольниковой, Павла Смердякова и Ивана Карамазова. В пограничной ситуации наиболее явственно раскрывается нравственная суть героев и обнажается их духовный стержень. В частности, Ф.М. Достоевский обосновывает и формулирует ключевую мысль своего романа «Братья Карамазовы» о сути того явления, которое в философии впоследствии будет охарактеризовано, как пограничная ситуация следующим образом: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей» [36, с. 00]. Смысл поиска героев Ф.М. Достоевского - вернуться к себе, поскольку «заражение» ложными ценностями - это измена самим себе, путь в пропасть и уничтожение идеалов собственной личности. Быть самими собой - это подвиг, выстраданный в горниле сомнений и ошибок. Поэтому только те герои произведений Ф. М. Достоевского, которые имели духовный стержень, смогли обрести самих себя, мир с Богом и собственной совестью. Путь литературных героев Ф. М. Достоевского - это путь возрастания их личности. Жизнь персонажей проецируется не к отдельной ситуации, а к вечности. Несмотря на то, что Ф. М. Достоевский не раскрывает читателю окончательный итог судеб своих персонажей, и мы не знаем, что стало в дальнейшем с Лужиным, Соней, Родионом, но их жизненный выбор вполне очевиден и исход такого выбора тоже.

По нашему мнению, шанс на будущее имеют те герои, которые взяли на себя ответственность за свой нравственный выбор. Освобождение от лжи привело их к Истине - Христу, а Истина, в свою очередь, сделала их свободными: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32) [37].

В христианской антропологии наиболее близким к пониманию состояния пограничной ситуации является раскаяние, то есть осознание человеком своей греховности, которое может привести либо к покаянию и освобождению от власти греха, либо к утверждению во грехе, потворству страстям и прославлению собственной самости. По мнению святителя Феофана Затворника, «человек согрешил собственно тем, что переставил центр своей жизни и деятельности с Бога на самого себя» [38, с. 220]. Исходя из основных положений христианской антропологии следует, что извращённая иерархия ценностей, на вершине которой утверждается эгоизм, влечёт человека к утрате подлинных, конструктивных ценностей, что приводит к извращению его природы, то есть «следствием решения человека жить по себе и для себя явилось полное извращение его взглядов на всё существующее и практическое отношение к нему» [39, с. 222]. По этой причине возвращение человека к осознанию собственного утраченного достоинства становится возможным во многом только в такой ситуации нравственного выбора, которую можно назвать «пограничной». В святоотеческой традиции такая ситуация может быть реализована через покаяние, как изменение ума (цетауога). Таким образом, именно покаяние как обращение ко Христу является основным элементом и существенным условием «духовно - нравственного обновления человека» [40, с. 547], которое сопровождается упорядочиванием и восстановлением повреждённой грехом системы ценностей.

Подводя итоги, важно отметить, что в связи с поставленной целью научной работы, мы выявили и проанализировали существующие взаимосвязи антропологических и аксиологических аспектов в литературном творчестве Ф. М. Достоевского и соотнесли их с положениями гуманистической философии. В процессе данного научного исследования нами показано, что Ф. М. Достоевский основанием своего мировоззрения и идеалом устремлений своих персонажей полагает именно христианские ценности. В контексте темы нашего исследования мы также рассмотрели основные понятия философии экзистенциализма, которыми, в том числе, являются: «смысл жизни», «свобода», «смерть», «пограничная ситуация». С нашей точки зрения, Ф. М. Достоевский как православный мыслитель в своих произведениях наглядно показывает, что гуманистические идеалы без Христа не

Научные статьи и исследования

имеют спасительной силы для человека. На примерах своих персонажей писатель доказывает значимость иерархии подлинных христианских ценностей. По нашему мнению, Ф. М. Достоевский утверждает, что аксиологическая пустота приводит человека к безнравственному выбору. Действительное исправление и преображение человека, избавление от пороков, страстей, невзгод происходит только во Христе, поэтому так важно показать к Нему путь, то есть миссионерствуя и «указывая на место духовных ценностей в процессе формирования человека и общества, и святые отцы Церкви, и Ф. М. Достоевский созвучны в их оценке» [41, с. 98]. Таким образом, по нашему мнению, миссионерский смысл литературных произведений Ф. М. Достоевского состоит, прежде всего, в том, что через нравственный выбор героев своих литературных произведений, он разъясняет современному человеку глубинные смыслы христианской аксиологии.

Литература

1. Неганов В. В. О духовно-нравственных аспектах преподавания философии в Высших учебных заведениях // Балтийский гуманитарный журнал. Т. 10. - Калининград: Изд-во «Ассоциация "Профессиональные аналитики аутопойэйзис-ных систем" (Калининград)», 2021.-№ 1 (34).-С.186 -188.

2. Байдакова М. Ю. Феномен свободы воли./ МГУС. - Москва, 2006. - 14 с. - Депонировано в ИНИОН РАН 20. 03. 2006, № 59669.

3. Ясперс К. Введение в философию. - Минск: Изд - во ЕГУ «Пропилеи», 2000. - 192 с.

4. Там же: Ясперс К. Введение в философию. - Минск: Изд - во ЕГУ «Пропилеи», 2000. - 192 с.

