Научная статья на тему 'Феномен новостных текстов в социокультурной парадигме: доминанта «Смеховой» семантики'

Феномен новостных текстов в социокультурной парадигме: доминанта «Смеховой» семантики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
281
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смеховая культура / смех / игра / мем / пост / новость / «Лентач»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Третьякова Евгения Алексеевна, Антропова Вера Владимировна

Сегодня в «универсальной» журналистике преобладают новости. Чтобы конкурировать с другими источниками в интернете, новостные СМИ находят в социальных сетях креативные способы подачи информации, в том числе с помощью смехового кода. Это выражается в активном обращении к формам смеховой культуры и «смеховым» речевым жанрам. Современные новостные публикации сводятся к двум основным регистрам «смеховой» семантики – юмористическому и ироническому, что свидетельствует об изменении ценностных приоритетов. В основе первого – «добрый» смех, второй существует и развивается за счёт постоянного конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен новостных текстов в социокультурной парадигме: доминанта «Смеховой» семантики»

Список литературы

1. Боннер-Смеюха, В. В. Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин [Текст] / В. В. Боннер-Смеюха // Филологический вестник Ростовского университета. - 2000. - № 2. - С. 50-56.

2. Викинг, Майк. Hygge. Секрет датского счастья [Текст] / Майк Викинг. - М. : Колибри, 2018. - 288 с.

3. Ильин, В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность [Текст] / В. И. Ильин // Мир России. - 2005. - № 2. - С. 3-40.

4. Литвинов, Н. Н. Бренд-культура: завоевание расположения клиента [Текст] / Н. Н. Литвинов // Бренд-менеджмент. - 2007. - № 5 (36). - С. 338-343.

5. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство - СПБ, 1998. - 285 с.

6. Маркелов, К. В. Мода и журналистика [Текст] : учеб. пособие / К. В. Маркелов. -М. : ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2002. - 38 с.

7. Надыршина, А. А. Элитарный глянцевый журнал о моде и стиле жизни как инструмент конструирования социально-статусной идентичности человека [Текст] / А. А. Надыршина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 4 (26). -С.176-179.

8. Прасковьина, М. В. Жанровая модель глянцевого журнала «СМР.Собака.ги» [Текст] / М. В. Прасковьина // Жанровая стратегия современных российских массмедиа: тезисы III Всероссийской науч.-практич. конф. СамГУ. - Самара : Универс групп, 2009. -С. 109.

9. Heim studio [Электронный ресурс]. - URL: https://www.heimstudio.ru/ (дата обращения: 14.03.2019).

10. Kinfolk - журнал о размеренном образе жизни [Электронный ресурс]. - URL: http://heimstudio.ru (дата обращения: 14.03.2019).

Тихонова Анастасия Александровна - студент магистратуры факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: [email protected]

Морозова Анна Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, директор Учебно-научного центра медиаобразования факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: [email protected]

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10117

Е. А. Третьякова, В. В. Антропова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ФЕНОМЕН НОВОСТНЫХ ТЕКСТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЕ: ДОМИНАНТА «СМЕХОВОЙ» СЕМАНТИКИ

Сегодня в «универсальной» журналистике преобладают новости. Чтобы конкурировать с другими источниками в интернете, новостные СМИ находят в социальных сетях креативные способы подачи информации, в том числе с помощью смехового кода. Это выражается в активном обращении к формам смеховой культуры

и «смеховым» речевым жанрам. Современные новостные публикации сводятся к двум основным регистрам «смеховой» семантики - юмористическому и ироническому, что свидетельствует об изменении ценностных приоритетов. В основе первого - «добрый» смех, второй существует и развивается за счёт постоянного конфликта.

Ключевые слова: смеховая культура, смех, игра, мем, пост, новость, «Лентач».

