Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН НЕГЛЕКТА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ'

ФЕНОМЕН НЕГЛЕКТА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
367
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ / НЕГЛЕКТ / НЕГЛЕКТ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Митрухина Светлана Владимировна, Слюсарь Егор Сергеевич

Статья посвящена такому малоизученному социально-психологическому феномену, как неглект/пребрежение, предпринимается попытка обоснования актуальности и значимости данной проблемы в контексте социальной работы. В теоретической части статьи рассматриваются следующие вопросы: феномен неглекта/пренебрежения, понятие, причины, проявления, последствия неглекта. Во второй части представлены результаты анкетирования специалистов социальной сферы Республики Хакасия и юга Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Митрухина Светлана Владимировна, Слюсарь Егор Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON NEGLECT PHENOMENON IN SOCIAL WORK

The article is devoted to such a poorly studied socio-psychological phenomenon as neglect / disdain, an attempt is made to substantiate this issue relevance and significance in the social work context. The author theoretically considers the neglect phenomenon, concept, causes, manifestations, and consequences of that. Further, there are presented results of a survey of social sphere specialists held in the Republic of Khakassia and the south of the Krasnoyarsk territory.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН НЕГЛЕКТА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ»

циальный опыт или социальные слухи о негативных проявлениях в деятельности организаций социальной защиты населения: гру-

бость/хамство/агрессия со стороны работников организации, отказ в оказании услуги и некачественное оказание услуг, халатность.

Библиографический список

1. Макушева М. О., Нестик Т. А. Социально-психологические предпосылки и эффекты доверия социальным институтам в условиях пандемии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 427-447. URL: https://doi.org/10.14515/ monitoring.2020.6.1770 (дата обращения: 23.09.2021).

2. Сухов А. Н., Гераськина М. Г., Захарова А. А. Уровень доверия клиентов к социальным работникам как показатель эффективности их профессиональной деятельности // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 8. С. 153-159. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/uroven-doveriya-klientov-k-sotsialnym-rabotnikam-kak-pokazatel-effektivnosti-ih-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 23.09.2021).

3. Алексеева А. Ю. Уверенность, социальное и межличностное доверие: критерии различения // Южно-российский журнал социальных наук. 2007. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uverennost-sotsialnoe-i-mezhlichnostnoe-doverie-kriterii-razlicheniya (дата обращения: 23.09.2021).

4. Глушко И. В. Социальное доверие: концепт и структура // Философия права. 2013. № 6 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-doverie-kontsept-i-struktura (дата обращения: 06.09.2021).

5. Ильин Е. П. Психология доверия. СПб.: Питер, 2013. 288 с.

6. Экономика и социология доверия: монография. СПб.: Русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2004. 192 с.

7. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 565 с.

8. Luhmann N. Trust and Power. Chichester: John Wiley and Sons Inc., 1979. 208 p.

9. Giddens A. The constitution of society: Outline of the theory of structuration. - Berkeley; Los Angeles; 1984. - XXXVII, 402 p. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/765/651/1219/gl2.pdf (дата обращения: 23.09.2021).

10. Giddens A. Modernity and self-identity. - Stanford (Col.) Stanford univ. press, 1991. 270 р. URL: https://s3.amazonaws.com/arena-attachments/50002/Giddens_ModernityandSelf-Identity.pdf (дата обращения: 23.09.2021).

11. Луман Н. Социальные системы. СПб.: Наука, 2007. 641 с.

12. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122-139.

13. Проблемы и парадоксы анализа институционального доверия как элемента социального капитала современной России / М. Сасаки, В. А. Давыденко, Ю. В. Латов [и др.] // JIS. 2009. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7problemy-i-paradoksy-analiza-institutsionalnogo-doveriya-kak-elementa-sotsialnogo-kapitala-sovremennoy-rossii (дата обращения: 23.09.2021).

14. Ostrom E. Social capital: a fad or a fundamental concept? // Center for the Study of Institutions, Population, and Environmental Change Workshop in Political Theory and Policy Analysis Indiana University. 1999. Р. 172-214. URL: http://csel.eng.ohio-state.edu/productions/intel/research/trust/Social %20Capital %20fad %20or %20concept.pdf (дата обращения: 23.09.2021).

15. Коржевская Н. Социальный институт как общественное явление (социологический аспект). Свердловск, 1983. 132 с.

16. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. 240 с.

© Митрухина С. В., Данилова А. Е., 2021

УДК 364.024

ФЕНОМЕН НЕГЛЕКТА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Митрухина Светлана Владимировна,

старший преподаватель кафедры психологии, социальной работы

Слюсарь Егор Сергеевич

студент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Статья посвящена такому малоизученному социально-психологическому феномену, как

неглект/пребрежение, предпринимается попытка обоснования актуальности и значимости данной проблемы

в контексте социальной работы. В теоретической части статьи рассматриваются следующие вопросы: фе-

номен неглекта/пренебрежения, понятие, причины, проявления, последствия неглекта. Во второй части представлены результаты анкетирования специалистов социальной сферы Республики Хакасия и юга Красноярского края.

Ключевые слова: насилие, пренебрежение, неглект, неглект в социальной работе.

ON NEGLECT PHENOMENON IN SOCIAL WORK

Mitrukhina Svetlana Vladimirovna,

senior lecturer, Psychology and Social Work Department

Slyusar Egor Sergeevich,

student

Katanov Khakass State University (Abakan).

The article is devoted to such a poorly studied socio-psychological phenomenon as neglect / disdain, an attempt is made to substantiate this issue relevance and significance in the social work context. The author theoretically considers the neglect phenomenon, concept, causes, manifestations, and consequences of that. Further, there are presented results of a survey of social sphere specialists held in the Republic of Khakassia and the south of the Krasnoyarsk territory.

Key words: violence, disdain, neglect, neglect in social work.

Проблема пренебрежения, безразличия, неисполнения своих обязанностей является актуальной для социальной работы: на практике социальным работникам приходится сталкиваться с пренебрежением в работе с безнадзорными детьми, детьми в приёмных семьях, пожилыми людьми, и др. Классический пример - это пренебрежение исполнением родительских обязанностей: проживание детей в небезопасных жилищных условиях, отсутствие полноценного питания, отсутствие чистой и соответствующей сезону одежды, пренебрежение личной гигиеной, несвоевременное обращение или отказ от медицинской помощи, создание условий, невозможных для получения образования, социальная изоляция и др.

В 1983 году на феномен неглекта/пренебрежения обратил внимание американский психолог Джошуа Маккорд, в своей научной работе «Сорокалетний взгляд на последствия жестокого обращения с детьми и безнадзорности» он рассматривал влияние родителей на развитие ребёнка, а также выявил ряд причин неглекта. Автор просмотрел записи, составленные в период с 1939 по 1945 гг. в восточном штате Массачусетс учителями школ и социальными работниками в отношении мальчиков, посещавших начальную школу. Используя оценки учителей школ и социаль-

ных работников, которые регулярно посещали этих мальчиков в их семьях, автор смог разделить этих мальчиков на 4 категории в зависимости от отношений к ним родителей. Эти 4 группы были названы: «забытыми» (те, кем пренебрегали), «избитыми» (подвергшиеся насилию), «отвергнутыми» или «любимыми». Избитых и отвергнутых мальчиков воспитывали агрессивные родители, которые часто требовали от своих детей поведения взрослых. В семье отверженных присутствовали семейные конфликты, алкоголизм, отцовская преступность. «Любимые», как правило, воспитывались уравновешенными, уверенными в себе матерями. В период с 1975 по 1979 гг. удалось найти и проследить судьбу 98 % этих мальчиков (мужчин). Среди тех, кого избивали, кем пренебрегали и кого отвергали, было больше правонарушений, чем среди тех, кого воспитывали любящие родители. Примерно половина мальчиков, которых избивали или кем пренебрегали, были наказаны за серьезные преступления, стали алкоголиками, психически больными или умерли, когда были еще очень молоды [1].

В зарубежной литературе эти явления объединены общим понятием «неглект» (neglect). Под неглектом чаще всего понимают скрытую форму психологического насилия, когда лицо

(субъект), на которого обществом возложены обязанности заботы, опеки, защиты, помощи объекту намеренно не исполняет свои обязанности, пренебрегает ими, тем самым наносит объекту физический или моральный вред. Данное нами понятие является компилированным, так как на начальных этапах исследования этого малоизученного феномена нам сложно достичь феноменологического понимания.