5. Иустин (Попович), преподобный. Философские пропасти. - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. - 280 с.

6. Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. - Санкт - Петербург: Изд - во «Наука», 1995 - 656 с.

7. Там же: Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. - Санкт - Петербург: Изд - во «Наука», 1995 - 656 с.

8. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Том XIV. - Ленинград: Изд - во «Наука», Ленинградское отделение, 1976. - 512 с.

- историко - философские аспекты миссионерского

смысла аксиологии ф. м. достоевского и христианская антропология

126

Научные статьи и исследования

9. Байдакова М. Ю. Проблема воли в философии и христианской антропологии. Диссертация [...] кандидата философских наук. - М., 2008. - 233 с.

10. Аскетизм по православно - христианскому учению. Том первый. - Санкт - Петербург: Типография В. Ф. Киршбаума, 1907. - 694 с.

11. Там же: Аскетизм по православно - христианскому учению. Том первый. - Санкт - Петербург: Типография В. Ф. Киршбаума, 1907. - 694 с.

12. Байдакова М. Ю. Проблема воли в философии и христианской антропологии. Диссертация [.] кандидата философских наук. - М., 2008. - 233 с.

13. Марсель Г. Быть и иметь. - Новочеркасск: Изд - во «Тематическая редакция по философии»; Агентство «САГУНА», 1994. - 159 с.

14. Ясперс К. Введение в философию. - Минск: Изд - во ЕГУ «Пропилеи», 2000. - 192 с.

15. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. - М. : Изд - во «Гуманитарная литература», 1995. - 216 с.

16. Ясперс К. Введение в философию. - Минск: Изд - во ЕГУ «Пропилеи», 2000. - 192 с.

17. Там же: Ясперс К. Введение в философию. - Минск: Изд - во ЕГУ «Пропилеи», 2000. - 192 с.

18. Достоевский Ф. М. Дневник писателя в двух томах. Том 2. - М. : Изд - во «Книжный Клуб 36. 6», 2011. - 752 с.

19. Библия с комментариями. - М. : Изд - во «Российское Библейское общество», 2017. - 2048 с.

20. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Том XIV. - Ленинград: Изд - во «Наука», Ленинградское отделение, 1976. - 512 с.

21. Там же: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Том XIV. - Ленинград: Изд - во «Наука», Ленинградское отделение, 1976. - 512 с.

22. Байдакова М. Ю. Проблема воли в философии и христианской антропологии. Автореферат [.] кандидата философских наук. - М., 2008. - 26 с.

23. Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. - Санкт - Петербург: Изд - во «Наука», 1995 - 656 с.

24. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. -М.: Изд - во «Гуманитарная литература», 1995. - 216 с.

25. Платон. Собрание сочинений: В 4-х томах. Т. 2. - М.: Изд-во «Мысль», 1993. - 528 с.

- историко - философские аспекты миссионерского

смысла аксиологии ф. м. достоевского и христианская антропология

127

Научные статьи и исследования

26. Ясперс К. Введение в философию. - Минск: Изд-во ЕГУ «Пропилеи», 2000. - 192 с.

27. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Том VI. - Ленинград: Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, 1973. - 424 с.

28. Аскетизм по православно-христианскому учению. Том первый. - Санкт-Петербург: Типография В. Ф. Киршбаума, 1907. - 694 с.

31. Библия с комментариями. - М. : Изд-во «Российское Библейское общество», 2017. - 2048 с.

32. Байдакова М. Ю. Проблема воли в философии и христианской антропологии. Диссертация [...] кандидата философских наук. - М., 2008. - 233 с.

33. Марсель Г. Быть и иметь. - Новочеркасск: Изд-во «Тематическая редакция по философии»; Агентство «САГУНА», 1994. - 159 с.

34. Ясперс К. Философия. Книга вторая. - М. : Изд-во «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2012. - 448 с.

35. Там же: Ясперс К. Философия. Книга вторая. - М.: Изд-во «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2012. - 448 с.

36. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Том XIV. - Ленинград: Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, 1976. - 512 с.

37. Библия с комментариями. - М. : Изд-во «Российское Библейское общество», 2017. - 2048 с.

38. Аскетизм по православно - христианскому учению. Том первый. - Санкт-Петербург: Типография В. Ф. Киршбаума, 1907. - 694 с.

39. Там же: Аскетизм по православно - христианскому учению. Том первый. - Санкт-Петербург: Типография В. Ф. Киршбаума, 1907. - 694 с.

40. Там же: Аскетизм по православно - христианскому учению. Том первый. - Санкт-Петербург: Типография В. Ф. Киршбаума, 1907. - 694 с.

41. Неганов В. В. Миссионерский смысл и значение понимания духовно - нравственных и антропологических аспектов наследия Ф.М. Достоевского выдающимися богословами Сербской Православной Церкви с точки зрения основных понятий христианской антропологии в историко - философской перспективе // Труды Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Выпуск X: Сборник научных трудов. / По благословению Вы-сокопреосвященнейшего ИОАННА, Митрополита Белгородского и Староосколь-ского. - Белгород: Изд - во «СКпресс», 2020. - Вып. X. - С. 93 - 106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.