Превращению текста в массмедийный феномен способствовала глобальная компьютеризация, возможность свободного выхода в интернет, а также постоянный доступ в социальные сети. Данные пункты напрямую коснулись новостной журналистики, которая в настоящее время оказалась наиболее востребованной. Мы предлагаем рассмотреть новостные тексты с точки зрения смеховой культуры в новостном паблике во ВКонтакте «Лентач» [6].

Интернет существенно повлиял на изменение формы подачи информации. Сегодня для продвижения контента популярно постоянное обращение к так называемому культурному коду, т. е. наблюдается непрерывная игра с читателем на узнаваемость.

Игровое поведение стало неотъемлемой частью публикуемого контента, где игра выступает одним из элементов социальной навигации, которая заложена в сознании на генетическом уровне и входит в число первичных инстинктов. Она способна вызывать смех у группы людей, вовлеченных в общую деятельность. Таким образом, смех рассматривается как элемент базового эмоционального состояния (игры), который выступает как социальное явление [8. С. 78].

Теперь в задачи СМИ входит не только поиск, обработка и донесение информации, но и непосредственная коммуникация с аудиторией, попытка вызвать её на диалог. Для этого при создании новостного контента издания используют различные формы смешного, которые условно сводятся к двум основным полярностям - юмористической и иронической. В основе первой - «добрый» смех, второй существует и развивается за счёт постоянного конфликта и использует языковую игру для вовлечения в процесс. Делаем предположение, что в сегодня текстах преобладает второй регистр.

Одним из вариантов «ироничных» новостей могут служить подписи к цитатам, интернет-мемы и так называемые пикчи, сопровождающие в «Лентаче» новостные посты. Это - один из креативных способов подачи информации в социальных сетях, элемент смеховой культуры.

В работе М. М. Бахтина смеховая культура рассматривалась с точки зрения карнавала в жизни средневекового общества, но и сегодня общие положения исследования остаются актуальными. Смеховая культура построена на принципе двумирности, т. е. двойного восприятия человеческих отношений. С одной стороны, люди живут в социуме, который принуждает их общаться в рамках официального поведения; по другую сторону стоит подчеркнуто неофициальная, народная культура, отличающаяся наличием сильного игрового элемента. Народная культура стирала все социальные границы, благодаря чему создавался новый, идеально-реальный тип общения. Таким образом, культура смеха выступала универсальным элементом, который ставил всех в равные условия, а ее амбивалентность давала возможность восхвалять и порицать происходящее [3. С. 9].

Двоемирие прослеживается и в работах более поздних исследователей. Например, Д. С. Лихачёв, изучая традиции смеха в национальной христианской культуре, говорил о существовании мира идеального и его противоположности - антимира, в который помещалось все неправильное. И вновь смех оказывался во второй части системы как один из главных разрушительных элементов [7. С. 13].

По С. С. Аверинцеву, смех амбивалентен: он одновременно является и разрушителем, и созидателем настоящего мира, высмеивая все отрицательное, таким образом, он

конструирует мир свободный от несправедливости. Смех как бы строит антимир, отвергает социальное неравенство, несправедливость. Главное в смехе - освобождение, а агрессивность же свидетельствует об несвободе, архаичности общества. С точки зрения эмоциональной, смех - это «взрыв», он захватывает и увлекает одновременно духовную и физическую ипостаси человека [1. С. 8].

Методом случайной выборки нами были определены четыре даты, в рамках которых рассматривались посты, публикуемые «Лентачом» в течение дня, а также выделены три группы, на которые они делились:

- информационные, передающие новости в нейтральном аспекте;

- общеразвлекательные - опросы на тему дня (примером выступил опрос с кандидатами в президенты Украины во время первого тура голосования) и традиционный радиолентач (музыкальная подборка от читателей);

- «игровые», несущие в себе тот самый культурный код и «недобрый» смех, иронию.