За рубежом проблеме неглекта уделяется пристальное внимание. С 2016 года в международном междисциплинарном журнале «Жестокое обращение с детьми и неглект» (Child Abuse & Neglect) издано более 300 научных статей, включающих результаты эмпирических исследований, теоретические и методологические обзоры научной литературы [2].

Однако изучение малоисследованного, хоть и актуального вопроса накладывает ограничения: невозможно углубиться в конкретные проявления неглекта в социальной работе, в необходимую для практики разработку мер профилактики неглекта, не разобравшись с сущностью самого явления, с возможными направлениями его теоретического и практического анализа.

Понятие неглекта является новым, в научный дискурс пока прочно не вошло. Современные исследователи рассматривают пренебрежение как разновидность насилия, так и как само по себе уникальное явление, которое отличается от таких феноменов, как жестокое обращение и психологическое насилие.

Часто понятие «неглект» рассматривается как синоним слова «абьюз» (abuse, абъюз) -насилие, плохое обращение, оскорбление, форма психологического или физического насилия над человеком [3, c. 317]. Чаще всего этот слово употребляют в психологии, когда речь идет об межличностных отношениях. В абьюзных отношениях партнёр нарушает личные границы другого человека, унижает, до-

пускает жестокость в общении и действиях с целью подавления воли жертвы.

Абьюз и неглект - схожие явления, общим для них является то, что вся агрессия реализуется без перехода к физическому воздействию. Чаще всего более широким понятием считают абьюз. Неглект (neglect переводится как «пренебрежение» или «халатное отношение») рассматривают как одну из форм абьюза, которая заключается в игнорировании своих обязанностей по заботе о близком человеке, пренебрежение им, его потребностями, желаниями и просьбами.

В обоих случаях речь идёт о жестоком обращении с жертвой, физическом или ментальном насилии, но в случае абьюза насилие необходимо, чтобы подавить волю жертвы, а в случае неглекта - нанести моральный или физический вред. Неглектер не всегда ограничивается психологическим насилием. К примеру, он может сознательно отказаться делать какие-то вещи, от которых зависит здоровье и жизнь жертвы (например, обратиться за медицинской помощью, накормить ребенка/пожилого человека и т. п.).

Изначально этот феномен изучали исключительно в рамках детско-родительских отношений (например, постоянное игнорирование детских просьб и потребностей, нежелание играть с ребенком, проводить с ним время, помогать в выполнении уроков и т. д.). Затем область его применения расширилась на сферу межличностных отношений взрослых людей: например, объектом внимания становится супружеский неглект, неглект по отношению к беременным женщинам, молодым мамам, пожилым родственникам и другим. Еще одно направление современных зарубежных исследований - это неглект в отношении самого себя (self-neglect), когда человек (чаще всего речь идет о пожилых людях) пренебрегает своим здоровьем, гигиеной, занимается накопительством (сбором мусора, отходов), бродяжничеством и т. п. В медицине, нейропсихо-

логии объектом исследований является синдром неглекта - психоневрологический феномен, возникающий при поражении структур мозга, проявляющийся в неспособности реагировать на раздражители, предъявляемые в левосторонние периферические отделы анализаторных систем [4, с.29].

Причины неглекта могут объективными/внешними и субъективными/внутренними [5]. К внутренним причинам неглекта относят такие, как: эмоциональное выгорание, продолжительная психическая и эмоциональная нагрузка; когнитивные нарушения, нарушения памяти и мышления; алкогольная или наркотическая зависимость; низкие эмпатические способности, алекситимия и др. К внешним причинам относятся следующие факторы: особенности воспитания, отсутствие родительской заботы; затруднённое материальное положение; толерантность общества к насилию; отсутствие образования, знаний и опыта в сфере человеческих взаимоотношений; отсутствие поддержки со стороны социального окружения и др.

В повседневной жизни чаще всего встречаются следующие проявления неглекта:

- невыполнение обязательств: отказ в предоставлении питания, жилья, одежды и предметов первой необходимости, медицинской помощи и надлежащих условий проживания зависимому человеку;

- принудительный неглект: намеренное создание условий, в которых человек лишен возможности удовлетворять важные потребности;

- умышленное бездействие: намеренный отказ в помощи при полном осознании того, что без неё человек может получить серьёзный физический или психический ущерб;

- эмоциональное отчуждение: отказ в эмоциональной поддержке, близком общении и др.