Таблица 1. Результаты анализа постов в новостном паблике «Лентач»

№ Дата Кол-во постов Игровые Информационные Общеразвлекательные

1 31.03.2019 15 9 4 2

2 09.04.2019 26 18 7 1

3 16.04.2019 33 16 14 3

4 22.04.2019 22 12 8 2

Так, «игровые» посты занимают половину / больше половины суточного контента «Лентача». Стоит также обратить внимание на тот культурный код, который используется в процессе игры:

- популярные мемы (например, в новости «Лиса заснула на посадочной полосе аэропорта Пулково и помешала приземлиться самолету») (Рисунок 1);

Рисунок 1

- литература (например, в новости «Сколько можно повторять: Оруэлл написал «1984» как предупреждение, а не как инструкцию!» уже в самом названии, выступающем комментарием к цитате политика Елены Мизулиной, паблик ссылается на антиутопию Дж. Оруэлла «1984»);

- известные личности (после выхода перезапуска фильма «Хеллбой» в России, снятого по оригинальному комиксу, «Лентач» обыграл новость «Российский прокатчик «Хеллбоя» заменил в фильме упоминания Сталина на Гитлера» соответствующей пикчей) (Рисунок 2);

Рисунок 2

- видеоигры (в пикче к новости «Игра Assassin's Creed Unity может помочь реставраторам в восстановлении собора Парижской Богоматери» обыгрывается название одного из элементов игры, выступающего в роли прецедентной единицы) (Рисунок 3).

Рисунок 3

Если же говорить о речевых жанрах, то «смеховая» модальность чаще всего облекается в фатические жанры коммуникации, ухудшающие отношения в скрытой, косвенной форме: иронию, колкость, насмешку (мы опираемся на классификацию речевых жанров В. В. Дементьева [4]; см. также работы по речевым жанрам в журналистском дискурсе Л. Р. Дускаевой [5], В. В. Антроповой [2]).

Делаем вывод: смеховая культура, представленная в виде языковой игры, действительно сегодня актуальна. Она преобладает в современных новостях, причём издание, использующее ее, вовлекает аудиторию в игру с помощью разнообразия культурного кода, используя «негативную», ироничную оценку происходящего. В дальнейшем предполагается рассмотреть, какова основная задача «Лентача»: ирония как цель привлечь новую аудиторию или же это средство налаживания контакта и его поддержания с уже имеющимися подписчиками?

Список литературы

1. Аверинцев, С. С. Бахтин, смех, христианская культура // М. М. Бахтин как философ. - М.: Наука, 1992. С. 7-19.

2. Антропова, В. В. Динамика речевых жанров и демократизация языковых норм в журналистском дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2015. - № 5 (360) - С. 124-129.

3. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса [Текст] : монография / М. М. Бахтин. - М. : Худож. лит., 1990. - 543 с.

4. Дементьев, В. В. Теория речевых жанров. - М.: Знак, 2010. - 600 с.

5. Дускаева, Л. Р. Журналистский дискурс в аспекте речевых жанров // Жанры речи. -2014. - № 1-2. - С. 50-57.

6. Лентач [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/oldlentach (дата обращения: 23.04.2019).

7. Лихачев, Д. С. «Смеховой мир» Древней Руси [Текст] / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко. - М. : Наука, 1976. - 204 с.

8. Panksepp, J. The Archaeology of Mind: Neuroevolutionary Origins of Human Emotions [Text] / J. Panksepp, L. Biven. - New York: W. W. Norton & Company, 2012. - 592 p.

Третьякова Евгения Алексеевна - магистрант факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: [email protected]

Антропова Вера Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10118

П. С. Шестакова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ПРИМЕНЕНИЕ ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Технический прогресс является толчком к развитию новых способов передачи информации, новых форматов и жанров. Один из появившихся жанров - авторский блог, содержанием которого могут являться как новости, так и личные рассуждения. Блоги давно не только текстовые, они приобрели различные форматы и жанры: фотоблоги, видеоблоги, подкасты, микроблоги. Мы остановили свое внимание на видеоблогах, которые посвящены интервьюированию собеседника.

Ключевые слова: интервью, интернет-пространство, видеоблог, беседа, новшества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.