Зарубежные авторы определяют следующие типы пренебрежения в отношении несовершеннолетних [6, с. 4-7]:

- физическое пренебрежение или неудовлетворение потребностей (physical neglect or deprivation of needs neglect) - это неудовлетворение основных физических потребностей детей (например, в пище, жилье и одежде);

- медицинское пренебрежение (medical neglect) - несвоевременное обращение за медицинской помощью или невыполнение указаний после получения медицинской консультации, отказ от медицинской помощи;

- пренебрежение надзором (supervisory neglect) - поручение другому лицу осуществления надзора (оставление ребенка у родственников, друзей), отсутствие надзора в опасных обстоятельствах (например, отсутствие надзора за ребенком вблизи огня, воды и т. п.);

- пренебрежение окружающей средой (environmental neglect): антисанитарные условия проживания и антисанитарный внешний вид;

- пренебрежение образованием (educational neglect) - невозможность получения обязательного или дополнительного образования детьми, непосещение детьми образовательных учреждений;

- эмоциональный неглект (emotional neglect) - неудовлетворение эмоциональных потребностей (надёжных, позитивных привязанностей со стороны взрослых). Некоторые исследователи связывают эмоциональное пренебрежение с унижением или отвержением ребенка;

- детская безнадзорность (child neglect) -отсутствие контроля взрослых, в частности родителей, за поведением детей.

Последствия неглекта также разнообразны, исследователями принято делить их на краткосрочные и долгосрочные, которые в свою очередь можно подразделить на поведенческие, психические и эмоциональные проблемы. Ученые сходятся во мнении о том, что детский неглект приводит к серьезным когнитивным проблемам, проблемам в обучении, к социаль-

ной замкнутости и ограниченному взаимодействию со сверстниками и др. [7, с. 86; 8] к суицидальным мыслям (у детей 10-17 лет), к повышенному риску употребления алкоголя и наркотиков [9]. Эти результаты подчеркивают важность разработки стратегий профилактики неглекта, которые обеспечат социально-психологическую поддержку, необходимую для создания безопасных, стабильных и благоприятных условий для социально уязвимых граждан.

С целью выявления актуальности проблемы неглекта в социальной работе нами был проведён анкетный онлайн-опрос специалистов социальной сферы Республики Хакасия и юга Красноярского Края. Нас интересовали мнения респондентов о значимости проблемы пренебрежения, кто, по их мнению, наиболее часто подвергаются пренебрежению, и в какой сфере отношений проблема пренебрежения стоит наиболее остро.

В опросе приняли участие 36 работников социальной сферы: из 34 женщины и 2-е мужчин, что соответствует генеральной совокупности. Стаж работы в социальной сфере варьировался от 1 года до 26 лет, были опрошены специалисты разных уровней: руководители и их заместители, специалисты по социальной работе, психологи и социальные педагоги, большую часть респондентов составили специалисты по работе с семьёй и детьми.

Результаты опроса подтвердили актуальность проблемы неглекта/пренебрежения в сфере социальной работы: 68 % опрашиваемых считают проблему пренебрежения в социальной работе актуальной, а 57 % респондентов встречались с этой проблемой лично.

Наиболее часто (67 %) респонденты встречались с проблемой пренебрежения в сфере отношений «клиент - его ближайшее окружение»: семья, ближайшие родственники; реже по отношению клиента к самому себе (22 %), редко с проявлениями в сфере «социальный работник - клиент»(11 %).

Так как тема неглекта в профессиональной деятельности является закрытой, и специалисты не готовы отвечать на столь провокационные вопросы, мы попытались обойти её с помощью обсуждения одной из возможных причин пренебрежения профессиональными обязанностями - профессионального стресса. В таком ключе уже были проведены зарубежные исследования [10, с. 197]. 61 % респондентов указали профессиональный стресс в качестве возможной причины неглекта, 54 % респондентов отметили, что испытывают на себе его влияние, что их профессиональная деятельность в разной степени, но так или иначе вызывает профессиональный стресс; 32 % респондентов склоняются к тому, что их деятельность вызывает незначительный стресс. Среди причин профессионального стресса респонденты выделяют загруженность, так ответили 84 % опрошенных, специалисты отмечают, что они перегружены, что в свою очередь может вызывать и упущения в выполнении профессиональных обязанностей. 61 % опрашиваемых ответили, что профессиональный стресс влияет на их деятельность в значительной мере; 22 % ответили, что профессиональный стресс не влияет на их работоспособность или оказывает незначительное влияние.

Что касается негативных последствий неглекта, то наиболее часто (78 %) респонденты в своей практике встречали последствия, связанные с психологическими и поведенческими последствиями, а также агрессивностью; 60 % респондентов встречались с проблемами здоровья, гигиены, внешним видом; равное количество (по 48 %) указали, что это были пропуски учебы школьниками и студентами, а также злоупотребление психотропными веществами, социальная изоляция встречается в 32 % случаев; физические травмы, жестокое обращение или сексуальное насилие встречается в 30 % случаев; задержка в развитии детей в 24 % случаев; 20 % случаев прене-

брежения связаны с голоданием; 17 % случаев связаны с накопительством.

Таким образом, проблема неглек-та/пренебрежения в социальной работе является актуальной, особенно в сфере «клиент-его ближайшее окружение» (дети, люди с ограни-

ченными возможностями здоровья, пожилые люди и др.) и требует дальнейших исследований, а также разработки технологий выявления неглекта, профилактики и реабилитационной работы.

Библиографический список

1. McCord J. A forty year perspective on effects of child abuse and neglect. Child Abuse Negl. 1983;7(3):265-70. URL:https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/6686471/ (дата обращения: 24.09.2021).

2. Child Abuse & Neglect. URL:https://www.journals.elsevier.com/child-abuse-and-neglect(дата обращения: 24.09.2021).

3. Харламова Д. А. Анализ абьюзивных отношений, имеющих сексуальный подтекст, и меры психологической реабилитации жертв сексуального насилия // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-abyuzivnyh-otnosheniy-imeyuschih-seksualnyy-podtekst-i-mery-psihologicheskoy-reabilitatsii-zhertv-seksualnogo-nasiliya (дата обращения: 24.09.2021).

4. Особенности коррекции синдрома неглекта при осуществлении двигательной реабилитации пациентов с полушар-ным инсультом / В. В. Ковальчук, Т. Н. Хайбуллин, А. С. Галкин [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2019. № 119 (3). С. 29-38. URL: https://www.mediasphera.ru/issues/zhumal-nevrologii-i-psikhiatrii-im-s-s-korsakova/2019/3/1199772982019031029 (дата обращения: 24.09.2021).

5. Glaser D. Emotional abuse and neglect (psychological maltreatment): A conceptual framework. Child Abuse & Neglect. URL: https://www.researchgate.net/publication/223036791_Emotional_abuse_and_neglect_psychological_maltreatment_ A_conceptual_framework (дата обращения: 24.09.2021).

6. Gaudin J.M. Child Neglect: а Guide for Intervention. USA, 1993. 130 р. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi = 10.1.1.577.3378&rep = rep1&type = pdf (дата обращения: 24.09.2021).

7. Hildyard K. L, Wolfe D. A. Child neglect: developmental issues and outcomes, Child Abuse & Neglect, Volume 26, Issues 6-7, 2002, P. 679-695. URL: https://doi.org/10.1016/S0145-2134(02)00341-1 (дата обращения: 24.09.2021).

8. Erickson, M. F., Egeland, Byron. (2002). Child neglect. The APSAC handbook on child maltreatment. № 3. Р. 102-119. URL: https://www.researchgate.net/publication/283522835_Child_neglect (дата обращения: 24.09.2021).

9. Vanderminden J., Hamby Sh., David-Ferdon C., Kacha-Ochana A., Merrick M., Simon Th.R., Finkelhor D., Turner H. Rates of neglect in a national sample: Child and family characteristics and psychological impact, Child Abuse & Neglect, Volume 88, 2019. P. 256-265. URL: https://doi.Org/10.1016/j.chiabu.2018.11.014 (дата обращения: 24.09.2021).

10. Chaudhry M. N. The identification of the child neglect in social work practice/ University of Salford School of Health and Social Care, 2016. 186 p. // URL: https://usir.salford.ac.uk/id/eprint/41619/3/THE %20IDENTIFICATI0N % 200F %20CHILD %20NEGLECT %20IN %20S0CIAL %20W0RK %20PRACTICE.pdf (дата обращения: 24.09.2021).

© Митрухина С. В., Слюсарь Е. С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.